ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

docx
09.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Тихановская Е.В._статья.docx

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Тихановская Елена Владимировна,

учитель начальных классов

 

ГУО «Копачевский УПК ДС-СШ» Мстиславского района Могилевской области

Республика Беларусь

 

Проблема выбора методов обучения сегодня приобретает всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Математика – предмет сложный, но увлекательный и интересный при наличии в обучении познавательного интереса. Познавательные процессы под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. И этому способствует применение в обучении активных методов, средств и приёмов. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках.

Передо мной, как, наверное, перед каждым педагогом возникали и возникают вопросы. Как помочь росту познавательной активности у младших школьников? Как раскрыть их способности? Как повысить интерес к учебе? Как сделать учение интересным?

Мы сегодня знаем далеко не все, что нужно, чтобы нелегкий учебный труд делал детей счастливыми. Но и с тем, что наука и педагогическая практика считают, что творчески работающий учитель может сделать многое, чтобы вызвать у учащихся прекрасное чувство – радость познания.

 Учитывая вышеперечисленные проблемы в массовой образовательной практике, можно говорить об актуальности использования дидактических игр на уроках математики как современного и признанного метода обучения, обладающего образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Теоретики и практики оценили уникальные возможности игры в роли активного участника образовательного процесса.
         Я разделяю взгляды Щедровицкого Г.П., который говорит, что игра есть:

1) особое отношение ребёнка к окружающему миру;

2) особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная    деятельность;
3)социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности;
4) деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребёнка;

5) социально-педагогическая форма организации всей детской жизни [3, с. 24]     

Мне близок один из принципов обучения школьников, который

Хазанкин Р.Г. называет принципом «четырёх СО»: «Урок математики – это Сотрудничество, Сопереживание, СОрадование, Созидание».

В своей работе я широко использую дидактические игры. Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять задание.

В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся.

Прежде всего, это:

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков.

В-третьих, игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы.

Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности.

Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего.

Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках математики в начальной школе [1, с.42].     

Игра – возможность диагностировать, формировать и корректировать знания, умения, навыки в стабильной и уверенной для маленького ученика среде, возможность действовать вместе, где учитель и ученик целостное ядро в реализации игровых правил, действий и отношений.

При организации и проведении дидактических игр, я учитываю:

• максимальную концентрацию во времени, так как при значительных перерывах ученики теряют нить игры;

• эмоциональный настрой, утомляемость игроков;

• полученные результаты, изменяя сложившуюся ситуацию, стратегию или тактику игровых действий;

• уровень отдельных игроков или игровых групп для того, чтобы поменять исходные данные и затем продолжить игру.

    Таким образом, применяя игры, я использую общие приёмы по организации работы с группой, методику игротеки, понимаю важность развития презентационных, коммуникативных навыков, роли динамики в игре и умение эту игру выстроить.

 Создание и разработка дидактической игры представляет поэтапный процесс наблюдения, практического использования и анализа. Я разработала и активно использую алгоритм внедрения дидактической игры в обучающее пространство.

1. Определение темы образовательной программы, представляющей трудности при усвоении учащимися.

2. Выявление знаний, умений, навыков, которые надо закрепить и совершенствовать.

3. Анализ детских интересов к определённому виду деятельности.

4. Формулировка дидактической задачи.

5. Выбор формы реализации игрового действия.

6. Работа над содержанием и правилами игры.

7. Изготовление наглядных пособий по данной игре.

8. Практическое использование игры.

9. Анализ эффективности. Диагностика результативности. Коррекция и доработка.

Играть всем вместе … Интересно, весело, но как обеспечить возможность каждому быть успешным? Для решения этих задач я разработала и активно использую игры, целостные по игровому действию и правилу, но с разным программным материалом в его основе.

В первом полугодии первого года обучения я часто провожу игру «Мой домик», которая позволяет разнообразить работу с натуральным рядом чисел. Цель этой игры – формировать вычислительные навыки, развивать скорость мыслительных процессов и двигательных качеств. Игру «Мой домик» целесообразно использовать как на этапе актуализации знаний, умений, навыков, так и на этапе закрепления материала, используя фронтальные методы контроля. Важно, что ребята не боятся в игре ошибиться, так как всегда можно исправиться и перебежать на новое место, занять нужный домик. Отсутствие «страха ошибок» не только приближает к высокому результату, но и способствует становлению внутреннего сознательного решения  - «Я способен».

Для усвоения нумерации чисел я использую игру «Ладошка-число» с фронтальной формой организации деятельности.

- Почему эта игра обеспечивает формирование прочного навыка и просто очень нравится детям? Пособие «Ладошка-число» (игровое поле) предполагает единство: многочисленные ладошки объединяются в круг, а крепление с помощью резинки обеспечивает реализацию активности каждого игрока. Игра «Ладошка-число» - возможность для многократного повторения последовательности чисел без утомления и перегрузок: смена игровых манипуляций и действий (ладошки двигаются к центру, прыгают вверх и др.), наличие элементов задора и соревнования не оставляют безразличных игроков-учеников. Игра формирует навыки самоконтроля, взаимоконтроля, способствует формированию основ ученического коллектива. «Единство радости и успеха в формировании умений и навыков» - девиз этой игры.

Работа на уроке малыми группами является привлекательной для меня потому, что реализует стремление к совместному поиску, позволяет совершать действия в благоприятных условиях – и не у всех на виду, и не в одиночку.

 Групповой состав предполагают игры «Магазин», «Арифметическое домино» и др.

 Игра «Магазин» используется на протяжении всего периода изучения математики на первой ступени обучения и имеет множество вариантов, в основе которых не только разный программный материал, но и разное оборудование, и игровое правило.

  Использование групповой дифференциации – основа игры «Кто дальше?».  Ценность игры в том, что групповая дифференциация происходит на основании базовых умений и навыков, а целостность достигается фронтальным объединением групп одним игровым правилом. Содержанием игры может выступать программный материал любого года на первой ступени обучения.

 Индивидуальная игра предполагает решение дидактической задачи одним субъектом, даёт возможность проявить творчество, креативность мышления, выходя на новый уровень мыслительных процессов. Цель игр с индивидуальной формой организации деятельности – определить качество полученных знаний, совершенствовать базовые умения (даёт возможность для обеспечения эффективной занятости учащихся с достаточным и высоким уровнем знаний, развития навыков самоконтроля и самооценки). Например, игра «Числовой эксперимент». Игра «Числовой эксперимент» позволяет объединить в единство практический процесс выполнения и мгновенный самоконтроль: ученику предлагается выполнить вычисления и собрать картинку в соответствии с полученными ответами. Составление предметного (сюжетного) рисунка – результат выполненного задания.

Одна и та же игра может быть использована как при организации индивидуальной, так и при организации групповой работы. Например, игры «Герои», «Я решаю, проверяю, свои ошибки исправляю» предусматривают практическую реализацию в парах и малых группах с использованием взаимного контроля.

Игра «Кто больше?» проводится на уроках математики, когда ребята на среднем, достаточном и высоком уровнях владеют вычислительными навыками в пределах 20. Это уместно на уроках повторения и закрепления учебного материала, когда учитель ставит своей целью подготовить учеников к контрольной работе, выявить пробелы в знаниях, умениях, навыках, определить учеников, которые ещё слабо владеют вычислительными навыками и умениями.

Таким образом, на протяжении всего периода изучения математики на первой ступени обучения для развития познавательного интереса я использую разнообразные игры и игровые комбинации, предусматривающие реализацию дидактических задач, организацию функциональных форм деятельности [2, с.36.

Использование дидактических игр позволило установить положительную динамику поуровневого развития каждого ученика в единстве с желанием постигать учебные вершины, с задором и энтузиазмом – обеспечить обучение, сохраняя здоровье, радость и успех.

 Я готова играть, вовлекая, участвуя, помогая детям. Хочу обучать так, чтобы детские глаза искрились желанием, радостью и стремлением жить и учиться в детском ученическом коллективе.

 

Список литературы

  1. Капустина, Н.Т. Познавательный интерес младших школьников/ Н.Т.Капустина // Начальная школа плюс до и после, 2005, №2, с.42
  2. Козлова, О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников/ О.А. Козлова // Начальная школа, 2004, №11, с.36
  3. Щедровицкий, Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры/ Г.П.Щедровицкий // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца – М.,1996. с.24

 


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)