ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для занятий в спортивно- оздоровительных группах
с использованием подвижных игр
Аннотация
Данные дидактические материалы могут использовать в своей работе педагоги дополнительного образования, ведущие занятия спортивно-оздоровительных групп физкультурно-спортивной направленности.
С целью развития и совершенствования основных видов движения целесообразно использовать подвижные игры. Подвижная игра является незаменимым средством развития ребёнка. Игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению; она развивает личную инициативу, психофизические качества, смелость, находчивость, дисциплину; тренирует анализаторные системы.
Подвижные игры в данном пособии сгруппированы по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения.
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………….5
Раздел I. Игры на совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве……………………………………………………………………………………………………………………….7
Раздел II. Игры на совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве……………………………………………………………………………………………………………………….12
Раздел III. Игры на совершенствование метаний на дальность и точность, развитие
скоростно-силовых способностей………………………………………………………………………………………………..17
Раздел IV. Игры на совершенствование умений в ловле, бросках, передачах и ведении мяча………………………………20
Раздел V. Игры на развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными
технико-тактическими взаимодействиями……………………………………………………………………………………………21
Введение
Обратить внимание на эти народные игры,
разработать этот богатый источник, организовать
их и создать из них превосходное и могущественное
средство- задача будущей педагогики.
К. Д. Ушинский
Подвижная игра- это вид деятельности, для которой характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом.
Подвижные игры — одно из средств для воспитания у школьников устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к ведению здорового образа жизни.
Использование игровых методик в условиях дополнительного образования позволяет повысить возможности педагога дополнительного образования в формировании двигательных навыков, умений и способствует становлению и развитию творческой личности.
Подвижные игры способствуют решению образовательных задач:
совершенствование естественных движений ( ходьба, бег, метание и другие) в изменяющихся условиях, связанных с содержанием игры; элементарных игровых умений ( ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия ( выбор места, взаимодействие с партнёром, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
Каждая игра имеет воспитательное значение:
-укрепляет волевые качества детей;
-способствует активному общению школьников;
-развивает внимание детей;
-воспитывает положительные нравственные качества;
- укрепляет волю;
-развивает творческую активность детей.
К оздоровительным задачам относятся содействие нормальному физическому развитию детей и укрепление их здоровья. Полноценное использование оздоровительного потенциала каждой игры является важнейшим условием применения подвижных игр на занятиях кружка спортивно-оздоровительной направленности.
Подвижная игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия подвижными играми развивают у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в спорте и туризме. Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у школьников умение целесообразно выполнять их в законченном виде. Игры помогают в формировании навыков и умений выполнения действий в нестандартных и изменяющихся условиях.
Раздел I. Игры на совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве
Игра «Белые медведи»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Игровая площадка -море. В стороне очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий - «белый медведь». Остальные « медвежата» произвольно размещаются по всей площадке. |
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю! » - и устремляется ловить « медвежат» Сначала он ловит одного «медвежонка »(отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. «Медведь» отходит на льдину.Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят « медвежат». |
Сигнал к началу игры- слова руководителя: «Внимание! Марш!» Обязательные действия игроков: 1. «Медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил «медведь». 2. При ловле запрещается хват играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. 3.Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата» .Побеждает последний пойманный игрок, который становится «белым медведем». |
Игра «Два Мороза»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
На противоположных сторонах игровой площадки отмечаются два города. Играющие делятся на две группы и располагаются в них. В середине площадки « братья Морозы »: « Мороз Красный Нос» и « Мороз Синий Нос»
|
По сигналу учителя Морозы обращаются к играющим со словами: Мы -два брата молодые, Ребята хором отвечают: Не боимся мы угроз, « Морозы» их ловят.
|
1.Осаливание за линией города не считается. 2.Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой. 3.Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. 4.Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра заканчивается. 5.Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили. |
Игра «Космонавты»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
По углам и сторонам зала чертят 5-8 больших треугольников- -«ракетодромов». Внутри каждого «ракетодрома » рисуют 2-5 кружков – «ракет». Их общее количество должно быть на 5-8 меньше, чем играющих.
|
Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг. Дети идут по кругу и приговаривают: «Ждут нас быстрые ракеты Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет». |
1.Начинать игру - только по установленному сигналу руководителя. 2.Разбегаться - только после слов: « Опоздавшим - места нет! » 3.Опоздавшие на « рейс » становятся в общий круг, а « космонавты», занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в« космосе». 4.Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется. 5.Выигрывают те, кому удалось совершить три полёта. |
Игра «К своим флажкам»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Инвентарь: обручи, флажки На расстоянии 2 м от исходной черты ставятся обручи, на расстоянии 3 м от исходной черты ставятся флажки на подставке. |
По сигналу руководителя выполнить подлезание под дугу, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом возвратиться в конец своей колонны. |
Дети распределяются на три колонны. Сигнал к началу игры- слова учителя: «Внимание! Марш!» |
Игра «Пятнашки»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Площадка для игры - небольшая территория. |
По считалке выбирают водящего, его же называют «пятнашкой». Все участники игры разбегаются по площадке, «пятнашка» их догоняет. Кого водящий коснулся рукой, тот становится «пятнашкой». В этот момент нужно громко назвать имя нового водящего, чтобы другие игроки знали, от кого убегать. После того, как водящий ловит игрока, они меняются местами. И все разбегаются дальше. |
1. Не разрешается бегать через круг. 2. Игроку, убегающему от «пятнашки», можно пробегать не более одного круга.3. Если «пятнашка» осалил убегающего, то они меняются местами. |
Игра «Пустое место»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
На площадке чертится круг. |
Участники игры встают в круг, а водящий остается за кругом. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный — в противоположную. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место (оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставшийся без места становится водящим, и игра продолжается.Количество детей в игре не ограничен |
1.Игроки встают в круг, а водящий остается за кругом. 2.Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки – это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование.Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный-в противоположную.Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место. 3.Кому первому это удается – остается на этом месте, а второй становится водящим. |
Раздел II. Игры на совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве
Игра « Волки во рву »
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70-100 см одна от другой. Это коридор - ров. Его можно обозначить не совсем параллельными линиями; с одной стороны - уже, а с другой - шире. Двое водящих -«волки» - становятся во рву; остальные играющие -«козлята» - размещаются на одной стороне площадки за линией дома. На другой её стороне линией обозначается пастбище. |
По сигналу руководителя « козлята» бегут из дому в противоположную сторону площадки на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров.«Волки», не выходя из рва, стараются осалить как можно больше «козлят» , за что «волкам » начисляются выигрышные очки. |
1. Перепрыгивание через ров обязательно. 2. Пойманные «козлята » не выбывают из игры. 3.Выигрывают «козлята », не пойманные ни разу, и те « волки» , которые набрали большее количество очков. 4.После 3-4 перебежек (по договорённости) выбираются новые «волки »и игра повторяется. |
Игра «Прыжки по полоскам»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Линиями обозначается коридор шириной 2-3 м. Поперёк коридора проводятся линии, образующие узкие (30 см) и широкие (50 см) полоски, которые чередуются между собой. Таких полосок может быть по 6-8. Через узкие полоски дети прыгают, а от широких отталкиваются при прыжках. Класс делится на три-четыре команды, которые встают шеренгами. |
По сигналу первые номера каждой команды начинают прыжки с начала коридора (толчком двумя ногами) через узкие полоски, делая промежуточный прыжок на каждой широкой полосе. Выполнившие все прыжки правильно (не наступив на узкие полоски) приносят своей команде очко. Так же прыгают вторые номера и т.д. Если игрок наступит на узкую полоску, он продолжает прыгать дальше, но не приносит команде очко. Быстрота выполнения прыжков не учитывается. |
1. Ширина полосок постепенно увеличивается (до 60, 90, 100 см). 2. Команды располагаются в таком же положении и соблюдают ту же последовательность. 3. Тот, кто прыгнул на первую полоску, получает одно очко, на вторую - два очка и т.д. 4. Тот, кто неточно приземлился на очередной полоске или не устоял на ней, выходит из игры и очков не получает. 5.Побеждает команда, игроки которой получили больше очков. |
Игра «Прыгающие воробушки»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
На игровой площадке чертится круг |
В центре круга находится ведущий – «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками». Они запрыгивают в круг и прыгают внутри него. Затем так же из него выпрыгивают. |
1.«Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга. 2.Если «воробушка» все-таки поймали, то он становится ведущим и игра начинается сначала. |
Игра « Зайцы в огороде»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Чертятся два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга 3-4 м, а внутреннего – 1-2 м. Водящий- «сторож»- находится во внутреннем круге (огороде), остальные игроки – «зайцы»- во внешнем. |
Зайцы прыгают на двух ногах – то в огород, то обратно. Сторож ловит зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. |
1. Игра начинается по сигналу ведущего . 2.Те, кого сторож осалил, выбывают из игры. 3.Когда все зайцы будут пойманы, выбирается новый сторож и игра начинается снова. |
Игра «Лиса и куры»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Посередине зала ставятся четыре гимнастические скамейки в виде квадрата рейками вверх, это - «насест». Выбираются один водящий - «лис» и один - «охотник». Все остальные играющие - «куры». В одном углу зала очерчивается «нора», в которой помещается «лис». В другом углувстаёт«охотник».«Куры» располагаются вокруг«насеста». |
По сигналу «куры» начинают то взлетать на «насест» , то слетать с него, то просто ходить около «курятника»(около скамеек, образующих « курятник»). По второму условленному сигналу «лис», подобравшись к «курятнику», ловит любую «курицу», касающуюся земли (пола) хотя бы одной ногой. «Лис»берёт осаленного за руку и ведёт в свою «нору». Если по пути ему встречается «охотник», «лис» выпускает пойманного, а сам убегает в «нору». Пойманный возвращается в«курятник», после чего все «куры » слетают с насеста. Если «охотник» поймает «лиса», выбирается новый « лис». Играют 4-6 раз. |
1. Забежав в «курятник», «лис»может осалить только одного игрока. 2. По сигналу руководителя «лис»должен покинуть «курятник» независимо от того, поймал он «курицу» или нет. 3. Стоящие на рейке могут оказывать друг другу помощь (поддерживать). 4.Выигрывают игроки, не пойманные ни разу. |
Игра «Удочка»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Инвентарь: шнур, мешочек с песком На площадке чертится круг. |
Дети становятся по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга руководитель. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком.Конец шнура с мешочком должен скользить по полу. Если все дети легко справляются с заданием, можно слегка приподнять мешочек от пола. Вращать шнур нужно не только по часовой стрелке, но и против. Для усложнения игры между двумя прыжками можно дать детям дополнительное задание: присесть и встать, повернуться 1—3 раза вокруг самого себя и др. Вместо подпрыгивания вверх можно отпрыгивать от удочки назад. |
1.Играющие внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не коснулся ног. 2.Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и выбывает временно из игры. 3. Вскоре делается небольшой перерыв, затем игра возобновляется, в ней снова участвуют все дети. |
Раздел III. Игры на совершенствование метаний на дальность и точность, развитие скоростно-силовых способностей
Игра «Кто дальше бросит?»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
На одной стороне площадки чертится линия старта. В 5 м от неё параллельно ей проводятся 3-4 линии с интервалом между ними 4 м. Инвентарь: мешочки с горохом для каждого игрока |
Играющие поочерёдно в своих командах бросают мешочки с горохом возможно дальше за начерченные линии и встают в конец своей колонны. |
1.Играющие делятся на несколько групп - команд, и каждая выстраивается в колонну по одному за линией старта. У каждого игрока по мешочку с горохом. 2.Каждый может бросить только одни мешочек. 3. Мешочки бросают по очереди каждый раз по сигналу руководителя. 4. Бросивший мешочек сразу уходит в конец своей колонны. 5.Выигрывает команда, в которой играющие сумели забросить больше мешочков за дальнюю линию. |
Игра « Точный расчёт »
Подготовка |
Содержание |
Правила |
На полу чертят круг диаметром 40-60 см. В круг с завязанными глазами становится играющий. |
Игру можно проводить командами. Победителем считается тот, кто встал в круг, не наступив на его линию. |
По сигналу руководителя игрок должен выйти из круга, сделать 8 шагов вперёд и опять вернуться в круг, сделав 8 шагов назад. Побеждает тот, кому удалось вернуться в круг. |
Игра «Метко в цель»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Инвентарь: городки (10), маленький мяч Посередине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впередистоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта. |
По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя играющие второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2-4 раза. |
1. Бросать мячи можно только по сигналу руководителя. 2. При броске заходить за стартовую черту нельзя. Бросок зашедшего за черту не засчитывается. |
Игра «Попади в мяч»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Инвентарь: один волейбольный мяч и теннисные мячи в количестве, равном половине участвующих. Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах площадки на расстоянии 18-20 м друг от друга. Перед носками играющих проводятся линии, а посередине площадки кладётся волейбольный мяч. Игроки одной команды (по жребию) получают по маленькому мячу. |
По сигналу руководителя игроки бросают мяч в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Игроки из другой команды собирают брошенные мячи и по сигналу тоже бросают их в волейбольный мяч, стараясь откатить его обратно. Так, поочерёдно команды метают мячи установленное количество раз. |
1. Если в ходе игры волейбольный мяч выкатится в сторону от играющих, его кладут в зону площадки на той же линии. 2. В этом случае обстрел волейбольного мяча начинается с двух сторон одновременно. 3. Каждый загнанный за черту противника мяч приносит команде одно очко. 4.Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту команды, стоящей напротив |
Раздел IV. Игры на совершенствование умений в ловле, бросках, передачах и ведении мяча
Игра «Передача мячей в колоннах»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Инвентарь: мячи по количеству групп Играющие делятся на несколько групп - команд, и каждая из них выстраивается в колонну по одному, одна параллельно другой. Игроки в колоннах стоят на расстоянии вытянутых рук. |
По сигналу стоящие впереди игроки передают мяч над головой стоящим сзади них. Те таким же способом передают мяч сзадистоящим. Каждый раз последний игрок в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны к руководителя, а затем становится первым в своей колонне. Команда того, кто принесёт мяч раньше других, получает выигрышное очко. Затем также по сигналу начинают передавать мяч в колоннах. И так играют до тех пор, пока все участники не побывают в конце колонн и не доставят мяч руководителю.Выигрывает команда, которая закончит игру первой с наименьшим количеством штрафных очков. |
1. Игра начинается только по сигналу руководителя. 2. Передавать мяч можно над головой, а не другим способом. 3. Уронивший мяч должен его поднять, встать на место и продолжить игру. 4. За каждое нарушение начисляются штрафные очки. |
Игра «Вызов номеров»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Играющие стоят в две шеренги лицом в одну сторону на одной линии. На расстоянии 2 м от линии построения играющих (линии старта) параллельно ей чертится линия финиша. |
Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне - команде. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым записывается выигрышное очко. |
1. Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя 2. Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко. 3.Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков. |
Игра «Охотники и утки»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Инвентарь: Маленькие мячики На площадке чертится большой круг |
Игроки одной команды «охотники» становятся за линией круга (вокруг озера), а игроки другой команды «утки», располагаются в круге (на озере). Охотники стреляют в «уток» (кидают маленькие мячики). Утки перемещаются в пределах круга. Подбитая «утка» покидает озеро. |
Игра продолжается до тех пор, пока все «утки» не будут подбиты. После этого команды меняются ролями. |
Игра «Гонка мячей по кругу»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Инвентарь: два мяча разного цвета.
|
Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы (первых и вторых номеров). В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении. Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему. Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз. |
1. Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу. 2. Мяч разрешается только перебрасывать. 3. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру. Играющие должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Ему нужно следить за направлением летящего мяча, а если потребуется — сделать шаг вперед или присесть. |
Раздел V. Игры на развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями
Игра «Борьба за мяч»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Инвентарь: мяч В игре участвуют две команды.
|
Капитаны команд выходят на середину площадки, остальные игроки расходятся по площадке. Мяч подбрасывается между капитанами. Они должны поймать или отбить мяч своему игроку. Завладев мячом, игрок старается выполнить передачу игрокам своей команды. Игроки другой команды стараются перехватить мяч (отбить, поймать). Задача играющих- сделать 10 передач подряд между своими игроками. Команда которой это удается, получает очко, и игра начинается сначала с середины площадки. Если мяч перехвачен соперником, то счет начинается заново. |
Нельзя вырывать мяч, его можно только выбивать и перехватывать; если мяч схватили два игрока, то бросают между ними спорный мяч; с мячом бегать нельзя,(игра-5-7мин) Команды меняются( мальчики садятся на скамейку, девочки выходят играть), игра продолжается по тем же правилам. |
Игра «Перестрелка»
Подготовка |
Содержание |
Правила |
Инвентарь: 2 мяча Разметка площадки: Площадка
делится пополам. Каждая половина – это территория одной команды.
За правилами игры следит назначенный судья.
|
Игроки обеих команд произвольно располагаются на своих половинах поля. Цель игры – попасть мячом в игрока противоположной команды и увернуться от мяча самому. Если в игрока попали мячом, то он отправляется «в плен». Из плена можно «выручиться», если игроки своей команды перебросят мяч «пленному», он поймает его «с лету» и перебросит обратно игрокам своей команды. Игра идет на заранее оговоренное время (около 10 минут), после чего судья останавливает игру и подсчитывает количество пленных. У какой команды пленных меньше, та и становится победителем. Если все игроки одной из команд оказались в «плену», то игру заканчивают досрочно. |
1. В
ходе игры участники не имеют права заходить на половину площадки противника. 10. При нарушении правил
мяч передается команде противника.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.