Детские страхи в младшем школьном возрасте и их профилактика
Оценка 4.6

Детские страхи в младшем школьном возрасте и их профилактика

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
детская психология
22.04.2020
Детские страхи в младшем школьном возрасте и их профилактика
коренева анатомия.docx

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Особенности проявления (появления) неврозов в младшем школьном возрасте  4

2. Детские страхи в младшем школьном возрасте и их профилактика. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что по мнению многих психологов и врачей, число детей с различными неврозами ежегодно возрастает. В официальной отчетности органов здравоохранения нет данных о распространении неврозов у детей, поэтому о них можно судить только по результатам отдельных статистических исследований, опросу родителей и педагогов.

Прогрессирующее ухудшение здоровья наших детей стало сегодня серьезной и актуальной проблемой. Несмотря на пристальное внимание к вопросам здоров’я подрастающего поколения и существующие законы, количество здорових детей, по данням Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоров’я детей и подростков Научного центра здоров’я детей Российской академии медицинских наук, снизилось в 3 раза. По данным статистики, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Здоровыми можно назвать всего лишь 10% от общего количества учеников, а остальные 90% имеют проблемы как в физическом, так и в психологическом, нервном развитии. Неутешительные прогнозы на будуще вызывают глубокую тревогу и озабоченность у всего сознательного общества и требу ют принятия незамедлительных мер. Поэтому данная проблема по своїй актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской медицины и педагогики, но и, прежде всего, родителей (в том числе будущих).

Другие ученые и врачи высказывают не менее оптимистичные взгляды на проблему. По данным Соколова Л.В. около 36 % детей приходят в школу, уже находясь в стрессовом состоянии.

1. Особенностипроявления (появления) неврозов в младшемшкольномвозрасте

Неврозы - психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными не психотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации [1,с.26].

Врач и психолог Мясищев понимал невроз как болезнь личности, а именно ее психологических и биологических факторов в их единстве. Возникает же данное расстройство под влиянием индивидуальных жизненных обстоятельств, которые нанесли индивиду психотравму.

Высказывался на этот счет и специалист в области детской психиатрии и медицинской психологии В.И. Гарбузов. Он уверен, что причиной неврозов у детей является подавление их темперамента. Когда подавляемый ребенок действует вопреки своему темпераменту, он теряет уверенность в себе, а причиной этому являются неудачи пережитые ребенком. Маленький индивид приобретает такие нежелательные качества как: тревожность, сомнение, робость. Если окружающие ребенка люди не предпримут необходимых мер, то к ранее перечисленным качествам добавятся ещё и внушаемость, нерешительность, недоверчивость и это еще не весь список [5,с.54]. А эти качества, в свою очередь, будут мешать уже взрослому человеку в реализации своих целей в жизни, да и просто ухудшат общее психофизиологическое состояние.

С развитием данного заболевания ребенок становится замкнутым и тревожным. Таким образом, формируется «предневрозный характер», на базе которого в скором времени при неблагоприятных условиях сформируется и сам невроз [3,с.43].

В отношении понимания детского невроза, важную роль сыграли труды Захарова А.И., который определяет невроз как психогенное заболевание формирующейся личности, которое затрагивает значимые аспекты развивающейся личности, систему ее отношений в семье, со сверстниками и другими взрослыми [1,с.54].

Невротические расстройства имеют место быть в любом возрасте, но форму клинически очерченных заболеваний (именно неврозов) они приобретают, зачастую, только после 6 – 7 лет. До этого, в силу незрелости личности, невротические расстройства проявляются только в виде симптомов, которые мало осознаются и переживаются ребенком. В наше время неврозы широко распространены из-за высокой напряженности современной жизни. Они чаще всего возникают у лиц со слабой нервной системой, так как те, наиболее склонны к подобным заболеваниям.

Слабость нервной системы может быть врожденной или приобретенной. Причиной врожденной слабости могут являться токсикоз во время беременности матери или различные патологии и осложнения во время родов. Приобретенными же причинами могут быть травмы или заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве. Так же, причиной возникновения невроза зачастую является неправильное воспитание ребенка в раннем возрасте.

Существует множество причин появления невроза в детском возрасте. Не стоит забывать, что данное заболевание у детей и взрослых проходит по- разному. Особенности проявления невроза зависят возраста самого ребенка, от возраста в котором ребенок перенес стресс и от степени воздействия стрессового фактора. Соматические нарушения и большое количество симптомов эмоциональных расстройств практически не отделимы друг от друга в раннем детстве.

В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков: соматовегетативный (0-3 года); психомоторный (3-7 лет); аффективный (7-11 лет); эмоционально-идеаторный (11-17 лет). Симптомы помогают определить конкретный вид отклонения.

А.И.Захаров подчеркивает, что «неврозы у детей – это не генетические заболевания, но они обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей» [3]. Далее стресс продолжает развиваться в садике и школе, где он появляется с начала воспитания и продолжается до конца обучения.

Многие авторы исследований неврозов у детей отмечают особую роль аномалий воспитания в генезе этих заболеваний, считая их для детского возраста ведущей составляющей этиологии и патогенеза расстройства. Цифры в разных литературных источниках, показывающие количество случаев аномального воспитания и дисгармоничных семейных взаимоотношений в семьях детей-невротиков, поражают своей величиной: у 60–90 % детей, страдающих неврозами, выявляются нарушения семейного функционирования и признаки аномального воспитания. Из ситуаций, приводящих к неправильному воспитанию и нарушениям семейного взаимодействия, авторами выделяются как наиболее патогенные: алкоголизм и асоциальное поведение родителей; проживание разведенных родителей вместе; неблагоприятное воздействие прародительской семьи; перекладывание своих родительских обязанностей на нянек, гувернанток; неблагоприятное воздействие матерей, когда они инфантильны или авторитарны, гиперсоциальны, формальны или тревожны (особенно в отношении здоровья ребенка), не учитывают индивидуальность собственного ребенка, психологически отвергают его, подавляют его активность и самостоятельность [4–6].

В.И. Гарбузов с соавторами [5], основываясь на понимании невроза как болезни развития личности (по В.Н. Мясищеву), центральным звеном в этиопатогенезе неврозов у детей считает изменение врожденных, целесообразных типов реагирования, т. е. темперамента, на реагирования невротического типа, когда воздействия биосоциальных факторов патогенно. Автор подчеркивает целесообразность свойств темперамента, так как они обусловлены длительным процессом эволюции человека, в результате которой сегодня не существует изначально слабого или сильного типа (каждый имеет вполне достаточный уровень приспособительных функций). Другое дело, что могут изменяться, особенно у детей раннего возраста, отдельные свойства темперамента, причем это может приводить и к деформации типа реагирования в целом. Биосоциальные факторы могут как усиливать приспособительную функцию свойств темперамента, так и тормозить развитие отдельных свойств, деформируя приспособительные функции. К значимым биосоциальным факторам относятся анте- и постнатальные вредности, генетические и социально- средовые неблагоприятные воздействия (длительные депривации, конфликты, мнимые и реальные угрозы, неблагоприятное воздействие микросреды, а главное в отношении детей – неправильное воспитание). Все эти факторы несут опасность важнейшей приспособительной функции – защитной.

Основной причиной возникновения неврозов у детей являются стрессы. Ганс Селье первым ввел это понятие в науку и определил стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (реакция на сильное чувство или ощущение). Ребенок в наибольшей степени страдает от неблагоприятного климата в семье и школе, так как детская психика чрезвычайно чувствительна к окружающей обстановке.

Систематически конфликтующие или разведенные родители, отсутствие или крайняя недостаточность культурных семейных традиций, нервнопсихические или социально неблагополучные родители, школьные конфликты все это может оказать огромное влияние на ребенка и нанести ему психотравму, отголоски которой, будут преследовать его всю жизнь [2]. В наше время, из-за изменения социально-экономических отношений в обществе такое явление как дети-изгои и дети-пасынки общества. Растет число социальных сирот при живых родителях.

Невротические и пограничные расстройства выступают как следствия совокупности внешних социальных причин и внутренних, таких как повышенная тревожность, беспокойство, мнительность. К внешним социальным факторам относятся такие составляющие как: неправильное воспитание в семье и школе, психологически неграмотное воздействие на ребенка, что в дальнейшем приводит к проблемам с самооценкой, неумению самоутвердиться в группе, правильно строить свои отношения с взрослыми и сверстниками.

По мнению В.И. Гарбузова, А.И. Захарова и Д.Н. Исаева решающим фактором в формировании невротических расстройств в детском возрасте является именно неправильное семейное воспитание. Существует несколько основных типов неправильного воспитания.

Первый тип воспитания, так называемый тип «эмоционального отвержения», характеризуется тем, что родители относятся к своему ребенку довольно холодно, иногда сменяя своё безэмоциональное отношение на период утрированного сочувствия, внимания и заботы. Родители не стремятся прочувствовать и понять эмоции ребенка, следовательно, очень быстро и ребенок престает поддерживать с родителями какой-либо эмоциональный контакт. В результате его эмоциональная сфера скуднеет, самооценка становится низкой, появляется чувство одиночества. Подобные дети не редко полностью погружаются в учебу.

Следующий тип неправильного семейного воспитания характеризуется общим жестоким отношением родителей к своему ребенку, сочетающимся с эмоциональным отвержением. Такие семьи часто прибегают к физическим наказаниям за любые, даже за мелкие провинности. Родители могут проявлять к своему ребенку не только физическую жестокость, но и психологическую. Ребенку в подобной семье приходится претерпевать подчеркнутое безразличие, психологический прессинг, вербальную агрессию [3]. Ребенок, воспитывающийся в подобной семье, в будущем может сам стать агрессивным, недоверчивым и жестоким.

В семьях с воспитанием в стиле повышенной моральной ответственности чересчур высок уровень родительских ожиданий в отношении настоящего и будущего, успехов, способностей и талантов ребёнка. Часто на ребенка возлагают огромные надежды и несоответствующие возрасту обязанности. Возможно, не реализовавшиеся в прошлом родители, ждут от своего чада исполнения всех их стремлений и желаний. В подобной семье очень высоки требования к ребенку, морализаторство, что приводит к эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию [5].

Существует, так же, противоречивый тип семейного воспитания, когда между собой сочетаются сразу несколько стилей одновременно. Эти стили не совместимы между собой и не адекватных друг другу, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высока тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребёнка. Подобная атмосфера способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Из-за непоследовательности и противоречивости родительских требований, ребенок становится лживым, а его поведение ситуативным.

К следующему типу неправильного семейного воспитания относится гипопротекция, то есть, недостаток контроля опеки и интереса родителей к делам ребенка. В подобном случае ребенок быстро становится самостоятельным, но присутствует опасность его попадания под негативное влияние с чужой стороны. Так же существует вероятность того, что воспитания попросту будет недостаточно.

В заключение, можем сказать, что обстановка в семье значительно влияет на развитие невроза у ребенка. Например: наличие большого количества неразрешенных проблем между членами семьи, или ожидание от своего ребенка осуществления собственных мечтаний, целей и планов, которые они, по какой-либо причине, не смогли воплотить в жизнь. Все это может стать причиной формирования невроза

Когда присутствует большое количество неразрешенных проблем между членами семьи, когда в воспитании применяются такие меры как крик, ругань и физические наказания, именно в таких случаях родители являются непосредственным фактором возникновения невротического заболевания у собственного ребенка. У ребенка развивается чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти.

Не в силах поменять окружающую действительность, он «впитывает» все самые негативные родительские черты, приобретает невротические расстройства, с которыми он просто не может бороться самостоятельно. В подобных случаях необходимо прибегнуть к помощи специалиста.

Таким образом, в наше время неврозы широко распространены из-за высокой напряженности современной жизни. Они чаще всего возникают у лиц со слабой нервной системой, так как те, наиболее склонны к подобным заболеваниям. Симптомы помогают определить конкретный вид отклонения. Каждый из этих разновидностей имеет свои особенности, по которым можно отличить один.

 

2. Детские страхи в младшем школьном возрасте и их профилактика

Детские страхи – это очень серьёзная проблема, как для самих детей, так и для их родителей. Более того в отличие от многих других детских проблем, когда с взрослением проблема уходит, в данном случае так утверждать нельзя. Растёт ребёнок и страхи, к сожалению, рас тут вместе с ним. С возрастом у детей развивается воображение. Фильмы, книги, компьютерные игры, разговоры взрослых и реальне события дают реальную пищу для фантазий. Страхи увеличиваются в количестве, становятся более яркими и агрессивными.

Общеизвестно, что страх – это чувство беспокойства в ответ на настоящую или воображаемую угрозу. Дети могут бояться несчастья, боли, наказания, животных, собственных фантазий. При этом страхи выполняют защитную функцию – выступают как средство самоконтроля и саморегуляции.

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понищать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком не благополучия.

Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения родителей к школьному психологу. При этом в последние годы количество таких обращений существенно увеличилось.

Страх основан на инстинкте самосохранения и сопровождается определёнными физиологическими изменениям и высшей нервной деятельности (частота пульса, дыхания, показатели артеріального давления, выделение желудочного сока).

Причины детских страхов:

-       Огромное количество запретов, требований от родителей.

-       Наличие страхов у родителей и прародителей.

-       Гиперопека со стороны взрослых.

-       Психотравма, полученная в раннем детстве.

-       Частые конфликты в семье.

-       Бесконтрольный просмотр фильмов, телепередач для детей с возрастными ограничениями.

Традиционно границы младшего школьного возраста определяются периодом с 6-7 до 9-11 лет. Этот период в жизни ребёнка называют вершиной детства. Именно в этом воздасте ребёнок идёт в школу. Меняется социальный статус ребёнка, он становится учеником начальной школы, игровая деятельность отходит на второй план – ведущей становится - учебная. Кроме того, ребёнок сталкивается с нормативным психологическим кризисом, известным как “кризис 7 лет”.

У дошкольников страх темноты, сказочных отрицательныхгероев ярко выражен. С момента поступления в школу дети значительно меньше бояться темноты и животных, сказочных персонажей. Это связано с изменением социальной роли – дошкольник становится учеником. Кроме того, школьник уже знает, то, о чём говорится в сказках, на самом деле не бывает, и считает стыдным бояться Бабу - Ягу или дракона. Но если причина страха не исчезла, а тревожность стала чертог характера, то на месте изжитых страхов под. давленим нових обязанностей возникает страх не соответствовать требованиям семьи, школы, сверстников. Эти страхи впоєне логичны, но они же очень мешают школьнику при общении с незнакомыми людьми, при ответе у доски.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Социальная позиція школьника налагает на ребёнка чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.

Какие же конкретные страхи у детей младшего школьного возраста?

-       Страх несоответствия: быть не тем, кто принят в семье и в группе сверстников;

-       Страх наказания;

-       Страх перед публичными выступлениями и ответом у доски, боязнь ответственных заданий;

-       Страх перед неспособностью контролировать своя чувства;

-       Страх физического уродства;

-       Страх перед расположением других, страх оказатися пустым местом, страх быть изгоем.

В известной мере, детские страхи естественны. Согласно теории, выдвинутой психофизиологом Павлом Симоновым, страх крайне необходим для защиты от биологических или “социальных” опасностей. Маленький ребёнок каждый день сталкивается с чем-то в первый раз. Он убеждается, что неведомое может таить опасность: горячий чай может обжечь, ножом можно порезать палец, незнакомая собака может укусить. Осторожность, опаска – свойства, выполняющие важную защитную функцию для ребёнка. Но из этого отнюдь не следует, что нужно поощрять детские страхи! Пусть ребёнок испытывает разумную осторожность при встрече с новым, но мера её не должна мешать постигать окружающее методом проб и ошибок. Осторожность не должна перерастать в трусливость.

Стремясь освободить ребёнка от какого-то страха, далеко не всегда можно действовать напрямую – только если вы ясно себе представляете причину страха и наглядно можете разъяснить его необоснованность. В противном случае насильственная попутка сломить трус ость способна даже ухудшить дело. Чрезмерный страх за ребёнка, ограждение его на всякий случай от любих испытаний, надолго задерживает развитие самостоятельности и не проходит даром для формирующегося характера. В разумных пределах надо давать ребёнку свободу для физической и нравственной закалки.

Родители должны учитывать, что возникновение детских страхов напрямую зависит от развития эмоционального поведения детей в различном возрасте. Когда ребёнок учится в младшей школе, он получает большую психологическую и физическую нагрузку. Он должен выполнять ряд ответственных школьных обязанностей, что влечёт за собой соответствующие оценки учителя, одноклассников. И всё это порождает у ребёнка определённые переживания. Младшие школьники могут бурно реагировать на некоторые задевающие их явления. Очень ярко проявляется эмоциональное поведение детей, корда они смотрят спектакль. Многочисленные жесты, подвижность, переходы от страха к восторгу доказывают, что многое эмоционально увлекает ребёнка и приводит к ярким эмоциональным реакциям. При просмотре спектакля дівочки более бурно реагируют на проблемы героев, чем мальчики. Девочки не стісняються своїх слёз, корда как пальчики сдерживают свои эмоции.

Профилактика детских страхов – это формирование предпосылок для общего здоровья ребёнка. Утренняя физическая гимнастика, занятия физкультурой в школе, спортивне секции – всё это содействует об щему укреплению организма. Большую роль играет и питание ребёнка. Для нервной системы младшего школьника не обходимо определённое количество минералов, витаминов и аминокислот.

Профилактикой детских страхов является создание благоприятного эмоционального климата в семье. Спокойная, ровная обстановка дома и доверительные отношения между родителями создают у детей чувство защищённости.

Не менее важно организовать свободное время детей. Их не обходимо отвлекать от негативних мыслей и эмоций. Самым лучшим способом для этого станет игра. Причём, важно, чтобы дети сами выбирали игры, которые им нравятся.

Самое действенное средство от страха – хороший душевный контакт с ребёнком, доверие, тактичное и бережное отношение в семье друг к другу. Не стесняйтесь проявлять нежность и заботу. Принимайте ребёнка таким, каков он есть, не сравнивая с другими детьми.

Очень эффективен в работе со страхами рисуночный метод. Ребёнку предлагается нарисовать то, чего он боится. Рисование страха подразумевает встречу с ним, но обстановка при этом успокаивающая, поскольку рядом мама и папа – само воплощение силы и безопасности. Мысленный контакт со страхом, соприкосновение с ним часто само по себе снижает остроту детских переживаний. Изображая свой страх на листе бумаги, ребёнку легче отстраниться от него со стороны, подумать о нём как о бывшем, прошедшем.

Составляя список детских страхов и выслушивая жалобы ребёнка, сочувствуйте ему, но не ужахайтесь вместе с ним. После беседы, предложите нарисовать какой-нибудь страх или несколько связанных с ним по смыслу. Относитесь к этому заданию, как к творческому процессу общения со своїм ребёнком. При рисовании старайтесь выразить своё одобрение, это вызовет в нём гордость и повысит самооценку ребёнка.

Игровой метод не менее эффективный. В преодолении страхов ребёнку может помочь игра. Именно игра позволяет понять детские переживания, интересы, потребности, характер, темперамент. В игре ребёнок может дать выход своїм эмоциям, желаниям, набираетсяопыта общения и расширяет круг своих знакомств, учится управлять собой, следовать правилам, развивает воображение и физическую ловкость, укрепляет уверенность в себе. Играя в сражения, прятки, жмурки, лазая по деревьям, изображая казаков-разбойников, дети сами изживают свои страхи.

Чтобы ребёнок не боялся страшних персонажей из фильмов, мультфильмов, полезно предложить ему попробовать выступить в роли пугающего персонажа. Придумайте сказку и проиграйте её дома со своїм ребёнком. Изображение отрицательной роли нужно не для того, чтобы пугливые дети и, тем болем дети с невритическими реакциями стали вести себя агрессивно. Цель ролевой игры – изжить страх посредством овладения характерними чертами злодея, манипулирования им в игре и выразить ранее подавленные в святи со страхом перед этим персонажем эмоции по типу: “Чтобы зайцу перестать бояться, нужно побывать ему в волчьей шкуре”. Тогда недоступне раньше и пугающие своїй непредсказуемостью, непонятностью и фатализмом образы агрессии, зла, коварства теряют в детском представлении подобный ореол.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе теоретического анализа научной литературы следует заключить.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в системе образования одним из самих актуальних является понятие «психолого-педагогическое сопровождение», оно знакомо практически всем специалистам системы образования и используется для характеристики особого направления профессиональной деятельности педагогов-психологов, педагогов-предметников, социальных педагогов, педагогов-дефектологов, медиков.

В наше время неврозы широко распространены из-за высокой напряженности современной жизни. Они чаще всего возникают у лиц со слабой нервной системой, так как те, наиболее склонны к подобным заболеваниям. Симптомы помогают определить конкретный вид отклонения. Каждый из этих разновидностей имеет свои особенности, по которым можно отличить один невроз от другого, а, следовательно, оказати необходимую помощь ребенку и его семье.

 

Родителям обязательно нужно оказывать эмоциональную піддержку ребёнку. Проявлять сочувствие и понимание болезненной ситуации со стороны родителей, уже половина успеха в решении проблем со страхами. Главная ваша задача состоит не столько в том, чтобы справиться с конкретным детским страхом, сколько научить ребёнка владеть собой, смело смотреть в лицо опасности, спокойно, без обид и раздражения встречать неизбежные в жизни трудности и препятствия. Научитесь верить в ребёнка, в его внутреннюю силу, в его возможности и способности. Старайтесь в своїх разговорах с ребёнком расставлять акценты так, чтобы он не чувствовал себя живущим в мире враждебном, полном обмана и нависших над ним наказаний за каждый неверный шаг.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Буянов, М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков (суггестивные и тренировочные методики). М.: МГУ, 2003. 542 с.

2.       Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. [Текст] - СПб.: Питер, 2001.- 278с.

3.       Виш, И.М. Опыт лечения неврозов и невроподобных состояний у детей школьного возраста. Х.: Фолио, 2005. 356 с.

4.       Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: АСТ, 2000. 365 с.

5.       Гарбузов, В. И., Фесенко Ю. А. Неврозы у детей Каро, 2013 г. - 336 с.

6.       Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Мир, 2000. 634 с.

7.       Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия /А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 1998. - 336 с.

8.       Ковалев, В.В.; Шевченко, К.С. Невроз навязчивых состояний у детей и подростков. Методические рекомендации. М.: Наука, 2001. 459 с.

9.       Нюнберг, Г., Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. - СПб.: Нева, 1999. 504 с

10.   Петченко, В.А. Программа по коррекции школьных объектных страхов у детей младшего школьного возраста / В.А. Петченко //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - № 3. - С. 27-54.

11.   Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. - М.: Изд-во Московского университета, 1998. - 200с.

12.   Шерток, Л. Непознанное в психике человека: [Перевод] /Л. Шерток. - М.: Прогресс, 1982. - 275 с.

13.   Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапія семьи /Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.


 

14.   Скачано с www.znanio.ru

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . 3 1

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . 3 1

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена тем, что по мнению многих психологов и врачей, число детей с различными неврозами ежегодно возрастает

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена тем, что по мнению многих психологов и врачей, число детей с различными неврозами ежегодно возрастает

Особенностипроявления (появления) неврозов в младшемшкольномвозрасте

Особенностипроявления (появления) неврозов в младшемшкольномвозрасте

Невротические расстройства имеют место быть в любом возрасте, но форму клинически очерченных заболеваний (именно неврозов) они приобретают, зачастую, только после 6 – 7 лет

Невротические расстройства имеют место быть в любом возрасте, но форму клинически очерченных заболеваний (именно неврозов) они приобретают, зачастую, только после 6 – 7 лет

А.И.Захаров подчеркивает, что «неврозы у детей – это не генетические заболевания, но они обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша

А.И.Захаров подчеркивает, что «неврозы у детей – это не генетические заболевания, но они обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша

Автор подчеркивает целесообразность свойств темперамента, так как они обусловлены длительным процессом эволюции человека, в результате которой сегодня не существует изначально слабого или сильного типа (каждый…

Автор подчеркивает целесообразность свойств темперамента, так как они обусловлены длительным процессом эволюции человека, в результате которой сегодня не существует изначально слабого или сильного типа (каждый…

Растет число социальных сирот при живых родителях

Растет число социальных сирот при живых родителях

Ребенок, воспитывающийся в подобной семье, в будущем может сам стать агрессивным, недоверчивым и жестоким

Ребенок, воспитывающийся в подобной семье, в будущем может сам стать агрессивным, недоверчивым и жестоким

Все это может стать причиной формирования невроза

Все это может стать причиной формирования невроза

Страхи увеличиваются в количестве, становятся более яркими и агрессивными

Страхи увеличиваются в количестве, становятся более яркими и агрессивными

Традиционно границы младшего школьного возраста определяются периодом с 6-7 до 9-11 лет

Традиционно границы младшего школьного возраста определяются периодом с 6-7 до 9-11 лет

Страх перед расположением других, страх оказатися пустым местом, страх б ы ть изгоем

Страх перед расположением других, страх оказатися пустым местом, страх б ы ть изгоем

Многочисленные жесты, подвижность, переходы от страха к восторгу доказывают, что многое эмоционально увлекает ребёнка и приводит к ярким эмоциональным реакциям

Многочисленные жесты, подвижность, переходы от страха к восторгу доказывают, что многое эмоционально увлекает ребёнка и приводит к ярким эмоциональным реакциям

Изображая свой страх на листе бумаги, ребёнку легче отстраниться от него со стороны, подумать о нём как о бывшем, прошедшем

Изображая свой страх на листе бумаги, ребёнку легче отстраниться от него со стороны, подумать о нём как о бывшем, прошедшем

ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе теоретического анализа научной литературы следует заключить

ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе теоретического анализа научной литературы следует заключить

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020