Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Оценка 4.7
doc
17.12.2019
Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"
Обр прогр_Легоробот.doc

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной организации: МБОУ СШ № 9

Название программы

 

Легоробот

Направленность программы

техническая

Ф.И.О. педагога, реализующего  дополнительную общеобразовательную программу

Глущенко Лариса Ивановна

Год разработки

 

2019

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

г. Сургут, 2019 г., педагогическим советом МБОУ СШ № 9

Уровень программы

 

стартовый

Информация о наличии рецензии

нет

Цель

 

- обучение основам начального конструирования программирования;

- развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка с учетом его индивидуальности.

Задачи

 

Обучающие:

- формировать умения и навыки решения логических и алгоритмических задач;

- обучить приемам программирования на основе учебной среды Пиктомир;

- формировать навыки работы с ПК, образовательными конструкторами, обучить правилам ТБ;

- изучить простые механизмы и принципы передачи движения;

- обучить приемам программирования на основе ПО LEGO Еducation WeDo.

Развивающие:

-  развивать логическое, алгоритмическое и техническое

мышления;

- развивать технических и творческих способностей;

- развивать коммуникативных навыков;

- развивать творческой инициативы и самостоятельности; 

- развивать интереса к исследовательской работе.

Воспитательные:

- формировать интерес к технике и техническим видам деятельности;

- формировать навыки работы в коллективе;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность.

Ожидаемые результаты освоения программы

 Предметные результаты 

По окончании курса обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- правила ТБ при работе с персональным компьютером (ПК), конструкторами;

- понятия алгоритм, программа, цикл и подпрограмма;

- основные виды простых конструкций и способов их соединения;

- основные виды простых механизмов и типы механических передач;

- основные приемы сборки и программирования моделей с помощью программного обеспечения LEGO Education WeDо.

По окончании курса обучающиеся должны  УМЕТЬ:

- выполнять задания (игры) в среде ПиктоМир и составлять простые программы;

- проводить сборку технических моделей с применением конструкторов LEGO Еducation, LEGO Еducation WeDo, Fischertechnik и др.;

- соблюдать ТБ при работе с ПК, с конструкторами;

- правильно организовывать рабочее место;

- конструировать по предложенным инструкциям по сборке моделей;

- самостоятельно конструировать простые конструкции, простые механизмы и виды механических передач;

- самостоятельно решать вопросы при конструировании моделей;

- разрабатывать простейшие технические проекты;

- создавать  программы при помощи программного обеспечения Lego Education WeDo;

- организованно работать в группе.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

    Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

- определять, различать и называть детали конструкторов;

- конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные УУД:

- уметь работать по предложенным инструкциям, схемам;

- уметь излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.

    Коммуникативные УУД:

- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о модели;

- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности

Срок реализации программы

 

1 год

Количество часов в неделю / год

2 часа в неделю /76 часов в год

Возраст обучающихся

 

7-9 лет

Формы занятий

 

- практическое занятие, игра, соревнования, выставки, защита проекта

Методическое обеспечение

 

В основу содержания программы, выбора средств и методических технологий легли основные дидактические принципы: научность, доступность, наглядность, системность.

Данная программа реализует два направления, которые положены в основу курса: научный – познание и исследование и технический, в котором постигает основы механики, сборки разборки и совмещения  и взаимодействия механизмов.

Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий для преподавания технического конструирования и программирования на основе образовательных конструкторов конструкторов серии LEGO, Fischertechnic и др.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

     Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, ППБ, санитарным нормам.

- столы, стулья

- технические средства обучения (ТСО) – ноутбуки;

- образовательная среда «Пиктомир»;

- образовательные наборы LEGO:

-  Набор Lego WeDo 9580;

Набор Lego WeDo 9585;

Набор Lego WeDo 9689;

- Набор Lego WeDo 2.0 45300;

- Набор Lego education 9686;

- Дополнительные ресурсные наборы LEGO;

- Набор Fischertechnik Universal-3;

- Набор Fischertechnic Seilbahnen;

- Набор Fischertechnic Cars/ Drives;

- Набор Fischertechnic XL Bulldozer;

- На компьютерах установлено ПО LEGO Education WeDo 1.2.

- На компьютерах установлено ПО  LEGO Education WeDo 2.0.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоробот» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта (ФГОС), с нормативно-правовыми документами, регламентирующими организацию образовательной деятельности по дополнительному образованию детей:

1.1        Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

1.2        Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

1.3        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726 «Концепция развития дополнительного образования детей»;

1.4        Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;

1.5        Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, принятая Распоряжением правительства ХМАО-Югры от 19.12.2010 №91-рп;

1.6        Стратегия развития муниципальной системы образования города Сургута до 2020 года;

1.7        Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоробот» имеет техническую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения.

Aктуальность применения робототехники в образовательном процессе заключается в том, что в четком соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно- деятельностный подход к обучению, ориентированный на результат образования, где деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Образовательная робототехника позволяет создать условия, провоцирующее детское действие. В процессе активной работы по конструированию, исследованию, постановке вопросов и совместному творчеству не только существенно улучшаются «традиционные» результаты, но и открывается много дополнительных интересных возможностей.

            Новизна и отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы прослеживаются по нескольким направлениям.

Во-первых данная программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования. Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных

технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.

            Во-вторых, настоящий курс предлагает использование  конструкторов серии Lego как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию.

         Современные формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения, характеризующие современную эпоху. Исходя из этого, Институтом новых технологий были предложены новые подходы к организации обучения и воспитания детей начальной школы, современные образовательные технологии. В реализации новых технологий большую роль играет богатая предметная и графическая среда: конструкторов Lego WeDo (далеко не каждая семья может позволить иметь такие конструкторы дома).

            В-третьих, занятия по данной программе способствуют обучению детей деятельности по приобретению знаний, навыков и способов рассуждений, дают возможность обучать обучающихся элементам рационализаторства, конструирования, развивают их техническое мышление и способности к творческой работе.

Программный курс рассчитан на один учебный год, с учетом возрастных особенностей обучающихся и их подготовленности.
Возраст обучающихся: 7-9 лет

Количество обучающихся в группе в текущем году: 15

Количество часов в неделю: 2 часа один раз в неделю

Общее количество часов в год: 76 часов

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа, игра, экскурсии, выставки, соревнования и др. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного, демонстрационного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

            В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.            

           Программа предусматривает проведение занятий и с нетрадиционными формами обучения (игровые упражнения, творческие упражнения, создание проектов).

 

 

 

Цель и задачи программы

Цель:

- обучение основам начального конструирования и программирования;

- развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка с учетом его индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать умения и навыки решения логических и алгоритмических задач;

- обучить приемам программирования на основе учебной среды Пиктомир;

- формировать навыки работы с персональным компьютером, образовательными конструкторами, обучить правилам ТБ;

- изучить простые механизмы и принципы передачи движения;

- обучить приемам программирования на основе ПО LEGO Еducation WeDo.

Развивающие:

-  развивать логическое, алгоритмическое и техническое

мышления;

- развивать технических и творческих способностей;

- развивать коммуникативных навыков;

- развивать творческой инициативы и самостоятельности; 

- развивать интереса к исследовательской работе.

Воспитательные:

- формировать интерес к технике и техническим видам деятельности;

- формировать навыки работы в коллективе;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2019 – 2020 учебный год

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

теория

практи

ка

всего

форма контроля

1.

Введение

1.1. Знакомство с программой курса

2

-

2

 

2.

Алгоритмика

2.1. Понятие алгоритмика. Исполнитель и его функции. Программа

2.2.  Интерфейс среды «Пиктомир». Знакомство с роботами и их программами

2.3. Линейные программы. Исполнитель робот-Вертун

2.4. Составление линейных программ. Повторители

2.5. Линейные программы. Исполнитель робот-Двигун.

2.6. Зашифрованные программы. Подпрограммы

2.7. Робот-садовник. Игра. Математический диктант

5

13

18

    

     2

 

 

2

 

4

 

2

 

4

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2

3.

Конструирование. Простые механизмы

3.1. Рычаги, принцип конструирования механических игрушек

3.2. Колеса и оси

3.3. Шкивы и ремень

3.4. Шестерни

3.5. Конструирование моделей с использованием механических видов передач

3.6. Подготовка к выставкам и конкурсам по техническому творчеству

3.7. Мини-выставка. Тестирование

5

13

18

 

 

2

2

2

2

 

4

 

 

4

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

4.

Начальная робототехника

4.1. Интерфейс и  программное обеспечение LEGO Еducation WeDo

4.2. Программирование моторчиков и датчиков

4.3. Сборка и программирование моделей по инструкциям. Исследование моделей

4.4. Тяга и скорость

4.5. Сборка и программирование моделей по фантазии

4.6. Мини-выставка. Презентация моделей

7

17

24

 

2

 

2

 

8

 

4

 

6

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

5.

Проектная деятельность

5.1. Творческий проект «Роботы»

5.2. Творческий проект «Гоночные автомобили». Соревнования

5.3. Подготовка к выставкам и конкурсам по техническому творчеству

5.4. Защита творческого проекта

2

10

12

2

 

4

 

4

2

 

 

 

 

 

 

2

6.

Итоговое занятие

2

-

2

2

 

6.1. Итоговая выставка

 

 

 

 

 

Итого:

23

53

76

10

 

 

 

Содержание учебно-тематического плана

1. Введение

1.1. Знакомство с программой курса

Теория: Содержание работы объединения, презентация и демонстрация готовых работ. Вводный инструктаж по соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности при работе. Правила поведения в образовательном учреждении. Требования педагога к обучающимся на период обучения. Показ презентации «Леголенд». Показ готовых технических моделей из конструкторов серии LEGO, Fischertechnik, действующей модели робота и его программ. Знакомство с образовательными конструкторами.

2. Алгоритмика

2.1. Понятие алгоритмика. Исполнитель и его функции. Программа.

Теория: Понятие алгоритмика, алгоритм, программа, исполнитель. Функции команд исполнителя. Робот Двуног. Знакомство и его командами. Первичный инструктаж.

Практика: Игры на применение команд

2.2. Интерфейс среды «Пиктомир». Знакомство с роботами и их программами

Теория: Знакомство с интерфейсом учебной среды «Пиктомир». Знакомство с роботом и его командами. Закрепление понятий: программа, алгоритм.

Практика: Работа с учебной средой «Пиктомир». Игры на выполнение команд для робота

2.3. Линейные программы. Исполнитель робот-Вертун

Теория: Знакомство с Роботом-Вертуном.

Знакомство с  Роботом-Вертуном, командами и их последовательностью, подпрограммами.

Принцип действия алгоритма, исполнителя, а также знакомство с основными видами команд и движений.

Практика: Игры на применение команд в обучающей среде Пиктомир: Игры 1, 2, 3, 4, 5, 6.

2.4. Составление линейных программ. Повторители

Теория: Знакомство с командами повторителями. Нахождение нескольких вариантов программ для одного решения

Практика: Игры в обучающей  среде ПиктоМир: Игра 7, 8, 9, 10.

2.5. Линейные программы. Исполнитель робот-Двигун.

Теория: Знакомство с Роботом Двигуном и его командами

Практика: Игры в среде ПиктоМир. Игра 5. Игра 9, задания 4, 5

2.6. Зашифрованные программы. Подпрограммы.

Теория: Знакомство с подпрограммами. Применение их для роботов Вертуна и Двигуна.

Практика: Игры в среде ПиктоМир: Игра 11, Игра12,  Игра13,  Игра 14,  Игра 15, Игра 16.

2.7. Робот-садовник. Игра. Математический диктант

Теория: Закрепление пройденного материала. Закрепления понятий «вперед», «влево», «вправо», «вниз». Математический диктант

Практика: Игры на применение команд и ориентацию в пространстве. Мир Базовый Игра 1.

3. Конструирование. Простые механизмы

3.1. Рычаги, принцип конструирования механических игрушек

Теория: Рычаги. Основное правило рычага. Что такое точка опоры, усиление и нагрузка. Плечи рычага. Ось вращения. Подвижные игровые механизмы.

Практика: Работа по технологическим картам: сборка модели перекидных качелей. Самостоятельное конструирование по замыслу игрушек с использованием рычага. Игра.

3.2. Колеса и оси

Теория: Закрепление понятий энергия, трение, тяга и толчок. Изучение работы колеса. Поступательное движение конструкции за счет вращения колес. Наклонная плоскость, трение, оси.

Практика: Сборка колесной модели, которая легко поворачивает.

Сборка модели, которой можно управлять при помощи руля.

Сборка и испытание моделей, исследование и анализ полученных результатов. (Пусковая установка для машинок).

Соревнования «Кто дальше»

Творческий проект: «Транспорт для перемещения тяжелых предметов».

3.3. Блоки и шкивы

Теория: Колеса с желобком по ободу. Блоки, шкивы.

Применение блока для изменения направления действия силы.

Ременная передача.

Практика: Конструирование по технологическим картам:

Модель «Подъемный кран», «Колодец» и.т.д.

Испытание моделей и обсуждение полученных результатов. Игра.

3.4. Шестерни

Теория: Закрепление понятия энергия, знакомство с методами измерения, изучение вращения. Понятия ведущая и ведомая шестерня, зубчатая передача зацепление.

Практика: Работа по технологическим картам: сборка моделей волчок, хоккеист и др. Исследование и анализ полученных результатов.

Придумывание игр, игрушек с использованием зубчатой передачи.

3.5. Конструирование моделей с механическими видами передач

Теория: Закрепление полученных знаний и умений. Виды механических передач: ременная, зубчатая, червячная

Практика: Закрепление полученных знаний и умений. Конструирование модели с использованием ременной, зубчатой передач.

Испытание моделей

3.6. Подготовка к выставкам и конкурсам по техническому творчеству Практика: Конструирование технических моделей к выставкам и конкурсам по техническому творчеству.

3.6. Мини-выставка. Тестирование

Теория: Тестирование (Приложение 1)

Практика: Выставка работ обучающихся в объединении. Демонстрация движущих моделей, выполненных по фантазии.

4. Начальная робототехника:

4.1. Интерфейс и программное обеспечение LEGO Еducation WeDo

Теория: Знакомство с правилами техники безопасности работы с персональным компьютером. Знакомство с элементами конструктора LEGO education WeDо, с интерфейсом и программным обеспечением (термины, звуки и фоны экрана, сочетания клавиш).

Понятие «программные блоки», «вкладки: связь, содержание, проект, экран», USB LEGO-коммутатор, мотор, датчики наклона и расстояния

Практика: Работа с персональным компьютером, с программным  интерфейсом.

4.2. Сборка и программирование моделей по технологическим картам

Теория: Закрепление основных принципов передачи движения, знаний по работе с простыми механизмами: колесами и осями, шестеренками, шкивами, рычагами. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели.

Знакомство со средой программирования LEGO Еducation WeDo.

Основные приемы сборки и программирования моделей с помощью ПО LEGO Еducation WeDо:

- программные блоки и их взаимодействие с механическими узлами модели;

- порядок создания алгоритма программы для модели;

Практика: Сборка и программирование моделей по заданию Комплекта.

Конструирование и программирование моделей с помощью технологических карт; создание алгоритма программы. Испытание модели.

4.3.  Сборка и программирование моделей по фантазии

Теория: Закрепление полученных знаний, умений и навыков по начальному программированию.

Практика: Сборка и программирование моделей по фантазии.

Испытание модели и создание собственной программы.

4.4. Мини-выставка

Практика: Выставка работ обучающихся в объединении. Демонстрация программируемых моделей, выполненных по фантазии.

5. Проектная деятельность

Проектная работа по темам:

Творческий проект «Роботы». Мини-выставка. Игра

Творческий проект «Гоночные автомобили». Соревнования

Подготовка к выставкам и конкурсам по техническому творчеству

Защита творческого проекта

6. Итоговое занятие.

Итоговая выставка

Теория: Подведение итогов за учебный год.

Практика: Итоговая выставка

 

 

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты 

По окончании курса обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- правила ТБ при работе с персональным компьютером (ПК), конструкторами;

- понятия алгоритм, программа, цикл и подпрограмма;

- основные виды простых конструкций и способов их соединения;

- основные виды простых механизмов и типы механических передач;

- основные приемы сборки и программирования моделей с помощью программного обеспечения LEGO Education WeDо.

По окончании курса обучающиеся должны УМЕТЬ:

- выполнять задания (игры) в среде ПиктоМир и составлять простые программы;

- проводить сборку технических моделей с применением конструкторов LEGO Еducation, LEGO Еducation WeDo, Fischertechnik и др.;

- соблюдать ТБ при работе с ПК, с конструкторами;

- правильно организовывать рабочее место;

- конструировать по предложенным инструкциям по сборке моделей;

- самостоятельно конструировать простые конструкции, простые механизмы и виды механических передач;

- самостоятельно решать вопросы при конструировании моделей;

- разрабатывать простейшие технические проекты;

- создавать программы при помощи программного обеспечения Lego Education WeDo;

- организованно работать в группе.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

    Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

- определять, различать и называть детали конструкторов;

- конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные УУД:

- уметь работать по предложенным инструкциям, схемам;

- уметь излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.

    Коммуникативные УУД:

- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о модели;

- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности

 

Комплекс организационно-педагогических условий

 

Календарный учебный график

 

Начало учебного года: 02.09.2019

Окончание учебного года: 1 классы – 28.05.2020 г., 2-3 классы – 29.05 2020 г.

классы

 

1 четверть 

Осенние каникулы 

2 четверть 

Зимние каникулы 

3 четверть 

Весенние каникулы 

4 четверть 

Итого 

Сроки 

Кол-во дней 

Сроки 

Кол-во дней 

Сроки 

Кол-во дней 

Сроки 

Кол-во дней 

Сроки 

Кол-во дней 

Сроки 

Кол-во дней 

Сроки 

Кол-во дней 

Учебные 

недели 

Канику 
лы
(кол-во дней)  

1

02.09 

25.10  

40

26.04

04.11  

10

05.11 

26.12  

38

27.12 

08.01  

13

09.01 

20.03  

46

21.03 

29.03  

9

30.03 

28.05  

41

33/165

41

2-3  

02.09 

25.10  

40

26.04

04.11  

10

05.11 

26.12  

38

 27.12 

08.01  

13 

09.01 

20.03  

50

21.03 

29.03  

9

30.03 

29.05  

42 

34/170

 

32

Летние каникулы: 1 классы: 29.05.2020 – 31.08.2020; 2-3 классы: 30.05.2020 – 31.08.2020

 

Условия реализации программы

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

         С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда:

- столы, стулья (по росту и количеству детей)

- технические средства обучения (ТСО) – ноутбуки;

- обучающая среда «Пиктомир»;

- образовательные наборы LEGO:

Набор Lego WeDo 9580;

Набор Lego WeDo 9585;

Набор Lego WeDo 9689;

- Набор Lego WeDo 2.0 45300;

- Набор Lego education 9686;

- Дополнительные ресурсные наборы LEGO;

- Набор Fischertechnik Universal-3;

- Набор Fischertechnic Seilbahnen;

- Набор Fischertechnic Cars/ Drives;

- Набор Fischertechnic XL Bulldozer;

- На компьютерах установлено программное обеспечение  LEGO Education WeDo 1.2.

- На компьютерах установлено программное обеспечение  LEGO Education WeDo 2.0.

- Элементы каждого конструктора LEGO Education WeDo cложены в контейнер.

- Для каждого учащегося или группы организовано рабочее место для сборки моделей.

- Оборудован отдельный шкаф для хранения наборов, собранных моделей.

- Результаты работы фиксируются в виде фотографий, видеоматериалов, презентаций и т.д.

- Наглядные пособия: фотографии, презентации для уроков, видеоматериалы, работы учащихся (образцы технических моделей), раздаточный материал.

Формы аттестации

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

- текущий контроль (в течение всего учебного года);

- промежуточный контроль (середина учебного года);

- итоговый контроль (конец учебного года).    

          Текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений, самостоятельных творческих работ обучающихся, мини-выставок.  Промежуточный контроль – тестирование, защита творческого проекта, выставка работ обучающихся. (Приложение 1, 3). Для оценки планируемых используется диагностическая программа Mytest, с помощью которой можно составлять и проводить тестирование знаний обучающихся.

Итоговый контроль проходит в виде итоговой выставки работ обучающихся.

Оценочные материалы:

1.     Тест по теме: «Основы конструирования. Простые механизмы» в

ПО Mytest  (Приложение 1),

2.     Творческое задание по начальному программированию (см. Презентацию)

3.     Критерии оценивания выставки работ (проектов) обучающихся в объединении (см. Приложение 3)

4.     Диагностика параметров самостоятельной деятельности обучающихся  (см. Приложение 4)

Методические материалы

Реализация программы предполагает использование групповой формы занятий. При этом акцент делается на разнообразные приемы активизации познавательной, исследовательской деятельности, рефлексии собственных процедур, осуществляемых на занятиях. Подача материала строится, прежде всего, на эвристической основе, мобилизующей внимание, поддерживающей высокую степень мотивации в успешном обучении. Большое внимание отводится практическому методу обучения. Кроме традиционных методов на уроках запланировано и активно применяются творческие методы, которые выражаются в конструировании роботов под конкретные условия и задачи, разработке новых алгоритмов, оптимизации готовых конструкций. Совершенствование изученного материала проходит во внеурочной деятельности, используется такая форма работы как демонстрация готовых конструкций другим, участие в конкурсах и выставках. В рамках этих форм работы обучающиеся самостоятельно разрабатывают конструкции технических моделей, составляют простые алгоритмы и программы.

     По результатам работ будут создаваться фото-, видеоматериалы, презентации, которые можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный (наглядный) материал для следующих групп обучающихся.

Используются такие педагогические технологии как обучение в

 сотрудничестве, индивидуализация и дифференциация обучения, проектные методы обучения, технологии использования в обучении игровых методов, информационно – коммуникационные технологии.

Коллективное творческое дело: схематично ход КТД в деятель­ности детских объе­динениях можно представить сле­дующим образом:

планирование → подготовка → проведение → ана­лиз последействие, связанное с изменением внутри и вне дет­ских объедине­ний. Технологичность КТД объясня­ется обеспеченностью цепочки кол­лективного творческого дела мощ­ными социально-педагогическими методами, характер которых пред­полагает взаимодействие: обсуж­дение проблем, импровизация.

ИКТ: особенности методики - компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Технология коллективного взаимообучения (КСО): «работа в парах сменного состава» по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Технология проектного обучения: в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Так же эффективны на занятиях по начальному техническому  конструированию игровые технологии. Например, игра «Крестики-Нолики» (Приложение 2) в совершенно новом ключе, где обучающиеся могут проявить с блеском свои знания и умения.

 

 

Литература для педагога:

1) Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Райко М.В. «Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в образовательных учреждениях с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир». - 2019. - 231 с.

2) Злаказов А.С., Горшков Г.А, Шевалдина С.Г. Уроки легоконструирования в школе: методическое пособие. – Москва, 2011. – 120 с.

3) Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику. – М.: Бином, 2012. – 286 с

4) Развитие технического творчества младших школьников: книга для учителя / П.Н. Андрианов, М.А. Галагузова, Л.А. Каюкова и др.; под ред. П. Н. Андрианова, М. А. Галагузовой. - М.: Просвещение., 1990. – 110 с.

5) Сергеева Н. А. Модель деятельности педагога по обеспечению эмоцио-нального благополучия младших школьников // Воспитание школьников, № 4, 2003. – с. 42-45

6) Трактуева С. Первые конструкции. Книга для учителя. – М.: ИНТ, 2012. – 16 с.

7) Троицкая И. Формирование саморегуляции у младших школьников. // Воспитание школьников. — 2003. №6. - С. 40-42.

8) Халамов В.Н (рук.) и др. Образовательная робототехника в начальной школе:  учеб.-метод. пособие. – Челябинск, 2012. –176 с.

9) Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

10) Яшнова О. Успешность обучения и воспитания младших школьников: новые исследования // Воспитание школьников, № 8, 2002.- С. 35-37.

11) Lego. Секретная инструкция. – пер. с англ. / А. Бедфорд – М.: ЭКОМ, 2011. – 119 с.

12) Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2000.

13) Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

14) Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов: Изд-во «Учитель», 2007.

15) Конова В.В., Маланчик Г.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в образовательном процессе. Методические рекомендации. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2009.

16) Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.

17) Современные педагогические технологии в дополнительном образовании (нормативно-методическая статья) // Внешкольник. – 1999. - № 7-8. – С. 37.

18) Фришман И.И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. – 2007. - № 2.

19) Современные педагогические технологии обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://www.cross-kpk.ru/ims/ims%202014/2/index72.html

20) Космическая техника [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.walkspace.ru/kt/search_f1f2f0eee5ede8e520eaeef1ece8f7e5f1eaeee920f0e0eae5f2fb20e4ebff20e4e5f2e5e9.html

21) Интересные факты о космосе для школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://1000interes.ucoz.ru/publ/interesnye_fakty/astronomija_kosmos/interesnye_fakty_o_kosmose_dlja_shkolnikov/25-1-0-56

22) Устройство автомобиля. Из чего состоит автомобиль [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://unit-car.com/ustroystvo/4-obshee-ustroistvo-avtomobilya.html
23)
ПервоРобот LEGO WeDo. Книга для учителя [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://static2.insales.ru/files/1/6403/858371/original/Книга_учителя_Wedo.pdf

24) Дополнительные материалы по Алгоритмике и ПиктоМиру   на сайте М. Ройтберга http://ege-go.ru/, в блоге А. Левенчука http://ailev.ru/ и блоге И. Рогожкиной «Родители по-умному» www.wiseparents.ru.

 

 

Литература для обучающихся:

1) Детская энциклопедия техники / А.И. Мерников. - Издательство: Харвест, 2011 г. – 207 с.

2) Lego. Секретная инструкция. – пер. с англ. / А. Бедфорд – М.: ЭКОМ, 2011. – 119 с.

3) Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - Санкт-Петербург «НАУКА», 2013. - 200 с.

4) Горькавый Н. Небесные механики. - Издательство: АСТ, 2013. – 120 с.

5) Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002. - с. 30

6) Интересные факты о космосе для школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://1000interes.ucoz.ru/publ/interesnye_fakty/astronomija_kosmos/interesnye_fakty_o_kosmose_dlja_shkolnikov/25-1-0-56

7)  Устройство автомобиля. Из чего состоит автомобиль [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://unit-car.com/ustroystvo/4-obshee-ustroistvo-avtomobilya.html

 

 

 

Приложение №1

 

Тест по теме: «Основы конструирования. Простые механизмы»

 

1) Какое соединение из кубиков, изображенных на рисунке наиболее прочное? Стопка или ступенчатое? Проведите эксперимент.

 

P1040821

 

2)Как называются изображенные на рисунке элементы LEGO

А) конусы

Б) пластины

В) скосы

P1040818

 

3) Как называются изображенные на рисунке элементы LEGO?

А) кубики

Б) пластины

В) цилиндры

P1040817

 

 

4) Как называется изображенный на рисунке способ соединения кубиков?

А) ступенчатое

Б) стопка

 

P1040826

 

5) Как называется тип механической передачи, изображенный на рисунке D.1?

А) Зубчатая передача

Б) Ременная передача

P1040811

 

6) Как называется тип механической передачи, изображенный на рисунке E.1?

А) Червячная передача

Б) Ременная передача

P1040813

 

7) Как будут крутиться шкивы, изображенные на рисунке Е1?

А) в одну сторону

Б) в противоположные стороны

 

8) К какому виду транспорта относится катер? Самолет? Автомобиль?

 

9) Как называется тип механической передачи, изображенный на рисунке?

А) Червячная передача

Б) Зубчатая передача

 

P1040809

 

10) Для каких целей применяют червячную зубчатую передачу?

а) для замедления и плавности движения

б) для ускорения движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

Критерии оценивания работ в выставке работ (проектов) обучающихся в объединении «Легоробот»

 

 

 

- оригинальность идеи (до 5 баллов);

- степень сложности используемых технологических процессов

(до 5 баллов);

- качество технологического исполнения (до 5 баллов).

- дизайн (до 5 баллов).

Общая оценка  работы  – до 20 баллов.

 

 

Критерии оценивания

Оценка

1. Уровень технического исполнения:

 

-  оригинальность идеи                                                          до 5 баллов

 

- степень сложности используемых технологических процессов

                                                                                                до 5 баллов

 

2. Эстетика внешнего вида:

 

- качество технологического исполнения                                      

                                                                                                до 5 баллов

 

- дизайн                                                                                             

                                                                                                до 5 баллов

 

Общая сумма баллов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Диагностика параметров самостоятельной деятельности обучающихся

 

Каждому уровню соответствует числовое значение: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – приближающийся к высокому; 1 балл – средний уровень;
0 – низкий уровень.

Лист оценки  самостоятельной деятельности обучающихся

Параметры                                             Показатели в баллах

Успеваемость (1)

Отличная                                                                                                  3

Хорошая                                                                                                  2

Средняя                                                                                                    1

Низкая                                                                                                      0

 Мотивация (2)

Устойчивый комплекс мотивов                                                               3

Один устойчивый мотив                                                                          2

Ситуативные мотивы                                                                               1

Положительная мотивация не проявляется                                             0

Активность (3)

Творческая активность                                                                            3

Интерпретирующая активность                                                              2

Воспроизводящая активность                                                                 1

Пассивность                                                                                             0

Организованность (4)

Планирование этапов и способов деятельности.

Организация рабочего места и средств.

Планирование времени                                                                           3

Организация рабочего времени и средств.

Планирование времени                                                                            2

Организация рабочего времени и средств                                               1

Свойство не проявляется                                                                         0

Ответственность (5)

Работа всегда выполняется без внешнего контроля                                3

Работа чаще всего выполняется без внешнего контроля                        2

Работа выполняется только в условиях внешнего контроля                   1

Работа не выполняется успешно и в условиях внешнего контроля        0

Самостоятельность (6)

Используется комплекс умений. Перенос умений                                  3

Умения используются в стандартных ситуациях

без внешней помощи                                                                               2

Умения используются при частичной помощи                                       1

Свойство не проявляется                                                                         0

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"

Дополнительная общеобразовательная программа "Легоробот"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2019