Диагностика уровня развития интеллектуальных умений у младших школьников
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
1 кл
12.11.2019
в этой статье я описываю работу, проведенную на базе своей школы. я проводила диагностику развития интеллектуальных умений у младших школьников. в соответствии с поставленными целями били определенны конкретные задачи. определялись критерии и уровни развития младших школьников,подбирались диагностические м етодики,выявлялся начальный уровень
статья 10.docx
Диагностика уровня развития интеллектуальных умений у
младших школьников
Для проверки выдвинутой гипотезы нами была организована
экспериментальная работа, которая проходила в три этапа: констатирующий,
формирующий и контрольный.
Целью констатирующего этапа работы явилось выявление начального
уровня развития интеллектуальных умений у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью нами были определены
конкретные задачи:
1. Определить критерии и уровни развития интеллектуальных умений у
младших школьников.
2. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня развития
интеллектуальных умений у младших школьников.
3. Выявить начальный уровень развития интеллектуальных умений у
младших школьников.
Экспериментальное исследование проводилась на базе МБДОУ «СОШ
№ ...». В эксперименте приняли участие 37 младших школьников 2 «А» и 2
«Б» классов. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли ученики 2 «А» класса в
количестве 19 человек, в контрольную группу (КГ) учащиеся 2 «Б» класса в
количестве 18 человек. Уровень успеваемости по математике сходен. Классы
работают по программе «Школа России», авторы М.И. Моро, М.А. Бантова,
Г.В. Бельтюкова и др.
Для того чтобы оценить состояние измеряемого предмета необходимо
выделить критерии. Критерий это признак, на основе которого производится
оценка, суждение [38]. В рамках нашего исследования критерий Диагностика уровня развития интеллектуальных умений у
младших школьников
Для проверки выдвинутой гипотезы нами была организована
экспериментальная работа, которая проходила в три этапа: констатирующий,
формирующий и контрольный.
Целью констатирующего этапа работы явилось выявление начального
уровня развития интеллектуальных умений у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью нами были определены
конкретные задачи:
1. Определить критерии и уровни развития интеллектуальных умений у
младших школьников.
2. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня развития
интеллектуальных умений у младших школьников.
3. Выявить начальный уровень развития интеллектуальных умений у
младших школьников.
Экспериментальное исследование проводилась на базе МБДОУ «СОШ
№ ...». В эксперименте приняли участие 37 младших школьников 2 «А» и 2
«Б» классов. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли ученики 2 «А» класса в
количестве 19 человек, в контрольную группу (КГ) учащиеся 2 «Б» класса в
количестве 18 человек. Уровень успеваемости по математике сходен. Классы
работают по программе «Школа России», авторы М.И. Моро, М.А. Бантова,
Г.В. Бельтюкова и др.
Для того чтобы оценить состояние измеряемого предмета необходимо
выделить критерии. Критерий это признак, на основе которого производится
оценка, суждение [38]. В рамках нашего исследования критерий рассматривается как признак, на основании которого производится
классификация измерений развития интеллектуальных умений у младших
школьников. Показатель определяется, как характеристика какого либо
аспекта критерия. При таком подходе критерии и показатели соотносятся как
общее и частное [38].
Учитывая специфику объекта нашего исследования нами были
выделены критерии и показатели, позволяющие оценить уровень развития
интеллектуальных умений у младших школьников. В качестве критерий были
использованы интеллектуальные умения, которые мы рассмотрели в
предыдущей главе.
Умение проводить анализ и синтез.
Умение сравнивать сопоставлять предметы и явления.
Умение обобщать.
Умение классифицировать.
По каждому критерию в соответствии с показателями выделяются 3
уровня: высокий, средний, низкий. Показатели позволили определить
качественную и количественную характеристику каждого уровня.
Высокий уровень – для учащихся характерна высокая степень развития
всех интеллектуальных умений. У учащихся сформированно понятие
«признак»; могут вычленять признаки предметов и явлений в конкретной
ситуации; безошибочно выделяют существенные признаки предметов,
объектов, явлений. Учащиеся правильно устанавливают сходство и различие
между математическими объектами, осмысливая их с точки зрения различных
понятий. Безошибочно соотносят существенные и несущественные свойства и
признаки предметов. Не допускают ошибок в индуктивных рассуждениях;
способны объединять предметы и явления в группы по общим существенным
признакам. Учащиеся способны самостоятельно выделять сходства и различия
между предметами и объектами при решении различных задач; умеют рассматривается как признак, на основании которого производится
классификация измерений развития интеллектуальных умений у младших
школьников. Показатель определяется, как характеристика какого либо
аспекта критерия. При таком подходе критерии и показатели соотносятся как
общее и частное [38].
Учитывая специфику объекта нашего исследования нами были
выделены критерии и показатели, позволяющие оценить уровень развития
интеллектуальных умений у младших школьников. В качестве критерий были
использованы интеллектуальные умения, которые мы рассмотрели в
предыдущей главе.
Умение проводить анализ и синтез.
Умение сравнивать сопоставлять предметы и явления.
Умение обобщать.
Умение классифицировать.
По каждому критерию в соответствии с показателями выделяются 3
уровня: высокий, средний, низкий. Показатели позволили определить
качественную и количественную характеристику каждого уровня.
Высокий уровень – для учащихся характерна высокая степень развития
всех интеллектуальных умений. У учащихся сформированно понятие
«признак»; могут вычленять признаки предметов и явлений в конкретной
ситуации; безошибочно выделяют существенные признаки предметов,
объектов, явлений. Учащиеся правильно устанавливают сходство и различие
между математическими объектами, осмысливая их с точки зрения различных
понятий. Безошибочно соотносят существенные и несущественные свойства и
признаки предметов. Не допускают ошибок в индуктивных рассуждениях;
способны объединять предметы и явления в группы по общим существенным
признакам. Учащиеся способны самостоятельно выделять сходства и различия
между предметами и объектами при решении различных задач; умеют устанавливать закономерность в последовательности математических
объектов, предметов, явлений. Учащиеся способны видеть различные
основания для классификации математических объектов, предметов, явлений.
безошибочно
Умеют оперировать приобретёнными знаниями,
выполняют действия, ориентируясь на предложенный образец. Способны
находить новые способы деятельности и проверить высказанную догадку.
Средний уровень – для учащихся характерно развитие большинства
интеллектуальных умений. Учащиеся в основном способны вычленять
признаки предметов и явлений в конкретной ситуации. как правило, выделяют
существенные признаки предметов, объектов, явлений, но допуская при этом
незначительные ошибки. Могут устанавливать сходство и различие между
математическими объектами в большинстве случаев, соотносят большинство
существенных и несущественных свойств и признаков предметов. Способны к
индуктивным рассуждениям, но допускают незначительные ошибки.
Учащиеся могут объединять предметы и явления в группы по общим
существенным признакам, но могут допустить небольшие неточности в
определении групп отдельных предметов и явлений. Не допускают ошибок
при выделении сходства и различия между предметами и объектами при
решении задач; умеют устанавливать закономерности в большинстве
последовательных математических математических объектов, предметов и
явлений. Учащиеся способны выделять некоторые основания для
классификаций математических объектов, предметов, явлений. Способны
выполнять действия, ориентируясь на предложенный образец, иногда
Достаточно хорошо оперируют
допуская небольшие неточности.
Способны к аналитикосинтетической
приобретёнными знаниями.
деятельности по распознаванию образца с тем, чтобы применить к нему
известный способ деятельности. устанавливать закономерность в последовательности математических
объектов, предметов, явлений. Учащиеся способны видеть различные
основания для классификации математических объектов, предметов, явлений.
безошибочно
Умеют оперировать приобретёнными знаниями,
выполняют действия, ориентируясь на предложенный образец. Способны
находить новые способы деятельности и проверить высказанную догадку.
Средний уровень – для учащихся характерно развитие большинства
интеллектуальных умений. Учащиеся в основном способны вычленять
признаки предметов и явлений в конкретной ситуации. как правило, выделяют
существенные признаки предметов, объектов, явлений, но допуская при этом
незначительные ошибки. Могут устанавливать сходство и различие между
математическими объектами в большинстве случаев, соотносят большинство
существенных и несущественных свойств и признаков предметов. Способны к
индуктивным рассуждениям, но допускают незначительные ошибки.
Учащиеся могут объединять предметы и явления в группы по общим
существенным признакам, но могут допустить небольшие неточности в
определении групп отдельных предметов и явлений. Не допускают ошибок
при выделении сходства и различия между предметами и объектами при
решении задач; умеют устанавливать закономерности в большинстве
последовательных математических математических объектов, предметов и
явлений. Учащиеся способны выделять некоторые основания для
классификаций математических объектов, предметов, явлений. Способны
выполнять действия, ориентируясь на предложенный образец, иногда
Достаточно хорошо оперируют
допуская небольшие неточности.
Способны к аналитикосинтетической
приобретёнными знаниями.
деятельности по распознаванию образца с тем, чтобы применить к нему
известный способ деятельности. Низкий уровень – для учащихся характерна низкая степень развития
интеллектуальных умений. Учащиеся не могут выделять существенные
признаки предметов, явлений, объектов. Не могут различать существенные и
несущественные признаки и свойства предметов. Не могут выполнять
индуктивные рассуждения. Затрудняются в установлении сходства и различия
между математическими объектами. Не могут объединять предметы в группы
Не способны устанавливать
по общим существенным признакам.
закономерность в последовательности математических объектов, предметов,
явлений. Не могут выделять основания для классификации математических
объектов, предметов, явлений. Не способны выполнять действия,
ориентируясь на предложенный образец. Нуждаются в постоянном контроле
учителя, напоминании.
Для исследования начального уровня развития интеллектуальных умений у
младших школьников были проведены следующие диагностические методики,
содержащиеся в работах С.Х. Сафонова, Н.А. Бернштейна, А.Н. Рябинкиной,
В.В. Тарасун: «Классификация предметов», «Исключение лишнего»,
«Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в
объектах», «Исключение понятий», «Закономерности числового ряда» Низкий уровень – для учащихся характерна низкая степень развития
интеллектуальных умений. Учащиеся не могут выделять существенные
признаки предметов, явлений, объектов. Не могут различать существенные и
несущественные признаки и свойства предметов. Не могут выполнять
индуктивные рассуждения. Затрудняются в установлении сходства и различия
между математическими объектами. Не могут объединять предметы в группы
Не способны устанавливать
по общим существенным признакам.
закономерность в последовательности математических объектов, предметов,
явлений. Не могут выделять основания для классификации математических
объектов, предметов, явлений. Не способны выполнять действия,
ориентируясь на предложенный образец. Нуждаются в постоянном контроле
учителя, напоминании.
Для исследования начального уровня развития интеллектуальных умений у
младших школьников были проведены следующие диагностические методики,
содержащиеся в работах С.Х. Сафонова, Н.А. Бернштейна, А.Н. Рябинкиной,
В.В. Тарасун: «Классификация предметов», «Исключение лишнего»,
«Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в
объектах», «Исключение понятий», «Закономерности числового ряда»
Диагностика уровня развития интеллектуальных умений у младших школьников
Диагностика уровня развития интеллектуальных умений у младших школьников
Диагностика уровня развития интеллектуальных умений у младших школьников
Диагностика уровня развития интеллектуальных умений у младших школьников
Диагностика уровня развития интеллектуальных умений у младших школьников
Диагностика уровня развития интеллектуальных умений у младших школьников
Диагностика уровня развития интеллектуальных умений у младших школьников
Диагностика уровня развития интеллектуальных умений у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.