Дорога в небо
Оценка 4.9

Дорога в небо

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
4 кл—11 кл +1
20.06.2024
Дорога в небо
Данное исследование посвящено закрытию военной школы летчиков на Алтае в 4 городах, а ведь за 22 года существования авиационного полка (существовало три его базы) здесь было подготовлено около 2000 летчиков. Из них 25 Героев Советского Союза. На судьбе двоих летчиков остановились подробнее.
исследовательская работа Дорога в небо.docx

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

 

 

 

 

Направление: краеведение

Тема: ««Дорога в небо»

 

 

 

                        Смакотин Вячеслав 

                        МБОУ «СОШ №21»

              г. Славгорода Алтайского края   

                        учащийся 9 класса



 

 

 

                                                                                                    Научные руководители:
                                                                                                                        Анисимова О.В., учитель

                                                                                              русского языка и литературы,

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

г. Славгород, 2023/2024 учебный год

«Дорога в небо»

Смакотин Вячеслав Владимирович

Россия, Алтайский край, г. Славгород,

МБОУ «СОШ №21», 9 класс

1.                  Аннотация

          История города – песчинка в истории  государства, но мы живём в этом городе и хотим сохранить его историю для своих потомков. Это в наших силах. История быстротечна, невозможно охватить всё желаемое. Остановимся на одном предмете исследования – истории летного училища, точнее, истории гарнизона  БВВАУЛ имени маршала авиации К.А. Вершинина,

базировавшегося в г. Славгороде с 18 августа 1966 года по 12 ноября 1998. За годы существования авиационного полка (было три его базы) здесь было подготовлено около 2000 летчиков. Из них 25 Героев Советского Союза. Мы решили узнать историю некоторых из них, биография которых связана с Алтайским краем. Считаем, что данная работа важна – она часть системы работы по гражданскому, нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, по сохранению истории родного города. В работе отражены встречи и переписка с теми, кто служил в гарнизоне 59, материал статей о летном училище и людях, работавших в нём, о героях, которых взрастил гарнизон. Подробнее остановились на биографии и подвиге Чистеева Михаила Алексеевича (он родился в с. Ново-Плотава Хабарского района, это недалеко от г. Славгорода) и военного лётчика Константина Григорьевича Павлюкова, родом из г. Барнаула. Стоит отметить, что в поселке Южный сразу два объекта – улица и гимназия №5 - носят имя Константина Павлюкова, а в 2009 году в поселке открылся мемориал воинам, погибшим в локальных войнах. Младший брат Константина Павлюкова, Владислав, живёт в совхозе «Цветы Алтая», в том же доме, где появился на свет вместе с братом, на улице, носящей имя героя. Поэтому мы надеемся на основании переписки с братом Павлюкова и учащимися гимназии №5 пополнить наше исследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Оглавление     

 

1.                  Аннотация -------------------------------------------------------------------------------------------2                                                                                      

2.                  Содержание------------------------------------------------------------------------------------------ 3

          2.1  Цель, задачи, объект исследования, предмет, актуальность,

                проблема, методы исследования, гипотеза, предполагаемый

                конечный результат-------------------------------------------------------------------4

3.        История гарнизона  БВВАУЛ имени маршала авиации К.А. Вершинина: ------------ 5 -8

          3.1. Встреча с бывшим командиром 59-го учебного авиационного гарнизона

              БВВАУЛ имени маршала авиации К.А. Вершинина с 1998г по 1999г.– 

              Храмовым Павлом Васильевичем------------------------------------------------------------ 5

          3.2. Источники сбора материала по истории  БВВАУЛ------------------------------------- 6 - 8

4.       Бой алтайского летчика включили в секретные учебники спецназа.  

          Полёт в бессмертие --------------------------------------------------------------------------------- 8-11

5.        Братья так и не встретились --------------------------------------------------------------------- 11

6.        Заключение ------------------------------------------------------------------------------------------ 12

7.       Источники информации --------------------------------------------------------------------------- 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель исследовательской работы:

- сохранение исторической памяти города о гарнизоне  БВВАУЛ имени маршала авиации К.А. Вершинина, в частности – о 59-м учебном авиационном гарнизоне, базировавшемся в г. Славгороде; о тех, кто стремился сохранить чистое небо над нашей головой, даже ценой своей жизни.                                                                                                              

Задачи:

 - изучить материалы (письма, документы, фотографии), хранящиеся в музее г. Славгорода, собрать материал в интернете, СМИ, воспоминания тех, кто был причастен к гарнизону;

- распространить опыт работы в рамках школы, города;

- воспитывать у учащихся чувство Родины, патриотизма, формирование у молодёжи чувства гордости и верности Родине, готовности к служению Отечеству, выполнению гражданского долга и обязанностей;

 - овладение  навыками работы с архивными документами, историческими и научными источниками;

 - профориентационная работа в отношении выбора профессии летчика.

Объект исследования – история летного гарнизона, биография лётчиков-героев.

Предмет исследования – вооруженные силы, летные воинские формирования Алтайского края.

Актуальность: данная работа – часть системы работы по гражданскому, нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, по сохранению истории родного города.

Методы  исследования:
• поиск и изучение данных по гарнизону,  фотографий и писем в музее;
• изучение литературы и электронных источников в библиотеке и интернете;

• встречи с бывшими командирами полка и летчиками 59-го учебного авиационного гарнизона, базировавшегося в г. Славгороде.
Гипотеза:
Зная историю города, уважаешь людей, живущих в нём, ценишь его прошлое и строишь будущее, равняешься на героев. Только тот народ, который знает и помнит свою историю, традиции, достоин свободы и независимости.
Предполагаемый конечный результат:

  Донести найденный и обработанный нами материал до своих сверстников - им строить и защищать этот мир. Им предстоит еще выбор, связанный не только с профориентацией, но и каким быть человеком.                                                         

 

 

 

         Все приметы вчерашней, такой, на первый взгляд, устойчивой жизни, на     глазах отбывают в историю, устраиваясь на её пыльных полках где-то рядом с первым полётом человека в космос, открытием рентгена, потом – телевидением, вслед за этим – интернетом и сотовой связью. Но нам не хочется, чтобы история летного училища, базировавшегося на славгородской земле, так просто тихо ушла в историю. У времени есть своя память — история. Для Вселенной это мгновение, а для кого-то это часть жизни. И её нужно знать, чтобы не повторялись её кровавые страницы.

         Многим славгородцам кажется, что вся история города на виду: вот аллея Памяти в микрорайоне №3, вот памятник Столыпину в центре города, аллея героев в городском парке, это и городской музей, и даже паровоз, установленный в 2010г., когда-то перевозивший тонны грузов, беженцев и мобилизованных на фронт, внося свой вклад в Победу; это и памятник Неизвестному солдату - всего не перечислишь.  Опрошенные учащиеся из 5-11 классов (67 человек) назвали именно эти памятники культуры и истории города (таблица). И ни один не вспомнил, что ещё совсем недавно город гордился нашей летной военной частью. Это была наша гордость. А теперь от неё остался только один памятник – самолет МиГ- 21. Вы, наверное, обратили внимание, что на вопрос, «историю создания каких памятников истории вы знаете?» о самолете МиГ-21 не ответил никто. Мы решили исправить эту ситуацию.

3.      История гарнизона.

 Мы решили копнуть глубже. Начали с истории летной военной части. Не зря ведь раньше, да и теперь мальчишки с завистью и уважением смотрят на летную форму. Что же мы узнали и из каких источников?

        30 января 2023 года состоялась встреча учащихся школы с бывшим командиром 59-го учебного авиационного гарнизона  БВВАУЛ имени маршала авиации К.А. Вершинина с 1998г по 1999г.–  Храмовым Павлом Васильевичем. Он популярно рассказал учащимся о значении профессии летчиков в охране государства, где можно получить эту профессию, как нужно готовиться к ней. Много рассказывал о летной части Славгорода. Ответил на многие вопросы. И только звонок прервал познавательную беседу. Расставались очень тепло.

         3.1. Историческая справка:

        Храмов Павел Васильевич родился в городе Горький, Нижний Новгород. С 4 класса он мечтал стать летчиком. Закончив школу, поступил Борисоглебское высшее военное авиационное училище. После окончания, по специальности летчик-истребитель был направлен в Барнаульское высшее военно-авиационное училище имени Вершинина. После был отправлен в Славгород, на должность летчика-инструктора. Потом Павла отправили в Москву, там он проучился 3 года. После распределения попал на юг России, город Коптельниково. Летал Павел Васильевич 12 лет.

         18 августа 1966 года на основании постановления Совета Министров СССР было создано Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков (БВВАУЛ), имени главного маршала авиации Вершинина. В состав училища входило три учебных авиационных полка, сформированных для обеспечения летной подготовки курсантов по профилю фронтовой бомбардировочной авиации: 44-й – в Калманке, 96-й – в Камне-на-Оби и 59-й в Славгороде. Нас, конечно, больше всего интересовал 59-й учебный авиационный полк. Но мы собирали весь материал о БВВАУЛ.

        Уже в 1968 году славгородский полк получил новые на тот период современные самолеты ИЛ-28, и в январе 1969 года были проведены первые полеты на территории Славгорода.

       1 декабря 2024г. исполнится 55 лет со дня образования 59-го славгородского учебного авиационного полка.

       Аэродромов на момент расформирования Славгородского полка было два:  Славгород - южный,  грунтовый, Славгород - северный,  бетонный.

12 ноября 1998 г. подписана директива Генерального штаба Вооружённых Сил РФ № 314 /10/0831о расформировании 59-го УАП.  31 марта 1999 г. 59-й УАП расформирован на основании приказа командира полка № 60.

         Всего за годы существования авиационного полка было подготовлено около 2000 летчиков. Из них 25 Героев Советского Союза.

       При президенте Ельцине авиация в России к 1999 году была разрушена до основания, были закрыты фактически все летные вузы страны.

      На сегодняшний день существует одно Краснодарское высшее военно-авиационное училище, единственное в стране. Но авиация – это чистое небо России, и, несомненно, число авиаучилищ будет увеличиваться. Впервые в истории в 2022 году была выпущена группа летчиков – женщин.

       Так как нас больше всего интересовала история лётной части, а историю творят люди, мы попытались найти тех, кто мог раскрыть её тайны.

        Основной материал мы пополнили с личной встречи с Храмовым Павлом Васильевичем. О нём мы узнали из телефонного разговора с Нестеренко Вячеславом Александровичем, бывшим командиром эскадрильи – живет сейчас в Томске, и с его слов нашли сослуживцев. Кроме Павла Васильевича он рекомендовал нам встретиться с Василец Сергеем - он работал лётчиком в полку, сейчас  инкассатор, г. Славгород. Нестеренко Вячеслав на вопрос, все ли хорошо складывалось в истории лётной части, поведал, как погибли на учениях капитан Камбаров Михаил Максимович, командир звена, который сопровождал в учебном полёте курсанта. Погибли оба по вине курсанта, буквально вблизи черты города.

       3.2. Источники сбора материала по истории  БВВАУЛ

        Еще один из бывших работников лётной части – Галёса Виталий Иванович – поделился воспоминаниями о том времени, когда возле КПП военной части в 1988г. был установлен памятник – самолёт МиГ- 21.

        Но самый волнующий нас вопрос был таким: почему училище было расформировано? Павел Васильевич на этот прямой вопрос попытался кратко обрисовать ситуацию, но было видно, что он до сих пор с горечью переживает это событие. Тем более что подобное училище было единственным на всю Сибирь. Его главный девиз вышит золотом на Боевом знамени: «За нашу Советскую Родину!». Многое мы нашли в СМИ.

          В одном из официальных изданий — энциклопедии Алтайского края, вышедшей после 2000 г., о данном событии сообщается следующее. «Одним из самых печальных и непонятных событий в истории Барнаула 90-х годов было расформирование летного училища 25 апреля 1999 г. Курсанты были переведены в Армавир, преподавательский и обслуживающий персонал был уволен в запас, площади, занимаемые училищем, были переданы Барнаульскому юридическому институту». Эти строки в очередной раз подтверждают глубокое сожаление жителей города и Алтайского края по поводу события, приведшего к утрате одной из достопримечательностей — Барнаульского ВВАУЛ, которым гордились все и которое считали своей визитной карточкой».

         Вот что услышали из уст последнего начальника штаба училища, Александра Ивановича Шкрабы, участника войны в Афганистане, кавалера двух боевых орденов, выпускника Барнаульского ВВАУЛ 1972 г. в интервью, данном корреспонденту местной газеты 16 августа 2006 г.: «Перед расформированием училища мы насмерть бились за него, писали и командующему округа, и министру обороны, и главнокомандующему ВВС. Суриков (в то время губернатор Алтайского края) писал министру обороны, чтобы оставили училище. Обращались к генералу армии Белобородову.

          Мы передали письмо с делегацией от Алтайского края, которая отправилась в Москву на инаугурацию Путина, для вручения президенту лично в руки. Но ничего, кроме сожаления,  ответ нам не принес…»

        Еще один эпизод того печального события, полностью характеризующий глубину переживаний людей, которым училище дорого, как родной дом. На горестной церемонии прощания со знаменем училища было предоставлено слово матери Героя Советского Союза Константина Павлюкова, которая с нескрываемой болью в сердце сказала: «После гибели сына училище стало моим вторым домом, мне помогали во всем. Было бы возможно, от имени матерей и ребят - «афганцев» сами обратились бы в правительство, чтобы спасти наше училище. Месяц назад мой внук прислал письмо, просил узнать, как поступить сюда. А я ему ответила: нет больше нашей гордости... »

       Вот только некоторые факты для размышления: за 30 лет в училище было 27 выпусков, подготовлено более 3,5 тысяч военных летчиков, двумстам с лишним из них пришлось воевать, два выпускника стали Героями Советского Союза.

 

        Так как нас больше всего интересовала история лётной части, а историю творят люди, мы попытались найти тех, кто мог раскрыть её тайны.

        Основной материал мы пополнили с личной встречи с Храмовым Павлом Васильевичем, бывшим командиром 59-го учебного авиационного гарнизона  БВВАУЛ имени маршала авиации К.А. Вершинина с 1998г по 1999г.  О нём мы узнали из телефонного разговора с Нестеренко Вячеславом Александровичем, бывшим командиром эскадрильи – живет сейчас в Томске, и с его слов нашли сослуживцев. Кроме Павла Васильевича он рекомендовал нам встретиться с Василец Сергеем - он работал лётчиком в полку, сейчас инкассатор, г. Славгород. Нестеренко Вячеслав на вопрос, все ли хорошо складывалось в истории лётной части, поведал, как погибли на учениях капитан Камбаров Михаил Максимович, командир звена, который сопровождал в учебном полёте курсанта. Погибли оба по вине курсанта, буквально вблизи черты города.

            Конечно же, нас, молодёжь, в первую очередь интересовала боевая, героическая жизнь выпускников авиаполка г. Славгорода. Вот что мы узнали о героях-летчиках.

 

4.       Бой алтайского летчика включили в секретные учебники спецназа  

        25 лет назад, 15 февраля 1989 года, ограниченный контингент советских войск покинул Афганистан после почти 10-летнего пребывания в этой стране. Когда 40-я армия завершала выход наших войск из Афгана, это был праздник не только тех, кто провоевал там год, два или пять. В СССР закончилось 10-летие страха и молчания, связанных с Афганской войной. Родители подраставших сыновей могли больше не бояться призывных комиссий, а вдовы и матери погибших воинов-«афганцев» не скрывать свою боль и открыто гордиться мужьями и сыновьями, мужественно выполнившими воинский долг на территории сопредельного государства.

       У Риты Чистеевой, жены выпускника Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков (БВВАУЛ) 1982 года старшего лейтенанта Михаила Чистеева, такая возможность появилась только теперь, спустя четверть века. Уже выросли и стали старше отца, не вернувшегося из разведывательного полета над Афганистаном, дочери Ксения и Мария, уже подрастают и готовятся к школе внуки Варя, Кирилл и Данил, а для Риты Алексеевны все продолжается непонятный неоконченный полет, разрушивший ее женское и семейное счастье, круто поменявший жизненный уклад.

 

Полёт в бессмертие. Чистеев Михаил Алексеевич

        Родился 9 февраля 1961 г. в с. Ново-Плотава Хабарского района. Окончил Хабарскую среднюю школу (1978), Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков (1982).В Вооруженные Силы СССР призван 31 июля 1978 г. Хабарским РВК. С августа 1984 года совершает боевые вылеты в Афганистан с аэродрома г. Карши Узбекской ССР, в/ч 23232. 15 апреля 1987 года его самолет был сбит южнее г. Мазари-Шариф. Старший лейтенант Чистеев взят в плен и убит.

        Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Это если кратно. А если полнее, то можно проследить, как рождаются герои.

        О безжалостном приговоре врачей, поставивших Михаилу Чистееву диагноз «ревматизм сердца», поначалу знала только сестра Надюша. Узнала после того, как в доме в довесок к футбольным бутсам и хоккейной форме появилось «лекарство» против болезни — гантели, штанга, эспандер. Михаил знал, чего хотел добиться в этой жизни. И практически всегда достигал поставленных целей: с первого захода поступил в Барнаульское высшее авиационное училище летчиков, на глазах матери и сестры принял в торжественной обстановке Присягу на верность Родине, будучи курсантом, достиг успехов в борьбе самбо, а 27 июля 1979 года впервые в жизни поднял самостоятельно в воздух со Славгородского военного аэродрома самолет Л-29.

      Впрочем, до торжественного окончания училища он покорил еще одну жизненную «высоту»- Рита Скибинская, первая любовь со школьной парты, стала Ритой Чистеевой, женой офицера и верным другом.

       Судьба не оставила молодоженам выбора. «Дан приказ — ему на Запад» — чета Чистеевых прибывает к месту службы мужа, в город Прилуки, что на Украине. Бытовая неустроенность, нехватка средств (а у каждой молодой семьи их в избытке) — это такие мелочи по сравнению с тем, что после напряженной военной работы Михаила ждали любимая жена и маленькая Ксюша, самое дорогое в мире создание... В середине октября 1984 года Михаил получает боевую командировку в город Карши — в разведполк. У него была опасная профессия разведчика, уходящего на боевые задания не по графику, а когда требует обстановка. В 1987 году бои с афганскими моджахедами были в разгаре, и отпуск Михаилу подписали только с 20 апреля. Всей семьей они собирались на родину, на Алтай. Впереди  -  дорога домой, волнующая встреча с родными, да и просто нормальный отдых в кругу самых близких людей.

        А за пять дней до отъезда эскадрилья боевых самолетов вновь взмыла в жаркое небо Афганистана. Один из самолетов вел на задание советский офицер Михаил Чистеев. Это был его предпоследний полет. Последним станет полет в бессмертие.

          Военнослужащим предстояло выполнение разведывательных мероприятий. Они планировали зафиксировать на фотоаппарат огневые позиции боевиков, находящиеся в одном из крупных горных районов. Боевики пользовались и американскими «Стингерами». Под удар этого зенитно-ракетного комплекса и попал советский самолет. Со второй попытки афганцы его сбили.

        Экипаж вынужден был катапультироваться. На земле пилотов уже поджидала толпа вооруженных до зубов моджахедов. Самолет пропал с радаров. Информацию об исчезновении передали спецназу КГБ. Один из информаторов передал, что летчики, упавшие к юго-западу от Мазари-Шарифа, находятся в плену его банды. Спецназ пытался догнать афганцев.

Боевики приняли решение, что будут вести безоружных пилотов к границе с Пакистаном. Там продавали рабов. Михаил и Сергей не унывали, хотя второму было гораздо хуже. Поваренков страдал от тяжелого ранения, которое получил еще при эвакуации с падающего самолета.

         Когда выпал шанс, солдаты уничтожили часовых и бежали из плена, взяв их оружие. Они шли вдоль реки Балх. Летчики хоть и ушли далеко, но наткнулись на другую банду, которая разбила лагерь на реке. Советские военные приняли бой, надеясь скрыться в темное время суток.

       Не удалось. Спустя несколько часов их опять схватили и вернули банде Сиоха, что искала убежавших пленников. Побег и убийство «братьев по оружию» сильно разозлили моджахедов. Душманы жестоко избивали летчиков на протяжении долгого времени. Сергею доставалось больше всего. Он был в критическом состоянии. Главарь шайки понял, что Поваренков не сможет идти вовсе.

       Сиох решил устроить демонстративную казнь обессилевшего пленника. офицера привязали к столбу и кидали в него камни. Сергей умирал постепенно, но собрав последние силы, крикнул: «Беги, Миша, беги снова. А не удастся уйти, живым не сдавайся, умри в бою! Убей хоть еще одного из этих…». А «духам» он сказал: «Советские офицеры не сдаются!»

       Сиоха впечатлило мужество офицера. Он велел похоронить его тело под грудой камней. А это, кстати, восточная традиция погребения воинов. О произошедшем сообщили и советским агентам. Информатор также сказал, что второго пилота отправят в Пакистан. Бойцы разработали план молниеносного нападения, чтобы спасти Чистеева. Спецназ высадился в назначенном месте и стал ожидать моджахедов.

         Но главарь банды внезапно изменил маршрут и направился в горы. Михаила каждую ночь заковывали в железные цепи. Количество сторожей увеличилось. Тем не менее, летчику удалось ликвидировать двоих часовых в рукопашном бою, завладев их оружием. Но моджахеды проснулись и кинулись на пилота. Уйти он не смог. Тридцать минут Михаил отбивался от душманов, а как только закончились боеприпасы, он стал биться голыми руками. Но его остановила пуля.

Сиох был в ярости, но его ошеломил героизм бойца. У пилота не было ни одного шанса выбраться из переделки живым, но он не сдался. Чистеева боевики тоже похоронили под камнями.

          Лидер банды часто говорил своим бойцам, что их дело шло бы куда успешнее, если бы хоть некоторые бились так, как эти русские.

          В этих грудах камней десантники отыскали павших воинов. Спецподразделение СССР «Каскад» тела погибших отправили в Советский Союз. Обоих хоронили в их родных краях. Михаила Алексеевича Чистеева в селе Хабары Алтайского края, Сергея Викторовича Поварёнкова в городе Ворошиловграде – ныне Луганск.

         Чистеева Маргарита Алексеевна сейчас проживает в г.Барнауле ее м.т. 8-963-509-63-12

 

5.       Братья так и не встретились.

О Герое Советского Союза, военном лётчике Константине Григорьевиче

Павлюкове собран богатый биографический материал в документальной повести «Притяжение высоты» Е. Бессчётнова (Алтайское книжное издательство, 1989).

 Константин Григорьевич Павлюков (4 слайда) - (02.08.1963 - 21.01.1987),  родился в г. Барнауле Алтайского края. В школьные годы любимым занятием было копаться в радиодеталях. Сам собрал магнитофон и радиоприёмник. Обладал прекрасной памятью. С лучшим другом мечтал об одном – стать военным лётчиком. Эта мечта и привела обоих в высшее военное авиационное училище лётчиков, которое он окончил в 1984г. В октябре 1986г. полк был направлен для выполнения интернационального долга в Афганистан. За 3 месяца Константин совершил 70 боевых вылетов. Вечером 21 января 1987г. во время взлёта его самолет был сбит ракетой «стингер» класса «земля-воздух», на парашюте спустился на землю уже раненый. Залёг в углублении за карагачом, долго отбивался, но силы были неравны. Мятежники не оставляли лётчика в покое – окружили со всех сторон и стреляли с разных точек. Костя отстреливался до последнего патрона. Оставалась одна граната. Когда к нему приблизилась группа захвата, летчик отпустил предохранительную скобу гранаты. Прогремел взрыв...

         Через полгода у Любы Павлюковой родился сын, она назвала его в честь погибшего отца Константином.

         Указом президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1987г. старшему лейтенанту Павлюкову К.Г. присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Похоронен в Барнауле на Аллее Героев. Приказом министра обороны СССР от 21 января 1987г. навечно занесён в списки Барнаульского ВВВАУЛ. Его имя носит родная школа и улица в г. Барнауле.

         Мать Константина Григорьевича Павлюкова, Светлана Григорьевна, воспитала двух воинов-интернационалистов. Младший сын, Владислав, тоже воевал в Афганистане, но двум братьям так и не удалось встретиться там. Владислав вернулся с войны живым и невредимым. Светлана Григорьевна возглавляет краевой комитет матерей воинов - интернационалистов.

 

 

 

 

 

6.      Заключение

 

       Как мы уже говорили, у времени есть своя память — история. Для Вселенной это мгновение, а для кого-то это часть жизни. И её нужно знать, чтобы не повторялись её кровавые страницы.

      Единственное, что мы можем сделать для героев — это чтить и свято хранить память об их поистине великом Подвиге. Наши солдаты защитили страну, спасли ее от угрозы уничтожения. И заплатили за это страшную цену, самое дорогое, что есть у человека — жизнь. Если сказать с чувством патриотизма, то кузницей героев был и БВВАУЛ Алтайского края, часть военных вооруженных сил страны. Эта история творилась на глазах наших родителей, но нельзя забывать, что всё было сделано и ради тебя, чтобы ты мог жить на Земле. Важно, чтобы слова ГЕРОЙ, ПОДВИГ от частого повторения не стерлись, не потеряли своей остроты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.      Источники информации:

1.                 Встреча с бывшим командиром 59-го учебного авиационного гарнизона  БВВАУЛ имени маршала авиации К.А. Вершинина с 1998г по 1999г.– Храмовым Павлом Васильевичем (аудиозапись, фотографии, видео)

2.                 https://barnaul.bezformata.com/listnews/meropriyatiya-v-chest-konstantina-pavlyukova/52714033/?amp=1

3.                 https://altapress.ru/zhizn/story/fotofakti-boy-altayskogo-letchika-vklyuchili-v-sekretnie-uchebniki-spetsnaza-127032#:~:text=Старший%20лейтенант%20Чистеев%20Михаил%20Алексеевич.,и%20уведен%20противником%20в%20горы

4.                 http://bvvaul-barnaul.narod.ru/1982-12.files/82122-026.htm

5.                 http://bvvaul-barnaul.narod.ru/2014/1982/82122-026.htm

6.                 https://barnaul.press/news/35-let-nazad-pogib-voennyy-letchik-urozhenets-barnaula-konstantin-pavlyukov.html

7.                 Материалы Википедии

8.                 Материалы Славгородского музея

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

Дорога в небо» Смакотин Вячеслав

Дорога в небо» Смакотин Вячеслав

Оглавление 1.

Оглавление 1.

Цель исследовательской работы: - сохранение исторической памяти города о гарнизоне

Цель исследовательской работы: - сохранение исторической памяти города о гарнизоне

Все приметы вчерашней, такой, на первый взгляд, устойчивой жизни, на глазах отбывают в историю, устраиваясь на её пыльных полках где-то рядом с первым полётом человека…

Все приметы вчерашней, такой, на первый взгляд, устойчивой жизни, на глазах отбывают в историю, устраиваясь на её пыльных полках где-то рядом с первым полётом человека…

Вершинина. В состав училища входило три учебных авиационных полка, сформированных для обеспечения летной подготовки курсантов по профилю фронтовой бомбардировочной авиации: 44-й – в

Вершинина. В состав училища входило три учебных авиационных полка, сформированных для обеспечения летной подготовки курсантов по профилю фронтовой бомбардировочной авиации: 44-й – в

Но самый волнующий нас вопрос был таким: почему училище было расформировано?

Но самый волнующий нас вопрос был таким: почему училище было расформировано?

Так как нас больше всего интересовала история лётной части, а историю творят люди, мы попытались найти тех, кто мог раскрыть её тайны

Так как нас больше всего интересовала история лётной части, а историю творят люди, мы попытались найти тех, кто мог раскрыть её тайны

Афганистан с аэродрома г. Карши

Афганистан с аэродрома г. Карши

КГБ. Один из информаторов передал, что летчики, упавшие к юго-западу от

КГБ. Один из информаторов передал, что летчики, упавшие к юго-западу от

Михаила Алексеевича Чистеева в селе

Михаила Алексеевича Чистеева в селе

Заключение Как мы уже говорили, у времени есть своя память — история

Заключение Как мы уже говорили, у времени есть своя память — история

Источники информации: 1.

Источники информации: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024