Деятельностное содержание культуры конкурентных взаимодействий личности и его формирование в условиях образования
Оценка 4.9

Деятельностное содержание культуры конкурентных взаимодействий личности и его формирование в условиях образования

Оценка 4.9
Документация
docx
12.05.2020
Деятельностное содержание культуры конкурентных взаимодействий личности и его формирование в условиях образования
Деятельностное содержание культуры.docx

«Деятельностное содержание культуры конкурентных взаимодействий личности и его формирование в условиях образования»

В широком смысле культура представляет собой содержание и результаты преобразовательной деятельности человека и общества, воплощенные в различных формах: как идеи и ценности, ориентирующие и нормативно ограничивающие поведение и деятельность общества и личности; как способы поведения и деятельности, отраженные в системе знаний, норм, правил, моделей поведения и деятельности; как материальное и духовное воплощение  труда человека. Компонентами нематериальной культуры общества выступают ценности и ценностные ориентации, знания, установки и стереотипы поведения. Реализуя креативную, регулятивную, информационную, ценностно-ориентационную, познавательную, семиотическую функции, культура организует и регулирует жизнь и деятельность общества [2, 4 и др.].

Личностная культура представляет собой систему характеристик, соответствующих элементам общественной культуры,  обеспечивающих человеку гармонию с социумом, и не исключающих возможность индивидуального самосовершенствования. По словам Я.Щепаньского, индивидуальная культура личности отражает совокупность ее культурных образцов поведения, методов деятельности, идей и мыслей [20].

Как отмечает З.Г.Антошкина, речь о культуре личности может идти в случае, когда поднимается вопрос о способах использования в различных ситуациях реальной жизнедеятельности материальных и духовных ценностей, которые выработало человечество (общество) в процессе своего исторического развития [1]. То есть, личностная культура отражает присвоение, интериоризацию человеком того или иного содержания общественной культуры [8, 17 и др.].

Самостоятельный взгляд на личностную культуру трактует данную категорию как некую качественную характеристику личности, свидетельствующую об овладении человеком сводом определенных правил жизни, деятельности, общения и пр. (с позиции «хорошо-плохо»): культура поведения, культура труда, культура общения, культура дискуссии и пр. Культурный человек, таким образом, представляется как человек, действующий в соответствии со сформированными нормами деятельности (поведения, общения) в конкретных условиях (общения, труда, проведения досуга и пр.) [1, 4, 16 и др.]. В контексте настоящей работы такими условиями выступают условия конкурентных взаимодействий.

Этимологически конкуренция означает соперничество, соревнование, борьбу за те или иные ресурсы, интересы, преимущества. В социально-экономическом смысле конкуренция трактуется как взаимодействие между субъектами, при котором они состязаются за общие, причем ограниченные, условия существования, функционирования (ресурсы, потребителей и пр.).  Субъектами конкуренции являются непосредственные участники конкурентного взаимодействия, происходящего в реальном или виртуальном режиме, прямом или косвенном [5, 7, 14 и др.].

Конкурентными называют  взаимодействия субъектов экономических отношений в условиях конкурентного рынка; единство воздействий и совместных действий субъектов конкуренции. То есть, единство двух типов активности участников, «доля» (представленность) каждого из которых варьируется в зависимости от вида конкуренции (видовая, предметная), типа субъектов (индивидуальные, коллективные), объектов и предметов, целей соперничества и т.п. Ведущими характеристиками конкурентного взаимодействия специалистов (в условиях добросовестной конкуренции) являются:  наличие субъектов – конкурентов;  наличие объектов и предметов конкуренции (основания для соперничества); возможность повышать информированность относительно ситуации на рынке, конкретной конкурентной ситуации, их изменении;  возможность альтернативного экономического поведения в зависимости от степени владения рыночной  информацией;  возможность приобретать и  свободно демонстрировать конкурентные преимущества (ценовые и неценовые) [3, 5, 9, 10 и др.].

Участие человека в конкуренции может осуществляться посредством конкурентного поведения, под которым понимается поведение субъекта конкуренции в ситуации соперничества, ориентированное на выигрыш, превосходство. В зависимости от сложившейся рыночной ситуации, человек выбирает разные типы конкурентного поведения, основными из которых являются: креативный (способствует созданию новых рыночных отношений), приспособленческий (адаптирует инновации соперников к собственным нуждам, упреждает действия конкурентов) и обеспечивающий (сохраняет достигнутые конкурентные позиции). Вышеназванные типы конкурентного поведения далеко не всегда можно оценивать с позиции «лучше-хуже»; целесообразность выбора одного из них обусловливается реальными и прогнозируемыми условиями конкуренции [5, 15 и др.].

Заметим, что современные ученые и практики указывают на то, что взаимоотношения между субъектами конкуренции могут  характеризоваться диалектическим единством соперничества и сотрудничества. В частности, А.Шеленков обосновывает, что сотрудничество не противоречит идее конкуренции – ни с биологической, ни с социально-экономической точек зрения. Автор аргументирует это тем,  что в природе присутствует большое разнообразие способов адаптации к жизни, среди которых не последнее место занимают взаимопомощь и кооперация, как механизмы эволюции. Ссылаясь на мнение А.Новака, он утверждает, что сотрудничество не противостоит соперничеству, а действует с ним одновременно, и что  единство сотрудничества и соперничества в человеческом обществе имеет наибольшее эволюционное значение [19].

Основываясь на результатах анализа понятий культуры общества и личности, их содержания, компонентов и функций, с одной стороны, и конкуренции, конкурентного поведения, конкурентного взаимодействия, с другой стороны, мы определили индивидуальную культуру конкурентных взаимодействий как личностное качество, интегрирующее ценностные ориентации, установки, знания, способы поведения, общения и деятельности,  ориентированные на достижение  экономических  целей рациональными и этически приемлемыми средствами, и обеспечивающие человеку эффективное сотрудничество и соперничество  в условиях конкуренции. Деятельностное содержание культуры конкурентных взаимодействий составляют ряд коммуникативных и практических качеств и  способностей, посредством которых интериоризированные личностью культурные ценности, установки, нормы поведения реализуются в различных конкурентных ситуациях [18, 19 и др.]. К ним, по нашему мнению, можно отнести:

– способность к неконфликтному общению, к сотрудничеству в условиях соперничества,

– владение вербальными и невербальными средствами и методами коммуникации (в том числе, деловой речью, деловой этикой) и способность их использовать адекватно конкурентным ситуациям,

– ораторские способности (грамотно излагать информацию, аргументировано обосновывать точку зрения, убеждать оппонентов).

– способность выбирать рациональный тип конкурентного поведения, адекватный ситуации и условиям взаимодействий,

– способность отбирать и реализовывать совокупность средств и методов конкуренции, достигать поставленных целей,

– способность эффективно презентовать себя (знания, умения, результаты труда и пр.) объектам конкуренции (работодателям, потребителям-заказчикам),

– владение методами и способами поиска, сбора, анализа и интерпретации рыночной информации.

Проектирование образовательного процесса, направленного на формирование, воспитание, развитие тех или иных качеств обучающихся, связано, прежде всего, с выявлением системы соответствующих психологических механизмов и педагогических условий. Под психологическими механизмами мы понимаем внутренние условия личности, выступающие движущими силами, детерминантами ее развития, под педагогическими условиями – совокупность принципов организации образовательного процесса и дидактических средств и методов их реализации [18].

Совершенствование различных качеств личности детерминируется разными механизмами.      Таким образом, в контексте данной работы, под психологическими механизмами правомерно понимать те качества и характеристики, свойства личности, которые, активизировавшись под воздействием педагогических условий, (внешних по отношению к обучающимся, специфических для каждого психологического механизма), детерминируют развитие и экстериоризацию способностей личности к эффективному поведению  в условиях конкуренции.

Совокупность психологических механизмов и педагогических условий формирования у обучающихся деятельностного компонента культуры конкурентных взаимодействий выделена нами на основе анализа научной литературы по вопросам формирования разных видов и типов индивидуальной культуры личности [8, 17, 18, 19 и др.], а также по проблемам обеспечения эффективности участия специалистов в конкурентных взаимодействиях [2, 10, 11, 15 и др.]. Ниже охарактеризованы механизмы,  соответствующие им принципы организации образовательного процесса, а также дидактические средства и методы реализации этих принципов.

1. Коммуникативный опыт – важнейшая базовая основа освоения культуры общества и совершенствования культуры личности, соответствующих сущности конкурентных взаимодействий как специфического вида социальных отношений. Формирование культуры личности всегда базируется на освоении соответствующего социокультурного опыта. Культура конкурентных взаимодействий является коммуникативной по сути, в связи с чем ее формирование  опирается на освоенный опыт социальной  коммуникации.

Поскольку коммуникативный опыт формируется и актуализируется в коммуникативной деятельности, данный механизм обусловливает следующие принципы организации образовательного процесса:

– принцип коммуникативной ориентации образования. Конкурентное взаимодействие, как было сказано ранее, имеет выраженный коммуникативный характер; в коммуникативном режиме, (с использованием различных видов и форм коммуникации),  осуществляется и  поиск информации, и обмен информацией, и предъявление собственных конкурентных преимуществ и пр. Следовательно, в контексте подготовки обучающихся к реальному участию в конкуренции, важно в образовательном процессе всемерно отражать коммуникативную сторону социального и профессионального взаимодействия.

Реализация принципа коммуникативной ориентации образование предполагает использование специальных коммуникативных тренингов, позволяющих освоить алгоритмы эффективного общения, сформировать или скорректировать коммуникативные качества и способности личности. Кроме того, важным методическим условием является организация ролевого взаимодействия, использование в процессе обучения ролевых и деловых игр; применение спонтанного общения – то есть, создание возможности выхода за рамки темы игры, перехода от одной темы к другой и, в целом, перехода учебной ситуации в естественную;

– принцип коллективной деятельности (взаимодействия). По мнению Л.А.Новоселовой, С.Г.Аспариной организация коллективного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе является одним из ключевых условий формирования культуры личности с точки зрения реализации культурологического подхода [13]. С другой стороны, способности эффективно решать возникающие задачи, проблемы, в том числе, связанные с конкуренцией, могут быть сформированы и развиты исключительно в конкуренто - ориентированной деятельности, поскольку любые способности формируются и выражаются в конкретных видах деятельности (Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и др.). Поэтому реализация принципа коллективных взаимодействий предполагает организацию в образовательном процессе совместной деятельности обучающихся по овладению системой знаний в области культуры конкуренции, освоение алгоритмов решения возникающих в ситуациях конкуренции задач и проблем, создание и участие в конкурентных отношениях.

2) Идентификация себя как субъекта конкурентных взаимодействий (конкуренции), обеспечивающая усвоение ролей, норм и правил поведения в обществе (в частности, в конкретной конкурентной среде) [12],  и позволяющая субъекту ощущать собственную принадлежность  к определенной группе – носителю конкретных культурных ценностей [6]. Механизмами идентификации выступают отождествление или уподобление субъекта другим субъектам, а средствами – социокультурные образцы, а именно – ценности, нормы, идеалы, образы отдельных субъектов взаимодействия и т.д. Идентификация себя как участника конкурентных взаимодействий, в контексте настоящей работы,  базируется на социально одобряемых ценностях и нормах конкуренции, воплощенных в поведении конкретных, личностно значимых для человека субъектов конкуренции.

Принципами актуализации данного механизма выступают:

– принцип целостного освоения когнитивного, ценностного, деятельностного содержания культуры конкуренции, поскольку осознать и идентифицировать себя как участника какой-либо группы, сообщества, деятельности можно только в том случае, если освоены все компоненты культуры данной группы, структуры данной деятельности. Указанный принцип реализуется через интегративную организацию образовательного процесса, предполагающую отражение в информационном и деятельностном содержании совокупности ценностей, норм, целей, средств и пр. конкурентных взаимодействий, соответствующих нравственным образцам культуры общества;

 – принцип аутентичности взаимодействия, предполагающий освоение коммуникативных и деятельностных элементов конкурентных взаимодействий в реальных условиях и в ситуациях, максимально приближенных к реальным. Соответственно, образовательный процесс должен, в этом случае, удовлетворять требованиям контекстности и практикоориентированности, а также быть насыщен активными методами обучения, прежде всего – деловыми и ролевыми играми;

– принцип наличия эталонов как базы для оценки собственного соответствия нормам и ценностям культуры конкуренции. Реализации данного принципа служит использование в образовательном процессе метода положительного примера.

3) Конкурентная активность личности. Принцип активности является парадигмальным для подавляющего большинства психологических и педагогических концепций развития личности. Согласно идеям С.Л.Рубинштейна, возникновение у человека потребности и способности к самосовершенствованию обусловлено его субъектной позицией, восприятием и предъявлением себя как свободной, самостоятельной и активной в смысло– и целеобразовании личности. С другой стороны, деятельность (активность) – это единственная реальная возможность как приобретать, так и реализовывать, отрабатывать знания и умения, проверять действенность норм и ценностей, получать реальные образцы для сравнения и рефлексии. Поэтому собственная активность  человека выступает ведущим фактором эффективности процесса становления личности [18].

В контексте формирования индивидуальной культуры личности М.А.Ариарский отмечает, что «формирование и развитие личности – это неповтори­мый избирательный путь познания и опыта, особенность которого предопределяется индивидуальными природными данными, спецификой микросреды и рядом других факторов и обстоятельств. Развитие личности не ограничивается усвоением и   интериоризацией внешних отношений. Оно включает в себя дальнейшую переработку усвоенного, его систематизацию, приводящую к целостным изменениям личности, возникновению новых побуждений к деятельности, новых ее структур, новой их экстериоризации»  [2, с.115].

Анализ научных исследований М.А.Ариарского, А.Мазина,  С.А.Хазовой   и др.    позволил выделить следующие принципы актуализации данного механизма:

-  принцип установки на мобильность во взаимодействиях, предполагающий стимулирование не только активного участия обучающихся в конкурентных отношениях, но и повышение разнообразия этих взаимодействий (с точки зрения выбора субъектов и объектов конкуренции, целей и средств и пр.). Реализации данного принципа будет содействовать создание в образовательном процессе ситуаций конкурентного взаимодействия посредством организации проектной деятельности, деловых и ролевых игр, расширения сферы реального конкурентного взаимодействия обучающихся (в общественной работе, в практической деятельности и пр.);

- принцип установки на самореализацию во взаимодействиях как важнейшего условия сознательного, положительно мотивированного участия обучающихся в конкуренции.

Мы предполагаем, что организация образовательного процесса в соответствии с охарактеризованы принципами, средствами и методами, обеспечивающими актуализацию выделенных психологических механизмов, будет способствовать формированию способностей и качеств личности, необходимых для эффективного поведения и деятельности в условиях конкуренции. Проверка действенности представленных условий составляет содержание наших дальнейших исследований.

 

 


 

Деятельностное содержание культуры конкурентных взаимодействий личности и его формирование в условиях образования»

Деятельностное содержание культуры конкурентных взаимодействий личности и его формирование в условиях образования»

Участие человека в конкуренции может осуществляться посредством конкурентного поведения, под которым понимается поведение субъекта конкуренции в ситуации соперничества, ориентированное на выигрыш, превосходство

Участие человека в конкуренции может осуществляться посредством конкурентного поведения, под которым понимается поведение субъекта конкуренции в ситуации соперничества, ориентированное на выигрыш, превосходство

Совершенствование различных качеств личности детерминируется разными механизмами

Совершенствование различных качеств личности детерминируется разными механизмами

Идентификация себя как субъекта конкурентных взаимодействий (конкуренции), обеспечивающая усвоение ролей, норм и правил поведения в обществе (в частности, в конкретной конкурентной среде) [12], и позволяющая…

Идентификация себя как субъекта конкурентных взаимодействий (конкуренции), обеспечивающая усвоение ролей, норм и правил поведения в обществе (в частности, в конкретной конкурентной среде) [12], и позволяющая…

Реализации данного принципа будет содействовать создание в образовательном процессе ситуаций конкурентного взаимодействия посредством организации проектной деятельности, деловых и ролевых игр, расширения сферы реального конкурентного взаимодействия…

Реализации данного принципа будет содействовать создание в образовательном процессе ситуаций конкурентного взаимодействия посредством организации проектной деятельности, деловых и ролевых игр, расширения сферы реального конкурентного взаимодействия…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020