Предметный урок по русскому языку на тему "Разряды прилагательных" (5 класс, русский язык)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
18.11.2018
Урок по теме "Разряды прилагательных" разработан в соответствии с ФГОС и ориентирован на работу с учебником М.Разумовской, 5 класс.
Цель деятельности учителя: познакомить с разрядами прилагательного, формировать умения обосновывать выбор разряда прилагательного, углубить понятие о роли прилагательных в речи. Тип урока: открытие новых знаний. Планируемые образовательные результаты: предметные: знать разряды прилагательных, уметь их определять; метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Разработка урока Лазарева Л.В. Разряды прилагательных.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 11имени Бориса Ивановича Колесникова»
Лазарева Любовь Владимировна
Номинация: Предметный урок с учащимися
Предмет: Русский язык
Класс: 5 класс
Тема: Разряды прилагательных
Основные цели: познакомить с разрядами прилагательного, формировать умения
обосновывать выбор разряда прилагательного, углубить понятие о роли
прилагательных в речи.
Тип урока: открытие новых знаний.
Дидактические материалы: видеоролик, презентация по теме урока.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска (экран), мультимедийный проектор,
репродукции картин осенней природы.
Краткая аннотация к работе: урок по теме (Разряды прилагательных) разработан в
соответствии с ФГОС и ориентирован на работу с учебником М.Разумовской, 5 класс.
Тема урока: разряды прилагательных.
Цель деятельности учителя: познакомить с разрядами прилагательного, формировать
умения обосновывать выбор разряда прилагательного, углубить понятие о роли
прилагательных в речи.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать разряды прилагательных, уметь их определять.
Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых
явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций,
индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Нагляднодемонстрационный материал: видеоролик по теме урока, презентация.
Основные понятия: текст, разряды прилагательных: качественные, относительные,
притяжательные.
Организационная структура урока
1. Мотивационная подготовка учащихся к учебной деятельности.
Деятельность учащихся: слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.
Форма организации: фронтальная.
Формируемые УУД: личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся;
познавательные: осознают познавательную задачу;
регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Отвечать сегодня будем на «отлично»,
В группе друг другу помогать.
Наш урок пройдёт необычно,
И захочется прийти сюда не раз.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Откроем для себя
прекрасный мир природы, узнаем много нового.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра
высказывания, смотрят видеоролик, презентацию, воспринимают на слух информацию,
осваивают лингвистические термины, обдумывают ответы на вопросы и осознают,
что у них недостаточно знаний для полных ответов.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Формируемые УУД:
личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности;
познавательные: выполняют учебнопознавательные действия в материализованной и
умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации, устанавливают причинноследственные связи.
регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других,
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Посмотрите видеоролик (кадры осеннего леса под музыку Чайковского «Времена года»,
тропинка ведёт к домику лесника, вот в зарослях жёлтой травы промелькнула лисичка).
Какие природные зарисовки вы, ребята, отметили при просмотре?
Составьте словосочетания прилагательное + существительное, где главным словом
является существительное на тему: лес.
Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся
Демонстрация презентации ( проверяем) На слайде:
густой лес
жёлтые листья
красная рябина
ЛЕ
С
осенний лес
Как называются прилагательные, способные передать настроение, чувства, эмоциональное
состояние? (Эпитеты)
Составьте словосочетания прилагательное + существительное, где главным словом
является существительное на тему: домик лесника.
Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся Демонстрация презентации ( проверяем) На слайде:
На слайде:
кирпичная
труба
деревянный дом
металлическая крыша
Домик
лесника
Составьте словосочетания прилагательное + существительное, где главным словом
является существительное на тему: лиса.
Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся
Демонстрация презентации ( проверяем) На слайде:
На слайде:
лисьи лапки
Лиса
лисий хвост
лисья мордочка
Организует и сопровождает деятельность учащихся.
3. Выявление места и причины затруднения.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Форма организации: индивидуальная, групповая.
Формируемые УУД:
личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться их
преодолеть, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков;
познавательные: выполняют учебнопознавательные действия в материализованной и
умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации, устанавливают причинноследственные связи, делают
выводы.
регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
коммуникативные: задают вопросы с целью разрешения проблемы.
Что обозначают прилагательные в словосочетаниях: жёлтые листья, деревянный дом,
лисий хвост? ( цвет, материал, принадлежность )
Чем различаются прилагательные в данных словосочетаниях? Обратите внимание на
вопрос. . Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность
выполнения заданий.
Физкультминутка
Словно удивились.
Руки быстро развели,
В пояс поклонились!
Одноклассникам своим
Наклонились, выпрямились.
Улыбнулись и за дело принялись!
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, выполняют задания.
Форма организации: индивидуальная, групповая
Формируемые УУД:
познавательные: извлекают необходимую информацию из анализа, высказываний,
систематизируют собственные знания;
регулятивные: планируют необходимые действия.
коммуникативные: строят высказывания, осуществляют совместные действия в
группах.
Замените словосочетания с прилагательным словосочетаниями существительным с
предлогом:
деревянный дом, лисий хвост – дом из дерева, хвост лисы.
Какой вопрос задаём в этих словосочетаниях?
Почему нельзя заменить таким образом словосочетание жёлтые листья?
Какое из прилагательных обозначает качество, появляющееся в большей или меньшей
степени?
Какое из прилагательных обозначает материал относительно предмета?
Какое из прилагательных обозначает принадлежность к предмету?
Как можно назвать такие прилагательные? Какова тема нашего урока? Чему мы должны
научиться? (Уметь определять значения прилагательных, их разряды.)
Слайд:
относительные
качественные
Разряды
прилагательных притяжательные
Качественные – свойства проявляются больше или меньше чего – то
Умный – умнее – умнейший
Относительные – обозначают материал , из которого сделан предмет, указывают на место,
время.
Сегодняшний день
Притяжательные – обозначают признаки предмета по его принадлежности кому –
нибудь .
Волчий след, мамин брат
- Распределите прилагательные на три группы: (Лес, домик лесника, рыжая лиса)
Проверяем по слайду:
Качественные: жёлтые листья, густой лес, красная рябина.
Относительные: осенний лес, кирпичная труба, деревянный дом, металлическая крыша.
Притяжательные: лисий хвост, лисья мордочка, лисьи лапки.
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, выполняют задания, формулируют
свои мысли и обосновывают свою точку зрения.
Форма организации: индивидуальная, фронтальная.
Формируемые УУД:
личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся.
познавательные: извлекают необходимую информацию из анализа, высказываний,
систематизируют собственные знания;
регулятивные: планируют необходимые действия.
коммуникативные: стоят высказывания, осуществляют совместные действия в
группах.
Подберите к существительным прилагательные.
Ромашка какая? качественные
Ваза какая? относительные
Следы чьи?
Зачитайте полученные словосочетания:
Ромашка белая, луговая, красивая
Ваза керамическая, стеклянная, хрустальная
Следы заячьи, медвежьи, лисьи
притяжательные
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, выполняют задания.
Форма организации: индивидуальная, групповая. Формируемые УУД:
личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности участвовать в
творческом процессе;
познавательные: выполняют действия для решения учебных задач.
Составьте связный текст, используя качественные, относительные и притяжательные
прилагательные, не забывая о знаках препинания: тёплое солнышко, быстрая речка, рыбий
хвост, деревянная лодка, ловили, поймал, тонкая удочка, вкусная уха.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Деятельность учащихся: формулируют собственные мысли, делают выводы в
сотрудничестве с одноклассниками, работают с заданием.
Форма организации: индивидуальная, групповая.
Формируемые УУД:
регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают трудности, ищут их
причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают
свою точку зрения.
Введите в текст прилагательные, определите их разряд:
Вот и закончилась _______ зима. Март! ______ воздух нежен и упруг. Солнышко согрело
_______ берёзки, их вершины кажутся розовыми. Снег стал серый. На нём видны ______
следы.
1 Такие это прилагательные?
2 Что было бы с текстом, если бы эти прилагательные отсутствовали?
3 Какой вывод можно сделать?
Вывод: чем больше прилагательных в тексте, тем ярче и богаче звучит наша речь.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Деятельность учащихся: заполняют листы обратной связи, оценивают работу
товарищей, отвечают на вопросы.
Форма организации: фронтальная.
Формируемые УУД:
регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают
свою точку зрения.
Мы неплохо поработали сегодня. Напишите, что вы узнали об имени прилагательном.
Довольны ли Вы уроком? Есть ли вопрос, на который Вы не получили ответа?
9. Рефлексия учебной деятельности.
Деятельность учащихся: определяют своё эмоциональное состояние на уроке,
заполняют лист достижений.
Форма организации: индивидуальная.
Формируемые УУД:
Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний
и операционных, исследовательских, аналитических умений, приобретают умение
мотивированно организовывать свою деятельность.
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности возникли в процессе работы? Как вы их преодолевали?
Понравился ли Вам урок? Какое настроение у Вас сейчас? Дайте оценку нашей работе: урок понравился – принесите карточку с улыбающимся
смайликом, нет – с грустным.
Домашнее задание: напишите текст рекламы 1 группа – для качественных прилагательных,
2 группа – для относительных прилагательных, 3 группа – для притяжательных
прилагательных.
Данный урок был проведен в пятом классе, разработан в соответствии с ФГОС основного
общего образования по программе Разумовской.
Предметный урок по русскому языку на тему "Разряды прилагательных" (5 класс, русский язык)
Предметный урок по русскому языку на тему "Разряды прилагательных" (5 класс, русский язык)
Предметный урок по русскому языку на тему "Разряды прилагательных" (5 класс, русский язык)
Предметный урок по русскому языку на тему "Разряды прилагательных" (5 класс, русский язык)
Предметный урок по русскому языку на тему "Разряды прилагательных" (5 класс, русский язык)
Предметный урок по русскому языку на тему "Разряды прилагательных" (5 класс, русский язык)
Предметный урок по русскому языку на тему "Разряды прилагательных" (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.