Деятельностный урок русского языка
Оценка 5

Деятельностный урок русского языка

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
27.03.2018
Деятельностный урок русского языка
Разработка урока по русскому языку, урок деятельностного типа, урок-практикум с использованием ИКТ с целью эффективного закрепления материала - повторение и обобщение, подготовка к ОГЭ выпускников 9 класса в формате тестов. Формирование у учащихся системы лингвистических понятий по теме: «Синтаксис», «Фонетика», «Орфография»,. «Пунктуация», «Морфология».
деятельностный урок.docx
План­ конспект урока деятельностного типа «Нескучный ОГЭ" Урок русского языка в 9 классе учитель русского языка и литературы Мельникова Галина Викторовна Описание разработки урока Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Янгельская  средняя общеобразовательная школа им. Филатова А.К.» Предмет: русский язык и литература Краткая аннотация урока: Класс, профиль: 9 класс, общеобразовательный Тема урока : Нескучный ОГЭ  Работа с тестовыми заданиями.  Тип урока: урок деятельностного типа, урок­практикум Продолжительность урока: 45 минут Цель урока : предметные:  формирование системы лингвистических понятий по теме: «Синтаксис», «Фонетика»,  «Орфография»,. «Пунктуация», «Морфология»  регулятивные:  учить планировать, контролировать , оценивать свои действия коммуникативные:  учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая  разные мнения личностные:  использование полученной информации для решения образовательных задач метапредметные:  учить принимать решения в практических ситуациях, обнаруживать пробелы в  знаниях, восполнять их  Цели использования ИКТ: использование ИКТ с целью эффективного закрепления  материала, активизации познавательной деятельности учащихся ,с целью организации  труда обучающихся, обеспечения определённого уровня заинтересованности  обучающихся в теме и содержании урока Формы организации работы детей: фронтальные, индивидуальные, групповые, парные Используемое оборудование: компьютер, экран, лист самооценки, тетрадь, бланки  для ответов раздаточный материал. Структура урока  I. Организационное начало урока 2. Постановка учебной задачи Деятельность, цель учителя Деятельность, цель учащихся Цель урока: 1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение  применять их на практике, подготовка к сдаче экзамена по русскому языку; 2) развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой  частью ГИА; 3) воспитательные: воспитывать любовь к чтению, уважение к слову; заинтересованность в  успешной сдаче ОГЭ Ход урока. I. Организационный момент. Сегодня мы продолжим повторение изученного по русскому языку и подготовку к  экзамену.  Основная тема урока: Работа над тестовой частью ОГЭ Цель: вырабатывать навык работы с тестовой частью экзамена.  Эпиграф Хотя чужое знание может нас кое­чему научить,  мудр бываешь лишь собственной мудростью. М. Монтель (Фр. писатель, юрист, философ») Ребята, как вы думаете, почему я взяла именно эти слова в качестве эпиграфа? 3. Проверим свои знания. Экспресс­тест Если вы согласны с утверждением ставите плюс, если нет, то минус. 1. Сложные предложения по виду связи делятся на сложносочиненные,  сложноподчиненные, бессоюзные. 2. По количеству грамматических основ предложения бывают простые и двусоставные. 3. Составное именное сказуемое состоит из глагола связки и глагола в инфинитиве. 4. В сложноподчиненном предложении союзное слово является членом предложения, а  союз – нет. 5. Односоставные предложения –это предложения, в которых грамматическая основа  состоит из подлежащего и сказуемого. 6. Односоставные предложения бывают определенно­личными, неопределенно­личными,  безличными, назывными. 7. Двоеточие в БСП ставится, если в одной из его частей говорится о причине, дополнении  или пояснении. Проверка знаний. 1. + 2.­ 3. – 4.+ 5.­ 6.+ 7+ Превращения  Заменить словосочетания, построенные на основе управление, синонимичными  словосочетаниями со связью согласование и наоборот  Фронтальный опрос 1 команда каша из гречки – гречневая каша            дом из кирпича – кирпичный дом            кусты сирени –  сиреневые кусты бессонная ночь –  ночь без сна полковое знамя – знамя полка шестилетний ребёнок – ребенок шести лет 2 команда человек без совести – бессовестный человек вопрос по литературе – литературный вопрос           ком снега –  снежный ком судьба матери – материнская судьба           голубоглазая девочка – девочка с голубыми глазами           солнечная энергия – энергия солнца 3 команда гостиница при вокзале ­  привокзальная гостиница костюм в полоску – полосатый костюм занятия музыкой – музыкальные занятия парень с рыжими волосами ­  рыжеволосый парень  клетчатый шарф –  шарф в клетку лесной запах – запах леса Найдите четвертое лишнее: У доски по карточке. Знаки препинания не расставлены. Подумайте, по какому принципу  вы  уберете лишнее А) Мне хочется тишины, покоя, безветрия. Б) Все звезды, мерцающие в небе, были чисты и ярки. В) А весна в роще ждет зари, дыханье затая. Г) Вчера зацвела черемуха, и весь город нес из лесу ветки с белыми цветами  Укажите вид сложного предложения:  1. Плакучие березы опустили вниз зеленые косы, а в елках нависла синяя тишина. (ССП) 2. Из энциклопедии я узнал, что Коперник был древним исследователем Земли, что С.  Королев­ конструктор и основатель советской космонавтики.(СПП) Укажите количество грамматических основ 1) Наконец пробило шесть часов, и подали тарантас Рудина. . 2) Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена, среди кустов сирени,  акации и жасмина, стоит маленький деревянный флигелек. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно ­ значимом уровне “Хочу,  потому что могу» В предложении «Ребята жаждали справедливости» замените книжное слово  жаждали стилистически нейтральным синонимом (хотели, желали) В предложении «Ему трудно было отречься от своих принципов» замените книжное  слово отречься стилистически нейтральным синонимом (отказаться). 4. Групповая работа учащихся Деятельность, цель учителя Деятельность ,цель учащихся Цель :выяснить уровень знаний учащихся по изученной теме «Знаки препинания в БСП» научить учащихся взаимодействию друг с другом, умению выступать в разных  коммуникационных и социальных ролях . ­Вы распределены на 3 группы. Выберите консультантов. Приступаем к выполнению задания . Ответы записывайте в бланке ответов. Обсуждаете  вместе   Напоминаю правила работы в группе: 1. 2. 3. 4. Не говорить всем сразу Всем слушать говорящего Критикую идеи, а не человека Стремлюсь понять точку зрения других  Давайте теперь немного поиграем Принцип «Вертушка»,  начинаем с первой группы.  Игра­конкурс Грамматическая разминка, отвечаем на вопросы  Да ­ нет. Если неверно, помогает  консультант, доказывает ошибочность высказывания. Вопросы для 1 команды: 1. О – это гласный звук. Да. 2 Антонимы слова с противоположным значением. Да. 3 Дополнение – это главный член предложения. Нет. 4 Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да. 5 Мышь – это существительное 1 го склонения. Нет. 6 Себя – это личное местоимение. Нет. 7 Различаются следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Да Вопросы для 2 команды: 1 Б ­ глухой согласный. Нет. 2 Синонимы – слова. близкие по лексическому значению. Да. 3 Морфология – наука о составе слова. Нет. 4 Предложения,  грамматическая основа которых состоит из одного главного члена ,  называется сложным. Нет. 5 Золотая осень – это безличное предложение. Нет. 6 Подлежащее отвечают на вопросы Кто? Что? Да 7 Текст – это несколько предложений. Связанных по смыслу. Да Вопросы для 3 команды: 1 Й ­ гласный звук. Нет  2 Лексика изучает звуки и буквы. Нет 3 Ученик – это одушевленное существительное. Да. 4 Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. Нет. 5 А, но , однако ­ это противительные союзы. Да. 6 причастие – это самостоятельная часть речи. Да. 7 Диалог ­ это разговор двух лиц. Да. Итак, результаты разминки: 1 группа, 2 группа, 3 группа « Грамотеи» Укажи правильный вариант пропущенных букв в предложении К…гда скл…няется день, к…гда роз…вая мгла од. . вает дальние части и окрес… ные холмы, тогда только можно вид. . ть нашу древнюю ст. . лицу во всем ее блеске. А) а ­ о ­ о ­ о ­ е ­ т ­ е ­ о. В) о ­ о ­ о ­ о ­ е ­ т ­ е ­ о. С) о ­ а ­ а ­ о ­ и ­ т ­ е ­ о. Д) а ­ а ­ а ­ о ­ и ­ и ­ а. Е) о ­ о ­ о ­ а ­ и ­ и ­ а. Карточка № 1      Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по  словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником  в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6)  что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя  добрые чувства и понятия. Задания.  1 группа  1.Подсчитать, сколько грамматических основ в   предложении.                    2.Выписать грамматические основы. . 3. Выпишите подчинительные союзы                   2 группа  4.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи согласование  на  синонимичное со способом связи управление.                     5.Выписать цифры, соответствующие выделению вводной конструкции.                      6.Выписать цифры, соответствующие обособленному обстоятельству. 3 группа                       7.Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.                       8.Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.                        9.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от  лексического значения.                      Ответы.                        1. 3                        2.И. И. Пущин покинул и поступил                            доказать                           можно приносить                         3. Что, чтобы                          4.Товарищ по Лицею                           5.3, 4                          6.7                          7.Блестящую                          8.Чувства                           9.Приносить   Повторенье­мать ученья.  Расставить знаки в БСП. Объяснить правила их постановки. 1. Он поднял глаза:  над Машуком  торжественно и радостно сияло небо. 2. Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызение совести и болезнь. 3. Настанет вечер – загорятся на небе звезды. 4. Лес рубят ­  щепки летят. 5. Выявление места и причины затруднения Деятельность, цель учителя Деятельность ,цель учащихся Цель: организовать выявление учащимися места и причины затруднения ­   Консультанты, запишите ответы на доске Учитель обучает учащихся осуществлять рефлексивное действие: обнаруживать  незнание, находить причины затруднения. ­Каких знаний не хватило при выполнении заданий, по какой теме ? Значит, есть пробел в знаниях? Консультанты записывают ответы на доске. Каждая группа сверяет свои ответы с верными  Учащиеся должны восстановить выполненные операции и зафиксировать место, где  возникло затруднение и выявить причину затруднения. 6. Построение выхода из затруднения,(цель, тема , план) ­Как достичь желаемого результата, с помощью чего, что надо сделать? ­Спланируем свои действия ­Прежде чем вы приступите к работе , хочу обратить ваше внимание на слова М. Монтеня  « Хотя чужое знание может нас кое­чему научить, мудр бываешь лишь собственной  мудростью»  ­Поэтому попробуйте сами добыть эту мудрость. Ученики ставят цель определив границы знания и незнания, проговаривают её осознают смысл учебной задачи и принимают ее как лично значимую, возникают побуждения:  узнать, найти, доказать Учащиеся строят план достижения цели 1. 2. 3. Повторить материал Выполнить практические задания Контроль знаний 7. Реализация построенного проекта Деятельность, цель учителя Деятельность ,цель учащихся Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на умение  сотрудничать в процессе совместной деятельности, умения извлекать информацию,  самооценки.  Домашнее задание Проанализируйте материал в школьном учебнике русского языка 8, 9 классов и  поработайте так, чтобы пробел был закрыт, составьте опорный конспект в тетрадях, работа с карточками. Итоги урока. В листах  самооценки оценить свою работу. Выявить общую оценку группы.  (5­балльная система). 8. Рефлексия  Деятельность учителя Три «нельзя»  рефлексии: Нельзя говорить «уже все сказали»; Нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под любым предлогом; Нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение Деятельность учащихся Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою  активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы ,по кругу высказывается одним предложением, выбирая начало  фразы из рефлексивного экрана:  сегодня я узнал… было интересно узнать… было трудно выполнять… теперь я могу решать.. я научился… у меня получилось… я смог Приложение КАРТОЧКА 1 1.Среди предложений 1­ 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством,  выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.  (1)Колькину маму никто по имени­отчеству не величал, все, даже ребята называли её  просто Лёлей. (2)"Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!" ­ кричали они  волейболистам соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто он сам умел гасить так,  что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали корточки. (4)Будто он сам умел  принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром  пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её 2.Среди предложений 15­20 найдите предложение с обособленным обстоятельством.  Напишите номер этого предложения.  (15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня  единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...  ­ (17)Я начинаю понимать, ­ сказал Маленький принц.  ­ (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем  озарится, ­ продолжал Лис. ­ (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других.  (20)3аслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища 3.Среди предложений 5 ­ 9 найдите предложения с обособленным обстоятельством.  Напишите номера этих предложений.  (5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на  этот раз отпечатались на снегу особенно резко. (6)Он освободился от лишней одежды и  мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться  вперёд и вперёд.  (7)Внезапно вдали что­то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8)  "Может быть, это птица?" ­ подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах ­ это олень Песчаных холмов! 4.Среди предложений 7 – 10 найдите предложение с обособленным обстоятельством.  Напишите номер этого предложения. (7) Я не знаю почему, но дети, болея, всегда просят читать вслух сказки Корнея  Чуковского. (8) Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. (9) Казалось бы,  строки знаменитых «Мухи­Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы,  детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата,  своей действенности. (10) И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза  ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь – появилась  улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто теплое солнце осветило  лицо. 5.Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством,  выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. (1)В 1941 году началась война. (2)Мне исполнилось уже четыре года, и я помню, хоть и  смутно, первые месяцы ленинградской блокады.  (3)Отец был на фронте, а мы с мамой, оставив квартиру на проспекте Науки, бывшем  проспекте Бенуа, и сдав кое­какие вещи, велосипед и чемоданы на хранение на склад  Академии связи, перебрались к деду Куприяну Алексеевичу, в его квартиру в главном  здании Военно­медицинской академии. (4)Бабушка вместе с дочерью Евгенией и внуком  Леней к этому времени эвакуировалась из Ленинграда, а дед категорически отказался  уезжать, поскольку считал, что война скоро закончится.  1.Среди предложений найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения. КАРТОЧКА 2 1) Когда из розовой зари над зарослями островов поднялось солнце, Тарашкин хрустнул  мускулами и вошел во двор клуба собирать щепки. 2) Время было шестой час в начале. 3)  Стукнула калитка, и по влажной дорожке, ведя велосипед, подошел Василий Витальевич  Шельга. . 2.Среди предложений найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения. 1) Первая комната была пустая, под ногами валялись битые кирпичи, штукатурка, обрывки газет. 2) Полуоткрытая дверь вела в кухню. 3) Здесь на плитке под ржавым колпаком, на  столах и табуретах стояли примусы, фарфоровые тигли, стеклянные, металлические  реторты, банки и цинковые ящики. 4) Один из примусов еще шипел, догорая 3.Среди предложений найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения. 1) Тыклинский очнулся на рассвете, долго звал на помощь и на четвереньках выполз из  подвала, обливаясь кровью. 2) Его подобрали прохожие, доставили на ручной тележке  домой.3) Когда он выздоровел, началась война с Польшей, ­ ему пришлось уносить ноги из  Петрограда.  . 4.Среди предложений найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения. 1) Гарин либо знал о готовящемся покушении, либо предвидел, что покушения все равно не избежать, и запутал следы, подсунув похожего на себя человека.2)Все это было очень  неясно. 3) Но самое непонятное было ­ за каким чертом ему понадобилось быть в Париже? . 5.Среди предложений найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения. 1) На площади Этуаль лимузин Зои Монроз нагнал наемную машину, в ней сидели Семенов  и человек с желтым, жирным лицом и пыльными усами. 2) Оба они, подавшись вперед,с  каким­то даже исступлением следили за маленьким зеленым автомобилем, загибавшим по  площади к остановке подземной дороги.3) Семенов указывал на него своему шоферу, но  пробраться было трудно сквозь поток машин. 4)Наконец пробрались, и полным ходом они  двинулись наперерез зелененькому автомобильчику

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка

Деятельностный урок русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018