Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы
Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа +1
10 кл—11 кл +1
07.04.2017
В современном российском обществе активно обсуждаются кризисные нравственные явления, связанные с коммерциализацией культуры. Имеет место распространение псевдокультурных ценностей, в том числе транслируемых извне, противоречащих многовековым национальным традициям народов России. В связи с этим актуальными стали вопросы ответственности творческого сообщества за свою деятельность, его взаимодействия с властью, популяризации художественного наследия народов России. Значение проблемы подчеркнуто Правительством Российской Федерации, которое объявило 2014 год Годом культуры.
театры .docx
Городской конкурс исследовательских краеведческих работ туристско
краеведческого движения учащихся «Отечество»
Культурное наследие
«Деятельность театров Оренбургской области 30х годов ХХ
века»
Подготовила:
Рожнова Анастасия Витальевна
учащийся 10 класса
МОБУ «СОШ №37» г.Оренбург,
п.Нижнесакмарский,
ул.Молодежная, 17, 7 класс,
Руководитель:
Кулушева Ляззат Курмангалиевна
учитель истории и обществознания
МОБУ «СОШ №37» Оренбург 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Сеть театров Оренбургской (Чкаловской) области в 1930е годы
и её кадровый потенциал.
1.1 Драматические театры.
1.2 Театр музыкальной комедии и театр кукол.
Глава II. Творческая деятельность театров Оренбургской (Чкаловской)
области в 1930е годы
2.1. Репертуарная политика.
2.2. Гастроли театров.
Заключение.
Список использованных источников и литературы. Введение
Актуальность. В современном российском обществе активно
связанные с
обсуждаются кризисные нравственные явления,
коммерциализацией культуры.
место распространение
псевдокультурных ценностей, в том числе транслируемых извне,
Имеет
противоречащих многовековым национальным традициям народов России. В
связи с этим актуальными стали вопросы ответственности творческого
сообщества за свою деятельность, его взаимодействия с властью,
популяризации художественного наследия народов России. Значение
проблемы подчеркнуто Правительством Российской Федерации, которое
объявило 2014 год Годом культуры.
Большое влияние на духовнонравственный облик общества оказывает
театр. Он образно отражает жизнь, воспитывает чувства, отношение к
явлениям и событиям, моделирует манеру поведения в различных ситуациях.
Сила и качество воздействия театра на общественное сознание зависят от
целей и содержания сценических произведений, профессионализма
драматургов и исполнителей, а также от широты и активности зрительской
аудитории.
Объект исследования: театры города Оренбурга и Оренбургской
области.
Предмет исследования: становление и развитие творчества театров
Оренбургской области.
Хронологические рамки данного исследования ограничены 1934 – 1940
гг., так как именно в этот период происходило возрождение, развитие,
обновление и достижение пиков театрального творчества. Территориальные рамки исследования. Деятельность театров в
условиях 1930х годов изучается на материалах городов Оренбургской
(Чкаловской) области: Орск, Бузулук, Оренбург, Бугуруслан.
Степень изученности. Историография рассматриваемой проблемы
формировалась в течение более чем полувека и испытывала на себе влияние
различных подходов и оценок в зависимости от политики государства на
разных этапах истории.
Большинство публикаций этого периода формировало общественное
мнение о роли партии в культурном строительстве, значении культурного
наследия, художественности и примитивности на отечественной сцене.
Культурная политика 1930х годов освещена в научных и научно
популярных изданиях. Состояние искусства под влиянием жестких
идеологических установок описано в работах М.Незнамова, Е.Павловой и др.
в последние десятилетия дана критическая оценка художественному методу,
единственному из разрешенных в 1930е годы для написания современности –
социалистическому реализму. Информативная насыщенность характеризует
работу Н.И.Сайгина.
Важное место среди работ этого этапа советской историографии
занимают исследования наследия В. И. Ленина в области культуры.
Освещаются проблемы культурной революции, раскрывают организующую
роль деятельности театров в культурном строительстве, показывают трудовой
героизм советского народа в восстановлении и развитии культурно
просветительных учреждений в 1930е года.
Для ряда краеведческих изданий характерно обращение к культуре как
к социальной памяти. Отдельным сферам культурной жизни, таким как
театральное искусство, посвящены книги, брошюры, статьи научно
популярного характера. Целью работы является изучение творческой деятельности театров
Оренбургской (Чкаловской) области в 30е годы ХХ века. В соответствии с
целью исследования вытекают следующие задачи:
проследить развитие драматических театров;
охарактеризовать театр музыкальной комедии и театр кукол;
проанализировать идеологическое воздействие правительства 30х гг. ХХ в.
на репертуарную деятельность театров;
рассмотреть гастрольную деятельность театров;
раскрыть тему кассового сбора театров.
Источниковая база исследования. В работе использованы
неопубликованные архивные материалы и опубликованные документы, а
также материалы периодической печати Чкаловской области периода 1934 –
1940 гг.
Важные материалы собраны в архиве г.Оренбурга: Государственном
архиве Оренбургской области и Центре документации новейшей истории
Оренбургской области. В основе работы лежат неопубликованные источники
ГАОО.
Глава I. Сеть театров Оренбургской (Чкаловской) области в
1930е годы и её кадровый потенциал
1.1 Драматические театры
В 1930е годы насчитывалось 7 театров:
Оренбургский
государственный областной драматический театр им. Горького, театр
музыкальной комедии, Оренбургский областной театр кукол, татарский
драматический театр им. М.Файзи, Орский драматический театр им.
А.С.Пушкина, Бугурусланский драматический театр им. Н.В.Гоголя,
Бузулукский театр.
Так, наиболее известный коллектив Оренбургского драматического
театра им. М. Горького – ведущего профессионального театра области – год
от года укреплял актерский состав труппы, улучшал свой репертуар за счёт произведений советских драматургов. В тридцатые годы ставились такие
пьесы Н. Погодина, как «Темп», «Мой друг», «Первая конная» и др. С
успехом шли спектакли по пьесам А. М. Горького «Егор Булычев» (1933 г.),
«Враги» (1935 г.), «Дети солнца» (1938 г.), а также «Варвары», «Мещане» и
др. В 1936 г. произошло обновление труппы. Из других городов были
приглашены актеры: В.И. Агеев, Д.И. Фомичев, О.Д. Озернова, С.А. Адилин,
М.С. Воробцов, М.М. Капустин, А.М. Ермилов, П.М. Кирсанов.
В культурном освещении татарского населения Оренбуржья важную
роль сыграл колхозносовхозный татарский театр. До 1930 года театр носил
деревенский передвижной татарский драматический
название
Государственный театр (режиссёры – С. КудашевГаспринский, затем Вали
Фатыхов). Разъезжая по городам и рабочим посёлкам, а главным образом по
райцентрам, колхозам и совхозам области, коллектив театра показывал
зрителям пьесы «Родина», «Голубая шаль», «Ударники полей» и др.
произведения татарских драматургов.1
Как известно, театр в Орске открылся в далеком и непростом для
страны 1937 году. В те времена город формировался как центр
промышленности и крупнейших перерабатывающих предприятий. Эти
грандиозные стройки повлекли за собой большой приток населения и
потребовали создания центра духовной и эстетической культуры. «Павел
Греков», «Горе от ума». «Аристократ», «Честь», «Васса Железнова» первые
постановки вызывали большой интерес у жителей промышленного Орска. За
год театр дал 148 спектаклей, 8 концертов и встретил 60161 зрителя.2
1.2 Театр музыкальной комедии и театр кукол
В перечне театральнозрелищных предприятий Оренбуржья театр
музыкальной комедии занимает особое место. Специфичный и многообразный
1 Сайгин Н. И. История культуры Оренбуржья (XVIII – XXI вв.). С.269.
2 Театр начинался с тесной чайной // Орский вестник. 2013., №4. С.8. он представляет собой синтез музыки, драмы, слова и хореографии,
объединенных комедийным началом. Театр был основан в конце 1935 года на
основании постановления Президиума Оренбургского облисполкома.
Крупным событием в жизни театра стала постановка оперетты «Свадьба в
Малиновке». Режиссеромпостановщиком выступил Марк Маркбен. Наряду с
классическими опереттами И.Кальмана («Сильва», «Последний чардаш»,
«Голландочка») и Ф.Легарв («Веселая вдова», «Сандорскрипач», «Голубая
мазурка») – в афише труппы встречались спектакли отечественных
композиторов И.Дунаевского («Золотая долина»), Б.Александрова («Свадьба
в Малиновке», «Сотый тигр»).3
История Оренбургского областного театра кукол началась к середине
30х годов. Для создания детского театра к тому времени сложились весьма
благоприятные условия. Вопервых, государство обратило внимание на
необходимость развития театрального искусства. С 1930 года все театры
СССР были переведены в систему государственного пятилетнего
планирования, и финансирование их деятельности велось щедрой рукой. Во
вторых, в 1931 году в Москве появился Государственный центральный театр
кукол (ГЦТК) под руководством С.В.Образцова. Он был открыт как
«экспериментальная лаборатория кукольного жанра», для того чтобы его
опыт могли использовать другие. Втретьих, в 1934 году Оренбург приобрел
статус областного центра. Административный центр, естественно, должен
быть и центром культурным.
Театра для детей не было, поэтому в Оренбурге решили заняться
созданием театра для детей и молодежи. Сложнейшую подготовительную
работу по организации материальнотехнической базы, формированию труппы
нового театра поручили Борису Ефимовичу Силичу. Спустя три месяца, 18
июля 1935 г., на эстрадной площадке детского парка им. Кирова был показан
3 Наточий В.Ф. Силуэты. Хроника Оренбургского театра музыкальной комедии. Оренбург,
2001.С. 155. 2.1. Репертуарная политика
области в 1930е годы
спектакль «ИвашкаБатраченок» М.Лидеман, поставленный вместе с
художником Ю.Яковлевым. И хотя на афише было написано – «Театр юного
зрителя», Оренбургские кукольники считают этот день днем рождения своего
театра.4
Глава II. Творческая деятельность театров Оренбургской (Чкаловской)
В тридцатые годы репертуар формировался и утверждался, как и
ранее, художественным советом театра с последующим обсуждением на
коллегии управления культурой. Следовательно, формирование репертуара не
являлось ответственностью самого театра. В определенной степени
репертуарную политику театров определяли органы управления культурой.
Несмотря на постановление ЦК ВКП (б) и жёсткий всепроникающий
контроль властей, театрам, находившимся на самоокупаемости, проходилось
ориентироваться, прежде всего, на вкус зрителя, интерес и кассовость
спектаклей, что вынуждало их менять репертуар. Однако за погоней сборов и
следованием «низкопробным вкусам населения» режиссёры и актеры нередко
подвергались бичеванию. Их обвиняли, к примеру, в творческой
несостоятельности, поскольку в их руках советская пьеса получала якобы
«блёклое воплощение». Наряду с успехами имелся ряд недостатков в работе
театра, среди них отмечались: не умение трупп завязать тесную связь со
зрителем, отсутствие уюта (не использование системы показа материалов к
спектаклям, макетов, выставок и т.д.). Работать приходилось в
неблагоприятных условиях, чтобы порадовать зрителей своим театральным
искусством. Возникали проблемы с помещениями, а у передвижного театра не
было транспорта. В театре часто было холодно. Во время дождя вода лилась
со стен и потолка. Здания требовали серьёзного переоборудования и ремонта.
Плохой буфет, отвратительная курительная комната, толкучка у гардероба –
всё это раздражало зрителя, не создавало условий для культурного отдыха.
4 Павлова Е. Театр во время и время в театре. С.41. 2.2. Гастрольная политика
Представители театральной интеллигенции начали регулярно
выезжали с гастролями в конце тридцатых годов. В населенные пункты, где
отсутствовало помещение для проведения театральных постановок, актёрские
труппы отправлялись с гастролями в летний период. Нельзя с уверенностью
говорить о подлинных побудительных причинах таких творческих турне: с
одной стороны, это было вполне обычным для советского времени явлением,
когда работники искусства считали, что они не вправе оставаться в стороне от
современных им эпохальных событий, и пытались внести свой посильный
вклад;
с другой — нельзя исключать фактор материальной
заинтересованности артистов, стремившихся путём поездки в целинные
хозяйства к дополнительному заработку, а также фактор административного
давления, которое могло оказываться на театральные коллективы. В
большинстве случаев репертуар был рассчитан на взрослую аудиторию. В
1936 году ставились пьесы Н.Погодина, как «Темп», «Мой друг», «Первая
конная», «Человек с ружьем». Уже во время гастролей артисты театра
столкнулись с необходимостью включения в репертуар хотя бы небольших
программ для детей.
Таким образом, можно сказать, что гастрольная политика была
просветительным мероприятием, так как оно способствовало повышению
культурного уровня населения не только городов, но и жителей сельской
местности.
Заключение.
1930е годы театры являлись составной частью общественной жизни,
взяв на себя функции культурного обслуживания населения. Учреждения
профессионального искусства создавали духовные и эстетические ценности,
составляющие духовное достояние человечества, поэтому драматические,
музыкальные, детские театры занимали особое место в культурной жизни страны и имели стратегическое значение для развития всей сферы культуры и
искусства.
Большие трудности испытывали театры Оренбуржья в плане
материального обеспечения. Острый дефицит материалов для постановки
спектаклей (ткань, дерево, металл, краски), устаревшее сценическое
оборудование (свет, усилительная аппаратура) сказывались на качестве
спектаклей. К примеру, сложнейших условиях работал Орский театр
Оренбургской области. Только 1520% спектаклей театр показывал в городе,
остальные на выезде.
В самых неблагоприятных условиях театры Оренбуржья не
бездействовали, а продолжали работать, радуя посетителей своим
творчеством. Театральные коллективы региона делали всё возможное, чтобы
донести прекрасное на зрителя, давали спектакли не только на стационаре, но
и выезжали в города и в сельскую глубинку, тем самым расширялась
география гастрольной деятельности, знакомя рядового советского человека
с актуальными для своего времени произведениями.
Список использованных источников и литературы
ИСТОЧНИКИ
ГОСУДАРТСВЕННЫЙ АРХИВ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
(ГАОО)
Ф. Р1581.
Оп. 2. Д. 103
ЦЕНТР
ДОКУМЕНТАЦИИ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ (ЦДНИОО)
Ф. 371 – Чкаловский обком ВКП (б). Культпросвет отдел.
Материалы о состоянии культурно – просветительной работы в области.
Оп.3. Д.47.
Оп.2. Д.150. Оп.3. Д.284.
Оп.3. Д.287.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая Советская энциклопедия (БСЭ): в 30 т. 3е изд. Т. 13. М.,
1973. 594 с.
2.
Заельская С. А.. Репертуар и гастрольная деятельность
театральных коллективов Южного Урала в XX веке // Известия Самарского
научного центра Российской академии наук. Самара: Издво Самарского
научного центра РАН, 2009. Т.11.№6 (2). С. 323330.
3.
За сценой областного театра // Оренбургская Коммуна. 1938. 16
апреля. С. 45.
4.
Загребин С. С. Культурное строительство на Южном Урале в 1929
—1941 гг.
5.
Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М, 1980.
6. История родного края. Учебное пособие для 8–10х классов
средней школы. Челябинск, ЮжноУральское книжное издательство, 1988.
176 с
7. Кабанов П. И. История культурной революции в СССР (Краткий
очерк). М., 1971;
8.
Культурная жизнь в СССР. 1951—1965. Хроника. М., 1979;
9. Жидков В.С. Культурная политика и театр. М.,1995; Его же.
Государственная культурная политика //Ориентиры культурной политики.
2010. №6. С.4986. Его же. Театр и власть. 19171927. От свободы до
«осознанной необходимости». М., 2003.
10. Культурная революция на Урале. Свердловск, 1966. С. 62.
11. Культура, творчество, человек. М., 1970;
12. Назаров А.П. Чкаловский областной драматический театр им.
А.М. Горького 100 лет. Оренбург: Чкаловское книжное издательство, 1957.
265 с. 13.
Наточий В.Ф. Силуэты. Хроника Оренбургского театра
музыкальной комедии. Оренбург, 2001. 238с.
14. Незнамов М. Старейший Русский театр на Урале. Оренбург:
Чкаловское издательство, 1948. 323 с.
15.
Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Развитие культуры и туризма" на 20132020 годы. Постановление
Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 137 // Электронный фонд правовой
URL:
и
научнотехнической
документации.
http://docs.cntd.ru/document/499091763 (дата обращения: 31.04.2015).
16. Павлова Е. Театр во времена и время в театре. Оренбург: ООО
«Печатный дом "Димур"», 2006. 296 с.
17. Пахомова Е.В.
Гастрольная деятельность театральных
коллективов на целинных землях Оренбуржья в период их массового
освоения// Вестник Оренбургского Государственного Педагогического
Университета. 2013. №3. С.119
18. Театр начинался с тесной чайной // Орский вестник. 2013г., №4.
с.8
19. Рябцева М. Оренбургские театральные сезоны. Оренбург:
Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева, 2015. 488 с.
20. Сайгин Н. И. История культуры Оренбуржья (XVIII – XXI вв.). –
Оренбург: Издательство ОГПУ, 2011. 408 с.
21. Шарапова Е. П. Люди и куклы. – Оренбург: Оренбургское
книжное издательство, 2010. 288 с.
22. Футорянский Л.И. Оренбург. Челябинск: ЮжноУральское
книжное издательство, 1993. 268с.
23. Хавторин Б. История музыкальной культуры Оренбургской края
(XVIIIXX вв). Оренбург: «ИПК» Южный Урал, 2004. 632 с.
Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы
Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы
Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы
Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы
Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы
Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы
Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы
Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы
Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы
Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы
Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы
Деятельность театров Оренбургской области в 1930-е годы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.