Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Оценка 4.6
Работа в классе
doc
психологическая работа +1
6 кл
20.06.2018
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. В приложении представлены дополнительные бланки, карты наблюдений, опросники для дополнительного обследования учащихся «группы риска», заполнения на детей данной категории образцов дневников наблюдений, составления личностного портрета, ведения психолого-педагогической карты как отдельного учащегося, так и класса в целом.Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. В приложении представлены дополнительные бланки, карты наблюдений, опросники для дополнительного обследования учащихся «группы риска», заполнения на детей данной категории образцов дневников наблюдений, составления личностного портрета, ведения психолого-педагогической карты как отдельного учащегося, так и класса в целом.
диаг.doc
КОПИЛКА
ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»
Методическое пособие Данная публикация предназначена для начинающих педагоговпсихологов, а так
же студентов психологических специальностей с целью ознакомления с
методиками, использующимися в психологической практике по работе с детьми
«группы риска».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из основных направлений работы психологической службы школы
является своевременное выявление и сопровождение детей, склонных к
социальной дезадаптации (детей «группы риска»). В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно
часто в педагогике и психологии. Учащиеся «группы риска» – это категория
детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других
категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и
его криминальных элементов,
ставшим причиной дезадаптации
несовершеннолетних.
Существует пять основных проблемных групп детей в общеобразовательной
школе, которые находятся в зоне риска и могут перейти в «группу риска», если им
не будут обеспечены адекватные условия развития, психологопедагогическое
сопровождение в школе, любовь, понимание и забота в семье, индивидуальный
подход к удовлетворению их специальных потребностей. К этим группам
относятся:
1. Одаренные дети.
2. Слабо обучаемые дети (дети с проблемами в обучении и развитии).
3. Больные дети (дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные,
инвалиды).
4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
5. Педагогически запущенные дети.
Задача данного диагностического пособиясформировать копилку
диагностических методик по работе с детьми «группы риска», а так же обобщить
свой личный опыт нахождения максимально эффективного диагностического
инструментария по выявлению проблемных зон у учащихся, которые требуют
углубленной диагностики и коррекции, систематизировать доступные формы и
методы психологопедагогического воздействия на все субъекты образовательного
пространства.
Диагностическое пособие включает в себя:
1. Диагностические методики и рекомендации по выявлению нарушения
поведения у детей и подростков;
2. Диагностику индивидуальнотипологических особенностей учащихся
«группы риска»;
3. Диагностику аддиктивного и аутодеструктивного поведения;
4. Диагностику эмоциональноличностных отношений учащихся с родителями.
В приложении представлены дополнительные бланки, карты наблюдений,
опросники для дополнительного обследования учащихся «группы риска»,
заполнения на детей данной категории образцов дневников наблюдений,
составления личностного портрета, ведения психологопедагогической карты как
отдельного учащегося, так и класса в целом.
Диагностическое пособие будет полезно для начинающих педагогов
психологов, а так же студентов психологических специальностей с целью
ознакомления с методиками, использующимися в психологической практике по
работе с детьми «группы риска». Оглавление
I блок
Диагностические методики и рекомендации по выявлению нарушения поведения у
детей и подростков.
1. Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе
2. Определение детей «группы риска» (Автор Н.В. Сурикова)
3. Анкета по выявлению вымогательства в школе для учащихся
26, 711 классов
4. Нарушение поведения у ребенка (пакет методик для диагностики)
5. Памятка для родителей и учителей по предупреждению
и преодолению нарушений в поведении ребенка
II блок
Диагностика индивидуальнотипологических особенностей учащихся «группы
риска».
1. Тест «Опросник Айзенка»
2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
3. Проективный тест детской тревожности « Выбери нужное лицо»
(Р. Тэммл, М.Дорки, В. Амен)
4. Методика измерения уровня тревожности Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова
5. Экспрессметодика по выявлению тревожности у пятиклассников
6. Изучение самооценки учащихся
6.1 Методика «Лесенка» для определения самооценки младших
школьников
6.2 Методика «Какой Я?»
6.3 Самооценка «Опросник» для определения уровня самооценки учащихся
57 классов
6.4 Изучение общей самооценки для учащихся 811 классов
III блок
Диагностика аддиктивного и аутодеструктивного поведения.
1. Опросник «PEN»
2. Методика «Прогноз»
3. Методика психодиагностики суицидальных намерений
(ПСН – «В» предназначена для тестируемых до 18 лет)
4. Опросник «Смысложизненные ориентации»
адаптирован Д.А. Леонтьевым, СЖО
5. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности
Л.И. Вассермана (в модификации В.В. Бойко)
6. Тестопросник «Аддиктивная склонность»
7. Опросник выявления предрасположенности к аддиктивному поведению
8. Тест Фагерстрема
(определение степени никотиновой зависимости)
9. Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков
10.Анкета «Изучение характера отношения подростков к наркомании» блок
IV
Диагностика эмоционально личностных отношений учащихся с родителями.
1. Тест ЦТО (Цветовой тест отношений)
2. Проективные методик
(Несуществующее животное, рисунок семьи, ДДЧ, Семейный велосипед,
Музыкальные инструменты)
3. Незаконченные предложения
Приложение
1. Картасхема «Классификация проблем школьников находящихся
в «группе риска»»
2. Карта –схема «Факторы суицидального риска»
3. Карточка учета «трудного» ребенка
4. Дневник наблюдений учащегося «группы риска»
5. Карта наблюдений учащегося «группы риска»
6. Психологопедагогическая карта класса
7. Карта наблюдений классными руководителями учащихся «группы риска»
8. Личностный портрет учащегося
9. Психологопедагогическая карта учащегося
10.Бланк опроса «Немного о себе» I блок
Диагностические методики и
рекомендации по выявлению
нарушения поведения у детей и
подростков. АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ В КЛАССЕ
ИНСТРУКЦИЯ
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитусмости важную
роль играет психолого педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных
особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.
Поэтому первый этап диагностики трудного это общее изучение личности всех
воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное
психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в
котором необходима помощь специалистапсихолога.
Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только
самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе анкета,
дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение
или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями,
общественным активом класса.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает
следующие параметры: учеба (вопросы 13), дисциплина (46), общественнотрудовая активность
(79), отношения с классом (1012) и асоциальные проявления (1315).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и
подчеркивания отрицательного в поведении ученика.
Анкета №1
1.Интересно ли тебе на уроках?
2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
3.Пытаешься ли найти ответ, если чтото непонятно?
4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
5.Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
6.Переживаешь ли, если приходится по какойлибо причине пропускать уроки?
7.Сам ли стираешь себе рубашки?
8.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
9.Помогаешь ли дома по хозяйству?
10.Совершая чтолибо, задумываешься ли, как оценит это класс?
11.Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным
интересом?
12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
14. Куришь ли ты?
15. Приходилось ли убегать из дома?
Анкета №2
1.Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
2.Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
3.Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
4.Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
5.Случалось ли быть участником драки в школе?
6.Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
7.Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
8.Пытался ли избегать общественных поручений?
9.Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д.
10.Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе? 11.Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
12.Участвовал ли в делах, которые шли бы празрез с интересами ребят твоего класса?
13.Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
14.Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе
вещь?
15.Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
Анкета №3
1.С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
2.Выполняешь ли ты домашние задания?
3.Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
4.Вежлив ли со взрослыми вне школы?
5.Вовремя ли возвращаешься нечером с улицы домой?
6.Считаешься ли с мнением родителей?
7.Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
8.Выбирали ли тебя в актив класса?
9.Делаешь ли какоелибо полезное для класса дело?
10.Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
11.Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
12.Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
13.Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции.
14.Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.
Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, 1, 0
(иногда).
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по
данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень
запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру
6>N>3
3>N>0
Уровень педагогической
запущенности
I Начальный уровень
трудновоспитуемости
II — Дезорганизаторы
N<0
Характеристика уровней (по итоговой сумме)
III — Особо трудные
Уровень, качества личности (признаки)
Итоговая сумма баллов
30>N>15
15>N>0
N<0
I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении;
отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и
5); ярко проявляется какойлибо недостаток; нестандартностность характера; слабая
самокритичность и требовательность к себе. II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение
к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 23 серьезных недостатка, устойчиво
взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим,
больше чем к себе.
III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения;
негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная
отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии;
болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Анкета "Определение детей группы риска"
Анкета предназначена для экспрессдиагностики, позволяющей выявить детей групп
риска. Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.
Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребенку (ученику)
перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в
соответствующем столбце.
№/п
1. Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого
2. Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной,
Утверждение
Да Нет
3.
диктантом, экзаменом
Решение по какомулибо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая
его на других
4. Всегда и во всем исполнителен
5. Часто бывает несдержанным
6. Хорошо делает чтолибо по образцу или по примеру, но свои способы
выполнения предлагает редко
7. К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно
8. В своих делах и действиях часто надеется на «авось»
9. Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это
комунибудь другому
10. Часто перепроверяет себя, постоянно чтото исправляет в сделанном
11. Перед выполнением чеголибо ему требуется период «раскачки»
12. При выполнении какойлибо работы может делать ее то очень быстро, то
медленно, постоянно отвлекаясь
13. Выполненную работу обычно не проверяет
14. Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша
или ручки, теребит волосы и т.п.
15. При выполнении какойлибо работы очень быстро устает
16. Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты
17. Часто бывает неаккуратным
18. При необходимости поменять вид работы или рол деятельности делает это с
трудом
19. Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чеголибо
20. Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко
21. Часто отвлекается при выполнении какойлибо работы
22. В работе часто бывает небрежен
23. Всегда стремится получать только отличные оценки
24. Всегда и во всем медлителен и малоподвижен 25. Обычно в начале делает чтолибо быстро и активно, а затем темп выполнения
становится все медленнее и медленнее
26. Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное,
пропускает ошибки
27. Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех
28. Во время выполнения чеголибо необходимы перерывы для отдыха
29. Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего
либо
30. Равнодушен к оценке своей работы
31. Заранее свои действия планирует с трудом
32. Часто жалуется на усталость
33. Все делает медленно, но основательно
КЛЮЧ:
Группа риска
Ответ «да»
на вопросы:
Инфантильные дети
1,8,13,30
Тревожные дети
Неуверенные дети
Отличники и
перфекционисты
2, 10,14,29
3, 6, 9, 20
4, 16,23,27
Группа риска
Дети с трудностями произвольности
и самоорганизации
Астеничные дети
Гипертимные дети
Застревающие дети
Ответ «да» на
вопросы:
12, 19,21,31
15, 25, 28, 32
5,7, 17,22,26
11, 18,24,33
Анкета по выявлению вымогательства в школе
для учащихся 26, 711 классов
1. Меня часто обижают, потому что я не могу постоять за себя, не дать себя в обиду.
Анкета (26 класс)
ДА / НЕТ
2. Я боюсь, когда на меня оказывают давление одноклассники или те, кто старше. ДА / НЕТ
3. Мне приходилось попадать в драку или ссорится изза денег. ДА / НЕТ
4. Бывали случаи, когда я скрывал от взрослых (родителей, учителей) некоторые свои поступки,
потому что знал, что за это будет наказание. ДА / НЕТ
5. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься рэкетом (вымогательством денег), т.к. это неплохой
доход, и ребята уважают и боятся таких людей классе, школе. ДА / НЕТ
6. Мне нравится бывать в компаниях, где можно показать свою власть, покуражиться над другими.
А наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали и наказывали. ДА / НЕТ
7. Я считаю, что если тебе нужны деньги, то их можно забрать у когонибудь. ДА / НЕТ
8. Люди правильно возмущаются, когда узнают, что преступников не наказали за преступление. ДА /
НЕТ
9. Я знаю людей, которые постоянно или иногда занимаются рэкетом (вымогательством денег). ДА /
НЕТ
10. По настоящему уважают только тех людей, которые вызывают страх у окружающих.
ДА / НЕТ
11. Бывали ли случаи рэкета (вымогательства денег) в вашем классе, школе? ДА / НЕТ
12. Можешь ли ты откровенно назвать тех участников рэкета, которые мешают жить ребятам в классе
и школе? Если «да», то назови их имена.
Анкета (711 класс)
1. Мне не хватает уверенности в себе, чтобы постоять за себя, не дать себя в обиду.
ДА / НЕТ
2. Я часто испытываю страх и незащищенность от давления со стороны сверстников или
старшеклассников. ДА / НЕТ 3. Бывало, что я случайно попадал в драку или конфликтную ситуацию изза денег.
ДА / НЕТ
4. Бывали случаи, когда мне приходилось скрывать от взрослых (родителей, учителей) некоторые
свои поступки, потому что знал, что за это будет наказание. ДА / НЕТ
5. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься рэкетом (вымогательством денег), т.к. это неплохой
доход, появляется чувство самоуверенности и значимости в кругу друзей, классе, школе. ДА /
НЕТ
6. Мне нравится бывать в компаниях, где можно показать свою власть, покуражиться. А наивные
простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали и наказывали. ДА / НЕТ
7. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чегонибудь сильно захочешь.
ДА / НЕТ
8. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступники остались безнаказанными. ДА /
НЕТ
9. Среди моих знакомых есть люди, которые систематически или время от времени занимаются
рэкетом (вымогательством денег). ДА / НЕТ
10. По настоящему уважают только тех людей, которые вызывают страх у окружающих.
ДА / НЕТ
11. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения или желания. ДА / НЕТ
12. Бывали ли случаи рэкета (вымогательства денег) в вашем классе, школе? ДА / НЕТ
13. Можешь ли ты откровенно назвать тех участников рэкета, которые мешают жить ребятам в классе
и школе? Если «да», то назови их имена.
Нарушение поведения у ребенка (пакет методик для диагностики) Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей.
Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.
Диагностика
Возможные причины
Формы, методы и
приемы работы
классного руководителя
Рекомендации
педагогам
1. Определение уровня развития – Векслер, ШТУР;
2. Определение мотивации;
3. Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные
методики (рисунок школы);
4. Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ);
5. Изучение межличностных отношений в классе (социометрия,
референтометрия);
6. Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики).
1. Неблагополучная обстановка в семье;
2. Дезадаптация к обучению в школе;
3. Психофизические особенности ребенка;
4. Конфликтные ситуации в классе;
5. Острая психотравма;
6. Внутриличностный конфликт;
1. Индивидуальный подход;
2. Работа с семьей;
3. Создание ситуации успеха и условий развития личности;
Гибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых
оценочных суждений, исключение негативного оценивания (оценка
учебной деятельности не есть оценка личности ребенка).
Нарушение поведения – склонность к обману
Диагностика
Методика Айзенка (шкала лжи), беседа с учеником; беседа с
преподавателями, сверстниками, родителями.
Возможные причины
Формы, методы и приемы
работы классного
руководителя
Рекомендации педагогам
Рекомендации родителям
1. Защитная реакция;
2. Стремление выделиться, утвердиться;
3. Желание фантазировать;
4. Способ манипулирования;
5. Стремление адаптироваться в коллективе;
1. Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями;
2. Наблюдение за ребенком;
3. Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение,
тематические беседы)
1. Не уличать ребенка в обмане публично;
2. Не обвинять ребенка;
3. Доброжелательное отношение;
4. Индивидуальный подход;
1. Доброжелательное отношение, установление доверия;
2. Не оставлять обман незамеченным;
3. Поиск совместных интересов, совместный досуг;
4. Применение наказания и поощрения с подробным
объяснением;
Нарушение поведения демонстративность
Диагностика
1. Проективные методики;
2. Опросник Леонгарда;
3. Опросник Шмишека; Возможные причины
Формы, методы и приемы
работы классного
руководителя
Рекомендации педагогам
Рекомендации родителям
4. 16 – факторный тест Кеттела;
1. Защитный механизм против агрессии;
2. Самоутверждение;
3. Особенности характера;
4. Взаимоотношения в семье;
5. Отношения со сверстниками; экспериментальная
активность.
1. Давать общественные поручения, где это качество было бы
уместным;
2. Адекватная реакция со стороны преподавателя;
3. Сглаживать вспышки агрессии.
1. Давать общественные поручения, где это качество было бы
уместным.
1. Создание товарищеских контактов с ребенком;
2. Специальные формы поощрения;
3. Воспринимать ребенка таким, каков он есть.
Нарушение поведения – замкнутость, необщительность
Диагностика
1. Наблюдение;
2. Социометрия;
3. Тест Айзенка (темерамент)
;
4. Кинетический рисунок семьи;
5. ДДЧ;
6. Тест тревожности Филлипса.
Возможные причины
Формы, методы и приемы
работа классного
руководителя
Рекомендации педагогам
Рекомендации родителям
1. Социальные условия.
2. Особенности темперамента;
3. Страх самовыражения;
1. Доверительная беседа;
2. Создание ситуации успеха;
3. Вовлечение в коллективную деятельность;
4. Использование сильных сторон личности ребенка для
преодоления трудностей и достижения успеха;
1. индивидуальный подход;
2. поощрять, стимулировать активную деятельность на уроке
1. помогать ребенку преодолевать трудности, сопереживать;
2. вовлечение в значимые семейные дела;
3. больше времени уделять ребенку;
Нарушение поведения – уход из дома, склонность к бродяжничеству
Диагностика
1. проективные методики (кинетический рисунок семьи,
Возможные причины
автопортрет, мка Р. Жиля);
2. опросник Шмишека;
3. опросник Личко;
4. социометрические методики;
1. неблагоприятная обстановка в семье;
2. отсутствие учебной мотивации;
3. эмоциональная ранимость;
4. низкая самооценка; Формы, методы и приемы
работы классного
руководителя
Рекомендации педагогам
Рекомендации родителям
1. посещение на дому;
2. индивидуальные беседы и консультации;
3. вовлечение в классные мероприятия;
4. общественные поручения;
1. индивидуальный подход в оценивании;
2. повышение самооценки;
3. развивать заинтересованность к предмету;
1. беседы, индивидуальные консультации психолога;
2. создание теплой эмоциональной обстановки в семье;
3. организация досуга ребенка;
4. учитывать личностные особенности ребенка;
5. создание семейных традиций;
Нарушение поведения – агрессивность
Диагностика
Возможные причины
Формы, методы и приемы
работы классного
руководителя
Рекомендации педагогам
1. проективные методики ( несуществующее животное, ДДЧ);
2. тест фрустрации Розенцвейга;
3. тест руки Вагнера;
4. незаконченные предложения;
5. тест Басса – Дарки;
1. социальные;
2. трудности в общении;
1. беседы,
2. проведение игр социального характера;
3. диспуты;
4. семинары;
1. индивидуальный подход, изменение стиля общения;
2. использование личных увлечений для привлечения ребенка
к интересной, значимой деятельности;
Рекомендации родителям
Учет возрастных особенностей детей, изменение стиля общения.
Памятка для родителей и учителей
Трудности в общении с ребенком и пути их устранения
Типы плохого поведения. В чем проявляется.
Как исправить поведение ребенка
Цель, которую
неосознанно
преследует ребенок
Поведение
Ребенка
Реакция
Взрослых
Рекомендации
Педагога – психолога
Ответ
ребенка
на реакцию
Взрослых 1.привлечь к себе
внимание
2. показать, что
имеет власть над
другими
Ноет, шумит,
встревает в
разговор, не
слушается
Отказывается
делать то, что от
него хотят
3. отплатить,
отомстить, взять
реванш
Вредит или
портит вещи,
может оскорбить
4.
продемонстрировать
свою
неспоспособность
Неспособен
научиться сам.
навыкам, требует
помощи
Соглашаются с
тем, что рк ни на
что не способен
Обращают
внимание и
раздражаются
Прекращает на
время, затем
снова начинает
1. игнорировать.
2. обращать внимание,
когда ведет себя
хорошо
Пытается
использовать свою
власть, чтобы
заставить,
начинает
сердиться
Считают ребенка
подлым и злым,
чувствуют гнев
Упрямится или
усиливает
неповиновение
Избегать борьбы за
власть
Чувствует себя
оскорбленным,
стремится
отплатить и за
это
Остается
беспомощным
Не показывать свой гнев
и обиду
Поверить в спости и
возможности рка
Памятка для родителей и учителей
Предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.
Нарушения
Непослушание
отказ слушаться
когонибудь (oтца,
мать, других
членов семьи)
Проявление
Невыполнение
принятого в семье
распорядка, режима
дня, отказ
выполнять трудовые
обязанности,
поручения, уроки
Воспитательные методы и приемы
• Не ругать, не читать нотаций часто.
• Не считать непослушание ребенка из
ряда вон выходящим явлением.
• Выражать огорчение по поводу его
поступка, действия, ошибки.
• Поговорить доброжелательно без
упреков и повышения голоса.
• Проявлять любовь и внимание
Причина
• Предъявление ребенку
невыполнимых или
взаимоисключающих
требований (приказаний).
• Нарушение этики общения
(неосторожно сказанное,
слово) и норм поведения.
Несогласованность в
требованиях родителей и
членов семьи к ребенку.
• Непедагогичные методы
воспитания.
• Недостаток родительского
внимания.
• Отсутствие доверия или
привязанности между
ребенком и родителями. Агрессивность
действия, имеющие
целью причинить
моральный,
психологический,
физический ущерб
или нанести вред
другим
гнев, ненависть,
враждебность,
упрямство. Плач,
крик, намеренное
непослушание,
разбрасывание
вещей и игрушек,
попытки ударить
родителей, других
членов семьи
• Преобладание наказаний
над поощрениями
• Авторитарный стиль
воспитания.
• Деформация системы
ценностей членов семьи.
• Упущения в нравственном
воспитании детей.
• Подражание героям кино
и видеофильмов.
• Чувства голода и
усталости.
• Чрезмерное количество
ограничений по отношению к
ребенку.
• Стремление
самоутвердиться
Упрямство
неуступчивость,
стремление
добиться своего
вопреки здравому
смыслу
Сердитость, злость,
сопротивление,
настаивание на том,
что хочется только
ребенку
Капризприхоть,
проявление
необычного
состояния
отклонение от
обычного
нормального
поведения
Бурное проявление
гнева, плача, крика,
топанье ногами,
катание по полу,
попытки усуситъ,
поцарапать, пнуть,
плюнуть, швыряние
вещей и предметов,
хлопанье дверью
• Нарушение
взаимоотношений родителей
с ребёнком.
• Неумение поддержать
ребенка в трудной ситуации.
• Игнорирование интересов и
потребностей ребенка.
• Утверждение
родительского авторитета
силой
• Неосторожно сказанные
слова членов семьи,
• Отсутствие
требовательности со
стороны взрослых.
• Отрицательная реакция
родителей на капризы.
• болезненное состояние.
• Чрезмерная родительская
любовь.
• Беспрекословное
выполнение родителями всех
желаний и прихотей ребенка.
• Проявление протеста в
ситуации необоснованного
• Формировать эмоциональную
устойчивость и волевую регуляцию
поступков и поведения.
• Вовлекать в межличностные
отношения.
• Учить понимать переживания других;
отождествлять себя с Другим
человеком, менять свое мнение и
позицию, сопоставляя их с мнениями и
позициями других людей для пре
одоления эгоизма.
• Создать спокойную,
доброжелательную атмосферу в семье.
• Предъявлять требования в различных
формах, уважая личность ребенка.
• Обоснованно применять методы
поощрения и наказания с учетом
психофизиологических и
половозрастных особенностей детей.
• Сдерживать вспышки гнева и
раздражения при оценке поступков и
действий ребенка,
• Проявлять любовь
• Проявлять твердость и настойчивость,
не злясь и не показывая плохое
настроение.
• Не унижать ребенка.
• Не применять принуждения.
• Откладывать решение спорной
проблемы на какоето время,
• Привлекать к решению спорной
проблемы друзей ребенка.
• Контролировать себя и свои действия
• Разумно организовать режим дня
ребенка.
• Создать здоровую морально
психологическую атмосферу в семье.
• Проявлять умеренную
требовательность.
• Вырабатывать у ребенка привычку
считаться с мнением и интересами
других людей.
• Соблюдать режим сна, питания и т. д.
Устранять источник впечатлений.
• Отвлекать ребенка от того, что стало
причиной каприза (обнять, погладить по
голове, поцеловать, проявить
доброжелательность). подавления взрослыми
самостоятельности и
инициативы ребенка.
• Перевозбуждение нервной
системы ребенка
• Употребление матерями
алкоголя и наркотиков в
период беременности.
• Осложнение беременности
и родов,
• Соматические заболевания
в ранней детстве.
• Физические и психические
травмы.
• Нарушения центральной
нервной системы
• Стрессы и переутомление
матери
• Авторитарный стиль
семейного воспитания.
• Индивидуально
психологические и
половозрастные
особенности.
• Недостатки воспитания в
учреждениях (детский сон,
школаинтернат).
• Способ защиты от
чрезмерной опеки взрослых
• Неудовлетворение
потребностей ребенка.
• Оскорбление.
• Применение принуждений
и наказаний.
• Нарушение этики
взаимоотношений и
общения.
• Несправедливое отношение
к ребенку.
• Состояние болезни
• Проявлять спокойствие и равнодушие
в момент каприза.
• Избегать угроз, упреков, насилия,
физических наказаний.
• Спокойно и ласково поговорить с
ребенком после того, как он
успокоится, придет в себя.
• Проявлять любовь
• Разумно организовать распорядок дня.
• Создавать спокойную обстановку при
подготовке ребенком уроков.
• Упреждать конфликтные ситуации.
• Подбирать игры, которые
способствуют концентрации внимания,
выработке выдержки, координации
движений.
•поддерживать малейшие проявления
позитивного поведения.
• избегать частых наказаний
• Проявлять терпение и тактичность в
игра и общении с детьми.
• Установить дружеские отношения во
время игры, совместного труда и
досуга.
• Включать ребенка в различные
коллективное дела (игры,
соревнования, конкурсы, спектакли).
• Проявлять ласку и любовь
•Проявлять спокойствие в момент гнева
ребенка.
• Не наказывать.
• Оставлять на время в покое.
•Отвлекать ребенка от того, что
становится причиной гнева
Гиперактивность
(греч. hyper
сверху
непроизвольные
движения при
нарушении нервной
системы
Чрезмерная
подвижность;
неспособность к
продолжительной
концентрации
внимания
(реагирование на
движение, звуки,
свет)
Замкнутость
скрытность,
отдаленность,
отчужденность,
обособленность
необщительность
Неразговорчивость,
молчаливость,
скрытность и
обособленность
Гнев чувство
сильного
возмущения,
негодования
Проявление
агрессивности, плач,
крик, битье посуды,
швыряние книг,
игрушек, предметов,
повышение голоса,
насильственые
действия по
отношеиию к
животным,
младшему брату или
сестре,
употребление
оскорбительных
слов и выражений
Драчливость
склонность
ребенка к
(Насильственные
действия по
отношению ко
младшим братьям,
• Желание привлечь
внимание отца, матери,
других членов семьи.
•Соперничество между
• Выяснить причины драки.
• Развести детей по комнатам,
предоставляя возможность
успокоиться.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.