«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»
Оценка 4.6

«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»

Оценка 4.6
Исследовательские работы +5
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
04.03.2018
«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»
Сегодня, когда стандарты второго поколения внедряются в систему начального образования, остро встаёт проблема, что не за горами то время, когда и в среднем звене мы будем работать по новым стандартам, и они, в отличии от стандартов 2004 года нацелены не на предметный, а на личностный результат. И учителю потребуется пересмотреть методику преподавания своего предмета, меняя метод обучения с объяснительного на деятельностный.«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»
Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС..docx
МБОУ СОШ №34  Статья н а тему: «Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС» Учитель: Ткаченко А.С. 2016 г. Федеральные государственные образовательные стандарты – один из основных   инструментов   реализации   конституционных   гарантий   права человека и гражданина на образование.             Федеральные государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативного правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».        В основе стандарта лежит новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.              Стандарты первого поколения выполнили задачу сохранения единого образовательного   пространства академическую мобильность   учащихся,   но,   вместе   с   тем,   стали   фактором   консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы.    обеспечивающего          В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы   личности,   изменение   потребностей   экономики   и   нового общественного устройства.              Принципиальным   отличием   образовательных   стандартов   второго   поколения является усиление их ориентации на практическую значимость в образовании. При этом стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции   деятельностного   подхода,   согласно   которому   психологические особенности   человека,   качества   личности   есть   результат   преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую.                  Деятельностный   подход   в  построении   образовательного   стандарта позволяет   выделить   основные   результаты   обучения   и   воспитания,   для развития у  учащихся и формирования универсальных учебных действий. Что же дает введение новых стандартов?  Специалистам в области образовательной политики:    Оценка   состояния   и   тенденций   развития   систем   образования   различных уровней по приоритетным направлениям:   ­ уровень сбалансирования потребностей, ­   уровень   готовности   к   непрерывному   образованию   на   протяжении   всей жизни,    ­   уровень   образованности   и   компетентности   выпускников   начальной, основной и средней школы,   состояние ресурсной обеспеченности системы образования.  Педагогам­практикам:   Ориентиры и приоритеты в области   ­ отслеживания достижения целей образования (планируемых результатов),   ­ отбора содержания образования и организации образовательного процесса,    ­   организации   системы   внутренней   оценки   (текущей,   промежуточной, итоговой) достигаемых результатов.  Родителям:   Ориентиры и приоритеты в области    ­   особенностей   организации   образовательного   процесса   и   условий   его осуществления,    ­   требований   к   ожидаемым   результатам   обучения   ученика,   системы оценивания и аттестации,   ­ организации системы непрерывного образования.              Сегодня, когда стандарты второго поколения внедряются в систему начального образования, остро встаёт проблема, что не за  горами то время, когда и в среднем звене мы будем работать по новым стандартам, и они, в отличии от стандартов 2004 года нацелены не на предметный, а на личностный результат.   И   учителю   потребуется   пересмотреть   методику   преподавания своего   предмета,   меняя   метод   обучения   с   объяснительного   на деятельностный.         Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом   деятельность   понимается   как   преднамеренная   активность   человека, проявляемая   в   процессе   его   взаимодействия   с   окружающим   миром,   и   это взаимодействие   заключается   в   решении   жизненно   важных   задач, определяющих   существование   и   развитие   человека.   По   Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».         Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что­либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.               Критерий знания также неотделим от действий. Знать – это всегда выполнять   какую­то   деятельность   или   действия,   связанные   с   данными знаниями.   Знание   –   понятие   относительное.   Качество   усвоения   знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать.       Таким образом, вместо двух проблем – передать знания и сформировать умения   по   их   применению   –   перед   обучением   теперь   стоит   одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя   заданную   систему   знаний   и   обеспечивают   их   применение   в   заранее предусмотренных пределах.        Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными   фактами,   именами,   понятиями.   Именно   поэтому выпускники   российской   школы   по   уровню   фактических   знаний   заметно превосходят   своих   сверстников   из   большинства   стран.   Однако   результаты проводимых   за   последние   два   десятилетия   международных   сравнительных исследований   заставляют   насторожиться.   Российские   школьники   лучше учащихся   многих   стран   выполняют   задания   репродуктивного   характера, отражающие   овладение   предметными   знаниями   и   умениями.   Однако   их результаты,   ниже   при   выполнении   заданий   на   применение   знаний   в практических,   жизненных   ситуациях,   содержание   которых   представлено   в необычной,   нестандартной   форме,   в   которых   требуется   провести   анализ данных или их интерпретацию. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся   самым   актуальным.   Качество   образования   на   современном   этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас". Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность,   поскольку   любая   информация   быстро   устаревает.   Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее   знание   о   том,   как   информацию   добывать,   интерпретировать,   или создавать   новую.   И   то,   и   другое,   и   третье   –   результаты   деятельности,   а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия   с  миром   (результат  –   умения),  мы   приходим   к   осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.        Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик:   1. сам формулирует проблему,   2. сам находит ее решение,   3. решает,   4. самоконтролирует правильность этого решения.                               Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводятся   действиям   контроля   (самоконтроля)   и   оценки   (самооценки). Самоконтроль   и   оценка   учителя   способствуют   формированию самооценивания.   Для   успешности   этого   процесса   учителем   должно   быть учтено   содержание   оценивания,  т.е.  его   способ,  результат,  участники   этой ситуации, их отношения и форма оценивания.                 Педагогами и психологами доказано: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Какова структура деятельности учащихся, такова структура качества.               Технология деятельностного подхода: целеполагание, планирование деятельности,   реализация,   рефлексивно­оценочная   деятельность.   Все действия   учителя,   используемые   им   средства   и   приемы,   направлены   на развитие   творческих   способностей   учащихся   через   организацию   их деятельности   на   уроках.   Деятельность   учащихся   можно   разделить   на   4 основных типа по степени развития мышления:  пассивно­наблюдательная деятельность (слушать, смотреть, наблюдать); репродуктивная деятельность (приемы повторения, разбор стандартных примеров, выполнение однотипных, аналогичных упражнений);   частично­поисковая деятельность (проблемные диалоги на уроках);  исследовательская деятельность (самостоятельное решение проблемных задач практического и теоретического характера).                    Групповая деятельность ­ один из видов деятельности учащихся. Вариантов организации групп, их целевых назначений и поручаемых им дел ­ множество. По форме это микроколлективы, команды, группы по интересам, экипажи,   экспедиции,   комбинированные   группы,   пары.   Групповая   форма работы может быть организована:  при изучении нового материала;  при отработке формул по теме;  при решении типовых задач;  при обобщении материала по теме;  при проверке знаний по теме (зачет);  при выравнивании знаний по теме (разноуровневые группы)                Осуществлять деятельностный подход   необходимо с применением инновационных   технологий:   проблемного   обучения,   проектного   обучения, исследовательского   обучения,   модульного   обучения,   блочно­модульного, дифференцированного обучения,  технологии критического мышления.

«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»

«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»

«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»

«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»

«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»

«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»

«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»

«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»

«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»

«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»

«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»

«Деятельностный и компетентностный подход работы в условиях внедрения ФГОС»
Скачать файл