Диалог как техника работы с гуманитарно одаренными учащимися
Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
23.01.2018
В материале рассматривается роль диалоговых техник в организации работы с гуманитарно одаренными учащимися в условиях ФГОС нового поколения. Рассматриваются такие методы организации диалога, как ситуативные задачи, диспуты, беседы. В разработке дается понятие гуманитарно одаренных учащихся, даются рекомендации по организации диалогового взаимодействия в условиях урока по ФГОС
диалог 2015.docx
Диалог как форма обучения гуманитарно одаренных учащихся.
Волосков И.В., доктор философии, профессор, академик
Аннотация: в статье рассматривается диалог как метод обучения
гуманитарно одаренных учащихся, а также технологии реализации метода в
условиях дополнительного образования.
Abstract: The article considers the dialogue as a method of teaching humanities
gifted students, as well as technology implementation method in terms of
additional education
Ключевые слова: диалог, метод, дополнительное образование
Keywords: dialogue, the method further education
гуманитаризация,
формирование
социальная активность,
Внедрение в учебный процесс Федеральных государственных
образовательных стандартов третьего поколения обозначает такие новые
направления образования на уровнях среднего и общего образования как
гуманизация,
благоприятной
социокультурной среды для формирования таких качеств личности как
патриотизм,
гражданская ответственность.
Происходящие в последние годы изменения в системе итоговой
государственной отражают данные требования и повышают роль заданий,
требующих проявления социокультурной эрудиции, творческого подхода к
решению поставленных задач. Предъявляемые к системе образования новые
требования меняют его содержание, требуют поиска новых методов обучения.
Одним из таких методов, хорошо известных в истории педагогики еще с
античных времен, философских школ Сократа, академии Платона, ликея
Аристотеля является диалог. Данный метод исходит из философской
установки, что необходимые знания у человека уже есть, их необходимо
только актуализировать, обобщить, «очистить» от лишней информации.
Методики диалога стали развиваться в таких педагогических системах XX
века, как вальфсдорфская школа педагогики, педагогическая система Д.
Карнеги, педагогическая традиция ЭльконинаДавыдовой. Диалог позволяет
не только актуализировать имеющиеся знания, но и способствует проявлению
эрудиции, способности формулировать свою позицию и аргументировать ее.
Потому диалог становится востребованным методом обучения в старших
звеньях средней школы и в среде учащихся старших классах. Использование
диалоговых методик позволяет устанавливать гармоничное социокультурное взаимодействие в группе, способствовать самореализации личности ребенка в
дискуссиях, процессе аргументации собственной позиции. В форме диалога
эффективно разворачивается подготовка старшеклассников к проблемно
мировоззренческому сочинению по русскому языку, минисочинению по
обществознанию, всероссийским и региональным олимпиадам, проектной
деятельности. Участие в таких формах активности способствует
самореализации личности,
выработки таких важных качеств как
эрудированность, уверенность в себе, осознанность профессионального
выбора, необходимых для обучения в высшей школе.
Гуманитарно одаренные учащиеся выделяются в среде
старшеклассников своей эрудицией, наличием собственной жизненной
позицией, социальной активностью. В отличии от других детей, привыкших к
традиционной монологовой системе учительученик такие дети с радостью
вступают в диалог, демонстрируют свои знания и эрудицию, обозначают
жизненную позицию и готовы ее аргументировать. Получая поддержку со
стороны учителя, такие дети социально активны, с радостью стремятся к
участию в олимпиадах, проектной деятельности. Победы гуманитарно
одаренных детей повышают рейтинг как образовательного учреждения, так и
учителя. Потому и администрация школы, и сами педагоги заинтересованы в
подготовке и созданию благоприятной социокультурной среды для развития
таких детей. В группе они выделяются своей заинтересованность к усвоению
новых знаний и самореализации. Получая поддержку и одобрение со стороны
учителя, они становятся помощниками педагога, с радостью реагируют на
творческие задания, связанные с анализом текстов, выполнением ситуативных
заданий, становятся лидерами микрогруппы в условиях интеллектуальных
игр, олимпиад, подготовки и защиты научноисследовательских проектов,
оказывают помощь учителю в подготовке занятий. Получая индивидуальные
учебные задания на основе уже имеющихся качеств социальной активности,
ответственности они выполняют их на высоком уровне, рассматривая их не
только как средство самореализации в группе, но и как дополнительный
источник одобрения со стороны учителя. В ситуации итоговой аттестации,
будучи подготовленными в рамках проектной деятельности, имея
значительный опыт участия в олимпиадах такие дети демонстрируют высокие
знания, что благоприятно отражается как на рейтинге школы, так и учителя.
Технологически организация диалога как ведущего метода обучения в
старших звеньях средней школы и в старших классах опирается на
актуализацию, дополнение и обобщение знаний учащихся по базовым знаниям программы, проверке необходимых умений и навыков. Как показывает
практика, диалоговое взаимодействие базируется на группе поддержки
педагога, интеллектуальных лидерах, имеющих необходимые знания,
собственную жизненную позицию, эрудицию. Взаимодействие с группой
может разворачиваться в ситуациях решения учебных и ситуативных задач,
отработке заданий на комментирование текстов, обобщение необходимой
информации, обсуждение актуальных проблем социальноэкономического
развития страны и событий в мире. Ситуации обсуждения, диалогового
взаимодействия провоцируют политинформации, проводимые учащимися,
демонстрации презентаций, докладов, результатов проектной деятельности,
обмен опытом. Учебные ситуации создаются учителем для реализации
определенных педагогических задач, однако для разворачивания диалога ему
необходима группа поддержки, состоящая из лидеров, признаваемых группой
и организующих взаимодействие. Задача учителя в этой ситуации состоит в
том, чтобы направлять диалоговое взаимодействие, обращать внимание на
наиболее важные моменты, следить за тем, что значимая информация была
зафиксирована учащимися и доступна, понятна всем участникам
взаимодействия.
Таким образом, диалог полностью реализует те изменения, которые
требует новый Федеральный образовательный стандарт, формирует личность,
обладающую такими важными для современного российского общества
качествами, как социальная активность, гражданская ответственность,
наличие собственной точки зрения, эрудированность. Диалог создает такую
социокультурную среду, где конструктивно идет обмен информацией,
жизненным опытом между учащимися, формируются и сплачиваются
команды для совместного участия в олимпиадах, конкурсах научно
исследовательских проектов, интеллектуальных играх.
Диалог как техника работы с гуманитарно одаренными учащимися
Диалог как техника работы с гуманитарно одаренными учащимися
Диалог как техника работы с гуманитарно одаренными учащимися
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.