Каждый возрастной период, характеризуется ведущим видом деятельности. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Дети познают закономерности окружающего мира и свои собственные возможности. В дошкольном возрасте – является игра. В отличие от манипулятивной деятельности игра имеет, гораздо большие, возможности для познания мира и самого себя.
Консультация для родителей 45 лет. Тема: «Дети познают мир через игры».
Каждый возрастной период, характеризуется ведущим видом деятельности. В раннем
возрасте ведущим видом деятельности является предметноманипулятивная деятельность.
Дети познают закономерности окружающего мира и свои собственные возможности. В
дошкольном возрасте – является игра. В отличие от манипулятивной деятельности игра
имеет, гораздо большие, возможности для познания мира и самого себя. Ребенок способен
действовать в условной (воображаемой) ситуации, которая ему реально недоступна:
«водить» машину, «скакать» на лошади, «лечить» животных и людей. Игра также
открывает ему мир социальноролевых отношений, которые реализуются в системе
игровых правил.
Игра это символический язык, посредством которого ребенок проявляет и выражает себя.
Детские игры проходят путь развития от предметноманипуляционных ( построить домик,
заборчик из кубиков и так далее) до сюжетноролевых игр с правилами (например, в
строителей, в водителей, в магазин, в больницу, и другие). Младшие дошкольники играют
чаще по одному. А вот к среднему дошкольному возрасту период игры становится
совместным. На протяжении всего периода игр поэтапно развивается у детей восприятие.
А уже на основе восприятия начинает формироваться мышление. А вот развитие памяти
наитеснейшим образом связано с развитием мышления у детей. Ученые отметили, что в
игре процесс запоминания значительно выше. Если у детей увиденное и услышанное
вызвало интерес, то они запомнят происходящее без особых проблем.
Принципы использования игр.
1.Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть
подчинены ей.
2.Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к
выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо
переключиться на другой вид деятельности.
3.Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать
элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть
цели.
4.В каждой игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий,
совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение
конфликтных ситуаций и детского травматизма.
5.Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.6.Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования
детьми соответствующего возраста.
Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществить то, что в действительности
ему еще недоступно. В игре формируются основные личностные качества дошкольника:
умение учитывать интересы других, умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу».
Родителям, которые хотели бы, чтобы их дети играли, необходимо позаботиться не только
о наличии игрушек, но и подсказать сюжет игры, показать, как можно действовать с
игрушками, обыграть предложенный сюжет. Ушло время больших дворовых
разновозрастных компаний, большинство семей имеют одногодвух детей. Чаще всего дети
находятся в компании своих сверстников, у которых такой же игровой опыт, как у них
самих, поэтому ребенку не у кого учиться игровой культуре.
С помощью взрослого ребенок способен овладеть все более сложными способами
построения игры. Психологи называют три способа, которыми может овладеть ребенок за
период дошкольного детства (от 2 до 7):
предметнодейственный способ построения игры;
ролевой способ построения игры;
сюжетосложение.
Предметнодейственный способ предлагает воспроизведение простейших операций с
предметами (ложкой кормить, расческой причесывать и так далее). К трем годам дети
обычно могут воспроизводить длинную цепочку операций с предметами, которая
объединяется единым сюжетом: «Приготовление обеда кукле», «Кормление куклы» и так
далее. Переход к ролевому поведению в игре связан с возрастающими возможностями
ребенка. Дети учатся сравнивать свои действия одним из важных средств реализации роли.
Ролевое поведение можно формировать с трехлетнего возраста.
В 5 лет поведение детей в игре значительно усложняется. В этом возрасте они уже могут
обсуждать замысел и договариваться о правилах перед началом игры, дети способны
создавать сложные сюжеты, комбинируя эпизоды из сказок и реальной жизни. Поэтому
возраст в 5 лет можно определить как условную границу перехода к формированию
сюжетосложения. Последний способ построения игры наиболее важен для развития
фантазии, творческого мышления, монологической речи. Поскольку дети в этом возрасте
уже осознают правила игры, они способны научиться играть в настольные игры, в прятки.
Эти игры сильно отличаются от ролевых игр, где сама роль определяет правила поведения
играющих: играющий зайца должен прятаться и бежать от «волка», а играющий волкадолжен искать «зайца». В настольных играх может уже не быть ролей, поэтому они
начинают походить на интеллектуальные задания, которые надо выполнить определенным
образом, и развивают у ребенка логическое мышление и внимание.
Когда взрослый организует игру необходимо соблюдать следующие правила:
тема игры должна отображать интересы ребенка;
не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;
руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;
взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним
теплые и заботливые отношения;
взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;
взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные
проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.
В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и следовать правилам.
И напоследок, игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть
как на какуюто забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и
обеспечивать самые благоприятные условия.