Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Тема: «Детская одарённость, признаки, виды,
особенности личности. Работа с одарёнными детьми».
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения
человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет
внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень,
качественное своеобразие и характер развития одаренности — это
всегда результат сложного взаимодействия наследственности
(природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного
деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое
значение имеют собственная активность ребенка, а также
психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе
формирования и реализации индивидуального дарования.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это
время глубоких интегративных процессов в психике ребенка
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы
одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской
одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети
являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне
редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного
можно развить практически любого здорового ребенка при условии
создания благоприятных условий. Для других одаренность —
уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску
одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках
следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в
разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные
незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть
детей.
Признаки одаренности
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка
и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером егодействий. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения
одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный характеризует способы его деятельности, а
мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне
действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть
описан следующими признаками. При этом выделяются три основных
уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя
специфическая стратегия ее осуществления: 1.быстрое освоение
деятельности и высокая успешность ее выполнения; 2.использование и
изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в
заданной ситуации; 3.выдвижение новых целей деятельности за счет
более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению
ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд
идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом
третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы
требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать
новые приемы и закономерности.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть
описан следующими признаками:
Повышенная избирательная чувствительность к определенным
сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету,
техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам
собственной активности (физической, познавательной, художественно
выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием
чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в
ненасытной любознательности, а также готовности по собственной
инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам
деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность какимлибо
предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь
интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет
своим следствием поразительное упорство и трудолюбив.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной
информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых
ответов.
Высокая требовательность к результатам собственного труда,
склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их
достижении, стремление к совершенству.
Соответственно могут быть выделены следующие виды
одаренности:
В практической деятельности, в частности, можно выделить
одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную
одаренность различных видов в зависимости от предметного
содержания деятельности (одаренность в области естественных и
гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественноэстетической деятельности —
хореографическую, сценическую, литературнопоэтическую,
изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную
одаренность.
И, наконец, в духовноценностной деятельности — одаренность,
которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении
людям.
Особенности личности одаренного ребенка
Выше уже отмечалось, что различия в одаренности могут быть
связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с
оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по
данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе
сравнения различных показателей, характеризующих детскую
одаренность, со средней возрастной нормой достижений.
О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и
достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной,
особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности
может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других
имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и
соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.
Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее
следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой
четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами
развития.
Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать
«счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаютсясоответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие,
объективно значимые достижения в определенной предметной области
органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и
личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став
взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими
профессиональной деятельности.
Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития.
Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных
способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют
показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности,
возможно, лежат другой генетический ресурс, а также другие
механизмы возрастнога развития, характеризующегося чаще всего
ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу
может представлять другая структура с нарушением интегративных
процессов, что ведет к неравномерности развития различных
психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности,
как таковой.
Процесс становления одаренности таких детей почти всегда
сопровождается сложным набором разного рода психологических,
психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего
они могут быть зачислены в «группу риска».
При этом деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию личностноориентированного педагогического подхода в
целях гармонического развития человека как субъекта творческой
деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на
основе психологопедагогических исследований, обеспечивающих
раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей
повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психологопедагогического содействия
процессам формирования личности, эффективной реализации
познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебновоспитательный процесс идеи гармонизации всех
учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является
условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций,
активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей
учащихсяЧтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с
его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.
Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где
срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное;
насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку,
которого обучают, воспитывают, развивают.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
на осознании самоценности каждого школьника как уникальной,
неповторимой личности;
на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том
числе его творческих способностей;
на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы,
необходимой для творческого саморазвития;
на понимании природы творческого саморазвития как интегральной
характеристики «самости», изначальными компонентами которой
являются самопознание, творческое самоопределение, са
моорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и
самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной
школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей,
речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и
способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать
одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного
развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего
встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в
определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по какимлибо причинам успехов в
учении, но обладающие яркой познавательной активностью,
оригинальностью психического склада, незаурядными умственными
резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными
детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества.
4.Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и
усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования
положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы
работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что
реализация системы работы с одаренными детьми является одним из
приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь
учителей, обладающих определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно
реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать
от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он
сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть
направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер
помощи, поддержки, быть недирективным;
учитель верит в собственную компетентность и возможность
решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за
принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой
привлекательности и состоятельности;
учитель считает окружающих способными самостоятельно решать
свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют
положительные намерения, им присуще чувство собственного
достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию,
охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у
других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой
деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно
воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
НОУ «САМИ»
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научнопрактические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
учеба в краевом центре творческого развития и гуманитарного
образования для одаренных детей «Поиск»;
сотрудничество с другими школами, ВУЗами.