Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»
|
2014-2015 учебный год
Факультет непрерывного образования
Аттестационная работа
«ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ».
Выполнила слушательница курсов профессиональной переподготовки по программе «Преподаватель математики»
Борисова Екатерина Сергеевна
Научный руководитель:
Доцент кафедры математики и физики,
кандидат педагогических наук, доцент
Яковлева Татьяна Петровна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
1.1.ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА............................ 5
1.2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ И СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.................................................................. 10
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ...................................................................................................... 15
2.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ 15
2.2. УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ........................................ 18
2.3. УРОКИ РЕФЛЕКСИИ ...................................................................... 19
2.4. УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ........................................... 20
Приложение: Технологическая карта урока. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................... 29
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, определили новый социальный заказ на деятельность системы образования в целом. В начале 90-х годов прошлого века стало очевидным, что обеспечение адаптации к информационному взрыву, произошедшему повсеместно, к новым социальным условиям, не может пройти без коренного пересмотра целей образования. А вместе с тем и всей системы организации работы школы. Если раньше приоритетной целью являлось количество всей суммы знаний, которое выработало человечество, то в новых условиях - на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Единодушное понимание необходимости модернизации традиционной школы, с одной стороны, и разнообразие подходов к методам и средствам реформирования, с другой, привело к разрыву образовательного пространства. Что в свою очередь обозначило отсутствие у педагогов-практиков необходимых инструментов организации своей деятельности, которые соответствовали бы изменившимся требованиям.
В ходе анализа потребностей, возникших на фоне информационного взрыва, стало понятно, что вносить изменения нужно начиная с подготовки и проведения уроков, и заканчивая оценкой эффективности своей деятельности с точки зрения реализации новых целей образования.
Данная работа – попытка создать модель (одну из множества возможных) эффективного и комплексного подхода к обучению математики в технологии деятельностного метода.
Цель квалификационной работы: разработка общей модели уроков математики на основе технологии деятельностного подхода.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие, принципы и структуру технологии деятельностного подхода;
- Проанализировать требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения к организации уроков на основе деятельностного подхода в обучении;
- Разработать модели основных типы уроков математики в технологии деятельностного подхода.
Объект исследования: современный урок математики;
Предмет исследования: деятельностный подход в преподавании математики;
Гипотеза исследования: если в работу учителя математики включать деятельность учащихся, то повысится эффективность урока и обучения в целом, ребенок из объекта обучения превратится в субъекта.
Методологическая база исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы для определения теоретической и практической базы знаний исследования; изучение и анализ школьных программ, учебников.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме, изучение передового методического опыта, наблюдения.
На первоначальном этапе изучалось современное состояние исследуемого вопроса в теории и практике, осуществлялся подбор и составление списка литературы. Полученный материал позволил сформулировать программу работы.
На втором, формирующем этапе, определялось содержание и методика уроков, разработанных в технологии деятельностного подхода.
В первой главе дан теоретический анализ понятия технологии деятельностно подхода, проанализированы требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения к организации уроков на основе деятельностного подхода в обучении.
Во второй главе даны рекомендации по разработке уроков в технологии деятельностного подхода, а также разработаны основные типы уроков математики в технологии деятельностного подхода.
Актуальность выбранной темы очевидна. Деятельность учащихся во время урока необходима, ее важность продиктована современной жизнью. Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
“Именно понятие деятельности, - подчёркивал В.В.Давыдов, - может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер”. Не случайно большая часть педагогических исследований последних десятилетий касается именно деятельности детей на уроке.[4]
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
1.1. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА.
В последние годы, в связи с вариативностью образовательных систем остро встала проблема согласования технологии и учебного содержания при переходе от одной образовательной программы к другой как по вертикали, так и по горизонтали. Восстановление единства образовательного пространства, реализующего новую, деятельностную парадигму, является в настоящее время одной из приоритетных целей развития системы образования на ближайшую перспективу.
Однако, отсутствие в указанный период времени теоретических оснований, описывающих пространство деятельности и изменение способностей человека как деятеля, не позволило сформировать целостную и единую систему развивающего обучения.
Значит, для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности. Но тогда сразу встают вопросы: а какие бывают виды деятельности, какова их структура, условия организации? Только ответив на них можно построить научно-обоснованную модель организации учебной деятельности ученика. В настоящее время классификация видов деятельности и их понятийное описание создано в российской методологической школе (Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др)
Идея простая: в универсуме деятельности выделить те виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся, и построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.
На понятийных основаниях теории деятельности теоретически обоснована и практически апробирована дидактическая система развивающего обучения, в которой:
1) осуществлен синтез идей ведущих отечественных педагогов и психологов о способах включения ребёнка в учебно-познавательную деятельность;
2) обеспечена преемственность с традиционной моделью обучения, что позволяет перейти к её реализации в практическом преподавании эволюционным, а не революционным путём.
Любая система деятельности, в том числе и система образования, функционирует в соответствии с целями, которые реально контролируются в данной системе.
Технология деятельностного подхода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов[4]:
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу); 2)выделяется содержательная область (могу)
2.Актуализация знаний и фиксация
затруднения в деятельности.
Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3.Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4.Построение проекта выхода из затруднения детьми (открытие нового знания). На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий. Новый способ действий фиксируется в речи и в соответствии с формулировками, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность.
7.Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
На данном этапе организуется самооценка
учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели
и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.
Разработанную последовательность деятельностньгх шагов называют технологией деятельностного подхода.
Интегративный характер технологии деятельностного подхода обосновывается реализацией в ней как традиционного подхода к обучению (этапы 1,2,5-8), так и введением в практику работы учителей идей из новых концепций развивающего образования Л. Г. Петерсон (этапы 1-8) П.Я.Гальперина (этапы 3-7), Л.В. Занкова (завершение этапа 2), В.В. Давыдова (этапы 3,4,6,8) и др. Таким образом, предлагаемая технология может использоваться в качествеметода, предоставляющего учителю способ подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, а управленцам — ту базу, которая обеспечит оценку эффективности деятельности учителя в новых условиях.
Система дидактических принципов, обеспечивающих реализацию разработанной технологии обучения, были установлены на основе выделения условий воспроизводимости акта деятельности в процессе обучения. Применительно к системе образования, включающей базовый процесс преобразования способностей и системы ценностей обучающего и управленческую деятельность учителя по организации базового процесса, выделены следующие условия успешного функционирования системы, сформулированные в виде дидактических принципов[15]:
1)Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе
его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания.
2)Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3) Принцип целостного представления о мире означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
4)Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6) Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7) Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности [1, 4].
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям знаний в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной модели школы.
Анализ показывает, что перечисленные дидактические принципы являются в определённой мере необходимыми и достаточными для организации процесса обучения в новой парадигме образования.
1. Принцип деятельности выделяет деятеля в базовом процессе и устанавливает требования к развивающим и воспитательным целям обучения;
2. Принцип непрерывности обеспечивает инвариантность реализуемой нормы;
3. Принцип целостного представления о мире устанавливает требования к содержательным целям обучения; принцип вариативности предусматривает возможности различных уровней достижения целей в соответствии с самоопределением обучающихся;
4. Принцип минимакса регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей; принцип творчества определяет границы высокого уровня подготовки по предмету;
5. Принцип психологической комфортности устанавливает требования к организации взаимодействия между учителем и учеником.
Таким образом, к каждому элементу системы предъявлены требования, обеспечивающие воспроизводимость его функций, что обосновывает их достаточность. С другой стороны, они являются независимыми друг от друга, что обосновывает их необходимость. Следовательно, сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме, а значит они, подобно аксиомам, составляют теоретическую базу в педагогике развивающего обучения.
1.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ И СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Системный подход стал занимать одно из ведущих мест в научном познании в XX веке. Как направление методологии теоретических и практических познаний, системный подход ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта с другими объектами [1, 9].
Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках, в том числе и в педагогике, и выработке эффективной стратегии их изучения.
Учитывая, что системный подход как методология теоретических и практических исследований и системный анализ как реализация данной методологии в конкретной области составляют мощный аппарат процесса познания мира, следует эти мощные резервы использовать и в процессе обучения, в частности математике. [5, 7].
В содержание любого учебного предмета, в том числе и математики, включаются как основные научные понятия, факты, законы, методы, теории, так и виды деятельности, с помощью которых осуществляется процесс познания [4].
Говоря о содержании обучения, традиционная дидактика ограничивается рассмотрением методов, средств, форм сообщения учащимся «готовых» знаний, в то время как современная дидактика стоит на деятельностном подходе к обучению, который выступает его методологическим основанием [2, 4].
Развитие человека рассматривается современной педагогикой как расширение круга доступных ему видов и форм деятельности и потому сегодня стали активно разрабатываться деятельностные принципы педагогики [2, 3, 4].
Цель образования рассматривается как подготовка человека к будущей деятельности в обществе, а содержание образования - как освоение общих методов и форм человеческой деятельности.
В настоящее время системно-деятельностный подход положенный в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [8], определил три группы требований к его проектированию и реализации: требований к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); требований к структуре основной образовательной программы; требованиям к условиям реализации стандартов.
В Законе РФ «Об образовании» в статье 7 сказано, что государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников школ независимо от форм получения образования.
Введение образовательных стандартов в школьную практику актуализировало решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС.
Новые стандарты отвечают идеям компетентностного подхода, который определяет целевую ориентацию учебного процесса на формирование определенных компетенций, отражающих готовность человека действовать в конкретных ситуациях [6, 8].
Системно - деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы, при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных. Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и их реализации (под педагогическим проектированием мы понимаем поэтапную разработку образовательной системы, ее элементов и действий, сопровождающуюся изменением субъектов образовательного процесса и качества образования).
Универсальные учебные действия выполняют в учебном процессе следующие функции:
· обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
· создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
· обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, они входят в группу метапредметных результатов.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин определяется как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного подхода должны стать [5, 7]:
· принцип системного построения курса математики;
· принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного;
· принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения курсу математика;
· принцип предметной деятельности при изучении курса математики;
· принцип развивающего обучения.
Традиционное обучение математике и обучение, построенное на системно-деятельностном подходе, различаются по следующим позициям: по содержанию, методам и средствам обучения; по характеру процесса управления обучением; по характеру подготовки преподавателя к проведению учебного процесса; по отводимому на обучение количеству часов; по результатам обучения.
Практика показывает, что технологический подход к проектированию и реализации образовательного процесса, построенного на основе системно-деятельностного подхода, удовлетворяет требованиям ФГОС.
Технологический подход к образованию включает комплекс теоретических положений, концепций, идей, принципов, механизмов в познании и практике реализации технологий обучения и воспитания будущего поколения.
За время развития педагогической науки и практики существовали различные технологические парадигмы:
· эмпирическая технология обучения, воздействующая на объект изучения, то есть содержание обучения, чтобы обеспечить максимальную усвояемость содержания для среднего ученика;
· алгоритмическая педагогическая технология, воздействующая на объект научения, то есть ученика, чтобы обеспечить максимальное (даже гарантированное) усвоение содержания каждым учеником;
· стохастическая образовательная технология, воздействующая на обучающую среду, в которую погружены ученики, чтобы обеспечить максимальную вероятность развития каждого ученика в желаемом направлении за счет изменения свойств среды.
В условиях перехода от традиционного к технологическому подходу в образовании, реализации ФГОС и основных положений системно-деятельностного подхода активно развивается направление технологизации процесса обучения. Это относится и к технологизации целей образования, и к технологизации взаимодействия целей и содержания образования, и к технологизации представления учебной информации, и к технологизации взаимодействия участников образовательного процесса, и к технологизации получения обратной связи.
При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.
При традиционном подходе, который реализовывал предметно знаниевую парадигму образования, целью являлось вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками; способы общения сводились к наставлению, разъяснению, запрету, угрозам, наказаниям, нотациям; тактика строилась на диктате и опеке; позиция учителя сводилась к реализации учебной программы, удовлетворению требований руководства и контролирующих инстанций; основным положением к руководству был лозунг: «Делай, как я!» и т. д.
При системно-деятельностном подходе, который реализует компетентностную парадигму образования, целью является формирование личности, развитие индивидуальности, содействие развитию личности (знания, умения, навыки не цель, а средства развития); способы общения сводятся к пониманию, признанию и принятию личности, к учету точки зрения ученика, неигнорированию его чувств и эмоций; тактика строится на идеях сотрудничества; позиция учителя исходит из интересов ученика и перспектив его развития; положением к руководству становятся слова: «Не рядом и не над, а вместе!», ученик полноправный партнер и т.д.
В.В. Давыдов [4], который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что:
· конечной целью обучения является формирование способа действий;
· способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;
· механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.
Положения системно-деятельностного подхода в ФГОС общего образования нашли отражение в требованиях к его реализации: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной программы, к организации учебного процесса.
Системно-деятельностный подход в основных положениях концепции ФГОС раскрывает, что необходимо сделать, чтобы получить новый образовательный результат:
· подробно описать новый результат, ответить на вопрос: зачем учить? (цель);
· подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: чему учить? (содержание, основная образовательная программа, рабочие учебные программы, учебно-методический комплекс);
· определить адекватные педагогические технологии, методики, ответить на вопрос: как учить?
Управление обучением и достижения поставленных образовательных целей обеспечивают в ФГОС следующие требования к организации процесса обучения:
· организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
· выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
· организация таких форм учебного сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициатива каждого ученика;
· выбор технологии обучения, предполагающий построение учебного процесса на деятельностной основе, на концептуальной основе, на крупноблочной основе, на опережающей основе, на проблемной основе, на личностно-смысловой основе, на диалоговой основе, на ситуативной основе и др.
Адекватный выбор технологий обучения обусловлен стратегиями образования - формирование или развитие, требованиями ФГОС. Стратегия развития, заложенная в ФГОС нового поколения, предполагает развитие личностного потенциала ребенка в процессе обучения, раскрытие заложенных в нем возможностей, самоактуализация.
Заметим, что реализация системно-деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих педагогических задач:
· определение и формирование основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
· определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий;
· определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;
· разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса и др.
ФГОС нового поколения призваны стать «проводниками» перспективных отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и развития системы образования, исходя из стратегических интересов и культурно-образовательных тенденций России.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ.
2.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ
Сегодня перед общеобразовательной школой стоит одна из важнейших задач - не просто «снабдить» обучающихся багажом знаний, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность тем самым привить умения, позволяющие нашим учащимся самостоятельно добывать информацию. Исторически сложилось мнение, что школа обязана «давать» знания, а ученики должны их «получать», но результат такой системы отрицательный, то есть воспитывали ученика-потребителя, который считал, что ему всё должны «дать» в готовом виде.
В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, которые способствуют формированию культуры мышления, развитию воображения и фантазии, улучшению памяти и внимания, гибкости мышления.
Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся. Наряду с этой проблемой учитель должен поставить перед собой задачу: учить своих школьников рассуждать, учить их мыслить. Известно, что ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.
Формировать культуру мышления на уроках математики, заинтересовать их математикой, привести к открытию математических фактов возможно только при условии использования различных педагогических технологий. Среди технологий, наиболее адекватными поставленным целям являются деятельностные.
Технология деятельностного подхода:
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Постановка проблемы.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную самостоятельную деятельность, сделать “хозяевами” этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы к учебной деятельности[17].
1этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин)
Цель: мотивирование (самоопределить) учащихся к учебной деятельности.
Организация этапа:
1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
2) устанавливаются тематические рамки («могу»).
3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Неизмеримо больший стимул учения – положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Учитель должен вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед и развития.
С целью актуализации изученных способов действий и фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании следующий пункт деятельностной технологии
I1этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5–7 мин)
II1этап.Постановка проблемы (3–4 мин)
Цель:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IVэтап Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) (3–4 мин)
Цель: построить проект выхода из затруднения.
Организация этапа
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме:
1) ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);
2) согласовывают тему урока;
3) выбирают способ (дополнение или уточнение);
4) строят план достижения цели;
5) определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д
Vэтап. Реализация построенного проекта (4–5 мин)
Цель:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона);
- организовать решение исходного задания, данного для пробного действия;
- уточнить общий характер нового знания;
- зафиксировать преодоление затруднения.
VIэтап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5–6 мин)
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи
VII этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5–6 мин)
Цель:
- проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
- организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание уделяю психологической комфортности).
VIII этап. Включение в систему знаний и повторение. (5–8 мин)
Цель:
- выявить границы применимости нового знания;
- повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
IX Этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2–4 мин)
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание
Учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся в учебно-воспитательном процессе, постоянно исследую мотивацию школьников к изучению предмета.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на три группы:
1. Уроки «открытия» нового понятия;
2. Уроки рефлексии;
3. Уроки развивающего контроля.
2.2. УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ.
Общие цели уроков данного типа:
Деятельностной целью уроков «открытия» нового знания является формирование у учащихся умений реализации новых способов действия при работе с изучаемым новым понятием.
Содержательная цель заключается в расширении понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока
1. этап мотивации к учебной деятельности по изучению нового понятия;
2. этап актуализации и пробного учебного действия по работе с данным понятием;
3. этап выявления места и причины затруднения;
4. этап построения проекта выхода из затруднения;
5. этап реализации построенного проекта;
6. этап первичного закрепления понятия и действий с ним с проговариванием во внешней речи;
7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8. этап включения нового понятия в систему знаний и повторения;
9. этап рефлексии учебной деятельности.
2.3. УРОКИ РЕФЛЕКСИИ
Общие цели уроков данного типа.
Деятельностной целью уроков рефлексии является формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Содержательная цель заключается в закреплении и при необходимости коррекции изученных способов действий – понятий и алгоритмов.
Структура урока
1. этап мотивации к коррекционной деятельности;
2. этап актуализации и пробного учебного действия;
3. этап локализации индивидуальных затруднения;
4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5. этап реализации построенного проекта;
6. этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8. этап включения в систему знаний и повторения;
9. этап рефлексии учебной деятельности.
УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
Общие цели уроков данного типа.
Деятельностной целью уроков развивающего контроля является формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель заключается в контроле и самоконтроле изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока
1. этап мотивации к контрольно-коррекционной деятельности;
2. этап актуализации и пробного учебного действия;
3. этап локализации индивидуальных затруднения;
4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5. этап реализации построенного проекта;
6. этап обобщения затруднений во внешней речи;
7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8. этап решения заданий творческого уровня;
9. этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционный подход к
определению целей образования ориентирует на объём знаний. Но уровень
образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом
знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода, уровень
образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на
основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с
предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование
обще учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что
наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются
компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и
информационная компетентность.
Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых
знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений применять эти знания
на практике.Основная цель деятельностного подхода в обучении: научить не
знаниям, а работе.
Для реализации этой цели ставятся и решаются такие вопросы как:
какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
какие методы и средства обучения выбрать;
как организовать
собственную деятельность и деятельность учащихся.
Структура урока с позиций деятельностного подхода состоит в
следующем:
учитель создает проблемную ситуацию;
ученик принимает проблемную ситуацию;
учитель управляет поисковой деятельностью;
ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные, были получены также американскими и российскими исследователями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 279 с.
3. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
4. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. – М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998. – 360 с.
5. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] / Ю.В. Громыко. — М. : Московская академия развития образования, 1996. — 546 с.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
7. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.
8. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.
9. Зинченко, А.П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. — Тольятти, 2000. — 184 с.
10. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
11. Лобок А.М. «Школа нового поколения» e-mail: aml2005@rambler.ru
12. Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [Текст] : сборник статей. — Красноярск, 2004. — 112с.
13. Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учеб. пособие. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 256 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2008. – 21 с.
15. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978. – 342 с.
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
17. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
18. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
19. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. Т. 1. – 498 с.
20. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Концепции и модели. — М.: Школьные технологии, 1998. – № 4.
21. Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. – 2010. – №6 с. 2-11.
22. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
23. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. М., 1967. – 325 с.
Приложение:
Технологическая карта урока.
Технология Проблемного обучения.
Класс: 10 класс углубленного изучения математики.
Сочетание с другими технологиями: Технология развивающего обучения, дифференцированного подхода к обучению, технология деятельностного подхода.
Предмет: Алгебра, раздел - тригонометрия
Тема: Решение тригонометрических уравнений
Тип урока: Урок закрепления материала.
Цели урока:
Образовательные:
1.Создать условия для самостоятельного решения учащимися тригонометрических уравнений предлагаемых на вступительных экзаменах в МФТИ
2. Обеспечить закрепление полученных знаний при решении тригонометрических уравнений.
Развивающие:
1.Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.
Задачи применения технологии
2. Воспитывать умения принимать решения в нестандартных ситуациях, делать обобщения и выводы на основе аналогий.
Оборудование:
1. оценочные листы для каждого учащегося
2. бланки - таблицы для решения простейших тригонометрических уравнений
3. карточки - задания для работы.
Первый этап урока |
Второй этап этап урока (закрепление изученного материала) |
Четвертый этап урока (первичный контроль ЗУН) |
Пятый этап урока
|
Актуализация ЗУН, необходимых для (устное решение простейших тригонометрических уравнений с накоплением баллов). 2.Целеполагание.
|
Решение тригонометрических уравнений.
|
Мини-тестирование по материалу урока с последующей самопроверкой (Ответы высвечиваются по окончании тестирования).
|
Подведение итогов урока. Выставление итоговой оценки за урок. Домашнее задание.
|
Общий ход урока:
Приветствие класса.
- Сегодня наш урок пройдет в необычном формате. У каждого у вас на парте рабочий лист ученика, внесите в него свою фамилию. В ходе сегодняшней работы вы будете накапливать отметки в свои оценочные таблицы, а затем получите итоговые отметки.
2. Актуализация ЗУН. Устная работа.
А начнем мы с небольшой устной работы, каждый может заработать баллы в свой лист.
Целеполагание.
Тема нашего урока – Решение тригонометрических уравнений. Сформируйте, каких целей вы хотите добиться на этом уроке?
Повторение материала, изученного на прошлом уроке.
Работаем в своих листах.
Работа с таблицей (обсуждение способов запоминания таблицы).
|
|
|
|
|
|
|
Sinx |
|
|
|
1 |
0 |
0 |
Cos x |
|
|
|
0 |
-1 |
1 |
Tg x |
|
|
1 |
- |
0 |
0 |
Ctg x |
|
|
1 |
0 |
- |
- |
Sin x = a
Частные случаи
1. а = 0
2. а = 1
3. а = -1
4. Общий вид
1.
2.
сos x = a
Частные случаи
5. а = 0
6. а = 1
7. а = -1
Общий вид
3.
4.
Tg x = a
X = arctg x +
Заполните таблицу по памяти.
Проверка таблицы с последующей самооценкой по критериям. Оцените себя и занесите отметку в лист 2-го этапа.
3.Открытие нового знания, с опорой на изученные формулы тригонометрии и решения простейших тригонометрические уравнения. Решение уравнений с последующим анализом.
Тригонометрические уравнения на вступительных экзаменах в МФТИ
№1 (1): Решите уравнение:
Решение: Так как то уравнение равносильно каждому из уравнений:
Это уравнение может иметь решения тогда и только тогда, когда:
1) Если
2) Если
и только эти числа – корни исходного уравнения.
Ответ:
№2 (3): Решите уравнение:
Так как:
То исходное уравнение равносильно:
Используя формулу
И учитывая, что: преобразуем уравнение:
Ответ:
№3(4): Решите уравнение:
Исходное уравнение равносильно:
Если , то:
Уравнение имеет корни удовлетворяющие условию
Уравнение может иметь корни только в случае,
когда , если
, то и поэтому равенство является верным только в том случае,
когда откуда
Ответ:
№4(5): Решите уравнение:
Пусть
А) Если Это уравнение не имеет действительных корней.
Б) Если то откуда
Пусть тогда:
Так как
Пусть тогда:
Ответ:
№5(7): Решите уравнение:
Ответ:
№6(8): Решите уравнение:
Из формул и следует, что:
Поэтому:
Итак:
Ответ:
№7(9): Решите уравнение:
Откуда:
Ответ:
№8(10): Решите уравнение:
Обозначим , тогда:
Исходное уравнение примет вид:
А) Пусть , тогда уравнение примет вид:
Если то есть
Решив уравнение получим
Поскольку следовательно, в этом случае исходное уравнение корней иметь не будет.
Б) Пусть тогда уравнение примет вид:
Это уравнение
имеет единственный действительный корень . Следовательно,
Ответ:
№9(11): Решите уравнение:
Преобразуем
левую часть уравнения, пользуясь тем, что:
Итак:
Для преобразования правой части выражения воспользуемся формулами:
ОДЗ уравнения определяется:
А) Если , уравнение принимает вид:
Б) Если уравнение принимает вид:
Ответ:
4.Первичный контроль. Мини-тестирование по материалу урока. ( Тест)
Ответы на интерактивной доске высвечиваются по окончании тестирования. Занесите ваши отметки в листы, в соответствии со своими успехами вы получаете свое домашнее задание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.