Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, военными займами, хлебом, мясом.
Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь. Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды.
дети войны.doc
классный час
«Дети и война»
(Всё – для фронта, всё – для Победы)
2.
3.
4.
5.
6.
Цель: Воспитание любви к Родине, чувства патриотизма.
Задачи:1. Расширять знания детей об истории нашей страны.
Воспитывать уважение к прошлому своего народа.
Развивать интерес к работе по изучению истории своего края.
Прививать любовь к чтению художественной и научнопублицистической
литературы о Великой Отечественной войне.
Рассказать о трудовом героизме ребят ровесников современных мальчишек
и девчонок.
Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, песни военных лет, выставка
рисунков детей о войне, выставка книг о детях в годы войны.
Подготовительная работа: конкурс рисунков детей на темы «Что я знаю о войне», «Дети
и война», «Моя семья в годы войны», поиск материала о пионерахгероях, подготовка
сообщений, создание презентации.
Ход классного часа:
Слайд 1. (Тихо звучит музыка – довоенные пионерские песни)
Слайд 2. И тыл в то время тоже фронтом был
У нас в тылу работали заводы,
Там собирали танки, самолёты,
Снаряды делали и пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли,
Для самолётов бомбы, ружья для солдат,
Орудья и, конечно, провиант.
Без мужественных тружеников тыла
Страна бы наша никогда не победила.
Их тоже часто награждали,
И ордена давали, и медали.
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова
Победа. Е. Трутнева
Солнце в трубу золотую трубит:
"Слава героюбойцу!
Враг побеждён, уничтожен, разбит,
Слава героюбойцу!"
С врагами я бьюсь, сказал боец,
На это и жизни не жаль,
Но штык для меня ковал кузнец
Крепка закалённая сталь!
Я выковал штык, кузнец говорит,
Как жар, он на солнце горит,
Но звонкую сталь, драгоценный дар,
Выплавил братсталевар.
Конечно, сказал сталевар, металл
Я сам из руды достал,
Но в тёмные недра Уральских гор
Спускался не я, а шахтёр.
Да, это правда, шахтёр сказал,
Забой у меня каменист.
Руду я достал, но к вам на вокзал
Её привозил машинист.
1 Ну да, сказал машинист, по стране
Я езжу во все концы,
Но хлеб добывают и вам, и мне
Родные наши жнецы.
Что ж, это верно, я всех кормлю,
Сказал машинисту жнец,
Но землю, которую я люблю,
Сберёг для меня боец.
Слайд 3. Отцы на фронт – дети на завод.
Слайд 4. Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой
или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё
фронту, стране.
Слайд 5. Тыл это половина победы!
Совершенно справедливо сказал когдато маршал Жуков: «Тыл это половина
победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой,
военными займами, хлебом, мясом.
Дети войны. Ведь это они, 915летние, заготавливали дрова, собирали наравне с
взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им
жизнь. Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды.
Слайд 6. Подростки работали на заводах по 1214 часов. Многие ребята были малы
ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и
работали, забывая про сон и отдых.
Слайд 7. Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились
токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах,
на которых производились моторы для самолетовистребителей и бомбардировщиков. В
годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11
до 16 лет. В некоторых цехах они составляли 80 % состава рабочих. Дети стояли за
станками наравне с взрослыми рабочими. На фотографии вы можете увидеть, как
директор завода Анатолий Солдатов поощряет детей, работавших на заводе в годы войны,
банками варенья.
Слайд 8. Не только на заводах ребята помогали старшим. Девочки ходили в
госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, писали письма,
устраивали концерты.
Воспоминания карельских детей войны, трудившихся в тылу, вы можете прочитать в
книге Светланы Зааловой «Маленький солдат».
Из письма Л. М. Орловой в среднюю школу № 2 города Беломорска:
«Большое всенародное горе объединило тогда людей. Фашисты принесли на нашу
землю разрушение и смерть. Они разъединили близких людей. Тысячи людей лишили
Родины, семьи, жизни в первые же месяцы войны. И мы, дети, видели, как мужественно
наши родные и близкие противостоят этому горю и злу. Женщины после работы шли в
госпиталь, чтобы помочь медицинским работникам ухаживать за ранеными. Это было такое
время, ребята, когда нельзя было оставаться в стороне».
Лина Орлова получила медаль «За боевые заслуги». Вот что она вспоминает:
Послушайте отрывок из книги «Маленький солдат».
(Читает ученица.)
— Вашу дочь награждают медалью,— сказали маме по телефону.
— Лину? — мама растерянно присела на стул.— Какой медалью?
— «За боевые заслуги». По ходатайству раненых и медицинского персонала
госпиталя. Ждем вас с дочерью в Доме Красной Армии.
Лине вначале показалось, что мама шутит, но мама была очень бледная и
взволнованная, и Лина поверила.
2 «Что я такого сделала? За что медаль? Ведь ее дают бойцам и командирам,
тем, кто на фронте воевал».
— Воевать, Лина, можно не только на фронте,— серьезно сказала Екатерина
Никифоровна, когда девочка прибежала к ней.— Ты даже не подозреваешь, что
тоже воюешь за нашу победу. Так что медаль тебе за дело. Готовься.
Мама достала из чемодана выходное платьице Лины из красного вельвета.
Подвела дочку к зеркалу, приложила платье:
— Немножко мало стало, выросла ты за зиму, повзрослела. Ничего, я чутьчуть
в швах отпущу.
В зале Дома Красной Армии было полно народу. Лина с мамой с трудом
отыскали два свободных места. Лина прижалась к маминой руке. Рука у мамы
была теплая, немножко шершавая и такая родная, что Лина както сразу
успокоилась.
Сначала на сцену выходили взрослые бойцы и командиры, им вручали награды. Зал
аплодировал. Вдруг Лина услышала свое имя:
— Медаль «За боевые заслуги» вручается пионерке Лине Орловой.
Лиина встала и пошла через зал. Когда первый секретарь Карельского областного
комитета партии член Военного совета Карельского фронта Геннадий Николаевич
Куприянов вручал Лине медаль, он тихо, чтобы слышала одна Лина, спросил:
— Зазнаваться не будешь?
— Нет,— решительно мотнула головой девочка.— Еще лучше работать буду.
Лина сбежала по ступенькам вниз и стала искать глазами маму. Щеки ее
горели. На груди у Лины была настоящая взрослая медаль.
Военные в последних рядах приподнимались с мест, чтобы получше разглядеть эту
маленькую светловолосую девчонку.
Сейчас Лина Михайловна Орлова живет в Воронеже. Работает в одном из научно
исследовательских институтов. Она — кандидат технических наук, металловед.
Слайд 10. Учащиеся школы № 6 г. Калинина пишут письма домой под диктовку
раненых бойцов, находящихся на излечении в госпитале.
В столярной мастерской Дома пионеров г. Ленинграда. Подростки изготавливают
санитарные ящики.
Слайд 11. Взрослые и дети собирали посылки, которые посылали на фронт. Как вы
думаете, что было в этих посылках?
Школьники Октябрьского района Ленинграда упаковывают ящики с подарками
бойцам Красной Армии.
Учащиеся 3го класса женской школы № 216 Куйбышевского района г. Ленинграда
готовят кисеты в подарок фронтовикам.
Солдаты, получая посылки с теплыми вещами – носками, варежками, с теплыми
письмами, в которых были пожелания поскорее прогнать ненавистных фашистов с нашей
земли, напевали простую песенку:
«Принесли мне в землянку посылку,
И повеяло теплом.
И забилося сердце так пылко,
И я вспомнил отчий дом.
Адрес краткий на пакете, там написано одно:
Или Пете, или Феде,
Или Мите, все равно.
Я не тот, не другой и не третий,
Но принять подарок рад.» (Из книги С Зааловой «Маленький солдат».)
3 Слайд 12. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и
кормить фронт и тыл.
Школьники колхоза «Белорусский Труженик» собирают грибы для Красной Армии
и населения города.
Слайд 13. В те суровые военные годы дети рано становились взрослыми. Отцы
уходили на фронт, матери работали на заводах, иногда ночевали в цехах. Все заботы по
дому, о младших братьях и сестрах ложились на плечи подростков.
(Ученики читают стихотворение В. Берестова «Мужчина»)
Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно
На ней ни капли жира.
С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.
Я искренне уверен,
Что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой,
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался
Подобными делами.
Мать заменила папу.
Я помогаю маме.
Слайд 14. Наравне с взрослыми дети и подростки все отдавали фронту, пережили
серьезные испытания, чтобы приблизить День Великой Победы. О нелегких военных
буднях вы можете прочитать в книгах «Медаль за бой, медаль за труд», «Дети военной
поры», «О подвигах, о доблести, о славе...», «Маленький солдат» и других. (Выставка
книг.)
Слайд 15. Можете найти информацию в Интернете.
Интернетресурсы.
Итог. Поздравляю вас с Праздником Великой Победы! Теперь вы знаете, что победа
ковалась не только на фронте. Без тружеников тыла, без самоотверженного труда не
только взрослых, но и детей, ваших сверстников, одержать победу в такой масштабной
войне было бы невозможно. Надеюсь, теперь вы больше узнали о том, как трудились дети и
подростки в годы Великой Отечественной войны. Это очень важно знать и помнить
героические страницы истории нашей Родины.
4
Дети и война
Дети и война
Дети и война
Дети и война
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.