Деятельность тьютора при работе с обучающимися со сложной структурой дефекта.
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
дефектология
Взрослым
30.01.2019
Тьюторство считается важным и эффективным методом помощи в обучении детей со сложной структурой дефекта в системе специального коррекционного образования. Тьюторство в КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» заключается в оказании помощи и поддержки обучающихся со сложной структурой дефекта.
Статья Тимербаевой З.А. (2).docx
Деятельность тьютора при работе с обучающимися
со сложной структурой дефекта.
Тьютор это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение
индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий процесс
индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и
развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс формирования
их личности.
Тьюторство считается важным и эффективным методом помощи в обучении
детей со сложной структурой дефекта в системе специального коррекционного
образования.
К детям со сложным дефектом можно отнести детей, у которых отмечаются
нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками
интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость). Сложный
дефект — любое сочетание психических и (или) физических недостатков,
подтвержденных в установленном порядке [4].
Тьюторство в КОУ «Нефтеюганская школаинтернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» заключается в оказании помощи и
поддержки обучающихся со сложной структурой дефекта. При необходимости в
процессе реализации АООП НОО ОВЗ возможно временное или постоянное
участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного
обучающегося.
В силу сложности своего дефекта данная категория обучающихся не всегда
справляется с освоением программного материала в условиях пребывания в
классе. Для этих обучающихся составляется индивидуальная программа развития,
для достижения максимально возможного результата в обучении, проводится
индивидуальная работа по таким предметам как: математика, русский язык,
чтение, изобразительное искусство, труд.
Тьютор ведет следующую документацию:
тьюторская программа с пояснительной запиской
карта с индивидуальным маршрутом развития
дневник наблюдений
журнал мониторинга образовательных эффектов и результатов
индивидуализации образования на уровне семьи ребёнка
Тьютор должен иметь высшее профессиональное образование по
направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической
работы не менее 2 лет.
Посмотрим в сравнении деятельность учителя и деятельность тьютора на
уроке
Учитель на уроке:
обучает
дает инструкции
адаптирует дидактический материал оценивает динамику
Тьютор на уроке:
помогает обучающимся
дает подсказки
выполняет рекомендации учителя и следует плану учителя
помогает адаптировать дидактический материал
Функционал тьютора на уроке включает в себя:
сопровождение ребенка в образовательном процессе
помощь в адаптации дидактического материала
обогащение среды с учетом индивидуальных интересов обучающегося
поддержание и развитие коммуникации между окружающими и
обучающимся
использование визуальной системы поддержки
организация рабочего места
реализация и подержание рекомендаций специалистов курирующих
обучающихся в образовательном процессе,
реализация планов по коррекции поведения
Индивидуальная работа позволяет для каждого обучающегося составить
свою структуру деятельности в соответствии с его темпом работы и общей
работоспособностью.
Методы, используемые тьютором:
1 Соблюдение охранительного режима. Дети со сложной структурой дефекта
во время учебного процесса быстро утомляются, здесь целесообразно
использовать двигательные разминки и специальные релаксационные
упражнения.
2 Временная изоляция. Например: ребенок капризничает, не дает проводить
уроки, наблюдается неадекватное поведение (проявляет агрессию, громко
кричит, плачет). В этом случае, тьютор исключает его из пространства
класса, ребенок успокаивается, тьютор и обучающийся возвращаются в
класс.
3 Оказание помощи в выработке санитарногигиенических навыков (посещение
туалетов, умывание, переодевание) и другие.
В тьюторское сопровождение также включены такие виды деятельности как:
наблюдение за обучающимися в урочное и внеурочное время
помощь в организации игровой деятельности, в налаживании контакта
между сверстниками
создание условий для успешной деятельности в группе
Для более успешного сопровождения в педагогическом пространстве этим
обучающимся требуется совместная деятельность всех специалистов, это и
учитель логопед, учительдефектолог, педагогпсихолог, медицинский работник.
Как и другими специалистами, тьютором проводятся индивидуальные
консультации с родителями по вопросам выполнения тех или иных заданий или рекомендаций по организации обучения и воспитания обучающихся. Родителям
рассказывается о развитии и достижениях обучающихся, а так же о проблемах,
которые ещё совместно с ними нужно будет решить.
Тьютор, как и другой педагог участвует в различных собраниях трудового
коллектива, совещаниях и педагогических советах, где может выступать по
различным вопросам, касающимся организации обучения и воспитания
обучающихся с умственной отсталостью.
В связи с тем, что тьютор, как правило, работает с обучающимися со
сложной структурой дефекта требования к нему, к его компетентности, в
некоторых областях различаются с требованиями к остальным педагогам:
от тьютора требуется в большей степени управление активностью
обучающихся, чем своей;
тьютор должен изменять свое поведение в зависимости от потребностей
обучающихся;
у тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у
традиционного преподавателя (например, осуществление целеполагания
вместе с обучающимися);
от тьютора требуется проявление многих высоких личностных качеств, что
обусловлено, прежде всего, особыми взаимоотношениями между тьютором и
обучающимися.
В заключении следует отметить, что вопросы организации деятельности
тьюторского сопровождения обучающихся актуальны в современной системе
коррекционного образования в связи с увеличение контингента школьников со
сложной структурой дефекта.
Литература
1. Долгова, Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования
Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г. [Электронный
ресурс] / Сайт Межрегиональной тьюторской ассоциации.
– URL:
http://thetutor.ru/pro/articles02.html (дата обращения 01.02.2018)
2.Карпенкова, И.В. Кузьмина Е.В., Профессия тьютор // Информационно
методический бюллетень. – М.: 2013.
3.Петрова, Г.И. Педагогтьютор новая профессия в сфере образования //
Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных
программ. Альманах. – Томск: 2009. – С. 12 15.
4. Сарсенбаева А. А. Обучение детей со сложным дефектом в условиях
образовательного учреждения [Текст] // Проблемы и перспективы развития
образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). —
Пермь:
106109.—URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3297/ (дата обращения: 15.02.2018).
Меркурий,2013.
—
С.
Деятельность тьютора при работе с обучающимися со сложной структурой дефекта.
Деятельность тьютора при работе с обучающимися со сложной структурой дефекта.
Деятельность тьютора при работе с обучающимися со сложной структурой дефекта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.