Детское экспериментирование в период развития ребенка.
Оценка 5
Семинары
docx
психологическая работа +1
Детсад
13.01.2019
Детское экспериментирование в период развития ребенка. В данной статье содержится информация о том, что экспериментальная деятельность является одним из основных видов поисковой деятельности ребенка, какое оно оказывает влияние на развитие ребенка в дошкольном возрасте, так же есть опыты,проводимые мною с детьми ,в условиях ДОУ.
Детское экспериментирование в период развития ребенка..docx
Детское экспериментирование в период развития ребенка.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным
формам обобщения, умозаключения, абстракции. В процессе обучения,
поддерживая познавательную активность, нужно создавать детям условия для
самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат
взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно
присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное
применение в различных ситуациях и порождает знание (А. Парамонова).
Экспериментирование является основным видом ориентировочно
исследовательской (поисковой) деятельности. Как доказал , академик
Российской академии образования, лишение возможности
экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности
в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим
нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на
развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.
Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей
деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет
познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых
впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой
исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего
мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше
новой и обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными
веществами, стремясь узнать чтото новое. Они разбирают игрушки,
наблюдают за падающими в воду предметами.
Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим
развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное
отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в
стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное
переживание и представление о предметах и явлениях мира. Критерием
результативности детского экспериментирования является не качество
результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную
активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному
миру.
Актуальность проблемы развития познавательной активности заключается в
том, что взаимодействие ребёнка с окружающим миром зависит от его
активности и деятельности. Активность закладывает начало формирования
умственных качеств личности, её инициативности и самостоятельности.
Познавательной активностью ребёнка занимались Е.Э. Баранова, Н.В. Зайцева,
А.Н. Поддъяков, Н. Минакова, А.И. Савенков и др. В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и
выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы,
анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи,
сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения,
отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,
осуществлять эксперимент, делать выводы.
Большую радость, удивление, восторг дети испытывают от своих
маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство
удовлетворения от проделанной работы. В ходе такой работы дети лучше и
быстрее умеют находить выход из создавшихся трудных ситуаций, легче
справляются с возникающими проблемами.
В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент
саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают
перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в
свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные,
преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом
объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более
сложные цели.
Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься какимто
делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же
знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое
развитие ребенка затормаживается.
Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что
деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в
том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности
экспериментирования.
Вода меняет цвет
сода, лимонная кислота.
по волшебству.
Необходимый инвентарь: банка, вода, таблетка фенолфталеина, питьевая
◈ Покажите ребенку, как вода в обычной банке меняет свой цвет, словно
◈ Для этого в стеклянную банку налейте воду и растворите в ней
таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и больше известен под
названием «пурген»). Вода останется прозрачной.
◈ Затем добавьте в банку раствор питьевой соды — раствор окрасится в
◈ Насладившись таким превращением, добавьте туда ж;е уксус или
◈ Обратите внимание ребенка на то, что все, что вы добавляли в воду,
лимонную кислоту — раствор снова обесцветится.
интенсивный розовомалиновый цвет.
было белого цвета, а вода, тем не менее, окрашивалась.
В возрасте 3−4 лет можно использовать отражение в играх для развития
пространственного восприятия, изучения понятий «право» и «лево». Зеркальный двойник.
Посмотрите в зеркало вместе с ребенком и объясните: когда он поднимает
правую руку, у отражения это левая рука. Потренируйтесь, а потом встаньте
напротив малыша и скажите ему, что вы — зеркало. Малыш показывает
движения, а вы их «отражаете». Он поднимает правую руку, а вы — левую.
Обязательно озвучивайте движения. Затем поменяйтесь ролями.
Ребусы. С помощью зеркала можно объяснить ребенку и понятие симметрии.
Нарисуйте левую половину простой картинки (дом, гриб или цветок). Справа
приставьте зеркало так, чтобы в нем отразилась симметричная половинка
рисунка. Малыш увидит, как изображение становится целым. Предложите
поиграть, рисуя половинки и угадывая, что это за предмет. А потом
проверяйте себя с помощью зеркала.
Таинственный шифр. Дети нередко пишут буквы в зеркальном отображении,
не замечая своих ошибок. Вместе исследуйте правильные и неправильные
буквы и их отражения. А ребенка постарше познакомьте с волшебным
зеркальным шифром, с помощью которого он сможет обмениваться
с друзьями таинственными посланиями.
Детские игрыэксперименты с зеркалом
Для них не потребуется сложное оборудование, а вот время суток и погоду
вам обязательно придется учитывать.
1. Луна у тебя дома. Опыт проводится вечером, когда из окна видна Луна.
Зеркало с вогнутой поверхностью направьте в сторону Луны. Попросите
ребенка встать у окна и повернуть другое плоское зеркало так, чтобы он мог
видеть Луну, отраженную в вогнутом стекле. Теперь предложите ребенку
взять увеличительное стекло и посмотреть на изображение Луны в плоском
зеркале.
Что увидит малыш?
Луна в плоском зеркале кажется ближе, а увеличительное стекло позволяет
еще больше увеличить изображение. Почему это происходит?
Вогнутое зеркало отражает и приближает изображение Луны. Плоское
зеркало точно воспроизводит это изображение, а увеличительное стекло еще
больше его увеличивает. По такому принципу работают зеркальнолинзовые
телескопы.
Литература:
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательноисследовательская деятельность
дошкольников. — М.: 2013 Мозаика — Синтез. Дыбина О. В. Неизведанное
рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание,
исправленное. — М.: 2013 ТЦ«Сфера» Зыкова О. А. Экспериментирование с
живой и неживой природой. — М.: ЗАО «ЭЛТИКУДИЦ» 2013. Михайлова З.
А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова З. А. Развитие познавательно —
исследовательских умений у старших дошкольников — СПб.: ООО
«Издательство «Детствопресс», 2012.
Детское экспериментирование в период развития ребенка.
Детское экспериментирование в период развития ребенка.
Детское экспериментирование в период развития ребенка.
Детское экспериментирование в период развития ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.