Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи
Оценка 4.8

Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Оценка 4.8
Карточки-задания +1
doc
чтение +1
1 кл
10.03.2018
Дидактические  игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи
Предложенный материал по обучению чтению младших школьников, рассчитанный на детей с речевыми нарушениями, но его можно использовать и на занятиях с детьми с нормальными речевым развитием. Самый эффективный метод – использование дидактической игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка.Цели: - формировать навык звукового анализа и синтеза слов различного уровня сложности; - формировать умение характеризовать звук по всем параметрам: гласный-согласный, твердый - мягкий согласный, звонкий – глухой согласный звук; - развивать навыки слогоделения; - усваивать графические изображения букв.
подборка дидактических игр по обучению чтения у детей с ОНР.doc
игры для обучения «Дидактические чтению детей с недоразвитием общим речи. 1 класс.» Колодий Лилия Николаевна МБОУ «СШ №38» 1 Предложенный   материал   по   обучению   чтению   младших школьников,   рассчитанный   на  детей   с   речевыми   нарушениями,  но его   можно   использовать   и   на   занятиях   с   детьми   с   нормальными речевым   развитием.   Самый   эффективный   метод   –   использование дидактической   игры   как   одной   из   форм   обучающего   воздействия взрослого на ребенка. Цели: ­ формировать навык звукового анализа и синтеза слов различного уровня сложности; ­  формировать   умение  характеризовать  звук   по  всем   параметрам: гласный­согласный, твердый ­ мягкий согласный, звонкий – глухой согласный звук; ­ развивать навыки слогоделения; ­ усваивать графические изображения букв. 2 Дидактические   игры для          обучения чтению       в группах детей     с общим   недоразвитием речи.    1 класс.   1. «ЗВУКОВЫЕ  КРУЖОЧКИ».  Игра   используется   при   подготовке   детей   к   процессу усвоения навыков звукового анализа и синтеза и позволяет им понять то, что от них требует логопед. Сначала перед зеркалом четко отрабатывается и обсуждается совместно с детьми  артикуляция гласных звуков. По форме губ подбирается геометрическая фигура определенного размера: самый большой   красный   кружочек   —   звук  [А];      самый   маленький  красный   кружочек  —  звук  [У]; средний красный кружочек (или овал) — звук  [О];  тонкий длинный красный прямоугольник — полоска   —   звук  [И];  широкий   красный   прямоугольник   —   звук  [Ы].   После   этого   детям предлагается: а)поднять ту фигурку, которая обозначает произносимый логопедом гласный звук; б)поднять ту фигурку, которая обозначает беззвучно артикулируемый логопедом гласный звук; в)произнести звук, соответствующий определенной фигуре, которую поднимает логопед; г)составить схему звукокомплекса типа: * как дети кричат в лесу: АУ; * как кричит ослик: ИА; * как плачет ребенок: УА; * как мы удивляемся: 00; д) «прочитать» составленные ими самими, а также и логопедом, схемы данных звукокомплексов. 2.  «ЦВЕТОЧКИ».  Определение   позиции   звука   в   слове   (начало,   конец,   середина),  по   схеме,   где 3 ЦВЕТОЧЕК — необходимый звук. У каждого ребенка на столе по 3 карточки. Детям предлагаются: *на начальном этапе слова на слух с изучаемым звуком; *на последующих этапах картинки, в названиях которых есть данный звук. Дети   должны   определить   позицию   звука   и   поднять   соответствующую   карточку.  НАПРИМЕР: определяем позицию звука [А] в слове МАК. Дети поднимают карточку и дают устный ответ: звука [А] в середине слова. 3. «БРЕЙН­РиНГ». Дети делятся на 2 подгруппы, и им предлагается посоревноваться в подборе слов, начинающихся на данный звук. Дети поочередно (по подгруппам)  называют слова на заданный звук. В конце игры определяется победитель. 4. «ЗВУКОВАЯ ЛИНЕЙКА». Усложненный вариант первой игры «Звуковые кружочки». Здесь дети должны определить порядковый номер звука или звук по порядковому номеру. У каждого ребенка на столе лежит «звуковая линейка», где каждая клеточка — домик для звука, а вся линейка — слово. Перед   детьми   лежат   также   фигурки  из   киндер­сюрпризов,   которые   «ходят   в   гости»   либо   к какому­то конкретному звуку, либо в какой­то конкретный домик. НАПРИМЕР: слово КОРОВА: * в каком домике живет звук [Р]? (дети определяют «номер домика» и отправляют свои игрушки в гости в этот домик + устный ответ: «Звук [Р] живет в 3­м домике»); * какой звук живет в домике номер 5? (дети идут в этот домик, определяя  по клеточкам звук, «живущий в этом домике» + устный ответ: «В этом домике живет звук [В]»). 5. «ПЕСЕНКИ ЗВУКОВ». Детям предлагается послушать сказку о том, как звуки ходили друг к другу в гости и пели песенки, здороваясь друг с другом. Первым здоровался звук­гость, а затем звук­хозяин. НАПРИМЕР: звук [А] пришел в гости к звуку [И] ­ песенка АИ;                          звук [К] пришел к звуку [О] ­ песенка КО и т.д. 6.  «ИЗМЕНИ   СЛОВО».  Детям   предлагается   изменить   предложенное   слово   путем   замены, прибавления и т.д. какого­либо звука. 4 НАПРИМЕР: в слове БЫК замените звук [Ы] на звук [А] ­ БАК;   в слове КОТ замените второй звук звуком [И] — КИТ;    добавьте к слову РАК звук [И] ­ РАКИ и т.д. 7.  «ЦЕПОЧКА ИЗМЕНЕНИЙ». Как вариант игры «ИЗМЕНИ СЛОВО», но усложненный: берем за   основу   какое­либо   слово   и,   изменяя   по   одному   звуку,   зарисовываем   получающиеся   слова. Далее детям предлагается ответить на вопрос, какие звуки и на  какие мы заменяли в каждом конкретном случае. Затем детям дается установка на запоминание рисунков­слов в течение 10 секунд, после чего рисунки стираются, а дети вспоминают последовательность слов. НАПРИМЕР: ДАЧКА => ПАЧКА => ПОЧКА => ТОЧКА => ТУЧКА => РУЧКА => РЕЧКА => ПЕЧКА => ПАЧКА => ДАЧКА 8.     «КТО   ПЕРВЫЙ».  Детям   предлагается   собрать   схему   слова,   используя   индивидуальные наборы,   в   которые   входят:   линейка­держатель,   квадратики   (кружочки)   3­х   цветов,   палочки­ ударения. У фланелеграфа индивидуально работает 1 ребенок с набором разноцветных кружков. Дети должны постараться опередить его в составлении схемы слова. Задания   подобного   рода   приучают   детей   к   самостоятельной   работе,   к   самостоятельному мышлению; они также помогают проверить уровень усвоения материала в группе в целом. 9.   «ПОДБЕРИ   СЛОВЕЧКО».  Детям   предлагается:   а)   определить   по   схеме,   какое   слово предложено логопедом к схеме или б) для данного слова выбрать одну из предложенных схем. На более позднем этапе слова вслух не произносятся, а детям предлагается ряд картинок, из которых необходимо выбрать нужную и объяснить свой выбор. 10.  «СЛОМАННЫЙ  ТЕЛЕВИЗОР».  Детям   предлагается   ряд   предметных   картинок  и после звукового анализа слова (на первых этапах выделяются только гласные звуки, далее производится полный звуковой анализ слова). Детям говорится о том, что у нашего телевизора пропал звук, а осталось только изображение. Дети должны по губам  «прочитать» и догадаться, о каком слове говорит   диктор   (опора   на   четкую   артикуляцию  гласных   звуков).   Затем   дети   могут   сами «поработать в качестве диктора» в сломанном телевизоре. 11.   «ХЛОПОЧКИ».  Детям   предлагается   отхлопывать   слоги   в   слове,   «укладывая»  слоги   на 5 ладошки. 12. «Посели Слово». У детей на столах разложены картинки: три здания. ПЕРВЫЙ   ВАРИАНТ:   дети   определяют   количество   слогов   в   словах,   изображенных  на картинках, и «селят» эти слова в соответствующие домики. ВТОРОЙ  ВАРИАНТ:  ИЗ  предложенных   картинок   детям   предлагается   выбрать   ту,   название которой состоит из трех слогов, или определить слова, которые «поселились» в замке, избушке, доме. 13. «ЛАСТИК».  Нарисуй карандашом эту фигуру несколько раз, а потом сотри  все, что не нужно букве... НАПРИМЕР: «Г», «У», «П», «И». 14.   «ОТЫЩИ   КАРТИНКУ».  Детям   предлагается   выбрать   из   ряда   картинок   одну  или несколько,   содержащих   определенный   слог,   определить   позицию   этого   слога   в   слове,   дать характеристику его составляющим звукам. 15.  «ОДИНАКОВОЕ — РАЗНОЕ». Детям необходимо найти как можно больше одинаковых и различных элементов у двух­трех букв. НАПРИМЕР: буквы «И» + «А». Общее: — по З прямые палочки; —   есть   прямые   и   наклонные   палочки   и   т.д.; р а з л и ч и я :    — наклон палочек и т.д. 6 7 8 9

Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические  игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические  игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические  игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические  игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические  игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические  игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические  игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические  игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи

Дидактические  игры для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018