"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Исследовательские работы +2
doc
русская литература
11 кл
10.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация является частью публикации:
Лабораторная работа по литературе в 11 классе.doc
Лабораторная работа по литературе в 11 классе. Диалог поэтов в цикле М.И.Цветаевой «Стихи к Блоку». Цели работы : 1. проанализировать цикл М.И.Цветаевой, обратившись к его символике; 2. закрепить понятие о стихотворном цикле; 3. воспитывать бережное отношение  к русской культуре . Оборудование : 1. портреты М.И.Цветаевой, А. Блока; 2. распечатанные задания; 3. тексты со словарной работой. 4. стихотворения М.Цветаевой и А.Блока. №п.п. I Материал урока  Вступительное слово учителя. Ход урока. Опорный материал. Мы продолжаем изучать творчество М.И.Цветаевой. Тема сегодняшнего урока  «Диалог поэтов в цикле М.И.Цветаевой «Стихи к Блоку» Урок пройдет в уже знакомой вам форме – форме лабораторной работы.  Цель работы –проанализировать цикл М.И.Цветаевой , обратившись к его  символике, закрепить понятие о стихотворном цикле. Прослушав  стихотворения, проанализировав их, постараемся  прочувствовать  красоту русской поэзии. 1.  2  1 На уроке мы познакомимся с циклом  стихотворений , которые М.И.Цветаева  посвятила А.Блоку. Были ли знакомы  А.Блок и М.И.Цветаева?  На этот вопрос ответит ученик, получивший предварительное задание Работа с текстом. Задание 1.название цикла «Стихи к Блоку»  отсылает нас к реальному историческому  лицу, но Марина Ивановна Цветаева почти  не называет своего героя по имени. Она  использует приём перифраза ­ Прослушав  стихотворения из цикла  «Стихи к Блоку», подготовленные  учениками, ответьте на вопросы: На этот вопрос ответит ученик, получивший предварительное задание Цветаева не была знакома с Блоком лично.  Перифраз –стилистический приём , состоящий в замене слова или  словосочетания описательным выражением , указывающим на какие­либо  существенные в данном случае, важные в художественном отношении  свойства , качества, признаки лица, предмета, явления. А.И.Горшков.  Русская словесность: От слова к словесности. ­ какие перифразы использует Цветаева ,  создавая образ поэта­ своего современника?  Выпишите их. 1. Имя твоё­ птица в руке,  Имя твоё­ льдинка на языке,  Одно­ единственное движение губ,  Имя твоё­ пять букв. Мячик, пойманный на лету,  Серебряный бубенец во рту, Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В лёгком щелканье ночных копыт Громко имя твоё гремит. И назовёт его нам висок Звонко щелкающий курок. Имя твоё­ ах, нельзя!­ Имя твоё –поцелуй в глаза,  В нежную стужу недвижных век. Имя твоё –поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток… 2 С именем твоим –сон глубок. 1916г. Нежный призрак,  Рыцарь без укоризны,  Кум ты призван В мою молодую жизнь? Во мгле – сизой Стоишь,  ризой Снеговой одет. То не ветер Гонит меня по городу. Ох , уж третий  Вечер я чувствую ворога. Голубоглазый – Меня­ сглазил Снеговой певец. Снежный лебедь Мне под ноги перья стелет. Перья реют И медленно никнут в снег. Так по перьям , Иду к двери,  За которой­ смерть. Он поёт мне  За синими  окнами,  Он поёт мне бубенцами далёкими , Длинным криком,  Лебединым кликом­  Зовёт. Милый призрак! Я знаю, что всё мне снится. Сделай милость: Аминь, аминь, рассыпься! Аминь. 1916г. Ты проходишь на запад солнца,  Ты увидишь вечерний свет. 3. Ты проходишь на запад солнца, И метель заметает след. Мимо окон моих – бесстрастный­ Ты пройдёшь в снеговой тиши,  Божий праведник мой прекрасный, Свете тихий моей души! Я на душу твою –не зарюсь! Нерушима твоя стезя. В руку, бледную от лобзаний ,  Не вобью своего гвоздя. И по имени не окликну,  И руками не потянусь. Восковому святому лику  Только издали поклонюсь. И, под медленным снегом стоя,  Опущусь на колени в снег,  И во имя твоё святое Поцелую вечерний снег­ Там , где поступью величавой Ты прошел в снеговой тиши,  Свете тихий­ святые славы­ Вседержитель моей души. 1916г. Зверю ­ берлога, Страннику­ дорога, Мёртвому­ дороги. Каждому­ своё. Женщине­ лукавить,  Царю – править,  Мне – славить Имя твоё. 1916г. У меня в Москве –купола горят, У меня в Москве – купола звонят, 4. 5. И гробницы,  в ряд, у меня стоят,­ В них царицы спят и цари. И не знаешь ты, что зарёй в Кремле Легче дышится – чем на всей земле! И не знаешь ты, что зарёй в Кремле Я молюсь тебе – до зари. И проходишь ты над своей Невой О ту пору, как над рекой –Москвой Я стою с опущенной головой,  И слипаются фонари. Всей бессонницей я тебя люблю,  Всей бессонницей я тебе внемлю­ О ту пору, как по всему Кремлю  Просыпаются звонари. Но моя река –да с твоей рекой,  Но моя рука – да с твоей рукой Не сойдутся , Радость моя, доколь Не догонит заря –зари. 1916г. Думали­ человек! 6. И умереть заставили. Умер теперь. Навек. ­ Плачьте о мёртвом ангеле! Он на закате дня  Пел красоты вечернюю. Три восковых огня Треплются, суеверные. Шли от него лучи­ Жаркие струны по снегу. Три восковых свечи­ Солнцу­то !  Светоносному! О, поглядите –как  Веки ввалились тёмные! О, поглядите ­как  Крылья его поломаны! Черный читает чтец , Топчутся люди праздные… ­ Мертвый лежит певец  И воскрешенье празднует. 1916г. 7. И тучи оводов вокруг равнодушных кляч,  И ветром вздутый калужский  родной кумач, И посвист перепелов, и большое небо,  И волны колоколов над волнами хлеба,  И толк о немце, доколе не надоест, и желтый­ желтый – за синею рощей –  крест, И сладкий жар, и такое над всем сиянье,  И имя твоё , звучащее славно: Ангел. 1016г. Как слабый луч сквозь черный морок адов­ Так голос твой под рокот рвущихся снарядов. 9. И вот в громах, как некий Серафим,  Оповещает голосом глухим, ­ Откуда –то из древних утр туманных – Как нас люби ,слепых и безымянных,  За синий плащ, за вероломства –грех… И как нежнее всех – ту, глубже всех В ночь канувшую – на дела лихие! И как не разлюбил тебя, Россия . И вдоль виска­ потерянным перстом Всё водит ,водит…И еще о том,  Какие дни нас ждут, как Бог обманет, Как станешь солнце звать – и как не встанет… Так, узником с собой наедине (Или ребёнок говорит во сне?), Предстало нам­ всей площади широкой !­ Святое сердце Александра Блока. 1920г. 12. А над равниной – Клик лебединый. Матерь, ужель не узнала сына? Это с заоблачной – он – версты,  Это последнее – он­ прости. А над равниной – Вещая вьюга. Дева, ужель не узнала друга? Рваные ризы, крыло в крови… Это последнее он: ­ Живи! Над окаянной­ Взлёт осиянный. Праведник душу урвал – осанна! Каторжник койку ­обрёл –теплынь. Пасынок к матери в дом. –Аминь. 1921г. 16. так, Господи! И мой обол прими на утвержденье храма. Не свой любовный произвол Пою­ своей отчизны рану. Не скаредника ржавый ларь­ Гранит, коленами протертый! Всем отданы герой и царь,  Всем –праведник­ певец – и мёртвый. Днепром разламывая лёд,  Гробовым не смущаясь тесом,  Русь – Пасхою к тебе плывёт, Разливом тысячеголовым Так, сердце , плачь и славословь! Пусть вопль твой­ тысяча который?­ Ревнует смертная любовь. Другая –радуется хору. 1921г. « Нежный призрак, рыцарь без укоризны», «снеговой певец»,  «снежный  лебедь», «Божий праведник», «Вседержитель моей души», «мертвый ангел»,  «серафим»­так называет Марина Цветаева своего Блока.   В 3 стихотворении содержится намёк на Христа в строках: «В руку , бледную  от лобзаний , Не вобью своего гвоздя». Слова : «Свете тихий …»­Это слова молитвы, обращенные к Богу. ­ Какие же перифразы использует  Цветаева, создавая образ поэта­ своего  современника? Прочитайте ваши записи. ­Кого напоминает нам герой третьего  стихотворения и почему? К кому обращаются обычно со словами :  «Свете тихий­ святыя славы –Вседержитель  моей души»? особое внимание обратите на  2, 3, 6 и 9 стихотворения. Задание 2. 1)Определите значение символов «рыцарь», «снежный лебедь», Божий праведник»,  «серафим», «ангел». 2 Символическое значение свидетельствует о совершенно особом отношении  Цветаевой к А.Блоку­ она использует языковые средства ,которые несут в себе  идею обожествления( «Божий праведник», «ангел», «серафим»). С образом рыцаря вводится мотив тернистого пути поэта. Крылья  символизируют поэтический дар, мысль и полёт фантазии. Образ поломанных  крыльев продолжает и усиливает мотив жизненных испытаний. Этот образ  подчеркивает , как нелегко человеку с душой ангела находиться в мире людей.  О непогрешимости , духовной чистоте героя говорит образ «Божьего  праведника». С образами ангела и серафима связана характеристика Блока как существа  совершенно иной по сравнению с человеком духовной природы. Внутренний  мир цветаевского Блока определяют абсолютная духовная чистота, красота,  совершенство.  С образом серафима связана мессианская роль поэта , слово, которое несёт в  сердца людей.. Именно свет, добро , духовность и подчеркивают белого лебедя  и птицы. 2)Используя  помещённые ниже материалы,  определите смысловую роль образа  крыльев, обратившись к 11, 12,13 –му  стихотворениям цикла.  Белый рыцарь­ настоящий победитель,  «избранный», как сказали бы евангелисты.  В этом символе есть ещё один аспект,  который можно увидеть в эпитетах  «скитающийся», «странствующий». Это  символ для человека , который выбрал  долгий одинокий и тяжелый  путь  искупления грехов своих или всего  человечества. Лебедь­птица света. Он не отражает  свет, но сам есть сгусток света в чистом  пространстве, сам светоносен. Скорее , он связан с тихим звёздным светом, а не с  огнём. Лебедь­ птица милосердия. Лебедь  также­ всеобщая размытость, всеобщая  переходность , отсыл каждой стихии от  себя в другую.  Праведник­святой , который  прославился духовными подвигами и  святостью в обычной жизни, а не в  монастыре. Ангел­это слово в переводе с греческого и  еврейского языков обозначает «вестник».  Оно выражает собой понятие о духовных  существах и служении их , так как через  них Господь являет свою волю и делает их орудием исполнения оной. Из Священного  Писания знаем, что они владеют знанием  и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные,  бестелесные, одаренные волею, умом и  могуществом ,и занимают высшую  ступень в ряду творений.  Серафим­один из 10 чинов небесной  иерархии , ближайший к Богу. Именно  Серафим обладает способностью  возбуждать и воспламенять других в  любви к Богу, очищает их огнём. (по кн.: Библейская энциклопедия.  Грачев Г.Д. Книга удивлений , или Естествознание  глазами гуманитария, или Образы в науке. Керлот Х.Э. Словарь символов. Трессиджер Дж. Словарь символов.) 3)Почему  в них возникает образ  Образы лебедя , ангела и серафима связаны с образом крыльев. Крылья –  скорость , подвижность, подъём возвышение, сильное желание., превосходство,  свобода, интеллект, вдохновение. Лишь достойный человек мог обладать 3 4 «поломанных крыльев» ?      Задание 3. Рассмотрев символическое значение  ведущих образов, представляющих поэта  Блока в стихах Цветаевой, сделайте вывод  о том, какова логика следования  перифраз в цикле. крыльями. Крылья и тщеславность –подрезаны или опалены огнём, как крылья  сатаны. Герой цикла видится Марине Цветаевой в следующих образах: «нежного  призрака»­ «рыцаря без укоризны»­«снегового певца»­ снежного лебедя»­  «Божьего праведника» ­«вседержителя души»­  «мёртвого  ангела»­«серафима». Можно заметить, что перифразы в цикле расположены в  порядке усиления мотива святости героя.     Кроме того, подчеркивается мессианская поэта в этом мире. Задание 4. Докажите, используя определение цикла и  перечисление циклообразующих связей, что  «Стихи к Блоку»­ это цикл стихов. Цикл –жанровое образование, состоящее из  нескольких стихотворений, причем в цикле  каждое стихотворение становится одной из  граней авторского мировоззрения и  существует только в соотнесённости и  единстве с другими стихами.   Циклообразующие связи: 1. общее для всего ансамбля  стихотворений заглавие; 2. стихотворения расположены в строгой последовательности , создающей  единую ритмическую организацию  1. заглавие подсказывает характер содержания всего цикла и отсылает  читателя к творчеству Блока.  2. отношение лирической героини к герою цикла предаётся  последовательным расположением образов­ перифраз. 3. взаимодействие сквозных образов раскрывает авторский замысел . во втором стихотворении герой «ризой снеговой одет», в двенадцатом  –«рваные ризы». Во втором стихотворении «голубоглазый певец» , в 14 –«очей  синеватый свинец». Так как по замыслу образ Блока богоподобе, то Цветаева прибегает к  использованию иконографической символики, образной, цветовой и световой.       4.лирическая героиня, почти двойник автора, «растворяется» в создаваемом ею образе Блока. Предельная экспрессивность, характерная для цветаевской  лирики, уступает место тихому умиротворению, особенно в первой половине  цикла. цикла; 3. общность лексики ; 4. единый лирический герой. (по книге Фоменко И.В. Лирический  цикл: становление жанра .) 5 Задание 5. 1)Перечислите цветовые характеристики ,  используемые в цикле, соблюдая порядок их следования в «Стихах к Блоку».  2)Выпишите слова, с цветообозначением ,  которые участвуют в создании образа поэта  и передают авторское отношение к нему .  Выясните своеобразие символики цвета в  цикле , опираясь на иконографическую  традицию.  При определении значения красного цвета  вспомните его фольклорную трактовку. В цикле использованы белый, голубой, золотой, красный, ржавый , черный,  цвета.  Образ героя цикла воссоздаёт с помощью голубого, белого, красного и золотого цветов. Голубой и белый дополняют символику перифраз, подчеркивают  духовную природу Блока и совершенство его внутреннего мира. Цветаевского  героя характеризует абсолютная духовная чистота и целомудрие, святость и  близость к идеальному миру: «Было так ясно на лике его: Царство моё не от мира сего». Характеризуя творческий дар Блока, Цветаева обращается прежде всего к  символике красного цвета в фольклоре: он предаёт и такие значения, как  красивый, неповторимый, яркий. Иконописная традиция вводит мотив  мессианской роли поэта , несущего своим словом спасение человечеству. Золотой цвет, цвет солнца становится отсылкой к Иисусу Христу, так как в  шестом стихотворении герой окружен солнечным сиянием , а сам есть «солнце». Красный –цвет пламени, огня , как  карающего, так и очищающего. Этот цвет  животворного тепла, а следовательно,  символ жизни. Но он же и цвет крови,  прежде всего ,крови Христа , а значит, в  богословской интерпретации , знак  истинности его воплощения и грядущего  спасения рода человеческого. Белый –часто противостоит красному как  символ божественного цвета. С античности  белый цвет имел значение чистоты и  святости , отрешенности от  мирского(цветного) , устремлённости у  духовной простоте и возвышенности. Эту  символику он сохранил и в православном  сознании. На иконах и росписях многие  святые и праведники изображены в белом. Голубой и синий –воспринимаются  как  символы трансцендентального мира  (трансцендентальный –изначально присущий рассудку, не приобретённый из опыта,  недоступный познанию, находящийся за пределами опыта, лежащий по ту сторону  опыта) Голубой –символ духовной чистоты и  целомудрия. Одеяние первосвященника  символизирует возвышение сердца над  земными вещами. Черный –в   противоположность белому  воспринимается как знак конца, смерти. В  иконописи только глубины пещеры –символ  могилы, ада, ­закрашиваются черной  краской. Золотой,  цвет солнца, солнечный –  иконописная мистика в высшем , духовном  значении этого слова. Все прочие краски  находятся по отношению к нему в  некотором подчинении и как бы образуют  вокруг него чин . Изо всех цветов один  только золотой, солнечный означает центр  божественной жизни, а все прочие –её  окружение . Один Бог , сияющий «паче  солнца», есть источник царственного цвета. (по кн.: Словарь иностранных слов. Бычков В.В. Духовно –эстетические основы  русской иконы. Трубецкой Е.Н. Три очерка русской иконы. Флоренский  П.А. Столп и утверждение истины) 6 Задание 6. Мотив света уже во втором стихотворении цикла возникает в связи с 1)Вместе с солнечным цветом в «Стихах к  Блоку» возникает образ света.  Как он реализуется в начале цикла? появлением образа лебедя, который представляет собой свет в пространтве. В 6 стихотворении герой уже непосредственно является источником света, сам  светоносен. 2)Определите его значение и роль .  3)Почему у цветаевского героя нельзя  обнаружить примет внешности? «свет – одно из ключевых понятий  христианского богословия и образ , данный в Евангелии для постижения Бога. Бог  приходит в мир как свет ( «Я свет миру»­ Ин.8.12). Православное богословие строит своё учение о Боге как о свете,  действующем в мире, через который мир  спасается, просвещается и  преобразуется». (И.К.Языков. Богословские иконы.) 7 Задание 7 . 1)Прочитайте 3,6, 9 стихотворения цикла.   Проследите, в каких образах предстаёт  перед нами герой.   Образ –символ света в 6 стихотворении , как и солнечный свет, отсылает нас к образу Христа, поэтому здесь с наибольшей силой выражено отношение  благоговейного поклонения перед «вседержителем» души автора как перед  абсолютным духовным совершенством.        Блок , в представлении Марины Цветаевой ,­ существо неземной природы,  абсолютно духовное, поэтому характеристики внешнего облика у него просто  не может быть , внутренний «портрет» тщательно выписан с помощью образной системы , цветовой и световой символики. Цветаева даёт разные характеристики своему герою не только в рамках всего  цикла, но и в рамках одного стихотворения. Можно отметить лишь некоторые  примеры своеобразного перехода героя из одного состояния в другое. В  третьем стихотворении герой предстаёт «Божьим праведником , но уже в 2)Почему Цветаева не даёт единого  определения своему герою? Что позволяет воспринимать смерть Блока  как Вознесение? .  Приведите примеры из текста и свои  рассуждения. следующем четверостишии содержатся новые ассоциации с образом Христа. В  6 и 8 стихотворениях герой видится как ангел .но насыщенная световая  символика становится знаком присутствия Бога.   У автора нет цели дать точное определение герою. Ангел , серафим ,  «снежный лебедь»­ грани емкого внутреннего образа. Для поэта важно  подчеркнуть , что её Блок богоподобен, существо высшей духовной  организации. Вспомним , что духовное восхождение героя  ,усиление мотива  его святости подчеркивается расположением перифраз, цветовой и световой  символики. Но наряду с образами – перифразами в стихах постоянна параллель с Христом. Естественно , что и смерть Блока видится как гибель божества. Задание 8 1)Как происходит эволюция цвета в цикле ? Приведите примеры , когда одному  предмету даются разные цветовые  обозначения ( например, во втором и  четырнадцатом стихотворениях).  2)Что позволяет говорить о том, что образ  черни ( люди, далёкие от духовной жизни, а  также люди, принадлежащие к  непривилегированным классам)напрямую  связан со смертью поэта? 3) Почему в 14 стихотворении появляется  цвет ржавчины( «ржавая тишь»)? Эволюция цвета связана с образом «мертвого ангела». Темные краски, несущие  смерть , сменяют голубой, золотой, белый цветообразы. Во 2  стихотворении  «певец»­ «голубоглазый»,  а в 14 у него  «очей синеватый свинец». В характеристике предмета появляется свинцовый оттенок – темно­серый. В данном контексте образ черни близок образу смерти.  С образом черни связан и черный цвет, однокоренное цветообозначение. Негативное значение, которое несёт ржавый цвет, передаёт сомнение героини в  возможности воскрешения поэта. Это сомнение сменяет уверенность в  бессмертии лирического героя, чем и вызвана иная семантика цветообраза «тяжкая медь». Определите значение этого цветообраза ,  рассматривая ржавый цвет как смешение  желтого и красного ( вспомните символику  желтого цвета в стихотворениях Блока  «Фабрика»и «На железной дороге») 4) Почему в 11 стихотворении этот  цветообраз предстаёт в виде «тяжкой  меди»? Каковы его смысл и эмоциональная  окрашенность? 5)Порассуждайте  письменно ,  предложите ответ на каждый из вопросов. 9 Задание 9. 1)Можно ли сказать, что несмотря на  появление ржавого и черного цветов,  вызывающих тревогу, сомнение в  воскрешении героя, в финальном  стихотворении цикла возникает образ  Воскресения? Чтобы дать обоснование своей мысли,  сравните 10 и 16 стихотворения цикла.  Что , по Цветаевой , делает человека  бессмертным? Чтобы отчетливее понять цветаевское видение смерти Блока как вознесения ,  сопоставим 10 и 16 стихотворения цикла. В 10 стихотворении герой так и  остаётся непонятым( его одиночество становится абсолютным благодаря  столкновению немыслимых друг без друга понятий­ «вождь без дружины»,   «князь без страны»,  «друг без друзей»), страдания поэта прекращаются только  в мире идеальном, родном для него . В 16 стихотворении герой становится всем близок и всеми принимаем . По мнению Цветаевой, поэтыический дар делает  человека бессмертным, возвышает над обыденностью и наделяет божественной  способностью владеть умами и сердцами людей. Положение лирического героя  особое: восхищаясь уникальным поэтическим даром Блока, преклоняясь перед  его огромным талантом, лирическая героиня утверждает: «Блок больше, чем  поэт­ человек!». Задание сначала читается, затем выполняется письменно. Задание 10. 1)При обращении к заглавию цикла мы  видим, что оно отсылает читателя к  личности и творчеству Блока. Какие блоковские образы проникают в цикл Цветаевой и почему? 2)Свойственны ли поэтике цветаевских  произведений образы –символы? Найдите в отрывках из стихотворений  «Снежной маски»(1907 г)Блока образы   цветаевского цикла, которые мы определили как сквозные.  Вышина. Глубина. Снеговая тишь… «снежная вязь»               Открыли дверь мою метели,  Застыла горница моя,  И в новой снеговой купели Крещен вторым крещеньем я. .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . Крещеньем третьим будет – Смерть. «Второе крещенье» Летели снега,  Звенели рога  Налетающей ночи. «На зов метелей» Крылья нелёгкие раскину,  Стены воздуха раздвину, Страны дольние покину. «Крылья» Птица вьюги Темнокрылой,  Дай мне два крыла! «Тревога» И опять, опять снега Замели следы… «И опять снега» Рыцарь с темными цепями На стальных руках. .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . Ах, скажите, милый рыцарь,  Вы пришли зачем? «Тени на стене». Большие крылья снежной птицы Мой ум метелью замели. «Они читают стихи». И колеблемый вьюгами Рока, Я взвиваюсь ,звеня, Пропадаю в метелях… И на снежных постелях Спят цари и герои Минувшего дня В среброснежном покое­ О, Твои, Незнакомая, снежные жертвы! И приветно глядит на меня: ­ Восстань из мертвых! «Нет исхода» В снежной маске, рыцарь милый, В снежной маске ты гори! Я ль не пела, не любила,  Поцелуев не дарила   От зари и до зари? Будь и ты моей любовью ,  Милый рыцарь, я стройна,  Милый рыцарь, снежной кровью Я была тебе верна… «На снежном костре 3)Оформите свои суждения письменно ,    В цикл М.Цветаевой проникают центральные образы цикла Блока «Снежная  маска». Это образы снега, метели, вьюги, птицы, крыла. Образ «снеговой тишины»  дважды встречается в 3 стихотворении цикла Цветаевой, блоковский «милый  рыцарь « также переносится на страницы её стихов. Даже ситуация вознесения  становится общей для 2­х циклов.      Представление о Блоке формируется у Цветаевой через восприятие  лирического героя его поэзии , поэтому вполне понятно, что вместе с героем  блоковских стихов в цветаевский цикл входят сопровождающие его образы. приведите необходимые примеры Цикл «Стихи к Блоку» насыщен символикой, что обычно не свойственно  поэзии Марины Цветаевой, тяготевшей к употреблению слов в их прямом  значении. 11 Задание 11. 1)Ознакомьтесь с характеристиками  лирических героев циклов Блока «Стихи о  Прекрасной Даме» и «Снежная маска»,  данными разными критиками. I  «Лирический герой цикла «Стихи о  Прекрасной Даме» ­ ищущий спасения от  людской суеты. Прекрасная Дама обладает  тайной этого спасения. Она – царица  чистоты, он – раб, возносящий хвалу.  Но бегство в рабство не просто уход от  суеты мира. Поклонение возлюбленной  имеет своей целью приобретение жизненной  гармонии, освобождение от раздирающих  поэтическое сознание противоречий ,  сложно и прямо, но связанных с  противоречиями исторического времени ,  реального буржуазного быта. Он изображен  темным иноком, бродящим в стенах  монастыря , отроком, зажигающим свечи в  темном храме.» (по кн. Долгополовой А.К. Александр Блок) II    «Лирический герой стихов цикла  «Снежная маска» ­ непокорный и свободный человек с живыми человеческими чувствами и обликом . Он рисуется не просто как  грешник, но и как изменник, ушедший от  прежних праведных путей. Его нынешние  дела – измены, падения. Лирический герой ,  когда­ то принадлежавший к миру «рая  дщерей», отказывается вернуться в  ненавистный и презираемый им теперь мир.    Детально развернуты характеристики  героев как идущих путями зла  демонического , в обоих героях постоянно  подчеркивается любовь к свободе, носящая  «кощунственный» характер , ибо это всегда  – независимость от мира ангела и «рая  дщерей».    Героиня цикла и есть «пространство  снегов».  «Ты»­ одновременно и точка в пространстве, и само это пространство . Перемещаясь , она несёт с собой мир ,свои снега и метели.  ( по кн. :Минц З.Г.Поэтика А.Блока.) 2) К лирическому герою какого блоковского цикла ближе лирический герой стихов  Марины Цветаевой? 3)В какой мере лирический герой стихов  Блока повлиял на формирование образ  Блока в цикле Цветаевой? 12 Задание 12. Сопоставительный анализ цикла Цветаевой  и стихотворений Блока позволяет говорить  о диалоге поэтов или об использовании  Цветаевой цитирования.    Преклонение перед Прекрасной Дамой , которая является для героя идеалом  внутреннего совершенства, духовной чистоты, приобщает его самого к высшим  таинствам мира, о чем свидетельствует определение его как «инока» , «отрока» в «темном храме». В «Снежной маске» герой решительно отрекается от всего, что было ему  дорого прежде , и страстно желает вырваться из ненавистного для него теперь  мира «рая дщерей».    Даже такая краткая сопоставительная характеристика героев двух циклов  позволяет выявить , что , придавая своему Блоку черты лирического героя  «Стихов о Прекрасной Даме», Цветаева использует в цикле снеговые образы  «Снежной маски». Вероятно ,создавая образ своего Блока, Цветаева  обращается ко всему творчеству поэта в целом и создаёт в цикле единый образ  – впечатление от поэзии своего кумира. 1) В каком значении следует здесь  употреблять термин «цитата»? Несмотря на то  что Цветаева не была лично знакома с Блоком, мы можем  говорить о поэтическом диалоге или об использовании приёма цитирования в  его широком значении.  2) Каким образом цитирование  реализуется в цикле?    Цитата реализуется через обращение Цветаевой к блоковским образам ,  отсылу к определённому тексту Блока( например, «за синий плащ ,за вероломства – грех…), через создание образа своего Блока посредством  восприятия лирического героя его поэзии. Цитата –в узком лингвистическом  значении – это точная дословная выдержка  из какого­нибудь текста, высказывания. Цитата в широком литературоведческом  значении включает в себя собственно цитату , аллюзию( от лат. Allussio­ шутка, намёк­ намёк на историческое событие, бытовой  и литературный факт,  предположительно известный факт)и  реминисценцию(от лат. Reminiscentia­ воспоминание – небуквальное  воспроизведение , невольное или  намеренное ,чужих структур, слов,  которые наводят на воспоминание о  другом произведении). ( по кн.6Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка .  Фоменко И.В. Лирический цикл :  Становление жанра) III Домашнее задание. I Сделайте письменно  анализ первого  стихотворения цикла по вопросам. 1. проанализируйте перифразы,  использованные в этом стихотворении. Как они предают отношение М.И.  Цветаевой к А.А.Блоку ? 2. Как характеризуют героя  сопутствующие ему снеговые образы? 3. выявите своеобразие ритма и  синтаксиса стихотворения . какие  стилистические фигуры подчеркивают поглощенность  лирической героини  личностью Блока? 4. почему лирическая героиня не может  произнести имя обожаемого поэта?  Постарайтесь определить характер  отношений между двумя поэтами. II .Устно ответьте на вопрос:  как меняется интонация стихотворений цикла в  зависимости от объекта , находящегося в  центре внимания (Блок, лирическая героиня  и мир её чувств , толпа)?
скачать по прямой ссылке