Деятельностный подход на уроках истории и обществознания: из опыта работы.
Оценка 5

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания: из опыта работы.

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история +1
Взрослым
08.07.2018
Деятельностный подход на уроках истории и обществознания: из опыта работы.
В течение многих веков главной особенностью образования было сообщение фактических знаний. Но в наше время все стремительно меняется. Использование компьютера и глобальной сети «Интернет», предполагает серьезные требования к образовательным технологиям. Главное для человека XXI века - грамотно провести целенаправленный поиск и отбор нужных знаний. Необходимо обладать навыками решения нестандартных задач. Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний неэффективен. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и каким способом ее найти. Именно развитию этих умений и способствует деятельностный подход в преподавании.
Деятельностный подход на уроках истории и обществознания.docx
Доклад на ШМО учителей гуманитарного цикла Автор: Мосина И.Г., учитель истории и обществознания Тема: Деятельностный подход на уроках истории и  обществознания: из опыта работы. В   течение   многих   веков   главной   особенностью   образования   было сообщение фактических знаний. Но в наше время все стремительно меняется. Использование   компьютера   и   глобальной   сети   «Интернет»,   предполагает серьезные требования к образовательным технологиям. Главное для человека XXI  века   ­   грамотно   провести   целенаправленный   поиск   и   отбор   нужных знаний.   Необходимо   обладать   навыками   решения   нестандартных   задач. Существенно   изменились   требования   к   образованию   и   образованному человеку.   Действующий   ранее   принцип   сообщения   каждому   человеку   всех важнейших знаний неэффективен. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая   именно   информация   нужна   и   каким   способом   ее   найти.   Именно развитию   этих   умений   и   способствует   деятельностный   подход   в преподавании. Все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем,   обучение   в   школе   сориентировано   на   некий   средний   уровень.   Этот уровень слишком высок для слабых детей, но он явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых. Чтобы учесть индивидуальные особенности учащихся, часто выделяют 2, 3, 4 и т.д. уровня сложности обучения. Однако реальных уровней в классе ровно столько, сколько детей. Возможно ли их точно определить? Не говоря уже   о   том,   что   практически   трудно   реализовать   деление   даже   на   четыре уровня ­ ведь для учителя это означает примерно двадцать подготовок в день! Выход прост: выделить  всего лишь два уровня ­ максимум, определяемый зоной   ближайшего   развития   детей,   и   необходимый   минимум.   Принцип минимакса   заключается   в   следующем:   школа   должна   предложить   ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это   содержание   по   минимальному   уровню,   соответствующему   своим способностям. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во­первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет   с   помощью   учителя   каждый   ученик,   то   обеспечивается индивидуальный подход к каждому ученику. Во­вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит   определять   свою   индивидуальную   потребность   в   информации   и самостоятельно ее находить. Следуя   этому   принципу,   на   уроке   целесообразно   использовать избыточную   информацию,   которую   ученики   могут   усвоить,   и   избыточные следующий   Рекомендуется задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. В этом плане важную роль в преподавании истории и обществознания играет использование специально подобранных, но при этом не адаптированных авторских текстов, через которые происходит знакомство ученика со всем многообразием источников. В них ученик должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, чтобы находить и использовать нужную им информацию школьники учились сами (этому способствуют, например, задания, связанные с поиском в тексте   главного,   самостоятельной   постановкой   вопроса   по   содержанию текста). алгоритм На   первом   этапе   следует   выделить   в подготовки к уроку. содержании   темы   обязательный   программный   минимум.   Для   этого необходимо открыть программу или кодификатор ­  все те знания и умения, которые там прописаны – это минимум, который должны усвоить все ученики и   который   будет   проверяться   в   контрольных   и   диагностических   работах. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не только на данном уроке, но и   на   последующих   уроках   в   процессе   их   применения.   Сюда,   в   частности, обычно   относятся   понятия,   выделенные   курсивом   в   каждом   параграфе, разделе. Понятия, теоретические и фактические знания, которые могут быть отнесены к теме, но не отражены в программных требованиях, относятся к максимуму. На   втором   этапе,   выявив   содержание   минимума   и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и набор важнейших вопросов для диалога с учениками. Выработанный план   нужно   стараться   соблюдать,   отвлекаясь   лишь   на   затруднения   при изучении важнейших знаний. Вообще в подобной методике надо быть заранее готовым к тому, что ребята вольно или невольно могут уводить учителя в сторону от продуманного плана. Именно для того, чтобы урок не потерял логику, учитель планирует для себя систему важнейших вопросов и старается ей   следовать.  Учитель   вместо   объявления   темы   начинает   урок   с   создания проблемной ситуации – предъявляя ученикам, например, два противоречивых мнения. Осознание   противоречия  вызывает  удивление  учеников,  а  вопросы учителя   ориентируют   их   на   самостоятельное   формулирование   учебной проблемы   –   основного   вопроса   урока,   вытекающего   из   противоречия.   Это важнейший этап урока – постановка проблемы самими учениками. Учебной проблемой   может   быть   как   нерешенный   научный   вопрос   (например,   «Кто является   создателем   государства   Русь   –   норманны   или   славяне?»)   так   и вопрос,   актуальный   только   в   процессе   изучения   материала   (например, «Почему маленькие греческие города­государства смогли победить могучую Персидскую державу?»). После формулирования учебной проблемы учитель может   дать   возможность   ученикам   высказать   свои   версии,   составить   план решения и самое главное ­ предложить  подумать, какие имеющиеся у них знания   пригодятся   для   решения   нового   вопроса.   Ученики   обращаются   к изученному   материалу   –   это  этап   актуализации.   Он   похож   на   проверку домашнего   задания   в   традиционном   уроке.   Однако,   в   отличие   от   него, актуализируются факты и понятия не обязательно предыдущего урока, а то, что изучалось неделю, месяц, год назад, но теперь понадобилось для решения новой проблемы.   Лишь   на   третьем   этапе   учитель   выбирает   и   включает   в конспект  урока  те знания  из максимума,  которые   могут   заинтересовать школьников. Этот материал является резервом.    трудности.   работы, На четвертом этапе – завершающий контроль. Задача учителя   вывести   оценку   усвоения   учебного   материала,   ориентируясь   на планку   знаний   и   умений,     необходимых   для   дальнейшего   продвижения. Успешность контроля знаний зависит не только от качества методического обучения, но и от эмоционального фона, на котором оно происходит – от уверенности учеников в своих силах, их познавательных интересов, их умения преодолевать   проверки, взаимопроверки,   интерактивное   тестирование   становятся   привычным   для учеников занятием. Используется и методика самопроверки знаний. Учащиеся выполняют   тест,   а   затем   проводят   самопроверку   и   анализируют   ошибки, выставляют оценки. Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный ­ возьмет все и пойдет   дальше.  Остальные  разместятся  в  промежутке   между  этими   двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями ­ они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.   Самостоятельные Например, в 5 классе учащиеся уясняют, что республика –  это «общественное дело». Но по ходу работы на уроке это понятие можно корректировать: республика – форма правления, при которой власть   принадлежит   народу     и   осуществляется   на   основе   выборности, сменяемости, разделения власти  и т.д.  Если при обсуждении темы учащиеся перечисляют   признаки   республики, этот материал уже старших классов с легкостью может быть усвоен и пятиклассниками. В конце работы с термином учитель   дает   полное   определение   понятию   (уровень   максимума).   Как показывает   практика,   заученное   в   5­6   кл.   определение     из   двух   слов «общественное  дело» даже средние ученики нередко используют в 9­11кл. Переучиваться бывает сложно, потому что уже сложился стереотип о том, что это понятие простое. Ребята же, которые запомнили все признаки республики в младших классах, с удовольствием отмечают, что без труда справляются с заданиями ГИА, ЕГЭ.    Принцип   минимакса   связан     с   принципом   вариативности.   Принцип Принцип вариативности предполагает развитие нестандартного мышления учащихся, то есть понимания возможности  различных способов решения задач и умения осуществлять анализ альтернатив. минимакса эффективно работает тогда, когда учителю удалось пробудить у значительной   части   интерес   к   рассматриваемым   проблемам.   Максимально погрузится в изучаемую эпоху и вызвать такой интерес позволяют игровые моменты на уроке. Игра на уроке истории ­ активная форма деятельности, в ходе   которой   моделируется   определенная   ситуация   прошлого   или настоящего,   в   которой   "оживают"   и   "действуют"   люди   ­   участники исторической драмы. Главная цель такого занятия ­ это создание игрового состояния   ­   специфического   эмоционального   отношения   субъекта   к исторической   действительности.   Таким   образом,   ученики   наполняют "безлюдную" историю персонажами, которых они сами и изображают, хотя и по­разному в играх различного типа. Игра   заставляет ребенка   перевоплотиться   в   человека   из   прошлого   или   современности, заставляет его "прыгнуть выше себя", ибо он изображает взрослого, причем это далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств   и   поступков   "своих"   героев   школьники   моделируют   историческую реальность.   При   этом   приобретаемые   знания   становятся   для   каждого ученика­игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, ребенок должен как бы "прочувствовать" свой персонаж изнутри благодаря глубокому познанию всей эпохи. Учащиеся, получая задания аргументировать позицию какого­либо   исторического   деятеля,   с   интересом   изучают   его   биографию, приводят факты, далеко выходящие за рамки программы. Такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех   знаний   и   умений,   побуждает   осваивать   все   новые   и   новые   знания   и углублять их, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет осваивать целый   комплекс   важных   "взрослых"   умений,   в   первую   очередь, коммуникативных. Практика изучения курсов истории показывает, что   учащиеся   с   особым   интересом   относятся   к   уроку,   если   в   нем присутствуют   образы   людей.   Ученики   вступают   в   прямой   диалог   с персонажами   прошлого,   размышляют,   делятся   своими   идеями,   мнениями. Отвечая   на   вопросы:   Каково   ваше   отношение   к   событиям?   Кого   бы   вы поддержали   в   этой   ситуации?   Почему?   ­   школьники   приобретают   навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый   для   самоопределения   в   окружающей   действительности. Диалоговое общение позволяет достичь большей глубины взаимопонимания, самораскрытия, создает условия для глубокого общения. Происходит замена объяснения   материала   учителем   на   самостоятельное   открытие   нового учениками.  Использование   этой   технологии   приводит   к полному изменению структуры и качества урока, что непременно скажется на результате.

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания: из опыта работы.

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания: из опыта работы.

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания: из опыта работы.

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания: из опыта работы.

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания: из опыта работы.

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания: из опыта работы.

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания: из опыта работы.

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания: из опыта работы.

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания: из опыта работы.

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания: из опыта работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018