Диагностика знаний дошкольников по экологическому образованию и анализ её результатов.
Педагогическая диагностика — измерение и оценка результативности педагогической деятельности. Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы детей в целом.
Педагогическая диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач:
1. выявить, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;
2. выявить, как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;
3. какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
4. в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное; эстетическое, познавательное).
Для решения указанных задач воспитатель использует разнообразные методы изучения, методы педагогической диагностики: беседы с детьми, педагогическое наблюдение, эксперимент и др. Результаты изучения детей заносятся в протоколы, которые затем следует проанализировать. Для анализа объема и характера освоенных детьми знаний используют следующие показатели (критерии оценки):
1. объем освоенных знаний;
2. глубина освоенных знаний.
Объем знаний — это количественный показатель освоения знаний. Он показывает степень полноты освоения программы.
Глубина освоения знаний — это качественный показатель, отражающий конкретность представлений детей, степень проникновения ребенка в сущность происходящих явлений природы, степень обобщенности представлений детей, а также степень системности освоенных знаний.
Критерии освоения познавательных умений:
1. освоенность детьми набора основных познавательных умений в соответствии с возрастом;
2. степень самостоятельности в использовании умений.
Критерии освоения трудовых умений и навыков:
1. владение основными способами трудового процесса;
2. качество результата труда;
3. степень самостоятельности детей в труде.
Критерии сформированности отношения к природе:
1. выраженность гуманного отношения;
2. проявление эстетического и познавательного отношения к природе;
3. степень активности и устойчивости отношения.
Для проведения диагностики можно брать любой раздел по экологическому образованию: Животные («Домашние животные», «Дикие животные», «Животные леса», «Животные уголка природы», «Птицы», «Рыбы» и т. д.), Растения («Комнатные растения», «Растения леса», «Деревья», «Растения цветника» и т. д.), Неживая природа («Вода», «Воздух», «Почва» и т. д.), Сезоны («Весна», «Осень» и т. д.).
Пример оформления и проведения диагностики с детьми средней группы по выявлению знаний о комнатных растениях.
Цель - выявить уровень знаний детей среднего дошкольного возраста о комнатных растениях.
Задачи диагностики:
1. подобрать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста.
2. Организовать обследование детей по уровням сформированности знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста.
3. Проанализировать полученные результаты обследования и сделать выводы.
Критерии оценки знаний были заимствованы из исследований П.Г.Саморуковой и Л.М.Маневцевой. На основе их исследований были выявлены следующие критерии:
Критерии |
Показатели |
1. Полнота знаний |
Количество знаний о комнатных растениях. |
2. Глубина знаний |
1. Установление связей между происхождением растений и биологическими потребностями (в свете, тепле и влаге). 2. Соотношение связей между уходом за комнатными растениями и их ростом и развитием. |
3. Осознанность знаний |
1. Понимание сущности и специфики ухода за комнатными растениями. 2. Наличие понимания специфики ухода за комнатными растениями в объяснительной речи ребенка
|
На основе критериев и показателей была составлена таблица «Уровней сформированности знаний о комнатных растениях».
Критерии оценки |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Полнота знаний |
Ребенок знает название 6-7 растений, находящихся в группе (герань душистая, бегония, пятнистая крапчатая, фикус, кливия, бальзамин султанский, примула); их части (стебель, лист, цветок, корень). Может подробно описывать растения, отмечать расположение листьев (их форму цвет и поверхность), а также особенности строения стебля и цветов. |
Ребенок знает не все растения, которые находятся в группе, затрудняется в определении частей растений. Испытывает затруднение в определении растений, определении расположения листьев, а также особенностей строения стебля и цветов. |
Ребенок не знает название растений, находящиеся в группе, не всегда выделяет части растения. Не умеет описывать растения, не всегда получается отметить расположение листьев, а также особенностей строения стебля и цветов. |
Глубина знаний |
Ребенок устанавливает связь между происхождением растений и биологическими потребностями в свете, тепле и влаге; между уходом за комнатными растениями и их ростом и развитием. Знает, что от правильного ухода зависит состояние комнатного растения, что за ними нужно ухаживать по-разному в зависимости от времени года. |
Ребенок затрудняется в установлении связи между происхождением растений и биологическими потребностями в свете, тепле и влаге. Также затрудняется в установлении связей между уходом за комнатными растениями и их ростом и развитием. Знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, что за ними нужно ухаживать по-разному в зависимости от времени года. |
Ребенок не устанавливает связи между происхождением растений и биологическими потребностями в свете, тепле и влаге. Не всегда устанавливает связи между уходом за комнатными растениями и их ростом и развитием. Не знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, что за ними нужно ухаживать по-разному в зависимости от времени года. |
Осознанность знаний |
Ребенок объясняет сущность и специфику ухода за растениями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры (любит свет, любит, тень, нужно часто поливать…), рассматривает комнатные растения, как часть живой природы, способен к обобщению (комнатные растения, влаголюбивые, светолюбивые, тенелюбивые, засухостойкие). |
Ребенок не всегда объясняет сущность и специфику ухода за растениями. Не уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры (любит свет, любит, тень, нужно часто поливать…), не рассматривает комнатные растения, как часть живой природы, испытывает затруднения в обобщении растений (комнатные растения, влаголюбивые, светолюбивые, тенелюбивые, засухостойкие). |
Ребенок не объясняет сущность и специфику ухода за растениями. Не всегда отвечает на заданные вопросы, не приводит примеры (любит свет, любит, тень, нужно часто поливать…), не рассматривает комнатные растения, как часть живой природы, не знает какие комнатные растения: влаголюбивые, светолюбивые, тенелюбивые, засухостойкие. |
Для выявления полноты знаний была проведена индивидуальная беседа по рассматриванию комнатных растений.
Цель: выявить объем знаний детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.
Условия обследования: беседа проводилась в уголке природы, вне занятий во вторую половину дня.
Оборудование: растения - натуральные объекты.
Ход обследования: беседа проводилась индивидуально по следующим вопросам.
· Что это?
· Назови это растение?
· Где растет это растение?
· Что нужно делать, чтобы растение хорошо росло?
· А за всеми комнатными растениями?
· Покажи герань?
· Покажи где у растения ствол?
· Какого цвета у герани ствол?
· Покажи где у растения листья?
· Какой они формы, цвета?
· Покажи где у герани цветы?
· Герань любит свет?
· Это растение нужно много воды или мало?
(Данные вопросы задавались по каждому растению, находившемуся в уголке природы.)
Для выявления глубины знаний была предложена дидактическая игра «Собери растение, называя его части».
Цель: выявить умение устанавливать связь между происхождением растений и биологическими потребностями (в свете, тепле и влаге); выявить знания об особенностях внешнего строения комнатных растений.
Условия проведения происходили за столами в уголке природы, вне занятий, во вторую половину дня с подгруппой детей.
Оборудование: Дидактическая игра «Собери растение, называя его части».
Ход обследования: каждому ребенку раздается конверт с разрезными картинками, на которых изображены части растения. Дается задание собрать картинку. Во время дидактической игры задается следующие вопросы:
· Что это за часть растения?
· Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?
· Зачем растению листья, стебель, цветы?
· Почему одному растению нужно больше воды, а другому меньше?
· Зачем опрыскивают растения?
· Как называются ваши растения?
Для выявления осознанности знаний использовались дидактическая игра «Что перепутал художник?».
Ход обследования: каждому ребенку раздавались карточки с картинкой. Предлагалось рассмотреть карточку, найти что художник нарисовал неправильно и рассказать, что не правильно и как должно быть на самом деле.
Качественный анализ результатов.
Дети |
Полнота |
Глубина |
Осознанность |
Уровень |
1. Аня К. |
Знает не все растения, которые находятся в группе, имеет небольшие проблемы в узнавании растений по внешнему виду, не уверено отвечала на заданные вопросы. |
Испытывает затруднения в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялась при ответе на вопрос «Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?» знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
В знаниях имеются пробелы, затрудняются в выборе трудовых операций, не уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
Средний уровень |
2. Валера С. |
Знает все растения, которые находятся в уголке природы их части (стебель, лист, цветы, корень). Подробно описывает растение, отмечает форму, цвет и поверхность листьев. Уверенно отвечает на заданные вопросы. |
Устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры, помогает другим детям. |
Прочно владеет знаниями, правильно выполняет задание. В задании первый нашел ошибки и рассказал, что нужно исправить. |
Высокий уровень |
3. Егор С. |
Не знает растения, которые находятся в группе, не узнает растений по внешнему виду, почти ни на один вопрос не ответил. |
Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялся отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
В знаниях имеются пробелы, не уверен в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки, но не сумел рассказать, что нужно изменить. |
Низкий уровень |
4. Полина А. |
Знает все растения, которые находятся в группе, их части (стебель, лист, цветы, корень). Подробно описывает растение, отмечает форму, цвет и поверхность листьев. Уверенно отвечает на заданные вопросы. |
Устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры, активна в работе. Первая собрала картинку. |
Владеет хорошими знаниями о комнатных растениях, правильно выполняет задание. |
Высокий уровень |
5. Лиза П. |
Знает одно растение (герань), которые находятся в группе, остальные не узнает по внешнему виду, не отвечает на вопросы. |
Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялась отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Не уверена в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании правильно нашла одну ошибку, но не сумела рассказать, что нужно изменить. |
Низкий уровень |
6. Настя Л. |
Не знает комнатные растения, которые находятся в группе, не узнает по внешнему виду, не отвечает на вопросы. |
Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Изредка отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Не уверена в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании с трудом нашла ошибки и не сумела рассказать, что нужно изменить. |
Низкий уровень |
7. Андрей Г. |
Знает не все растения, которые находятся в группе, затрудняется в узнавании растений по внешнему виду, не уверено отвечала на заданные вопросы. |
Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается отвечать на все вопросы. Знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Затрудняются в выборе трудовых операций, не уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
Средний уровень |
8. Армен А. |
Не знает растения, которые находятся в группе, не узнает по внешнему виду, почти не отвечает на вопросы. |
Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Не уверено отвечает на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, что ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Не уверен в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании не нашел ни одну ошибку и не сумел рассказать, что нужно изменить. |
Низкий уровень |
9. Полина Т. |
Знает не все растения, которые находятся в группе, имеет небольшие проблемы в узнавании растений по внешнему виду, сомневается при ответах на вопросы. |
Испытывает затруднения в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялась при ответах. Знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
В знаниях имеются пробелы, затрудняются в выборе трудовых операций, сомневается при ответах на вопросы, в задании правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
Средний уровень |
10. Матвей Н. |
Знает не все растения, которые находятся в группе, сомневается в выборе растений по внешнему виду, не уверено отвечала на заданные вопросы. |
Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается отвечать на все вопросы. Знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Затрудняются в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
Средний уровень |
11. Ариша Р. |
Знает большинство растения, которые находятся в группе, имеет небольшие затруднения в узнавании растений по внешнему виду, правильно отвечает на заданные вопросы. |
Испытывает затруднения в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Почти на все вопросы ответила правильно. Знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Затрудняются в выборе трудовых операций, сомневается при ответах на вопросы, в задании правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
Средний уровень |
12. Саша В. |
Знает большинство растения, которые находятся в группе, сомневается в выборе растений по внешнему виду, сомневается при ответах на вопросы. |
Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается отвечать на все вопросы. Знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Затрудняются в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
Средний уровень |
По результатам соотношения детей к конкретному уровню сформированности знаний о комнатных растениях можно сделать количественный анализ:
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Полина А. Валера С. |
Аня К. Андрей Г. Полина Т. Матвей Н. Ариша Р. Саша В. |
Егор С. Лиза П. Настя Л. Армен А. |
На основе полученных результатов диагностики можно построить диаграмму выявления уровней знаний детей среднего дошкольного возраста о комнатных растениях.
В конце диагностики на основе её результатов даем рекомендации ( какую работу необходимо проводить по закреплению, совершенствованию, обобщению знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.