"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"
Оценка 4.7

"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
12.03.2019
"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"
Методическая разработка комбинированного урока по литературе в 7 кл. "Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство". В ходе урока повторяются художественно - изобразительные средства поэтической речи, предыдущий материал по творчеству русских поэтов. При изучении биографии Максима Горького дается объяснение литературоведческих терминов "автобиографическая повесть", "трилогия, дилогия", "литературный псевдоним"; заслушиваются сообщения и презентации учащихся - это опережающие задания. При чтении самой повести отрабатываются навыки устной выразительной речи, анализа и комментирования текста.
М.Горький,Строева.docx
1 Разработка урока в 7 классе по теме: «Детские и юношеские годы писателя Максима Горького»                                       (1868 ­1936г.г.) «Автобиографическая повесть «Детство» (1913) Цель урока: дать представление о тяжелой жизни писателя в детские и  юношеские годы и о его трудном пути в литературу. Обучающая задача: изучить литературоведческие понятия: «псевдоним»,  «автобиографическое произведение», «трилогия», «преемственность». Развивающая: развивать навыки выразительного чтения ; продолжать  развивать логическое мышление .  Коррекция устной речи с целью устранения грамматических и речевых  ошибок. Воспитательная задача: на примере жизни и деятельности М. Горького  воспитывать в детях стремление к образованию, к достижению поставленной  цели, трудолюбие, упорство, чувство ответственности, любовь к чтению,  книгам.  Теория литературы : псевдоним, жанр, повесть, рассказ, автобиографическое произведение, трилогия, проза (эпос), преемственность. Эпиграф к уроку:  «Всему хорошему во мне я обязан книгам»                                                                             М. Горький Оборудование: учебник литературы для 7 кл., портрет писателя  М.Горького,  альбом  с фотографиями русских писателей 20 в, выставка произведений М.  Горького, презентация учащихся «Максим Горький», сообщение «Детские и  юношеские годы М. Горького», мультимедийные средства, Интернет­ресурсы,  разработки МЭШ, отрывок из х/ф «Детство» Тип урока: комбинированный                          Ход урока: 2 1) Оргмомент. 2) Проверка домашнего задания (на 2­х предыдущих уроках изучали  стихотворения рус. поэтов 2 пол. 19 в.: Ф.И. Тютчева , А.К Толстого, И.А.  Бунина , А.А. Фета, И.А. Плещеева о природе «Край ты мой , родимый  край!»)      а) чтение стихов наизусть по выбору      б) вопросы каждому из отвечающих (по1­2 вопроса) ­Каких знаменитых русских поэтов вы знаете? ­Какие художественные средства поэтической речи вы знаете? (эпитеты,  метафоры, сравнения…) ­Кто ваш (твой) любимый литературный герой? ­Назовите великих русских писателей. ­На какие 3 большие группы делится худож. л­ра? (поэзия, проза,  драматургия) ­Кто ваш любимый автор?  ­Назови произведения А.С. Пушкина (М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Чехова…) ­Какое ваше любимое художественное произведение?  ­Что из курса литературы 7 кл. вам понравилось больше всего  3) Изучение нового материала. Учитель сообщает цели и задачи урока.             А) Слово о писателе:  М.Горький – это литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова,  талантливого писателя русской и мировой л­ры, выдающегося общественного  деятеля. ­Что такое псевдоним? (На доске       ) Псевдоним­ (от греч. PSEVDO – «вымысел» и ONIMA «имя»)  имя , которое использует писатель при публикации произведений вместо  своего   настоящего имени. 3 Сэмюэл Клеменс – Марк Твен ( «Приключение Тома Сойера») Анна Горенко – Анна Ахматова («Мужество») Рудый Панько ­ Николай  Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки») Максим Горький ­  Алексей Пешков               Б) Выступление уч­ся с сообщением (опережающее задание )  «Детские и юношеские годы М.Горького»              В) Одновременно с докладом ­ презентация(  опережающ. задание) 2  уч.               Г) Беседа с учащимися на основе увиденного и услышанного: ­Почему автор выбрал себе такой псевдоним? О чем это говорит? (Трудная  жизнь в детстве, сиротство, скитания, полуголодное существование, детские  годы в доме деда Каширина)  ­Почему подросток А.Пешков всегда тянулся к людям, которые умели хорошо  рассказывать? (Тяга к знаниям, желание читать, объяснить непонятное,  жажда познания – бабушка, повар Коновалов, механик Смурый) ­Достигнув высот в литературе, став известным человеком в мировой  общественности, он сказал слова, которые стали эпиграфом к нашему  сегодняшнему уроку. Какие это слова? Какое напутствие в жизни они дают  вам, нынешним ученикам? ­Начинаем изучение автобиограф. Повести М.Г «Детство». Какие повести,  произведения этого жанра вы знаете? («Дубровский», «Тарас Бульба», «Барышня­крестьянка», «Метель»,  «Детство», «Отрочество» , «Юность», «Вечера…») ­В чем отличие повести от рассказа? И что общего? Сходства?                           (И повесть, и рассказ – проза, Но: П – больше по объему , много действующих  лиц , охватывает большой промежуток времени, много событий. Р.­ небольшой по объему , 1 глав. Герой , говорится об 1 событии.) 4 ­Как вы понимаете термин «автобиографическое произведение»? Кто еще  писал авт . повести?  (В основе худож. Произв­я лежат события из жизни  самого автора . У Л.Н Толстого есть «Детство», «Отрочество», «Юность»,  изучали во 2 чет. М.Горького учился у Л.Н. Толстого мастерству . Вводится  понятие «преемственность» в творчестве). ­Что общего вы заметили в названиях повестей? Сколько их? (У Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» У М.Г.­ «Детство», «В людях», «Мои университеты». Вводится понятие  «трилогия»  (3пр­я , объединенные одним замыслом , общим главным героем  (героями). Есть также и дилогия (из 2 –х пр.)  1913 г 4)Работа с текстом повести «Детство»     .             А)­ Ребята, из биографии М.Г. вы знаете о смерти отца и о переезде  маленького Алеши в Нижний Новгород вместе с матерью и бабушкой .  Прочитаем из 1 главы о путешествии на пароходе ( стр. 28) . «Убитая горем  мать…»         Б) – Какой представляется вам бабушка?             ­ Какие черты характера бабушки мы увидели уже в 1 главе?           ­ Дайте устную характеристику бабушки, опираясь на сцену ее  разговора с матросами и многодетной женщиной . Читаем от слов : «Угощайтесь , мамаша, матросской кашей…» Д/З : глава 1­2 , читать ; пересказывать   главу «Первое наказание» и                «Пожар». Выделить в тексте портретные характеристики деда ,              бабушки , матери. 5) Подведение итогов урока, выставление оценок  ­Что нового вы узнали на уроке о писателе М.Горьком? ­О каких его произведениях вы услышали, узнали, какое будем изучать? ­С какими литературоведческими терминами познакомились? Заключительное слово учителя о работе уч­ся на уроке. Отметить лучших ,  отметить динамику у слабых. 5

"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"

"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"

"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"

"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"

"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"

"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"

"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"

"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"

"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"

"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019