Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.
Девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог Кон И.С. уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Конфликты в классе – без этого не обходится ни в одной школе. Многим детям ничего не стоит обидеть кого-нибудь, причинить ему боль. Дети сталкиваются с насилием в различных формах, например, в общении друг с другом или через средства массовой информации на экранах телевизоров они видят реальное насилие: военные или общественно – социальные конфликты или воображаемое насилие в мультипликационных фильмах и детективах.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Немаловажную роль здесь играет и
воспитание в семье. Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, то,
попадая в среду, вводящую правила и ограничения, он будет испытывать
дополнительный стресс и дискомфорт, что также может стать причиной проявлений
девиантного поведения в разных его формах. В особенной степени это относится к
тем детям, которые по каким-либо причинам не посещали детский сад,
соответственно, начальная степень социализации ими пройдена не в полной мере.
Среди разновидностей девиантного поведения,
проявляющихся в возрастной группе «младшие школьники» можно выделить
такие варианты, как:
- непослушание, которое является наиболее
«популярным» проявлением девиантного поведения.
- шалость, которую можно, по сути, считать
безобидным проявлением, т.к. в ней отображаются активность и креативность
ребенка. Ее специфика состоит в том, что она носит положительный характер,
является безвредной и, как правило, социально неопасной.
- озорство точно также позволяет проявиться
креативности и активности ребенка, однако, в данном случае нарушение правил и
норм происходит уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред.
- проступок носит социально опасный характер. В
отличие от других, более «легких» форм девиантного поведения, зачастую является
спланированным заранее. Как правило, совершается неоднократно, что дает право
полагать о формировании определенных черт характера ребенка.
- негативизм представляет собой необоснованное
сопротивление влиянию и действиям окружающих.
В пассивной форме проявляется как упрямство,
отказ от выполнения требований.
В активной форме – ребенок намеренно делает все
вопреки тому, что от него требуют. Следует отметить, что негативизм может
являться не столько чертой характера, сколько последствием, например, усталости
или проявлений несправедливости по отношению к ребенку.
- упрямство по некоторым проявлениям напоминает
негативизм. Но, как правило, оно является необоснованным и нерациональным
ответом на какие-то действия или просьбы окружающих.
- капризы, как правило выражаются в поступках
или действиях, которые ребенок просто не может объяснить, а также в
сопротивлении требованиям со стороны взрослых. Возникают или в случае усталости
или под воздействием слишком эмоциональных переживаний. Иногда могут
сопровождаться плачем (истерикой) или сильным нервным возбуждением.
- своеволие является результатом излишней
самостоятельности, стремлении к самоутверждению, но при этом неумении выразить
это конструктивными способами.
В младших классах причиной дисгармонии в учебной деятельности чаще всего выступает неорганизованность поведения ребёнка (несобранность, неусидчивость, слабость волевых усилий) как следствие школьной незрелости , обуславливающая недостаточную целенаправленность учебной деятельности, неумение её планировать, регулировать и контролировать.
Главная цель профилактики состоит в устранении факторов, оказывающих патогенное влияние на психику ребёнка, и использование факторов, обладающих положительным воздействием.
Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков. Однако раскрыть индивидуальные способности ребёнка не всегда удаётся на уроке, тогда на помощь приходит внеурочная деятельность.
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продленного дня.
Дети с отклоняющимся поведением как правило активны и являются участниками общественно полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др. Однако доля их участия в этих видах деятельности и сила влияния последних на формирование и развитие личности разные.
Профилактическая направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым детям предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) не только представляет возможность ребенку свободы выбора действия, но и создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя начальных классов, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.