ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 7 – 10 ЛЕТ
Оценка 5

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 7 – 10 ЛЕТ

Оценка 5
Особые потребности +1
docx
дефектология +1
7 кл—10 кл
27.09.2020
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,  ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ   ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ   7 – 10  ЛЕТ
В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается доля рождения здоровых детей, повышаются показатели осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/ и перинатального генеза. В этой связи актуальность приобретает дифференциальная экспресс-диагностика отклонений в развитии, их своевременная коррекция. Экспресс-диагностика нарушений познавательной дея¬тельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться кор¬рекция и компенсация нарушений, а в некоторых случа¬ях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
обследовании детей с 7 до 10 лет -.docx

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ  

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ   7 – 10  ЛЕТ

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ 

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ   7 – 10  ЛЕТ

 

Научный руководитель проекта – Клементьев В.В., К.С.Н. учитель начальных классов,  учитель высшей категории.

 

Материалы подготовлены:

     Клементьев В.В. – учитель начальных классов, К.С.Н. учитель начальных классов,  учитель высшей категории.

    Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей  категории, председатель ГПМПК.

    Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.

    Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории.

 

 Рецензент: Ломбина С.А. – кандидат медицинских наук, преподаватель факультета коррекционной педагогики, кафедры медицинских основ дефектологии МГПИ имени М. Е. Евсевьева

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

                                                                              

 

© Клементьев В.В. – учитель начальных классов, К.С.Н. учитель начальных классов,  учитель высшей категории.

    Андреева Н.А.- учитель -логопед высшей  категории, председатель ГПМПК.

    Березина И.В. – педагог-психолог высшей категории.

    Каплий Л.В. – врач-психиатр высшей категории. 2020год

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………………………..4

 

Содержание и описание диагностического материала, используемого   государственной психолого-медико-педагогической комиссией  при работе с детьми 7 – 10 лет…………….9

 

 

Литература………………………………………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается доля рождения здоровых детей, повышаются показатели осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/ и перинатального генеза. В этой связи актуальность приобретает  дифференциальная  экспресс-диагностика отклонений в развитии, их своевременная коррекция. Экспресс-диагностика нарушений познавательной дея­тельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться кор­рекция и компенсация нарушений, а в некоторых случа­ях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

В отечественной возрастной психологии и пе­дагогике давно признана необходимость осуществления си­стематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период детства происходит активное формирование личности ребенка, ко­торое непосредственно зависит от его социальных усло­вий.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компен­сации и предупреждению вторичных отклонений в разви­тии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного воз­раста, основных типов нормального и аномального разви­тия в их многообразии. Эту задачу решает дифференциальная  диагностика.

Именно дифференциальная диагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям. Главную роль в решении вопросов дифференциальной диагностики   на сегодняшний день играют ПМПК, где диагностика осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами: психиатром, педиатром, дефектологом, психологом, логопедом (при необходимости сурдологом, офтальмологом и др.).

   Авторским коллективом специалистов   на основе многолетней творческой работы, проанализирован и систематизирован диагностический материал, позволяющий провести экспресс-диагностику в течении 30-40 минут с детьми от 3 до 6 лет, от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет и от 15 до 18 лет, и выделить среди детей 3 основные группы: дети с нормальным интеллектом, дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с умственной отсталостью (УО). Данный комплект поможет свести риск установления ошибочного диагноза к минимуму и обоснованно подобрать образовательный маршрут ребенка в соответствии с его психофизическим статусом и выявленными отклонениями в его развитии.

Представленный в работе диагностический материал позволяет определить уровень развития познавательных процессов ребенка, степень сформированности  его эмоционально-волевой сферы.

 При помощи описанных диагностических методик имеется возможность выявить причины, мешающие успешному усвоению программного материала, неумения перспективно мыслить,  приводящие к формированию аномалий личности с несформированностью волевых, критических функций.

Совокупность диагностических методик, применяемых ГПМПК   и описанных в работе, позволяет выявить у ребенка наличие медицинских симптомов (гипердинамического, церебрастенического, неврозоподобного, астеноневротического и пр.), мешающих успешно учиться и жить в обществе.

Высокий профессионализм специалистов ГПМПК с опорой на грамотно  систематизированный диагностический материал помогает определить дальнейший образовательный маршрут в соответствии с психофизическими возможностями ребенка, что позитивно отражается на его будущем.        

Из множества методик для обследования детей возникла  необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и иерархичность выявленных дефектов.

Предлагаемые методики экспресс-диагностики развития призваны определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения.

В  основе диагностического материала лежат методики Забрамной С.Д. и Стребелевой Е.А. Кроме того, систематизируя диагностический материал, авторы опирались на следующие   принципы, ранее описанные в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский и т.д.):

- Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, иерархии выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

- Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований, а также их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.

- Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении новых способов действий.

- Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:

• отношение к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

• продуктивное использование помощи взрослого;

• умение выполнять задание по аналогии;

• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

- Необходимость раннего диагностического изучения ребенка. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение.

Дифференциальная диагностика с использованием предлагаемого диагностического материала включает в себя следующие этапы:

1.0бшая осведомленность.

Цель:

- исследование устной речи;

- исследование умения вступать в контакт, коммуникабельность;

- исследование сферы интересов и знаний;

- исследование системы отношений, эмоций, личности;

- изучение ориентировки в месте и времени, общей ориентировки, социальной ориентировки;

- исследование непосредственного запоминания;

- исследование эмоциональной сферы, мимики лица, интонационного строя речи;

- исследование личности: интересов, объема и содержания знаний;

-исследование познавательных интересов, их избирательности;

2. Понимание предметных и сюжетных картин.

Цель: исследование понимания содержания и смысла предметных и сюжетных картинок путем выделения существенных признаков, эмоционального отношения к событиям, изображенным на них.

3.Узнаванне конфликтных изображений-нелепиц.

 Цель:

- исследование сохранности и целостности зрительного восприятия;

- изучение возможности критического анализа предъявляемых «нелепых» изображений.

- исследование свойств внимания (устойчивость, переключаемость, распределение, объем)

4.Составление пирамиды из колец (матрешек, палочек).

 Цель:

- исследование координации движений руки, состояние тонких движений кисти;

- изучение сформированности представлений о величине, цвете, количестве; умение сравнивать с учетом указанных признаков;

- исследование адекватности и рациональности способа действия;

- изучение самоконтроля в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость.

5. Конструирование

Цель:   исследование      особенности   деятельности,   пространственной   ориентации,

работоспособности, интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам.

6. Складывание разрезных картинок

Цель: исследование перцептивного моделирования, сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей.

7.Восприятие пространственных отношений

Цель:

- выявление уровня развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости, зрительного анализа,

- исследование умения различать правую - левую стороны в изображении на картине, у собеседника и т.п.

8. Предметная классификация

Цель: выявление актуального уровня развития понятийного мышления ребенка.

9. Опосредованное запоминание

Цель: исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания.

10.Понимание содержания литературных текстов

Цель: выявление понимания скрытого смысла текста, умения сделать вывод и воспроизвести

рассказ в логической последовательности.

11.Определение и сравнение понятий.

 Цель: выявление способности устанавливать различие и сходство в явлениях, использовать функциональные и логические признаки.

12.Подбор по аналогии

Цель: исследование возможности установления скрытых логических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями.

13.Исключение предметов, явлений.

Цель: исследование уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

14.Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом.

Цель: исследование способности устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи и составлять связный рассказ по серии картинок.

15. Понимание прочитанного текста

Цель: исследование особенностей понимания, осмысления, запоминания стандартных текстов, а так же особенностей речи при их чтении.

16. Понимание переносного смысла загадок, метафор, пословиц и поговорок.

Цель: исследование уровня трактовки предлагаемых загадок, метафор, пословиц или поговорок (уровень отвлеченности, понимания переносного смысла)

17. Исследование учебных знаний по математике

Цель: изучение арифметических знаний и навыков детей: сформированность понятия о числе, овладение счетными операциями, аналитической деятельностью при решении задач (простых, составных, с косвенным вопросом, с недостающими компонентами).

18. Исследование учебных знаний по чтению и письму

Цель: изучение состояния навыков чтения и письма, осознанность усвоения программы по этим предметам.

 

Анализ результатов диагностики проводится в форме:

·                                        экспресс-анализа результатов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической гипотезы), проводимого, естественно, в процессе самой диагностики.

·                                        полного анализа полученных результатов и постановки диагноза, позволяющих провести первичное консультирование родителей или педагогов непосредственно после обследования.

При составлении окончательного заключения о  состоянии ребенка обязательно учитываются следующие показатели:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать и чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами комиссии, неадекватность поведения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание.

4. Обучаемость в процессе обследования.

5. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

Необходимость учета данных показателей объясняет основная цель ранней диагностики – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, отражающих особенности формирования базовых составляющих психической деятельности для определения путей развивающей и коррекционной работы, адекватных видов и форм обучения.

Итогом экспресс-диагностики является составление заключения с формулированием диагноза, вероятным прогнозом   дальнейшего развития и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве.

Таким образом, основными задачами использования данного диагностического материала являются:

• разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

• выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;

• оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

• определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса.

Таким образом, данный материал разработан с целью:

- диагностики общего уровня психического развития детей и подростков, уровня развития психических процессов, уровня сформированности учебных навыков, определения образовательного маршрута;

- выявление причин нарушения развития, определение сохранных потенциальных возможностей ребенка и организации необходимых видов коррекционной помощи;

- выявление и сопровождение детей группы риска, к которой относятся дети резидуально-органическими поражениями ЦНС, задержками психического развития, слабоумием, психопатиями, патохарактерологическими формированиями (психогенно обусловленными) и дети из асоциальных семей, воспитывающихся в условиях повышенной жестокости, депривации, безнадзорности, основная масса которых находится в детских домах, школах-интернатах и СРЦН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание и описание диагностического материала

при обследовании детей с 7 до 10 лет  на ГПМПК

(по этапам обследования)

 

Установление контакта.

Цель:

- Снятие эмоционального напряжения, волнения, страха перед исследователем; установление атмосферы доверия и взаимопонимания.

Средства, облегчающие установлению контакта:

-  Беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.

 Если ребенок готов вступить в беседу, ему представляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.

  Иногда контакт проще устанавливается, если ребенку дать возможность заняться изобразительной деятельностью (почертить, порисовать)

-  Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.

 Диагностический материал: бумага, карандаш.

 При беседе задаются вопросы.

 

Оценка результатов первого этапа

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу.

Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание

 Для установления контакта требуется предварительная игра или картинка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести ребенка в работу.

Не испытывают волнения, поведение их  и требования чаще спонтанны.

 Внимание пассивное.

 Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу.

 

Оценка общей осведомленности.

Цель:

- Исследование экспрессивной диалогической речи, богатства лексики, конструкций предложений и умение понимать связную речь.

- Оценка контактности, коммуникабельности.

- Исследование запаса знаний и представлений об окружающем мире.

- Оценка эмоциональности, мимики.

- Исследование интонационного строя речи.

- Изучение общей и социальной ориентировки, а так же ориентировка во времени и пространстве.

- Оценка уровня познавательных интересов и их направленности.

Используемые диагностические приемы

Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи.

Процедура проведения диагностики общей осведомленности:

Ребенку предъявляются следующие вопросы:

 -Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Сколько тебе было год назад?

- Сколько тебе будет через 1, 2 года?

- Какое сейчас время года?

- Назови весенние месяцы? (осенние, зимние).

- Назови 3-й месяц.

- Можно ли кататься на санках летом? Почему?

- Когда ты завтракаешь: вечером или утром?

- Можно ли купаться зимой? Почему?

- Сколько дней в неделе?

- На какой руке у тебя больше пальцев?

- Каких ты знаешь перелетных птиц? Почему они улетают в другие края?

- Почему заяц летом серый, а зимой белый?

- Что делают врач, учитель, повар?

- Зачем ходят на рыбалку, охоту, в поход?

- Каких ты знаешь насекомых?

- Что такое транспорт?

- Что такое листопад? «Золотая осень»?

- На какой свет светофора переходят улицу?

 

Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

С легкостью и эмоциональным оживлением отвечают на вопросы, пользуясь при этом развернутой фразой, обнаруживая достаточно большой запас слов.

 Хорошее понимание вопросов и инструкций, соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире.

Обнаруживают достаточно большой дефицит знаний и представлений. Обнаруживают некоторую растерянность и беспомощность при выполнении работы, нуждаются в оказании помощи в форме вопросов, подсказок.

 Речь бедна, фраза короткая, грамматический строй речи часто значительно страдает. Запас знаний и представлений ниже возрастной нормы.

Обнаруживают низкую общую осведомленность.

 Помощь принимают плохо.

 От работы быстро переключаются на игры.

 Речь бедна, невыразительна, грамматически неправильна. Интерес к вопросам формальный. Мимика оживляется при переходе к игре.

 Запас знаний и представлений об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы.

 

3.      Понимание сюжетной картинки со скрытым смыслом.

Цель:

- Исследование качества внимания.

- Исследование умения выделять объект восприятия из общего фона.

- Исследование умения устанавливать причинно – следственные связи, заложенные в основе понимания сюжетных картин.

- Исследование умения устанавливать пространственно – временные отношения.

- Исследование эмоционального отношения к событиям, изображенным на картинках.

- Исследование способности описать словесно сюжет картинок, составить по ним  рассказ.

Диагностический материал:

Предлагаются картинки:

Для ребенка в 7-8 лет – сюжетная картинка  «Игрушки убежали» (Приложение №2).

Для ребенка в 8,5-9 лет - сюжетная картинка  «Лентяйка» (Приложение №2).

Для ребенка в 9-10 лет - сюжетная картинка   «В автобусе» (Приложение №2).

 

Процедура исследования:

Ребенку предъявляется картинка.

Его просят тщательно рассмотреть ее и сказать, что за событие на ней изображено, кто его участники, кто главный герой изображенного события.

Определить, какова его роль в происшедшем и роль второстепенных действующих лиц. Ребенок должен дать характеристику основному действующему лицу и его поступку.

 

Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко осмысляют сюжет картинки, выделяют героя происшествия, дают оценку его поступку и ему самому. Эмоционально живо реагируют, без труда описывают сюжет вербально.

Нуждаются в помощи при осмыслении сюжета в форме активизации внимания, наводящих вопросов, подсказок, предъявление вероятных умозаключений в 2-3х вариантах,  из которых чаще выбирают правильное. Помощь в работе принимают достаточно легко.

 Описывают сюжет по вопросам.

Воспринимают сюжет искаженно, помощь использовать продуктивно не могут.

 Легко меняют  описываемый сюжет, допускают нелепости, грубые противоречия. Рассказ в форме односложных ответов на вопросы не отражает сюжета.

 Работают с картинкой без интереса, эмоциональной реакции на изображенное нет.

 

4.      Осмысление конфликтных изображений нелепиц.

    Цель:

- Исследование сохранности внимания, восприятия и представлений

Диагностический материал:

 Картинки - нелепости:

Для детей  в 7-8 лет – картинка  «Дождик» (Приложение №6).

Для детей  в 8-9 лет – картинка  «Рыболов» (Приложение №6).

Для детей  в 9-10 лет – картинка  «Водолаз» (Приложение №6).

 Процедура исследования:

Ребенку предлагается картинка с нелепостями.

Ему предлагают картинку внимательно рассмотреть и решить, все ли правильно нарисовал художник.

Просят назвать и показать, что нарисовано неправильно.

При указании ребенком на те или иные неправильности на рисунке, его просят объяснить, в чем неправильность и как должно быть нарисовано на самом деле. Учитывается количество отмеченных нелепостей и его отношение к общему количеству нелепостей.

 

 

 

 

Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Эмоционально реагируют на картинку с нелепостями. Быстро обнаруживают и объясняют что не так, почему и как должно быть.

Испытывают некоторую растерянность при изучении картинки, им требуется помощь в форме краткого описания сюжета, после чего они начинают обнаруживать нелепости на картинке.

 По ходу работы требуется активизация внимания. Чаще им не удается обнаружить все нелепости. Отметив 2-3 нелепости из

5-6 нелепостей по картинке, они прекращают поиск.

Самостоятельно с работой не справляются, требуется не только помощь в форме краткого описания сюжета, но постоянное побуждение к поиску, активизация внимания.

 Быстро наступает отказ от работы.

 Эмоциональная реакция в форме нетерпения, недовольства, протеста.

 

4.      Исключение предметов и понятий, не подходящих по существенным признакам к остальным в предложенной группе.

Цель:

- Оценка способностей к обобщению.

- Оценка способностей вербально – логическому мышлению.

- Оценка умения устанавливать закономерности.

- Оценка обучаемости.

Диагностический материал:

Таблицы с изображением 4-х предметов, один из которых отличается от остальных по существенному признаку, а 3 предмета имеют общие существенные признаки, на основании которых могут быть обобщены и названы обобщающим словом (Приложение №10).

Процедура проведения:

 Ребенку предлагается рассмотреть таблицу с 4-мя предметами.

 Ему объясняется, что три из изображенных предметов сходны между собой и их можно назвать одним словом, а 4-й предмет к ним не подходит, т.е. не такой как все остальные: он лишний.

 Ребенку предлагается найти этот предмет, назвать его и объяснить, почему он лишний.

 

Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Быстро осуществляют анализ предложенных предметов, слов или понятий, находят сходные между собой по существенным признакам, объединяют их в группу, которую называют обобщенным словом, а лишнее исключают, так как  оно мешает обобщению.

Обычно имеют небольшой запас общих понятий, путают их.

 Затрудняются в определении по какому-либо признаку объединение трех слов или понятий. Нуждаются в объяснении способа действия, помощи при проведении обобщения и исключения лишнего слова.

Затрудняются в объяснении и подборе общего понятия, но принцип усваивают и используют в последующих заданиях.

Проводят исключения по второстепенным или случайным  признакам. Помощь практически не эффективна.

 Если случайно оказывается адекватным выбор слова, подлежащего исключению, то объяснение бывает неверным, часто нелепым. Этим детям трудно бывает объяснить, чем обусловлен выбор исключаемого слова и чем объединены остальные.

 Интерес к работе низкий, формальный.

 

 

 

6 . Понимание содержания литературных текстов.

   Цель:

-   Исследование способности понимания скрытого смысла текста;

-   Исследование умения воспроизведения прочитанного рассказа в логической      

    последовательности;

-   Исследование умения делать выводы, устанавливать причинно -  следственные связи;

-   Исследование общей осведомленности;

-   Исследование представлений.

 Диагностический материал:

В качестве диагностического материала используются:

Для детей  7  лет - рассказ “ Сережа заболел” (Приложение №14).

Для детей   8 лет – рассказ " Волк и коза "(Приложение №14).

Для детей   9 лет – рассказ  "Монета" (Приложение №14).

Для детей   10 лет – рассказ “Луна в реке” (Приложение №14).

Процедура  диагностического исследования:

Ребенка просят внимательно прослушать рассказ и пересказать его.

Просят  объяснить, в чем смысл действий героев и последствия их действий.

Попытаться объяснить поучительную сторону рассказа (чему учит?).

   

  Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко пересказывают рассказ и объясняют смысл описываемой ситуации. Легко устанавливают причинно-следственные отношения.

 Объясняют, чему  учит рассказ.

 Адекватно характеризуют действующих героев, отстаивают выводы.

Пересказывают по наводящим  вопросам. Требуется разъяснительная помощь при выяснении скрытого смысла рассказа. Их суждения поверхностны, не всегда логичны и требуют коррекции.

В лучшем случае при наводящих вопросах и совместном разборе понимают незначительную несущественную часть рассказа.

  Смысл же понять не могут и оказываемая им помощь неэффективна.

 

7 . Составление  рассказа  по серии картинок, объединенных  единым сюжетом.

Цель: 

- Исследование способности устанавливать причинно-следственные отношения;

- Исследование способности устанавливать пространственно-временные отношения;

- Исследование способности составлять  связный рассказ по серии картинок.

Диагностический материал:

Набор из последовательных изображений, объединенных одним сюжетом:-

 Для  детей 7 лет -  серии сюжетных картин:  «Обед», «По ягоды» (Приложение №18).

 Для  детей 8 лет  - серии сюжетных картин:  «Злая собака» (Приложение №18).

 Для  детей 9 лет – серии сюжетных картин  «Щенки», «Курица и ворона» (Приложение №18).

 Для  детей 10 лет – серии сюжетных картин  «На заставе», «Лиса и козел» (Приложение №18).

   Процедура проведения:

 Ребенку предлагается набор картинок, объединенных единым сюжетом.

Затем  ему предлагается рассмотреть всю серию картин, догадаться о чем они рассказывают и разложить в логический ряд, отражающий сюжет рассказа.

 После чего ребенку предлагается составить по разложенной серии картин связный  рассказ.

 Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Легко справляются с заданием, лишь иногда нуждаются при составлении рассказа в помощи в виде уточняющих вопросов.

Выполняют задание с организующей помощью

(совместное начало, наводящие вопросы, сообщение дополнительной информации, активизация внимания и пр.)

 Оказанную помощь используют при выполнении аналогичных заданий.

 

Выкладывают картинки без учета логических связей. Интереса к работе не испытывают, описывают конкретно по каждой картинке, допускают фантазирование, нелепости при их описании.

 Помощь не принимают.

 

8 . Исследование  способности  проводить сравнения предметов или понятий по существенным признакам.

  Цель:

- Исследование умения выделять существенные признаки предметов и понятий;

- Исследование умения объединять  предметы и понятия в группы по существенному признаку;

- Исследование умения проводить сравнения с опорой на существенные признаки по линии сходства и различия;

- Оценка сформированности способности к проведению  операции сравнения.

 Процедура исследования:

Ребенку предлагается сравнить.

Предлагается вопрос: “ Скажи, чем похожи и чем отличаются?»

Например:  мяч и арбуз, собака и волк, птица и самолет, вода и молоко, дождь и град, печь и солнце, курица и ворона, девочка и кукла, кошка и белка, озеро и река, остров и полуостров и др.

 

     

 

 

 

 Оценка результатов:

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

 

Легко и быстро усваивают условия задания, проводят операции синтеза, установив необходимые закономерности.

Некоторым детям в начале работы необходима обучающая помощь на ряде примеров, после чего они справляются с заданием самостоятельно.

Нуждаются в обучающей помощи на примерах и в последующей работе им нужна организующая помощь в виде наводящих вопросов, дополнительной информации и пр.

 Без помощи они чаще проводят сравнения с опорой на второстепенные признаки.

Задание не осмысливают, сравнения проводят по случайным и второстепенным признакам или не проводят вообще.  Все виды помощи ими не принимаются.

 

  1. Исследование школьных знаний.

 Цель:

- Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой.

Материал:

 Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной программе (Приложения №25, 26).

Процедура проведения:

Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней задания.

 

Анализ результатов

 

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Выполняют задание самостоятельно или по наводящим вопросам.

Испытывают желание понять смысл задания, проявляют большую заинтересованность. Необходима организующая помощь.

 Способны осуществлять перенос показанного способа действия на анологичное задание.

Выполняют совместно, частично.

 Помощь использовать не могут.

 Перенос на анологичные задания не осуществляют.

Задания часто выполняют формально.

Мотивация слабая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература, используемая ГПМПК при разработке диагностического материала.

 

1.            Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., Ось-89, 1998.

2.            Бариневич В.В. Недифференцированные олигофрении. Лечение. Прогноз. Реабилитация. М., Изд. «Медицина», 1981.

3.            Борякова Н.Ю., Соболева А.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.; Гном-Пресс, 1999.

4.            Васильева Е.Н. Неадекватность обучения как психогенный фактор, приводящий к расстройствам адаптации, социального поведения. Харьков, Изд. «Украина», 1994.

5.            Вахортова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс – диагностика готовности к школе. Набор методик. М.; «Генезис», 2001.

6.            Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., ВЛАДОС, 2001.

7.            Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида: Сб.1; Сб.2. – М., 2000.

8.            Гращенков Н.И. Перинатальные и натальные поражения головного мозга и их последствия. М., Изд. «Медицина», 1979.

9.            Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М.; Академия, 1998.

10.        Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М.; Просвещение, 1978.

11.        Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.; Просвещение, 2003.

12.        Жиганов А.С. Семейная и социальная депривация как фактор возникновения расстройств личности у детей с задержками психического развития и снижением интеллекта. М., Изд.»Медицина», 1992.

13.        Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.; 1995.

14.        Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. М., Институт общегуманитарных исследований, 2004.

15.        Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого - педагогического обследования детей. Пособие для психолого-педагогических комиссий. М.; ВЛАДОС, 2003Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК)

        // Дефектология, 2001, №6 – с.66-98

16.        Инструктивное письмо МО РФ о психолого-медико-педагогической комиссии №27\2967-6 от 14.07.2003г.

17.        Инструктивное письмо МО РФ от 14.12.2000г.  «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IYIII  видов».

18.        Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб.; СпецЛит, 2001.

19.        Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.; ВЛАДОС, 2001.

20.        Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.; ВЛАДОС, 1991.

21.        Ковалев В.Н. Психиатрия детского возраста. Ленинград, 1984.

22.        Коган А.М. Дифференцированные олигофрении. Ранняя диагностика. Социальная реабилитация. М., изд. «Медицина», 1981.

23.        Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. М.,Гном-Пресс, 1999.

24.        Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.; Пед.общество России, 2001.

25.        Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.; МГУ, 1985.

26.        Левченко И.Ю. Левченко, Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика. М., «Академия», 2003.

27.        Личко А.В. Реабилитация детей и подростков с делинкветным поведением. М.,Изд. «Медицина», 1993.

28.        Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.; ВЛАДОС, 1989.

29.        Лубовский В.И. Специальная психология. М., «Академия», 2003.

30.        Ляпидевский С.С. Невропатология.- Москва; 1981.

31.        Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.; «Академия», 2003.

32.        Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.; 1996.

33.        Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.; ВЛАДОС,2003.

34.        Морозова Т.Н. Проблемы реабилитации детей со снижением интеллекта. М., Изд. «Медицина», 1983.

35.        Немов Р.С. Психология, 3 том. М.;ВЛАДОС, 1998.

36.        Панков Д.Д., Кузнецова И.В., Румянцев А.Г. Диагностика и коррекция пограничных состояний у детей и подростков в образовательных учреждениях. М.; 2003.

37.        Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., «Академия», 2002.

38.        Психолого – медико – педагогическое  сопровождение  детей  с  особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях Ульяновской области. Ульяновск.;ГОУ УИПК ПРО, 2004г.  //Сборник научно-методических статей под редакцией В.В.Клементьева.

39.        Романенко В.А. Реабилитация психически больных. М., Изд. «Медицина», 1983.

40.        Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития  школьников в норме и патологии. М., МПГУ им. В.И.Ленина, 1990.- Гл. II ,III.

41.        Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих документов. М.;Аркти, 2001.

42.        Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М.; Изд-во АПКиПРО РФ, 2000.

43.        Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.; Аркти, 2001.

44.        Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. М.; Аркти, 2001.

45.        Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. М.; ВЛАДОС,1998.

46.        Учебные (базисные) планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов. Приказ МО РФ № 29\2065-п от 10.04.2002г.

47.        Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Диагностика структуры интеллекта. Тест Д.Векслера.;-СПб, «ИМАТОН», 1998.

48.        Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.; 2000.

49.        Шац И.К. Психология и психопатология. Психозы у детей. М.; 2002.

50.        Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.; Аркти, 2001.

51.        Шилов Д.С. Основы управления специальным образованием. М.; Академия, 2001.

52.        Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М.; ВЛАДОС, 2003.

53.        Юдилевич А.Я. Помощник учителя-дефектолога центра психолого-медико-социального и педагогического сопровождения. М.; 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ

Содержание Введение …………………………………………………………………………………………

Содержание Введение …………………………………………………………………………………………

Введение. В настоящее время здоровье детского населения в

Введение. В настоящее время здоровье детского населения в

Из множества методик для обследования детей возникла необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и…

Из множества методик для обследования детей возникла необходимость выбрать такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по возможности более четко определить структуру и…

Понимание предметных и сюжетных картин

Понимание предметных и сюжетных картин

Подбор по аналогии Цель: исследование возможности установления скрытых логических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями

Подбор по аналогии Цель: исследование возможности установления скрытых логических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями

Итогом экспресс-диагностики является составление заключения с формулированием диагноза, вероятным прогнозом дальнейшего развития и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве

Итогом экспресс-диагностики является составление заключения с формулированием диагноза, вероятным прогнозом дальнейшего развития и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве

Содержание и описание диагностического материала при обследовании детей с 7 до 10 лет на

Содержание и описание диагностического материала при обследовании детей с 7 до 10 лет на

Сколько тебе лет? - Сколько тебе было год назад? -

Сколько тебе лет? - Сколько тебе было год назад? -

Для ребенка в 7-8 лет – сюжетная картинка «Игрушки убежали» (Приложение №2)

Для ребенка в 7-8 лет – сюжетная картинка «Игрушки убежали» (Приложение №2)

Оценка результатов Дети с нормой интеллекта

Оценка результатов Дети с нормой интеллекта

Быстро осуществляют анализ предложенных предметов, слов или понятий, находят сходные между собой по существенным признакам, объединяют их в группу, которую называют обобщенным словом, а лишнее…

Быстро осуществляют анализ предложенных предметов, слов или понятий, находят сходные между собой по существенным признакам, объединяют их в группу, которую называют обобщенным словом, а лишнее…

Набор из последовательных изображений, объединенных одним сюжетом:-

Набор из последовательных изображений, объединенных одним сюжетом:-

Оценка результатов:

Оценка результатов:

Литература, используемая ГПМПК при разработке диагностического материала

Литература, используемая ГПМПК при разработке диагностического материала

Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова

Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова

Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка

Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2020