Детский пресс-центр, как способ развития коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД
Оценка 4.7

Детский пресс-центр, как способ развития коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД

Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
23.08.2018
Детский пресс-центр, как способ развития коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД
Этот материал я представила на Всероссийском семинаре "Воспитательная работа как компонент внеурочной деятельности в рамках ФГОС"
Работа детского пресс центра.docx

Елена Валериевна Мальчук,

учитель истории

МБОУ Троицкой СОШ

Карасукского района

Новосибирской области

e-meil: elena.malchuk@yandex.ru

 

Детский пресс-центр, как способ развития коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД

 (В рамках семинара «Воспитательная работа как компонент внеурочной деятельности в рамках ФГОС»)

   

    В октябре 2009 года были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, сквозной задачей которых является формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности.(Слайд №3) По замыслу разработчиков внеурочная деятельность задумывалась как продолжение того, что будет на учебных занятиях, поскольку не всегда на занятиях возможно сформировать какие-то новые качества личности, отследить, как эти качества формируются и развиваются. Отдельные метапредметные УУД, такие как

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность,

- использовать современные источники информации,

- способность решать творческие задачи,

- представлять результаты своей деятельности в различных формах,

- готовность к сотрудничеству,

- владеть умениями работать в группе,

- слушать партнера,

- формулировать и аргументировать свое мнение,

- корректно отстаивать свою позицию

возможно формировать через детский пресс-центр.

      Для молодого поколения средства массовой информации сегодня играют особую роль. Они становятся не только «окном в мир», но и серьезно воздействуют на их идеалы, ценности, как источник социальной информации, они определяют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

   Главная задача образовательного процесса как раз и состоит в социализации личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому взаимодополняемость урочной и внеурочной деятельности через детскую журналистику может стать плодотворной, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.  С учетом имеющихся условий мною была разработана программа кружка дополнительного образования «Юнкор».

Основными функциями журналистики является

- информационность,

- коммуникативность,

- формирование и отражение общественного мнения.

     Развитие  таких компетенций, как ценностно-смысловых, информационных, коммуникативных логически происходят в процессе работы обучающихся и педагога над созданием школьной газеты. (Слайд №4)  Наше маленькое издание называется «Школьный домовёнок». Остановимся более подробно на каждой из названных выше компетенций.

1.     Коммуникативная компетенция включает в себя умение жить и работать в коллективе, а также иметь представление о социальных ролях. Так, на первом занятии обучающиеся  разработали Положение о пресс-центре, в котором определили цели и задачи, функции объединения. Выбрали главного редактора, заместителя главного редактора, специальных и фотокорреспондентов, группу компьютерной поддержки, художников. Определили функции, права и обязанности каждого из них. Выбрали редакционную коллегию, которая руководит работой пресс-центра. Таким образом, подростки учатся выполнять возложенные на них обязанности, развивают качества журналиста, через социальные роли.(Слайды 5,6,7)

 

   Вторая составляющая коммуникативной компетенции – формирование навыков взаимодействия с различными социокультурными объектами. (Слайд №8) Нашими партнёрами являются детское объединение «Мы», детский сад нашего села «Ромашка», редакция районной газеты «Наша жизнь», сельская и школьная библиотеки, Глава и специалисты муниципального управления Троицкого сельского совета, родители обучающихся, педагогический коллектив школы, МЧС и ГИБДД Карасукского района. Непосредственно развитие коммуникативных навыков происходит через подготовку воспитанников к интервью. Педагог  в данном случае выступает в роли помощника, помогая подготовится к встречи. Дети знакомятся с правилами подготовки к интервью: определяют цели и характер необходимых сведений, изучают темы,  собеседника, предварительно обдумывают технику беседы, составляют вопросы.

2.     Формирование ценностно-смысловой компетенции – одна из приоритетных задач воспитательной работы. Наша школа поставила цель в духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации обучающихся – развитие и воспитание компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.  На неокрепшую психику подростка поток информации обрушивается ежедневно. «Что такое хорошо» не всегда понятно, а «где найти плохое» у ребёнка получается быстрее. Бесконтрольное «путешествие» по Интернету, просмотр телевизионных передач  - не лучший способ понять социо-культурные процессы в мире взрослых. Поэтому на занятиях в первую очередь мы учимся работать с информацией. Использую правило «перевернутой пирамиды». Мы отвечаем на вопросы: кто, что, где, когда, почему при обсуждении какой-либо проблемы. На занятиях кружка использую различные формы для овладения способами деятельности по оценке явлений окружающей действительности и выявлению личностных смыслов.

 

Направления и формы работы детского пресс-центра

 

 

Направление

 

 

Формы работы

Патриотическое

 

 (Слайды №9, 10, 11, 12, 13)

1.     Круглый стол «Русский герой Александр Покрышкин»;

2.     Встречи с воином-интернационалистом;

3.     Очерки, рассказы, обозрения, презентации о героях труда, участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла нашего села, района, области;

4.     Семейная гостиная «Оглядываясь с гордостью назад»;

5.     Экскурсии;

6.     Спецвыпуски газеты «Моя гражданская позиция»;

7.     Проекты «Забытые деревни», «Где родился, там сгодился», «Село мое многонациональное»

Экологическое

 

(Слайды № 14, 15)

1.     Фотовыставки;

2.     Экскурсии и походы;

3.     Велопробеги;

4.     Выпуск буклетов, памяток;

5.     Социологический опрос населения.

Фольклорное

 

(Слайд №16)

1.     Этнографическая экспедиция;

2.     Семейная гостиная «Коляда, коляда, отворяй ворота!»

3.     Книга «Народная культура села Троицкого».

Мы – шефы

 

(Слайд №17)

1.     Встречи с воспитанниками детского сада «Ромашка»;

2.     Экскурсия в мир детских СМИ наших мам;

3.     Поздравления с праздником;

4.     Неделя добрых дел;

 

Безопасность на дороге

 

(Слайды №18, 19)

1.     Выступление агитбригад;

2.     Выпуск спецномеров по ПДД, буклетов, молний;

3.     Информация об изменениях в Правилах дорожного движения;

4.     Акции «Шагающий автобус», «Засветись», «Гололёд», «Ремни безопасности», «Любишь – защити!»

5.     Совместные акции с ГИБДД Карасукского района.

Спорт – это жизнь

 

(Слайд №20)

1.     Освещение спортивных праздников, соревнований;

2.     Пропаганда здорового образа жизни на страницах газеты;

 

   Успех дела зависит от умения работать с информацией. Во-первых, ее нужно раздобыть, во-вторых, научиться пользоваться. Через каналы обратной связи мы прослеживаем потребности аудитории. (Слайд №21) Так, на страницах газеты проводим дискуссии, например, «Как избавиться от шестидневки и кто за этим стоит?», обсуждаем актуальные вопросы, выявляя общественное мнение не только по сугубо школьным вопросам. Актуальным стало обсуждение проблемы водоснабжения нашего села, в которое были вовлечены Глава сельского совета и родители. На родительском собрании мы предоставили отчет о проделанной работе. Совместно с районным МЧС проанализировали проблему лесных пожаров.(Слайд №22)  Не менее бурное обсуждение вызвала угроза загрязнения окружающей среды района, безрассудное экологическое поведение взрослых. На страницах «Школьного домовёнка» находят свое продолжение темы, не законченные на учебных занятиях. Информация, полученная во время урочной деятельности плавно перетекает во внеурочную. Здесь тему можно изучить более детально, поработать с дополнительной литературой. Обучающиеся имеют возможность высказать свое мнение на различные научные проблемы, написать эссе, статью, репортаж, заметки.

3.     Информационная компетенция (Слайд №23) формируется при помощи реальных объектов – компьютеров, принтера, модема, когда воспитанники кружка верстают, печатают очередные номера нашей газеты. Ребята создали фонд аудио-, видеофайлов интервью, снимают короткометражные фильмы, например, «Дети войны», где главными героями стали их близкие родственники и соседи. Учатся искать, анализировать, отбирать необходимую информацию в Интернете, СМИ, пользоваться электронной почтой.

  (Слайд №24) Основной формой организации педагогической поддержки социализации обучающихся является участие в конкурсах, таких как «Заповедные уголки Новосибирской области», «Фото-эссе «Сибирские истории в картинках» Областной детской библиотеки им. Горького, Областной конкурс творческих работ патриотической экспедиции «Родная семья», Областной историко-просветительский проект «Русский герой Александр Покрышкин», районная конференция исследовательских работ дополнительно образования «Горизонты открытий», заочный конкурс детских СМИ района, а также создание портфолио юнкоров.

   (Слайд №25)   Таким образом, через внеурочную деятельность на кружке «Юнкор» достигаются планируемые результаты воспитательной программы школы:

- обучающиеся знают, что главная ценность жизни – здоровье, за которое отвечает сам человек;

-контролируют собственную поведенческую реакцию;

- развивают навыки позитивного отношения к людям.

Формируются личностные УУД: мотивация на посильное и созидательное участие в жизни общества, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, воспитывается понимание культурного многообразия мира и ценностные ориентиры.


 

Скачано с www.znanio.ru

Елена Валериевна Мальчук, учитель истории

Елена Валериевна Мальчук, учитель истории

Поэтому взаимодополняемость урочной и внеурочной деятельности через детскую журналистику может стать плодотворной, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения

Поэтому взаимодополняемость урочной и внеурочной деятельности через детскую журналистику может стать плодотворной, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения

Формирование ценностно-смысловой компетенции – одна из приоритетных задач воспитательной работы

Формирование ценностно-смысловой компетенции – одна из приоритетных задач воспитательной работы

Патриотическое (Слайды №9, 10, 11, 12, 13) 1

Патриотическое (Слайды №9, 10, 11, 12, 13) 1

Актуальным стало обсуждение проблемы водоснабжения нашего села, в которое были вовлечены

Актуальным стало обсуждение проблемы водоснабжения нашего села, в которое были вовлечены

Формируются личностные УУД : мотивация на посильное и созидательное участие в жизни общества, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, воспитывается понимание культурного многообразия мира и ценностные…

Формируются личностные УУД : мотивация на посильное и созидательное участие в жизни общества, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, воспитывается понимание культурного многообразия мира и ценностные…
Скачать файл