Деятельность студии декоративно-прикладного творчества "Вдохновение" на примере образовательной программы
Оценка 4.7

Деятельность студии декоративно-прикладного творчества "Вдохновение" на примере образовательной программы

Оценка 4.7
Документация +1
docx
технология
1 кл—4 кл
26.02.2021
Деятельность студии декоративно-прикладного творчества "Вдохновение" на примере образовательной  программы
Программа "Волшебные лоскутики.20" направлена на формирование и развитие художественно-эстетической культуры учащихся, навыков дизайна. Подбор тем в программе способствует формированию специальных знаний и умений по конструированию оригинальных изделий из швейных материалов, развитию практических умений и навыков по проектированию одежды. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям. Программа направлена на формирование и развитие художественно-эстетической культуры учащихся, навыков творческого дизайна. Подбор тем в программе способствует формированию специальных знаний и умений по конструированию оригинальных изделий из швейных материалов, развитию практических умений и навыков по проектированию и моделированию одежды.
!+ПФДО Князевой Г.А. 1 год Волшебные лоскутики.docx

 

 

 

 

 


Муниципальное казенное учреждение

«Управление образованием Междуреченского городского округа»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принята на заседании

методического совета

от «___» ___________20_____г.

Протокол №   ______

Утверждаю:

Директор МБУ ДО ЦДТ

Г.А.Сисина ______________/ФИО/

«___» ___________________20___г.

Приказ от ___________№ _______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Волшебные лоскутики»

 

Возраст учащихся: 7 -10 лет

Срок реализации: 9 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики:

Князева Галина Алексеевна,

педагог дополнительного образования,

Гавриленко Елена Владимировна,

методист по нормативному и программно-методическому обеспечению образовательного процесса МБУ ДО ЦДТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Междуреченский городской округ, 2020

 

Оглавление

 

Паспорт программы……………………………………………………………………………………. 3

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………………………………………    6

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………………………..6

Направленность программы……………………………………………………………………... 6

Актуальность программы…………………………………………………………………………    6

Отличительные особенности программы………………………………………………………. 6

Адресат программы………………………………………………………………………………. 7

Объем программы…………………………………………………………………………………8

Формы обучения и виды занятий по программе………………………………………………...8

Срок освоения программы………………………………………………………………………..8

Режим занятий……………………………………………………………………………………..9

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………………9

1.3. Содержание программы……………………………………………………………………………9

Учебный план обучения (стартовый уровень)…………………………………………………..9

Содержание учебного плана первого года обучения (стартовый уровень)………………….10

1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………………………………...12

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………………………..14

Календарный учебный график…………………………………………………………………..14

Условия реализации программы………………………………………………………………...14

Этапы и формы аттестации……………………………………………………………………...14

Оценочные материалы…………………………………………………………………………...16

Методические материалы………………………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………………………………………………….19

 


 

Паспорт программы

 

Наименование программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутики»

Разработчики и ответственный за реализацию программы:

Князева Галина Алексеевна, педагог дополнительного образования; Гавриленко Елена Владимировна, методист по нормативному и программно-методическому обеспечению образовательного процесса МБУ ДО ЦДТ

Образовательная направленность:

Художественная

Цель программы:

формирование готовности для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащихся через ознакомление с технологией обработки швейных материалов.

Задачи программы:

обучающие:

-        способствовать формированию у учащихся практических умений и навыков при создании любых швейных изделий, а также изделий декоративно-­прикладного характера

воспитательные:

-        способствовать развитию у учащихся эмоционально-эстетического восприятия мира;

-        приобщать учащихся к созданию предметов этнокультурного, общенационального и общечеловеческого образного значения;

-        оказывать психолого-педагогическую поддержку учащихся в развитии готовности к профессиональному самоопределению, выявлению индивидуальных особенностей учащихся, интереса к профессии;

развивающие:

-        способствовать формированию у учащихся навыков планирования, прогнозирования и контроля в творческом проектировании, способностей к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности.

Возраст учащихся:

От 7 до 10 лет 

Год разработки программы:

2020 год

Сроки реализации программы:

9 месяцев

Нормативно-правовое обеспечение программы:

1.      Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.)

2.      Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»

3.      Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-Р);

4.      Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497);

5.      Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);

6.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

7.      Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» от 30.12.2015 №1493

8.      «Концепция развития дополнительного образования детей» - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 №1726-р;

9.      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

10.  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

11.  Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);

12.  Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья"(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847);

13.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;

14.  Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 8.09.2015 №613н);

15.  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» (включая разноуровневые программы);

16.  Указ Президиума РФ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

17.  Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях РФ (23.05.2013 г.) Федеральные государственные образовательные стандарты;

18.  Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;

19.  Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 - 2025 годы. Утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 г. N 367

20.  Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 №212-р «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кемеровской области»;

21.  Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 №740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;

22.  Нормативно-правовые документы учреждения:

-        Устав МБУ ДО ЦДТ;

-        Положение об организации деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» по составлению, согласованию и утверждению дополнительных общеобразовательных программ;

-        Учебный план;

-        Комплексная целевая программа развития «Планета творчества» МБУ ДО ЦДТ на 2016-2020 гг.

-        Календарный учебный график;

-        Положение «Об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО ЦДТ»;

-        Правила внутреннего трудового распорядка;

-        Положение о режиме занятий учащихся,

-        Положение о промежуточной аттестации учащихся, осуществлении текущего контроля их успеваемости и аттестации учащихся по завершению реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО ЦДТ;

-        Положение об учебно-методическом комплексе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;

-        Инструкции по технике безопасности.

Методическое обеспечение программы:

·         дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;

·         календарный учебный график занятий по программе;

·         тесты и задания для диагностики результативности обучения учащихся;

·         дидактические материалы (схемы, фотографии, иллюстрации; раздаточный материал по темам программы: памятки, инструкции; видеофильмы, мультимедийные презентации, компьютерные программные средства);

·         разработки занятий в рамках программы;

·         комплекс физминуток;

·         методическую, учебную и специальную литературу;

·         Интернет-ресурсы.

Рецензенты:

Внутренняя рецензия: Пыхов Вадим Олегович, руководитель структурного подразделения МБУ ДО ЦДТ


 

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

 

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутики» соответствует требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса, регламентирующих образовательную деятельность учреждений дополнительного образования.

Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.

 

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутики» имеет художественную направленность, стартовый уровень сложности и разрабатывалась в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования РФ, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, реализуемые в системе дополнительного образования детей и согласно Концепции развития дополнительного образования РФ направлена на: создание необходимых условий для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение эмоционального благополучия, гражданского, патриотического и трудового воспитания учащихся.

 

Актуальность программы

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям. В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутики» представляет собой сочетание образовательной деятельности, информационной поддержки и практических заданий, дает возможность выявлять творческие склонности и способности, обнаруживать личную заинтересованность, оценивать уровень мотивации, строить отношения через прикладное творчество и практическую деятельность.

Программа направлена на формирование и развитие художественно-эстетической культуры учащихся, навыков творческого дизайна.  Подбор тем в программе способствует формированию специальных знаний и умений по конструированию оригинальных изделий из швейных материалов, развитию практических умений и навыков по проектированию.

Актуальность программы заключается в возможности приобретения учащимися представлений о профессиональной деятельности специалистов швейного производства. Данная программа выполняет задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личного опыта учащихся, представляет собой сочетание образовательной деятельности и практических заданий, дает возможность обнаруживать личную заинтересованность, оценивать уровень мотивации, строить отношения через практическую деятельность.

 

Отличительные особенности программы

Новизна программы «Волшебные лоскутики» заключаются в том, что учащиеся на занятиях знакомятся с сущностью технологической культуры и культуры труда, профессиями, связанными со швейным производством. Кроме этого программа имеет уровни сложности – стартовый, базовый и продвинутый, где учащиеся включаются в теоретическую и практическую подготовку раньше, чем это предусмотрено программой по предмету технология в общеобразовательных учреждениях и предполагает изучение элементов физики, некоторые понятия черчения, химии, биологии. Программа позволяет реализовывать индивидуальные образовательные маршруты для учащихся.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутики» педагогически целесообразна, так как дополнительное образование осуществляется в форме добровольных объединений и направлено на развитие специальных возможностей ребенка по его выбору. Модульный подход и метод творческих проектов в обучении дает возможность воспитать успешных и самодостаточных личностей, возможность проявить себя в активной деятельности, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению. Развивая навыки профессиональной деятельности с учетом индивидуальных способностей, программа объединяет в одном занятии различные виды деятельности, соответственно перестраивая педагогические подходы, раскрывая специфические признаки педагогической целесообразности:

      возможность использования многообразных педагогических технологий;

      возможность самовыражения с использованием доступных средств;

      возможность создания различных изделий, в рамках заявленной темы;

      возможность развития навыков исследовательской, поисковой и профессиональной деятельности;

      возможность создания разновозрастных групп;

      возможность общения среди людей, занятых общим делом;

      возможность корректировки программы в зависимости от контингента учащихся, их индивидуальных способностей.

Практическая значимость обусловлена тем, что занятия обеспечивают условия, а также предоставляют возможность приобрести практический опыт по обработке швейных материалов, по дизайну одежды. Реализация программы связана с интеграцией знаний из различных областей, активной и целенаправленной рефлексией, развитием разнообразных коммуникаций. Программа основана на комплексном подходе, который связан с выбором профессии и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Программа «Волшебные лоскутики» ориентирована на подготовку учащихся, способных применить свои знания и умения в современных социально-экономических условиях; компетентных, мобильных, с высокой технологической культурой, способных применить полученные практические навыки в дальнейшей жизни.

 

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутики» разработана для учащихся в возрасте от 7 до 10 лет, с учетом возрастных и психофизических особенностей. Численность учащихся в группе - 15 человек.

На обучение по программе принимаются все желающие. Зачисление в группы производится по результатам собеседования педагога с учащимися и его родителем или законным представителем.

Программой предусмотрено разновозрастное комплектование учебных групп, в связи с различным расписания занятий в общеобразовательных учреждениях.

Зачисление в группы производится с обязательным условием заключения договора с родителями или с учащимся (достигшим 14 летнего возраста) на обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя (в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации), подписания согласия на обработку персональных данных.

Программа может быть адаптирована для учащихся с особыми образовательными потребностями, в том числе и для детей – инвалидов, приём которых осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В этом случае численный состав объединения может быть сокращён. Педагог может корректировать программу, внося в нее изменения.

 

Объем программы

Общий объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня рассчитан на 144 часа, включает 37 теоретических часов и 107 практических часов.

Формы обучения и виды занятий по программе

Программа очной формы обучения на русском языке рассчитана на учащихся от 7 до 10 лет в условиях учреждения дополнительного образования. В период сильных морозов или карантина для всех учащихся, а также на протяжении всего учебного года для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена возможность включения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения через сеть Интернет.

Разнообразные формы обучения и типы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению.

Данная программа содержит теоретическую часть и практические работы по обработке ткани и других прикладных материалов. Теоретические сведения излагаются в форме инструктажа в сочетании с демонстрацией специальных приемов, действий, наглядных пособий и обеспечивают осознанное выполнение практических работ. Формы организации деятельности учащихся групповая, коллективная, работа по подгруппам, индивидуальная. При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы созданы необходимые условия для совместной деятельности учащихся и родителей (законных представителей), которые могут участвовать в мастер-классах и мастерских.

Формы проведения занятий традиционные информационные формы - это мини-лекции с элементами беседы. А также активных форм обучения, интерактивные презентации, игры, конкурсы, тематические праздники, самостоятельное выполнение практических и творческих заданий, мастер-классы, связанных с обработкой швейных материалов, где дети познают безопасные навыки работы с инструментом (ножницы, игла, утюг, швейная машина и т.д.) Большое место в программе отводится композиционному моделированию, развитию творческих способностей учащихся через создание проектов по авторскому замыслу.

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебные лоскутики» используются методы обучения, учитывающие характер познавательной деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся по видам деятельности:

         объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод;

         метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод;

         методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Педагогические технологии, используемые в реализации программы

         Коммуникативная технология обучения

         Технология развития критического мышления

         Здоровьесберегающие технологии

         Информационно-коммуникационные технологии

         Имитационные технологии и приёмы.

         Технология проблемного обучения

         Интерактивные технологии

В случае объявления карантина или низких температур в зимний период предусмотрена дистанционная форма обучения.

Срок освоения программы

Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебные лоскутики» составляет 9 месяцев.

 

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, продолжительностью 45 минут каждое и с переменой, продолжительностью не менее 5 минут.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.

При проведении занятий соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, время выполнения заданий на компьютере, проводятся динамические паузы, обязательна перемена между занятиями.

Организация обучения по программе осуществляется на базе МБУ ДО ЦДТ.

По окончании программы в полном объёме учащийся получает свидетельство о дополнительном образовании установленного образца

 

1.2. Цель и задачи программы

Цель: формирование готовности для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащихся через ознакомление с технологией обработки швейных материалов.

 

Задачи:

обучающие:

-        способствовать формированию у учащихся практических умений и навыков при создании любых швейных изделий, а также изделий декоративно-­прикладного характера;

воспитательные:

-        способствовать развитию у учащихся эмоционально-эстетического восприятия мира;

-        приобщать учащихся к созданию предметов этнокультурного, общенационального и общечеловеческого образного значения;

-        оказывать психолого-педагогическую поддержку учащихся в развитии готовности к профессиональному самоопределению, выявлению их индивидуальных особенностей, интереса к профессии;

развивающие:

-        способствовать формированию у учащихся навыков планирования, прогнозирования и контроля в творческом проектировании, способностей к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности.

1.3. Содержание программы

Учебный план обучения (стартовый уровень)

 

п/п

Название раздела/темы

Количество часов

 

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Комплектование учебных групп.

2

1

1

Собеседование, педагогическое наблюдение. Творческое задание

2.

Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ.

2

2

 

Педагогическое наблюдение

3.

Основы цветовой грамоты.

8

2

6

Педагогическое наблюдение за выполнением творческого задания

4.

Материаловедение

2

2

-

Педагогическое наблюдение

5.

Оборудование швейной мастерской

4

2

2

Педагогическое наблюдение за выполнением практической работы

6

Основы художественного проектирования одежды для кукол.

8

 

2

 

6

 

Педагогическое наблюдение за выполнением творческого задания

 

7

Проектирование одежды для кукол.

16

2

14

8

Текстильные игрушки

38

8

30

9

Аппликация как вид отделки

28

8

20

10

Обработка текстильного лоскута

28

6

22

Педагогическое наблюдение за выполнением практического задания

11

Русская тряпичная кукла

4

2

2

12

Профориентационная работа

2

-

2

Обсуждение

презентации

13

Итоговое занятие.

2

-

2

Выставка творческих работ, защита проекта

 

Итого:

144

37

107

 

 

Содержание учебного плана первого года обучения (стартовый уровень)

 

Тема 1. Комплектование учебных групп. (2 часа).

Теория. Комплектование учебных групп. Собеседование.

Практика. Творческое задание. Выполнение эскиза нарядного платья для куклы.

 

Тема 2. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. (2 часа).

Теория. Цель и содержание модуля стартового уровня «Художественная обработка ткани». Порядок и план работы на год. Правила работы в швейной мастерской. Инструктаж по ТБ

 

Тема 3. Основы цветовой грамоты (8 часов).  

Теория. Цвет. Спектр. Цветовой круг. Контраст цветов, колорит Цветовой тон, светлота, тоновое изображение, насыщенность.

Практика. Составление из тканей образцов различных цветовых гармоний. Выполнение одного и того же лоскутного рисунка (орнамента) включая детали различного цвета, меняя цвета рисунка. Орнамент, виды орнаментов: геометрический Творческая мастерская по изготовлению сувениров ко «Дню пожилого человека».

 

Тема 4. Материаловедение (2 часа).

Теория. Классификация швейных материалов. Определение нитей основы, утка. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

 

Тема 5. Оборудование швейной мастерской (4 часа).

Теория. Классификация швейных машин Виды оборудования для ВТО. Общее устройство швейных машин. ТУ при выполнении машинных работ. Инструменты и приспособления при выполнении машинных работ. Подбор игл и ниток. Механизм обратного хода.

Практика. Заправка ниток. Регулировка натяжения нитей и величины стежка.

Освоение приёмов работы за швейной машиной.

Смазка швейных машин, регулировка, для работы с различными материалами.    

 

Тема 6. Основы художественного проектирования одежды для кукол (8 часов).

Теория. Основы проектирования одежды для кукол. Основные сведения о современной одежде. История возникновения различных типов одежды. Многообразие функций одежды. Понятие о дизайне. Понятия: мода, стиль, силуэт, модель. Разнообразие силуэтных форм одежды. Пропорциональные соотношения и восприятие формы костюма.

Практика. Построение пропорциональной схемы фигуры. Выполнение эскизов моделей с учетом стиля и силуэта. Построение силуэтных форм костюма. Основные правила проектирования модели костюма. Творческая мастерская по изготовлению сувениров ко «Дню Матери».

 

 

Тема 7. Проектирование одежды для кукол (16 часов).

Теория. Выбор моделей одежды для кукол. Выбор материала для каждого изделия с учетом выбранной модели. Особенности кроя одежды для куклы. Ручной способ обработки. Машинный способ обработки. Особенности технологии пошива одежды для кукол.

Практика. Подготовка материала для пошива одежды. Снятие мерок с куклы для проектируемой одежды. Построение выкройки проектируемой модели. Раскрой основных деталей одежды. Соединение деталей ручным способом. Ручные стежки и строчки. Соединение дополнительных деталей с основными деталями. Отшив изделия на готовку. Окончательная влажно-тепловая обработка. Творческая мастерская изготовление сувениров на Новый год

 

Тема 8. Текстильные игрушки (38 часов).

Теория. Виды текстильных игрушек: объемная (мягкая), пальчиковая, пятачковая. Стилизованные игрушки из текстильных материалов

Практика. Изготовление плоской текстильной игрушки. Изготовление пальчиковых игрушек. Изготовление пятачковых игрушек. Отличительные особенности объемной игрушки. Выполнение эскизов игрушки с различными вариантами оформления. Выполнение чертежей и выкройки-лекала. Составление последовательности выполнения работ. Правила раскладки лекал и кроя. Раскрой деталей. Сметывание и пошив основных деталей. Выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем. Творческая мастерская по изготовлению сувениров ко «Дню Святого Валентина». Творческая мастерская по изготовлению сувениров ко «Дню защитников Отечества». Творческая мастерская по изготовлению сувениров к Международному женскому дню 8 МАРТА.

 

Тема 9. Аппликация как вид отделки (28 часов).       

Теория. Понятие об аппликации. Материалы для изготовления аппликации.

Инструменты и приспособления при изготовлении аппликации. Способы выполнения аппликации. Последовательность выполнения текстильной аппликации. Аппликация из материалов разных фактур.

Практика. Замысел. Поиск композиционного решения. Разработка эскиза аппликации с учетом цветового решения. Выбор способа ее выполнения. Заготовка шаблонов. Подготовка к работе тканей различных цветов и тонов. Выкраивание деталей аппликации. Обработка деталей аппликации. Сборка деталей аппликации согласно замыслу. Выполнение образцов аппликаций ручными стежками. Выполнение образцов аппликаций машинным способом. Отработка приемов создания аппликаций различных фактур. Творческая мастерская по изготовлению работ на выставку.

 

Тема 10. Обработка текстильного лоскута (28 часов).

Теория. Лоскутное шитье как вид декоративно- прикладного творчества. Традиционное лоскутное шитье России. О развитии лоскутного шитья. Ткань как материал для творчества. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практика. Современные формы традиционного шитья из текстильного лоскута. Разновидности обработки текстильного лоскута: лоскутная мозаика, мелкая лоскутная пластика, аппликация, коллаж, текстильная мозаика, стежка. Замысел. Поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выкраивание деталей из ткани. Выполнение изделий из текстильного лоскута. Творческая мастерская по изготовлению сувениров на Пасху. Творческая мастерская по изготовлению проектных работ на конкурс «Вдохновение».

 

Тема 11. Русская тряпичная кукла (4 часа).    

Теория. О русской тряпичной кукле. Несшивная кукла. Этнографическая кукла. Русский народный костюм. Цвет в народном костюме. Орнаментальный декор народного костюма.

Практика. Изготовление народной куклы-закрутки. Основы кроя нарядов для тряпичной куклы.

 

Тема 12. Профориентационная работа (2 часа).

Теория. Подготовка к презентации «Одежда для кукол»: описание модели одежды для кукол, материала, из которого она изготовлена, дизайнерское решение.

Практика. Презентация «Одежда для кукол».

 

Тема 13. Итоговое занятие (2 часа).

Теория. Организация выставки.

Практика. Итоговая выставка работ, защита творческих работ.

 

1.4. Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения (стартовый уровень), учащиеся овладевают следующими компетентностями:

знают:

·         о развитии лоскутного шитья в России;

·         понятия: цвет, орнамент, композиция;

·         инструменты и приспособления;

·         технику безопасности при работе с ручным инструментом;

·         технологические свойства тканей и приемы их обработки;

·         о видах аппликаций и способах ее выполнения;

·         о текстильных игрушках, тряпичных куклах.

умеют:

·         организовать рабочее место;

·         изготавливать шаблоны с применением ручного инструмента;

·         выкраивать лоскутные детали;

·         изготавливать простейшие текстильные игрушки и тряпичные куклы

 

К концу обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебные лоскутики» учащиеся достигнут необходимого уровня технологической подготовки:

предметных компетенций по следующим показателям:

  • имеет теоретические знания о технологической культуре и культуре труда;
  • имеет практические навыки и умения по работе с тканью;
  • владеет технологией и приемами работы со швейными материалами;

 

метапредметных компетенций по следующим показателям:

  • умение систематизировать, сопоставлять, обобщать, интерпретировать и критически оценивать полученную информацию;
  • умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; 

·         умение планировать, контролировать и оценивать свою работу в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • умение анализировать и корректировать результаты своей творческой деятельности;
  • умение действовать не только по образцу, но и самостоятельно;

 

личностных результатов по следующим показателям:

  • положительная мотивация к обучению и самосовершенствованию;
  • целенаправленный интерес к художественной сфере деятельности;
  • умение применять полученные знания в собственной творческой деятельности;
  • навыки сотрудничества, толерантного отношения в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • активная жизненная позиция; участие в творческих конкурсах, самооценка, мотивация.

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе. Календарный учебный график разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается с руководителем структурного подразделения и утверждается заместителем директора МБУ ДО ЦДТ по УВР или НМР.

Календарный учебный график соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, утвержденных Постановлением от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПин 2.4.4.3172-14, п.8.3, приложение № 3 «Рекомендуемый режим занятии детей в организациях дополнительного образовании»).

Начало учебного года с 3 сентября. Окончание учебного года– 31 мая

 

Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Режим работы

Количество учебных дней

1

1 год обучения

(стартовый уровень)

144

36

2 раза в неделю по 2 часа

72

 

Условия реализации программы

 

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение реализации программы

 

Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи методического обеспечения программы и материально-технических условий:

·         оборудованный учебный кабинет, оснащенный мебелью: стол для педагога, ученические столы, стулья, шкафы; магнитная доска, флипчарт, магниты для флипчарта, маркеры, стенды, шторы-затемнения;

·         технические средства обучения: компьютер;

·         информационное обеспечение: интернет - ресурсы, видео материалы;

·         учебно-методическое обеспечение: дополнительная общеобразовательная программа, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов, сценарии, мониторинг по дополнительной общеобразовательной программе, периодические и специальные издания;

·         оборудование для проведения практических занятий: швейные машины «Janome», «Bernina», «Brother”, инструменты и приспособления, гладильные доски, утюги.

 

Кадровое обеспечение

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и С уровнями квалификации 6.

Программу реализует педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области, знающий специфику дополнительного образования, имеющий практические навыки и опыт работы.

 

Этапы и формы аттестации

Наблюдение, опрос и анкетирование позволяют определить результативность освоения программы, учитывая сформированные осознанные теоретические и практические знания, умения и навыки. В ходе реализации программы практикуются и другие формы работы:

  • выполнение заданий, тестов;
  • демонстрация практических и теоретических знаний и умений на занятиях;
  • индивидуальные беседы, дискуссия;
  • выполнение практических и творческих работ.

 

Этапы и формы аттестации представлены в таблице:

 

Вид контроля

Тема/раздел/модуль и контрольные измерители аттестации

Форма аттестации

Текущий контроль

1. Тема: Комплектование учебных групп.  

-        знания по работе со швейными материалами;

-        умение пользоваться рабочими инструментами

Собеседование, педагогическое наблюдение. Творческое задание

2. Тема: Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ.   

-        знания по курсу обучения «Художественная обработка ткани».

-        знание правил техники безопасности при работе в швейной мастерской.

Педагогическое наблюдение

3. Тема: Основы цветовой грамоты. 

-        знания о цвете, цветовом круге;

-        умение составлять из образцов тканей различные цветовые гармонии

Педагогическое наблюдение за выполнением творческого задания

4. Тема: Материаловедение 

-        знания о швейных материалах, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;

-        умение определять направление долевой нити, основы и утка.

Педагогическое наблюдение

5. Тема: Оборудование швейной мастерской

-        знания об оборудовании в швейной мастерской;

-        умение работать с утюгом и за швейной машиной.

Педагогическое наблюдение за выполнением практической работы

6. Тема: Основы художественного проектирования одежды для кукол. 

-        знания основ проектирования одежды для кукол;

-        умение по выполнению эскиза проектируемой модели.

7. Тема: Проектирование одежды для кукол. 

-        знания по выбору модели, материала и способу обработки одежды для кукол;

-        умение изготавливать одежду для кукол.

8. Тема: Текстильные игрушки. 

-        знания о видах текстильных игрушек;

-        умение изготавливать текстильные игрушки.

9. Тема: Аппликация как вид отделки 

-        знания о способах выполнения аппликации;

-        умение выполнять аппликацию

Педагогическое наблюдение за выполнением творческого задания

 

10.Тема: Обработка текстильного лоскута. 

-        знания о лоскутном шитье;

-        умение выполнять изделия из текстильного лоскута.

11. Тема: Русская тряпичная кукла 

-        знания о русской тряпичной кукле;

-        умение изготовления народной куклы-закрутки.

Педагогическое наблюдение за выполнением практического задания

12. Тема: Профориентационная работа 

-        знания о представлении своего изделия;

-        умение презентовать одежду для куклы.

Обсуждение

презентации

13. Тема: Итоговое занятие.

-        знания по организации выставки;

-        умение представить свою работу на выставку.

Выставка творческих работ, защита проекта

Промежуточная аттестация

 

1. Тема: Выполнение эскиза платья творческие умения при выполнении эскизов с учетом цветового решения.

Педагогическое наблюдение за выполнением творческого задания

2. Тема: Проектирование одежды для кукол.

знания по проектированию одежды для кукол.

Интерактивное задание в  LearningFpps.org

3. Тема: Выполнение изделия из текстильного лоскута.

умения выполнения изделий из текстильного лоскута

Педагогическое наблюдение за выполнением практической работы

Аттестация по завершению реализации программы

1.Тема: Презентация практической работы

умение представить практическую работу.

 

Презентация практических работ

 

Оценочные материалы

Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебные лоскутики» осуществляется при помощи следующих методов диагностики и контроля:

  • анкетирование, тестирование,
  • беседа, устный опрос,
  • олимпиадные задания по технологии,
  • контрольные задания, 
  • педагогическое наблюдение,
  • устный анализ выполненных практических и творческих заданий, 
  • анализ активности в тренингах личностного роста.

 

Методические материалы

Учебно-методический комплекс к программе «Волшебные лоскутики» включает:

·         дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;

·         календарный учебный график занятий по программе;

·         тесты и задания для диагностики результативности обучения учащихся;

·         дидактические материалы (схемы, фотографии, иллюстрации; раздаточный материал по темам программы: памятки, инструкции; видеофильмы, мультимедийные презентации, компьютерные программные средства);

·         разработки занятий в рамках программы;

·         комплекс физминуток;

·         методическая, учебная и специальная литература;  

·         Интернет-ресурсы.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

 

п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного

процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы

подведения итогов

1

Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ.

Беседа, мини-лекция, творческое задание

Наглядный,

объяснительно-иллюстративный

Фотографии, карточки

Компьютер

Собеседование,

педагогическое наблюдение за выполнением творческого задания

 

2

Основы цветовой грамоты.

Мини-лекция, творческая работа

Наглядный,

объяснительно-иллюстративный

Плакаты, образцы орнаментов, раздаточный материал.

Компьютер

3

Материаловедение

Мини-лекция, практическая работа

Наглядный,

объяснительно-иллюстративный практический.

Видеозаписи, учебник, образцы волокон ткани, раздаточный материал.

Компьютер

Педагогическое наблюдение

4

Оборудование

Мини-лекция, презентация, практическая работа

Наглядный,

объяснительно-иллюстративный

Профильные книги, карточки

Швейные машины «Janome»

Компьютер

Педагогическое наблюдение за выполнением практической работы

5

Основы художественного проектирования одежды для кукол.

Мини-лекция, творческая мастерская, презентация

Наглядный,

объяснительно-иллюстративный

Фотографии, журналы мод, лекала,

карточки.

Компьютер

Педагогическое наблюдение за выполнением творческого задания

 

6

Проектирование одежды для кукол.

Мини-лекция, творческая мастерская презентация.

Наглядный,

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

Фотографии, журналы мод, лекала,

карточки.

Компьютер

7

Текстильные игрушки

Мини-лекция, презентация, творческая работа

Наглядный,

объяснительно-иллюстративный, практический, , частично-поисковый.

Плакаты, образцы работ.

Компьютер Швейные машины «Janome»

8

Аппликация как вид отделки

Мини-лекция, презентация, творческая работа

Наглядный,

объяснительно-иллюстративный, практический, , частично-поисковый.

Плакаты, образцы работ.

Компьютер Швейные машины «Janome»

9

Обработка текстильного лоскута

Мини-лекция, презентация, творческая работа

Наглядный,

объяснительно-иллюстративный, практический, , частично-поисковый.

Плакаты, образцы работ.

Компьютер Швейные машины «Janome»

Педагогическое наблюдение за выполнением практического задания

10

Русская тряпичная кукла

Мини-лекция, презентация, творческая работа

Наглядный,

объяснительно-иллюстративный, практический, , частично-поисковый.

Плакаты, образцы работ.

Компьютер

11

Профориентационная работа

Беседа, мини-лекция практическая работа по презентации

Наглядный,

объяснительно-иллюстративный, метод мотивации учебно-познавательной деятельности.

Фотографии,

карточки, презентация, профильные книги.

Компьютер

Обсуждение

презентации, педагогическое наблюдение

12

Итоговое занятие

Выставка, защита проектов.

Наглядный,

объяснительно-иллюстративный

Презентация проекта, выставочный материал.

Компьютер

Выставка творческих работ, защита проекта


 

 

Список литературы

 

Список литературы для педагогов:

 

1.      Андросова Э.М. Основы художественного проектирования костюма. – Челябинск: Медиа-Принт, 2005. – 184 с.

2.      Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 380 с.

3.      Винокурова Н.В. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М.: АСТ-Пресс, 2000. – 368 с.

4.      Ермилова В.В., Ермилова Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.

5.      Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. ‒ СПб.: Питер, 2009. ‒ 434 с.

6.      Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 96 с. 

7.      Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя. - Москва: Издательский центр Вентана – Граф. – 2008 – 294 с.

 

Список литературы для учащихся

 

1.      Андросова Э.М. Основы художественного проектирования костюма. – Челябинск: Медиа-Принт, 2005. – 184 с.

2.      Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 380 с.

3.      Волчек Н.М. Лоскутное шитье. Швейная мастерская дома. – М.: Аст, Харвест, 2006. – 192 с.

4.      Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.

5.      Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: Эксмо, 2008. – 112 с.

6.      Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 96 с. 


 

7.      Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное учреждение «Управление образованием

Муниципальное казенное учреждение «Управление образованием

Деятельность студии декоративно-прикладного творчества "Вдохновение" на примере образовательной программы

Деятельность студии декоративно-прикладного творчества "Вдохновение" на примере образовательной  программы

Паспорт программы Наименование программы:

Паспорт программы Наименование программы:

Постановление Главного государственного санитарного врача

Постановление Главного государственного санитарного врача

Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25

Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1

Программа позволяет реализовывать индивидуальные образовательные маршруты для учащихся

Программа позволяет реализовывать индивидуальные образовательные маршруты для учащихся

Педагог может корректировать программу, внося в нее изменения

Педагог может корректировать программу, внося в нее изменения

Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, продолжительностью 45 минут каждое и с переменой, продолжительностью не менее 5 минут

Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, продолжительностью 45 минут каждое и с переменой, продолжительностью не менее 5 минут

Материаловедение 2 2 -

Материаловедение 2 2 -

Смазка швейных машин, регулировка, для работы с различными материалами

Смазка швейных машин, регулировка, для работы с различными материалами

Замысел. Поиск композиционного решения

Замысел. Поиск композиционного решения

умение действовать не только по образцу, но и самостоятельно; личностных результатов по следующим показателям : положительная мотивация к обучению и самосовершенствованию; целенаправленный интерес к художественной…

умение действовать не только по образцу, но и самостоятельно; личностных результатов по следующим показателям : положительная мотивация к обучению и самосовершенствованию; целенаправленный интерес к художественной…

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

В ходе реализации программы практикуются и другие формы работы: выполнение заданий, тестов; демонстрация практических и теоретических знаний и умений на занятиях; индивидуальные беседы, дискуссия; выполнение…

В ходе реализации программы практикуются и другие формы работы: выполнение заданий, тестов; демонстрация практических и теоретических знаний и умений на занятиях; индивидуальные беседы, дискуссия; выполнение…

В ходе реализации программы практикуются и другие формы работы: выполнение заданий, тестов; демонстрация практических и теоретических знаний и умений на занятиях; индивидуальные беседы, дискуссия; выполнение…

В ходе реализации программы практикуются и другие формы работы: выполнение заданий, тестов; демонстрация практических и теоретических знаний и умений на занятиях; индивидуальные беседы, дискуссия; выполнение…

Интернет-ресурсы. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы № п/п

Интернет-ресурсы. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы № п/п

Обработка текстильного лоскута

Обработка текстильного лоскута

Список литературы Список литературы для педагогов: 1

Список литературы Список литературы для педагогов: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2021