«Детская одарённость, признаки, виды, особенности личности.

  • Лекции
  • doc
  • 22.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Иконка файла материала Одаренность.doc
Тема: «Детская одарённость, признаки, виды, особенности личности. Работа с одарёнными детьми». Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»    Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни  качество психики, которое определяет возможность достижения  человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или  нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.    Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,  очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет  внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде  деятельности.    На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень,  качественное своеобразие и характер развития одаренности — это  всегда результат сложного взаимодействия наследственности  (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного  деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое  значение имеют собственная активность ребенка, а также  психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе  формирования и реализации индивидуального дарования.    Детский возраст — период становления способностей и личности. Это  время глубоких интегративных процессов в психике ребенка    Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы  одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской  одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети  являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне  редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного  можно развить практически любого здорового ребенка при условии  создания благоприятных условий. Для других одаренность —  уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках  следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в  разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные  незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть  детей. Признаки одаренности    Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером егодействий. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения  одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.  Инструментальный характеризует способы его деятельности, а  мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне  действительности, а также к своей деятельности.    Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть  описан следующими признаками. При этом выделяются три основных  уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя  специфическая стратегия ее осуществления: 1.быстрое освоение  деятельности и высокая успешность ее выполнения; 2.использование и  изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; 3.выдвижение новых целей деятельности за счет  более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению  ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд  идей и решений.    Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом  третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы  требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать  новые приемы и закономерности.   Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть  описан следующими признаками: Повышенная избирательная чувствительность к определенным  сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету,  техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно­ выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием  чувства удовольствия. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в  ненасытной любознательности, а также готовности по собственной  инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам  деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким­либо  предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь  интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет  своим следствием поразительное упорство и трудолюбив.  Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной  информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых  ответов.         Высокая требовательность к результатам собственного труда,  склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их  достижении, стремление к совершенству. Соответственно могут быть выделены следующие виды  одаренности: В практической деятельности, в частности, можно выделить  одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную  одаренность различных видов в зависимости от предметного  содержания деятельности (одаренность в области естественных и  гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно­эстетической деятельности —  хореографическую, сценическую, литературно­поэтическую,  изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную  одаренность. И, наконец, в духовно­ценностной деятельности — одаренность,  которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении  людям. Особенности личности одаренного ребенка    Выше уже отмечалось, что различия в одаренности могут быть  связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с  оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по  данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе  сравнения различных показателей, характеризующих детскую  одаренность, со средней возрастной нормой достижений.    О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и  достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности  может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других  имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и  соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.    Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее  следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой  четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами  развития.    Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать  «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаютсясоответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие,  объективно значимые достижения в определенной предметной области  органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и  личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став  взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими  профессиональной деятельности.    Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития.  Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных  способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют  показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности,  возможно, лежат другой генетический ресурс, а также другие  механизмы возраст­нога развития, характеризующегося чаще всего  ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу  может представлять другая структура с нарушением интегративных  процессов, что ведет к неравномерности развития различных  психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности,  как таковой.    Процесс становления одаренности таких детей почти всегда  сопровождается сложным набором разного рода психологических,  психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего  они могут быть зачислены в «группу риска». При этом деятельность педагогов предусматривает: а) реализацию личностно­ориентированного педагогического подхода в  целях гармонического развития человека как субъекта творческой  деятельности;  б) создание системы развивающего и развивающегося образования на  основе психолого­педагогических исследований, обеспечивающих  раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей  повышенного уровня обучаемости; в) изучение факторов психолого­педагогического содействия  процессам формирования личности, эффективной реализации  познавательных способностей учащихся г) внедрение в учебно­воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных  дисциплин в системе базисного учебного плана, что является  условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций,  активизации всех видов и форм творческой самореализации личности. д) управление процессом развития интеллектуальных способностей  учащихсяЧтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с  его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.  Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где  срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное;  насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку,  которого обучают, воспитывают, развивают. Педагогическая система строится на четырех базовых идеях: ­ на осознании самоценности каждого школьника как уникальной,  неповторимой личности; ­ на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том  числе его творческих способностей; ­ на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы,  необходимой для творческого саморазвития; ­ на понимании природы творческого саморазвития как интегральной  характеристики «самости», изначальными компонентами которой  являются самопознание, творческое самоопределение, са­ моорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и  самореализация личности школьника. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной  школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей,  речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и  способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать  одним из важнейших аспектов деятельности школы. Условно можно выделить три категории одаренных детей: 1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного  развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего  встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). 2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в  определенной области науки (подростковый образ). 3.      Учащиеся, не достигающие по каким­либо причинам успехов в  учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью психического склада, незаурядными умственными  резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).   Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными  детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных  возможностей для развития личности;         принцип возрастания роли внеурочной деятельности;         принцип индивидуализации и дифференциации обучения;         принцип создания условий для совместной работы учащихся при  минимальном участии учителя;         принцип свободы выбора учащимся дополнительных  образовательных услуг, помощи, наставничества.   4.Условия успешной работы с одаренными учащимися Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и  усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования  положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы  работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что  реализация системы работы с одаренными детьми является одним из  приоритетных направлений работы школы. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь  учителей, обладающих определенными качествами:         учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно  реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать  от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он  сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть  направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер  помощи, поддержки, быть недирективным;         учитель верит в собственную компетентность и возможность  решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за  принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой  привлекательности и состоятельности;         учитель считает окружающих способными самостоятельно решать  свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют  положительные намерения, им присуще чувство собственного  достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию,  охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у  других, заниматься самообразованием и саморазвитием. Учитель должен быть:         увлечен своим делом;         способным к экспериментальной, научной и творческой  деятельности;         профессионально грамотным;         интеллектуальным, нравственным и эрудированным;         проводником передовых педагогических технологий;         психологом, воспитателем и умелым организатором учебно­ воспитательного процесса;         знатоком во всех областях человеческой жизни.   Формы работы с одаренными учащимися         творческие мастерские;         групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;         факультативы;         кружки по интересам;         занятия исследовательской деятельностью;         НОУ «САМИ»         конкурсы;         интеллектуальный марафон;         научно­практические конференции;         участие в олимпиадах;         работа по индивидуальным планам;         учеба в краевом центре творческого развития и гуманитарного  образования  для одаренных детей «Поиск»;         сотрудничество с другими школами, ВУЗами.