Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Д.Эльконин : определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением, Т.К. отличительным признаком развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых : называется объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.
            
        
        
        
                    
                
                    Дидактическая игра в школе.
Игра      форма   деятельности   в   условных   ситуациях,   направленной   на
воссоздание и усвоение  общественного опыта, фиксированного в социально
закрепленных   способах   осуществления   предметных   действий,   в   предметах
культуры   и   науки.   В   игре   воспроизводятся   нормы   человеческой   жизни   и
деятельности,   подчинение   которым   обеспечивает   познание   и   усвоение
предметной   и   социальной   действительности,
  интеллектуальное,
эмоциональное и нравственное развитие личности. Д.Эльконин :  определяет
игру   как   деятельность,   в   которой   складывается   и   совершенствуется
управление поведением,  Т.К.  отличительным признаком развертывания игры
являются быстро меняющиеся ситуации, в которых : называется объект после
действий   с   ним,   и   столь   же   быстрое   приспособление   действий   к   новой
ситуации.   В   игре   происходит   формирование   произвольного   поведения
ребенка, его социализация.
Характерной   особенностью   игры   является   ее   двупланность,   присущая   и
драматическому   искусству,   элементы   которого   сохраняются   в   любой
коллективной   игре.   С   одной   стороны,   играющий   выполняет   рсальную
деятельность,   осуществление   которой   требует   действий,   связанных   с
решением   вполне   конкретных,   часто   нестандартных   задач,   с   другой      ряд
моментов   этой   деятельности   носит   условный  характер,   позволяющий
отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными
привходящими обстоятельствами. Двупланность обуславливает развивающий
эффект игры.
В   игре   возникают   новые   отношения   к   действительности.   Игра   есть   новый
аспект   в   развитии   речи.   Игра      первые   основы   профессиональной
деятельности. Игра дает возможность научиться тому, как надо учиться. И
умственные, и физические навыки ребенка, и его особые способности, и его
обычная психическая реакция  все это обусловлено характером игры.Игра     источник   развития   и   создает   зоны   ближайшего   развития.   "Зона
ближайшего   развития"   всех   сторон   личности   и   интеллекта   школьника
предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления
совместной деятельности:
Игры, учения, общения, труда.
Обучение   в   школе   направлено   на   передачу   детям   определенного   объема
знаний   и   навыков.   Но   традиционное   классно      урочное   обучение   в   школе
может стать монотонным и однообразным. Монотонность  одна из основных
причин   снижения   мотивации   к   учению.   Учитель   привык   преодолевать
сопротивление   учеников,   нормальным   считается   учиться   "через   не   хочу",
естественно  желание,  чтобы   урок   поскорее   закончился.   Отделенный   от
учителя  этой  баррикадой, ребенок  и с  одноклассниками  не всегда привык
сотрудничать. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра.
Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом
игрового   действия,   а   объектом   развлечения,   где   задания   примитивны,
отсутствие степеней свободы в решении; присутствует явная искусственность
и т.п.
Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, использовать
нетрадиционные и активные методы обучения. В современной дидактике всё
многообразие методов обучения сведено в три основных группы.
Методы организации учебнопознавательной деятельности.
Методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности.
•Методы контроля и самоконтроля.
Мы   остановимся   на   второй   группе,   т.к.   к   этим   методам   относятся
познавательные, дидактические, интеллектуальные и др. игры.
Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса
к   предмету,   для  стимулирования   деятельности   (мотивация},   для   развития
познавательных   процессов   (воображения,   памяти,   наблюдательности,
восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д. Любая игра имеетправила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное
утверждение   через   подчинение   правилам,   развитие   волевого   поведения.
Всякая   игра   есть   испытание   воли.   В   игре   ежеминутно   происходит   отказ
ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя
роли. Происходит развитие произвольного поведения.
Интеллектуальные   игры   могут   быть   полезны   подросткам,   испытывающим
трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и
обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных
мыслей и речи.
Эти игры могут помочь:
активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу
школьников;
дать   ощущение   свободы   и   раскованность,   особенно   нервным,   слабым   и
неуверенным в себе детям;
улучшить   взаимоотношения   учителя   с   классом   после   конфликта   (если
таковой был);
укрепить дружеские отношения в классе.
Игра   одновременно   преследует   три   цели:   воспитательную,   игровую   и
учебную.   Огромное   положительное   влияние   оказывает   игра   на   учебную
деятельность   интеллектуальнопассивных   детей,   на   детей,   испытывающих
трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем
работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень
важна   и   ситуация   переживания   успеха   для   таких   детей.   Для   них   нужно
подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно
усложняя   их.   Возможны,   так   называемые,   сдвоенные   задания,   где   первое
подготавливает к выполнению второго.
Большое   значение   в   создании   ситуации   успеха   имеет   морально
психологическая   атмосфера   выполнения   заданий,  т.к.  она   снимает   чувство
неуверенности, страха перед заданием и т.п.Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. В учебной деятельности
могут быть использованы игровые моменты, чтобы помочь ученику не только
передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить и какуюто
учебную,   пусть   даже   самую   простенькую,   учебную   задачу,   а   затем   с   еще
большей активностью включиться в учебный процесс.
В условиях развитого прогресса наши дети все больше времени проводят в
общении   с   телевизорами   и   компьютерами,   попадая   в   зависимость
компьютерной реальности, а на деле оставаясь одинокими. Для них является
катастрофой отлучение от компьютера. Запреты не помогают и не помогут.
Выход   из   ситуации   в   том,   что   детям   должно   быть   известно   чтото   более
интересное. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного
типа   и   вида.   Ведь   игра      это   лучший   способ   развить   способности,
подготовиться к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не
своим делом.
Играть всерьез непросто. Вопросов возникает масса. Как играть, чтобы не
сорвать урок? Как себя вести? Во что играть? И т.п.
Можно  предложить   некую  условную   классификацию  игр,  используемых  на
уроках:
учебные      наиболее   простые   и   традиционные   игры,  помогающие   закрепить
учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
комбинаторные  игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать
варианты, подбирать комбинации;
аналитические      развивающие   аналитическое   мышление,   помогающие
приобрести навык  свободного, раскованного, но вместе  с тем корректного
логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и
следствие;
ассоциативные      в   основе   которых   лежит   обращение   к   ассоциативному
мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;контекстные      привлекающие   внимание   к   сложным   смысловым   связям,
развивающие   способность   интерпретировать,   понимать   то,   что   прямо   не
выражено и наоборот  передавать информацию самыми разными способами;
и некоторые другие.
Стоит  отметить,  что   любая   игра  будет  намного   эффективнее,  если   играть
открыто, т.е. обсудить с ребятами, зачем проводится игра, почему правила
таковы,   а   не   другие,   можно   ли   игру   усложнить   и   т.д.   Нередко   такое
обсуждение   приносит   больше   пользы,   чем   сама   игра,   развивая   творческие
способности и
мышление,   закладывая   фундамент   игровой   культуры.   Процесс   обсуждения
игры  прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой порой так не
хватает ребятам.
Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в
группе.   Если   состояние   ребят   не   соответствует   настроению   игры,   лучше
отложить ее для другого случая.
Таким   образом,   можно   сказать,   что   одна   из   обязанностей   педагогов
заключается   в   том,   чтобы   постоянно   поддерживать   и   развивать
любознательность и активность ребят и через игры тоже.
В начальной школе игры традиционно используются на протяжении всего 
обучения, преследуя самые разные цели. Достаточно много игр используются 
и в средней школе на уроках иностранного языка, географии и других. 
Хочется, чтобы эта традиция не прекращалась, а сфера применения игр на 
уроке только расширялась на благо дела обучения ребят.