Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи
Оценка 4.8
Карточки-задания +1
doc
чтение +1
1 кл
10.03.2018
Предложенный материал по обучению чтению младших школьников, рассчитанный на детей с речевыми нарушениями, но его можно использовать и на занятиях с детьми с нормальными речевым развитием. Самый эффективный метод – использование дидактической игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка.Цели:
- формировать навык звукового анализа и синтеза слов различного уровня сложности;
- формировать умение характеризовать звук по всем параметрам: гласный-согласный, твердый - мягкий согласный, звонкий – глухой согласный звук;
- развивать навыки слогоделения;
- усваивать графические изображения букв.
подборка дидактических игр по обучению чтения у детей с ОНР.doc
игры для обучения
«Дидактические
чтению детей с
недоразвитием
общим
речи.
1 класс.»
Колодий Лилия Николаевна
МБОУ «СШ №38»
1 Предложенный материал по обучению чтению младших
школьников, рассчитанный на детей с речевыми нарушениями, но
его можно использовать и на занятиях с детьми с нормальными
речевым развитием. Самый эффективный метод – использование
дидактической игры как одной из форм обучающего воздействия
взрослого на ребенка.
Цели:
формировать навык звукового анализа и синтеза слов различного
уровня сложности;
формировать умение характеризовать звук по всем параметрам:
гласныйсогласный, твердый мягкий согласный, звонкий – глухой
согласный звук;
развивать навыки слогоделения;
усваивать графические изображения букв.
2 Дидактические игры для
обучения чтению
в группах детей
с общим
недоразвитием речи.
1 класс.
1.
«ЗВУКОВЫЕ КРУЖОЧКИ». Игра используется при подготовке детей к процессу
усвоения навыков звукового анализа и синтеза и позволяет им понять то, что от
них требует логопед.
Сначала перед зеркалом четко отрабатывается и обсуждается совместно с детьми артикуляция
гласных звуков. По форме губ подбирается геометрическая фигура определенного размера: самый
большой красный кружочек — звук [А]; самый маленький красный кружочек — звук [У];
средний красный кружочек (или овал) — звук [О]; тонкий длинный красный прямоугольник —
полоска — звук [И]; широкий красный прямоугольник — звук [Ы]. После этого детям
предлагается:
а)поднять ту фигурку, которая обозначает произносимый логопедом гласный звук;
б)поднять ту фигурку, которая обозначает беззвучно артикулируемый логопедом гласный звук;
в)произнести звук, соответствующий определенной фигуре, которую поднимает логопед;
г)составить схему звукокомплекса типа:
* как дети кричат в лесу: АУ;
* как кричит ослик: ИА;
* как плачет ребенок: УА;
* как мы удивляемся: 00;
д) «прочитать» составленные ими самими, а также и логопедом, схемы данных звукокомплексов.
2. «ЦВЕТОЧКИ». Определение позиции звука в слове (начало, конец, середина), по схеме, где
3 ЦВЕТОЧЕК — необходимый звук.
У каждого ребенка на столе по 3 карточки. Детям предлагаются:
*на начальном этапе слова на слух с изучаемым звуком;
*на последующих этапах картинки, в названиях которых есть данный звук.
Дети должны определить позицию звука и поднять соответствующую карточку.
НАПРИМЕР:
определяем позицию звука [А] в слове МАК. Дети поднимают карточку и дают устный ответ: звука [А]
в середине слова.
3. «БРЕЙНРиНГ». Дети делятся на 2 подгруппы, и им предлагается посоревноваться в подборе слов,
начинающихся на данный звук. Дети поочередно (по подгруппам) называют слова на заданный звук. В
конце игры определяется победитель.
4. «ЗВУКОВАЯ ЛИНЕЙКА». Усложненный вариант первой игры «Звуковые кружочки». Здесь дети
должны определить порядковый номер звука или звук по порядковому номеру. У каждого ребенка на
столе лежит «звуковая линейка», где каждая клеточка — домик для звука, а вся линейка — слово.
Перед детьми лежат также фигурки из киндерсюрпризов, которые «ходят в гости» либо к
какомуто конкретному звуку, либо в какойто конкретный домик.
НАПРИМЕР: слово КОРОВА:
* в каком домике живет звук [Р]? (дети определяют «номер домика» и отправляют свои игрушки
в гости в этот домик + устный ответ: «Звук [Р] живет в 3м домике»);
* какой звук живет в домике номер 5? (дети идут в этот домик, определяя по клеточкам звук,
«живущий в этом домике» + устный ответ: «В этом домике живет звук [В]»).
5. «ПЕСЕНКИ ЗВУКОВ». Детям предлагается послушать сказку о том, как звуки ходили друг к
другу в гости и пели песенки, здороваясь друг с другом. Первым здоровался звукгость, а затем
звукхозяин.
НАПРИМЕР: звук [А] пришел в гости к звуку [И] песенка АИ;
звук [К] пришел к звуку [О] песенка КО и т.д.
6. «ИЗМЕНИ СЛОВО». Детям предлагается изменить предложенное слово путем замены,
прибавления и т.д. какоголибо звука.
4 НАПРИМЕР: в слове БЫК замените звук [Ы] на звук [А] БАК;
в слове КОТ замените второй звук звуком [И] — КИТ;
добавьте к слову РАК звук [И] РАКИ и т.д.
7. «ЦЕПОЧКА ИЗМЕНЕНИЙ». Как вариант игры «ИЗМЕНИ СЛОВО», но усложненный: берем
за основу какоелибо слово и, изменяя по одному звуку, зарисовываем получающиеся слова.
Далее детям предлагается ответить на вопрос, какие звуки и на какие мы заменяли в каждом
конкретном случае. Затем детям дается установка на запоминание рисунковслов в течение 10
секунд, после чего рисунки стираются, а дети вспоминают последовательность слов.
НАПРИМЕР: ДАЧКА => ПАЧКА => ПОЧКА => ТОЧКА => ТУЧКА => РУЧКА => РЕЧКА => ПЕЧКА
=> ПАЧКА => ДАЧКА
8. «КТО ПЕРВЫЙ». Детям предлагается собрать схему слова, используя индивидуальные
наборы, в которые входят: линейкадержатель, квадратики (кружочки) 3х цветов, палочки
ударения. У фланелеграфа индивидуально работает 1 ребенок с набором разноцветных кружков.
Дети должны постараться опередить его в составлении схемы слова.
Задания подобного рода приучают детей к самостоятельной работе, к самостоятельному
мышлению; они также помогают проверить уровень усвоения материала в группе в целом.
9. «ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО». Детям предлагается: а) определить по схеме, какое слово
предложено логопедом к схеме или б) для данного слова выбрать одну из предложенных схем. На
более позднем этапе слова вслух не произносятся, а детям предлагается ряд картинок, из которых
необходимо выбрать нужную и объяснить свой выбор.
10. «СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕВИЗОР». Детям предлагается ряд предметных картинок и после
звукового анализа слова (на первых этапах выделяются только гласные звуки, далее производится
полный звуковой анализ слова). Детям говорится о том, что у нашего телевизора пропал звук, а
осталось только изображение. Дети должны по губам «прочитать» и догадаться, о каком слове
говорит диктор (опора на четкую артикуляцию гласных звуков). Затем дети могут сами
«поработать в качестве диктора» в сломанном телевизоре.
11. «ХЛОПОЧКИ». Детям предлагается отхлопывать слоги в слове, «укладывая» слоги на
5 ладошки.
12. «Посели Слово». У детей на столах разложены картинки: три здания.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ: дети определяют количество слогов в словах, изображенных на
картинках, и «селят» эти слова в соответствующие домики.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ: ИЗ предложенных картинок детям предлагается выбрать ту, название
которой состоит из трех слогов, или определить слова, которые «поселились» в замке, избушке,
доме.
13. «ЛАСТИК». Нарисуй карандашом эту фигуру несколько раз, а потом сотри все, что не
нужно букве...
НАПРИМЕР: «Г», «У», «П», «И».
14. «ОТЫЩИ КАРТИНКУ». Детям предлагается выбрать из ряда картинок одну или
несколько, содержащих определенный слог, определить позицию этого слога в слове, дать
характеристику его составляющим звукам.
15. «ОДИНАКОВОЕ — РАЗНОЕ». Детям необходимо найти как можно больше одинаковых
и различных элементов у двухтрех букв.
НАПРИМЕР: буквы «И» + «А».
Общее:
— по З прямые палочки;
— есть прямые и наклонные палочки и т.д.;
р а з л и ч и я : — наклон палочек и т.д.
6 7 8 9
Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи
Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи
Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи
Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи
Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи
Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи
Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи
Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи
Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.