Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена
Оценка 4.9

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
информатика
5 кл—9 кл
20.02.2017
Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена
Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Конструктивно выполнять задачи образования ХХI века помогает деятельностный метод обучения.Текстовый файл, в котором раскрыты практические вопросы введения и реализации ФГОС на уроках информатики в среднем звене
file1.doc
«Великая цель образования ­ это не знания, а действия!» Герберт Спенсер Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена  на уроках информатики и ИКT (Практические вопросы введения и реализации ФГОС) Введение  Много   лет   Россия   принимает   участие   в   международном   измерении   качества образования PISA. В нем отражается не только место, которое занимает та или иная страна; оно,  показывая  сильные  и  слабые  стороны  национального  образования,    влияет  на  его организацию.   Россия, к   сожалению,   давно   занимает   в   рейтинге   PISA   место   ниже среднего.   Низкая     результативность     российских     школьников     часто     объясняется необычностью, нетипичностью  предложенных  им  заданий.  Участники  исследования    не просто  должны решить  некую  задачу  ­  им  предлагается  изучить  достаточно  большой объем   информации, самостоятельно найти нужные сведения, чтобы ответить на вопросы, обозначить  и сравнить разные   точки   зрения   и   выбрать   правильный    путь   решения. Поскольку     PISA     предполагает   еще   и   измерение   грамотности   чтения,   то   есть   умения вычитать   текст,   понять   его   содержание   и   применить   на   практике,   детям   необходимо демонстрировать   готовность   использовать   свои   математические,     языковые   и   иные имеющиеся   у них навыки. Таким образом,   российским школьникам   недостает   умений, которые     в     Федеральном     государственном     образовательном   стандарте   именуются метапредметными.  Способность   человека   к   реализации   социально   значимой   деятельности   является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. «Главная цель воспитателя, считал А. Дистервег,   ­ должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». Об этом писал П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально   значимый   уровень   сформулированных   деятельностных   способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве. Основные   задачи   образования   сегодня   –   не   просто   вооружить   выпускника фиксированным   набором   знаний,   а   сформировать   у   него   умение   и   желание   учиться   всю жизнь,   работать   в   команде,   способность   к   самоизменению   и   саморазвитию   на   основе рефлексивной самоорганизации. Конструктивно   выполнять   задачи   образования   ХХI  века   помогает   деятельностный метод обучения.  Система и структура учебной деятельности Реализация технологии деятельностного метода на практике реализуется на основе системы дидактических принципов: 1) Принцип деятельности  основан на получении обучающимся знаний не в готовом виде, а добывая их самостоятельно. 2) Принцип непрерывности  предполагает  преемственность  между всеми  этапами  и ступенями обучения на уровне содержания, методик и технологии. 3) Принцип   целостности,   при   котором   обучающиеся   формируют   обобщенное системное   представление   об   окружающем   мире   (обществе,   природе,   самом   себе,   мире деятельности и т. д.) 4) Принцип   минимакса:  школа   предлагает   обучающемуся   возможность   освоить содержание   образования   на   уровне,   максимальном   для   него.   Этот   уровень   определяется зоной   ближайшего   развития   соответствующей   возрастной   группы.   При   этом   школа обеспечивает усвоение знаний обучающимся на минимальном социально – безопасном уровне (государственный стандарт). 5) Принцип   психологической   комфортности    что   все стрессообразующие факторы учебного процесса «удаляют», на уроках и в школе создают доброжелательную   атмосферу,   которая   ориентирована   на   сотрудничество,   развития диалоговых форм общения. основан   на   том, 6) Принцип   вариативности  –   у   обучающихся   формируются   способности систематически перебирать варианты и адекватно принимать решения в случае выбора. 7)   Принцип   творчества  предполагает,   что   максимальная   ориентация   в образовательном   процессе   направлена   на   творческое   начало   и   приобретение   опыта творческой деятельности у обучающихся. Эта   система   принципов   обеспечивает   получение   детьми   культурных   ценностей общества,   которые   соответствуют   основным   дидактическим   требованиям   традиционной школы,   к   примеру,   принципу   наглядности.   Такая   система   развивает   и   продолжает традиционную дидактику по направлению реализации современной цели образования. При этом   она   дает   каждому   ребенку   возможность   выбора   индивидуальной   образовательной траектории. Деятельностный  подход,  основанный  на такой системе  принципов,  в преподавании информатики требует формирования практических умений применения теории.  Позиция учителя информатики должна быть такова:  к классу обращаемся  не с ответом, а с вопросом; обучающиеся   должны   уметь   искать   необходимые   данные,   организовывать, обрабатывать,   анализировать     и   оценить   их,   а   также   продуцировать   и   распространять информацию   в   соответствии   со   своими   целями,   то   есть   владеть   теми   универсальными способностями, которые им пригодиться на практике. Для планирования и проведения уроков предлагается использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода. Так структура уроков имеет следующий вид: 1) Мотивация   к   деятельности.  На   данном   этапе   организуется   положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: a. Создаются   условия   для   возникновения   внутренней   потребности   включения   в деятельность (хочу); b. Выделяется содержательная область (могу). 2) Актуализация   знаний   и   фиксация   индивидуального   затруднения   в   пробном действии. Данный этап предполагает: a. Подготовку   мышления   детей   к   проектировочной   деятельности   актуализации знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; b. Тренировку   соответствующих   мыслительных   операций   и   навыков.   В   завершении этапа   создается   затруднение   в   индивидуальной   деятельности   обучающихся,   которое фиксируется ими самими. 3) Постановка   проблемы.   На   данном   этапе   учащиеся   соотносят   свои   действия   с используемым способом действий и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность обучающихся по исследованию возникшей  проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока. 4) Построение  проекта выхода   из затруднений.  На данном  этапе  предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. 5) Реализация   проекта.   На   данном   этапе   учитель   организует   коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.   д.).   Потом   формулируется   и   обосновывается   новый   способ   действий,   который фиксируется в речи, а также с помощью символов и знаков. В завершении устанавливается, что учебная задача решена. 6) Первичное закрепление во внешней речи. Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия   решают   типовые   задания   н6а   новый   способ   действий   с   проговариванием установленного алгоритма. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. При проведении  данного этапа   используется   индивидуальная   форма   работы:   учащиеся   самостоятельно   выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее. 8) Включение   в   систему   знаний   и   повторение.   На   данном   этапе   новое   знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках. 9) Рефлексия. На данном этапе организуется самооценка деятельности обучающихся на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности,  и намечаются цели последующей деятельности. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру все чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Для   того,   чтобы   знания   обучающихся   были   результатом   их   собственных   поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность  ­ в это и состоит функция учителя. Структура урока с позиций деятельностного подхода состоит в следующем: Учитель создает  проблемную  ситуацию Обучающийся принимает  проблемную ситуацию Учитель управляет  поисковой  деятельностью Обучающийся  осуществляет  самостоятельный  поиск Происходит  обсуждение  результатов Основная цель технологии деятельностного метода (подхода) – формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, научить   не   знаниям,   а   работе.   Для   реализации   этой   цели   актуальными   являются   такие вопросы:  какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;  какие методы и средства обучения выбрать;  как организовать собственную деятельность и деятельность обучающихся. Для реализации выбранной технологии большую роль играют личные черты и качества учителя,   но   всегда   существуют,   общие   структурные   черты,   присущие   технологии   или комбинации нескольких из них. Это и является основой для создания учителем собственной педагогической   идеи   в   основу   которой   ляжет   уже   Федеральный   государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения.   Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Метапредметность   обеспечивает   переход   от   существующей   практики   дробления знаний   на   предметы   к   целостному   образному   восприятию   мира,   к   метадеятельности. Метапредметность   как   принцип   интеграции   содержания   образования,   как   способ формирования   теоретического   мышления   и   универсальных   способов   деятельности обеспечивает   формирования   целостной   картины   мира   в   сознании   ребёнка.   При   таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д. Следует  отметить,  что  в  дидактике  существуют  разные  мнения  о  том,  что  такое метапредметность. Ю.В. Громыко считает, что это «допредметность», мыследеятельностная  дидактика.     По     мнению     А.В.     Хуторского,     метапредметность           ­     это фундаментальные  образовательные объекты.  C.В. Галян под метапредметностью понимается умения и универсальные учебные действия (УУД) – так, как это сформулировано в  ФГОС, поскольку он  приобрел  силу  закона  и  педагоги  в  повседневной  практике  должны  ориентироваться на его терминологию.  Можно   выделить   несколько   групп   метапредметных   умений,   дающий   неоспоримый результат. Прежде всего, это умение планировать             собственную             деятельность. Школьник       должен       самостоятельно проанализировать  задачу  и  условия,  в  которых она   предъявляется,   суметь   сопоставить содержание   задачи   со   своими   знаниями   и умениями,  оценить  собственные  действия  и  в случае необходимости скорректировать их.   Второй   метапредметный   результат   –   способность   эффективно   действовать   в группе, т.е.   соотносить   свои   действия   с   действиями   других,   выполнять   различные функции  в коллективе   и   устанавливать   эффективное   взаимодействие   для   достижения результата. Процесс  обучения,  как  и  процессы  мышления,  понимания,  –  коллективный, это  предмет взаимодействия  между  людьми.  Любое  действие,  любое  умение  сначала появляется  в общении,  а  в  процессе  обучения  это  умение  «присваивается»    каждым ребенком.  Таким образом,  совместная  работа  в  группе  –  это  особая  учебная  ситуация  с коллективно­распределенной     деятельностью,     но     не     случайное     собрание     и     не обычное   совместное времяпрепровождение.   Еще       один       результат       универсальных       учебных       действий       связана       с компьютерной грамотностью   школьников   и   их   способностью   использовать   данные   из сети  Интернет  для решения различных задач.  Не секрет, что дети с интересом осваивают все новое в технике. Однако время, когда учителя  с  гордостью  говорили,  что  их  ученики  владеют  компьютером  лучше  взрослых, прошло. Компьютер дает процессу обучения большое количество преимуществ, в том числе наглядную графику и доступ к поистине бездонным хранилищам информации. Современный учитель  не  имеет  права    пренебрегать  информационными  технологиями,  поскольку,  в противном     случае,     школьное     образование     сделается     для     детей     совершенно непривлекательным.   В   связи   с   этим   в   рамках   нового   образовательного   стандарта предъявляются  достаточно  серьезные  требования  к  компьютерному  оснащению  школ  и наличию  свободного  доступа  в  Интернет.  Применение  и  использование  компьютерных средств  и  ресурсов  сети  Интернет  становится  необходимым  не  только  при  подготовке к занятиям, но и на самих занятиях.  Для закрепления еще одного результата, необходимо   также   обучать   школьников работе  с  источниками  информации.  Если проанализировать работу детей за компьютером, можно   заметить,   что   очень   многие   из   них   используют     Интернет     исключительно     для общения   со   своими    сверстниками    в   социальных  сетях; в качестве  информационных ресурсов школьники чаще всего используют лишь самые простые   и   доступные.   Поэтому важнейшей     заботой     для     учителя     должно     стать     обучение   детей     способам     поиска информации  с  целью  решения  тех  задач,  которые  ставятся  в образовательном процессе.  Особых   умений   требует   от   учителя   формирование   личностных   результатов. Отметим те из них, которые складываются в ходе всего образовательного процесса:  как на уроке,   так   и   во   внеурочное   время   ­   причем   не   только   во   время   особо   организованной воспитательной   работы.     Формирование     и     развитие     у     ребенка     ответственности     и способности  принимать решения,  способности  понимать  и  уважать  точку  зрения  другого человека    –    важнейшие  результаты  всего  процесса  обучения о воспитания.  Кроме того, естественно,   предполагается   развитие     у     школьников     эстетических     потребностей, здорового  образа  жизни,  высоких ценностей и так далее. Нужно   отметить,   что   многие из     личностных     результатов   неразрывно     связаны   с результатами   метапредметными. Чтобы  вступить  в  диалог,  когда  речь  идет  о  понимании точки зрения оппонента, надо суметь его услышать, а это и есть метапредметный результат. В отличие от стандартов 2004 года, лозунгом  которых  была  фраза «Образование для жизни», девиз ФГОС – «Образование на протяжении всей жизни».    Метапредметный подход – организация деятельности учащихся с целью  передачи им  способов работы со знанием.  Метапредметный подход подразумевает промысливание (а не запоминание!)    важнейших    понятий    учебного    предмета,    наличие    образовательной деятельности,  формирование  и  развитие у учащихся  предметных  базовых  способностей, использование   способа   переоткрывания   знания   на   разном   учебном   материале   (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности.  Метапредметные  результаты  –  освоенные  обучающимися  на  базе  нескольких  или всех   учебных   предметов   обобщенные   способы   деятельности   (например,   сравнение, схематизация,    умозаключение,    наблюдение,    формулирование    вопроса,    выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.  Метапредметная деятельность – деятельность за пределами  учебного предмета; она  направлена  на  обучение  обобщенным  способам  работы  с  любым  предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями. Основной   формой   обучения   в   школе   сегодня   по   прежнему   остается   урок.   Как известно самый распространенный тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных   дидактических   требований   ,   а   также   раскроем   суть   изменений,   связанных   с планированием   и   проведением   урока   современного   типа:   в   соответствии   с   требованиями стандарта нового поколения . Тогда станет понятно, что следует изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и обучающегося. Сравнительный анализ традиционного урока и урока современного типа Этапы Традиционн Урок современного типа (ФГОС) Реализация урока ый урок Объявление темы  Учитель сообщает  Формулируют сами  этапов урока Универсальны е   учебные   действия обучающихся Познавательные, урока обучающимся Сообщение целей и  задач Планирование Практическая  деятельность  обучающихся Осуществление  контроля Осуществление  коррекции Оценивание  обучающихся Учитель  формулирует и  сообщает  обучающимся, чему  должны научиться Учитель сообщает  обучающимся,  какую работу они  должны выполнить,  чтобы достичь цели Под руководством  учителя  обучающиеся  выполняют ряд  практических  задач(чаще  применяется  фронтальный метод  организации  деятельности) Учитель  осуществляет  контроль за  выполнением  обучающимися  практической  работы Учитель в ходе  выполнения и по  итогам выполнения  работы  обучающимися  осуществляет  коррекцию Учитель  осуществляет  оценивание работы  обучающихся на  уроке обучающиеся  (учитель подводит  обучающихся к  осознанию темы) Формулируют сами  обучающиеся,  определив границы  знания и незнания  (учитель подводит  обучающихся к  осознанию целей и  задач) Планирование  обучающимися  способов достижения намеченной цели  (учитель помогает,  советует) Обучающиеся  осуществляют  учебные действия по  намеченному плану  (применяется  групповой,  индивидуальный  методов), учитель  консультирует Обучающиеся  осуществляют  контроль (применяют формы  самоконтроля,  взаимоконтроля),  учитель  консультирует Обучающиеся  формулируют  затруднения и  осуществляют  коррекцию  самостоятельно,  учитель  консультирует,  советует, помогает Обучающие дают  оценку деятельности  по ее результатам  (самооценка,  оценивание  общеучебные,  Регулятивные  целеполагания,  коммуникативные Регулятивные  планирования Познавательные,  регулятивные,  коммуникативные Регулятивные  контроля  (самоконтроля),  коммуникативные Коммуникативные,  регулятивные  коррекции Коммуникативные,  регулятивные  оценивания  (самооценивания) Итог урока Домашнее задание Учитель выясняет у  обучающихся, что  они запомнили Учитель объявляет и комментирует (чаще  задание одно для  всех) результатов  деятельности  товарищей), учитель  консультирует Проводится  рефлексия Обучающиеся могут  выбирать задание из  предложенных  учителем, с учетом  индивидуальных  возможностей Регулятивные  саморегуляции,  коммуникативные Познавательные,  регулятивные,  коммуникативные Данная   таблица   позволяет   сделать   вывод   о   том,   что   урок   современного   типа отличается от традиционного видами деятельности учителя и обучающихся. Обучающийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь   становиться   главным   действующим   лицом.   «Нужно,   чтобы   дети   по   возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него   материал»   ­   слова   К.Д.   Ушинского,   сказанные   более   100   лет   назад,   отражают   суть современного   урока.   Учитель   на   современном   уроке   осуществляет   скрытое   управление процессом обучения, вдохновляет и направляет обучающихся. Типы уроков – шпаргалка для учителя Когда доступ к информации для человека не ограничен, когда толкование фактов видоизменяется, уже не достаточно научить учащихся, просто дав правило, объяснив его на опыте, или просто объяснить структуру алгоритмов и показать их действие при создании программ и верить учителю в то, что основы программирования изучены. Обучающимся   сложно   понять   саму   суть   программирования:   что   нужно   создать алгоритм (программу), который по заданию «сам» будет рассчитывать ответ. Если в условии задачи дано уравнение, то не нужно решать это уравнение, а достаточно написать программу. Поэтому я даже во время изучения  Excel  в случаеMicrosoft  Office  или  Calc  в случае  Open Office  обращаюсь   на   уроке   к   сложным   формулам   для   вычислений,   например,   с использованием SUMMIF и IF. Обучающиеся,   окончив   школу,   должны   уметь   анализировать   факты,   последствия действий. Нужно научить самостоятельно делать выводы. Это важно в наше время.  Я   пробовала   различные   типы   уроков.   Но   не   нужно   думать,   что   все   мои   уроки разделяются на перечисленные нестандартные типы в схемах. Есть и хорошо знакомый всем нам и комбинированный тип урока. Поэтому примерно 80 % моих уроков – стандартные (изучение   новой   темы,   практические   и   лабораторные   работы,   комбинированные, контрольные). Остальные – нестандартные типы, перечисленные в схемах.  Приведу   типы   уроков,   которые   использую   в   своей   работе;   на   какой   уровень обучающихся  рассчитан; какие приемы  наиболее  отвечают теории;  на каких уроках дети могут   проявить   творчество   и   использовать   программы   или   приборы,   созданные   своими руками дома.  Изучение новой темы Изложение теории Новые навыки Количество обучающихся Количество обучающихся Количество обучающихся Количество обучающихся до 15­20 имеет   не значения до 15­20 имеет   не значения Урок усвоения новых знаний Урок лекция Урок   на   основе структуры научного познания Урок по Кагану Урок ­ турнир Урок  ­сотрудничество Закрепление темы Обобщение. Систематизация. Практическая работа Коррекция   проверка знаний и Совершенствование навыков Количество обучающихс я до 15­20 Количеств о не  имеет значения Кол   ­   во обучающихс я до 15­20 Кол ­ во не имеет значения Количество обучающих ся до 15­20 Количество не   имеет значения Количество обучающихс я до 15­20 Кол   ­   во не   имеет значения Урок повторения Урок   ­ сказка Проверка и  коррекция знаний Формирование  умений и навыков Систематизация.  Обобщение Практическая  работа Урок ­  сказка Урок  ­  представления Урок   по Кагану Семинар Общее  обсужде ние Урок на  основе  политехн ического  принципа  системат изации  знаний Викторина, конкурс Урок –  турнир  юных  изобретат елей и  рационал изаторов Развитие критического мышления Викторина, конкурс Формирование умений и навыков Развитие критического мышления Урок   сказка ­ Урок – лекция Цель: изучить новый материал и новые способы деятельности. Урок уместен для любого количества обучающихся, уровня способностей и знаний. Материала   много,   отсутствует   надлежащее   объяснение   в   учебнике,   но   нужно   поставить оценки за урок. В конце урока для этого можно использовать: тест, прием «Почта»: прием подходит   для   любого   количества   обучающихся   (любого   уровня,   но   в   классе   есть обучающиеся   с   высоким   уровнем).   Текст   содержательный   (содержит   формулы,   правила, объяснения).   Каждому   обучающемуся   предлагаем   определить   свой   «адрес»   в   классной комнате. Ряды парт будут играть роль улиц, сами парты или столы – домов. Обучающиеся на листах записывают вопрос по тексту, пишут адрес одноклассника, свой обратный адрес и с помощью почтальона отправляют записку адресату. Адресаты должны в письменном виде ответить   на   вопрос.   По   сигналу   учителя   игра   останавливается,   оценивают   несколько «писем». Наивысшую оценку получают те, кто поставил интересный вопрос и получил на него правильный ответ. Урок – представление Цель:  повторить,   закрепить   и   обобщить   материал   темы;   углубить,   расширить   у обучающихся диапазон специальных знаний , умений и навыков общения, перевоплощения, вхождения в образ проникновения идеями, заложенными автором в ролях; развивать научное мировоззрение   обучающихся,   логическое   мышление   ,   связную   речь;   стимулировать творческие способности, умения анализировать  и обобщать вызывать  интерес к изучению предмета, воспитывать миролюбие, толерантность. Задействованы  почти все обучающиеся (если не в качестве актеров, то в качестве участников в подготовке к представлению). Роли определены  содержанием  и характером произведения. Обязательно нужно обратить внимание на следующее: если в классе обучающихся намного больше, чем ролей в представлении, то лучше отказаться от такого урока; если   использовать   представление   как   элемент   урока,   то   представление   с несколькими актерами воспринимается хорошо всем классом; если   текста   роли   много,   а   обучающиеся   слабо   запоминают,   то   разделить   роль необходимо между несколькими обучающимися; по   большей   части   «разыгрывание   роли»   может   быть   неинтересным,   когда обучающиеся точно знают, как именно они должны играть. Оценивается   урок   –   представление   по   качеству   выполнения   ролей   и   достижения поставленной цели. Урок по Кагану Цель: развивать познавательные способности на основе учебного материала. Методология   Кагана   основана   на   сотрудничестве   и   пытается   при   этом   учитывать индивидуальные отличия. На обучающихся возложены определенные обязанности. Учебный материал   изучается   в   разных   организационных   формах,   которые   построены   на сотрудничестве, что также содействует развитию навыков общения у обучающихся. Материал содержится в разных литературных источниках и Интернете. Проработать материал   за   урок   сложно   из   –   за   временного   ограничения   (45   мин).   Обучающиеся прорабатывают материал до урока. Кроме того, если есть возможность, обучающимся можно дать   и   исследовательское   задание   подтверждения   теории.   Такое   обучение   опирается   на сотрудничестве – это наивысший уровень обучения в группе. В этой организационной форме участники   группы   значительно   зависят   друг   от   друга,   поэтому   в   процессе   усвоения материала,   связанного   сугубо   с   изучаемым   предметом,   обучающиеся   также   приобретают навыки   общения.   Замечу,   что   в   зависимости   от   количества   заданий   и   запланированного количества обучающихся  (от 4 до 6) в группе (от 3 до 5 групп). Удачно проходит этот урок в классах   с   наполняемостью   12­25   обучающихся.   Что   касается   уровня   способностей обучающихся, то группы создаю или по одаренности (сильных к сильным, средних к средним и, соответственно, даю разной сложности задания), или при согласии обучающихся (по их товарищеским отношениям). Урок на основе структуры научного познания Цель: освоить новый материал и новые способы деятельности. Способствует   осознанию   новой   учебной   информации   через   исследовательское   ее подтверждение, запоминание основных существенных факторов, понятий, закономерностей. Количество обучающихся в классе – до 20 человек, уровень способностей – достаточный и выше.   Среди   обучающихся   есть   те,   кто   углубленно   интересуется   информатикой,   они самостоятельно могут использовать дополнительные возможности программ, и те, кто любят мастерить своими руками. Как результат – демонстрация модели и расчет результатов на компьютере. Структура урока не сложная. Ход урока: I. Мотивация   учебной   деятельности.   Повторение   и   закрепление   ранее   усвоенных знаний. II. Систематизация об обобщение новых знаний. III. Выдвижение гипотезы. IV. Практическая часть для ее подтверждения или опровержения. V. Итог урока VI. Домашнее задание. Урок формирования и совершенствования умений и навыков Цель:  закрепить и добиться осознания ранее усвоенного материала (знаний, умений, навыков); формировать новые умения. Этот тип урока подходит для любого количества обучающихся независимо от уровня в   классе.   Виды   этого   типа   уроков:   уроки   самостоятельных   работ,   урок   –   лабораторная работа, урок практических работ, урок – экскурсия, урок – семинар. Приведенные виды уроков   усовершенствования   знаний,   умений   и   навыков   свидетельствуют   о   том,   что организация   учебной   деятельности   обучающихся   на   уроке   предполагает   одновременно   с повторением   и   применением   знаний   в   немного   измененной   ситуации,   и   систематизацию знаний, и закрепление умений и навыков, их совершенствование не только в рамках учебной темы, но и на уровне других тем предмета информатики и ИКТ. Планируя урок, наряду с повторением можно организовать и контроль, и систематизацию знаний.  Основу   такого   урока   можно   назвать   тренировку   в   различных   вариантах,   которая требует от обучающегося перенесения знаний и умений в новые нестандартные ситуации. Для работы по обобщению теории можно применить прием «Фиософы». Материа деят по таким пунктам: 1. Явление; 2. Особенности; 3. Общее; 4. Единичное; 5. Содержание; 6. Суть. Учитель предлагает обучающимся за определенное время прочитать текст и разложить весь материал по названным категориям, создав, таким образом, конспект. В зависимости от особенностей и сложности материала учитель может выделить другие категории. Побеждает тот, кто полностью справится с заданием. Констпект обсуждается в классе. Урок семинар Цель:  проверить   качество   и   прочность   усвоенного   материала,   сформированность умений и навыков, внести коррективы. Семинарское занятие является формой организации обучения, которая углубляет и систематизирует знания. Требование к нему – активное участие каждого обучающегося. На семинарах   предполагается   высшая   степень   концентрации   учебного   материала.   Урок   – семинар проводиться по одному из приемов.  Дискуссия Прием   подходит   для   групп   до   15   человек,   в   которых   большинство   обучающихся являются   сильными.   Подготовка   к   уроку   вынуждает   обучающихся   прорабатывать дополнительную литературу. В начале урока обучающимся предлагают интересные факты, доказательства, аргументы, которые они записывают в тетрадь. В процессе подготовки класс объединяется   в   две   группы,     ­   два   лагеря,   которые   придерживаются   диаметрально противоположных точек зрения. В каждом лагере должны быть разные «специалисты». Они задают   друг   другу   вопросы,   выслушивают   ответы,   соглашаются   или   не   соглашаются, приходят к общему мнению. Домой обучающимся дают задание, написать письменный отчет по диспуту и сделать вывод.  Общее обсуждение Прием подходит для любого количества обучающихся и уровня способностей. Это достаточно   эффективный   способ   развития   коммуникативных   и   риторических   навыков обучающихся.   Во   время   обсуждения   все   участники   имеют   возможность   высказаться (придерживаясь определенных правил). Этапы методики: Руководитель дискуссии высказывает спорные утверждения по теме. В классе развешены определенные утверждения. Каждый обучающийся становиться под одним из утверждений ,отображающих его мнение лил ощущение. После   формирования   групп   для   обсуждения   руководитель   устанавливает временное ограничение для сбора аргументов «за». После сбора аргументов каждая группа выбирает своего докладчика. Докладчики  садятся вокруг стола  и получают так называемые  «дискуссионные жетоны» (по 3­6 штук, в зависимости от времени и количества обучающихся). Участники группы встают за докладчиком и также поучают жетоны. Эти жетоны нужны, чтобы позволить обучающимся на заднем плане участвовать в обсуждении. Так же участники группы могут отдать свои жетоны докладчику, если его жетоны уже закончились, но еще остались аргументы. Если докладчик излагает свой аргумент, он должен положить жетон на середину стола. Жетоны обозначают количество высказываний. Один жетон – один аргумент. Используя эту технику, учитель не только контролирует длительность дискуссии, но и учит обучающихся точно и сжато выражать свои аргументы. Диалог Сократа (по другим источникам – «Беседа Сократа») Прием подходит для обучающихся среднего и высокого уровня в небольших группах – до 15 человек. Обучающиеся   самостоятельно   формулируют   проблемы   общественной   жизни   и предлагают альтернативные пути их решения. Сократский метод характеризуется использованием аналогии как способа выявления противоречий в ученических высказываниях.  Одной из причин возникновения  социальных конфликтов является существование разных взглядов на то или иное общественное явление. Для   того,   чтобы   их   преодолеть,   людям   необходимо   обмениваться   своими   мнениями   и стремиться   преодолевать   споры,   занимая   определенные   позиции.   С   помощью   «Диалога Сократа»   можно   предложить   обучающимся   проверить   логичность   и   последовательность своей позиции и определить область ее применения. Для проведения сократского диалога следует определить общественную проблему – объект обсуждения. Она может быть сформулирована в виде вопросов такого типа: Имеет ли право на существование Интернет? Чего больше – вреда Ии пользы? Вопрос для анализа действий обучающихся Достаточно ли обоснована ваша позиция? Доказательными ли являются ваши аргументы? Доказан ли фактический материал, который использовался? Какими будут последствия предложенных позиций? При каких обстоятельствах вы сможете изменить свою позицию? Проблемно – ориентированное обучение Прием подходит для любого количества обучающихся любого уровня в кассе. Замечу, что этот тип семинара целесообразнее проводить уже после отработанного приема «Общее обсуждение».   Кроме   передачи   знаний,   целью   данного   метода   является   развитие   у обучающихся навыков решать проблемы и работать в команде. Проблемно –ориентированное обучение требует об обучающихся умение проводить независимое исследование, способности выделять суть дела и определенной компьютерной грамотности. Такое обучение также имеет целью   развитие   этих   навыков.   Учитель   играет   роль   координатора   или   консультанта. Проблемно   ­   ориентированное   обучение   развивает   у   обучающихся   умение   учиться. Обучающиеся проходят обучение в группах, отыскивая решение проблем в реальной жизни. В то же время они учатся, как эффективнее всего координировать процесс своего обучения. Основной идеей метода является то, что обучающиеся используют собственные способности для   поучения   знаний,   а   не   являются   получателем   готовых.   Обучающиеся   развивают критический способ мышления, что дает им возможность связывать информацию, которую они считают, с тем, как они будут использовать ее. Выполнение заданий в группе также экономит время и развивает навыки общения и устной речи у участников группы. Этапы применения данного метода Определение задания. Стратегии поиска информации. Определение способов доступа к данным и информации (где). Использование информации и решение проблемы.  Синтез и выводы. Урок практических работ Цель:  способствовать   вторичному   осознанию   нового   материала   путем воспроизведения   и   применения   полученных   знаний   в   практической   деятельности,   их закрепление. Данный   тип   урока,   лабораторная   работа   и   урок   –   практикум   чем   –   то   похожи   и считаются   обязательными.   Все   они   являются   уроками   закрепления   и   совершенствования новых навыков на практических действиях. Все выше перечисленные типы уроков подходят для любого количества обучающихся разного уровня. Однако, есть обучающиеся, о­о­о­очень медленные. Нет, не слабые, а просто медленные,   а   если   дома   нет   компьютера,   то   эти   обучающиеся   вообще   не   успевают   с выполнением заданий. В таком случае я использую прием Контроль путем выбора заданий. Обучающиеся раскладывают на три группы задания, которые я подбираю для практической работы,   и   делают   пометки   на   заданиях   с   помощью   оценок   по   таким   критериям:   самые простые, более сложные, сложные. Начинают выполнять те задания, которые определили как более   сложные,   и   переходят   к   сложным   заданиям.   Самые   простые   засчитываются автоматически.  Лабораторная работа Цель:  развивать   умения,   связанные   с   повышением   заинтересованности;   развивать умение   исследовать   условия   практической   деятельности   и   готовиться   к   практической деятельности; научить осуществлять деятельность на практике. Эта работа по наблюдению натурных   объектов,   которая   может   выполняться   фронтально,   индивидуально.   Результаты работы обязательно обсуждаются учителем с обучающимися. Лабораторную работу можно провести как фрагмент другого типа уроков: Урок усвоения знаний; Комбинированный урок; Урок контроля и оценивания знаний, умений и навыков. Урок – практикум Цель:  развивать   умения,   связанные   с   повышением   заинтересованности;   определить новые   навыки   работы,   опираясь   на   полученные   ранее,   сопоставлять   свои   возможности   и заинтересованность; находить самостоятельно (поиск ответов для обоснования практических заданий) практические виды деятельности (исследовать и планировать условия практической деятельности ) и видеть положительные и отрицательные стороны своей деятельности.  Урок – практикум такой тип учебного процесса, который соединяет различные формы организации познавательной деятельности, имеет черты «комбинированного урока». Развитие критического мышления.  Урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков.   умения   сопоставлять,   сравнивать, Цель:  проверить   качество   и   прочность   усвоенного   материала,   получение   знаний самостоятельно, а не в готовом виде; совершенствовать мышление, развитие аналитической деятельности   обучающихся,   анализировать   и систематизировать, обобщать и абстрагировать, выдвигать утверждения и аргументировать их;   направлять   обучающихся   на   динамический   поиск,   который   побуждает   стать   их исследователями,   соавторами   учебного   процесса; сформировать умения и навыки, применение их в нестандартных условиях. Урок подобен уроку проверки и коррекции знаний, умений и навыков, но есть задания, которые сочетают эту тему с другими и требует анализа. Чтобы выполнить такое задание, нужно вспомнить изученный материал за предыдущие годы, возможно также из других предметов.    первооткрывателями   знаний, Урок подходит для любого количества обучающихся любого уровня. Ни в коем случае не использовать на уроке такого типа работу в группах. Лучше попробуйте фрагмент работы урока   –   сотрудничества.   Эффективность   его   выше,   потому   что   каждый   обучающийся понимает, что оценка зависит от всех и от того, как будет спланировано сотрудничество. Ведь просто повторить действия не выйдет, потому что следующее задание будет изменено, а следовательно   надо   понимать   суть   задания.   Кроме   того,   от   выполнения   задания обучающимся зависит оценка всех, кто с ним сотрудничает.  Урок – турнир Цель:  повторить и обобщить изученный материал, освоить новый материал и новые способы деятельности. Количество обучающихся – до 15 человек (если в классе 20 человек, то 5 являются консультантами и не выступают на уроке). Уровень умственных способностей обучающихся: средн7ий и выше. Оценок, как минимум, будет десять. За   две   недели   до   урока   в   классах   формируются   группы   обучающихся,   которые получают разные задания. Консультанты готовят  более слабых  обучающихся, работают с ними,   эрудиты   делают   сообщения   на   предложенные   темы.   Рассматривание   вопроса происходит по следующему плану: 1. Выступление (доклад) – 5­10 мин. 2. Преимущества проведенной работы – 2­3 мин. 3. Критика – 2­3 мин. 4. Выводы. 5. Рецензия. После рецензии по такому плану действует вторая команда. Команд может быть две или три. Урок на основе политехнического принципа систематизации знаний Цель:  освоить   новый   материал   и   новые   способы   деятельности.   Материала теоретического   немного,   возможно   самостоятельно   составление   программ,   которые   были подготовлены дома перед уроком. Количество обучающихся – до 15 человек (как минимум средний уровень) Ход урока I. Сообщение темы и цели урока II. Мотивация учебной деятельности III. Повторение IV. Проверка знаний фактического материала основных понятий V. Проверка глубины осознания знаний   (Учащиеся выступают с подготовленными докладами и подтверждают примерами составленных самостоятельно программ) VI. Применение знаний в стандартных условиях VII. Применение знаний в измененных условиях Урок – сказка (урок – путешествие) Цель:  заинтересовать   всех   обучающихся;   создать   атмосферу   непринужденности   и веселое   настроение   у   обучающихся;   стимулировать   к   развитию   творческих   задатков обучающихся: смекалки, логического мышления, воображение; быстро ориентироваться   в личных знаниях, использовать их на практике. Эффективность   организации   учебной   деятельности   обучающихся     зависит   от подготовки учителя и учеников к уроку. Сначала надо определить тему , цель, составить логическую   последовательность   урока,   продумать   организационные   мероприятия   и   пути подготовки обучающихся к уроку. Если берете за основу сказку, миф, то придерживайтесь сюжета и соответственно пытайтесь подобрать задания по сюжету. Если же создаете урок в соответствии с путешествием (урок – путешествие), то подбирайте более наглядные задания, например, прием «Узнавай­ка». Такой прием подходит для слабых обучающихся в классах с 15­20 учеников. Суть приема заключается в том, чтобы опознать предмет, изображенный контуром. Дорисовать недостающий фрагмент.  Урок усвоения новых знаний Цель: освоить новые навыки, материал и новые способы деятельности. Общим   для  всех   этих  видов  уроков  является  то,  что  время   урока  выделяется  на работу   обучающихся   с   новым   материалом,   при   этом   применяются   различные   приемы активизации познавательной деятельности школьников. Удачно спланированный урок даст результативность   в   разных   классах,   с   разным   уровнем   успешности   обучающихся.   Общим является и то, что на уроке, в процессе изучения нового материала, осуществляется и работа, направленная и на упорядочение и закрепление ранее усвоенного. Ведь невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя пройденный материал, не опираясь на него. В зависимости от того, не чем акцентируется урок (на теории или на формировании новых знаний), применяю такие приемы. Прием «Концентрация»  заключается в следующем. Класс объединяется в группы. Каждая группа получает текст на листочках. Листы перевернуты текстом вниз. По сигналу учителя обучающиеся переворачивают листы, читают в течение определенного времени (1­2 мин) текст, а потом опять переворачивают и сдают листы учителю. После этого каждый обучающийся записывает в тетради то, что запомнил из текста. Затем группа записывает общий   текст   на   отдельном   листе.   Выигрывает   та   команда,   которая   наиболее   точоно воспроизведет   текст.   Замечу,   что   текста   немного   и   сам   текст   разделен   на   листах   на тематические боки. Прием «Театр «Мим»». Суть приема: все обучающиеся читают учебный материал за промежуток времени, определенный учителем. Класс делится на команды. Участники одной команды должны изобразить любое предложение или абзац (на выбор) пантомимой, а вторя команда – догадаться и объяснить, о чем идет речь. Затем вторая команда воспроизводит текст, а первая отгадывает.  Этап закрепления полученных знаний Выполнять задания “от сих до сих” обучающимся не интересно. Кстати, обучающиеся любят продемонстрировать свою эрудицию, а следовательно, есть и такие, кто использует дополнительную информацию, полученную на уроке информатики и других предметов.    Применяя   интересные,   практические   приёмы   на   уроках,   вы   способствуете всестороннему  развитию  умственных  способностей  обучающихся.  Ну,  чем не  применение эйдетики?  Наибольшая результативность на уроке достигает тогда, когда и учитель готовился к уроку с вдохновением, и обучающиеся не пассивные, а вдохновенно работают.  Поскольку вдохновение даёт очень приятные ощущения, оно, по существу, и является наградой.   В   таком   состоянии   человек   целиком   погружается   в   труд,   полностью сосредотачивает внимание на выполняемом задании, а сознание сливается с действиями.  Но у человека потребность в творчестве и вдохновении возникает не на пустом месте, а на уверенности в собственных знаниях, умениях и навыках, которые позволять браться за самое сложное дело.   Поэтому урок нужно создавать таким образом, чтобы: Пытаться   создать   атмосферу   вдохновенной   работы,   учитывая   способность обучающихся; Задания, которые обучающиеся выполняют на уроке и дома, способствовали развитию их способностей и навыков; Через развитые способности учащихся развивать слабые способности, аннулируя эти слабости; Применять   приёмы   и   использовать   межпредметные   связи   как   вспомогательные “верёвочки” заинтересованности темой урока (главным на уроке) Не   просто   учить   пользоваться   программой   или   решать   задачи,   но   и   объяснять обучающимся все тонкости и особенности работа по определённому вопросу; Готовность обучающихся к обучению в следующих классах. Готовность   ребёнка   к   обучению   зависит   от   понимания   им   процесса   приобретения знаний. Существует семь основных элементов этой самой главной способности, причём, все они так или иначе связаны с эмоциональным состоянием. 1. Уверенность. Чувство контроля и совершенного владения своим телом, поведением и миром; ощущением у ребёнка, что он, скорее всего, сможет сделать то, за что берётся, и что взрослые ему помогут. 2. Любознательность. Ощущение того, что познавать новое, мир – дело позитивное, которое приносит удовольствие. 3. Преднамеренность.   Желание   и   способность   иметь   влияние   и   настойчивость действовать. Это связано с чувством компетенции. 4. Самоконтроль.   Способность   моделировать   и   контролировать   собственные поступки; чувство внутреннего контроля. 5. Связанность. Способность контактировать с другими, основываясь на ощущении, что они тебя понимают и ты понимаешь их. 6. Способность   к   общению.   Желание   вербального   обмена   идеями,   чувствами   и концепциями с чувством доверия к другим и удовольствием от контакта с другими, включая взрослых. 7. Взаимопомощь. Способность уравновешивать  свои  потребности с потребностями других во время групповой работы.   Итак,   рассмотрим   приёмы,   применение   которых   рассчитано   на   весь   класс.   Они позволяют   затратить   минимум   время   на   опрос,   даже   если   обучающихся   в   классе   много. Тренируют   внимательность   обучающихся,   развивают   конкретное   и   дискурсивное (логическое)   мышление.   Для   учителя   же   эти   приёмы   разнообразят   способы   опроса обучающихся.  Розыгрыш вопросов (иногда этот приём называют “Мне везёт”)  Обучающиеся записывают на листах вопрос, складывают в коробку и перемешивают. Учитель предлагает обучающимся самостоятельно наугад выбрать вопрос. Сами понимаете, что   по   законам   теории   вероятностей   может   случиться   так,   что   обучающийся   вытянул собственный вопрос, следовательно, правильный ответ на вопрос гарантирован.   Вопрос оценивается дороже, чем ответ. Оценку получает автор вытянутого вопроса и тот, кто правильно ответит на вопрос. Если обучающийся не может дать ответ, то отвечают желающие из класса, если же таких нет, то отвечает автор вопроса.  С помощью данного приёма обучающиеся знакомятся ещё и с теорией вероятности.  Для увеличения шансов вытянуть собственный вопрос обучающиеся могут положить три вопроса.   Замечу,   что   вопросы   от   обучающихся   не   такие   каверзные,   как   от   учителя. Преимуществом применения такого приёма является то, что составление вопроса требует от обучающегося более глубоких знаний.  Диктат для “шпиона”  Время, затраченное на применение приёма, ­ на протяжении всего урока.   Класс объединяется на 4 – 8 команд. Текст заданий делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляют к стенам как можно дальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится ”шпионом”. Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его, запоминает, возвращается к команде и диктует свою часть. Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не допустит ошибок (или допустит меньше остальных).  После выполнения предыдущего, за следующим заданием для группы подходит новый “шпион”.   Данный методический приём позволяет развивать зрительную память, тренировать внимательность и ответственность за конечный результат.  Приём “Машина времени” Время, затраченное на применение приёма, составляет от 20 мин (можно и весь урок провести как викторину), поскольку приём требует много времени.  Данный методический приём имеет смысл проводить на уроках информатики по теме “Развитие вычислительной технологии от абака до современности”.   Приём   стимулирует   развитие   рационального,   наглядно­образного,   дискурсивного, недискурсивного, абстрактного и творческого мышления.   Игровые роли  – четыре экипажа,  король с охраной, колдун. По сюжету экипажи четырёх   “машин   времени”   попадают   в   аварию   и   оказываются   в   прошлом.   Экипажам необходимо доказать своё могущество и реальную пользу от собственных знаний, полученных в современном мире, в королевстве, куда они попали.  Охрана короля во время встречи с прибывшими рассказывает о своём королевстве  ( историческое время, уровень развития, возможности, проблемы).   Задача колдуна, который играет против прибывших, заключается в том, чтобы не выпустить   власть   из   своих   рук,   подстрекнуть   всех   против   путешественников,   очернить игроков и не допустить появления чего­то нового и прогрессивного в королевстве. Король,   который   заинтересуется   в   развитии   своего   государства,   напротив, намеревается поддержать научные и практические исследования и даёт 100 монет, которые нужно распределить между экипажами в зависимости от перспективности направлений их деятельности. Роль короля возложена на учителя. Как абсолютный монах, он имеет право покарать пришедших, если их заподозрят в неправде, поскольку по сюжету игры он обладает сверхинтуицией.  Побеждает та команда, которая получает наибольшую финансовую поддержку. Гости из   будущего,   кроме   словесных   убеждений,   демонстрируют   пользу   знаний,     технологий   с помощью  интерактивной   доски   или   показа  сценок.  На  роль  колдуна   желательно  выбрать ребёнка с актёрским талантом.  Обучающихся целесообразно предупредить о проведении данного приёма за неделю, чтобы   они   подготовились.   Беспокоиться,   что   “экипажи”   и   колдун   договорятся заблаговременно, не следует.  Если класс небольшой, можно применить следующий приём.  Приём “Портрет”   Приём   стимулирует   рациональное,   конкретное,   критическое,   концептуальное   и дискурсивное мышление, развивать внимательность и эрудицию.   Лучше   всего   такую   форму   работы   применять   на   уроках   обобщения   изученного материала.   Учитель   формирует   утверждение,   в   котором   приведены   сведения   об   объект, историческом событии или фигуре, город и т. п. Обучающиеся пытаются определить объект, личность. Если не удаётся, учитель зачитывает второе утверждение, которое содержит более точную   информацию.   Третье   утверждение   содержит   такую   информацию,   что   не   узнать загаданное не возможно.  Если обучающиеся отгадывают характеристику с первого утверждения, то получают высший балл, со второго подхода – оценку более низкую, с третьего – ещё низкую.  Приведем пример. 1. При изготовлении этого золото используют в качестве отражательного слоя. 2. Первые появились в 1996 году. 3. Существует объём 4,7 Гб, 8,54 – 8,7 Гб, 9,4 Гб, 17,08 Гб. Приведенные приемы создания мотивации далеко не исчерпывающие, однако и они позволяют   понять,   что   интерактивные   формы   обучения   предполагают,   прежде   всего, заинтересованность   учащихся   в   усвоении   предлагаемого   учебного   материала.   С   целью выявления мотивов изучения предмета информатика мною было проведено анкетирование ребят.   Результаты   этой   анкеты   показали,   что   наиболее   значимыми   мотивами   для   них являются такие: это может пригодиться в будущем; нравится создавать нужные и красивые работы; это очень интересно. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех  педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности,  ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы  познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества». Личностно   ­   деятельностный   подход   означает,   что   в   центре   обучении   находится личность,   её   мотивы,   цели,   потребности,   а   условием   самореализации   личности   является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Как   пишет   Л.С.   Выготский   «в   основу   процесса   должна   быть   положена   личная деятельность ученика…» В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми   может   впоследствии   воспользоваться,   расширяет   свою   познавательную   сферу, приобретает новую пищу для мышления,  осваивает  некоторые социальные  действия.  Для обучающегося   его   деятельность   есть   не   просто   и   не   столько   учебная.   Это   настоящая жизнедеятельность. Заключение Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Предмет нашей гордости в прошлом ­ большой объём   фактических   знаний   требует   переосмысления,   поскольку   в   современном   быстро меняющемся мире любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, преобразовывать. А   это   –   результаты   деятельности.   Таким   образом,   желая   сместить   акцент   в образовании с усвоения фактов (результат­знание) на овладение способами взаимодействия с окружающим   миром   (результат   ­   умения),   мы   приходим   к   осознанию   необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности педагогов и обучающихся. При   данном   подходе   к   обучению   основным   элементом   работы   обучающихся становится   освоения   деятельности,   особенно   новых   видов   деятельности:   учебно   – исследовательской,   поисково­конструкторской,   творческой   и   др.   В   этом   случае   знания становятся   следствием   усвоения   способов   деятельности.   Параллельно   с   освоением деятельности обучающийся сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом.   Из   пассивного   потребителя   знаний   обучающийся   становится   субъектом образовательной   деятельности.   Категория   деятельности   при   таком   подходе   к   обучению является фундаментальной и смыслообразующей. Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучении есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой:  взаимодействие;  процесс решения проблемных (коммуникативных) задач. Взаимодействие   при   этом   есть   способ   бытия.   «Среда   учения   –   деятельность, разнообразная   по   содержанию,   мотивированная   для   ученика,   проблемная   по   способу освоения   деятельности.   Необходимое   условие   для   этого   ­   отношения   в   образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии  «учитель­ученик», «ученик­ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов. Понимание и принятие нацеливает   на   деятельность,   фокусирует   внимание   на   проблеме,   на   решении   задач.   Для организации   учебной   деятельности   наибольший   интерес   представляют   задачи интеллектуально ­ познавательного плана, которые осознаются самими учащимися как жажда знаний,   необходимость   в   усвоении   способов   действий,   как   стремление   к   расширению кругозора. Используемая литература и источники информации 1. Закон Российской Федерации «Об образовании»; http://mon.gov.ru/ Просвещение, 2013. 2. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных  стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008. 3. Концепция модернизации российского образования http://www.edu.ru/ 4. Концепция долгосрочного социально­экономического развития Российской  Федерации на период до 2020 года ifap.ru › 5. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных  стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008. 6. Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте  общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова,  А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.­ №10.­ С.9­28. 6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;президент.рф  7. Системно­деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения А.Г.  Асмолов; http://www.kipk.ru/ 8. Сухов В.П. Системно­деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. 9. Фундаментальное ядро содержания общего образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. ­ М. : Просвещение, 2011 10. Научно – методический журнал «Информатика. Все для учителя!» №№1­4,2013,№ №4,11, 2014 Интернет­ресурсы: 1. Шубина Т.И. Деятельностный метод школе http://festival.1september.ru/articles/527236/ 2. www. vgf.ru 3. 4. http://www.shkola.edu.ru 5. http://www.pedsovet.org  http://www.festival.1septembr.ru

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена

Деятельностный подход в обучении школьников среднего звена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017