Диагностика уровня развития эмоциональной сферы детей с РАС
Оценка 5

Диагностика уровня развития эмоциональной сферы детей с РАС

Оценка 5
Исследовательские работы +3
docx
дефектология +1
Детсад—4 кл
06.03.2023
Диагностика уровня развития эмоциональной сферы детей с РАС
Диагностика уровня развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с расстройством аутистического спектра
Диагностика уровня развития эмоциональной сферы детей с РАС.docx

Диагностика уровня развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с расстройством аутистического спектра

 

Исследование особенностей эмоциональной сферы детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра осуществлялось на основе общепринятых дидактических принципов, а кроме этого, основных принципов специальной коррекционной педагогики.

Основной целью исследования представлялось изучение уровня сформированности навыков эмоционального реагирования в процессе коммуникаций у детей с РАС.

В связи с поставленной целью настоящего исследования были определены такие задачи:

1. Выбрать диагностические оценочные методики, которые позволяют определить уровень сформированности эмоционального реагирования детей с РАС;

2. Осуществить эмпирическое изучение нарушений эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с РАС;

3. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы констатирующего этапа исследования.

Констатирующий эксперимент был осуществлен на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» г. Новосибирска.

В данном образовательном учреждении обучаются дети младшего школьного возраста с РАС. Так, для настоящего исследования была организована группа, в которую были включены 10 детей 6-7 лет: 6 девочек и 4 мальчика. Все дети из социально-нормированных благополучных семей, 8 детей – из полных семей, 2 воспитываются одним родителем. У всех детей поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра». Взаимодействие детей между собой носит в основном формальный характер. Они не заинтересованы в совместных играх, не инициируют и не поддерживают разговор. Некоторые совсем погружены в себя и даже не пускают посторонних в зону своего комфорта. Деятельность в основном носит стереотипный характер. У всех детей с большей или меньшей степени прослеживаются повторяющиеся механические движения.

Комплексное обследование детей проводилось исключительно с согласия их родителей.

Практическое исследование проходило по следующим этапам:

1) констатирующий;

2) экспериментальный;

3) контрольный.

На каждом этапе проводились определенные мероприятия исследования, которые описаны ниже в настоящей работе.

Первый этап исследования представлял собой сбор анамнестических данных; он включал в себя исследование документации, беседы и анкетирования родителей.

Второй этап заключался в комплексном обследовании, где ведущей целью было определить состояние эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет с РАС в общей системе их социально-психологических особенностей; кроме этого, мы делали акцент на связи эмоциональной сферы детей и их навыком коммуникации с окружающими.

Дефектологическое комплексное обследование было третьим этапом; на данном этапе мы оценивали характеристики экспрессивной, так и импрессивной речевой деятельности детей с РАС. 

На начальном этапе констатирующего эксперимента были изучены анамнестические данные каждого ребенка из экспериментальной группы. На втором этапе констатирующего эксперимента нужно было определить характерные особенности эмоционального развития ребенка с РАС, его коммуникативных навыков.

Данное обследование проводилось по таким параметрам:

1.     моторика;

2.     игра;

3.     зрительный гнозис;

4.     восприятие пространства;

5.     конструктивный праксис;

6.     внимание;

7.     мышление;

8.     эмоционально-волевая сфера;

9.     общение, тип коммуникации.

Итак, при изучении моторных функций у детей исследовалось развитие общей и мелкой моторики; определялись различные нарушения движений, позы, мышечного тонуса.

Изучение характера игровой деятельности, влияющей на эмоциональную сферу ребенка с РАС, осуществлялось как в свободной, так и в организованной игре.

Исследование зрительного гнозиса началось с оценки целостного восприятия. Ребенку давалось задание на умение воспроизводить единый образ предмета на базе его частей.

Далее проводилось исследование восприятия цвета. Основная цель – выявление умения определять цвет предмета по образцу.

Следующим этапом проводилось изучение восприятия формы. Ребенку давалось задание выбрать формы по образцу.

Исследование пространственного восприятия проводилось путем оценки понимания ребенком основных частей своего тела и частей тела куклы.

При оценке конструктивного праксиса использовались кубики. Ребенку давалась инструкция: «Построй башню и поезд».

Исследование наглядно-действенных форм мышления и ее связи ее эмоциональной сферой проводилось при помощи заданий «Собери и разбери пирамидку или матрешку».

При оценке непосредственно эмоциональной сферы была применена схема патопсихологического обследования ребенка (автор И.Ю. Левченко).

В ходе игры фиксировались такие параметры:

1) активность – пассивность;

2) деятельность – инертность;

3) бодрость – вялость;

4) неадекватность поведения;

5) двигательная расторможенность;

6) агрессивность;

7) перепады в настроении;

8) конфликтность.

Оценка коммуникаций и определение типа коммуникации базировалась на том, что в ходе эксперимента выяснялось, присутствует ли у ребенка с РАС интерес к общению и какая реакция ребенка на ситуацию общения в процессе свободной деятельности. При этом учитывался тот факт, что дети могут проявлять полное безразличие к оценке своих коммуникативных возможностей по причине данного дефекта.

На третьем этапе констатирующего эксперимента было организовано дефектологическое обследование эмоциональной сферы ребенка с РАС в речевой деятельности.

В аспекте данного этапа исследования прежде всего было проведено исследование артикуляционного аппарата у ребенка. Оценивались такие компоненты артикуляционной системы как подвижность губ, зубы, прикус, небо, язык, подвижность языка.

Исследование фонематического слуха осуществлялось при помощи следующих заданий:

1) Узнавание неречевых звуков.

2) Различение слов, близких по звуковому наполнению.

Исследование импрессивной речи прежде всего оценивалось по пониманию названий предметов и действий.

Исследование экспрессивной речи как критерия эмоциональной сферы осуществлялось в процессе бесед с ребенком. В том случае, если ребенок не хотел принимать участие в диалоге, пытались применять предметный и картинный материал.

Исследование анамнестических данных обнаружило, что не у всех матерей беременность и роды шли без осложнений. Так, у двух из десяти матерей был существенный токсикоз в период беременности.

Речевое развитие и его проявление в специфике эмоциональной сферы шло с выраженной задержкой, у 40% детей речь вообще отсутствует. Все дети обнаруживают трудности в сфере самообслуживания; так, одни дети долго не могли сами есть, умываться, одеваться; а другие этого не могут до сих пор.

В ходе психолого-педагогического обследования было определено, что моторное развитие у 80% обследуемых детей в существенной степени нарушено; недостаточно полно развита крупная и мелкая моторика.

Таким образом, явно можно заключить, что практически у всех детей данной группы не было обнаружено особого интереса к коммуникациям. С двумя детьми был установлен контакт, но при этом какой-то инициативы с их стороны обнаружено не было.

Сводные результаты психолого-педагогического исследования группы детей с РАС отражены в Таблице 1.

 

Таблица 1 – результаты психолого-педагогического исследования группы детей с РАС

№ задания

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Баллы

Процент

1.Илья

 

2

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

10

25,6

2.Сергей

 

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

2

19

48,7

3.Михаил

 

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

3

7,7

4.Николай

 

2

1

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

22

56,4

5.Степан

 

2

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

13

33,3

6.Наталья

 

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2

2

2

3

30

76,9

7.Кирилл

 

2

1

2

1

1

1

1

2

1

2

1

1

2

18

46,1

8.Роман

 

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

29

74,3

9.Юлия

 

2

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

13

33,3

10.Григорий

 

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

5,1

Среднее значение

 

2,1

1

1,5

1

1

1

1

1

1

1

1,2

1,1

1,5

15,9

40,74

 

1 – оценка развития моторики;

2 – определение специфики игровой деятельности как ведущего вида деятельности ребенка;

3 – оценка восприятия целого образа;

4 – оценка цветовых представлений детей;

5 – оценка представлений детей о форме окружающих предметов и умения их дифференцировать;

6 – оценка представления о величине;

7 – определение восприятия окружающего пространства;

8 – оценка конструктивного праксиса;

9 – оценка процессов внимания;

10 – оценка аналитико-синтетической деятельности детей;

11 – определение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы детей;

12 – определение уровня коммуникаций и взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками;

13 – определение общего уровня коммуникативной активности как основы эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, оценка таких критериев как коммуникации, эмоциональной сферы и коммуникативной активности показывает весьма незначительный уровень развития у детей с расстройствами аутистического спектра.

По классификации О.С. Никольской определяют четыре категории аутичных детей:

1. Первый тип аутистического дизонтогенеза (уровень полевой реактивности).

2. Второй тип дизонтогенеза (уровень стереотипов).

3. Третий тип (уровень экспансии).

4. Четвертый тип (уровень эмоционального контроля).

Первая группа детей (диапазон от 0 до 29%) – было выявлено трое детей из экспериментальной группы. Необходимо отметить, что это наиболее глубоко аутичные дети.

У 20% детей представления о цвете, величине и форме предметов полностью отсутствовали. У 20% детей отсутствовали полностью средства коммуникации, один ребенок применял при этом единичные жесты.

Вторая группа детей (диапазон от 30 до 49%) – было в исследовании выявлено 40% таких детей в группе. Контакт у данной категории детей был нарушен в меньшей мере, но коммуникация при этом происходила весьма формально, только по инициативе взрослого.

Третья группа (диапазон от 50 до 79%) – было выявлено три ребенка. У данных детей достаточно оптимально развита моторика. В игровой деятельности они использовали предметы по их функциональному назначению.

Четвертая группа (в диапазоне от 80 до 100%) – в настоящем исследовании не было обнаружено ни одного ребенка, которого можно было бы включить в данную категорию.

 

Распределение детей экспериментальной группы настоящего исследования отражено на Рисунке 1.

 

Рисунок 1. Распределение детей экспериментальной группы исследования по степени выраженности аутистических нарушений

 

При оценке состояния импрессивной речи детей с РАС было выявлено, что обращенную к ним речь не понимают 20% детей из группы, у 50% детей подобное понимание обращенной к ним речи взрослого человека весьма ограничено, у 30% детей зафиксировано лишь на бытовом уровне.

Оценивая экспрессивную речь как компоненту эмоциональной сферы детей с РАС, мы прежде всего обращали внимание на такие диагностические критерии:

1) отсутствие у ребенка с РАС речи;

2) наличие в речи эхолалий, штампов и стереотипий;

3) наличие словосочетаний и отдельных фраз;

 

Сводные результаты дефектологического обследования детей с РАС отражены в Таблице 2.

 

 

Таблица 2 – Результаты дефектологического обследования детей с РАС

 

№ задания

Обследуемые дети

1

2

3

4

Баллы

Проценты, %

1.Илья

 

1

1

1

0

3

25

2.Сергей

 

1

1

1

1

4

33,3

3.Михаил

 

0,5

0

1

0

1,5

12,5

4.Николай

 

2

2

2

1

7

58,3

5.Степан

 

1

1

2

1

5

41,6

6.Наталья

 

2

2

2

2

8

66,6

7.Кирилл

 

2

1

1

1

5

41,6

8.Роман

 

2

2

2

2

8

66,6

9.Юлия

 

1

1

1

1

4

33,3

10.Григорий

 

0,5

0

0

0

0,5

4,2

Среднее значение

 

1,3

1,1

1,3

0,9

4,6

38,3

 

1 – оценка артикуляционного аппарата, уровня его сформированности;

2 – определение уровня фонематического слуха;

3 – определение уровня импрессивной речи;

4 – определение уровня экспрессивной речи.

В настоящем исследовании мы пользовались классификацией И.Ю. Левченко, по которой определяют четыре группы аутичных детей с нарушениями речи. Рассмотрим данные категории подробнее:

1. Низкий уровень развития речи (диапазон 0-29 %) – характеризуется полным отсутствием у ребенка с РАС речи, а также отсутствием мотивации к речевому общению.

2. Уровень развития речи ниже среднего (диапазон 30-49%) – дети данной группы обнаруживают в исследовании более сохранные возможности к речевому развитию.

3. Средний уровень развития (диапазон 50-79%) – дети данной категории обнаруживают более высокий уровень речевого развития.

4. Высокий уровень развития (диапазон 80-100%) – определяется прежде всего достаточным уровнем структурного развития.

Таким образом, сводные результаты дефектологического обследования детей с расстройством аутистического спектра по уровням нарушений развития речи представлены в Рисунке 2.

 

Рисунок 2. Распределение детей экспериментальной группы исследования по уровням нарушений речевого развития

 

В Таблице 3 представлены сводные результаты группы детей с РАС по общему психическому и речевому развитию как основы развития эмоциональной сферы.

 

Таблица 3 – Распределение результатов психического и речевого развития как основы развития эмоциональной сферы у детей экспериментальной группы исследования

Дети экспериментальной группы

 

Психическое развитие (%)

Речевое

развитие (%)

1.Илья

 

25,6

25

2.Сергей

 

48,7

33,3

3.Михаил

 

7,7

12,5

4.Николай

 

56,4

58,3

5.Степан

 

33,3

41,6

6.Наталья

 

76,9

66,6

7.Кирилл

 

46,1

41,6

8.Роман

 

74,3

66,6

9.Юлия

 

33,3

33,3

10.Григорий

 

5,1

4,2

 

На основе результатов Таблицы 3 видно, что сформированность психического и речевого развития как основы эмоциональной сферы у некоторых детей с РАС, которые приняли участие в настоящем исследовании, находится приблизительно на одном уровне.

Коммуникативные умения детей с РАС выражаются в том, что в специальных психолого-педагогических исследованиях фиксируются крайне слабая дифференцированность эмоциональных реакций таких детей, низкий уровень оценки и самооценки.

В основе данных сложностей лежит ограниченность коммуникаций таких детей со взрослыми и между собой, общее недоразвитие речи как основного средства коммуникаций, низкая степень представлений такого ребенка о различных явлениях общественной жизни и собственной идентификации в ней, низкая способность оперирования имеющимися данными в непосредственных реальных условиях.

         Таким образом, эмпирическое изучение эмоциональной сферы у детей с РАС позволило сформулировать следующие выводы:

1. Настоящий эксперимент обнаружил наличие как общих, так и специфических характеристик эмоционального развития у детей с РАС.

2. Эти дети могут пользоваться различными средствами коммуникации (вербальными, мимическими, жестовыми, голосовые вокализы и полное отсутствие коммуникации).

3. Различны у детей данной группы были и сами речевые средства – от полного отсутствия языковых средств до применения слов и фраз.


 

Скачано с www.znanio.ru

Диагностика уровня развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с расстройством аутистического спектра

Диагностика уровня развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с расстройством аутистического спектра

Некоторые совсем погружены в себя и даже не пускают посторонних в зону своего комфорта

Некоторые совсем погружены в себя и даже не пускают посторонних в зону своего комфорта

Итак, при изучении моторных функций у детей исследовалось развитие общей и мелкой моторики; определялись различные нарушения движений, позы, мышечного тонуса

Итак, при изучении моторных функций у детей исследовалось развитие общей и мелкой моторики; определялись различные нарушения движений, позы, мышечного тонуса

В ходе игры фиксировались такие параметры: 1) активность – пассивность; 2) деятельность – инертность; 3) бодрость – вялость; 4) неадекватность поведения; 5) двигательная расторможенность; 6)…

В ходе игры фиксировались такие параметры: 1) активность – пассивность; 2) деятельность – инертность; 3) бодрость – вялость; 4) неадекватность поведения; 5) двигательная расторможенность; 6)…

Исследование анамнестических данных обнаружило, что не у всех матерей беременность и роды шли без осложнений

Исследование анамнестических данных обнаружило, что не у всех матерей беременность и роды шли без осложнений

Кирилл 2 1 2 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 18 46,1 8

Кирилл 2 1 2 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 18 46,1 8

По классификации О.С. Никольской определяют четыре категории аутичных детей: 1

По классификации О.С. Никольской определяют четыре категории аутичных детей: 1

Рисунок 1. Распределение детей экспериментальной группы исследования по степени выраженности аутистических нарушений

Рисунок 1. Распределение детей экспериментальной группы исследования по степени выраженности аутистических нарушений

Таблица 2 – Результаты дефектологического обследования детей с

Таблица 2 – Результаты дефектологического обследования детей с

Средний уровень развития (диапазон 50-79%) – дети данной категории обнаруживают более высокий уровень речевого развития

Средний уровень развития (диапазон 50-79%) – дети данной категории обнаруживают более высокий уровень речевого развития

Таблица 3 – Распределение результатов психического и речевого развития как основы развития эмоциональной сферы у детей экспериментальной группы исследования

Таблица 3 – Распределение результатов психического и речевого развития как основы развития эмоциональной сферы у детей экспериментальной группы исследования

Таким образом, эмпирическое изучение эмоциональной сферы у детей с

Таким образом, эмпирическое изучение эмоциональной сферы у детей с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2023