"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
12.03.2019
Методическая разработка комбинированного урока по литературе в 7 кл. "Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство". В ходе урока повторяются художественно - изобразительные средства поэтической речи, предыдущий материал по творчеству русских поэтов. При изучении биографии Максима Горького дается объяснение литературоведческих терминов "автобиографическая повесть", "трилогия, дилогия", "литературный псевдоним"; заслушиваются сообщения и презентации учащихся - это опережающие задания. При чтении самой повести отрабатываются навыки устной выразительной речи, анализа и комментирования текста.
М.Горький,Строева.docx
1
Разработка урока в 7 классе по теме:
«Детские и юношеские годы писателя Максима Горького»
(1868 1936г.г.)
«Автобиографическая повесть «Детство» (1913)
Цель урока: дать представление о тяжелой жизни писателя в детские и
юношеские годы и о его трудном пути в литературу.
Обучающая задача: изучить литературоведческие понятия: «псевдоним»,
«автобиографическое произведение», «трилогия», «преемственность».
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения ; продолжать
развивать логическое мышление .
Коррекция устной речи с целью устранения грамматических и речевых
ошибок.
Воспитательная задача: на примере жизни и деятельности М. Горького
воспитывать в детях стремление к образованию, к достижению поставленной
цели, трудолюбие, упорство, чувство ответственности, любовь к чтению,
книгам.
Теория литературы : псевдоним, жанр, повесть, рассказ, автобиографическое
произведение, трилогия, проза (эпос), преемственность.
Эпиграф к уроку: «Всему хорошему во мне я обязан книгам»
М. Горький
Оборудование: учебник литературы для 7 кл., портрет писателя М.Горького,
альбом с фотографиями русских писателей 20 в, выставка произведений М.
Горького, презентация учащихся «Максим Горький», сообщение «Детские и
юношеские годы М. Горького», мультимедийные средства, Интернетресурсы,
разработки МЭШ, отрывок из х/ф «Детство»
Тип урока: комбинированный
Ход урока: 2
1) Оргмомент.
2) Проверка домашнего задания (на 2х предыдущих уроках изучали
стихотворения рус. поэтов 2 пол. 19 в.: Ф.И. Тютчева , А.К Толстого, И.А.
Бунина , А.А. Фета, И.А. Плещеева о природе «Край ты мой , родимый
край!»)
а) чтение стихов наизусть по выбору
б) вопросы каждому из отвечающих (по12 вопроса)
Каких знаменитых русских поэтов вы знаете?
Какие художественные средства поэтической речи вы знаете? (эпитеты,
метафоры, сравнения…)
Кто ваш (твой) любимый литературный герой?
Назовите великих русских писателей.
На какие 3 большие группы делится худож. лра? (поэзия, проза,
драматургия)
Кто ваш любимый автор?
Назови произведения А.С. Пушкина (М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Чехова…)
Какое ваше любимое художественное произведение?
Что из курса литературы 7 кл. вам понравилось больше всего
3) Изучение нового материала. Учитель сообщает цели и задачи урока.
А) Слово о писателе:
М.Горький – это литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова,
талантливого писателя русской и мировой лры, выдающегося общественного
деятеля.
Что такое псевдоним? (На доске )
Псевдоним (от греч. PSEVDO – «вымысел» и ONIMA «имя»)
имя , которое использует писатель при публикации произведений вместо
своего настоящего имени. 3
Сэмюэл Клеменс – Марк Твен ( «Приключение Тома Сойера»)
Анна Горенко – Анна Ахматова («Мужество»)
Рудый Панько Николай Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)
Максим Горький Алексей Пешков
Б) Выступление учся с сообщением (опережающее задание )
«Детские и юношеские годы М.Горького»
В) Одновременно с докладом презентация( опережающ. задание) 2
уч.
Г) Беседа с учащимися на основе увиденного и услышанного:
Почему автор выбрал себе такой псевдоним? О чем это говорит? (Трудная
жизнь в детстве, сиротство, скитания, полуголодное существование, детские
годы в доме деда Каширина)
Почему подросток А.Пешков всегда тянулся к людям, которые умели хорошо
рассказывать? (Тяга к знаниям, желание читать, объяснить непонятное,
жажда познания – бабушка, повар Коновалов, механик Смурый)
Достигнув высот в литературе, став известным человеком в мировой
общественности, он сказал слова, которые стали эпиграфом к нашему
сегодняшнему уроку. Какие это слова? Какое напутствие в жизни они дают
вам, нынешним ученикам?
Начинаем изучение автобиограф. Повести М.Г «Детство». Какие повести,
произведения этого жанра вы знаете?
(«Дубровский», «Тарас Бульба», «Барышнякрестьянка», «Метель»,
«Детство», «Отрочество» , «Юность», «Вечера…»)
В чем отличие повести от рассказа? И что общего? Сходства?
(И повесть, и рассказ – проза, Но: П – больше по объему , много действующих
лиц , охватывает большой промежуток времени, много событий.
Р. небольшой по объему , 1 глав. Герой , говорится об 1 событии.) 4
Как вы понимаете термин «автобиографическое произведение»? Кто еще
писал авт . повести? (В основе худож. Произвя лежат события из жизни
самого автора . У Л.Н Толстого есть «Детство», «Отрочество», «Юность»,
изучали во 2 чет. М.Горького учился у Л.Н. Толстого мастерству . Вводится
понятие «преемственность» в творчестве).
Что общего вы заметили в названиях повестей? Сколько их?
(У Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»
У М.Г. «Детство», «В людях», «Мои университеты». Вводится понятие
«трилогия» (3пря , объединенные одним замыслом , общим главным героем
(героями). Есть также и дилогия (из 2 –х пр.)
1913 г
4)Работа с текстом повести «Детство»
.
А) Ребята, из биографии М.Г. вы знаете о смерти отца и о переезде
маленького Алеши в Нижний Новгород вместе с матерью и бабушкой .
Прочитаем из 1 главы о путешествии на пароходе ( стр. 28) . «Убитая горем
мать…»
Б) – Какой представляется вам бабушка?
Какие черты характера бабушки мы увидели уже в 1 главе?
Дайте устную характеристику бабушки, опираясь на сцену ее
разговора с матросами и многодетной женщиной .
Читаем от слов : «Угощайтесь , мамаша, матросской кашей…»
Д/З : глава 12 , читать ; пересказывать главу «Первое наказание» и
«Пожар». Выделить в тексте портретные характеристики деда ,
бабушки , матери.
5) Подведение итогов урока, выставление оценок
Что нового вы узнали на уроке о писателе М.Горьком?
О каких его произведениях вы услышали, узнали, какое будем изучать?
С какими литературоведческими терминами познакомились? Заключительное слово учителя о работе учся на уроке. Отметить лучших ,
отметить динамику у слабых.
5
"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"
"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"
"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"
"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"
"Детские и юношеские годы Максима Горького. Повесть "Детство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.