Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Белоярский»
Проект в номинации № 10 «Первые шаги»
Тема проекта:
СПОРТ – это
путь к здоровью!
|
Автор проекта:, ученик 2 А класса
Руководитель проекта: Медуница Татьяна Николаевна, учитель начальных классов СОШ № 3
|
г. Белоярский
Содержание
Введение…………………………………..…………………………..….....…3
Основная часть
Раздел 1. Теоретический
1.1. Определение понятия «спорт» и история его развития………….…5
1.2. Многообразие видов спорта…….….…….………………………......7
1.3. Что такое здоровье?.................................................…………………9
Раздел 2. Практический
2.1. Влияние спортивных занятий на здоровье детей: результаты исследования учащихся 2 «А» класса………………………………………12
2.2. Мой путь к здоровому образу жизни………………………………14
Заключение……………………………………….……………………..….....16
Литература…………………..…………………………………………..…....17
Приложение..................................................................................................18
Спорт! Какое маленькое, но очень важное в жизни человека слово. Наша жизнь немыслима без спорта. Каждый черпает в спорте что-то своё. Для одних это красочное зрелище, как спектакль. Для других – укрепление здоровья. Третьи избирают спорт своей профессией. Для нас, школьников, спорт – это здоровье, физическая закалка, выносливость, отличное самочувствие, прекрасное настроение, уверенность в себе и своих силах. К сожалению, в наше время многие ребята почти всё свободное время проводят у компьютера или в планшетах и телефонах. А ведь каждый год в сентябре к нам в школу приходят тренеры из различных спортивных секций и приглашают детей заниматься спортом. Многие ребята берут у них визитки с расписанием, обещают прийти на занятия. Потом забывают про них или сходят на 1 - 2 занятия и бросают. Я задумался: «Почему не все хотят заниматься спортом Может они мало знают, что даёт нам спорт»
Задавшись этими вопросами, я решил выяснить, как влияют спортивные занятия на здоровье учеников 2 «А» класса школы №3
Целью проекта является изучить влияние спортивных занятий на здоровье детей.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить, что такое спорт и историю его развития.
2. Узнать какие бывают виды спорта и провести сравнительный анализ любимых видов спорта.
3. Определить основные составляющие здоровья.
4. Провести опрос среди учеников 2 «А» класса на предмет спортивных предпочтений.
5. Проанализировать влияние спортивных занятий на здоровье детей.
6. Показать путь к здоровому образу жизни на личном примере.
Гипотеза – кто занимается спортом, тот меньше болеет.
В работе использовались методы наблюдения, анализа, синтеза, беседы, опроса и обобщения.
Работа состоит из введения, основной части, включающей два параграфа, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Раздел 1. Теоретический
1.1. Определение понятия «спорт» и история его развития
Не существует чёткого определения спорта, однозначно отделяющего собственно спорт от других видов досуга, хотя попытки определить границы понятия предпринимались неоднократно.
В википедии (свободной энциклопедии) дано следующее определение – спорт (от англ. Sport — «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Большая олимпийская энциклопедия определяет спорт как «соревнования по различным физическим упражнениям и их комплексам, а также система их организации и проведения».
В итоге все определения имеют один смысл, что спорт представляет собой физическую или интеллектуальную активность, совершаемую с целью соревнования.
История развития спорта насчитывает десятки тысяч лет.
Так, например, аборигены Австралии регулярно тренировали свои навыки стрельбы из лука, что помогало им успешно охотиться. Также они тренировали такие умения, как бег, метание бумеранга. Нечто подобное можно встретить и в других культурах. |
|
Например, индейские племена Америки регулярно тренировались в беге на длинные дистанции, поднятии камней различной тяжести и многом другом. |
|
Что же касается спортивных соревнований, то ранние упоминания о таких событиях встречаются в древних рукописях IV-III тысячелетия до н.э. Основные дисциплины, в которых соревновались участники – стрельба из лука, верховая езда, бег на разные дистанции, борьба, фехтование различными видами оружия, игры с мячом. |
Также стоит упомянуть о богатом спортивном прошлом Египта. Ученые обнаружили более 400 видов спортивных упражнений, изображенных на стенах Великих пирамид.
Наибольшего расцвета спорт достиг во время существования Древней Греции, где зародились Олимпийские игры.
Первым в летопись Игр вошёл 776 г. до н. э. — год проведения первых общегреческих Игр. Имя первого победителя — Корэб. Игры проходили в Олимпии каждые четыре года, отсюда и название Олимпийские. |
Как мы видим, с самых древних времен человек стремился быть сильнее, быстрее, выносливее. В те далекие времена эти качества были необходимыми для выживания человека, как вида в дикой природе. С тех же самых пор люди стали регулярно тренировать свои навыки, развивать их и передавать эти знания последующим поколениям.
1.2. Многообразие видов спорта
По приблизительным подсчетам в мире существует больше 200 000 видов спорта. И это еще не предел, потому что они создаются практически ежедневно. В России существует официальный перечень видов спорта, куда внесено 159 записей. Кроме того, каждый вид дробится минимум на 3 подвида, а максимум этого значения доходит до 200. К примеру, автомобильный спорт имеет 104 подвида.
Виды спорта классифицируются по различным основаниям и делятся:
в зависимости от участников:
· Командные
· Индивидуальные
в зависимости от включения в программу Олимпийских игр:
· Олимпийские
· Неолимпийские
в зависимости от времени года:
· Зимние
· Летние
· Круглогодичные
Можно также различать виды спорта в зависимости от наличия предмета состязания, от места проведения, от формы одежды.
Из всего многообразия видов спорта я выбрал самые свои любимые и сравнил их по основным признакам (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ любимых видов спорта
Основные признаки |
Хоккей |
Тхэквондо |
Шахматы |
Футбол |
в зависимости от участников |
командный |
индивидуальный |
индивидуальный |
командный |
включение в программу Олимпийских игр |
олимпийский |
олимпийский |
неолимпийский |
олимпийский |
в зависимости от времени года |
зимний |
круглогодичный |
круглогодичный |
летний |
по наличию предмета состязания |
клюшка и шайба |
нет |
шахматы |
мяч |
место проведения |
лед |
ринг |
любое помещение |
футбольное поле |
форма одежды |
шлем, нагрудник, ошейник, трусы, майка, налокотники, наколенники, гетры, краги, коньки, ракушка |
кимоно
|
любая |
майка, шорты, кроссовки |
В результате сравнительного анализа мы выявили, что по некоторым признакам виды спорта могут совпадать, а некоторые отличаются кардинально. При этом каждый из них еще отличается особенностями действий, а также правилами соревнований.
Но нужно отметить, что объединяет все виды спорта то, что регулярные занятия спортом улучшают состояние организма, укрепляют мышцы, иммунную систему, а также заметно улучшают общее настроение и самочувствие, и самое главное ведут к здоровью. А что такое здоровье мы узнаем в следующем параграфе.
1.3. Что такое здоровье?
«Здоровье — это ещё не всё,
но всё без здоровья — это ничто».
Сократ
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Существует семь секретов здоровья, выполняя которые, можно жить без болезней.
О каждом из этих секретов мы расскажем поподробнее.
1. ДВИЖЕНИЕ – это жизнь!
|
Со здоровьем дружен спорт! Стадион,
бассейн и корт, За
старание в награду Будут кубки и рекорды. |
2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ – больше улыбайтесь, каждым днем вы наслаждайтесь!
|
Здоровье - царство смеха, Сам смех – тропа к успеху, И все нам удается, когда душа смеется. |
3. ЧИСТОТА – залог здоровья!
|
Каждый раз перед едой Нужно фрукты мыть водой! Чтобы быть здоровым, сильным, Мой лицо и руки с мылом! Будь аккуратен, забудь лень! Чисти зубы каждый день!
|
4. ЗАКЛИВАНИЕ. Если хочешь быть здоров – закаляйся!
Утром - бег и душ бодрящий, Как для взрослых, настоящий! На ночь окна открывать, Свежим воздухом дышать! Ноги мыть водой холодной, И тогда микроб голодный Не пристанет никогда!
|
5. РЕЖИМ ДНЯ - соблюдай режим труда и быта, и будет здоровье крепче гранита!
Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать. Успеет он одеться в срок, Умыться и поесть, И раньше, чем звенит звонок, За парту в школе сесть.
|
6. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – будешь правильно питаться – со здоровьем будешь знаться!
|
Надо кушать помидоры, Ну, а если свой обед То тогда наверняка |
7. ОТКАЗ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК – кто табачное зелье любит, тот сам себя и губит!
|
Сигареты — никотин, |
Как мы видим, здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. Знание каждого из них, несомненно, поможет нам в формировании не только крепкого здоровья, но и сильной личности.
И, конечно же, формирование здорового образа жизни должно начинаться с детства. Но давайте проверим, действительно ли занятия спортом положительно влияют на здоровье детей.
Раздел 2. Практический
2.1. Влияние спортивных занятий на здоровье детей: результаты исследования учащихся 2 «А» класса
В целях изучения влияния спортивных занятий на здоровье детей нами было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса «Влияние спортивных занятий на здоровье учеников 2А класса» (см. Приложение 1). Опрошено 26 респондентов из числа учащихся 2А класса школы №3 г. Белоярский.
Первоначально, конечно же, хотелось узнать, а занимаются ли вообще ученики 2А класса спортом (Диаграмма 1). Из Диаграммы 1 видно, что большая часть ребят занимаются каким-либо видом спорта.
Дополнительный анализ нам показал, что те, кто не занимается спортом – большинство из них девочки.
Диаграмма 1.
Как мы уже говорили выше, существует большое многообразие различных видов спорта. Спортивные предпочтения наших респондентов распределились следующим образом (см. Диаграмму 2): на первом месте танцы (7 чел), на втором месте - плавание (5 чел.), третье место разделили – фигурное катание, хоккей, тхэквондо (по 3 чел.).
Диаграмма 2.
Всем детям, которые занимаются спортом, мы задали вопрос: «Нравится ли тебе заниматься спортом?». Результат оказался таким: 100% ответили положительно.
Для того, чтобы изучить как влияет спорт на здоровье детей, мы узнали как часто болеют дети. Ответы распределились следующим образом (см. Диаграмму 3):
Диаграмма 3.
Дополнительный анализ показал, что ответ «5 и более раз» поставили те ребята, которые спортом не занимаются. Также все эти ребята ответили, что имеют хронические заболевания.
Таким образом, результат анкетирования показал, что дети, которые занимаются спортом, меньше болеют.
2.2. Мой путь к здоровому образу жизни
В своей жизни я стараюсь соблюдать все семь секретов здоровья. Но на сегодняшний день самым главным для меня является спорт. С самого раннего детства мои родители мне говорят, что если будешь заниматься спортом, то будешь здоровым. Поэтому передо мной никогда не стояло дилемы: заниматься спортом или нет.
С 4-х лет я хожу в секцию тхэквандо. Тхэквондо означает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия. Занятия по тхэквандо дают очень хорошую растяжку и воспитывают силу духа. На соревнованиях я занимал уже 2 раза первые места.
В пять лет меня записали на хоккей. Занятия хоккеем укрепляют иммунитет и закаляют наш организм. Хоккей развивает дисциплину, целеустремленность и тренирует истинно мужские качества: силу, смелость, выносливость. Будучи групповой игрой, хоккей развивает умение взаимодействовать в команде.
Я очень люблю все спортивные состязания и никогда их не пропускаю. В этом учебном году я принимал участие в Кроссе Нации, в Лыжне России. Мне такие состязания приносят хорошее настроение и самочувствие.
В свободное время я хожу на каток на массовые катания, хожу на лыжах, летом купаюсь в водоемах, катаюсь на роликах или велосипеде. Я думаю, что все эти занятия помогут мне стать сильным и уверенным в себе человеком и помогут мне защитить себя в случае необходимости.
А результатом моих спортивных занятий и моей активной деятельности является то, что за последние 2 года я ни разу не болел.
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!
Заключение
В самом начале работы над проектом я столкнулся с проблемой, что дает нам спорт. Чтобы разобраться с этой проблемой я изучил историю развития спорта и определился с его понятием. Рассмотрел многообразие видов спорта и провел сравнительный анализ любимых видов спорта. Узнал основные составляющие здоровья. Провел опрос среди учеников своего класса на предмет спортивных предпочтений и проанализировал влияние спортивных занятий на здоровье детей.
В результате проведенной работы я определил, что гипотеза, которую мы ставили в начале проекта, подтвердилась: кто занимается спортом, тот меньше болеет.
И хотя спорт – это всего лишь одна из семи составляющих здоровья, я считаю, что это только начало нашего пути к здоровому образу жизни. И если вы не можете ходить в спортзал, то не ленитесь, сделайте зарядку или просто совершите пешую прогулку, и это будет уже маленький шаг навстречу вашему здоровью.
Здоровый образ жизни, движение и спорт поддержат жизненные силы организма и сделают вашу жизнь прекрасной и полной гармонии.
Литература
1. Большая олимпийская энциклопедия. М., 2006.
2. Здоровый образ жизни. Информационный ресурс для тех, кто заботится о своем здоровье. http://stanzdorovei.ru/sport-i-zdorove/2010-06-30-16-48-09.html.
3. "Энциклопедия для детей" Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.
Приложение
Дорогой друг!
Ты принимаешь участие в исследовании «Влияние спортивных занятий на здоровье учеников 2А класса». Просим тебя ответить на вопросы, выбрав подходящие для тебя варианты ответов. Подписывать анкету необязательно.
Заранее спасибо!
2. Пол? 1) муж. Б) жен.
1) да
2) нет (переходи к вопросу 6)
1) Футбол
2) Хоккей
3) Бокс
4) Теннис
5) Баскетбол
6) Тхэквандо
7) Фигурное катание
8) Волейбол
9) Плавание
10) Шахматы
11) Другое (напишите)__________________
1) Да
2) Нет
1) Никогда
2) 1-2 раза в год
3) 3-4 раза в год
4) 5 и более раз в год
1) Да
2) Нет
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.