Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми.
Оценка 5

Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми.

Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа +2
1 кл—4 кл
10.01.2017
Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. Работа по формированию мотивов учения при вовлечении в процесс обучения слабо мотивированных учащихся предполагает наличие трёх направлений, каждое из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности(эмоциональный,мотивационно-целевой, познавательный). Каждое из направлений рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования наряду с другими направлениями.
работа с одарен..docx
Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский Мотивация младших школьников             Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и  субъективными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень  адаптации первоклассников к школе показала, что у большей части нынешних детей  отсутствует учебная мотивация: у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые моменты), у 1% уч­ся не сформирована, и только у 20% сформирована. Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих  содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения. Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является  беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной  деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно  делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Поэтому между созданием у них  соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени,  чтобы это стремление не остыло. Кроме того, перед младшими школьниками  целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и  небольшие. В 3­4­х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к  отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все  более дифференцированным: появляется как положительная, так и  отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету.  Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются еще  эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под  непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок  заканчивается. Вовлечение в процесс обучения слабо мотивированных учащихся Работа по формированию мотивов учения при вовлечении в процесс обучения слабо мотивированных учащихся предполагает наличие трёх направлений, каждое из которых  имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид  деятельности(эмоциональный  ,  мотивационно­целевой, познавательный). Каждое из  направлений рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает  основанием для использования наряду с другими направлениями.   Главная задача эмоциональногонаправления состоит в том, чтобы вызвать у  учащихся любопытство ­ причину познавательного интереса. Учитель может использовать  для этого следующие приемы: Познавательное направлениенацелено на формирование учебной деятельности,  которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и  овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки  своей учебной деятельности. Данная задача может реализовываться учителем на уроках  посредством следующих приёмов: 1.Включение учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в  группах, в парах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный  поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи  друг другу. Во­первых, такой вид работы, как работа в группах и в парах, способствует  созданию атмосферы сотрудничества в классе, способствует сплочению классного  1 коллектива. Во­вторых, работа в группах и в парах способствует развитию  самодисциплины, что очень важно для учащихся любого класса.Во­третьих, при групповой  работе происходит диалог между детьми, т.е. взаимодействие на уровне «ученик» ­  «ученик». А такая совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их  когнитивному развитию, что очень важно для учащихся со слабой мотивацией. В­ четвертых, работа в малых группах способствует развитию саморегуляции школьников. В­ пятых, групповая работа способствует развитию критического мышления.В­шестых,  групповая и парная работа способствует полноценному применению формативного  оценивания в педагогической практике.Ну и в­седьмых, групповая и парная работа  вызывает положительные эмоции у учащихся, потому что они испытывают радость  творчества, чувство удовлетворения от проделанной совместно работы, становятся хотя  бы на время ближе друг к другу. И все это способствует повышению уровня школьной  мотивации. 2.Необычная форма преподнесения материала, нестандартные формы проведения  уроков.Чтобы вызвать интерес, любопытство младших школьников,искренне их  заинтересовать, учитель должен подумать о формах преподнесения материала и о формах  проведения уроков. В последнее время существует большое количество видов  нестандартных уроков в начальных классах. [Приложение11] Каждый учитель в своей  педагогической практике проводит нестандартные уроки и каждый учитель согласится, что именно на таких уроках раскрываются даже самые слабо мотивированные учащиеся с  самым маленьким багажом знаний и самой низкой самооценкой. Именно такие уроки дают  больше качества в приобретении новых знаний учащимися начальных классов. Учителям  просто требуется немного творчества для разработки и проведения нестандартных уроков,  а результат по вовлечению слабо мотивированных учащихся в процесс обучения не  заставит себя ждать. 3.Создание проблемной ситуации, сотрудничество на уроке через совместное решение  проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную  дискуссию. Вызвать интерес, заинтересовать чем­то неожиданным – вот возможность для  вовлечения в процесс проведения занятия учащихся всех уровней мотивации – и высокой, и низкой. А заинтересовать школьников можно лишь какой­либо проблемой, т.е. созданием  проблемной ситуации на уроке. Чем интереснее проблема, тем больше вероятность  привлечения внимания слабо мотивированных учащихся. А совместное решение этой  проблемы создает условия для более прочного усвоения новых понятий. Очень важно  давать возможность учащимся высказывать собственную точку зрения, пусть она не всегда  правильная, этому способствует проведение учебных дискуссий, диспутов. 4.Привлечение учащихся к оценочной деятельности через формативное, критериальное оценивание, организацию рефлексии, отзыв учащихся об ответе других, оценка  промежуточных достижений.Чтобы ученик мог правильно оценить свою работу,  необходимо развивать его самооценку. Цель ее состоит в том, чтобы заинтересовать  ученика в поддержании качества своей работы и помочь ему проанализировать  возможности ее улучшения. В конечном счете, это должно облегчить работу учителя, т.к.  ученик приходит к пониманию, что не только учитель несет ответственность за процесс  обучения. Взаимооценка помогает учащимся предоставлять друг другу необходимую  обратную связь, т.е. взаимодействовать на уровне «ученик» ­ «ученик», при которой  учащиеся могут взаимообучаться, говорить, обсуждать, объяснять, критически оценивать  друг друга. Успешная взаимооценка может помочь в развитии самооценки, потому что в  конечном итоге ученики смогут брать на себя все возрастающую ответственность за  прогресс в обучении. Регулярное использование самооценки, взаимооценки, формативного  и критериального оценивания на уроках дают возможность учителю вовлекать слабо  мотивированных учащихся в процесс обучения, повышать уровень их школьной мотивации, добиваться осознанного желания учиться. 2 5.Стимулирование деятельности через словесное поощрение, благодарность, выставку  лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение  заданий. Словесное поощрение является одной из разновидностей формативного  оценивания. Его применение в школьной практике позволяет учителю мотивировать  учащихся к дальнейшей учебной деятельности, т.к. при этом у учащихся улучшается  психологический настрой на предстоящую работу, повышается самооценка. Только при  словесном поощрении ни в коем случае нельзя сравнивать между собой достижения других учащихся, что может привести к нездоровой соревновательности между одноклассниками,  искажению истинных целей обучения. Так же учитель может объявлять благодарности за  хорошо и отлично выполненную работу, хвалить даже небольшие достижения учащихся со  слабой мотивацией. Все это будет являться стимулом для повышения уровня школьной  мотивации.                                                                                                                                         Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой  системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга,  находятся в определенном соотношении между собой. Задача учителя: создать для  учащегося со слабой мотивацией все необходимые условия, чтобы у него появился интерес к познанию, желание учиться. Формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению Сегодня очень много и довольно часто говорят о детской одаренности, порой путая  понятия «одаренный ребенок» и «способный ребенок». Александр САВЕНКОВ, доктор  психологических наук, доктор педагогических наук выделяет три категории одаренных  детей. Именно эти представления закладываются в фундамент дифференциации обучения.  Первая категория одаренных, которую принято выделять, —дети с высокими  показателями по уровню общей одаренности .Вторая группа одаренных, на  существование которых реагирует педагогическая практика, — дети, достигшие  успехов в каких либо областях деятельности. Одаренные юные музыканты,  художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное  обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми. Традиция создавать  для них особое образовательное пространство уходит в глубь веков. К третьей категории  одаренных, учитываемой образовательной практикой, можно отнести детей, хорошо  обучающихся в школе («академическая одаренность»). Формы работы на уроке: Традиционные Индивидуальные карточки­задания Поиск другого способа решения В качестве консультантов при групповой или парной форме работы. Нетрадиционные В качестве «учителя» при выполненном опережающем задании Традиционные формы внеурочной работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению:     групповые занятия с сильными учащимися;   факультативы;   кружки по интересам;  конкурсы; участие в олимпиадах занятия исследовательской деятельностью научно­практические конференции Нетрадиционные формы внеурочной работы с учащимися, имеющими высокий  уровень мотивации к обучению:     творческие мастерские;   интеллектуальный марафон; 3 спецкурсы;   работа по индивидуальным планам; сотрудничество с другими школами. Конкурс «Ученик года» Цели и задачи:  создание условий для выявления, развития и поддержки мотивированных учеников  в различных видах творческой деятельности; развитие мотивации школьников к учебе; повышение интеллектуальной культуры школьников; формирование у учеников активной жизненной позиции; стимулирование интереса учащихся к изучению литературы; повышение престижа школьного образования.      Порядок проведения конкурса и содержание этапов конкурса Конкурс проводится в 3 этапа:  Первый этап (заочный) – Портфолио участника.   Второй этап (заочный, творческий) –  разработка и проведение мероприятия. Третий этап (очный) состоит из двух конкурсов: «Эрудит» и «Творческий  конкурс» 1) «Эрудит» состоит из 2 туров: «Блицтурнир» и «Любимая тема». 2) «Творческий конкурс» Время выступления – 1 минута. Конкурс оценивается по 3­балльной системе. Номинации: 1) «Ученик года » 2) «Лучшее портфолио»             3) «Вечный двигатель года» – за лучшее КТД 4) «Самый эрудированный» Завершая разговор по актуальной в образовании теме, хочется заметить, что жажда  открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны природы рождаются еще на  школьной скамье. Уже в начальной школе встречаем  таких учеников, которых не совсем  удовлетворяет работа со школьным учебником, им по силам большая работа, чем рамки  урока. Включая в программу одаренных учащихся и учащихся с повышенной мотивацией в  учебе, мы создаем благоприятные условия для овладения ими важных умений и навыков  (желание читать специальную литературу, искать ответы на свои вопросы из различных  областей знаний). Таких учащихся отличает способность классифицировать информацию и  опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Поэтому так важно именно в  школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь  претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.  В практике общеобразовательных учреждений работа с одаренными  детьми выделена в  особое направление, требующее соответствующих организационно­педагогических  условий.  Для оптимального развития одаренных учащихся разрабатываются развивающие  программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы одаренного  учащегося.  В нашей школе мы используем рабочую программу «Ступеньки успеха» для  создания, как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых  школьников, так и общей среды для  проявления и развития детей с повышенной  мотивацией. Наши материалы программы мы рекомендуем учителям начальной школы. Таким образом, мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность  учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов  учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном  счёте к совершению подростками правонарушений. Можно сделать следующие выводы: 4 1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели  обучаемых; 3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету  и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; 4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить  качественные показатели познавательных процессов. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать  одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее  актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач  формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и  познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. 5

Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми.

Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми.

Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми.

Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми.

Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми.

Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми.

Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми.

Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми.

Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми.

Диагностика учебной мотивации и последующая работа с одаренными и отстающими детьми.
Скачать файл