Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Д.Эльконин : определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением, Т.К. отличительным признаком развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых : называется объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.
Дидактическая игра в школе.docx
Дидактическая игра в школе.
Игра форма деятельности в условных ситуациях, направленной на
воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально
закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах
культуры и науки. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и
деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение
предметной и социальной действительности,
интеллектуальное,
эмоциональное и нравственное развитие личности. Д.Эльконин : определяет
игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется
управление поведением, Т.К. отличительным признаком развертывания игры
являются быстро меняющиеся ситуации, в которых : называется объект после
действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой
ситуации. В игре происходит формирование произвольного поведения
ребенка, его социализация.
Характерной особенностью игры является ее двупланность, присущая и
драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой
коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет рсальную
деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с
решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой ряд
моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий
отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными
привходящими обстоятельствами. Двупланность обуславливает развивающий
эффект игры.
В игре возникают новые отношения к действительности. Игра есть новый
аспект в развитии речи. Игра первые основы профессиональной
деятельности. Игра дает возможность научиться тому, как надо учиться. И
умственные, и физические навыки ребенка, и его особые способности, и его
обычная психическая реакция все это обусловлено характером игры. Игра источник развития и создает зоны ближайшего развития. "Зона
ближайшего развития" всех сторон личности и интеллекта школьника
предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления
совместной деятельности:
Игры, учения, общения, труда.
Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема
знаний и навыков. Но традиционное классно урочное обучение в школе
может стать монотонным и однообразным. Монотонность одна из основных
причин снижения мотивации к учению. Учитель привык преодолевать
сопротивление учеников, нормальным считается учиться "через не хочу",
естественно желание, чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от
учителя этой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не всегда привык
сотрудничать. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра.
Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом
игрового действия, а объектом развлечения, где задания примитивны,
отсутствие степеней свободы в решении; присутствует явная искусственность
и т.п.
Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, использовать
нетрадиционные и активные методы обучения. В современной дидактике всё
многообразие методов обучения сведено в три основных группы.
Методы организации учебнопознавательной деятельности.
Методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности.
•Методы контроля и самоконтроля.
Мы остановимся на второй группе, т.к. к этим методам относятся
познавательные, дидактические, интеллектуальные и др. игры.
Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса
к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для развития
познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности,
восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное
утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения.
Всякая игра есть испытание воли. В игре ежеминутно происходит отказ
ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя
роли. Происходит развитие произвольного поведения.
Интеллектуальные игры могут быть полезны подросткам, испытывающим
трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и
обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных
мыслей и речи.
Эти игры могут помочь:
активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу
школьников;
дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и
неуверенным в себе детям;
улучшить взаимоотношения учителя с классом после конфликта (если
таковой был);
укрепить дружеские отношения в классе.
Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и
учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную
деятельность интеллектуальнопассивных детей, на детей, испытывающих
трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем
работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень
важна и ситуация переживания успеха для таких детей. Для них нужно
подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно
усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое
подготавливает к выполнению второго.
Большое значение в создании ситуации успеха имеет морально
психологическая атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувство
неуверенности, страха перед заданием и т.п. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. В учебной деятельности
могут быть использованы игровые моменты, чтобы помочь ученику не только
передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить и какуюто
учебную, пусть даже самую простенькую, учебную задачу, а затем с еще
большей активностью включиться в учебный процесс.
В условиях развитого прогресса наши дети все больше времени проводят в
общении с телевизорами и компьютерами, попадая в зависимость
компьютерной реальности, а на деле оставаясь одинокими. Для них является
катастрофой отлучение от компьютера. Запреты не помогают и не помогут.
Выход из ситуации в том, что детям должно быть известно чтото более
интересное. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного
типа и вида. Ведь игра это лучший способ развить способности,
подготовиться к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не
своим делом.
Играть всерьез непросто. Вопросов возникает масса. Как играть, чтобы не
сорвать урок? Как себя вести? Во что играть? И т.п.
Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на
уроках:
учебные наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить
учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
комбинаторные игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать
варианты, подбирать комбинации;
аналитические развивающие аналитическое мышление, помогающие
приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного
логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и
следствие;
ассоциативные в основе которых лежит обращение к ассоциативному
мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека; контекстные привлекающие внимание к сложным смысловым связям,
развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не
выражено и наоборот передавать информацию самыми разными способами;
и некоторые другие.
Стоит отметить, что любая игра будет намного эффективнее, если играть
открыто, т.е. обсудить с ребятами, зачем проводится игра, почему правила
таковы, а не другие, можно ли игру усложнить и т.д. Нередко такое
обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие
способности и
мышление, закладывая фундамент игровой культуры. Процесс обсуждения
игры прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой порой так не
хватает ребятам.
Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в
группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше
отложить ее для другого случая.
Таким образом, можно сказать, что одна из обязанностей педагогов
заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать
любознательность и активность ребят и через игры тоже.
В начальной школе игры традиционно используются на протяжении всего
обучения, преследуя самые разные цели. Достаточно много игр используются
и в средней школе на уроках иностранного языка, географии и других.
Хочется, чтобы эта традиция не прекращалась, а сфера применения игр на
уроке только расширялась на благо дела обучения ребят.
Дидактическая игра в школе.
Дидактическая игра в школе.
Дидактическая игра в школе.
Дидактическая игра в школе.
Дидактическая игра в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.