Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выбранными критериями. Свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.
Главная цель диагностирования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Общими признаками диагностического обследования являются:
- наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;
- систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педагогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определённых этапах педагогического процесса 9вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т.д.);
- использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;
- доступность процедур для их проведения педагогами.
pril.doc
Диагностирование дошкольников.
Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных
задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.
Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он
осуществляет свою деятельность. Она призвана, вопервых, оптимизировать
процесс индивидуального обучения, вовторых, обеспечить правильное
определение результатов обучения, втретьих, руководствуясь выбранными
критериями. Свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.
Главная цель диагностирования – получить не столько качественно
новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и
тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции
педагогического процесса.
Общими признаками диагностического обследования являются:
наличие целей педагогического оценивания состояния
диагностируемого объекта;
систематичность и повторяемость диагностирования как вида
профессиональнопедагогической деятельности, осуществляемой в типичных
ситуациях на определённых этапах педагогического процесса 9вводная
диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т.д.);
использование методик, специально разработанных и (или)
адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;
доступность процедур для их проведения педагогами.
При проведении диагностического обследования необходимо
руководствоваться следующими принципами:
• Принцип последовательности и преемственности диагностики
проявляется в последовательном переходе от одних этапов. Критериев. Форм
и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания
личности в воспитательнообразовательном процессе, в поэтапном
усложнении и углублении процесса диагностики. • Принцип доступности диагностических методик и процедур.
Общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения
применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают
необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий,
которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт.
Зрительная наглядность заданий практического характера становится
главным условием получения необходимой информации (тесты с
картинками).
Доступность диагностики требует создания естественных условий
диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения. Во
время проведения диагностического обследования, важно поддерживать
доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего
недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не
выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», «Вы
молодцы!», «Я вижу, у вас всё замечательно получается!».
Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15
минут.
Существует большое количество методов психологической
диагностики. При разработке диагностической процедуры и отборе
диагностических средств в предлагаемом опыте учитывались экономичность и
надёжность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и
возможность включения в воспитательнообразовательный процесс детского
сада. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации
программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения с
детьми. Изучения продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций).
Несложные эксперименты ( в виде отдельных поручений ребёнку, проведения
дидактических игр и пр.), беседы. Регулярные наблюдения позволяют
достаточно объективно оценить присуще возрасту достижения ребёнка
(освоение им определённых способов умственных действий, уровень
овладения знаниями).
Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной
ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из
него.
Обязательным условием успешного проведения педагогической
диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечёт за собой
изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная
цель – дать знания, добиться правильного ответа в данный момент,
воспитывать, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные
данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.
В данной работе предоставлены диагностические задания из моего
опыта работы в МДОУ «Родничок» по комплексной программе развития и
воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»
(«Детский сад 2100») под редакцией Бунеева и Бунеевой. Задания
максимально учитывают особенности и возможности детей 45 лет,
обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на
имеющийся у дошкольников реальный опыт.
Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся
в диагностическую таблицу. Разработанная система диагностики позволит
качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей
дошкольного возраста, а также эффективность образовательной работы
детских образовательных учреждений по «конечному ценному продукту»
дошкольниквыпускник.
Предлагаемая диагностическая карта ориентирует воспитателя на
некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка.
Стандартных детей не существует, и диагностические карты могут быть
только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его
индивидуальности.
Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных
образовательных маршрутов для каждого ребёнка. Современные требования к математическому развитию детей
дошкольного возраста.
Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами,
осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно,
осваивают простейшие временные и пространственные отношения,
преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок , не осознавая
того, практически включается в простую математическую деятельность,
осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и
числовом уровне.
Объём представлений следует рассматривать в качестве основы
познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют как
бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых
дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно.
Активность ребёнка , направленная на познание, реализуется в
содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в
организуемых воспитателем познавательных развивающих играх.
Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения
ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки,
перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия
принадлежит ребёнку . Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию,
направляет процесс её развития, способствует получению результата.
Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к
умственному труду. Например, игры из серии: "Логические кубики" ,
"Уголки", "Составь куб" и другие; из серии: "Кубики и цвет", "Сложи узор",
"Кубхамелеон" и другие.
Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку
вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств,
установить связи и зависимости, определить элементарные отношения,
сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные
функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки
(палочки Кюизенера), модели и другие.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них
умений и способностей: оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять
простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять
закономерности чередования и следования, оперировать в плане
представлений , стремиться к творчеству;
проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или
выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении
результата;
рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со
взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического )
действия. Диагностическая карта обследования детей 4-5 лет
по разделу «Введение в математику»
№
п/п
Фамилия,
имя ребёнка
1
2
3
4
5
6
7
8
9 Диагностические задания
1. Называть части суток: утровечерденьночь.
2. Соотносить предметы –заместители (числовые карточки, счётный
материал) с количеством предметов в данной группе.
3. Считать по образцу и заданному числу в пределах десяти.
4. Сравнивать количества элементов в множествах, выраженных
смежными илами в пределах 5 (23, 3 4 и т.д.) путём составления
пар с помощью слов столько же, не столько же, равно, не
равно.
5. Различать положение предметов на рисунке относительно
заданного предмета с помощью слов: на, под, за, рядом, с,
между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху вниз, слева направо.
6. Выделять предметы из группы по общему признаку, сравнивать
предметы, разбивать предметы на группы (классы) в соответствии
с общим признаком (в том числе и геометрические фигуры).
7. Сравнивать до 5 объектов в сериационном ряду по длинне,
ширине, толщине.
8. Ориентироваться во времени на основе слов вчера, сегодня.
Завтра, сначалапотом, раньшепозже.
9. Моделировать объекты из геометрических фигур в виде
аппликаций или рисунков из 25 деталей по образцу. Диагност
и
ческие
задания
1
Формирование элементарных математических
представлений.
Диагностические задания.
Дидактические
Содержание диагностического задания
игры,
упражнения,
вопросы
Дидактические игры:
1.«Части суток»
2.«Закончи
предложение»
Материал: набор
картинок с
изображением частей
суток.
1.Ребёнку предлагается рассмотреть набор
картинок с изображением частей суток.
Задание: покажи картинку, на которой
изображено утро (день, вечер, ночь).
Ребёнку указывают на одну из картинок
Вопросы:
Какая часть суток изображена на картинке?
Объясни, почему ты так думаешь.
Ребёнку предлагается разложить все картинки по
порядку.
Вопросы:
Что сначала: утро или день?
Какая часть суток сменяет утро (день, вечер,
ночь)?
Назови по порядку все части суток, начиная с
утра.
А какая часть суток сейчас?
В какую игру мы играли вчера?
2. Ребёнку предлагается закончить предложения:
Мы обедаем днём, а ужинаем…
Мы делаем зарядку утром, а спим…
Мы в детский сад идём утром, а возвращаемся
домой…
Ночью мы спим, а днём… 2
3
Соотнесение
предметов
заместителей с
количеством
предметов в данной
группе
Материал: числовые
карточки, картинка,
цветные карандаши.
Счёт до десяти.
Материал: набор
игрушек.
1.Ребёнку предлагается рассмотреть картинку.
Вопросы:
Сколько в пруду плавает черепах?
Раскрась столько же треугольников.
А сколько плавает лягушат?
Раскрась столько же квадратиков.
Задания:
Выложи столько счётных палочек, сколько в
пруду плавает лягушат.
Сосчитай, сколько в пруду плавает черепах и
подбери нужную числовую карточку.
1.Ребёнку предлагается посчитать до 10.
2.На столе в ряд выставлены игрушки. Ребёнку
предлагается сосчитать количество игрушек,
отсчитать 3 (5, 8) игрушки.
Вопросы:
На каком по счёту месте стоит ёжик?
Найди десятую игрушку и скажи, о какой
игрушке я говорю?
Которая по счёту игрушка тебе больше
нравится?
Задание: Я закончила считать на третьей игрушке,
продолжи счёт.
Возьми вторую игрушку и поставь её на пятое
место.
4
Счёт и сравнение
количества предметов
разными способами.
Материал: счётная
линейка. Коробка с
набором
геометрических фигур.
1.Ребёнку предлагается на верхнюю полоску
счётной линейки выложит все круги. А на
нижнюю все квадраты.
Вопросы:
Сколько ты выложил кругов, а сколько
квадратов?
Что можно сказать о количестве кругов и
квадратов? (столько же – не столько же, равно не
равно)
Убери один квадрат в коробку. Что теперь
можно сказать о количестве кругов и квадратов?
2.Перед ребёнком ставится коробка с фигурами.
Вопросы:
как определить, каких фигур в коробке больше,
а каких меньше? (Сосчитать)
А ещё как можно проверить? (Наложить друг
на друга, или поставить парами). 5
6
7
8
Различение положения
предметов на рисунке
относительно
заданного предмета.
Дидактическая игра
«Где находится
предмет?»
Материал: кукла,
мячик, машина,
пирамидка; картинка.
Выделение предметов
из группы по общему
признаку.
Материал: картинка,
цветной карандаш.
Классификация
полосок по длине и
ширине.
Материал: 5 полосок
разного цвета,
сделанных по принципу
дозированного
увеличения или
уменьшения по длине
(ширине) каждой
последующ
Ориентировка во
времени.
Материал: картинка,
цветной карандаш
Задание: покажи правую руку. Левую. Возле
ребёнка расставляются игрушки.
Вопросы:
Что находится слева от тебя?
Что перед тобой?
Где находится кукла?
Ребёнку предлагается рассмотреть картинку.
Вопросы:
Какая игрушка перед коробкой?
Какая игрушка за коробкой?
какие игрушки в коробке?
Задание: раскрась сначала детали игрушек,
которые находятся в коробке. Затем раскрась
детали игрушек, которые находятся перед
коробкой. И в самую последнюю очередь
раскрась детали игрушек за коробкой.
Задание: рассмотри рисунок. Покажи начала все
игрушки, а затем всю посуду. При помощи
стрелок положи посуду на стол, а игрушки в
коробку.
Ребёнку даётся набор полосок одинаковой
ширины, но разной длины.
Задание: разложи полоски от самой длинной до
самой короткой.
Вопросы:
Какая полоска самая длинная (короткая)?
Какие из полосок длиннее зелёной?
Какие из полосок короче красной?
2.Ребёнку даётся набор полосок одинаковой
длины, но разной ширины.
Задание: разложи полоски от самой широкой до
самой узкой.
Вопросы:
Какая полоска самая широкая (узкая)?
Какие из полосок шире синей?
Какие из полосок уже жёлтой?
Вопросы:
Что ты делал вчера вечером?
Что мы читали сегодня утром?
куда ты пойдёшь затрат ром?
Задание 6: рассмотри картинку. Разноцветные человечки любят гулять. Они всегда быстро
собираются на прогулку, потому что хорошо
знают, как одеваться.
как человечек одевается? Покажи стрелками,
что он надевает сначала, что потом.
Вопросы:
Какие геометрические фигуры лежат перед
вами на столе?
Что можно смоделировать из данных
геометрических фигур?
9
Моделирование
объектов из
геометрических фигур.
Материал: набор
геометрических фигур
из 25 деталей. Ниже представлены результаты диагностических исследований детей 45
лет по разделу «Моя математика» , полученные за два учебных года. А также
приведены таблицы, позволяющие увидеть полученные результаты, причины,
проблемы и рекомендации по преодолению проблем в ходе работы с детьми.
После проведения сравнительного анализа результатов проведения
диагностики за два года можно сделать следующие выводы:
1. Разработанная мною система работы по математическому развитию
детей с учётом современных требований способствовала повышению
уровня математического развития детей.
2. Элементарные знания по математике, определённые современными
требованиями в основном усваиваются детьми, но необходимо
углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым
ребёнком.
3. Обновление и качественное улучшение системы математического
развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее
интересные формы работы, что способствует развитию элементарных
математических представлений.
4. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций,
помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
5. Разработанная мною система работы по математическому развитию
детей с учётом современных требований способствовала повышению
уровня математического развития детей.
6. Элементарные знания по математике, определённые современными
требованиями в основном усваиваются детьми, но необходимо
углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым
ребёнком.
7. Обновление и качественное улучшение системы математического
развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее
интересные формы работы, что способствует развитию элементарных
математических представлений. 8. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций,
помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Результаты диагностического исследования
детей среднего (4-5 лет) возраста
на конец 2010-2011 учебного года
Констатация
результатов
Проблема
Причина
Рекомендации по
преодолению
проблемы По РЭМП 2 ребёнка
имеют допустимый
уровень развития, 8–
оптимальный.
Фронтальная
«Проверка знаний,
умений, навыков
детей» позволила
выявить сильные
стороны педагогов по
данному вопросу
1. Называние частей
суток.
1. Неуважительные
пропуски занятий.
2. Есть некоторые
трудности в
сравнивании до 5
объектов в
сериационном ряду по
длине, ширине,
толщине.
1.Планирование
индивидуальной
работы по
проблемным задачам.
3.Продолжать
совершенствовать
педагогическое
мастерство педагогов
через организацию
наставничества
Результаты диагностического исследования
детей среднего (4-5 лет) возраста
на конец 2009-2010 учебного года
Констатация
результатов
Проблема
Причина
Рекомендации по
преодолению По РЭМП 2 человека
имеют критический
уровень развития, 6
человек – допустимый,
2 – оптимальный.
1. Неуважительные
пропуски занятий.
2. Недостаточное
количество учебных
пособий современного
уровня.
1.Ориентировка во
времени.
2. Выделение
предметов по общему
признаку.
2. Есть некоторые
трудности в
сравнивании до 5
объектов в
сериационном ряду по
длине, ширине,
толщине.
проблемы
1.Планирование
индивидуальной
работы по
проблемным задачам.
3.Продолжать
совершенствовать
педагогическое
мастерство педагогов
через организацию
наставничества
Результаты диагностического исследования детей среднего
(45 лет) возраста в сравнении за два года (20092010 и
20102011 учебный год). В заключении хочется добавить, что математика один из наиболее
трудных учебных предметов, но включение занимательного материала в
занятия по математике позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это
создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию
учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на
уроках математики системы специальных игровых задач и заданий ,
направленных на развитие познавательных возможностей и способностей,
расширяет математический кругозор школьников, способствует
математическому развитию, повышает качество математической
подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в
простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребёнок дошкольного возраста учился в полную силу своих
способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям,
помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные
интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать
содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы
познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими,
продуктивными.
При использовании на занятиях математикой занимательного материала дети
с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и
услышанное, т.к. эмоционально вовлечены в занятие.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Диагностирование дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.