Диагностика воспитательного процесса в работе классного руководителя.
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
24.10.2017
Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции: 1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания 2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем и 3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.
Доклад Диагностика.docx
Красникова Н.Б.
Диагностика воспитательного процесса
в работе классного руководителя.
Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную
связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации
педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции: 1) контрольно
корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания 2)
прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии
учащихся в будущем и 3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных
воздействий на учеников.
Существуют 3 типа диагностики в работе классного руководителя: 1) начальная; 2)
корректирующая (текущая); 3) обобщающая (итоговая)
1) Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным
коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут
реализованы в данной учебном семестре или году классному руководителю необходимо
изучить уровень воспитанности студентов.
2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе
организации деятельности студенческого коллектива, ориентирует педагога на изменения,
которые происходят в студентах и коллективе. Одновременно оценивается правильность
ранее принятых решений.
3) в конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов
воспитательной работы проводится обобщающая диагностика. Она дает основные данные
для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:
1. результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);
2. результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных
качеств личности и групп учащихся;
3. результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и
новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)
Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат:
уровень знаний учеников
степень социального и психологического развития,
Психолог обеспечивает классного руководителя психологической информацией,
необходимой для обеспечения индивидуального подхода к студентам. Это обеспечение производится через групповую и индивидуальную психодиагностику студентов, беседы и
консультации с классными руководителями, преподавателями и родителями.
Отбор методик для выполнения диагностического минимума производится исходя из
возрастной периодизации. На 12 курсы приходится возраст ранней юности. (Д.Б.Эльконин,
1989).
Уже в сентябре психологом была проведена диагностика индивидуальных
особенностей студентов, что позволило осуществить личностноориентированный подход в
воспитании. В результате диагностики выявили: эмоциональную устойчивость,
направленность, тип темперамента и лидерские качества каждого студента. Была дана
психологическая характеристика группы и отдельного студента, а также рекомендации по
влиянию на каждого студента. Оказалось 14 студентов – холерического типа темперамента
– деятельные, активные, эмоциональные, способные сосредоточить значительные усилия в
короткий промежуток времени, но при длительной работе не всегда хватает выдержки и
усидчивости. Цикличность подъема и спада настроения и энергичности может объяснить
неровность поведения, самочувствия и конфликтов студентов этой категории студентов.
Особого внимания к себе требуют студенты меланхолического типа темперамента. Их
в моей группе – 8. В отношении них недопустимы не только резкость, грубость, но и просто
повышенный тон или ирония. Их следует вовремя хвалить за проявленные успехи.
Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее
негативное действие. Они отличаются медленным вхождением в работу, но зато и
большой выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а
не в начале.
Сангвиников в моей группе 4. Перед сангвиниками следует непрерывно ставить
новые, по возможности интересные задачи сосредоточенности и напряжения. Необходимо
постоянно включать их в активную деятельность и систематически поощрять их усилия, в
противном случае потеря интереса, и нулевой результат. Данные характеристики я
обязательно использую в процессе воспитания коллектива моей группы. Известно, что
смысл истинного педагогического воздействия не наказание, а преследует две цели
остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять
на выбор студентом более приемлемого поведения в будущем.
Ставя воспитательные задачи в работе с группой, мы обязательно отмечаем
формирование нравственности и ценностной сферы. Ибо это является основой личности
человека. Выбор поведения и поступка каждый человек делает сообразно тому, что для
него является ценным. В октябре месяце Валентина Павловна провела диагностику ЛР,
выявив отношение к 13 общечеловеческим ценностям, в том числе – к семье, отечеству,
знаниям, к Человеку в трех ипостасях, и к себе. Данная диагностика позволяет увидеть на
какие направления работы стоит обратить особое внимание, включить в план
воспитательной работы определенные темы мероприятий и бесед. Анализируя индивидуальную диаграмму ЛР, видим траекторию развития каждого
студента, и отношение к каждой ценности. Можно отметить сформированное
положительное отношение к семье, земле, труду, к близким людям. Но есть тревожные
моменты – у некоторых в группе отрицательное отношение к знаниям (4 человека), стоит
работать над толерантностью, т.к. отношение к человеку иной культуры, веры у 2
студенток – ситуативно негативное. Устойчиво отрицательное отношение к основным
ценностям не отмечено ни у кого. Особую тревогу вызывает отношение к внутреннему
миру у 10 студентов отрицательное отношение к себе, им хочется быть лучше, краше,
успешнее. Для себя я ставлю задачи по работе над формированием положительного
отношения к внутреннему миру, устойчиво положительного отношения к человеку иному,
к труду. У некоторых студентов нужно повысить отношение к человеку иному, миру,
культуре, знаниям, к отечеству, человеку такому, к своему телесному Я.
В результате исследования нравственных отношений студентов выяснилось, что они
сформиваны у 80% студентов, у 15% прослеживается тенденция к их формированию.
Безнравственных нет. В целом группа имеет хороший уровень воспитанности, но нужно
вести индивидуальную работу с теми, у кого низкий уровень воспитанности.
Затем исследовалась степень адаптации студентов 1 курса к условиям обучения в нашем
техникуме. Общая удовлетворённость условиями обучения в техникуме – высокая у
большинства студентов. Высокий уровень тревожности у двоих: СайфутдиноваС.,
Тулякова Ю. Большинство студентов с низким и средним уровнем напряжённости и
тревожности. У 52% студентов отмечен высокий уровень адаптации, у 42% студентов
средний уровень адаптации, у 5% –низкий уровень (Сайфутдинова С.). В связи с этим со
Светой проводится индивидуальная работа по поводу адаптации к обучению в нашем
техникуме. Она у нас на постоянном контроле ( провожу индивидуальные беседы с ней, с
родителями, она приглашалась на индивидуальные беседы к зав.отделением, к
зам.директора по ВР, к психологу.)
Кроме того проводилась диагностика мотивации к обучению студентов гр.1528БУХ.
Выяснилось, что 79% студентов имеют высокую мотивацию к обучению, 16% имеют
среднюю мотивацию и 5% низкую. Низкую мотивацию нужно повышать, используя
индивидуальные методы работы.
Планирую провести тестирование родителей (анкета «Воспитательная работа в группе
глазами родителей»). Такое анкетирование помогает классному руководителю взглянуть на
процесс воспитания студентов в группе поновому, позволит глубже и серьезнее
проанализировать свою реальную деятельность, да и у родителей такие опросы вызывают и
заинтересованность и ответственность.
Таким образом, диагностика позволяет увидеть результаты воспитательного процесса,
недостатки воспитания и скорректировать работу классного руководителя.
Диагностика воспитательного процесса в работе классного руководителя.
Диагностика воспитательного процесса в работе классного руководителя.
Диагностика воспитательного процесса в работе классного руководителя.
Диагностика воспитательного процесса в работе классного руководителя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.