Диагностические методики для исследования личностных результатов выпускников начальной школы
Оценка 5

Диагностические методики для исследования личностных результатов выпускников начальной школы

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
26.01.2020
Диагностические методики  для исследования личностных результатов  выпускников начальной школы
Диагностические методики для исследования личностных результатов выпускников начальной школы
Диагностические методики.doc

Диагностические методики

для исследования личностных результатов

 выпускников начальной школы

Рассмотрим вариативные методики определения  уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.

Личностные УУД

Карта наблюдений за особенностями

личностного развития ребенка

«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.

Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании. Возможно повторное заполнение протокола («на входе» и «на выходе», в зависимости от целей исследования). В этом случае результаты разных этапов наблюдения можно обозначать пастой разного цвета.

 

Инструкция

 Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).

 

 

Карта наблюдений за особенностями

личностного развития ребенка

I.     Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования _______________________________________________________

________________________________________________________________________

II.  Особенности самовыражения ребенка

1. Поведение

·            Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

·            Пассивность, замкнутость, безразличие

·            Беспокойство, возбудимость

2.Эмоции

·       Положительно окрашенные

·       Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

·       Частая смена эмоций

III.                      Особенности общения с взрослыми

·            Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

·            Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание

·            Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

IV.                       Особенности общения со сверстниками (коммуникативные УУД)

1. Личностное общение:

·            Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

·            Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность

·            Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

2. Деловое общение:

·            Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

·            Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

1.Мотивация (смыслообразование – личностные УУД)

Особенности мотивов:

-           Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

-           Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)

-           Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

-           Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

-           Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

Виды мотивов:

·            Мотивы достижения успеха

·            Мотивы избегания неудач

·            Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

2. Произвольность (регулятивные УУД)

Особенности восприятия образца и правила:

1.         Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

2.         Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

Особенности решения учебной задачи:

·            Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

·            Принимает, но не удерживает учебную задачу

·            Не принимает учебную задачу.

·            Способен объяснить своими словами  цель работы и этапы ее достижения

Степень самостоятельности:

·            Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

·            Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

·            Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

Саморегуляция

·            Способен подчинить свое поведение требованиям

·            Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям

3. Отношение к помощи со стороны взрослого

-           Принимает помощь взрослого

-           Не принимает помощь взрослого          I.Выводы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

VII.Рекомендации:

педагогу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

родителям___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________

VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. ФИО экспериментатора, подпись

_______________________________________________________________________________                                            _______________________________________________________________________________

 

 

 

 

Самоопределение

1.Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?» (при ответе можно использовать прилагательные и причастия).

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность — количество категорий

·         социальные роли,

·         умения, знания, навыки;

·         интересы, предпочтения;

·         личностные свойства,

·         оценочные суждения.

2. Обобщенность — степень обобщенности суждений, характеристик «Я».

3. Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

 

Уровни оценивания:

Дифференцированность

1. 1—2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.

2. 3—5 определений, преимущественно относящихся ко

2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий,

в том числе характеристику личностных свойств.

• Обобщенность

1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.

2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.

3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

Самоотношение

1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).

2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

3. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Интерпретация:

3-4 балла – низкий уровень,

5-7  баллов – средний уровень,

8-9  баллов – высокий уровень.

 

2. Методика «Какой Я?»

(модификация методики О.С.Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).

Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика:

    А                                                  Б

аккуратный                            драчливый

вежливый                               злой

честный                                  ленивый

добрый                                   упрямый

любознательный                   невнимательный

отзывчивый                           неаккуратный

справедливый                       грубый

трудолюбивый                      жадный

старательный                        завистливый

верный                                   нечестный

Обработка данных.  Учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле:

К1 =

КА

10,

 

10

 

где КА – количество слов, выбранных ребенком из столбика А.

К2 =

КБ

8,

 

10

 

где КБ – количество слов, выбранных ребенком из столбика Б.

Если    К1 ³ 0,6, К2 £ 0,3, то самооценка завышена,

             К1 £ 0,3, К2 ³ 0,6, то самооценка занижена,

             К1» К2 » 0,4 – 0,6, то самооценка адекватна.

 
Смыслообразование
3.      Диагностика учебной мотивации школьников
Методика «Почему я учусь?»

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.

Инструкция к тесту

Проводится три серии испытаний.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал

1.                       Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.                       Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.                       Хочу окончить школу и учиться дальше.

4.                       Хочу быть культурным и развитым человеком.

5.                       Хочу получать хорошие отметки.

6.                       Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7.                       Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8.                       Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9.                       Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.                   Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11.                   Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.                   Не хочу получать плохие отметки.

13.                   Люблю узнавать новое.

14.                   Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15.                   Люблю думать, рассуждать на уроке.

16.                   Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17.                   Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18.                   Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19.                   Люблю решать задачи разными способами.

20.                   Люблю все новое и необычное.

21.                   Хочу учиться только на «4» и «5».

22.                   Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключ к тесту

Мотивы:

·  долга и ответственности: 1 – 2 суждения; (С)

·  самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4; (Л)

·  благополучия: 5 - 6; (С)

·  коммуникативные: 7 -8; (С)

·  престижа: 9 - 10; (С)

·  избегания неудачи: 11 - 12; (Отр)

·  учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14; (П)

·  учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16; (П)

·  сотрудничества: 17 - 18; (П)

·  творческой самореализации: 19 - 20; (Л)

·  достижения успеха: 21 - 22. (Л)

Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

 

№ п/п

Список класса

Номера суждений

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

Характер  мотивов

1.

 

+

 

 

 

 

 

2.

 

 

+

 

 

 

 

3.

 

+

 

+

 

 

 

 

 

Кол-во человек,

%

 

 

 

 

 

 

4.      Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Кто такой «хороший ученик»?

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников

в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 10,5—11 лет.

Метод оценивания: фронтальный: письменный опрос.

Описание задания: учащимся предлагается в свободной

форме письменно ответить на вопросы:

1. Как ты считаешь, кого называют хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

2. Можешь ли ты себя назвать хорошим учеником?

3. Какие еще качества тебе нужно воспитать в себе, чтобы считать себя хорошим учеником?

Критерии оценивания:

— адекватность выделения качеств хорошего ученика

(успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Уровни рефлексивной самооценки школьника:

1. Называет только одну сферу школьной жизни.

2. Называет две сферы школьной жизни.

3. Называет более двух сфер школьной жизни; дает адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

1. Называет только успеваемость.

2. Называет успеваемость и поведение.

3. Дает характеристику по нескольким сферам; дает адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:

1 — нет ответа, 2 — называет достижения, 3 — указывает

на необходимость самоизменения и саморазвития.

 

Нравственно-этическая ориентация

5.      Методика «Если бы я был волшебником »

Цель: диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: Представь, что у тебя есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять (Список желаний учитель заранее выписывает на доске). Какие бы ты выбрал (-а)? Запиши их номера. Если хочешь, объясни свой выбор (письменно).

Список желаний:

1.      Быть человеком, которого любят.

2.      иметь много денег.

3.      Иметь самый современный компьютер.

4.      иметь верного друга.

5.      Мне важно здоровье родителей.

6.      Иметь возможность многими командовать.

7.      иметь много слуг и ими распоряжаться.

8.      иметь доброе сердце.

9.      Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10.   Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Высокий уровень – 5 положительных ответов;

Средний уровень – 3-4 положительных ответа;

Ниже среднего – 2 положительных ответа;

Низкий уровень – 1 положительный ответ.

 

6.  «Я и другие» (сост.Н.Ю. Яшина)

Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика).

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты. Ребенок, выбрав один из предложенных ответов, записывает только одну букву, соответствующую выбранному ответу. Варианты возможных ответов могут быть написаны на доске.

1.      Считаешься ли ты с мнениями других ребят?

а) да;    б) иногда;      в) никогда.

2.      Обижаешь ли ты своих одноклассников?

а) никогда не обижаю;  б) иногда обижаю;  в) часто обижаю.

3.      Бывает ли у тебя сожаление о плохом отношении к своим товарищам?

а) да;     б) иногда;      в) никогда.

4.      Как ты относишься к делам класса?

а) ответственно, с желанием выполняю поручение;

б) заставляю себя его выполнить;

в) не всегда довожу начатое дело до конца.

5.      Уважительно относишься к взрослым (родителям, учителям)?

а) да,     б) не всегда,       в) нет.

6.      Сочувствуешь ли ты другим людям?

а) всегда пытаюсь утешить, помочь;

б) иногда сочувствую, иногда нет;

в) никогда не сочувствую.

Обработка данных.

Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи балльной системы. Ответы типа а) оцениваются в 1 балл, б) - 0,5 балла, в)– 0 баллов.

Учитель дает также собственную оценку каждого ответа ребенка и выставляет соответствующие баллы. Далее вычисляется среднее арифметическое суммы баллов за ответы, выбранные самим ребенком, и баллов, поставленных учителем. По полученным результатам выделяются три основных уровня развития качеств личности: высокий уровень – 6-5 баллов; средний уровень – 4,5-2,5 балла; низкий уровень – 2-0 баллов.

Если все оценки ребенка и учителя совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует, является устойчивым. Полученные результаты заносятся в таблицу 6 условным знаком (+):                                                                                                    

Таблица 6

№№ п/п

 

Ф.И.

учащегося

Наличие устойчивых качеств

Уровень развития качеств

личности

1

 

1

2

3

4

5

6

Высокий

Средний

Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Диагностические методики для исследования личностных результатов выпускников начальной школы

Диагностические методики для исследования личностных результатов выпускников начальной школы

Эмоции · Положительно окрашенные ·

Эмоции · Положительно окрашенные ·

Принимает, но не удерживает учебную задачу ·

Принимает, но не удерживает учебную задачу ·

Кто Я?» (при ответе можно использовать прилагательные и причастия)

Кто Я?» (при ответе можно использовать прилагательные и причастия)

Обработка данных. Учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле:

Обработка данных. Учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле:

Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей

Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей

Описание задания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы: 1

Описание задания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы: 1

Средний уровень – 3-4 положительных ответа;

Средний уровень – 3-4 положительных ответа;

Ф.И. учащегося Наличие устойчивых качеств

Ф.И. учащегося Наличие устойчивых качеств
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020