Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений младших школьников
Оценка 4.7

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений младших школьников

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
детская психология
1 кл—4 кл
10.10.2022
Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений младших школьников
ПЕРЕЧЕНЬ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИК
Диагностический материал+отчет.docx

 

Коррекционная педагогика

Отчет о прохождении преддипломной практики

 

ПЕРЕЧЕНЬ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИК

 

1.                 Проективная методика «Красивый рисунок».

2.                 Проективная методика «Рисунок семьи».

 

1. Проективная методика «Красивый рисунок».

Тест «Красивый рисунок», как и другие графические методики, очень простой и охотно выполняется детьми. Возрастные рамки почти не ограничены.

При проведении теста не нужно высказывать поясняющие и уточняющие само задание реплики. Вы усаживаете ребенка в удобное положение за столом, даете ему белый лист бумаги форматом А4 (если повернет по горизонтали – не страшно), цветные карандаши 12 или 24 цветов и даете инструкцию.

Инструкция «Нарисуй самый красивый рисунок. Все, что ты захочешь». Рисовать можно разными карандашами.

Особенность этой методики состоит в том, что вам нужно постараться расположить ребенка к выполнению. Внимательно понаблюдать, в какой последовательности берутся карандаши, с каким цветом ребенок работал в начале, а какими он закончил рисунок. Ведь во время рисования настроение может меняться. Чтобы не забыть – пометьте себе незаметно на листке это чередование.

 

2. Проективная методика «Рисунок семьи».

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: Кто? Где нарисован? Что делают члены семьи? Кто в каком настроении? и т.д.

 

3. Проективная методика «Несуществующее животное».

Методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично.

Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием".

 

 

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №1

 

Цель: диагностика эмоционального состояния учащихся 3 «Е» класса.

Используемая методика: проективная методика «Красивый рисунок».

Задачи:

-                   выявить детей с эмоциональными нарушениями;

-                   определить уровень тревожности.

Возраст испытуемых: 9 лет.

Количество испытуемых: 21 человек.

 

В ходе исследования было выявлено:

На основании данных проведенной диагностики можно говорить:

-                   о повышенной тревожности у 7 испытуемых;

-                   о повышенной сензитивности у 3 испытуемых;

-                   об эмоциональной напряженности у 4 испытуемых.

 

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

-                   Повышенная тревожность испытуемых отражается в страхе несоответствия ожиданиям окружающих, страхе самовыражения, страхе ситуации проверки знаний. Это говорит об очень непростых отношениях детей как между собой, так и с классным руководителем и учителями-предметниками, работающими в данном классе.

-                   Повышенная сензитивность у 1 испытуемого является личностной особенностью, в следствие которой ребёнок очень эмоционально реагирует на все, что с ним происходит. У 2 испытуемых повышенная сензитивность является следствием переживаемого стресса.

-                   4 испытуемых находятся в состоянии эмоциональной напряженности в связи с большой учебной и внеучебной нагрузкой  (все дети посещают кружки и секции), непростыми отношениями с одноклассниками и классным руководителем, сложностями в общении с родителями.

 

 

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №2

 

Цель: диагностика детско-родительских взаимоотношений.

Используемая методика: проективная методика «Рисунок семьи».

Задачи:

-                   определить, какое место ребёнок отводит в семье для себя, степень близости взаимоотношений в семье.

Возраст испытуемых: 9 лет.

Количество испытуемых: 21 человек.

 

В ходе исследования было выявлено:

На основании данных проведенной диагностики можно говорить о следующем:

-                   трудности во взаимоотношениях с близкими у 6 испытуемых;

-                   чувство незащищенности наблюдается у 3 испытуемых;

-                   низкая самооценка у 8 испытуемых.

 

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

-                   Трудности во взаимоотношениях с близкими испытывают 6 ребят. У кого-то непростые взаимоотношения с одним из родителей, кто-то испытывает чувство ревности к младшему брату или сестре. 4 из 6 испытуемых нарисовали всех членов семьи, включая домашних животных, но себя не изобразили. Это говорит о том, что дети не чувствуют себя членами семьи, им кажется, что о них забыли, их не понимают и не любят.

-                   Чувство незащищенности наблюдается у 3 испытуемых. На рисунке дети отгораживают себя от родителей и других членов семьи посторонними предметами, в частности 1 испытуемый нарисовал солнце. Это говорит об отсутствии тепла, взаимопонимания и доверия между ребёнком и родителями.

-                   8 испытуемых изобразили себя маленькими по отношению к другим членами семьи. Это говорит о том, что в данный момент ребята имеют низкую самооценку в следствие каких-то семейных конфликтов.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №3

 

Цель: диагностика уровня агрессивности и страха.

Используемая методика: проективная методика «Несуществующее животное».

Задачи:

-                   выявить уровень и причины агрессивности;

-                   определить подсознательные страхи испытуемых.

Возраст испытуемых: 9 лет.

Количество испытуемых: 21 человек.

 

В ходе исследования было выявлено:

На основании данных проведенной диагностики можно говорить о следующем:

-                   повышенная агрессивность наблюдается у 5 испытуемых;

-                   чувство страха остро проявляется у 13 испытуемых.

 

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

-                   Повышенная агрессивность наблюдается у 5 испытуемых. Данная эмоциональная реакция является скорее средством защиты от окружающей действительности, нежели стилем поведения. Почти все испытуемые с повышенной агрессивность испытывают трудности в общении со сверстниками, учителями и родителями.

-                   Очень высокий показатель чувства страха наблюдается у 13 испытуемых. Почти все дети из данной группы имеют большое количество подсознательных страхов. Причиной некоторых из них являются трудности с учебой, некоторые же являются следствием пережитых стрессов, сложных взаимоотношений с родителями, повышенной сензитивности в определенный период развития.

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРТ-ТЕРАПИИ И ЕЁ ВИДОВ

 

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Что бы решить данную проблему, психологами системы образования стали использоваться креативные методы в коррекционной работе, а в частности, технологии арт-терапии.

Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Арт-терапия в учреждениях образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состоянии.

Основываясь на гуманистическом подходе, арт-терапия преследует единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством). Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

·                     изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

·                     имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

·                     музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

·                     сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

·                     кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную;

·                     коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;

·                     игровая терапия и т. д.

 

ОТЧЕТ – САМОАНАЛИЗ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ

 

Я, Битюцкая Ирина Викторовна, в период с 3.03.2022г. находилась на производственной (преддипломной) практике в Тугулымской СОШ № 26. Проходила практику в 3 «Е» классе под руководством Рогозиной Н. А., педагог-психолог. Под её руководством разработала индивидуальный календарный план на период практики, занималась работой по уточнению и конкретизации теоретической части моей выпускной квалификационной работы. Мною были проведены изучение и подбор диагностического инструментария для экспериментальной части моего исследования.

Мной осуществлялось наблюдение за учащимися класса, в котором я проходила практику, как на уроках, так и во время перемен. Под руководством психолога мной был проведен констатирующий эксперимент, и выполнен анализ результатов, представленный в протоколах исследования. После получения результатов мной была разработана коррекционная программа, направленная на коррекцию эмоциональных нарушений младших школьников средствами арт-терапии. По окончании реализации данной программы был проведен контрольный эксперимент, показавший эффективность предложенной коррекционной программы и положительную динамику у испытуемых.


 

Коррекционная педагогика Отчет о прохождении преддипломной практики

Коррекционная педагогика Отчет о прохождении преддипломной практики

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №1 Цель: диагностика эмоционального состояния учащихся 3 «Е» класса

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №1 Цель: диагностика эмоционального состояния учащихся 3 «Е» класса

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №2 Цель: диагностика детско-родительских взаимоотношений

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №2 Цель: диагностика детско-родительских взаимоотношений

Чувство незащищенности наблюдается у 3 испытуемых

Чувство незащищенности наблюдается у 3 испытуемых

Очень высокий показатель чувства страха наблюдается у 13 испытуемых

Очень высокий показатель чувства страха наблюдается у 13 испытуемых

ОТЧЕТ – САМОАНАЛИЗ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ

ОТЧЕТ – САМОАНАЛИЗ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2022