Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности
Оценка 4.8

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
библиотека
Взрослым
25.02.2018
Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности
В работе освещены концепция формирования информационной культуры личности(ИКЛ), теоретические основы формирования ИКЛ, факторы становления и развития ИКЛ, особенности работы школьной библиотеки и педагога - библиотекаря по формированию ИКЛ в условиях внедрения ФГОС и Концепции развития ШИБЦ, особенности работы школьной библиотеки и педагога - библиотекаря МБОУ "Тейская средняя школа №3"
Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информоционной культуры личности.docx
Деятельность педагога – библиотекаря в области формирования информационной культуры учащихся Содержание  Введение…………………………………………………………….3 Глава 1. Концепция формирования информационной  культуры личности……………………………………………….8 1.1 Теоретические основы формирования  информационной культуры личности………………….8 1.2 Факторы становления и развития  информационной культуры личности………………….14 1.3 Определение понятия «информационная культура  личности……………………………………………………21 Глава 2.  Особенности работы школьной библиотеки и  педагога – библиотекаря по формированию  информационной культуре учащихся………………………...22 2.1Роль и место школьной библиотеки в условиях  внедрения Федерального государственного  образовательного стандарта (ФГОС) и Концепции  развития школьных информационно –  библиотечных центров…………………………………...22 2.2Особенности организации работы школьной  библиотеки и педагога – библиотекаря  МБОУ «Тейская средняя школа №3»…………………27 Заключение………………………………………………………39 Список литературы…………………………………………….44 Введение 3 Одной из приоритетных задач школы является информатизация. Приход в   школу   информационных   технологий   кардинально   изменил   ее образовательные   цели.   Они   направлены   на   формирование   и   развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, анализу, переработке и представлению   информации.   Программы   модернизации   образования (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273­ ФЗ,  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт  начального   и основного общего образования от 17 декабря 2010 года №1897, Концепция развития школьных информационно – библиотечных центров от 15 июня 2016 года   и   другие)   на   основе   внедрения   новых   информационных   и коммуникативных   технологий   предполагают   переход   функций   школьной библиотеки   на   более   высокий   качественный   уровень.   Одной   из   основных является   информационная   функция,   осуществление   которой   предполагает формирование,   систематизация   информационных   ресурсов   и   организация доступа к ним. Обеспечить ее реализацию можно только при компетентном использовании   информационно   –   коммуникативных   технологий   в обслуживании педагогов, учащихся, родителей.  Ключевым элементом новой инфраструктуры   образовательной   организации   является   модернизация   и трансформация библиотеки в информационно – библиотечный центр. Сейчас школьным библиотекам отводится значимая роль в создании инфраструктуры комфортной   информационно   –  образовательной   среды   для   электронного   и дистанционного   взаимодействия   всех   участников   образовательных отношений,  а  педагогу  –  библиотекарю   определена   роль   информационного лидера, тьютора. Таким  образом, школьная библиотека должна обеспечить инновационное  развитие,  внедряя  новые   формы  и методы  работы, активно используя современные информационные технологии. 4 В век информатизации современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый   доступ   к   качественным   источникам   информации   на   любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям. «Основной   характеристикой   библиотеки   становится   не   количество   книг   в фондах,   а   количество   и   разнообразие   источников   информации,   доступ   к которым может предоставить библиотека» [1]. В   настоящее   время   наших   учеников   не   удивишь   компьютером   и Интернетом. Они в большинстве хорошо владеют всем этим. В нашей школе у 70% учащихся есть дома компьютер, ноутбук или планшет, 58 % ­ имеют доступ   к   сети   Интернет.   У   современного   учащегося   есть   большие возможности   выбора   того   или   иного   способа   получения   знания   или проведения  досуга.  Именно   дети,  молодежь –  самые   активные  социальные группы,     легко   осваивающие   новые   информационные   технологии.    Они   не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому, многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером.  Это  новое  «мультимедийное  поколение», у  которого  другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации. Поэтому   нужно   сейчас   обучать   детей   компетентно   развивать   свои   результаты   его   Успешность   современного   человека, способности. деятельности всё в большей степени определяются уровнем его готовности самостоятельно   добывать   знания,   его   способности   своевременно   находить, получать,   адекватно   воспринимать   и   продуктивно   использовать   новую информацию.  Ещё Д.А. Медведев, выступая по поводу утверждения 4 февраля 2010 года Пр­271 национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» сказал:   «…   это   должна   быть   школа   с   высокотехнологическим   учебным 5 оборудованием,   широкополосным   Интернетом,   обеспечивающим   выход   в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной   и   зарубежной   культуры,   достижением   науки   и   искусства; должны   быть   условия   для   качественного   дополнительного   образования, самореализации и творческого развития». [2] В   настоящее   время   школьная   библиотека   занимает   важное   место   в становлении информационной компетентности учащихся, но и содействовать развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно – поисковой деятельности. Во времена информационных технологий   необходима   не   просто   передача   библиотечно   – библиографических   знаний,   а   формирование   информационной   культуры учащихся. Формирование информационной компетентности учащихся включает в себя: ­   библиотечно   –   библиографическая   компетентность   (навыки использования   различных   способов   информационно   –   поисковой деятельности); ­   критическое   мышление   (умения   анализировать   и   оценивать информацию); ­ культура чтения (переработка и структурирование текста); ­ умения использовать современные информационные технологии. Актуальность темы нашей работы обусловлена изменением приоритетов образования, необходимостью адекватным преобразованиям в обществе, что сказывается   на деятельности школы, школьной библиотеки и деятельности педагога ­ библиотекаря. 6 Школа  и библиотека должны преследует единую цель: способствовать формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации. Актуальность   проблемы  формирования   информационной   культуры школьников   определяется   повышением   функционального   значения информации и информационной культуры в жизни человека в современном информационном   обществе;   возрастанием   объемов   информации   и   ростом интенсивности информационных коммуникаций, предоставляющих человеку богатейшие возможности для творческого развития; интенсивным развитием информационной техники и технологий, определяющих изменение характера социально­экономического развития современного общества. Информационная культура становится важнейшим фактором успешной   самообразовательной   и   других   видов   учебной, профессиональной, деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Проблема информационной культуры личности в настоящее время активно исследуется. Различные   аспекты   деятельности   школьных   библиотек   и   педагога   – библиотекаря   отражены   во   многих   публикациям.   Проблемы   современного состояния   школьных   библиотек   отражены   в   работах   Е.В.   Ивановой,   Т.Д. Жуковой,   Е.М.   Зуевой,   Е.Н.   Ястребцевой,     и   других.   Проблемы   и исследования в области профессионального образования нашли отражения в трудах   Н.И.   Гендиной,   Г.А.   Ивановой,   Ю.Н.   Столярова   и   других. Методологические   проблемы   формирования   информационной   культуры личности   разрабатывались   Н.И.Гендиной,   Н.В.Збаровской,   И.П.Осиповой, Г.А.Стародубовой, Т.Е. Соколова  и другими. 7 Объектом исследования  в нашей работе выступает информационно­ образовательная среда библиотеки общеобразовательного учреждения и роль педагога – библиотекаря в ней. Предмет   исследования:  деятельность   современной   школьной библиотеки   и педагога – библиотекаря по формированию информационной культуры учащихся. Целью  нашей   работы   является:   теоретическое   обоснование   роли   в   формировании школьной   библиотеки   и   педагога   –   библиотекаря   информационной культуры учащихся. Цель предполагает решение следующих задач: 1. Определить степень разработанности исследуемой проблемы в теории и практике; 2. Выявить особенности деятельности школьной библиотеки и педагога – библиотекаря; 3.   Проанализировать   и   обобщить   результаты   личной   практической работы   по   организации   работы   школьной   библиотеки   по   формированию информационной культуры учащихся; 4. Наметить перспективы дальнейшего развития,  в решении заявленной в работе проблемы. Методологической   основой   исследования   в   нашей   работе   явились положения моделирования библиотек, изложенные в трудах Ю.Н. Столярова. В   исследовании   были   использованы   современные   подходы   к   созданию образовательной среды библиотеки (Г.Ю. Беляев, В.А. Ясвин, И.П. Осипова), формированию   информационной   культуры   учащихся,   разработанные специалистами   Кемеровского   государственного   университета   культуры   и 8 искусств  (Н.И.  Гендина,  Н.И.  Колкова,    Г.А.   Стародубова).  Существенной методологической   основой   стали   положения,   изложенные   в   нормативных документах, посвященных деятельности школьных библиотек. Экспериментальной   базой  работы   является     школьная   библиотека Муниципального   бюджетного   общеобразовательного   учреждения   «Тейская средняя   школа   №3»   посёлка   Тея,   Северо   –   Енисейского   района, Красноярского края. Теоретическая       значимость  работы:   наша   работа   расширяет   и углубляет   теоретические   библиотековедческие   представления   о формировании   информационной   культуры   учащихся   и   роли   педагога   – библиотекаря. Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть   при   формировании использованы   в   работе   педагога   –   библиотекаря   информационной культуры учащихся. Глава 1. Концепция формирования информационной культуры личности 1.1 Теоретические   основы   формирования   информационной культуры личности Школьная   библиотека   –   специфическая   форма   организации библиотечной   работы,   потому   что   она   непосредственно   тесно   связана   с конкретным   учебным   заведением,   то   есть   школой,   при   которой   эта библиотека функционирует. В связи с этим основная деятельность школьной библиотеки   как   раз   и   направляется   на   информационное   обеспечение образовательного   процесса,   а   также   на   развитие   читательского   интереса учащихся. 9 Современная   школьная   библиотека   развивается   в   многомерном информационно­правовом пространстве и руководствуется в деятельности по реализации своей миссии правовыми актами международного уровня, в том числе   документами   ООН,   ЮНЕСКО,   ИФЛА;   Законами   Российской Федерации, включая основной закон – Конституцию Российской Федерации, а также отраслевые законы. Школьная   библиотека   имеет   давний   опыт   работы   по   воспитанию информационной   культуры   учащихся.   Проводя,     библиотечные   уроки   на протяжении многих лет обучали навыкам поиска информации, использование   правилам справочно   –   библиографического   аппарата   библиотеки, оформления   списков   литературы, конспектирования и реферирования.    приемам   рационального   чтения, В   эпоху   информатизации   общества   сейчас   предъявляются   новые требования к информационной подготовке современного человека. На смену понятия   «пропаганда   библиотечно   –   библиографических   знаний»   пришли понятия   «информационная   грамотность»,   «формирование   информационной культуры личности».  Директор   НИИ   информационных   технологий   социальной   сферы Кемеровского института культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Н. И. Гендина дает определение: «Информационная   культура   личности   –   одна   из   составляющей   общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний   и   умений,   обеспечивающих   целенаправленную   самостоятельную деятельность   по   оптимальному   удовлетворению   индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных,   так и новых   информационных   технологий.   Является   важнейшим   фактором 10 успешной   профессиональной   и   непрофессиональной   деятельности,   а   также социальной защищенности личности в информационном обществе» [3]. Термин   «информационная   грамотность»   появился   в   США   в   недрах национальной программы реформы высшего образования (1977г.) и получил дальнейшее   развитие   благодаря   Американской   библиотечной   ассоциации   и Международной федерации библиотечных ассоциаций и институтов (ИФЛА). Термин «Information Literacy» получил широкое распространение не только в США, но и во многих англоязычных странах, где под ним стали понимать способность   идентифицировать   потребность   в   информации,   навыки   по   оценке   и   использованию   информации. эффективному   нахождению, Дальнейшее   развитие   понятие   «информационная   грамотность»   получило   в результате активной деятельности ИФЛА. В 2002 г. в Глазго на 68­й Сессии и Генеральной   конференции   ИФЛА   была   создана   новая   секция   –   секция   по информационной   грамотности.   Эта   секция   поставила   задачу   выявления стандартов   информационной   грамотности,   сформировавшихся   в   разных библиотеках и странах, и создания на этой основе международного стандарта по информационной грамотности. В   2006   г.   в   Сеуле   на   72­ом   Всемирном   Библиотечном   и Информационном конгрессе ИФЛА состоялся Открытый форум ЮНЕСКО. На   этом   форуме   было   провозглашено   создание   стратегического   альянса ИФЛА   и   ЮНЕСКО   для   реализации   решений   Всемирного   саммита   по информационному   обществу,   связанному   с   деятельностью   библиотек, включая,   наряду   с   другими   важными   направлениями,   и   решение   проблем информационной грамотности. В конце 2006 года, подготовленные   секцией по   информационной   грамотности   ИФЛА   информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни».   выходят   «Руководства   по 11 «Любая библиотека, большая или малая, должна участвовать в обучении информационной   грамотности.   Любая   библиотека,   вне   зависимости   от   ее размера и ресурсов, должна играть важную роль как часть программы ИГ, проводимой   тем   или   иным   предприятием,   организацией,   образовательным учреждением,   и   возможно   являться   инициатором   изменений   в   сфере информационной   грамотности.   Библиотечные   работники   и   специалисты   в области   информации   должны   всячески   способствовать   осуществлению программ   и   проведению   мероприятий   в   области   информационной грамотности, поскольку библиотека или информационный центр являются:  ­ хранилищем знаний;  ­ источником информации в разнообразных форматах;  ­центром, где библиотекарь является экспертом в области информации; ­ учреждением, имеющим помещение для учебной деятельности;  ­ местом общения для учащихся и учебных групп;  ­ пространством социализации знаний;  ­ местом, где можно получить консультацию и справочную информацию у специалистов;  ­   центром,   где   осуществляется   компьютерный   поиск   знаний,   их обработка и передача;  ­ пунктом доступа в Интернет, в мир информации.» [4] Руководство   содержит   Стандарты   по   информационной   грамотности, предназначенные для организации обучения в этой области. Содержание этих стандартов   отражает   три   важнейших   компонента   информационной 12 грамотности:   способность   человека   получать,   оценивать   и   использовать информацию.    Представление   об   основных   компонентах   информационной грамотности   и   показателях   их   освоения   в   стандартах   ИФЛА   можно представить следующим образом: 1.   Получение   информации   («Пользователь   отбирает   информацию рационально и эффективно») 1.1. Определение и формулировка потребности в информации 1.2. Нахождение информации 2.   Оценка   информации   («Пользователь   оценивает   информацию критически и компетентно»). 2.1. Отбор, извлечение, анализ, синтез информации 2.2. Организация информации: обобщение и интерпретация информации 3.   Использование   информации   («Пользователь   находит   новые   пути   представления   и   использования   информации, передачи, информацию как собственное знание»)   осваивает 3.1. Применение полученной информации, освоение ее как собственного знания, подготовка информационных продуктов 3.2. Передача и использование информации в соответствии с законами об интеллектуальной   собственности,   правилами   легального   использования информации и этическими нормами. Весомый   вклад   в   развитие   и   продвижение   идей   информационной   и медиаграмотности вносят международные организации ЮНЕСКО и ИФЛА. Под эгидой этих организаций  был подготовлен ряд межправительственных 13 документов,   содействующих   развитию   информационной   грамотности населения, среди них: Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2008­ 2013г.)[5], Тунисская программа для информационного общества (2005г.)[6], Московская декларация о медиа­ и информационной грамотности» (2012г.) [7]. Продвижение идей информационной грамотности нашли свое отражение в «Рекомендациях ИФЛА по медийной и информационной грамотности»[8]. Под   эгидой   ЮНЕСКО   была   подготовлена   программа   для   педагогов «Медийная и информационная грамотность [9].  Реализации   формирования   российского   общества   в   условиях современных информационных процессов содействуют и ряд государственных программ:   «Стратегия   развития   информационного   общества   в   Российской Федерации»(2008г.) [10], «Информационное общество (2011­2020 годы)» [11], «Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [12], Федеральный закон №149­ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [13], в Федеральном  Законе №78­ФЗ «О библиотечном деле» [14] закреплен статус библиотеки   как   информационного   и   образовательного   учреждения.   В «Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки» (РБА, 2008 г.) сказано,   что   «одним   из   важнейших   направлений   деятельности   публичной библиотеки   является   развитие   информационной   культуры   пользователей. Основными  задачами общедоступных библиотек является:  ­ обеспечение возможности  просвещения и интеллектуального досуга для граждан страны; ­   сохранение   и   передача   культурного   наследия,   зафиксированного   в текстовой, визуальной и иной форме; 14 ­  организация   и   возможности   ознакомления   с  образцами   литературы, результатами научно­исследовательской и творческой деятельности; ­   обеспечение   свободного   (бесплатного,   комфортного,   правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через сеть Интернет и мобильные приложения.[15] Настоящий   Модельный   стандарт   устанавливает   минимальные требования   к   целям,   содержанию,   структуре   и   условиям   реализации библиотечно­информационного   обслуживания страны   населения   общедоступными библиотеками. В   России   получило   распространение   понятие   «информационная культура». Весомый вклад в развитие этого направления внесли такие авторы как:   М.Г.   Вохрышева,   Н.И.   Гендина,   А.А.   Гречихин,   Ю.С.   Зубов,   Н.И. Колкова, Е.В. Косолапова, И.Л. Скипор,  Н.А. Сляднева,  А.В. Соколов, Г.А. Стародубова,  В.А.Фокеев и другие.   1.2. Факторы становления и развития информационной культуры личности. Группой ученых Кемеровского университета культуры  и искусств была разработана   Концепция   информационной   культуры   личности,   которая   по содержанию шире концепции информационной грамотности.  Информационная культура личности включает в себя:  ­ информационное мировоззрение; ­ понимание необходимости овладения информационными знаниями; ­ осознание ответственности за использование информации; А также: 15 ­ знание основных свойств информации, организации информационных процессов; ­ представление о современных информационных ресурсах, источниках информации, информационных хранилищах; ­ владение приемами поиска информации; ­ владение навыками обработки, анализа и синтеза информации; ­   умение   использовать   современные   технологии   в   информационном процессе. [5] Предлагаемая   Н.И.   Колковой   концепция формирования   информационной   культуры   личности   включает   определение   Гендиной   и   Н.И.   обоснование понятия   «информационная   культура общеметодологических принципов и условий организации информационного   личности», образования,   представление   механизма   взаимодействия   библиотек   и образовательных   учреждений   информационной   подготовки   граждан. [16,17,18]. Эта концепция аккумулировала результаты исследований (начиная с 80­х годов  XX  века), которые проводились на библиотечном факультете Кемеровского государственного университета культуры и искусств и была дополнена исследованиями и разработками НИИ ИТ СС проводили в рамках международной   программы   ЮНЕСКО   «Информация   для   всех».   В   ходе исследований терминологии был проведен сопоставительный анализ понятий «грамотность»,   «компьютерная грамотность», «информационная культура» и ряда других, была рассмотрена   «информационная   грамотность», их   эволюция   в   отечественно   и   зарубежной   практике.   На   основании   этих исследований   была   выявлена   неадекватность   термина   «информационная грамотность» и предложен термин «информационная культура личности» [18, с.56]. 16 Н.И. Гендина дает определение: «Информационная культура личности – одна   из   составляющих   общей   культуры   человека;   совокупность информационного   мировоззрения   и   системы   знаний   и   умений, обеспечивающих   целенаправленную   самостоятельную   деятельность   по оптимальному   удовлетворению   индивидуальных   потребностей   с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является   также   важнейшим   фактором   успешной   профессиональной   и непрофессиональной   деятельности,   а   также   социальной   защищенности личности в информационном обществе» [16, c. 30]. Понимание   сущности   информационной   культуры   личности предполагает   ее   осознание   как   одного   из   проявлений   общей   культуры человека (culture  (лат.) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Любая культура, в том числе и информационная, есть продукт человеческой деятельности. Человек – творец, созидатель культуры и вместе с тем ее пользователь. В этой двуединой связи с деятельностью человека и заключается   своеобразие   информационной   культуры.   С   одной   стороны, обретение информационной культуры требует значительных усилий личности, а   с   другой   –   только   информационная   культура   открывает   современному человеку   доступ   к   накопленным   цивилизацией   информационным   ресурсам. Именно   в   связи   с   этим   об   информационной   культуре   человека   судят   не потому,   что   он   думает   о   себе   сам   или   каким   он   желает   казаться,   а   по реальным результатам его самостоятельной информационной деятельности. [16, c. 30]. Наступление   информационной   эры,   переход   к   качественно   новым технологиям работы с информацией, открывая широкие перспективы,   для удовлетворения   информационных   потребностей   и   запросов   вместе   с   тем существенно   повышает   требования   к   уровню   информационной   культуры 17 личности,   актуализируя   тем   самым   задачи   ее   формирования   [16,   с.   31]. Решение   этих   задач   направлено   на   овладение   рациональными   приемами самостоятельного ведения поиска информации традиционным и электронным способом,   освоение   формализованных   методов   аналитико   –   синтетической переработки   информации,   применение   традиционных   и   информационно   – компьютерных технологий для подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.  Культура человека Информационная культура Информационное мировоззрение Традиционная книжная культура Компьютерная культура Важным   звеном,   соединяющим   все   компоненты   информационной культуры,   является   информационное   мировоззрение.   Информационное мировоззрение   –   система   обобщенных   взглядов   на   информацию, информационные   ресурсы,   информационные   системы,   информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем,   на   отношения   людей   к   окружающей   информационной   среде,   а   также обусловленные   этими   взглядами   убеждения,  идеалы,   принципы   познания   и деятельности. 18 Анализ  теории  и  практики формирования информационной  культуры личности   в   библиотеках   и   образовательных   учреждениях,   многолетнее изучение состояния информационной культуры различных социальных групп (учителей,   юристов,   врачей,   студентов,   школьников   и   других)   позволяет утверждать   следующее.   Основной   причиной   низкой   результативности, неэффективности деятельности библиотек и образовательных учреждений по формированию информационной культуры личности явилось:  ­ нарушение принципа системного подхода в определении содержания работы с информацией и организации информационного обучения; ­   дефицит   информационно   –   методического   и   обеспечения   этой деятельности, неподготовленность кадров; ­   отсутствие   мотивационного   компонента,   способствующего становлению информационного мировоззрения гражданина информационного общества [17, с.36]. По мнению Н.И. Гендиной и Н.И. Колковой[16, 17, 18] формирование информационной   культуры   личности   и   организация   информационного образования   должны   базироваться   на   следующих   общеметодологических принципах: ­ принцип культурологического подхода; Принцип культурологического подхода   базируется   на   осознании   глубокого   взаимодействия   категорий «информация» и «культура», на представлении о том, что информационная культура   есть   неотъемлемая   часть   общей   культуры   человека.   С   позиций культурологического   подхода   информационная   культура   закладывает мировоззренческие   установки   личности;   формирует   ее   ценностные ориентации   по   отношению   к   информации   как   к   элементу   культуры; препятствует   дегуманизации   и   замене   духовных   ценностей   достижениями, 19 вызванными   к   жизни   научно­техническим   прогрессом   и   беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в информационном обществе.[16, с. 33] ­ принцип системного подхода; Принцип системного подхода позволяет обеспечить целостность представления феномена информационной культуры, преодолеть за счет введения единой методологической базы изолированность при рассмотрении таких его традиционных компонентов, как библиотечно­ библиографические   знания,   культура   чтения,   компьютерная   грамотность, реализовать в соответствии с тезисом «целое больше, чем сумма его частей» достижение   нового   качества   в   определении   содержания   понятия «информационная   культура»   как   залога   эффективной   деятельности   по решению проблемы информационной подготовки граждан. [16, с. 33] ­ принцип деятельностного подхода; Принцип деятельностного подхода означает, что формирование информационной культуры личности строится не с   позиций   библиотекаря,   информационного   работника,   пытающегося объяснить   школьнику,   студенту,   учителю,   как   устроена   библиотека, информационная   служба   или   компьютер   и   посвятить   его   в   тонкости библиотечно­библиографической, компьютерной информационной,     технологии, а с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или  досуговой  деятельности. [16, с. 33] ­   принцип   технологического   подхода;   Принцип   технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности   как   педагогическую   технологию,   включающую   определенную совокупность   методов   и   средств,   обеспечивающих   достижение   заданного результата.   Предполагает   детальное   определение   конечного   результата   и обязательный   контроль   его   точности   как   основы   получения   продукции   с 20 заданными   параметрами.  Обязательными   требованиями   при   этом   являются массовость  и  воспроизводимость   полученных результатов.  Нарушение  этих требований   и   отсутствие   хотя   бы   одного   элемента   в   заданной технологической цепи неизбежно влечет снижение качества результатов. [16, с. 33 ­ 34] ­   принцип   интегративности;   Принцип   интегративности   дает возможность   построения   единой   стратегии   и   тактики   формирования информационной   культуры   личности   с   ориентацией   на   органичное взаимодействие   как   образовательных,   так   и   библиотечно­информационных учреждений,   каждое   из   которых   в   соответствии   со   своей   спецификой призвано стать участником информационного всеобуча. Реализация данного принципа   открывает   перспективы   гармонизации   совместной   работы   этих социальных   институтов   по   достижению   общей   цели   –   формированию информационной культуры личности. [16, с. 33] ­   принцип   непрерывности;   Принцип   непрерывности   предусматривает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного,   высшего, послевузовского)   для   формирования   информационной   культуры   личности.   среднего   специального,   общего   среднего, При  этом  на   каждом  из  этих   звеньев  обучение   основами   информационной культуры должно быть обязательным и специально организованным. [16, с. 34]   В структуру информационной культуры входят элементы следующих культур:  ­ коммуникативной (культуры общения); ­   лексической   (языковой,   культуры   письма   и   оформления   деловой документации); ­   интеллектуальной   (культуры   научно   –   исследовательского   и 21 умственного труда); ­ информационно – правовой; ­ мировоззренческой; ­ нравственной.  Все   компоненты   информационной   культуры   взаимосвязаны   и взаимообусловлены. 1.3.   Определение   понятия   «информационная   культура личности» Существует   еще   множество   определений   понятия   «информационная культура».     Кандидат   педагогических   наук,   доцент,   заведующая   кафедрой технологии   автоматизированной   обработки   информации   Кем   ГАКИ Т.А.Кудрина,     характеризует   как   «совокупность   знаний,   ценностных ориентаций,   убеждений,   установок,   определяющих   поступки,   в   целом деятельность   человека»   [19c.   38].   Доктор   педагогических   наук,   доцент КГУКИ   Н.Б.   Зиновьева   считает   основным   предметом   формирования информационной   культуры   личности   «процесс   гармонизации   внутреннего мира   человека   в   ходе   освоения   всего   объема   социально   –   значимой информации» [20 с.115]. Согласно трактовке доктора педагогических наук, профессора   МГУКИ   Ю.С.   Зубова,   «информационная   культура   –   это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной   на   удовлетворение   как   профессиональных,   так   и непрофессиональных   потребностей»   [21,  c.   6].   По   определению   одного   из ведущих   отечественных   специалистов   в   области   информатизации   Э.П. Семенюка,   информационная   культура   –   это   «информационная   компонента 22 человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех существующих   в   обществе   информационных   процессов   и   существующих отношений» [22,  c. 2].  Обобщая   все   эти   определения   можно   сказать,   что   информационная культура – это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, направленных   на   удовлетворение   информационных   потребностей, возникающих   в   ходе   учебной,   научно   –   познавательной   и   иных   видов деятельности.   Критериями   информационной   культуры   человека   можно считать   его   умение   адекватно   формулировать   свою   потребность   в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности   информационных   ресурсов,   перерабатывать   информацию   и создавать   качественно   новую,   вести   индивидуальные   информационно   – поисковые   системы,   а   также   способность   к   информационному   общению   и компьютерную грамотность. Глава 2. Особенности работы школьной библиотеки и педагога – библиотекаря по формированию информационной культуре учащихся 2.1 Роль и место школьной библиотеки в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Концепции   развития   школьных   информационно   –   библиотечных центров «Сегодня   библиотеки   способны   сыграть   важнейшую   роль   в   развитии образования, науки и культуры, стать авторитетными центрами просвещения и досуга наших граждан, особенно молодежи. И потому важно придать им новый облик, адекватный требованиям времени. Главное здесь – укрепление 23 материальной   базы   библиотек,   оснащение   их   современной   электронной техникой с выходом в интернет­пространство» (Дмитрий Медведев) В   Федеральном     государственном     стандартеговорится   о   том,   что образовательное учреждение должно быть обеспечено: ­ учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями ­ учебно­методической литературой  ­ материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу   основного   общего   образования,   должно   иметь  информационно­ библиотечные   центры   с   рабочими   зонами,   оборудованными   читальными залами и книгохранилищами, медиатекой… В   июне 2016 года утверждена Концепция развития школьных информационно – библиотечных центров. Статья 25 ФГОС НОО:  Материально­технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должно обеспечивать возможность: ­ создания и использования информации; ­ получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.); [20] Статья   26   ФГОС   НОО:   Информационно­образовательная   среда образовательного   учреждения   должна   включать   в   себя   контролируемый доступ   участников   образовательного   процесса   к   информационным образовательным   ресурсам   в   сети   Интернет   (ограничение   доступа   к информации,  несовместимой  с  задачами   духовно­нравственного  развития  и воспитания обучающихся);[20] 24 Статья   27   ФГОС   НОО:     Учебно­методическое   и   информационное обеспечение   реализации   основной   образовательной   программы   начального общего   образования:   «   Библиотека   образовательного   учреждения   должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным   предметам   учебного   плана,   а   также   иметь   фонд   дополнительной литературы   (детскую   художественную   и   научно­популярную   литературу, справочно­библиографические и периодические издания)».[20] Библиотекарь: ­ обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам,  ­ участвует в их духовно­нравственном воспитании, профориентации и социализации,  ­   содействует   формированию   информационной   компетентности обучающихся.  В соответствии с Концепцией модернизации образования основная цель образования  –  способствовать   становлению   социально   ответственной, критически   мыслящей   личности,   члена   гражданского   общества,   человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося   социально­культурного   бытия,  сознающего   образование  как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Основные   положения   Программы   перспективного   развития     нашей школы   отражают   приоритетные   направления   развития   российского образования: 1.   Переход   на   новые   федеральные   государственные   образовательные стандарты. 2. Совершенствование воспитательной системы в школе. 25 3. Развитие системы поддержки талантливых детей. 4. Совершенствование кадрового потенциала. 5. Развитие школьной инфраструктуры. 6. Сохранение и укрепление здоровья школьников. 7. Развитие самостоятельности школы. 8.   Развитие   системы   поддержки   талантливых   детей   Обеспечение потребности   учащихся   в   обучении   на   повышенном   уровне   сложности   и   в получении дополнительного образования. 9.   Психолого­педагогическое   сопровождение   деятельности   всех участников учебно­воспитательного процесса. Наличие   информационной   образовательной   среды   –   обязательное условие   организации   образовательного   процесса   в   школе.   Главная особенность этой среды – вовлечение в неё всех участников образовательного процесса: администрации школы, учеников, учителей, родителей. В   настоящее   время   школьная   библиотека   обеспечивает   выполнение требований   ФГОС   по   формированию   информационных   компетенций школьников,   библиотеки   преобразовываются   в   библиотечно   – информационные центры. В связи с этим и изменилась и миссия школьной библиотеки:   подготовка   подрастающего   поколения   к   жизни   в информационном   обществе   и   в   обществе   знаний   через:   формирование информационной культуры личности и обеспечения свободного и безопасного доступа пользователей к мировым ресурсам информации.  Из этого вытекают новые задачи, стоящие перед школьной библиотекой: ­ формирование потребности в систематическом чтении; 26 ­   создание   условий   для   успешной   социализации   школьников   в информационном обществе; ­ духовно – нравственное развитие и воспитание школьников; ­   информационно   –   методическое   обеспечение   общеобразовательного процесса; ­   смена   парадигмы   «Образование   на   всю   жизнь»   на   концепцию «Образование в течение всей жизни»; ­ развитие информационной культуры и грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности; ­   информационная   поддержка   образовательной   деятельности обучающихся и педагогических работников.  В   современных   условиях  цель  нашей   школьной   библиотеки сформулирована   следующим   образом:   создание   информационно­ библиотечной   среды   как   основы   для   развития   творческого   мышления, формирования   информационной   культуры   личности,   гражданского   и патриотического   самосознания,   создания   условий   для   готовности   к непрерывному   образованию,   компетентного   выбора   соответствующей профессиональной деятельности.  Модернизация деятельности нашей школьной библиотеки происходит в соответствии   с   современными   требованиями   к   уровню   развития информационной   культуры   участников   образовательного   процесса, Национальной   стратегией   «Наша   новая   школа»,   ФГОС   нового   поколения, Концепции развития школьных информационно – библиотечных центров, на основе   современных   образовательных,   ИКТ   и   Интернет   ­   технологий, технических средств реализации обучения. 27 В   задачах   работы   библиотеки   находят   свое   отражение совершенствование форм работы на основе современных ИКТ и Интернет­   ориентация   деятельности   на технологий   (в   т.ч.   сервисы   Веб   2.0),   взаимодействие,   «со   ­   творчество»,   «со   ­   участие»,   сотрудничество   с участниками учебного процесса, формирование информационной культуры не только учащихся, но и учителей, родителей: ­   создание   банка   информационных   ресурсов   на   бумажных   и электронных носителях; ­   пополнение   библиотечного   фонда   медиатеки   электронными учебниками, видеофильмами, аудиоматериалами; ­ создание условий для удовлетворения информационных потребностей  всех категорий пользователей библиотеки; ­ обеспечение взаимосвязи работы библиотеки с другими структурными подразделениями   школы   и   культурными   центрами   поселка   и   районного центра; ­ развитие деятельности библиотеки через расширение использования информационно­коммуникационных технологий; ­ повышение  качества   библиотечного  обслуживания  через   повышение профессионального мастерства и компетентности   педагога ­ библиотекаря школы; ­   повышение   мотивации   к   чтению,   использованию   информационных ресурсов различных групп пользователей библиотеки. 2.2.   Особенности   организации   работы   школьной   библиотеки   и педагога – библиотекаря МБОУ «Тейская средняя школа №3» 28 Для   общеобразовательных   учреждений   и     школьных   библиотек организация   информационного   образования   и   повышение   информационной культуры школьников представляют задачу первостепенной важности, а сами учителя   и   педагог   ­   библиотекарь   становятся   ключевыми   фигурами,   от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной   культуры   учащихся.   Результативность   их   работы   по формированию информационной культуры личности, отдельных социальных групп,   общества   в   целом   зависит   от   эффективности   их   взаимодействия   и четкого   «распределения   ролей».   Применительно   к   общеобразовательной школе важнейшим становится вопрос о функциях и содержании деятельности учителя   и   педагога   ­   библиотекаря   по   формированию   информационной культуры   учащихся.   Чрезвычайную   актуальность   он   приобретает   с появлением комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 1­11 классов общеобразовательной школы, разработан, разработанным Н. И. Гендиной и ее коллегами.  В   нашей   школе   составлена   рабочая   программа   «Формирования информационной культуры личности» для 1­11 классов  с учетом требований ФГОС НОО и ООО на основе авторской программы курса Н.И. Гендиной и Н.И.   Косолаповой.   Курс “Информационная   культура   личности”   должен заложить   основы   информационного   мировоззрения,   вооружить   ребенка методологией   и   методикой   работы   с   информацией,   преподать   ему   азы философии   информационного   общества,   помочь   органично   влиться   в культуру   этого   общества   и   стать   его   полноправным   членом.   В   результате реализации   программы   дети   и   подростки   учатся   осуществлять самостоятельный поиск по каталогам и картотекам библиотеки, осваивают поиск   в   сети   Интернет,   овладевают   практическими   навыками   работы   с текстом:     анализ   текста,   составление   плана   на   готовый   текст,   вычленение объекта и предмета рассмотрения в тексте. Учащиеся не только получают 29 знания по конкретной теме, но и учатся поиску информации; анализируют разные источники информации, имеющиеся в фонде библиотеки; получают творческие домашние задания, что побуждает их приходить в библиотеку еще не   раз.   Формы   проведения   уроков   информационной   культуры   самые разнообразные   –   это   и   урок­практикум,   урок­игра,   урок­обзор,   урок­ путешествие.   Работа по формированию информационной культуры учащихся ведется в библиотеке по плану. Создается система занятий, в ходе которых учащиеся приобретают информационные навыки постепенно, для каждого класса ­ своя тематика,   учитывающая   содержание   учебных   программ   по   отдельным предметам. При отборе форм и методов учитываются возрастные особенности учащихся. Второй   год   работаю   педагогом   –   библиотекарем,   до   этого   29   лет проработала учителем начальных классов. С работой библиотекаря знакома была,   так   как   с   прежним   библиотекарем   проводили   библиотечные   уроки, различные внеклассные мероприятия посвященные детским писателям. Но в новой должности пришлось изучить методическую литературу. Школьному   библиотекарю   необходимо   знать   и   о   документах, непосредственно относящихся к библиотекам. В ряду этих документов: ­ Манифест о публичной библиотеке ИФЛА/ЮНЕСКО (1995 г.); ­   Манифест   школьных   библиотек,   принятый   в   2000   году   на   66­й Генеральной конференции ИФЛА; ­ Манифест ИФЛА об Интернете 2002 года; ­   Рекомендации   по   библиотечному   обслуживанию   подростков   и молодежи   ИФЛА   2003   года,   адресованные   библиотекарям   разных   стран, 30 работающим в самых разных типах библиотек, как в городе, так и в сельской местности,   администраторам   библиотек   и   всем,   кто   принимает   решения, педагогам и студентам библиотечных школ. ­ Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек 2002 года. Манифест   школьных   библиотек   в   соответствии   с   принципами, изложенными   в   Манифесте   публичных   библиотек   ИФЛА/ЮНЕСКО, определяет школьную библиотеку «как часть более широкой библиотечно­ информационной системы», что весьма важно для библиотек ряда стран, где школьную   библиотеку   склонны   рассматривать   лишь   как   вспомогательное подразделение школы. В Манифесте также говорится о том, что повышение уровня грамотности учащихся вследствие сотрудничества библиотекарей и учителей   является   доказанным   фактом   ­   «содействует   развитию   навыков чтения, запоминания, решения задач, а также выработке умения пользоваться информационно­коммуникативными технологиями». Манифест   ИФЛА   об   Интернете   декларирует   необходимость поддерживать   права   пользователей  в  поиске   информации   по   собственному выбору библиотеками и информационными службами, уважать их права на невмешательство   в   частную   жизнь   и   конфиденциальность   в   отношении используемых   ими   ресурсов,   нести   ответственность   за   предоставление   и обеспечение   общедоступной   качественной   информации   и   средств коммуникации.   Весьма   актуально   положение   Манифеста   о   необходимости «предоставления пользователям квалифицированной помощи в использовании выбранных ими информационных источниках и услугах». Важнейшим документом на федеральном уровне является Федеральный   Данный   документ   был   принят Закон   «О   библиотечном   деле». Государственной Думой 23 ноября 1994 год, затем в него был внесен еще ряд изменений. 31 Также   важными   документами   являются   Кодекс   этики   школьных библиотекарей   Российской   Федерации,   принятый   на   I   съезде   школьных библиотекарей Российской Федерации 1­4 июля 2007 и Манифест школьных библиотек Российской Федерации, проект которого был также принят на I съезде школьных библиотекарей Российской Федерации. В этих документах изложены   цели   и   задачи   школьной   библиотеки,   принципы   равноправия, свободы доступа и цензуры, конфиденциальности, добровольности участия в деятельности библиотеки. Таким образом, деятельность школьной библиотеки регламентируется как   международными   правовыми   документами,   так   и   Федеральными Законами   Российской   Федерации,   а   также   особыми   документами, определяющими   специфику   работы   именно   школьной   библиотеки,   как специфического вида информационно­образовательного подразделения. В условиях непрерывного расширения информационного пространства на  педагога ­    библиотекаря  возлагается  функция  обучения  школьников  и учителей   навыкам   работы   с   информацией,   что   выдвигает   необходимость постоянного повышения квалификации и профессионального роста. Формирование   информационной   среды   библиотеки   ­   это   основной процесс   в   построении   единого   информационного   пространства   школы. Главный критерий оценки качества обучения не количество и разнообразие приобретенных знаний, а умение учащихся не только добывать знания, но и самим принимать участие в создании информационных ресурсов. Значительные   изменения  претерпела   и     технология   работы  школьной библиотеки, представляющая собой совокупность определенных процессов и операций,   обеспечивающих   нормальное   ее   функционирование.   Сегодня достижение   качественно   нового   уровня   библиотечно­информационного обеспечения в школах связывается с внедрением новых информационных и 32 телекоммуникационных   технологий   в   деятельность   каждой   библиотеки (электронные   каталоги,   автоматизированные   библиотечно­информационные системы и т. п.). В этих условиях нарастает процесс интеграции традиционных и   инновационных   методов   (способов)   библиотечно­информационного обслуживания. Поскольку   школьные   библиотеки   призваны   осуществлять информационно­библиотечную поддержку процесса обучения и воспитания, ориентируясь на инновации в данной сфере, это заставляет их стремиться к изменению состава библиотечных фондов, во многом определяет современные подходы к комплектованию, вынуждает искать новые методы работы. Основные   направления   работы   по   формированию   информационной культуры школьников следующие: I. Комплектование библиотечного фонда. 1. Информационная и методическая работа. 2. Массовая работа со школьниками. 3. Индивидуальная работа с читателями. 4.   Систематическое   повышение   собственного   профессионального уровня. Работа   с   информацией   разного   рода   формирует   у   школьников целостное   мировоззрение.   Именно   библиотека   как   центр   документации помогает   осуществлять   межпредметные,   междисциплинарные   связи.   Это также и площадка для реализации уже полученных навыков, для проявления творчества (и не только литературного), и, самое главное, для проявления самостоятельности. 33 Но библиотека  не может  реализовывать   это  своё  предназначение  без теснейшей   связи   и   с   администрацией   школы,   и   с   педагогами,   и   с методическими   объединениями   предметников.   Школьный   библиотекарь может   стать   инициатором   (и   координатором)   работы   всех   методических объединений по выработке единых требований, касающихся разных способов использования   информации.   В   школе   учителями   разработаны     курсы   для начальной школы «Уроки речевого творчества», «Мой друг ­  компьютер», «Я – исследователь» и для средней школы «Учимся писать сочинение», с 5 по 11 класс   проводятся   уроки   информатики.   В   нашей   школе   информационную подготовку учащихся  осуществляют  все учителя – предметники и педагоги дополнительного образования   в рамках преподаваемых учебных дисциплин. Знания и умения по работе с информацией преимущественно формируются в ходе   работы   с   текстом,   в   ходе   выполнения   самостоятельной, научно­   подготовки   рефератов,   докладов, исследовательской   работы учащихся,   сообщений,  конкурсных работ. Работа по формированию информационной культуры школьников будет эффективной только в том случае, если именно школьной библиотеке удастся стать координационным центром, наладить информационную, документную и методическую   поддержку   этой   деятельности.   С   принятием   Концепции развития   школьных   информационно   –   библиотечных   центров, разрабатывается   совместно   с   администрацией   школы   документация   по созданию библиотечно – информационного центра. Библиотека, являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой   задачи   по   подготовке   учащихся   к   жизнедеятельности   в   условиях информационного общества: 34 1)   научить   учащихся   самостоятельно   производить   поиск   нужной   им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.); 2)   приобщать   учащихся   к   научной,   художественной,   справочной литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; 3)   развивать   познавательные   интересы   и   творческие   способности учащихся. Библиотека   в   школе   служит   местом   встречи,   коммуникации   всех участников   образовательного   процесса.   Через   проведения   педагогом   – библиотекарем   мероприятий   по   плану     появляется   возможность   формирования  разнородных,  разновозрастных  групп,  в которых  принимают участие совместно педагоги школы, родители и учащиеся. Читатель   сегодня   объективно   заинтересован   в   расширении ассортимента предоставляемых библиотекой информационных продуктов и услуг.  Читателей сегодня привлекает  не только книговыдача,  возможность поработать   с   литературой   в   читальном   зале,   выставки,   беседы,   справки   и обзоры и т.д., но и получение аннотированных списков литературы, копии статей,   фрагментов   книг,   помощь   в   приобретении   новых   учебников, информирование о публикациях в периодической печати, возможность работы с электронным учебником, выход в сеть Интернет.  Формирование   информационной   среды   библиотеки   ­   это   основной процесс   в   построении   единого   информационного   пространства   школы. Главный критерий оценки качества обучения не количество и разнообразие приобретенных знаний, а умение учащихся не только добывать знания, но и самим принимать участие в создании информационных ресурсов. 35 Основной   деятельностью   педагога   ­   библиотекаря   являются читательское   развитие,   информационная   грамотность,   живое   общение   с  людьми. В отличие от учителя в работе школьного педагога ­ библиотекаря действует   добровольный   принцип   потребности   в   общении   ученика   со взрослым.   Через   его   интерес   к   книге   или   чтению   педагог   ­   библиотекарь выполняет важную социальную роль, вводя ребёнка в мир знаний, культуры и информации. Осуществляет это через печатные издания, которые имеются в фонде   школьной   библиотеки,   а   также   средствами   информационных технологий, которыми сейчас располагает  школа. И, самое главное отличие от   учителя­предметника,   педагог   ­   библиотекарь   не   ставит   оценки,   этим обеспечивая равенство возможностей для развития всех учащихся, потому что чтение   является,   во­первых,   деятельностью,   формирующей   и   развивающей   во­вторых, личность, распространения культуры.   инструментом   получения   образования   и Педагог   –   библиотекарь     оказывает   помощь   всем   участникам   процесса   в   самостоятельном   изучении   материала, образовательного   использовании рукописных текстов, олимпиадных работ, аудио­видеокассет, дисков, материалов из области межпредметных связей, составление аннотации на имеющиеся документы, выпуск школьных тематических сборников через создание   информационно­библиографического   пространства,   используя различные   источники   информации   и   применяя   традиционные   и нетрадиционные формы работы: ­ презентации выставок по темам; ­ интеграционные научные конференции; ­ обзоры; ­ лекции и другие наглядные, устные, печатные, комплексные средства. 36 Любая   библиотека   в   наше   время   может   работать   над   повышением информационной   культуры   пользователей   с   применением   мультимедийных средств. Создание и использование собственных мультимедийных ресурсов в целях   обучения   и   воспитания   информационной   культуры   школьников. Мультимедийные средства стимулируют мотивацию обучения, активизируют внимание   пользователей,   повышают   интерес   к   новой   теме.   Обучение становится   занимательным   и   эмоциональным,   приносит   эстетическое   Повышается   качество   излагаемой   преподавателем удовлетворение. информации, наглядность обучения. 26 апреля 2007 года в своем Послании Федеральному Собранию РФ президент В.В.Путин сказал: «Библиотека  должна быть не только хранилищем книг, но и   реальным   информационным,   культурным   и   досуговым   центром».   Все вышеизложенные факторы повлияли на создание в 2007 году в нашей школе информационного центра, как основы единого образовательного пространства и встал вопрос создания такой библиотеки, которая обеспечивала бы развитие каждого ученика в соответствии его склонностям, интересам, возможностям. Администрацией школы совместно с педагогическим советом и родительским комитетом школы и библиотекарем было принято решение о создании такого информационного   центра   на   базе   школьной   библиотеки.   В   бюджет   школы заложили деньги на покупку мебели для библиотеки и на обновление фонда. Сосредоточив информационные ресурсы в библиотеке, мы поставили перед собой задачу, создать свою модель информатизации нашей школы. За эти годы основной фонд библиотеки составил 36000  книг, учебный фонд – 5500, ЭОР –   365,   справочной   –   1100   экземпляров,   31   –   периодических   изданий. Читателями   нашей   библиотеки   являются   202   учащихся   и   37   человек педагогического     коллектива.     Помещение   библиотеки   частично   оснащено новой   мебелью,   имеется   АРМ   библиотекаря,   3   компьютера,   2   принтера, сканер, множительный аппарат. Все компьютеры подключены   к Интернету. 37 Средняя   посещаемость   библиотеки   в   месяц   составляет   915   человек, читального зала 416 человек и использование компьютерной и множительной техники   –   344   человека   в   месяц.   Разработана   и   реализуется   программа «Формирование     информационной   культуры   личности»   для   учащихся   1­11 классов.   В связи введения ФГОС НОО и ООО в развитии учебно – материальной базы   школы   произошли   значительные   изменения:   началось   активное использование   в   учебном   процессе   интерактивного   оборудования   и компьютерной техники.  Сейчас материально техническая база нашей школы обновилась. Мы имеем: ­  кабинет ИКТ на 17 рабочих мест (приобретен в 2009 году на краевой грант распределения   и   предоставления   денежного   поощрения   лучшим образовательным   учреждениям   Красноярского   края   в   сумме   500   тысяч рублей); ­ специализированный кабинет «Химия»   и «Физика» (приобретены в 2010 году   в   результате   конкурса   распределения   и   предоставления   денежного поощрения   лучших   образовательных   учреждений,   направленных   на улучшение   учебных   результатов   школьников   по   предметам естественнонаучного цикла);       ­ интерактивная доска – 7;      ­ проекторов – 11;          ­ компьютер и ноутбук – 41 (21 компьютер и ноутбуки    объединены в общую   локальную сеть с выходом в Интернет);      ­ принтер – 14;      ­ видеомагнитофон – 2; 38      ­ музыкальный центр – 1;      ­ множительной техники – 5;      ­ синтезатор – 1. Уровень автоматизации библиотечных процессов: Наличие (лицензированные) Антивируса Касперского,                                                Контент­фильтра,                          Программ:     Microsoft Excel                                                Microsoft Power Point                                                Microsoft Word                                                Internet Explorer                                                Windows Media Оснащенность   нашей   школы   ИКТ   позволяет   реализовывать   задачи самостоятельной   исследовательской   и   проектной   деятельности.   Учащиеся нашей школы ежегодно занимают призовые места в муниципальных и краевых конкурсах проектно – исследовательских работ «Первые шаги в науку». Учащиеся   школы   Култышев   Тимофей   и   Тагильцев   Даниил   являются призерами и лауреатами Краевых форумов «Молодежь и наука», «Проектное образовательное пространство в области естествознания и нанотехнологий», форуме   «Молодежь   и   наука.   Проспект   Свободный   ­2016»,   «Сибирский техносалон»,   умеют   публикацию   своей   работы   в   международном   научном журнале «Юный ученый» (№2(5) ­2016г.), Строкин Дмитрий и Трубчанинов Иван – призовые места на краевом форуме «Молодежь и наука. Проспект Свободный   ­2016»,   «Сибирский   техносалон».   Култышев   Тимофей   и 39 Трубчанинов Иван имеют дипломы I степени на Всероссийском молодежном фестивале «Меня оценят в XXI веке» (2016 г.). Анализ   организации   библиотечного   обслуживания   читателей   МБОУ «Тейская   средняя   школа   №3»   показал,   что   библиотека   обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:      ­ предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;      ­ выдает во временное пользование издания из своих фондов;          ­ составляет библиографические указатели, рекомендательные  списки литературы;       ­ оказывает консультативную помощь в поиске документов, составлении библиографии к исследовательским работам, проектам и рефератам;          ­ выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;      ­ организует книжные выставки и массовые мероприятия;      ­ содействует формированию информационной культуры. Заключение Организация   информационной   подготовки   учащихся   требует   четкого разграничения,   дифференциации   действий   школьных   библиотек   и общеобразовательных   учреждений   в   едином   процессе   информационного образования. Преодоление трудностей на пути поиска плодотворных решений по   разработке   методов   и   средств   информационного   всеобуча,   разработки реального   механизма   взаимодействия   образовательных   учреждений   и библиотек,   потребует   объединения   усилий   управленцев   и   организаторов, теоретиков и практиков библиотечной и образовательной сферы. 40 Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек,   всех   учителей   и   школьных   педагогов   ­   библиотекарей,   можно решить   столь   актуальную   сегодня   задачу   информационного   образования, задачу   формирования   высокого   уровня   информационной   культуры подрастающего поколения.   Особая   роль   школьной   библиотеки   и   школьного   педагога   ­ библиотекаря   в   деле   формирования   информационной   культуры подрастающего поколения определяется, как минимум, двумя факторами:  ­ наличием соответствующих информационных ресурсов, определяемых «Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения», включая   ресурсы   на   разных   носителях:   бумажном   (книжный   фонд,   фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио­ и видеокассет); цифровом (СД ­ диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;  ­ профессиональной готовностью школьного педагога ­ библиотекаря к формированию информационной культуры учащихся. В арсенале форм и методов работы школьных библиотек, занимающихся повышением уровня информационной культуры учащихся, широкое развитие получили   занятия   по   пропаганде   библиотечно­библиографических   знаний (уроки библиографической грамотности, библиотечные уроки, практические занятия   по   использованию   традиционных   и   электронных   информационных ресурсов, включая Интернет и т. п.); экскурсии по библиотеке; использование игровых   технологий,   проведение   информационных   конкурсов   типа «Информины»   и   др.   Именно   в   школьной   библиотеке   учащиеся   имеют возможность   на   практике   проследить   связь   информационной   теории   с практикой,   наглядно   представить   результаты   эффективного   решения   ощутить   проблемы различных   типов   информационных   задач, неподготовленного   пользователя   при   работе   с   реальными   массивами 41 информации, неграмотности.   осознать   последствия   собственной   информационной В свою очередь, школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев в цепи непрерывного образования, получает сейчас уникальный шанс поднять   свой   престиж,   упрочить   статус   школьного   библиотекаря   за   счет превращения   библиотеки   в   особый   центр   –   центр   формирования информационной культуры личности. Формирование   информационной   культуры   учащихся   ­   это   процесс взаимодействия   всех   участников   учебно­воспитательной   системы. Основными   направлениями   педагогической   деятельности   по формированию информационной культуры являются: ­ использование новых методов и способов представления, обработки данных (знаний учащихся, их успеваемости, и др.); ­ использование в своей педагогической деятельности более широкого спектра методических материалов и наглядных пособий; ­   разработка   и   использование   компьютерных   обучающих   и контролирующих программ; ­  повышение своей квалификации путем дистанционного обучения; ­   использование   для   своего   профессионального   роста   и самообразования информационные ресурсы компьютерных сетей. Чтобы обеспечить всестороннее развитие учащихся, формировать и развивать информационную   культуры   необходимо   организовать   библиотечно   ­ информационный центр (БИЦ). Занятия в БИЦ будут служить: 42 ­ формированию, у учащихся, современной информационной картины мира; ­ формированию информационной культуры учащихся школы; ­ формированию навыков использования информационных технологий, как   основной   составляющей   профессиональной   деятельности   в современном информационном обществе, ­   формированию   знаний   об   устройстве   и   функционировании современной вычислительной техники; ­   формированию   творческой   личности,   развитию   у   учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;   направленному   на ­   воспитанию   подрастающего   поколения, формирование   у   учащихся,   гражданственности,   нравственности   и высокой морали. Библиотечно – информационный центр будет  совмещать в себе кабинет информатики, библиотечные фонды в виде справочной, энциклопедической, научно­популярной и художественной литературы, и предназначен так же для проведения   урочных   и   внеклассных   занятий   по   различным   предметам   с использованием   современных   технических   средств.       Основной   функцией БИЦ   является   объединение   информационного   пространства   школы   для достижений главной цели – развития информационной культуры участников образовательного   процесса.   Функционирование   БИЦ,     концентрирующих   и распространяющих   перспективные   технологии   обучения,   сможет   перевести процесс обучения на более высокий уровень, предполагающий использование не только программно­методического обеспечения, но и самых разнообразных средств   обработки   и   передачи   информации,   а   также   учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером. 43 Основными   направлениями   работы   по   развитию   у   учащихся информационной культуры являются: 1. Создание единого информационного и образовательного пространства. ­ преподавание “Формирование информационной культуры личности”. ­ обучение по различным предметам с использованием средств ИКТ. ­ организация внеклассной деятельности с применением средств ИКТ. ­ воспитательная работа, школьное  самоуправление, взаимодействие с обществом и т.д. при помощи ИКТ. ­ обучение педагогических кадров в рамках информатизации школы. 2.   Организация   внеклассной   работы   по   развитию   информационной культуры   учащихся,   освоение   ИКТ   в   рамках   их   использования   в образовательных   областях,   вне   классно­урочной   деятельности осуществляется в ходе: ­ поиска информации в Интернете и других источниках; ­ фиксации (записи) информации об окружающем мире; ­   формирования   собственных   информационных   массивов   и гиперструктур,   включающее   написание   текстов   и   создание   других информационных объектов; ­   подготовка   выступления   и   само   выступление   с   использованием презентационных инструментов; ­   получение   по   телекоммуникационным   каналам   необходимой информации об учебном процессе, размещаемой учителем (конспекты, домашние   задания,   Интернет   ссылки,   тренировочные   контрольные 44 работы,   дистанционные   конкурсы   и   переподготовка   педагогического коллектива и т. д.); Таким образом, организация особой информационной среды позволяет учащимся стать информационно культурными (компетентными) и в будущем включиться   в   процесс   активного   формирования   и   широкомасштабного использования информационных ресурсов, необходимых в любой области их деятельности. Овладение   информационной   культурой   ­   это   путь   универсализации качеств   человека,   который   способствует   реальному   пониманию   человеком самого   себя,   своего   места   и   своей   роли.   Большую   роль   в   формировании информационной   культуры   играет   образование,   которое   позволяет подготовить   учащихся   к   жизни   в   профессиональной   деятельности   в высокоразвитой   информационной   среде,   научить   их   самостоятельно действовать   в   этой   среде,   эффективно   использовать   ее   возможности   и защищаться от негативных воздействий. Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир. Библиотека ­ информационный центр, обладающий опытом   в   области   поиска   и   получения   необходимых   данных,   причем,     не только   из   своих   внутренних,   но   и   из   внешних   источников.   В   области формирования   информационной   культуры   библиотеки   преследуют следующие цели ­ подготовить своих пользователей к жизни в современных информационных   условиях,   к   восприятию   различной   информации,   научить овладевать способами коммуникации с помощью технических средств и   современных   информационных   технологий   и   педагог   –   библиотекарь должен ему в этом оказать помощь. Список  используемой литературы 45 1. Иванова Е.В. Изменения в школьной библиотеке: наступление по всем фронтам/ библиотека в школе.2009 №13. 2. Приказ   Д.   Медведева   о   национальной   образовательной   инициативы «Наша новая школа» от 4 февраля 2010г. 3. Формирование   информационной   культуры   личности   в   библиотеках   и образовательных учреждениях: [учебно – методическое пособие]/ Н.И. Гендина [и др.]. – 2­е изд., перераб. – Москва: Школьная библиотека, 2003. – 287с. 4. ХесусЛау.   Руководство   по   информационной   грамотности   для образования   на   протяжении   всей   жизни.   МОО   ВПП   ЮНЕСКО  .  ru  /library  / «Информация для всех». С.11.­ Режим доступа:  www   .  ifap  book101.pdf 5. «Информация для всех» [Электронный ресурс]: программа ЮНЕСКО // Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». – Режим доступа: http//www.ifapcom.ru /387// 6. Тунисская программа для информационного общества (15 нояб. 2005 г.) [   Электронный   ресурс]//   Российский   комитет   Программы   ЮНЕСКО «Информация для всех». – Режим доступа: http//www.ifapcom. ru /387// 7. Московская   декларация   о   медиа­   и   информационной   грамотности (Москва, 28 июня 2012 г.) [Электронный ресурс]// Российский комитет Программы   ЮНЕСКО   «Информация   для   всех».   –   Режим   доступа:  Ntws/ http   ://   ifapcom    .  ru   /files/ Images/2012/mil/MoscowDeclarationonMILrus.pdf 8. Московская   декларация   о   медиа­   и   информационной   грамотности (Москва, 28 июня 2012 г.) [Электронный ресурс]// Российский комитет Программы   ЮНЕСКО   «Информация   для   всех».   –   Режим   доступа: http://ifapcom.ru/ files/ Ntws/ Images/2012/mil/ MoscowDeclarationon MIL rus. pdf 9. Медийная   и   информационная   грамотность   [Электронный   ресурс]: руководство   для   педагогов/   ЮНЕСКО;   К.  Уилсон   [и   др.]. –  Париж, 46 2012.   –   Режим   доступа:   http: publications/ ProgrammMIG.pdf  www.nii.kemguki.ru/images/stories/ 10.Стратегия   развития   информационного   общества   в   Российской Федерации [Электронный ресурс]:утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным 7 февр. 2008г. №Пр­212// Минэкономразвития России.    .  economy   www  ­  .  goy   .  ru   /  minec     Режим    /  sections   доступа:  /  inforientedsoc   http://    /  doc   20080207  /  activity   01  11.Информационное   общество   (2011­2020)   [Электронный   ресурс]: государственная   программа   Российской   Федерации:   утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 окт. 2010 г. «1815­р   (ред.   От   15.08.2012).   –   Доступ   из   справ.   –   прав.   системы Консультант Плюс 12.Концепция   долгосрочного   социально   –   экономического   развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 нояб. 2008 г. «1662­р.// МОО «Информация для всех». ­ Режим доступа: http://ifapcom.ru/  ofdocs      /rus/rus006.pdf 13.Концепция   долгосрочного   социально   –   экономического   развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 нояб. 2008 г. «1662­р.// МОО «Информация для всех». ­ Режим доступа: http://ifapcom.ru/ofdocs/ rus/rus006.pdf 14.О библиотечном деле [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 дек. 1994г. «78­ФЗ (редю27.12.2009). – Доступ из справ. – прав. системы Консультант Плюс 15.Модельный   стандарт   деятельности   публичной   библиотеки [Электронный ресурс]: принят Конференцией РБА 22 мая 2008 г.,   ­ Российская   библиотечная   ассоциация.   ­   Режим   доступа:http:   // www   /  modpubl. Php  .  ru   /  content  /  about    /  doc   .  rba 47 16.Гендина, Н.И., Колкова, Н.И. Формирование информационной культуры личности   в   библиотеках   и   образовательных   учреждениях:   учебно   – методическое пособие Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. – 2­е изд., перераб. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 296с. 17.Гендина, Н.И., Колкова, Н.И. Формирование информационной культуры личности   в   библиотеках   и   образовательных   учреждениях:   учебно   – методическое пособие Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор.[и др.] – М.: 2002. – 337с. Режим доступа в сети: rnb 18.Формирование   информационной   культуры   личности:   теоретическое обоснование   и   моделирование   содержания   учебной   дисциплины [Текст]   /Н.   И.   Гендина,   Н.   И.   Колкова,   Г.   А.   Стародубова,   Ю.   В. Уленко.­ М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006.­512 с. 19.Кудрина   Т.А.   Религия   в   структуре   информационной   культуры// Информационная культуры личности: прошлое, настоящее и будущее. Международная научная конференция. Краснодар – Новороссийск 11­ 14 сентября 1996г. – Красноярск, 1996. – с.38 20.Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего   образования.   [Электронный   ресурс]:   утвержден   Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009   г.   №   373   .   –   Режим   доступа:   минобрнауки.   РФ/ документы/922/файл/148/ФГОС НОО. pdf 48 49 50

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности

Деятельность педагога - библиотекаря в области формирования информационной культуры личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018