Диалог как средство формирования личности младших школьников
Оценка 4.6

Диалог как средство формирования личности младших школьников

Оценка 4.6
doc
15.10.2023
Диалог как средство формирования личности младших школьников
Курсовая диалог.doc

 

 

 

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования личности младших школьников посредством диалога. 7

1.1 Психолого–педагогическая характеристика младших школьников. 7

1.2 Особенности формирования личности младших школьников. 10

1.3 Возможности диалога как средства формирования личности младших школьников  14

Выводы по главе 1. 18

Глава 2. Экспериментальное исследование диалога как средства формирования личности младших школьников. 20

2.1 Диагностика уровня сформированности характеристик личности младших школьников. 20

2.2 Рекомендации по использованию диалога как средства формирования личности младших школьников. 26

Выводы по главе 2. 29

Заключение. 31

Список литературы. 33

Приложение. 40

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Формирование личности младших школьников средством диалога в современное время является одним из ведущих направлений российского образования.

Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». Определяющей чертой современных методических новаций является ориентация на поисковую деятельность, формирование навыков рефлексивного мышления. Она находит воплощение в разработках по организации учебного процесса с помощью диалоговых форм, направленных на развитие интеллектуально–творческой и коммуникативно–дискуссионной культуры личности. В дидактических поисках незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как средство межличностного взаимодействия младших школьников.

Современные дети испытывают потребность в общении. Поэтому важную роль играет такой метод, как дискуссия или коллективный диалог, что предполагает равноправие партнёров, участвующих в нём. Постепенно диалог приобретает формы развёрнутого общения между субъектами коллективной учебной деятельности. Залогом успешного развития детей является правильная организация учебной деятельности на уроке, которая строится на взаимном уважении и доверии, на сотрудничестве учителя и ученика. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. В этих условиях важную роль играет учебный диалог.

Значимость диалога, как ведущего средства обучения, ещё больше возрастает. Однако часто организация диалога на уроке остаётся проблемой, в связи с чем в практике современных учреждений начального образования диалог практически не применяется как средство развития личности младших школьников.

Вместе с этим, об эффективности применения диалога как средства формирования личности младших школьников, свидетельствуют результаты многих исследований таких ученых, как Б.Д. Эльконин, С.М. Алиева, О.В. Буряк, О.А. Гераськова, Л.П. Корнеева, Н.М. Полякова и др.

 Вышесказанное обуславливает возникновение противоречия между теоретически разработанными способами формирования личности младших школьников посредством диалога и недостаточным применением диалога как средства   формирования личности младших школьников для этого в практике современных образовательных учреждений начального образования.

Таким образом, значимость поставленной проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования «Диалог как средство формирования личности младших школьников».

Проблема исследовательской работы: может ли диалог выступать в качестве средства формирования личности младших школьников?

Цель исследования – в ходе теоретического и экспериментального исследования изучить диалог как средство формирования личности младших школьников.

Объект исследования – процесс формирования личности младших школьников.

Предмет исследования – диалог как средство формирования личности младших школьников.

За основу исследования легло гипотетическое предположения о том, что:

1.                 уровень сформированности таких характеристик личности младших школьников, как самооценка, эмоциональное развитие и волевая сфера находится на низком уровне;

2.                 диалог может быть использован как средство формирования личности младших школьников.

Задачи исследования:

1.                 Изучить теоретические основы формирования личности младших школьников посредством диалога.

2.                 Провести диагностику текущего уровня сформированности личности младших школьников.

3.                 Разработать рекомендации по использованию диалога как средства формирования личности младших школьников.

Теоретико–методологическими основами исследования являются:

1.                 Поведенческий подход к вопросам использования диалога для формирования личности младших школьников Д.Б. Эльконина.

2.                 Подход Н.М. Поляковой к диалогу как к эффективному средству формирования личности младших школьников.

Методы и методики исследования:

1.                 теоретические: анализ, синтез, обобщение педагогической литературы по теме исследования;

2.                 эмпирические: педагогический эксперимент, в ходе которого использовались следующие методики диагностики: методика «Лесенка» (В.Г. Щур), методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова) и тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов);

3.                 метод количественно–качественного анализа результатов исследования.

Научно–практическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации литературы по вопросам использования диалога как средства формирования личности младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы в практике образовательных начального образования при планировании и проведении педагогической работы по формированию личности младших школьников.

База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №38 г. Улан–Удэ, расположенном по адресу: Республика Бурятия, Улан–Удэ, ул. Шаляпина, 14 А. В исследовании приняли участие 23 ребёнка младшего школьного возраста из 3 «В» класса.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования личности младших школьников посредством диалога

 

1.1 Психолого–педагогическая характеристика младших школьников

 

Младший школьный возраст представляет собой период развития от 7 до 11 лет, знаменуется окончанием дошкольного возраста кризисом 7 лет и началом подросткового возраста в период 11 лет.

Период активного развития мотивационной сферы приходится на младший школьный возраст. Данный период характеризуется развитием таких качеств как: нравственность; эстетика; этика; основы поведения; культура поведения.

Данный возраст является периодом, когда ребенок постигает процесс учения, ему интересно все новое, но это не касается только учебной деятельности. Для него открыт горизонт возможностей.

Правильное формирование всех вышеперечисленных характеристик именно в младшем школьном возрасте позволит в период подросткового возраста не потерять потребность в удовлетворении познавательной активности. Познавательная активность проявляется в учебной деятельности, однако А.В. Абрамова отмечает тот факт, что чем более ребенок успешен в учебной деятельности, тем больше у него интереса к ней (Абрамова, 2020).

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать:

1.      качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

2.      рефлексия;

3.      внутренний план действий;

4.      развитие познавательного отношения к действительности; кризис отрочества (Архипова, 2020).

Конец младшего школьного возраста знаменуется особым кризисом. Данный кризис содержит в себе позиции, когда мотивация учебы исчерпана — это еще одна потребность, однако содержательный мотив учения еще не проявился. Симптомами данного кризиса могут быть следующие проявления: невыполнение домашних и занятий в классе, нежелание их выполнять; нарастающий уровень конфликтности со стороны ученика по отношению к учителям. Выявлен факт, говорящий о том, что чем меньше ребенок является успешным в учебной деятельности, тем меньше у него к этой деятельности интерес.

В школьной среде статус ученика достаточно устойчив и при переходе в среднюю школу данное положение сохраняется. Ю.А. Голова утверждает, что в этот момент происходит процесс обострения всех знаний, навыков, умений, а неразвитость данных положений усугубляет всю ситуацию (Голова, 2020).

В процессе пристройки ребенок «ориентируется на себя», на свои проявления качеств и умений. Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6 – 7 – 10–11 лет).

Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах (Сычева, 2020).

Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц.

Согласно концепции Д.Б. Эльконина, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие и вкус к работе (Эльконин, 2022).

Позитивный исход этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми; неблагоприятный результат стадии – комплекс неполноценности. Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или не успешность учебы сказывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей, и со сверстниками. Психологическая проблема школьного обучения является очень значимой и важной. Современная школа требует высокой развитости функциональной подготовленности от ребенка.

О.В. Буряк в психологической готовности младших школьников к образованию выделяет следующие компоненты.

1. Личностная готовность.

•        Процесс развития мотивационной сферы, а также его уровень. Познавательные интересы. Желание и цель занять свое место в социальных отношениях, выполнять важную деятельность учения.

•        Показателем выступает внутреннее состояние готовности стать школьником. Психологические новообразования являются своеобразным сплавом, которое готовит ребенка к школьному обучению.

•        Произвольная сфера: развитее произвольного внимания, памяти, способность выполнять задания по образцу, по намерению.

2. Интеллектуальная готовность.

•        Ориентировка в окружающем, запас знаний.

•        Уровень развития восприятия и наглядно — образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.

•        Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха) (Буряк, 2020).

3. Двигательная готовность.

•        Мелкая моторика.

•        Крупные движения (рук, ног, всего тела).

4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:

•        способность слушать внимательно, выполнять задания последовательно и по указаниям;

•        самостоятельность при выполнении задания;

•        ориентировка на условия задач как систему, преодолев при этом факторы, которые могут отвлечь.

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется развитием нравственности, этических положений, основ поведения. В данный период развития ребенок постигает процесс учения, ему интересно все новое, но это не касается только учебной, но и внеучебной деятельности. Для него открыт горизонт возможностей.

 

1.2 Особенности формирования личности младших школьников

 

Начало обучения в школе ведет к основному изменению развития детей в обществе. Он стаёт «общественным» типом и владеет общественно значимыми прямые обязанности, осуществление которых обретает социальную оценку. Вся организация актуальных взаимоотношений перестраивается и значительно определяется тем, в какой степени благополучно он справляется с новыми условиями в школе.

Поступление ребенка в образовательное учреждение означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности – это кардинально влияет на формирование личности ребенка (Гераськова, 2021).

Целенаправленное, интенсивное формирование личности ребенка осуществляется лишь при условии педагогически точной организации всей жизни и деятельности детей, так как именно в реальной жизни и деятельности ребёнка формируется его личность. Для правильного многостороннего развития личности ребенка необходимо, по словам Н.И. Дураковой, широкое политическое воспитание, общее образование, книга, газета, труд, социальная деятельность. Также – игра, развлечение, отдых (Дуракова, 2020).

Для того чтобы та либо другая деятельность стала ведущей в развитие психики, необходимо, чтобы она составила основное содержание жизни самих детей, считалась для них центром, вокруг которого сосредоточиваются их главные интересы и переживания.

Происходит равномерное физическое развитие вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость данных процессов различна у разных детей. Растут мышцы «сильные» и «ловкие», возрастает физическая сила, выносливость и ловкость, как у мальчиков, так и у девочек.

Более эффективно работают лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психологическими процессами, что помогает включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность.

Весьма значимым условием физиологического формирования детей считается состояние здоровья, что даёт возможность детям наиболее стремительно заниматься физиологической (физкультура и труд) и интеллектуальной деятельностью. Отключенные из двигательной деятельности ребенка 4–5 часов, обязаны возмещаться специально организованными физиологическими упражнениями (Зайцева, 2020).

В учебной деятельности следует добавить новую персонально немаловажную мотивацию. Основная значимость учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник стремительно включен и в другие виды деятельности, в процессе которых улучшаются и закрепляются его новые достижения.

Развитие личности младшего школьника зависит не только от школьной успеваемости, но и оценки детей взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвергается внешнему влиянию. Для того чтобы формирование личности ребенка шло более результативно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально–оценивающий подход взрослого к поступкам детей определяет становление его нравственных эмоций, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни» [Соколова, 2020, с.432]. Именно в этом возрасте ребенок переживает собственную индивидуальность, он осознает себя личностью, стремится к безупречности. Это находит свое отражение в абсолютно всех областях жизни ребенка, в том числе и в отношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стремятся по началу вести себя так, как принято в этой группе, покоряясь законам и правилам. Потом наступает желание к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте товарищеские взаимоотношения более активные, но менее крепкие. «Хотя предполагается, что способность к развитию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными взаимосвязями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни» [Соколова, 2020, с.433]. Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые установлены и ценятся в хорошей для него компании, чтобы выделиться в её среде, достичь преуспевания.

На действия и формирование детей оказывает наибольшее воздействие способ управления со стороны взрослых: влиятельный, демократичный либо попустительский. Успешнее формируются и чувствуют себя дети в обстоятельствах демократического руководства (Тимофеева, 2019).

Главную значимость с целью формирования личности ребенка младшего школьного возраста имеет вхождение его в школьный коллектив. Безусловно, и дошкольник, особенно если он воспитывается в детском саду, развивается внутри коллектива сверстников. Однако и по характеру деятельности, на основе которой организуется коллектив, и по характеру тех отношений, которые составляют общественную жизнь коллектива, дошкольная группа значительно отличается от коллектива школьников.

Исследование Т.В. Осинцевой демонстрирует, что уже к окончанию обучения в первом классе дети начинают принимать учебные задачи как задачи, стоящие перед всем классом, начинают проявлять интерес к учебным достижениям своих друзей и всего класса в целом. Со временем среди школьников появляется круг интересов, связанный c их внеклассной работой, с общественной жизнью школы, c теми взаимоотношениями, которые формируются в школьном коллективе (Осинцева, 2021).

Иначе говоря, коллектив школьников начинает жить разнообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, увлечениями, радостями и печалями.

Под влиянием коллектива y детей младшего школьного возраста постепенно создаётся тот, более высокий вид общественной ориентированности личности, который характерен для каждого, кто именно проживает осознанными коллективными интересами. Ребенок начинает активно стремиться к окружению других детей, начинает проявлять интерес к общественным делам своего класса, пытается сам определить свое место в коллективе сверстников. Конечно, вступление в коллектив и развитие общественной направленности личности школьника происходит далеко не сразу. Это – длительный процесс, проходящий под управлением педагога, процесс, какой вполне вероятно отследить, наблюдая и анализируя поступки детей (Эльконин, 2022).

В школе ребенок в первый раз встречается c системой нравственных условий, выполнение которых контролируется. Дети младшего школьного возраста уже склонны к выполнению этих требований. Поступая в школу, младшие школьники стараются занять новую социальную позицию, c которой и связывают эти требования к ним. Учитель выступает носителем социальных требований. Он же и главный знаток их поведения, поскольку формирование нравственных свойств учащихся проходит через учение, как ведущую деятельность на данном возрастном этапе (Эльконин, 2022).

Направление личности младшего школьника проявляется в его нуждах и мотивах. У ребёнка данного возраста сохраняется ряд потребностей, которые были характерны для дошкольника:

–       потребность в игровой деятельности;

–       потребность в движениях;

–       потребность во внешних впечатлениях.

Вместе c тем y младших школьников появляются и новые потребности:

–       точно выполнять требования учителя;

–       овладевать новыми знаниями, умениями и навыками;

–       получать хорошие отметки, одобрение со стороны взрослых;

–       быть лучшим учеником;

–       выполнять общественную роль (Эльконин, 2022).

Подводя итог, можно сказать, что важным обстоятельством индивидуального формирования личности ребенка младшего школьного возраста является переход на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных возможностей. На занятиях максимально применяются личностные потенциалы учащегося, которые выявляются им как самостоятельно, так и при участии и помощи учителя и одноклассников.

 

1.3 Возможности диалога как средства формирования личности младших школьников

 

В период обучения в начальной школе у детей, согласно новым образовательным стандартам обучения, должен формироваться интерес к социальному миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей – не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира.

Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями и социальными ориентирами.

Следовательно, процесс обучения должен включать не просто усвоение системы знаний, умений и компетенций, но и условия, обеспечивающие развитие личности ученика, которая должна уметь ориентироваться и взаимодействовать в постоянно меняющемся мире. Сам процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений (Ярущенко, 2020).

В научных исследования диалог (от греч. dialogos – первоначальное значение «разговор между двумя лицами») определяют двояко. С одной стороны, он рассматривается как функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик (Архипова, 2020).

С другой – как вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером) (Буряк, 2020).

Диалог — это общение с культурой. В современном мире культура смещается в эпицентр человеческого бытия, во всех сферах жизни. Общение многих уникально–всеобщих личностей – это диалог культур, доминантой которого является не познание, а взаимопонимание.

Н.М. Полякова подчеркивает, что «наступление эпохи многомерного диалога – многомерного именно потому, что, в отличие от всех предыдущих эпох, с диалогической доминантой, действовавшей лишь в каком–то направлении и в каких–то разделах культуры, наше время должно сделать диалог универсальным, всеохватывающим способом; существования культуры и человека в культуре» [Полякова, 2021, с.103].

Являясь одной из древнейших форм обучения, диалог и сегодня не только не потерял своих позиций в обучении, но, напротив, укрепил и расширил их. О.А. Погодина считает, что «новая среда требует освоения адекватных ей типов мышления и поведения, благоприобретенных, а не интуитивных. Принято считать, что человек сам учится думать, однако сложным способам мышления люди специально учат друг друга» [Погодина, 2020, с.67]. И чаще всего это происходит именно в диалоге.

Диалог сегодня – одно из самых популярных и действенных средств обучения: беседы, групповое обсуждение, парная форма, проблемное обучение и прочее — все это так или иначе связано с диалоговой формой общения.

Диалог в деятельности младшего школьника представлен в основном двумя ситуациями: «учитель – ученик» и «ученик – ученик». В учебном диалоге может проявиться как уникальность каждого участника, так и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность их точек зрения, ориентация каждого на понимание и на активную интерпретацию получаемой информации, взаимная дополнительность участников общения и т. д. В процессе диалогового взаимодействия происходит образовательная «встреча», которая обогащает и учеников, и учителей новыми впечатлениями, идеями, ценностями. Информационно–смысловой обмен интегрирует знания в соответствии с новым опытом, но сохраняет самосознание личности, ее целостность, ее достоинство, ее человеческое качество (Савченко, 2019).

Наиболее распространенными в классе являются разнообразные формы диалога в системе «учитель – учащиеся», наиболее типичной из которых является руководимое учителем совместное обсуждение решения учебной задачи всем классом, а также другие формы фронтальной работы (беседы) во время урока. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной. В процессе своей деятельности учитель ставит перед собой цели, которые направлены на оптимизацию процесса решения учащимися конкретной учебной задачи путем эффективного управления деятельностью (Абрамова, 2020).

Многоплановость целевой направленности диалога означает, что этот диалог фактически не имеет конца. Если конкретные фрагменты диалога заканчиваются вместе с решением конкретной задачи, то в целом этот диалог длится на протяжении всего обучения и заканчивается с прекращением общения учителя с учеником. Цели диалога не исчерпываются отдельным фрагментом общения. То, что для ученика выступает как решение конкретной задачи, для учителя представляется усвоением способа решения задач данного типа. То, в чем ученик усматривает усвоение способа, для учителя является условием для развития его способностей. То, в чем учащийся усматривает развитие своих способностей, для учителя выступает как предпосылка формирования его личности (Баландина, 2022).

Развитие младшего школьника направленно на новый этап его социального положения, оно предвещает тот уровень, на котором ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Таким образом, реализация коммуникативно–развивающей и социально–ориентационной функций учебного диалога очень важны как подготовка младших школьников к дальнейшей жизни в целом и к следующему возрастному этапу в частности, где ведущей деятельностью становится именно межличностное общение.

Отметим некоторые особенности учебного диалога, которые помогают не концентрироваться только на учебно–познавательном аспекте, но перейти к решению задачи формирования личности младших школьников:

1.                 в диалоге от каждого участника требуется не только осознание своей самоценности, но и желание обнаружить и предъявить внутренние смыслы другим людям, т. е. открытость;

2.                 желающему вступить в диалог нужно иметь сформированную установку на встречу со смыслом. Другого, в том числе и с «другим смыслом». Это предполагает умение услышать, увидеть партнера в диалоге, готовность войти с ним в единое информационное и эмоциональное поле;

3.                 диалоговое общение требует от учителя безоценочной в привычном смысле реакции по отношению к получаемой от собеседника информации. Адекватная диалоговой позиции реакция предполагает внимание, интерес, сочувствие, благодарность за возможность соприкоснуться с миром другого и тем самым расширить свой духовный и учебный опыт (Белова, 2022).

В ходе такого диалогового взаимодействия между учителем и учащимся активно протекает обмен информацией, происходит «диалог мнений», «диалог голосов» через игровую, коммуникативную, исследовательскую и другие виды деятельности. Так учебный диалог перерастает в познание диалога, охватывающий сложные взаимосвязи и отношения субъекта познания – читай «младшего школьника» – с миром, с окружающими людьми, с самим собой как «я» познающим, и «я» познаваемым (Зайцева, 2020).

Следовательно, учебный диалог выступает не только в качестве общеизвестного метода обучения, но и как значимый компонент личностного формирования младшего школьника, поскольку соответствует общественным ожиданиям в целом, и федеральным образовательным стандартам в частности, дополняет современные методики и технологии, ориентированные на включение диалоговых форм общения и коммуникацию, тем самым гармонично вписывается в современную ситуацию открытого мультикультурного образования.

 

Выводы по главе 1

 

Таким образом, младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Важным обстоятельством индивидуального формирования личности ребенка младшего школьного возраста является переход на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных возможностей. На занятиях максимально применяются личностные потенциалы учащегося, которые выявляются им как самостоятельно, так и при участии и помощи учителя и одноклассников.

Диалог, как показал анализ научных исследований, является не только средством обучения, но и средством формирования личности младшего школьника, ввиду возможности осознания ребёнком своей самоценности, формирования установок и возможности обучения навыкам коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование диалога как средства формирования личности младших школьников

 

2.1 Диагностика уровня сформированности характеристик личности младших школьников

 

Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №38 г. Улан–Удэ, расположенном по адресу: Республика Бурятия, Улан–Удэ, ул. Шаляпина, 14 А. В исследовании приняли участие 23 ребёнка младшего школьного возраста из 3 «В» класса.

Для изучения сформированности личности младших школьников были отобраны следующие три показателя:

1. Уровень самооценки, который был продиагностирован с помощью методики «Лесенка» (В.Г. Щур) (Приложение 1(.

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

В настоящем исследовании методику было предложено пройти младшим школьникам в индивидуальном порядке.

При анализе полученных данных исходили из следующего.

Ступеньки 1, 2 – завышенная самооценка. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Ступеньки 3,4 – адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступеньки 5,6,7 – низкая самооценка. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.

Результаты диагностики по данной методике представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты диагностики самооценки младших школьников

 

Результаты диагностики распределились следующим образом.

У 59% младших школьников (14 человек) отмечается низкий уровень самооценки. Адекватной самооценкой является самооценка 29% респондентов (7 человек). 2 ребёнка (12%) продемонстрировали завышенный уровень самооценки.

Таким образом, для младших школьников характерен низкий уровень самооценки, выражающийся в неуверенности в себе, застенчивости, повышенной тревожности, отсутствии самоценности и стремлению к самоидентификации.

2. Уровень эмоционального развития был продиагностирован с помощью методики «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова) (Приложение 2).

Данная методика направлена на выявление особенностей идентификации эмоций различной модальности у детей младшего школьного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития.

Цель методики: выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей младшего школьного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

Показатели методики:

1.      восприятие экспрессивных признаков (мимических);

2.      понимание эмоционального содержания;

3.      идентификация эмоций;

4.      вербализация эмоций;

5.      воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность).

Дифференциация результатов по показателям 1, 2 осуществляется по типологическому соответствию. Дифференциация результатов по показателям 3, 4, 5 осуществляется по трем уровням: низкому, среднему и высокому. Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц детей с различным эмоциональным выражением, 6 карт с изображением лиц гномов с различным эмоциональным выражением.

Обработка данных. Все занесенные в протокол данные соотносятся с уровнями развития эмоциональной сферы.

1.                 Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.

2.                 Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 – 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить.

3.                 Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно – действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.

Результаты по данной методике представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты диагностики уровня эмоционального развития младших школьников

 

Количественно результаты распределились следующим образом:

11 человек (48%) демонстрируют низкий уровень эмоционального развития. 9 человек (39%) показали средний уровень эмоционального развития. 13% детей (3 человека) показали высокий уровень эмоционального развития.

Таким образом, для младших школьников характерен низкий уровень эмоционального развития, выражающийся в том, что дети не могу правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.

3. Уровень развития волевой сферы был продиагностирован с помощью теста «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов).

Тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли (Приложение 3).

Инструкция: на приведенные 15 вопросов можно ответить «Да» – 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» — 1 балл, «Нет» — 0. При ответе необходимо сразу ставить очки.

Подсчитывается сумма набранных баллов: 0–12 – сила воли находится на низком уровне; 13–21 – сила воли находится на среднем уровне; 22–30 – сила воли находится на высоком уровне.

Высокий уровень силы воли характеризуется формированием устойчивого волевого воздействия в условиях влияния препятствий, трудностей и противоречий, имеющих как внутренний, так и внешний характер.

Средний уровень силы воли характеризуется формированием недостаточно устойчивого волевого воздействия в условиях влияния препятствий, трудностей и противоречий, имеющих как внутренний, так и внешний характер.

Низкий уровень силы воли характеризуется формированием неустойчивого волевого воздействия в условиях влияния препятствий, трудностей и противоречий, имеющих как внутренний, так и внешний характер.

Результаты диагностики по данной методике представлены на Рисунке 3.

Рисунок 3 – Результаты диагностики волевой сферы личности младших школьников

 

Количественно были получены следующие результаты:

11 человек (48%) демонстрируют низкий уровень развития силы воли. 9 человек (39%) показали средний уровень развития силы воли. 13% детей (3 человека) показали высокий уровень развития силы воли.

Таким образом, для младших школьников характерен низкий уровень развития силы воли, который выражается в формировании неустойчивого волевого воздействия в условиях влияния препятствий, трудностей и противоречий, имеющих как внутренний, так и внешний характер.

Протоколы проведенного исследования представлены в Приложении 4.

Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит становление ключевой компетентности — коммуникативной. Но сама собой эта компетентность не формируется, необходимы специальные условия, которые организуются на принципах сотрудничества. Среди них уроки-диалоги, направленные на обогащение эмоционально-нравственного компонента коммуникативной компетентности младших школьников. Обобщив результаты экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что такие характеристики личности младших школьников, как самооценка, эмоциональное развитие и сила воли находятся на низком уровне, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности личности, а это, в свою очередь, требует разработки рекомендаций по формированию личности младших школьников.

 

2.2 Рекомендации по использованию диалога как средства формирования личности младших школьников

 

1. Диалог для формирования адекватной самооценки младших школьников.

Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля. Для этого ребёнка нужно научить:

1.                 анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления);

2.                 строить и планировать процесс собственной учебно–познавательной деятельности;

3.                 организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей, чтобы были единые требования в школе и дома.

Учитель играет огромную роль в формировании самооценки.

Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Правила диалога для формирования адекватной самооценки младшего школьника:

1.                 педагогу идти путём обсуждения успехов детей;

2.                 и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;

3.                 диалог должен осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;

4.                 педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;

5.                 обсуждать с ребёнком способы снятия мышечного и эмоционального напряжения;

6.                 в ходе диалога проводить с детьми релаксационные игры;

7.                 предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;

8.                 предоставлять детям возможность оценить себя положительно;

9.                 предоставлять детям возможность делать выбор в ходе диалога;

10.            как можно чаще называть ребёнка по имени;

11.            хвалить ребёнка во время диалога.

2. Диалог для формирования эмоциональной сферы младших школьников.

Диалог с младшими школьниками может быть использован для формирования навыка передачи эмоций. Для этого подойдут упражнения на составление эмоциональных диалогов младшими школьниками с соблюдением следующих основных правил:

1.                 Опора на личностные предпочтения.

2.                 Сочетание вербальных и невербальных элементов.

Рассматривая диалог, мы почти всегда приравниваем его к речи. В действительности диалог не сводится к произносимым словам. Язык тела – еще один компонент любого взаимодействия. Упустив его, вы получите диалог неестественный, и младшие школьники утратят связь с собственными эмоциями.

3.  Активное использование слов, выражающих эмоции.

4.  Показ изменения эмоций с помощью голосовых сигналов.

5. В процессе диалога необходимо поделиться знаниями с одноклассником/учителем.

3. Диалог для формирования силы воли младших школьников.

Для этого подойдет организация диалогов с младшими школьниками о людях с высоким уровнем силы воли. Например, можно предложить детям диалоги по следующим личностям:

ФИО

Достижения

Вопросы для диалога

Брумель Валерий Николаевич

Выдающийся советский спортсмен, легкоатлет, заслуженный мастер спорта СССР. Прыгун в высоту, мировые рекорды которого не могли побить годами. Ему так же пришлось восстанавливаться после страшной автокатастрофы и бороться с онкологией.

 

Ребята, как вы считаете трудно восстановиться после такого? Сколько нужно стерпеть боли?

Какие качества личности у Валерия преобладают?

А вы бы хотели побить мировой рекорд?

 

Балашов Василий

Героически погибший участник СВО, удостоен ордена Мужества.

Ребята, как вы считаете, какие качества личности проявил Василий, защищая нашу родину?

Какого человека можно считать героем?

Рогозов Леонид Иванович

Советский и российский врач-хирург. Известен как человек, который в 1961 году во время экспедиции в Антарктиду выполнил на самом себе хирургическую операцию по поводу аппендицита.

Ребята, вы представляете, как это возможно сделать самому себе операцию?

Вы знаете, что такое аппендицит и как делают операцию?

Как вы думаете, что он испытывал в тот момент?

 

В ходе диалога учителю необходимо организовать условия, в которых дети будут понимать, зачем человеку нужна сила воли и как её можно воспитать.

Организовывая уроки литературы в диалог, необходимо исходить из убеждения, что в процессе диалогового взаимодействия у учащихся происходит движение мысли к научной истине. Приблизиться этой истине позволяют определенные правила построения диалога на уроках в начальной школе. Необходимо учить учеников: проявить уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; четко, грамотно выражать свои мысли, при этом аргументировать свое высказывание; отступать от неверных доводов и принимать позицию собеседника. Необходимо отметить, что данное явление происходит только в условиях постоянной рефлексии. Только умение отслеживать границы своего «могу – не могу» позволяет видеть цель и вырабатывать траекторию своего движения к ней, причем у каждого эти цель и путь будут свои, так как в жизни нет однозначного решения проблем, поэтому на уроках-диалогах задача учителя сводится к тому, чтобы показать, что решая одну проблему, можно выбрать несколько путей.

Выводы по главе 2

 

В ходе экспериментального исследования среди младших школьников был сделан вывод о том, что личность младшего школьника характеризуется низким уровнем самооценки, эмоционального развития и силы воли, что может быть связано с такими особенностями младшего школьного возраста, как интенсивный период преобразования познавательных процессов, в связи с чем личностные характеристики младших школьников только начинают формироваться.

В рамках практической части исследования были разработаны рекомендации по использованию диалога как средства формирования адекватной самооценки младших школьников, средства формирования эмоциональной сферы и силы воли младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По результатам настоящего исследования можно сделать следующие выводы.

Младший школьный возраст – формирующаяся личность от 6-7 до 10-11 лет, характеризуемая повышенной впечатлительностью, внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действия, самоконтролем и рефлексией. Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.

Важным обстоятельством индивидуального формирования личности ребенка младшего школьного возраста является переход на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных возможностей. На занятиях максимально применяются личностные потенциалы учащегося, которые выявляются им как самостоятельно, так и при участии и помощи учителя и одноклассников.

В настоящее время существует множество различных средств формирования личности школьника, одним из которых является диалог.

Реализация коммуникативно–развивающей и социально–ориентационной функций учебного диалога очень важны как подготовка младших школьников к дальнейшей жизни в целом и к следующему возрастному этапу в частности, где ведущей деятельностью становится именно межличностное общение.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №38 г. Улан–Удэ, расположенном по адресу: Республика Бурятия, Улан–Удэ, ул. Шаляпина, 14 А. В исследовании приняли участие 23 ребёнка младшего школьного возраста из 3 «В» класса.

Для изучения сформированности личности младших школьников были отобраны следующие три показателя:

1. Уровень самооценки.

2. Уровень эмоционального развития.

3. Уровень развития волевой сферы, в частности, силы воли.

Обобщив результаты экспериментального исследования, был сделан вывод о том, что такие характеристики личности младших школьников, как самооценка, эмоциональное развитие и сила воли находятся на низком уровне, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности личности.

В связи с этим были разработаны рекомендации по использованию диалога как средства формирования личности младших школьников.

Развитие межличностного взаимодействия младших школьников в учебном процессе происходит за счет учебного диалога. Диалоговая природа теоретических знаний определяет необходимость постоянного взаимодействия школьников между собой и учителем. Учебный диалог – особая форма обучения, с ее помощью обеспечивается движение его участников к общему для всех познавательному результату. Главное его назначение в обучении и воспитании – стимулирование познавательного интереса, вовлечение класса в активное обсуждение спорных вопросов, формирование нравственного выбора и умение оценивать других.

Таким образом, задачи настоящего исследования были решены, цель – достигнута, а гипотеза о том, что уровень сформированности таких характеристик личности младших школьников, как самооценка, эмоциональное развитие и волевая сфера находится на низком уровне; диалог может быть использован как средство формирования личности младших школьников – подтверждена результатами экспериментального исследования.

 

 

 

 


Список литературы

 

1.                 Алиева, С. М. Учебный диалог как средство развития у младших школьников коммуникативных умений / С. М. Алиева // Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки : Сборник научных статей по материалам IV всероссийской молодежной научно-практической конференции, посвященной году науки и технологии РФ, Шадринск, 16 апреля 2021 года / Отв. редактор Д.М. Гордиевских. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2021. – С. 10-14.

2.                 Абрамова, А. В. Формирование у младших школьников навыков общения в учебном диалоге на уроках русского языка / А. В. Абрамова, Л. А. Скрыпцова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : Сборник трудов Тридцатой международной научно-практической конференции, Белгород, 01 июня 2020 года. – Белгород: ООО ГиК, 2020. – С. 54-58.

3.                 Архипова, Ю. И. Специфика образовательной речевой коммуникации младших школьников в диалогическом обучении / Ю. И. Архипова // . – 2020. – № 2(74). – С. 76-81.

4.                 Баландина, Е. Р. Учебный диалог как инструмент развития коммуникативных стратегий младших школьников / Е. Р. Баландина, А. А. Зимова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях, Новосибирск, 08–10 декабря 2021 года / Под редакцией З.В. Бродовской, Е.В. Толокнёвой. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. – С. 21-22

5.                 Белова, А. М. Формирование личности ребенка младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях / А. М. Белова // Социум- наука- инновации : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Самара, 27 октября 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2022. – С. 88-91.

6.                 Буряк, О. В. Роль учебного диалога в развитии коммуникативных умений младших школьников / О. В. Буряк // Профессиональное самоопределение: новые реалии, подходы, технологии : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Якутск, 27 ноября 2020 года / Под редакцией С.В. Паниной, Т.А. Макаренко. – Якутск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 209-211.

7.                 Горбанчук, Т. В. Формирование диалогической речи младших школьников с умственной отсталостью в процессе обучения чтению в специальной (коррекционной) школе / Т. В. Горбанчук // Вопросы педагогики. – 2021. – № 10-1. – С. 60-63.

8.                 Голова, Ю. А. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Ю. А. Голова // SCIENCE AND EDUCATION: PROBLEMS AND INNOVATIONS : сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 мая 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 185-188.

9.                 Гераськова, О. А. Диалог как метод воспитания школьников / О. А. Гераськова // Развитие науки и образования в условиях мировой нестабильности: современные парадигмы, проблемы, пути решения : Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 29 октября 2021 года. Том Часть 1. – Ростов-на-Дону: ООО "Издательство ВВМ", 2021. – С. 184-187.

10.            Дуракова, Н. И. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности младших школьников / Н. И. Дуракова // Новое слово в науке: стратегии развития : Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 28 августа 2020 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 44-46.

11.            Жусупбаева, Т. Развитие диалогической речи младших школьников / Т. Жусупбаева // Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы : Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, Стерлитамак, 30 октября 2020 года. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Башкирский государственный университет", 2020. – С. 82-85.

12.            Зайцева, Е. А. Особенности формирования коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста / Е. А. Зайцева // Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 19 марта 2020 года / Отв. редактор Е. В. Коротаева. – Екатеринбург: [б.и.], 2020. – С. 240-245.

13.            Корнеева, Л. П. Микро-диалог как прием в дошкольном воспитании / Л. П. Корнеева, А. Х. Ефаев // Диалоги о дошкольном образовании : Материалы Международной научно-методической конференции, Псков, 05–06 декабря 2019 года. – Псков: Псковский государственный университет, 2020. – С. 115-119.

14.            Литвинович, В. Г. Формирование культуры общения школьников через межнациональную коммуникацию в процессе обучения / В. Г. Литвинович, Д. О. Короленко // Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры общения ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации : Материалы XX Московской международной конференции, Москва, 12 марта 2020 года. – Москва: ООО "Издательство "Спутник+", 2021. – С. 76-77.

15.            Манохина, А. В. К вопросу о роли диалога и диалогического мышления в развитии младшего школьника / А. В. Манохина, М. В. Папина // Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования: Сборник материалов III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых, студентов и обучающихся, Бийск, 28 апреля 2022 года / Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина. – Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 2022. – С. 85-89

16.            Москаленко, А. Е. 2.7. Дидактические основы формирования смысловых установок младших школьников / А. Е. Москаленко // Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований / Под редакцией А.Ю. Голобородько. – Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной ответственностью «Фонд науки и образования», 2020. – С. 198-213.

17.            Полякова, Н. М. Использование учебного диалога в начальной школе как фактора успешности развития коммуникативной компетентности младших школьников / Н. М. Полякова, О. Н. Соколова // Коммуникативная компетентность педагога в условиях интеграции общего и дополнительного образования как фактор успешности реализации инновационного проекта «Научно-образовательный хаб «Лесная школа»: экзозагрузка 3.0» : Сборник материалов I научно-практической конференции, Челябинск, 30 марта 2021 года. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра", 2021. – С. 101-105.

18.            Погодина, О. А. Сократический диалог как средство образовательного взаимодействия с ребенком / О. А. Погодина, О. Б. Васильева // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 2. – С. 64-68.

19.            Савченко, С. Н. Учебный диалог как средство формирования гражданской идентичности младших школьников / С. Н. Савченко // Научный поиск: первые шаги : Материалы 73-го смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования, Иркутск, 25 марта – 05 2019 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2019. – С. 95-99.

 

20.            Соколова, Е. Н. Становление идентичности младшего школьника в процессе художественно-творческой деятельности / Е. Н. Соколова // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 1(50). – С. 430-435.

21.            Сычева, К. В. Формирование навыков устной речи младших школьников в процессе учебного диалога / К. В. Сычева // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве : Сборник материалов Х Всероссийской студенческой научной конференции, посвященной памяти профессора З.П. Ларских, Елец, 21 мая 2020 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. – С. 20-25. 

22.            Тимофеева, Т. А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности младших школьников / Т. А. Тимофеева // Молодой исследователь: от идеи к проекту : Материалы III студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 24 мая 2019 года / Ответственный редактор Д.А. Михеева. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. – С. 293-294.

23.            Тимошенко, А. Ю. Проблема организации учебного диалога в начальной школе, пути ее решения / А. Ю. Тимошенко // Горизонты образования : материалы I Международной научно-практической конференции, Омск, 29–30 октября 2020 года. – Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», 2020. – С. 85-87.

24.            Устинова, О. А. Диалог в жизни ребенка / О. А. Устинова // Социокультурные проблемы современного человека : Сборник материалов VI международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Новосибирск, 22–23 апреля 2019 года / Под редакцией О.А. Шамшиковой, Ю.М. Перевозкиной, Н.Я. Большуновой. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 233-238.

25.            Осинцева, Т. В. Особенности коммуникативного поведения современного младшего школьника в процессе учебного диалога / Т. В. Осинцева // Педагогическое обозрение. – 2021. – № 1(45). – С. 70-75.

26.            Шемигон, Г. И. Правила проведения учебного диалога в исследовательском обучении / Г. И. Шемигон // Системно-деятельностный подход как условие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения : материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 18–19 ноября 2018 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». – Севастополь: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", 2019. – С. 108-115.

27.            Шебетникова, Е. И. Учебный диалог как средство формирования коммуникативных действий у младших школьников / Е. И. Шебетникова // Научный поиск: Первые шаги : Материалы 75-го Смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования, Иркутск, 01 марта – 30  2021 года / Под редакцией Л.А. Гладун. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 183-187.

28.             Щербакова, И. Р. Развитие диалогической речи младших школьников / И. Р. Щербакова // Актуальные проблемы социогуманитарного образования : Сборник статей / Научная редакция Е.В. Донгаузер, Т.С. Дороховой. Том Выпуск 5. – Екатеринбург : [б.и.], 2022. – С. 115-118.

29.             Эльконин, Б. Д. Психология развития с позиции культурно-исторической концепции : Курс лекций / Б. Д. Эльконин. – Москва : Некоммерческое партнерство содействия научной и творческой интеллигенции в интеграции мировой культуры «Авторский Клуб», 2022. – 344 с.

30.            Ярущенко, А. А. Диалог как средство реализации принципа субъектности в воспитании младших школьников / А. А. Ярущенко, В. В. Маркина // Вопросы педагогики. – 2020. – № 2-2. – С. 194-197.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Приложение 1

 

Рисунок для изучения самооценки младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Стимульный материал методики «Эмоциональная идентификация»

(Е.И. Изотова)

 

 

 

 

Приложение 3

 

Текст опросника для самооценки силы воли

 

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам не интересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на сложный урок)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот? Являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы? Так ли это?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Протоколы экспериментального исследования

 

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

 

№ п/п

Уровень

1.

ВУ

2.

НУ

3.

НУ

4.

НУ

5.

НУ

6.

СУ

7.

СУ

8.

ВУ

9.

НУ

10.

НУ

11.

НУ

12.

НУ

13.

НУ

14.

СУ

15.

СУ

16.

СУ

17.

НУ

18.

НУ

19.

НУ

20.

НУ

21.

НУ

22.

СУ

23.

СУ

 

 

 

 

 

 

Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)

 

№ п/п

Уровень

1.

НУ

2.

ВУ

3.

НУ

4.

НУ

5.

СУ

6.

НУ

7.

НУ

8.

ВУ

9.

НУ

10.

СУ

11.

НУ

12.

СУ

13.

НУ

14.

ВУ

15.

НУ

16.

СУ

17.

НУ

18.

СУ

19.

СУ

20.

СУ

21.

НУ

22.

СУ

23.

СУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов)

№ п/п

Уровень

1.

НУ

2.

ВУ

3.

НУ

4.

НУ

5.

СУ

6.

НУ

7.

НУ

8.

ВУ

9.

НУ

10.

СУ

11.

НУ

12.

СУ

13.

НУ

14.

ВУ

15.

НУ

16.

СУ

17.

НУ

18.

СУ

19.

СУ

20.

СУ

21.

НУ

22.

СУ

23.

СУ

 


Скачано с www.znanio.ru

Диалог как средство формирования личности младших школьников

Диалог как средство формирования личности младших школьников

Содержание Введение . 3

Содержание Введение . 3

Введение Актуальность темы исследования

Введение Актуальность темы исследования

Вместе с этим, об эффективности применения диалога как средства формирования личности младших школьников, свидетельствуют результаты многих исследований таких ученых, как

Вместе с этим, об эффективности применения диалога как средства формирования личности младших школьников, свидетельствуют результаты многих исследований таких ученых, как

Задачи исследования: 1.

Задачи исследования: 1.

База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе

База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе

Глава 1. Теоретические основы формирования личности младших школьников посредством диалога 1

Глава 1. Теоретические основы формирования личности младших школьников посредством диалога 1

Конец младшего школьного возраста знаменуется особым кризисом

Конец младшего школьного возраста знаменуется особым кризисом

Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или не успешность учебы сказывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей, и…

Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или не успешность учебы сказывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей, и…

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется развитием нравственности, этических положений, основ поведения

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется развитием нравственности, этических положений, основ поведения

Происходит равномерное физическое развитие вплоть до подросткового возраста

Происходит равномерное физическое развитие вплоть до подросткового возраста

Это находит свое отражение в абсолютно всех областях жизни ребенка, в том числе и в отношениях со сверстниками

Это находит свое отражение в абсолютно всех областях жизни ребенка, в том числе и в отношениях со сверстниками

Осинцева, 2021). Иначе говоря, коллектив школьников начинает жить разнообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, увлечениями, радостями и печалями

Осинцева, 2021). Иначе говоря, коллектив школьников начинает жить разнообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, увлечениями, радостями и печалями

Вместе c тем y младших школьников появляются и новые потребности: – точно выполнять требования учителя; – овладевать новыми знаниями, умениями и навыками; – получать хорошие…

Вместе c тем y младших школьников появляются и новые потребности: – точно выполнять требования учителя; – овладевать новыми знаниями, умениями и навыками; – получать хорошие…

Ярущенко, 2020). В научных исследования диалог (от греч

Ярущенко, 2020). В научных исследования диалог (от греч

Диалог сегодня – одно из самых популярных и действенных средств обучения: беседы, групповое обсуждение, парная форма, проблемное обучение и прочее — все это так или…

Диалог сегодня – одно из самых популярных и действенных средств обучения: беседы, групповое обсуждение, парная форма, проблемное обучение и прочее — все это так или…

Цели диалога не исчерпываются отдельным фрагментом общения

Цели диалога не исчерпываются отдельным фрагментом общения

Белова, 2022). В ходе такого диалогового взаимодействия между учителем и учащимся активно протекает обмен информацией, происходит «диалог мнений», «диалог голосов» через игровую, коммуникативную, исследовательскую и…

Белова, 2022). В ходе такого диалогового взаимодействия между учителем и учащимся активно протекает обмен информацией, происходит «диалог мнений», «диалог голосов» через игровую, коммуникативную, исследовательскую и…

Диалог, как показал анализ научных исследований, является не только средством обучения, но и средством формирования личности младшего школьника, ввиду возможности осознания ребёнком своей самоценности, формирования…

Диалог, как показал анализ научных исследований, является не только средством обучения, но и средством формирования личности младшего школьника, ввиду возможности осознания ребёнком своей самоценности, формирования…

Глава 2. Экспериментальное исследование диалога как средства формирования личности младших школьников 2

Глава 2. Экспериментальное исследование диалога как средства формирования личности младших школьников 2

Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю»,…

Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю»,…

У 59% младших школьников (14 человек) отмечается низкий уровень самооценки

У 59% младших школьников (14 человек) отмечается низкий уровень самооценки

Обработка данных. Все занесенные в протокол данные соотносятся с уровнями развития эмоциональной сферы

Обработка данных. Все занесенные в протокол данные соотносятся с уровнями развития эмоциональной сферы

Таким образом, для младших школьников характерен низкий уровень эмоционального развития, выражающийся в том, что дети не могу правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных…

Таким образом, для младших школьников характерен низкий уровень эмоционального развития, выражающийся в том, что дети не могу правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных…

Результаты диагностики по данной методике представлены на

Результаты диагностики по данной методике представлены на

Обобщив результаты экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что такие характеристики личности младших школьников, как самооценка, эмоциональное развитие и сила воли находятся на низком…

Обобщив результаты экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что такие характеристики личности младших школьников, как самооценка, эмоциональное развитие и сила воли находятся на низком…

Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться

Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться

Упустив его, вы получите диалог неестественный, и младшие школьники утратят связь с собственными эмоциями

Упустив его, вы получите диалог неестественный, и младшие школьники утратят связь с собственными эмоциями

Рогозов Леонид Иванович Советский и российский врач-хирург

Рогозов Леонид Иванович Советский и российский врач-хирург

В ходе экспериментального исследования среди младших школьников был сделан вывод о том, что личность младшего школьника характеризуется низким уровнем самооценки, эмоционального развития и силы воли,…

В ходе экспериментального исследования среди младших школьников был сделан вывод о том, что личность младшего школьника характеризуется низким уровнем самооценки, эмоционального развития и силы воли,…

Заключение По результатам настоящего исследования можно сделать следующие выводы

Заключение По результатам настоящего исследования можно сделать следующие выводы

Уровень эмоционального развития

Уровень эмоционального развития

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Самара, 27 октября 2022 года. –

Самара, 27 октября 2022 года. –

Жусупбаева, Т. Развитие диалогической речи младших школьников /

Жусупбаева, Т. Развитие диалогической речи младших школьников /

Бийск, 28 апреля 2022 года / Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им

Бийск, 28 апреля 2022 года / Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им

Соколова, Е. Н. Становление идентичности младшего школьника в процессе художественно-творческой деятельности /

Соколова, Е. Н. Становление идентичности младшего школьника в процессе художественно-творческой деятельности /

Осинцева, Т. В. Особенности коммуникативного поведения современного младшего школьника в процессе учебного диалога /

Осинцева, Т. В. Особенности коммуникативного поведения современного младшего школьника в процессе учебного диалога /

Ярущенко, А. А. Диалог как средство реализации принципа субъектности в воспитании младших школьников /

Ярущенко, А. А. Диалог как средство реализации принципа субъектности в воспитании младших школьников /

Приложение Приложение 1

Приложение Приложение 1

Приложение 2 Стимульный материал методики «Эмоциональная идентификация» (Е

Приложение 2 Стимульный материал методики «Эмоциональная идентификация» (Е

Приложение 3 Текст опросника для самооценки силы воли 1

Приложение 3 Текст опросника для самооценки силы воли 1

Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел? 13

Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел? 13

Приложение 4 Протоколы экспериментального исследования

Приложение 4 Протоколы экспериментального исследования

Методика «Эмоциональная идентификация» (Е

Методика «Эмоциональная идентификация» (Е

Тест «Самооценка силы воли» (Н

Тест «Самооценка силы воли» (Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2023