Диагностические задания для исследования профессиональных компетенций учителя.
Нормативное основание: Профессиональный стандарт «Педагог»
1. В учительской одной из школы шла оживленная дискуссия о том, как должен вести урок учитель-профессионал. Учителя не сходились во мнениях, каждый отстаивал свою точку зрения, опираясь на собственный опыт. Среди перечисленных подходов, которые учителя выписали на доске, выделите те, с которыми вы согласны и систематически применяете на своих уроках.
1. Учитель соблюдает следующую этапность урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление нового материала.
2. Учитель требует неукоснительного соблюдения дисциплины.
3. Учитель организует изучение нового материла через постановку проблемы.
4. Учитель не позволяет школьникам эмоциональных проявлений, таких как удивление, недовольство, оживление, боязнь и др.
5. Учитель поощряет минимальные успехи слабых учащихся.
6. На уроке преобладают фронтальные методы обучения, когда одно и то же задание все ученики выполняют одновременно.
7. Учитель применяет на уроке мультимедийные средства обучения.
8. В конце урока учитель делает заключение о том, что узнали и чему новому научились, оценивает качество работы учащихся на уроке.
2. На педагогическом совете учителя обсуждали современные типы уроков и моделировали деятельность учителя и учеников. На каком рисунке показана схема, иллюстрирующая ваши подходы к организации урока?
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4
1) Рис. 1
2) Рис. 2
3) Рис. 3
4) Рис. 4
3. В школе планируется проведение недели открытых уроков для педагогов соседней школы. Свой профессионализм учителя хотят продемонстрировать на примере организации комбинированных уроков. А какие из подходов, представленных ниже, смогли бы убедить вас в высоком профессионализме учителей?
1. Сообщение содержания нового материала с применением презентации.
2. Предъявление школьникам учебных заданий различной степени сложности.
3. Выполнение практических учебных заданий под руководством учителя.
4. Организация взаимодействия учеников при решении учебной задачи.
5. Фронтальная проверка знаний с выставлением поурочных отметок.
6. Индивидуализации обучения за счет организации учебной работы школьников с электронными ресурсами.
7. Выступление учащихся с сообщениями по новой теме.
8. Использование интерактивной доски для формирования метапредметных результатов обучения.
9. Мотивирование учебной деятельности обучающихся с помощью заданий, связанных с жизнью.
4. «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления», - говорила известный психолог Г.А. Цукерман, имея в виду мотивацию обучения. Каким образом вы мотивируете школьников на своих уроках?
1. Учитель подбирает такие неизвестные примеры, противоречивые факты, которые вызывают удивление у школьников.
2. Учитель всегда ведет урок по заданному алгоритму.
3. Учитель подбирает учебные задания с учетом интересов обучающихся.
4. Учитель отмечает даже самый маленький успех обучающихся.
5. Учитель строго, но справедливо оценивает ответы школьников.
6. Учитель демонстрирует учащимся практическое применение новых знаний.
7. Теоретическое содержание предмета учитель считает приоритетным.
8. Учитель объясняет необходимость изучения темы с позиции ее важности для государственной итоговой аттестации.
5 Умение оценить работу ученика и выставить отметку - особое умение. Какие из названных ниже оснований для оценивания учебных результатов школьников вы используете на уроках?
1) Я различаю оценку и отметку: оценку я даю всегда, отметку выставляю за решение полноценной учебной задачи.
2) Я всегда оцениваю успешное действие своих учеников похвалой, а неуспешное – порицанием.
3) Я ставлю отметку за устную фронтальную работу ученика на уроке.
4) За освоение отдельных умений я ставлю отдельную отметку.
5) За работу на уроке при изучении новой темы я выставляю отметки в журнал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.