Дидактические игры по музыкальному развитию в младшем возрасте
Оценка 4.8

Дидактические игры по музыкальному развитию в младшем возрасте

Оценка 4.8
docx
30.10.2021
Дидактические игры по музыкальному развитию в младшем возрасте
ДИ по музыкальонму развитию.docx

Дидактические игры по музыкальному развитию

СЕНТЯБРЬ

Тема недели

Название игры

Цель.

 

Ход игры

Оборудование

Любимый город наш!

«Игрушки пляшут»

 

Игра на развитие чувства ритма

 

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

 

Ход игры:

1вариант

Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу.

Воспитатель: Собрались игрушки поплясать,

                          Но не знают как, с чего начать.

                          Вышел заинька вперёд

                          Всем пример он подаёт

Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок.

Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

               

 2 вариант

Воспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания.

                 

 3 вариант

Дети стоят в кругу. Воспитатель: Собрались ребятки поплясать

Но не знают как, с чего начать!

Я притопну раз! Я прихлопну раз!

Посмотрите на меня,

Дружно делайте, как я!

Воспитатель хлопает в ладоши, или выполняет притопы. Дети повторяют заданный ритм.

Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

                 

4 вариант

Воспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания.

 

 

Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.

 

Примечания: Для игры могут быть использованы мелкие игрушки из Киндер-сюрпризов, счётный материал: грибочки, матрёшки, утята и пр. любые пластмассовые и деревянные игрушки, а также матрёшки разной величины.

 

«До, свидания лето!»

«Солнышко и туча»

Игра на развитие музыкальных представлений

 

Цель: Развивать ладовое восприятие детей, учить слышать окончание и начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.

 

Ход игры: Воспитатель: «Это наша полянка: посмотрите, сколько цветочков! А мы с вами – бабочки. Светит солнышко, нам весело летать по лугу! Когда появится тучка – мы спрячемся в цветах и будем сидеть тихо-тихо! А когда выглянет солнышко – снова будем летать и веселиться. А с окончанием музыки все снова сядут на цветы – день закончился, солнышко закатилось». Звучит музыка, дети выполняют задание педагога.

 

 

Игровой материал: Обручи, цветные кольца, плоскостные силуэты цветов.

 

Рекомендуемый музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом» «Вальс»

 

Детский сад

«Кукла пляшет, кукла спит»

 

Игра на развитие динамического слуха

 

Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, грустная)

 

Ход игры: 1 вариант Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки. Дети танцуют с куклами. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети укачивают, баюкают кукол.

.

 

2 вариант Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки. Дети танцуют, импровизируя танцевальные движения. Воспитатель подсказывает, какие движения можно использовать, хвалит тех, кто сам придумывает движения танца. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети приседают, складывают ручки под щёчку, «засыпают»

 

 

 

 

Игровой материал: куклы по количеству играющих детей.

 

Примечание: Вместо кукол могут быть любые другие, любимые игрушки

 

Рекомендуемый музыкальный материал: (пляска куклы) П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м. «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. (сон куклы) П.Чайковский «Детский альбом» «Болезнь куклы», «Утреннее размышление», Э.Григ «Утро», К. Сен-Санс «Лебедь»

 

«Наша группа»

«Послушные погремушки»

 

Игра на развитие  чувства ритма и исполнительских способностей

 

Цель: Учить одновременно начинать и заканчивать действие с музыкальными инструментами по команде ведущего

 

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель сидит перед детьми на стульчике, погремушка в правой руке.

Воспитатель: Погремушка, погремушка

                         Вот весёлая игрушка!

                         Погремушки так гремят,

                         Всех ребяток веселят!

Произнося эти слова, воспитатель сам играет на погремушке, ударяя по ладони левой руки на каждый слог.  Дети играют на погремушках вместе с воспитателем.

Воспитатель: Погремушки не гремят,

                          На коленочках лежат.

                          Детки тихо все сидят,

                          Погремушки не гремят

С этими словами воспитатель кладёт погремушку на колени. Дети тоже кладут погремушки на колени.

 

Усложнение: После того, как дети научатся играть в игру, воспитатель не играет на погремушке, а только говорит слова. Дети учатся выполнять движения по словесному указанию, а не по образцу.

 

 

Игровой материал: Погремушки по количеству участников игры

 

Октябрь

 

 

Тема недели

Название игры

Цель.

 

Ход игры

Оборудовние

«Осень в гости к нам пришла»

«Весёлый дождик»

 

Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма

 

Цель: Развивать исполнительские способности, учить правильно держать молоточек. Развивать представление детей о ритме. Слышать и уметь передавать изменение динамики звучания звука.

 

 

Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку и показывает, как выполняется задание, дети повторяют за ним. "Однажды Лягушонок пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяют по пластине металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло еще несколько капель (ударяют несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошелся не на шутку и капельки полились одна за другой все чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко»

 

 

Игровой материал: Металлофоны, колокольчики, бубенцы, треугольники по количеству играющих детей.

 

Фрукты, ягоды

«Музыкальный ёжик»

 

Игра на развитие чувства ритма и динамического восприятия

 

Цель: Развивать представления детей о ритме, учить приёмам игры на барабане одной и двумя палочками, ладошками, пальчиками.

 

Ход игры: Ребёнок играет на барабане по тексту стихотворения (бум-бум-бум) одной палочкой.

С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум!

Целый день играет ёжик бум, бум, бум!

С барабаном за плечами бум, бум, бум!

Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум!

Очень яблоки любил он бум, бум, бум!

Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум!

Ночью яблоки срывались бум, бум, бум!

И удары раздавались бум, бум, бум!

Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум!

Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум!

1 усложнение: Ребёнок играет на барабане двумя палочками поочерёдно.

2 усложнение: Ребёнок играет на барабане одной палочкой, соблюдая динамические оттенки

С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно)

Целый день играет ёжик бум, бум, бум!  (громко, радостно)

С барабаном за плечами бум, бум, бум!   ( не слишком громко)

Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! ( не слишком громко)

Очень яблоки любил он бум, бум, бум!  (Громко радостно)

Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум!  (не слишком громко)

Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Тихо)

И удары раздавались бум, бум, бум!        (Тихо)

Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Едва слышно)

Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (едва слышно)

3 усложнение: То же самое играет двумя палочками поочерёдно.

4 усложнение: Играет ладошками (одной или двумя)

С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно)

Целый день играет ёжик бум, бум, бум!  (Ладошкой громко, радостно)

С барабаном за плечами бум, бум, бум!   ( Ладошкой не слишком громко)

Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! ( Ладошкой не слишком громко)

Очень яблоки любил он бум, бум, бум!  (Кулачком Громко радостно)

Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум!  (Кулачком не слишком громко)

Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо)

И удары раздавались бум, бум, бум!        (Пальчиком Тихо)

Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно)

Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно)

Примечание: Играть можно ансамблем или индивидуально.

 

Барабаны с палочками.

Овощи

«Как бегают зверята»

Цель:  Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.

 

Ход игры: Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка

 

Животные (домашние и дикие)

«Кто как ходит»

 

Игра на развитие музыкальных представлений

 

Цель: Слышать и определять характер музыки, развивать музыкальное и ассоциативно-образное восприятие и творческие способности детей.

 

Ход игры: Воспитатель: «Ой, как много разных зверюшек вокруг!  И рыбки, и птички, и лошадка, и зайчик! Слушайте музыку внимательно, постарайтесь отгадать, кто же это идёт? Кто свою музыку узнает – тот и выступает!» Воспитатель включает музыку, характеризующую тот или иной игровой образ, дети отгадывают. Под музыку импровизируют движения заданного образа.

 

Рекомендуемый музыкальный материал: К. Сен-Санс «Птичий вольер», «Аквариум», Ф. Шуберт «Музыкальный момент», П. И. Чайковский «Игра в лошадки»

 

Игровой материал: Маски, костюмы животных.

 

 

 

 

 

Ноябрь

Тема недели

Название игры

Цель.

 

Ход игры

Оборудоваание

«Мой город (транспорт, ПДД)»

«Угадай, что звучит»

Развивать слуховое восприятие, внимание.

Дети по поручению педагога находят в группе и приносят музыкальные игрушки: колокольчик, молоточек, барабан.

Воспитатель показывает детям барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит детей повторить названия. Когда дети запомнят предметы, воспитатель предлагает послушать как они звучат. Затем устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» -спрашивает воспитатель детей.

Музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, звучащий молоточек; ширма.

«Мой дом (мебель, быт.приборы)»

Слушание музыки разного характера

Развивать у детей музыкальную отзывчивость; учить различать характер музыки и выполнять соответствующие движения под нее.

Дети прослушивают музыкальные композиции (Л. Бетховен «Весело-грустно», Д.Б. Кабалевский «Плакса», «Злюка» и «Резвушка»), определяют характер музыки, затем выполняют характерные движения под каждую мелодию. Воспитатель направляет детей на правильный выбор движений, но не показывает их.

Репертуар: «Весело-грустно» Л. Бетховен, «Плакса», «Злюка» и «Резвушка» Д.Б. Кабалевского.

Посуда

«Угадай, на чём играю»

 

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

 

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.

 

Ход игры: Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

1 Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента. Ребёнку предлагается придумать и сыграть как идёт, или бежит, летит, скачет предполагаемый персонаж.

 

2 Усложнение: Когда дети освоятся с игрой можно предложить им озвучить на инструментах беседу двух предложенных героев, например, медведь разговаривает с мышкой. Уточнить, что они говорят по очереди, а значит, и инструменты тоже звучат поочерёдно.

 

3 Усложнение: После того, как дети отгадают все инструменты, предлагается всем вместе сыграть под музыку в аудиозаписи.

 

Примечание: Для того, чтобы сделать игру более интересной и привлекательной для детей следует ввести игровой персонаж: это могут быть животные, Клоун, Петрушка, Бабушка – забавушка и пр.

 

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма.

 

Рекомендуемый музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м. «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. М.И. Глинка «Полька»

 

«Я в мире человека»

«Кукла пляшет, кукла спит»

 

Игра на развитие динамического слуха

 

Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, грустная)

 

Ход игры: 1 вариант Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки. Дети танцуют с куклами. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети укачивают, баюкают кукол.

 

Примечание: Вместо кукол могут быть любые другие, любимые игрушки.

 

2 вариант Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки. Дети танцуют, импровизируя танцевальные движения. Воспитатель подсказывает, какие движения можно использовать, хвалит тех, кто сам придумывает движения танца. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети приседают, складывают ручки под щёчку, «засыпают»

 

 

Игровой материал: куклы по количеству играющих детей.

 

Рекомендуемый музыкальный материал: (пляска куклы) П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м. «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. (сон куклы) П.Чайковский «Детский альбом» «Болезнь куклы», «Утреннее размышление», Э.Григ «Утро», К. Сен-Санс «Лебедь»

 

«Моя семья»

«Где мои ребятки»

 

Игра на развитие музыкального слуха и звуковысотной чувствительности

Цель: Упражнять детей в восприятии и различении высоких и низких звуков. Развивать коммуникативные и творческие способности.

 

Ход игры:

1 вариант Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением кошки и  поёт на одном звуке низким голосом:

                  Где мои ребятки серые котятки?

                  Мяу-мяу-мяу!

                  Мяу-мяу-мяу!

Дети должны ответить: Мяу-мяу-мяу! Спеть высоким звуком. Далее игра продолжается с использованием других животных по тому же принципу.

 

2 вариант Воспитатель отбегает в угол групповой комнаты и поёт:                 

                  Где мои ребятки серые котятки?

                  Мяу-мяу-мяу!

                  Мяу-мяу-мяу!

Дети поют: Мяу-мяу-мяу! Спеть высоким звуком. И бегут к воспитателю. Воспитатель хвалит всех. Далее игра продолжается с использованием других животных по тому же принципу.

 

3 вариант Воспитатель предлагает исполнить роли «Мамочек» кому-то из детей. Выбирают двоих-троих и назначают им роли: кошка, курочка, коза. Каждый поёт поочерёдно свою песенку, а дети отвечают ему.

 

4 вариант   Дети делятся на пары. У каждого в руках игрушка или картинка с изображением животного или детёныша. Каждый поочерёдно поёт свою песенку, тот ребёнок в руках у которого находится игрушка или картинка с изображением детёныша «Поющей мамочки» отвечает. Остальные оценивают правильность ответа.

 

Игровой материал: Набор игрушек или картинок с изображением животных

 

 

 

Декабрь

Тема недели

Название игры

Цель.

Содержание

Ход игры

Оборудование

«Мы все такие разные»

«Петрушка – озорник»

Игра на развитие тембрового слуха и внимания

 

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Вырабатывать отношение к звуку, как к значимому сигналу, быстро реагировать на него.

 

Ход игры: Воспитатель приносит музыкальные инструменты, уточняет с детьми их название и играет на них, уточняя звучание, настраивая детей. Затем он говорит, что из кукольного театра в гости прибежал Петрушка – озорник. Он хочет поиграть с вами в прятки. Вы, ребятки, отвернитесь, а как только услышите, что Петрушка играет на каком-либо инструменте – повернитесь скорее и назовите инструмент. Если назовёте правильно – на ширме появится петрушка и поклонится вам. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, а петрушка вертится на ширме. Как только ребята поворачиваются к нему – он прячется. Дети называют инструмент. Если ответ верный – Петрушка кланяется и хвалит детей. Если нет – кричит из-за ширмы «Не угадали!!!» В конце игры можно раздать инструменты детям и предложить сыграть оркестром.

Примечание: Воспитатель сам решает, какое количество инструментов использовать в игре.

Рекомендуемый музыкальный материал: Р.н.м. «Светит месяц» , Г. Свиридов «Марш», Брамс «Венгерский танец», И.Штраус «Триктрак»

 

Игровой материал: Металлофон, бубен, погремушка, колокольчик, барабан и др. по выбору воспитателя. Петрушка – кукла бибабо. Небольшая ширма.

 

Зима. Сезонные изменения.

«Тихие и громкие звоночки»

 

Игра на развитие динамического восприятия

 

Цель: Учить детей слышать и различать громкое и тихое звучание. Координировать свои движения, добиваясь тихого или громкого звучания.

 

Ход игры: Дети выполняют игровые действия по пению ведущего.

 

Ты звени звоночек тише,

Пусть тебя ни кто не слышит.

Ты звени звоночек тише,

Пусть тебя ни кто не слышит.

 

Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!

Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!

 

На первую часть песенки дети звенят тихонько, чуть слышно.

На вторую часть песенки звенят громко, уверенно.

 

Игровой материал: Колокольчики, браслеты-бубенцы, треугольники, звенелки-самоделки.

 

Зимующие птицы.

«Совушка – сова»

 

Игра на развитие музыкального слуха и образных движений

 

Цель: Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей. Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием.

 

Ход игры: Под музыку дети бегают и танцуют, изображая птиц. Как только музыка прекращает звучать – птицы замирают на месте, на охоту вылетает сова. Она ищет того, кто пошевелился. Игра продолжается по желанию детей.

 

Рекомендуемый музыкальный материал: Музыка соответствующего образу характера: «Птичий вольер» К. Сен-Санс, «Музыкальный момент» Ф. Шуберт, «Шутка» И, Бах и др.

 

Игровой материал: Маска совы

 

Новый год. Ёлка.

Танец-хоровод «На дворе мороз и ветер»

Развивать танцевальные способности, музыкальный слух; воспитывать интерес к музыке разного характера.

Воспитатель предлагает детям тоже стать в хоровод, напевает песенку, а дети выполняют движения.

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают, потирают одну ладонь о другую

Ручки, ручки согревают.  дышат на руки

Не замерзнут ручки-крошки-

Мы похлопаем в ладошки. хлопают в ладоши.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко. Топают в такт словам

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!

 

 

 

Январь

Тема недели

Название игры

Цель.

Содержание

Ход игры

Оборудование

Зимние развлечения, забавы. Народные праздники, развлечения.

«Ходит Ваня»

Развивать песенные игровые навыки; вызывать положительные эмоции от совместной музыкальной игры.

Воспитатель (поет).

Ходит Ваня, ходит Ваня

Около кружочка,  около кружочка.

Ищет Ваня, ищет Ваня

Все себе дружочка, все себе дружочка.

Нашел Ваня, Нашел Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка.

Воспитатель. О ком поется в песне? Что Ваня делает? Встаньие в хоровод. Кто-то один будет Ваней. «Ваня» будет ходить за кругом, пока мы поем песенку. Когда песня закончится, «Ваня» выберет «дружочка», сам встанет в круг, а выбранный – на его место. (Игра повторяется 2-3 раза).

 

День рождения детского сада

«Волшебные платочки»

Цель: Формировать танцевальные умения, учить исполнять танец с предметами (платочками)

Воспитатель раздает детям разноцветные платочки, показывает несколько танцевальных движений с ними и предлагает станцевать музыку.

(рус. нар. мелодия, обраб. Р.Рустамова).

Платочки на каждого ребенка.

 

Дикие животные зимой

«К нам гости пришли»  

Игры для развития чувства ритма

 

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и замедление.

 

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слы­шится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на ме­таллофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары му­зыкального   молоточка,   птичка   летит   под   звон   колокольчика.

Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.'

 

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, ло­шадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

 

«Физкульт-привет!»

Исполнение хороводного танца

Учить танцевать соответственно темпу и характеру музыки, водить плавный хоровод, не сужая круг, выполнять слаженные движения.

Воспитатель предлагает детям станцевать хоровод для зайчика и петушка, показывает несложные движения: хлопки в ладоши, притопывания, приседания и т.д.

Репертуар: «Танец с платочками», русская народная мелодия (обработка Т. Ломовой).

 

 

Февраль

Тема недели

Название игры

Цель.

Содержание

Ход игры

Оборудование

Повар. Продукты питания. Посуда.

«Угадай, на чём играю»

 

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

 

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.

 

Ход игры: Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

1 Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента. Ребёнку предлагается придумать и сыграть как идёт, или бежит, летит, скачет предполагаемый персонаж.

 

2 Усложнение: Когда дети освоятся с игрой можно предложить им озвучить на инструментах беседу двух предложенных героев, например, медведь разговаривает с мышкой. Уточнить, что они говорят по очереди, а значит, и инструменты тоже звучат поочерёдно.

 

3 Усложнение: После того, как дети отгадают все инструменты, предлагается всем вместе сыграть под музыку в аудиозаписи.

 

Примечание: Для того, чтобы сделать игру более интересной и привлекательной для детей следует ввести игровой персонаж: это могут быть животные, Клоун, Петрушка, Бабушка – забавушка и пр.

 

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма.

 

Рекомендуемый музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м. «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. М.И. Глинка «Полька»

 

Здоровье. Труд врача.

Исполнение песни «Петушок»

Развивать чувство ритма.

Воспитатель предлагает совместно спеть русскую народную песню «Петушок»

Игрушка «петушок»

 

Мой папа самый лучший.

Исполнение песни «Мы солдаты»

Учить слушать песни в исполнении взрослых и подпевать; развивать навык точного интонирования несложных песен.

Воспитатель предлагает детям прослушать песню «Мы солдаты» (муз. Ю. Слонова, сл.В.Малюкова) в его исполнении, а затем спеть песню совместно с ним и одновременно маршировать в такт.

«Мы солдаты» (муз. Ю.Слонова, сл.В. Малкова).

Профессии

«Угадай инструмент» 

развитие у детей восприятия музыкальных звуков;

(Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, погремушка, бубен. Воспитатель читает четверостишье, называя имя какого- либо ребёнка из группы, кукла Катя играет на любом музыкальном инструменте, дети отгадывают)
Мы с ребятами играем,
Что сейчас звучит узнаем,
Кукла Катя поиграй!
Быстро, Оля, называй!

музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, погремушка, бубен. Кукла Катя.

 

Март

Тема недели

Название игры

Цель.

Содержание

Ход игры

Оборудование

«Мамин праздник»

«Наш оркестр»

 

Игры для развития тембрового слуха

 

Продолжать развивать тембровый слух

 

                                                            

Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раз­дает их детям (предварительное знакомство с каждым инструмен­том проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочет

ся.

Эта игровая ситуация может быть использована на утрен­нике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы

 

Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инстру­менты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, уголь­ники), большая коробка.

 

Весна. Сезонные изменения.

«Кто поёт»

 

Игра на развитие  слухового внимания

 

Цель: Различать на слух звуки живой и неживой природы, тренировать слуховую память, обогащать сенсорную эталонную систему детей

 

Ход игры: Воспитатель предлагает прослушать и отгадать, чьи голоса звучат: это может быть шум воды, дождя, пение птиц, лай собак, мычание коров, шум идущего поезда. Дети слушают и отвечают, чья песенка звучит в данный момент. Остальные игроки оценивают правильность ответов.

 

Игровой материал: Муз. папка со звуками природы.

 

Весна (животные и птицы весной)

Найди игрушку

Игра для развития звуковысотного слуха

 

Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.

Игра может проводиться на занятии для закрепления знако­мых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

 

Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с пластинками программных произведений.

 

Неделя сказок

«Отгадай этот звук!»

Учить отгадывать звучащий предмет, передавать характер звука словом или звукоподражанием.

Воспитатель показывает детям приготовленные для игры предметы и предлагает отгадать загадки: за ширмой извлекает звуки из звучащих игрушек, а дети должны отгадать, что звучит.

В: голосок мы твой слыхали и загадку разгадали. Это ты…(называет игрушку)

Разгадав загадку, дети вместе с воспитателем должны обозначить словом или передать звукоподражанием характер услышанного звука.

Загадав детям 2-3 загадки, воспитатель изменят организацию игры. Он подзывает к себе несколько детей. Одним из них предлагает сесть на стульчики лицом к остальным участникам, а другим – стать его помощниками в загадывании загадок. Помощники садятся за ширму и по указанию взрослого выполняют действия с игрушками, заставляя их звучать. Отгадыват загадку все дети, но отвечают вслух только те, кого назовет воспитатель, остальные же могут шепнуть на ушко своим соседям. После каждой загадки воспитатель помогает детям передать характер звука словом или звукоподражанием.

Музыкальные и озвученные игрушки: барабан, озвученная неваляшка, резиновая игрушка с пищиком, погремушка, звонок или колокольчик, игрушечная гармошка, бубен или барабан, музыкальная шарманка, деревянная калатушка или две деревянные ложки, рояль, дудочка, балалайка; ширма.

 

 

Апрель

Тема недели

Название игры

Цель.

Содержание

Ход игры

Оборудование

«Что я знаю о себе?»

«Колыбельная»

 

Игра на развитие звуковысотной чувствительности

 

Цель: Научить детей различать звуки по высоте, показывать движение мелодии.

 

Ход игры: Воспитатель поёт колыбельную песню и качает куклу: на высокий звук – вверх, на низкий звук – вниз.

 

Спите, куклы, баю-баю,

Звёзды ясные сияют

Смотрит в окна дуб мохнатый

Все ли спать легли ребята

 

Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, качать куклу может ведущий, один из детей, остальные дирижируют рукой. Показывая высокие и низкие звуки.

 

Игровой материал: Куклы по количеству участников игры

 

«Я-исследователь»

«Найди пару»

 

Игра на развитие тембрового слуха и внимания

 

Цель: Учить сравнивать звучание инструментов, находить одинаковые по звуку.

 

Ход игры:1 вариант Шумелки в волшебном мешочке. Ведущий предлагает кому - либо из играющих найти два две одинаково звучащих шумелки. Остальные игроки оценивают правильность выполнения задания. Ребёнку разрешается сравнивать каждый образец с эталоном (шумелкой, которой подбирается пара)

2 вариант Воспитатель предлагает поучаствовать в игре двоим детям: один из них достаёт шумелку и «загадывает звук», а второй ищет пару по звучанию. Сложность в том, что второй ребёнок не имеет возможности постоянно сверять свой выбор с эталоном. А первый оценивает его выбор тоже по памяти.

3 вариант Воспитатель предлагает детям выбрать себе по одной шумелке из мешочка, послушать её и найти себе пару среди ребят. Игра проходит весело с шумом и беготнёй от одного участника игры к другому. Дети развивают в игре также и коммуникативные способности.

 

Игровой материал: Шумелки-самоделки с различными наполнителями, по два одинаково звучащих: формочки от мороженного, капсулы от киндер - сюрпризов, баночки от кофе или витаминов.

 

Народная игрушка

 (дымка, матрёшка, народные промыслы)

«Шагай – танцуй»

Игра на развитие тембрового слуха и внимания

 

Цель: Различать звучание различных инструментов  и действовать на каждое по-разному. Под барабан – шагать, под гармонь – танцевать.

 

Ход игры: 1 вариант Дети стоят, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель рассказывает, что у него есть два инструмента: гармонь и барабан. Под звуки барабана надо маршировать, а под гармонь – танцевать. Показывает, как это делается. Играет на барабане и одновременно марширует. Затем наигрывает на гармошке (включает музыку в звукозаписи) и приплясывает. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и пляшут под звуки гармони.

 

2 вариант Дети действуют не по подражанию, а самостоятельно. Воспитатель просит внимательно слушать музыку: если он будет играть на барабане – надо маршировать, а если звучит гармонь – надо плясать. С окончанием звучания надо прекращать движение. Перед звучанием каждого инструмента воспитатель делает паузы.

 

Игровой материал: Гармонь (можно не озвученную), барабан.

 

«Лошадки»

 

Игра на развитие чувства ритма

 

 

Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и замедление.

 

Ход игры: Дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др):

На молоденькой лошадке

Цок-цок, цок-цок,

Цок-цок, цок-цок!

На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:

 

А на старой да на кляче

Трюх-трюх-трюх,

Да в ямку – бух!

 

Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз. Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело. Все скачут под музыку в аудиозаписи.

 

Рекомендуемый музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом» «Игра в лошадки»

 

 

Игровой материал: Деревянные кубики, палочки, ложки, крышки от шампуней и пр.

 

 

Май

Тема недели

Название игры

Цель.

Содержание

Ход игры

Оборудование

Праздник Мира и труда!

Музыкально-ритмическое упражнение

«Мы идем с флажками»

Учить выполнять муз-ритм движения в соответствии с музыкальной композицией.

Воспитатель предлагает послушать песню «Мы идем с флажками» (муз. Е.. Тиличеевой, сл. М. Долинова), а затем исполнить ее сначала всей группой, а затем подгруппами – девочки и мальчики.

Песня «Мы идем с флажками» (муз. Е.. Тиличеевой, сл. М. Долинова).

День Победы!

Исполнение песни «Мы солдаты»

Учить слушать песни в исполнении взрослых и подпевать; развивать навык точного интонирования несложных песен.

Воспитатель предлагает детям прослушать песню «Мы солдаты» (муз. Ю. Слонова, сл.В.Малюкова) в его исполнении, а затем спеть песню совместно с ним и одновременно маршировать в такт.

«Мы солдаты» (муз. Ю.Слонова, сл.В. Малкова).

«Моя семья».

Музыкальная игра «К нам пришли гости!».

 

Учить выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события; развивать активность, память.

Воспитатель (рассаживает детей на стульчики и садится напротив них). Давайте поиграем сегодня так, будто мы хозяева и ждем гостей, которые будут показывать нам что-то веселое, забавное и интересное. Сегодня к нам придут два Петрушки, две куколки и два зайчика. Все вы по очереди будете сначала гостями, а потом хозяевами.

Воспитатель показывает детям приготовленные атрибуты: колпачки для Петрушек, ушки для зайчиков, юбочки для куколок.

– Петрушки будут бегать и смешить детей, куколки – танцевать, а зайчики – прыгать. Гости будут приходить по очереди, а хозяевам нужно самим догадаться, кто собирается прийти, и позвать его. А теперь слушайте и запоминайте, как хозяева будут узнавать, какой гость сейчас появится. Если вы услышите вот такой красивый, протяжный звук (дудит), знайте, что сейчас появятся Петрушки. Какой это звук, протяжный или прерывистый? (Ответы детей.) Если вы услышите вот такую музыку (мелодия на металлофоне), значит, к нам идут куколки. Под эту музыку они будут плясать. Какие это звуки, протяжные или, как у барабана, отрывистые? (Ответы детей.) Ну а если зазвучит такой звук (бубен), значит, к нам прискакали зайки. Они любят прыгать под такие отрывистые звуки. (Повторяет сигналы.) Как только прозвучит сигнал, нужно всем дружно позвать гостей и пригласить их войти. Если вы отгадаете загадку, гости войдут и покажут, что умеют делать. Мы будем дружно им аплодировать и приглашать сесть. По очереди хозяева будут встречать всех гостей.

Воспитателю нужно выбрать по два ребенка на роль каждого гостя и помочь им надеть соответствующие атрибуты. Он напоминает детям, что все они смогут быть гостями. Гости выходят в смежную комнату, чтобы через приоткрытую дверь они могли слышать и видеть, что происходит в группе. Самое главное, чтобы им были слышны сигналы.

Воспитатель подходит к столу с игрушками, загораживает их ширмой, чтобы они не были видны ни гостям, ни хозяевам, и подает первый сигнал. Он предлагает хозяевам назвать гостей и позвать их. Услышав приглашение, гости приходят, кланяются и исполняют свой номер. Далее подается сигнал для следующей пары гостей, и хозяева их встречают. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сыграют гостей.

По правилам игры хозяева должны угадать, кто из гостей сейчас придет, вежливо встретить их и поаплодировать им после выступления. На роль гостей выбираются только те дети, кто был гостеприимным хозяином. Каждый гость может сам придумать, что показать хозяевам, но он должен об этом заранее договориться с воспитателем. Лучший гость тот, кто придумал что-нибудь необычное и не нарушил правил игры.

Атрибуты: колпачки для Петрушек, ушки для зайчиков, юбочки для куколок.

«Красота вокруг нас»

Музыкальный номер

«Песенка о весне»

Развивать поэтический и музыкальный слух; воспитывать интерес к искусству.

Воспитатель предлагает детям прослушать аудиозапись «Песенки о весне» (муз. Г.Фрида, сл.Н.Френкель). Затем дети под руководством воспитателя заучивают 1-й куплет песни, прослушивают его в записи и поют самостоятельно.

Затем детям предлагается создать музыкальный номер с этой песней: они исполняют песню, а другие танцуют в такт музыке.

аудиозапись «Песенки о весне» (муз. Г.Фрида, сл.Н.Френкель).

«В гости к лету»

Музыкальная игра

 «К нам жук влетел»

Развивать интерес к музыкальным играм, формировать умение  двигаться ритмично в соответствии со стихотворным текстом.

Воспитатель напевает, а дети в кругу в такт музыке выполняют движения.

К нам жук влетел,

Зажужжал и запел:

«Ж-ж-ж».

Плавные взмахи руками.

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел:

«Ж-ж-ж».

Правую руку отвести в сторону.

Плавный поворот головой в правую сторону. Поворот вокруг себя в правую сторону.

Вот и влево полетел,

Каждый влево посмотрел:

«Ж-ж-ж».

Левую руку отвести в сторону.

Плавный поворот головы в левую сторону. Поворот вокруг себя в левую сторону.

Жук на нас хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Плавные взмахи руками.

Плавные отталкивающие движения.

Жук наш приземлился,

Зажужжал

И закружился.

Плавные взмахи руками при одновременном приседании на корточки, подняться.

Вращательные движения вокруг себя.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Показать правую ладонь.

Левой ладонью как бы погладить жука.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Показать левую ладонь.

Правой ладонью как бы погладить жука.

Жук вверх полетел

И на потолок присел.

Взгляд устремлен вверх.

Плавный подъем рук.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Подъем на носки.

Сожалеющий жест.

Хлопнем дружно:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлопки в ладоши.

Чтобы улететь он смог:

«Ж-ж-ж».

Плавные взмахи руками.

 

 


 

Дидактические игры по музыкальному развитию

Дидактические игры по музыкальному развитию

Посмотрите на меня, Дружно делайте, как я!

Посмотрите на меня, Дружно делайте, как я!

Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки

Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки

С этими словами воспитатель кладёт погремушку на колени

С этими словами воспитатель кладёт погремушку на колени

Игровой материал: Металлофоны, колокольчики, бубенцы, треугольники по количеству играющих детей

Игровой материал: Металлофоны, колокольчики, бубенцы, треугольники по количеству играющих детей

Тихо) И удары раздавались бум, бум, бум! (Тихо)

Тихо) И удары раздавались бум, бум, бум! (Тихо)

Овощи «Как бегают зверята» Цель:

Овощи «Как бегают зверята» Цель:

ПДД)» «Угадай, что звучит» Развивать слуховое восприятие, внимание

ПДД)» «Угадай, что звучит» Развивать слуховое восприятие, внимание

Усложнение : Когда дети освоятся с игрой можно предложить им озвучить на инструментах беседу двух предложенных героев, например, медведь разговаривает с мышкой

Усложнение : Когда дети освоятся с игрой можно предложить им озвучить на инструментах беседу двух предложенных героев, например, медведь разговаривает с мышкой

Дети танцуют, импровизируя танцевальные движения

Дети танцуют, импровизируя танцевальные движения

Мамочек» кому-то из детей. Выбирают двоих-троих и назначают им роли: кошка, курочка, коза

Мамочек» кому-то из детей. Выбирают двоих-троих и назначают им роли: кошка, курочка, коза

Воспитатель за ширмой играет на инструменте, а петрушка вертится на ширме

Воспитатель за ширмой играет на инструменте, а петрушка вертится на ширме

Совушка – сова» Игра на развитие музыкального слуха и образных движений

Совушка – сова» Игра на развитие музыкального слуха и образных движений

Зимние развлечения, забавы. Народные праздники, развлечения

Зимние развлечения, забавы. Народные праздники, развлечения

Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время

Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время

Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента

Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента

Профессии «Угадай инструмент» развитие у детей восприятия музыкальных звуков; (Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, погремушка, бубен

Профессии «Угадай инструмент» развитие у детей восприятия музыкальных звуков; (Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, погремушка, бубен

Кто поёт» Игра на развитие слухового внимания

Кто поёт» Игра на развитие слухового внимания

Воспитатель показывает детям приготовленные для игры предметы и предлагает отгадать загадки: за ширмой извлекает звуки из звучащих игрушек, а дети должны отгадать, что звучит

Воспитатель показывает детям приготовленные для игры предметы и предлагает отгадать загадки: за ширмой извлекает звуки из звучащих игрушек, а дети должны отгадать, что звучит

Все ли спать легли ребята Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, качать куклу может ведущий, один из детей, остальные дирижируют рукой

Все ли спать легли ребята Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, качать куклу может ведущий, один из детей, остальные дирижируют рукой

Шагай – танцуй» Игра на развитие тембрового слуха и внимания

Шагай – танцуй» Игра на развитие тембрового слуха и внимания

Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело

Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело

Учить выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события; развивать активность, память

Учить выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события; развивать активность, память

На роль гостей выбираются только те дети, кто был гостеприимным хозяином

На роль гостей выбираются только те дети, кто был гостеприимным хозяином

Жук, вот правая ладошка,

Жук, вот правая ладошка,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2021