"Дети войны". Урок в 7-м классе по повести А.Лиханова "Последние холода"
Оценка 4.8

"Дети войны". Урок в 7-м классе по повести А.Лиханова "Последние холода"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
воспитательная работа +1
7 кл
12.04.2018
"Дети войны". Урок в 7-м классе по повести А.Лиханова "Последние холода"
Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны… И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть! Альберт Лиханов Цели урока: показать значение повести А. Лиханова; вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст. 1). Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Заранее на дом было задано сочинение, некоторые зачитают на уроке). 2). А какие произведения читали о ней? (Выступления 3-4 учащихся). Слово учителя. – Много замечательных произведений, посвященных военной теме, появилось в русской и башкирской литературе после Великой Отечественной войны. Тяжело было на войне солдатам, о чем писали К. Симонов, Ю.Бондарев, З. Биишева, М. Карим и другие. Но каково же было детям на войне, которые зачастую оставались один на один с самим собой. В русской литературе об этом писали В. Катаев – “ Сын полка”, В. Богомолов – “Ваня”, А. Приставкин – “Ночевала тучка золотая”, в башкирской литературе – А. Бикчентаев – “Сколько лет тебе, комиссар?”, “Прощайте, серебристые дожди” и другие. Все произведения носят трагический характер. “У войны не женское лицо”, – пишет С. Алексеевич, и тем более не детское.
Дети войны.doc

"Дети войны". Урок в 7-м классе по повести А.Лиханова "Последние холода"

Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны… И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!

Альберт Лиханов

Цели урока: показать значение повести А. Лиханова; вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

1). Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Заранее на дом было задано сочинение, некоторые зачитают на уроке).
2). А какие произведения читали о ней? (Выступления 3-4 учащихся).

Слово учителя.

– Много замечательных произведений, посвященных военной теме, появилось в русской и башкирской литературе после Великой Отечественной войны.

Тяжело было на войне солдатам, о чем писали К. Симонов, Ю.Бондарев, З. Биишева, М. Карим и другие. Но каково же было детям на войне, которые зачастую оставались один на один с самим собой. В русской литературе об этом писали В. Катаев – “ Сын полка”, В. Богомолов – “Ваня”, А. Приставкин – “Ночевала тучка золотая”, в башкирской литературе – А. Бикчентаев – “Сколько лет тебе, комиссар?”, “Прощайте, серебристые дожди” и другие. Все произведения носят трагический характер. “У войны не женское лицо”, – пишет С. Алексеевич, и тем более не детское.

Писатели описывают разные отношения взрослых к детям на войне. Если у В. Катаева и А. Бикчентаева отношение взрослых к детям теплое, отеческое, то в повести А. Лиханова “Последние холода” говорится не просто о военном детстве, о том, как дети переносят лишения военных лет, а о том, как эти лишения переносят в сложном возрасте – в одиннадцать – тринадцать лет, когда ребятам нелегко вести себя самоотверженно и достойно. В сложный внутренний мир подростка вводит читателя А. Лиханов.

А. Лиханов родился в городе Кирове 13 сентября 1935 года. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до последних дней войны. Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. “Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдание”, – вспоминал А. Лиханов.

Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна: “Да, именно бабушка указала мне путь к книгам”. У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном конкурсе для раненых.

Книги А. Лиханова решают важную задачу : как человеку остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и прекрасное. Писатель удостоен Государственной премии РСФСР, премии Ленинского комсомола, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Много горя принесла война. А сколько детской печали. Но война не разъединила людей, а объединила детей и взрослых. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Обо всем этом повесть “После холода”.

Беседа по вопросам:

– От чьего имени ведется рассказ?

– Что мы знаем о Коле, сколько ему лет, где живет и с кем, ощущал ли он на себе тяготы войны?

– Какое слово говорит о том, что мама с бабушкой делали сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода? (надсаживались).

– Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему привык Коля, живя в своем доме?

– Выслушав ребят, обращаю внимание на слова – боялись за него, думали о нем.

И вот Коля начинает познавать сложную жизнь, ощущать по – настоящему беду.

– Когда это происходит? (Когда получил талоны на дополнительное питание в столовую. Вот когда он начинает ощущать, что такое война.)

Ляйсан Галиуллина нарисовала столовую и ее обитателей. Очень подробно , глубоко она отвечает на этот вопрос.

– Коля увидел воочию, какие страдания принесла война: голод, смерть, горе. Шум, крики, длинные очереди за похлебкой. Коля видит здесь разных ребят:детей с обидной кличкой “шакалы”,хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Желтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку, тонкую, бледную, как бумага, невозможно забыть.

Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность.

Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.

– Что мы узнаем о Вадике и Маше? (Вадик и Маша – эвакуированные, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в больнице).

– Живут вдвоем. А тут ко всем бедам и еще одна: Маша потеряла карточки, и они голодают.

-Никто не знает об их беде, они никому не говорят, так как считают, что сами виноваты.

Ученикам нужно найти слова, чтобы определить, какие качества характера спасли детей, находившихся в безвыходном положении. Что помогло им выстоять, выжить? Собираем ответы на эти вопросы.

– Светящаяся доброта, любовь, забота о маме ( ученики читают письма, которые пишут Вадик и Маша маме)

– Забота друг о друге.

Конечно, во многом детям помогли люди, которые их окружали. Какое счастье, что рядом с Вадиком и Машей оказался Коля. Что он сделал для них?

Ребята вспоминают все важные эпизоды, где проявляется доброта Коли, его умение сострадать, желание помочь Маше и Вадику(кусок хлеба завернул для них, домой к себе повел. Куртку решил отдать, идет с Вадиком на “промысел” и т. д.)

Ученики рады, что Коля не побоялся пойти в тифозный барак, что он сумел преодолеть страх. Этот эпизод читаю сама: “У тифозных бараков я опять растерялся. На меня напал страх. Мама и бабушка всегда говорили, что именно к этой больнице даже приближаться опасно”.

Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной.

– Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

Дети находят в тексте рассуждения Коли.

– Он задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. О бескорыстии, о готовности помочь.

Рассуждения Коли о взрослости ученики читают по тетради( заранее было задано выписать в тетрадь понравившиеся рассуждения о взрослости). “Взрослость приходит к нам не однажды, не в какой-то установленный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное…”.

Многое Коля стал видеть и понимать по-другому. Теперь перед ним были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества и достоинства!

– Почему Вадик и Маша не стали друзьями Коле? ( Горе сделало Вадика и Марусю очень взрослыми. Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя).

– А как Коля считает, почему они не подружились? Ребята находят ответ в повести: “Не вышла дружба у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может, была другая причина, что мы не стали друзьями,– время”.

– Почему повесть называется “Последние холода”? ( У природы – конец зимы, в книге – конец войны).

Заключительное слово учителя. Заканчивается война, приближался особенный день. Первый день Мира… Но рядом безутешное детское горе– последствия войны.

Читаю слова писателя, написанные на доске. В этих словах призыв– никогда не забывать войну и сохранять мир , самое дорогое и святое. Как важно нам помнить это сегодня, в наше напряженное время. Мы должны делать все, чтобы никогда не повторились ужасы войны, чтобы детство было счастливым.

Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано сегодняшнее счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым.


Дети войны". Урок в 7-м классе по повести

Дети войны". Урок в 7-м классе по повести

Когда это происходит? (Когда получил талоны на дополнительное питание в столовую

Когда это происходит? (Когда получил талоны на дополнительное питание в столовую

Читаю слова писателя, написанные на доске

Читаю слова писателя, написанные на доске
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018