Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, и дети с ограниченными возможностями здоровья не исключение. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на интересующие вопросы «как?» , «зачем», «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность. Дети с нарушением интеллекта под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества учатся познавать окружающую действительность и делать выводы. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним Одной из центральных задач специального дошкольного учреждения становится формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта в современном обществе. Экспериментирование является наиболее доступным путем ознакомления детей с ограниченными возможностями здоровья с миром окружающей их живой и неживой природы. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В презентации представлены материалы по ознакомлению детей с нарушением интеллекта подготовительной группы с окружающим миром через детские опыты и эксперименты с водой..
ЦЕЛИ: Познакомить детей с составом воды; развивать внимание, наблюдательность, любознательность., мышление.Задачи:-Расширить представления детей о воде через экспериментальную деятельность; -Формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности;-Развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;- Обогащать словарный запас детей, активизировать мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения;-Формировать у детей самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата совместно с педагогом;-Развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать трудовые навыки.ОБОРУДОВАНИЕ: бутылка, закрытая пробкой. разнообразные ёмкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, стаканчики, песочные формочки и т.д.); шприц (без иголки), воронка, сито; лупа;
«Пусть твои ладони закроют дрожащую от неуверенности и огорчения руку ребенка. Пусть твои глаза прольют слезу сострадания, видя страдания плачущего ребенка. Пусть твоя душа станет пристанищем для его оскорбленных чувств. Только тогда в тебе откроется тайна воспитания, дар воспитателя, откроется суть И.Г.Песталоцци» Ш.А.Амонашвилли.
Опыт 1. Какой формы вода? На столе находятся: тарелочка и кружечка с водой. Педагог спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем и нальём водички из кружечки в тарелочку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: Вода – это жидкость, которая не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Если мы нальем воду в банку, то примет форму банки, нальём в тарелочку – примет форму тарелочки.
Опыт 4. Способность воды отражать предметы. - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой) - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.) - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.) - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое) Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Опыт 6. Проблемная ситуация: «Что надо сделать, чтобы вода стала другого цвета?». (ответы детей).Предлагаю добавить в воду краску. Дети окрашивают воду.Вывод: Если в воду добавить любую краску- она станет такого цвета, как краска - цветной.
Опыт 9.Бутылку с водой изо всех сил трясут.- Что происходит? (Образовалось большое количество пузырьков.)Вывод.В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен всем, кто живет в воде( рыба…).
Вывод:Учёные подчеркивают, что ребенок познает окружающий мир через призму собственных чувств, прожитых в действии. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее, полноценнее он развивается.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.