Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Оценка 4.6

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
психологическая работа +1
6 кл
20.06.2018
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. В приложении представлены дополнительные бланки, карты наблюдений, опросники для дополнительного обследования учащихся «группы риска», заполнения на детей данной категории образцов дневников наблюдений, составления личностного портрета, ведения психолого-педагогической карты как отдельного учащегося, так и класса в целом.Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. В приложении представлены дополнительные бланки, карты наблюдений, опросники для дополнительного обследования учащихся «группы риска», заполнения на детей данной категории образцов дневников наблюдений, составления личностного портрета, ведения психолого-педагогической карты как отдельного учащегося, так и класса в целом.
диаг.doc
КОПИЛКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» Методическое пособие Данная публикация предназначена для начинающих педагогов­психологов, а так же   студентов   психологических   специальностей   с   целью   ознакомления   с методиками, использующимися в психологической практике по работе с детьми «группы риска». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                  Одним из основных направлений работы психологической службы школы является   своевременное   выявление   и   сопровождение  детей,   склонных   к социальной дезадаптации  (детей «группы риска»). В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто   в  педагогике   и   психологии.  Учащиеся    «группы   риска»  –  это   категория детей,   которая   в   силу   определенных   обстоятельств   своей   жизни   более   других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его   криминальных   элементов,   ставшим   причиной   дезадаптации несовершеннолетних.           Существует пять основных проблемных групп детей в общеобразовательной школе, которые находятся в зоне риска и могут перейти в «группу риска», если им не   будут   обеспечены   адекватные   условия   развития,   психолого­педагогическое сопровождение  в школе,  любовь, понимание  и  забота  в семье, индивидуальный подход   к   удовлетворению   их   специальных   потребностей.   К   этим   группам относятся: 1. Одаренные дети. 2. Слабо обучаемые дети (дети с проблемами в обучении и развитии). 3. Больные дети (дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные,  инвалиды). 4. Дети из проблемных и неблагополучных семей. 5. Педагогически запущенные дети.               Задача   данного   диагностического   пособия­сформировать   копилку   диагностических методик по работе с детьми «группы риска», а так же обобщить свой   личный   опыт   нахождения   максимально   эффективного   диагностического инструментария   по   выявлению   проблемных   зон   у   учащихся,   которые   требуют углубленной   диагностики   и   коррекции,   систематизировать   доступные   формы   и методы психолого­педагогического воздействия на все субъекты образовательного пространства.         Диагностическое пособие включает в себя: 1. Диагностические   методики   и   рекомендации   по   выявлению   нарушения поведения у детей и подростков; 2. Диагностику   индивидуально­типологических   особенностей   учащихся «группы риска»; 3. Диагностику аддиктивного и аутодеструктивного поведения; 4. Диагностику эмоционально­личностных отношений учащихся с родителями.                  В приложении представлены дополнительные бланки, карты наблюдений, опросники   для   дополнительного   обследования   учащихся   «группы   риска», заполнения   на   детей   данной   категории   образцов   дневников   наблюдений, составления личностного портрета, ведения психолого­педагогической карты как отдельного учащегося, так и класса в целом.               Диагностическое   пособие   будет   полезно   для   начинающих   педагогов­ психологов,   а   так   же   студентов   психологических   специальностей   с   целью ознакомления с методиками, использующимися  в психологической  практике по работе с детьми «группы риска». Оглавление I   блок Диагностические методики и рекомендации  по выявлению нарушения поведения у детей и подростков. 1. Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе  2. Определение детей  «группы риска» (Автор Н.В. Сурикова)  3. Анкета по выявлению  вымогательства в школе для учащихся   2­6, 7­11 классов  4. Нарушение поведения у ребенка  (пакет методик для диагностики)  5. Памятка для родителей и учителей по предупреждению  и преодолению нарушений в поведении ребенка                                                       II    блок Диагностика индивидуально­типологических особенностей учащихся «группы  риска». 1. Тест «Опросник Айзенка»  2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса           3.  Проективный тест детской тревожности « Выбери нужное лицо»             (Р. Тэммл, М.Дорки, В. Амен)        4.  Методика измерения уровня тревожности Тейлора в адаптации  Т.А. Немчинова       5.  Экспресс­методика по  выявлению тревожности у пятиклассников        6.  Изучение самооценки учащихся               6.1  Методика «Лесенка» для определения самооценки младших                     школьников               6.2  Методика «Какой Я?»             6.3  Самооценка «Опросник» для определения уровня самооценки учащихся                    5­7 классов                6.4  Изучение общей самооценки для учащихся 8­11 классов   III    блок Диагностика аддиктивного и аутодеструктивного поведения. 1. Опросник «PEN»    2. Методика «Прогноз»   3. Методика психодиагностики суицидальных намерений  (ПСН – «В» предназначена для тестируемых до 18 лет)  4. Опросник «Смысло­жизненные ориентации»  адаптирован Д.А. Леонтьевым, СЖО  5. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности  Л.И. Вассермана  (в модификации В.В. Бойко)  6. Тест­опросник «Аддиктивная склонность»  7. Опросник выявления предрасположенности к аддиктивному поведению          8. Тест Фагерстрема  (определение степени никотиновой зависимости)  9. Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков  10.Анкета «Изучение характера отношения подростков к наркомании» блок IV  Диагностика эмоционально ­ личностных отношений учащихся с родителями. 1. Тест ЦТО (Цветовой тест отношений)      2. Проективные методик   (Несуществующее животное, рисунок семьи, ДДЧ, Семейный велосипед,  Музыкальные инструменты)                        3. Незаконченные предложения   Приложение 1. Карта­схема  «Классификация проблем школьников находящихся  в «группе риска»»  2. Карта –схема «Факторы суицидального риска»  3. Карточка учета «трудного» ребенка  4. Дневник наблюдений учащегося «группы риска»  5. Карта наблюдений учащегося «группы риска»  6. Психолого­педагогическая карта класса  7. Карта наблюдений классными руководителями учащихся «группы риска»  8. Личностный портрет учащегося  9. Психолого­педагогическая карта учащегося   10.Бланк опроса «Немного о себе» I блок Диагностические методики и рекомендации по выявлению нарушения поведения у детей и подростков. АНКЕТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ В КЛАССЕ ИНСТРУКЦИЯ         Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитусмости важную роль   играет   психолого   ­педагогическая   диагностика.   Часто   незнание   индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.          Поэтому   первый   этап   диагностики   трудного   ­   это   общее   изучение   личности   всех воспитанников.          В   случае   задачи   преодоления   трудновоспитуемости   необходимо   уже   специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста­психолога.         Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только  самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе ­ анкета,  дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение  или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями,  общественным активом класса.         Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1­3), дисциплина (4­6), общественно­трудовая активность (7­9), отношения с классом (10­12) и асоциальные проявления (13­15).          При   проведении   анкеты   недопустимо   специальное   выискивание   недостатков   и подчеркивания отрицательного в поведении ученика. Анкета №1 1.Интересно ли тебе на уроках? 2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам? 3.Пытаешься ли найти ответ, если что­то непонятно? 4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки? 5.Стремишься ли вести себя так, что­бы не получить замечания? 6.Переживаешь ли, если приходится по какой­либо причине пропускать уроки? 7.Сам ли стираешь себе рубашки? 8.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса? 9.Помогаешь ли дома по хозяйству? 10.Совершая что­либо, задумываешься ли, как оценит это класс? 11.Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным  интересом? 12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе? 13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки? 14. Куришь ли ты? 15. Приходилось ли убегать из дома? Анкета №2 1.Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины? 2.Занимаешься ли на уроке посторонними делами? 3.Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным? 4.Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе? 5.Случалось ли быть участником драки в школе? 6.Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия? 7.Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий? 8.Пытался ли избегать общественных поручений? 9.Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д. 10.Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе? 11.Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам? 12.Участвовал ли в делах, которые шли бы празрез с интересами ребят твоего класса? 13.Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность? 14.Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе  вещь? 15.Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать? Анкета №3 1.С полной ли отдачей ты работаешь на уроке? 2.Выполняешь ли ты домашние задания? 3.Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим? 4.Вежлив ли со взрослыми вне школы? 5.Во­время ли возвращаешься нечером с улицы домой? 6.Считаешься ли с мнением родителей? 7.Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе? 8.Выбирали ли тебя в актив класса? 9.Делаешь ли какое­либо полезное для класса дело? 10.Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса? 11.Хочешь ли иметь много друзей в своем классе? 12.Стараешься ли отстаивать честь своего класса? 13.Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции. 14.Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице? 15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся? На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда. Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, ­1, 0  (иногда). Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень  запущенности ученика. Сумма баллов по параметру 6>N>3 3>N>0 Уровень педагогической  запущенности I ­ Начальный уровень  трудновоспитуемости II — Дезорганизаторы N<0 Характеристика уровней (по итоговой сумме) III — Особо трудные Уровень, качества личности (признаки) Итоговая сумма баллов 30>N>15 15>N>0 N<0 I   уровень:   отдельные   конфликты;   неустойчивость,   случайность   отклонений   в   поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5);   ярко   проявляется   какой­либо   недостаток;   нестандартностность   характера;   слабая самокритичность и требовательность к себе. II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2­3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих   между   собой;   завышенная   самооценка;   уровень   требований   к   другим, больше чем к себе. III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное   отношение   к   школе,   к   сверстникам,   к   нормам   морали;   ярко   выраженная отрицательная   направленность;   пробелы   в   умственном,   нравственном,   волевом   развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует. Анкета "Определение детей группы риска"  Анкета   предназначена   для   экспресс­диагностики,   позволяющей   выявить   детей   групп риска.   Ответить   на   вопросы   анкеты   предлагается   учителям   или   родителям. Инструкция:   Пожалуйста,   отметьте,   присущи   ли   вашему   ребенку   (ученику) перечисленные   ниже   формы   поведения.   Для   этого   поставьте   «плюс»   в соответствующем столбце. №/п 1. Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого   2. Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной,    Утверждение                     Да Нет                                               3. диктантом, экзаменом Решение по какому­либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая  его на других 4. Всегда и во всем исполнителен 5. Часто бывает несдержанным 6. Хорошо делает что­либо по образцу или по примеру, но свои способы  выполнения предлагает редко 7. К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно 8. В своих делах и действиях часто надеется на «авось» 9. Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это  кому­нибудь другому 10. Часто перепроверяет себя, постоянно что­то исправляет в сделанном 11. Перед выполнением чего­либо ему требуется период «раскачки» 12. При выполнении какой­либо работы может делать ее то очень быстро, то  медленно, постоянно отвлекаясь 13. Выполненную работу обычно не проверяет 14. Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша      или ручки, теребит волосы и т.п. 15. При выполнении какой­либо работы очень быстро устает 16. Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты 17. Часто бывает неаккуратным 18. При необходимости поменять вид работы или рол деятельности делает это с  трудом 19. Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего­либо 20. Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко 21. Часто отвлекается при выполнении какой­либо работы 22. В работе часто бывает небрежен 23. Всегда стремится получать только отличные оценки 24. Всегда и во всем медлителен и малоподвижен 25. Обычно в начале делает что­либо быстро и активно, а затем темп выполнения  становится все медленнее и медленнее 26. Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное,  пропускает ошибки 27. Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех 28. Во время выполнения чего­либо необходимы перерывы для отдыха 29. Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего­ либо 30. Равнодушен к оценке своей работы 31. Заранее свои действия планирует с трудом 32. Часто жалуется на усталость 33. Все делает медленно, но основательно КЛЮЧ:                                     Группа риска Ответ «да» на вопросы: Инфантильные дети 1,8,13,30 Тревожные дети Неуверенные дети Отличники и  перфекционисты 2, 10,14,29 3, 6, 9, 20 4, 16,23,27 Группа риска Дети с трудностями произвольности  и самоорганизации Астеничные дети Гипертимные дети Застревающие дети Ответ «да» на вопросы: 12, 19,21,31 15, 25, 28, 32 5,7, 17,22,26 11, 18,24,33 Анкета по выявлению  вымогательства в школе  для учащихся 2­6, 7­11 классов 1. Меня   часто   обижают,   потому   что   я   не   могу   постоять   за   себя,   не   дать   себя   в   обиду.   Анкета (2­6 класс) ДА / НЕТ 2. Я боюсь, когда на меня оказывают давление одноклассники или те, кто старше. ДА / НЕТ 3. Мне приходилось попадать в драку или ссорится из­за денег. ДА / НЕТ 4. Бывали случаи, когда я скрывал от взрослых (родителей,   учителей) некоторые свои поступки, потому что знал, что за это будет наказание. ДА / НЕТ 5. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься рэкетом (вымогательством денег), т.к. это неплохой доход, и ребята уважают и боятся таких людей классе, школе. ДА / НЕТ 6. Мне нравится бывать в компаниях, где можно показать свою власть, покуражиться над другими. А наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали и наказывали. ДА / НЕТ 7. Я считаю, что если тебе нужны деньги, то их можно забрать у кого­нибудь. ДА / НЕТ 8. Люди правильно возмущаются, когда узнают, что преступников не наказали за преступление. ДА / НЕТ 9. Я знаю людей, которые постоянно или иногда занимаются рэкетом (вымогательством денег). ДА / НЕТ 10. По   настоящему   уважают   только   тех   людей,   которые   вызывают   страх   у   окружающих.  ДА / НЕТ 11. Бывали ли случаи рэкета (вымогательства денег) в вашем классе, школе? ДА / НЕТ 12. Можешь ли ты откровенно назвать тех участников рэкета, которые мешают жить ребятам в классе и школе? Если «да», то назови их имена.  Анкета (7­11 класс) 1. Мне   не   хватает   уверенности   в   себе,   чтобы   постоять   за   себя,   не   дать   себя   в   обиду.   ДА / НЕТ 2. Я   часто   испытываю   страх   и   незащищенность   от   давления   со   стороны   сверстников   или старшеклассников. ДА / НЕТ 3. Бывало,   что   я   случайно   попадал   в   драку   или   конфликтную   ситуацию   из­за   денег. ДА / НЕТ   4. Бывали случаи, когда мне приходилось скрывать от взрослых (родителей,  учителей) некоторые свои поступки, потому что знал, что за это будет наказание. ДА / НЕТ 5. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься рэкетом (вымогательством денег), т.к. это неплохой доход, появляется чувство самоуверенности и значимости в кругу друзей, классе, школе. ДА / НЕТ 6. Мне нравится бывать в компаниях, где можно показать свою власть, покуражиться. А наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали и наказывали. ДА / НЕТ 7. Некоторые   правила   и   запреты   можно   отбросить,   если   чего­нибудь   сильно   захочешь.   ДА / НЕТ 8. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступники остались безнаказанными. ДА / НЕТ 9. Среди моих знакомых есть люди, которые систематически или время от времени занимаются рэкетом (вымогательством денег). ДА / НЕТ 10. По   настоящему   уважают   только   тех   людей,   которые   вызывают   страх   у   окружающих.  ДА / НЕТ 11. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения или желания. ДА / НЕТ 12. Бывали ли случаи рэкета (вымогательства денег) в вашем классе, школе? ДА / НЕТ 13. Можешь ли ты откровенно назвать тех участников рэкета, которые мешают жить ребятам в классе и школе? Если «да», то назови их имена.  Нарушение поведения у ребенка (пакет методик для диагностики) Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей.  Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам. Диагностика Возможные причины Формы, методы и  приемы работы  классного руководителя Рекомендации  педагогам 1. Определение уровня развития – Векслер, ШТУР; 2. Определение мотивации; 3. Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные  методики (рисунок школы); 4. Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ); 5. Изучение межличностных отношений в классе (социометрия,  референтометрия); 6. Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики).  1. Неблагополучная обстановка в семье; 2. Дезадаптация к обучению в школе; 3. Психофизические особенности ребенка; 4. Конфликтные ситуации в классе; 5. Острая психотравма; 6. Внутриличностный конфликт; 1. Индивидуальный подход; 2. Работа с семьей; 3. Создание ситуации успеха и условий развития личности; Гибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных   суждений,   исключение   негативного   оценивания   (оценка учебной деятельности не есть оценка личности ребенка). Нарушение поведения – склонность к обману Диагностика Методика Айзенка (шкала лжи), беседа с учеником; беседа с  преподавателями, сверстниками, родителями. Возможные причины Формы, методы и приемы  работы классного  руководителя Рекомендации педагогам Рекомендации родителям 1. Защитная реакция; 2. Стремление выделиться, утвердиться; 3. Желание фантазировать; 4. Способ манипулирования; 5. Стремление адаптироваться в коллективе; 1. Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями; 2. Наблюдение за ребенком; 3. Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение,  тематические беседы) 1. Не уличать ребенка в обмане публично; 2. Не обвинять ребенка; 3. Доброжелательное отношение; 4. Индивидуальный подход; 1. Доброжелательное отношение, установление доверия; 2. Не оставлять обман незамеченным; 3. Поиск совместных интересов, совместный досуг; 4. Применение наказания и поощрения с подробным  объяснением;  Нарушение поведения ­ демонстративность Диагностика 1. Проективные методики; 2. Опросник Леонгарда; 3. Опросник Шмишека; Возможные причины Формы, методы и приемы  работы классного  руководителя Рекомендации педагогам Рекомендации родителям 4. 16 – факторный тест Кеттела; 1. Защитный механизм против агрессии; 2. Самоутверждение; 3. Особенности характера; 4. Взаимоотношения в семье; 5. Отношения со сверстниками; экспериментальная  активность. 1. Давать общественные поручения, где это качество было бы  уместным; 2. Адекватная реакция со стороны преподавателя; 3. Сглаживать вспышки агрессии. 1. Давать общественные поручения, где это качество было бы  уместным. 1. Создание товарищеских контактов с ребенком; 2. Специальные формы поощрения; 3. Воспринимать ребенка таким, каков он есть. Нарушение поведения – замкнутость, необщительность Диагностика 1. Наблюдение; 2. Социометрия; 3. Тест Айзенка (темерамент)  ; 4. Кинетический рисунок семьи; 5. ДДЧ;   6.  Тест тревожности Филлипса. Возможные причины Формы, методы и приемы  работа классного  руководителя Рекомендации педагогам Рекомендации родителям 1. Социальные условия. 2. Особенности темперамента; 3. Страх самовыражения; 1. Доверительная беседа; 2. Создание ситуации успеха; 3. Вовлечение в коллективную деятельность; 4. Использование сильных сторон личности ребенка для  преодоления трудностей и достижения успеха;  1. индивидуальный подход; 2. поощрять, стимулировать активную деятельность на уроке 1. помогать ребенку преодолевать трудности, сопереживать; 2. вовлечение в значимые семейные дела; 3. больше времени уделять ребенку;   Нарушение поведения – уход из дома, склонность к бродяжничеству Диагностика 1. проективные методики (кинетический рисунок семьи,  Возможные причины автопортрет, м­ка Р. Жиля); 2. опросник Шмишека; 3. опросник Личко; 4. социометрические методики; 1. неблагоприятная обстановка в семье; 2. отсутствие учебной мотивации; 3. эмоциональная ранимость; 4. низкая самооценка; Формы, методы и приемы  работы классного  руководителя Рекомендации педагогам Рекомендации родителям 1. посещение на дому; 2. индивидуальные беседы и консультации; 3. вовлечение в классные мероприятия; 4. общественные поручения; 1. индивидуальный подход в оценивании; 2. повышение самооценки; 3. развивать заинтересованность к предмету; 1. беседы, индивидуальные консультации психолога; 2. создание теплой эмоциональной обстановки в семье; 3. организация досуга ребенка; 4. учитывать личностные особенности ребенка; 5. создание семейных традиций;   Нарушение поведения – агрессивность Диагностика Возможные причины Формы, методы и приемы  работы классного  руководителя Рекомендации педагогам 1. проективные методики (   несуществующее животное, ДДЧ); 2. тест фрустрации Розенцвейга; 3. тест руки Вагнера; 4. незаконченные предложения; 5. тест Басса – Дарки;  1. социальные; 2. трудности в общении; 1. беседы, 2. проведение игр социального характера; 3. диспуты; 4. семинары; 1. индивидуальный подход, изменение стиля общения; 2. использование личных увлечений для привлечения ребенка  к интересной, значимой деятельности; Рекомендации родителям Учет возрастных особенностей детей, изменение стиля общения. Памятка для родителей и учителей Трудности в общении с ребенком и пути их устранения Типы плохого поведения. В чем проявляется. Как исправить поведение ребенка Цель, которую неосознанно преследует ребенок Поведение Ребенка Реакция Взрослых Рекомендации Педагога – психолога Ответ ребенка на реакцию Взрослых 1.привлечь к себе  внимание 2. показать, что  имеет власть над  другими Ноет, шумит,  встревает в  разговор, не  слушается   Отказывается  делать то, что от  него хотят 3. отплатить,  отомстить, взять  реванш Вредит или  портит вещи,  может оскорбить 4.  продемонстрировать свою  неспоспособность Неспособен  научиться сам.  навыкам, требует помощи Соглашаются с  тем, что р­к ни на  что не способен Обращают  внимание и  раздражаются Прекращает на  время, затем  снова начинает 1. игнорировать. 2. обращать внимание, когда ведет себя  хорошо Пытается  использовать свою  власть, чтобы  заставить,  начинает  сердиться Считают ребенка  подлым и злым,  чувствуют гнев Упрямится или  усиливает  неповиновение Избегать борьбы за  власть Чувствует себя  оскорбленным,  стремится  отплатить и за  это Остается  беспомощным Не показывать свой гнев и обиду Поверить в спос­ти и  возможности р­ка Памятка для родителей и учителей  Предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка. Нарушения Непослушание­  отказ слушаться  кого­нибудь (oтца,  мать, других  членов семьи) Проявление Невыполнение  принятого в семье  распорядка, режима дня, отказ  выполнять трудовые обязанности,  поручения, уроки Воспитательные методы и приемы • Не ругать, не читать нотаций часто.  • Не считать непослушание ребенка из  ряда вон выходящим явлением.  • Выражать огорчение по поводу его  поступка, действия, ошибки.  • Поговорить доброжелательно без  упреков и повышения голоса.  • Проявлять любовь и внимание Причина • Предъявление ребенку  невыполнимых или  взаимоисключающих  требований (приказаний).  • Нарушение этики общения  (неосторожно сказанное,  слово) и норм поведения. Несогласованность в  требованиях родителей и  членов семьи к ребенку. • Непедагогичные методы  воспитания.  • Недостаток родительского  внимания.  • Отсутствие доверия или  привязанности между  ребенком и родителями. Агрессивность ­  действия, имеющие целью причинить  моральный,  психологический,  физический ущерб  или нанести вред  другим гнев, ненависть,  враждебность,  упрямство. Плач,  крик, намеренное  непослушание,  разбрасывание  вещей и игрушек,  попытки ударить  родителей, других  членов семьи • Преобладание наказаний  над поощрениями • Авторитарный стиль  воспитания. • Деформация системы  ценностей членов семьи. • Упущения в нравственном  воспитании детей. • Подражание героям кино­  и видеофильмов. • Чувства голода и  усталости.  • Чрезмерное количество  ограничений по отношению к ребенку. • Стремление  самоутвердиться Упрямство ­ неуступчивость,  стремление  добиться своего  вопреки здравому  смыслу Сердитость, злость,  сопротивление,  настаивание на том,  что хочется только  ребенку Каприз­прихоть,  проявление  необычного  состояния  отклонение от  обычного  нормального  поведения Бурное проявление  гнева, плача, крика,  топанье ногами,  катание по полу,  попытки усуситъ,  поцарапать, пнуть,  плюнуть, швыряние  вещей и предметов,  хлопанье дверью • Нарушение  взаимоотношений родителей  с ребёнком.  • Неумение поддержать  ребенка в трудной ситуации. • Игнорирование интересов и потребностей ребенка.  • Утверждение  родительского авторитета  силой • Неосторожно сказанные  слова членов семьи, • Отсутствие  требовательности со  стороны взрослых. • Отрицательная реакция  родителей на капризы. • болезненное состояние.  • Чрезмерная родительская  любовь. • Беспрекословное  выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка. • Проявление протеста в  ситуации необоснованного  • Формировать эмоциональную  устойчивость и волевую регуляцию  поступков и поведения.  • Вовлекать в межличностные  отношения. • Учить понимать переживания других;  отождествлять себя с Другим  человеком, менять свое мнение и  позицию, сопоставляя их с мнениями и  позициями других людей для пре­ одоления эгоизма. • Создать спокойную,  доброжелательную атмосферу в семье.  • Предъявлять требования в различных  формах, уважая личность ребенка. • Обоснованно применять методы  поощрения и наказания с учетом  психофизиологических и  половозрастных особенностей детей. • Сдерживать вспышки гнева и  раздражения при оценке поступков и  действий ребенка, • Проявлять любовь   • Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое  настроение. • Не унижать ребенка. • Не применять принуждения. • Откладывать решение спорной  проблемы на какое­то время,  • Привлекать к решению спорной  проблемы друзей ребенка.  • Контролировать себя и свои действия • Разумно организовать режим дня  ребенка. • Создать здоровую морально­ психологическую атмосферу в семье.  • Проявлять умеренную  требовательность. • Вырабатывать у ребенка привычку  считаться с мнением и интересами  других людей.  • Соблюдать режим сна, питания и т. д.  Устранять источник впечатлений. • Отвлекать ребенка от того, что стало  причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить  доброжелательность). подавления взрослыми  самостоятельности и  инициативы ребенка.  • Перевозбуждение нервной  системы ребенка • Употребление матерями  алкоголя и наркотиков в  период беременности.  • Осложнение беременности  и родов,  • Соматические заболевания  в ранней детстве.  •  Физические и психические  травмы. • Нарушения центральной  нервной системы • Стрессы и переутомление  матери • Авторитарный стиль  семейного воспитания. • Индивидуально­ психологические и  половозрастные  особенности.  • Недостатки воспитания в  учреждениях (детский сон,  школа­интернат).  • Способ защиты от  чрезмерной опеки взрослых • Неудовлетворение  потребностей ребенка. • Оскорбление. • Применение принуждений  и наказаний. • Нарушение этики  взаимоотношений и  общения. • Несправедливое отношение к ребенку. • Состояние болезни • Проявлять спокойствие и равнодушие  в момент каприза.  • Избегать угроз, упреков, насилия,  физических наказаний. • Спокойно и ласково поговорить с  ребенком после того, как он  успокоится, придет в себя. • Проявлять любовь • Разумно организовать распорядок дня. • Создавать спокойную обстановку при  подготовке ребенком уроков. • Упреждать конфликтные ситуации.  • Подбирать игры, которые  способствуют концентрации внимания,  выработке выдержки, координации  движений.  •поддерживать малейшие проявления  позитивного поведения.  • избегать частых наказаний   • Проявлять терпение и тактичность в  игра и общении с детьми. • Установить дружеские отношения во  время игры, совместного труда и  досуга.  • Включать ребенка в различные  коллективное дела (игры,  соревнования, конкурсы, спектакли).  • Проявлять ласку и любовь •Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка. • Не наказывать. • Оставлять на время в покое. •Отвлекать ребенка от того, что  становится причиной гнева     Гиперактивность  ­ (греч. hyper ­  сверху­ непроизвольные  движения при  нарушении нервной системы Чрезмерная  подвижность;  неспособность к  продолжительной  концентрации  внимания  (реагирование на  движение, звуки,  свет) Замкнутость ­ скрытность,  отдаленность,  отчужденность,  обособленность  необщительность Неразговорчивость,  молчаливость,  скрытность и  обособленность Гнев ­ чувство  сильного  возмущения,  негодования             Проявление  агрессивности, плач, крик, битье посуды,  швыряние книг,  игрушек, предметов, повышение голоса,  насильственые  действия по  отношеиию к  животным,  младшему брату или сестре,  употребление  оскорбительных  слов и выражений Драчливость ­  склонность  ребенка к  (Насильственные  действия по  отношению ко  младшим братьям, • Желание привлечь  внимание отца, матери,  других членов семьи. •Соперничество между  • Выяснить причины драки. • Развести детей по комнатам,  предоставляя возможность  успокоиться.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.

Диагностический инструментарий психолога в работе с учащимися "группы риска" для 6 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2018