Дидактические игры на уроках русского языка.
Оценка 4.6

Дидактические игры на уроках русского языка.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русский язык
2 кл
13.12.2018
Дидактические   игры  на  уроках  русского  языка.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.
авторская работа Лаптева.docx
Авторская работа учителя нач классов: Лаптевой Натальи Борисовны           Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Одним   из   наиболее   действенных   средств,   способных   вызвать   интерес   к   занятиям   по   русскому   языку,   является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес   к   учебной   деятельности   резко   возрастает,   изучаемый   материал   становится   для   них   более   доступным, работоспособность значительно повышается. Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное­ стимулирует   речь.   В   результате   чего   у   детей   появляется   интерес   к   русскому   языку.   Не   говоря   уже   о   том,   что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.  Одной   из   таких   технологий   является  проблемно­диалогическое   обучение.   И   дидактическая   игра­  как   форма диалоговой технологии.  Игра имеет особое важное значение в жизни детей  младшего школьного возраста. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках. В результате   предложенных упражнений УЧЕНИК начальной школы будет:  ­ уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; ­ критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей; ­ уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения; ­ быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; ­ самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры. Игра «Составь слово» (серия заданий) 1.Составь слова из следующих букв: а) к, о, с                а) е, р, о, м           а) л, а, н, е, п, т, а б) у, д, б               б) ш, а, к, а           б) к, ч, а, р, у в) м, р, и               в) а, к, у, р            в) ч, а, к, о, с г) т, о, р               г) б, о, н, е           г) п, о, г, и, р д) ы, с, р               д) а, с, о, к            д) р, о, д, о, г е) д, м, ы              е) д, а, в, о            е)  к, о, н, о 2.Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее. 1) с, л, у, т                2) ш, у, г, а, р           3) с, б, а, а, к, о ш, а, ф, к                      е, р, а, з, б, е            о, о, р, к, а, в ж, о, а, к, л                   б, я, я, о, л, н            ш, к, к, о, а к, ь, в, а, р, т, о            н, о, и, л, м               в, ь, я, и, с, н с, л, т, о                        а, с, в, и, л                 я, а, ц, з 3.Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить. 1) п, и, к, а, т               2) ь, о, ч, н             3) й, е, н, и т, ф, и, у, л                      ч, е, е, р, в             д, а, р, г б, и, и, т, н, о, к                у, о, р, т                 с, г, е, н г, а, о, п, и, с                    н, е, д, ь                ь, д, д, о, ж 4.Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить. 1) е, м, р, о                  2) к, у, а, п              3)  а, к, о, р, о, с р, а, е, к                          з, я, а, ц                     в, л, е ш, а, а, м, р, о, к             а, и, с, л                    щ, а, у, к о, о, е, з, р                       х, м, а, у                    а, а, ь, с, р, к ь, ю, т, л, н, а, п              м, й, е, в, а, у, р        т, р, г, и ф, к, а, а, л, и                  к, в, о, л                     а, н, о, о, р, в                                          к, ж, у                       ь, о, н, к, у   5 Игра «Не подведи свой ряд».  1­й ряд записывает глаголы женского рода, 2­й  ­мужского. 3­й  ­среднего.  Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла. 6Игра «Путаница» Расшифруйте слова ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА  (вагон, везде, вокзал, воскресенье,  восток, впереди, вчера) ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ, ДРУГВ  (вазелин, василек, вблизи, вглубь, вдруг) Г…Р…Й                            Д…Р…Г… Д…К…Б…Ь                      Г…Т…В Г…РЯ…И…                      ДО  С…И…А…ИЯ (герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания.) АБ…ИКО…, АВ…ОГРА…, АК…АРЕЛ…, АК…АРИУ… . (Абрикос, автограф, акварель, аквариум.) КОНБАЛ, НАБАН, РЕЬРАБ, АТОБН ( балкон, банан, барьер, батон) КАРКАМОР, ЛЕЯКО, ЗЫРЕККО, МЫШКА (каморка, колея, козырек, камыш) ОКГЕЛ                             ОННЕЛДЕМ                  НИКАЗЕМЛЯ АНЦИЛЕСТ                       СЯМЕЦ                           АНИТРАК ГАЗМАИН                       РАВЗДСТВУЙТЕ          ИНЕРЖЕН КАРФЕЛЬТО                   ЯЛЮРТСАК                     РАКВАРТИ (легко,  лестница, магазин, картофель, медленно, месяц, здравствуйте, кастрюля, земляника, картина, инженер,  квартира) ДБОЕ, ГУРОЕЦ, АОСИН, ЦЕТО  (обед, огурец, осина, отец) ТАМЕЛЛ, ОРТЕМ, КОМОВЬР, АЗАНД, ЛЕНАВО, ОВАРПАН (металл, метро, морковь, назад, налево, направо) ТОИГ, РИЗКАП, ЗЕНОЙАМ, ВМОТИ, БОЗНО  (итог, каприз, майонез, мотив, озноб.) Р…К…Т…                      Р…С…Е…И… Р…С…К…З                    Р…Ш…Т… Р…С…Т…Я…И…         Р…С….Н…К. (Ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок) (Какое слово здесь лишнее? (Решать» ­ это глагол, остальное –сущ.) 7Игра «Буквы потерялись» ­ Какие буквы пропущены?  …ЕЛО  …ННА  …ОРЬ  …ИСТ   …ИГА  (Сахар) Работа по группам. «Найдите пару». Лед                   вод Мясо                 провод Поле                 ферма Птица               ход Гром                 рубка Дом                   комбинат Везде                провод Сено                 хозяйка Мясо                 ход Тепло                косилка. 8 Игра «Отвечай и проверяй». ­ Свекла где растет? (на грядке) ­ Буквы пишут где? (В тетрадке) ­ Что мы утром чистим? (Зубки) ­ Одеваем в холод?(шубки) ­Любим  мы играть …(в снежки) ­ Есть на праздник …(пирожки) (Что общего в словах? Есть суффикс –к­) 9 Расшифруйте слова СОКПЕ           ПОДОРМИ         АЦИНЕШП       ОБЕДПА    ПРЕСНЫЙКРА       (песок,помидор, пшеница, победа, прекрасный) ­ Какое слово здесь лишнее? (Прекрасный. Это прилагательное.) 10 Восстановите слова (театр, север, теперь, тарелка, тепловоз) Т…АТР,               …АР…ЛКА, …ЕВЕР,                Т…ПЛ…В…З Т…П…РЬ,        (Какое слово лишнее? Теперь. Остальные – существительные) ПМЩЬ, ПЧТЛЬН, ПРЗДНК (помощь, почтальон, праздник.) КВШ, КЛДЦ, КТЛТ, КПТН, ПДЖ ( ковш,колодец,котлета, капитан,падеж) ЖВТН, ЖНГР ЗБТ (животное, жонглер, забота) 11 Составить слова И, НИК, ПОД, СНЕЖ – (подснежник) А, К, ПО, САД – (посадка) А, УШК, КОРМ – (кормушка) 12 Игра «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закреплении любых тем по русскому языку) Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1­й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2­й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющие одинаковую орфограмму. рыбка вьюга дубки гриб чулок варенье ручьи подъезд чучело чум склад съемка подъем ворона клад град воробей ворота 13 Игра «Почтальон» Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать  фонематический слух, профилактика дисграфии. Ход игры: Почтальон раздает группе детей (по4­5 человек) приглашения. Дети определяются, куда их пригласили. огород парк море школа столовая зоопарк гря.ки доро.ки фла.ки кни.ки пиро.ки марты.ка кали.ка бере.ки пло.цы обло.ки хле.цы кле.ка реди.ка ду.ки ло.ки тетра.ка сли.ки тра.ка морко.ка ли.ки остро.ки промока.ка голу.цы реше.ка Задания: 1. 2. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. Составить предложения, используя данные слова. 14 Игра «Шифровальщики» Цель: Автоматизация звуков, развитие фонетико­фонематического восприятия, процесс анализа и синтеза, понимание  смысло­различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического  мышления. Ход игры: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке  словосочетаний и предложений. Например, жыил (лыжи). Отгадчику предстоит не только отгадать слово, но и выбрать из  каждой группы лишнее слово. Например: 1. 2. 3. Ааллтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок). Оарз, страа, енкл, роамкш (роза, астра, клен, ромашка) Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)                                                       Литература:  Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А., Тренинговый подход к изучению дидактики начальной школы, М: Перспектива,2010  Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая, Самара: Учебная литература, 2005  Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова, Самара:  Учебная литература, 2010  Жиренко О.Е, Гайдина Л.И, Кочергина А.В, Учим русский язык с увлечением – 2, ­ М: 5 за знания 200

Дидактические игры на уроках русского языка.

Дидактические   игры  на  уроках  русского  языка.

Дидактические игры на уроках русского языка.

Дидактические   игры  на  уроках  русского  языка.

Дидактические игры на уроках русского языка.

Дидактические   игры  на  уроках  русского  языка.

Дидактические игры на уроках русского языка.

Дидактические   игры  на  уроках  русского  языка.

Дидактические игры на уроках русского языка.

Дидактические   игры  на  уроках  русского  языка.

Дидактические игры на уроках русского языка.

Дидактические   игры  на  уроках  русского  языка.

Дидактические игры на уроках русского языка.

Дидактические   игры  на  уроках  русского  языка.

Дидактические игры на уроках русского языка.

Дидактические   игры  на  уроках  русского  языка.

Дидактические игры на уроках русского языка.

Дидактические   игры  на  уроках  русского  языка.

Дидактические игры на уроках русского языка.

Дидактические   игры  на  уроках  русского  языка.

Дидактические игры на уроках русского языка.

Дидактические   игры  на  уроках  русского  языка.

Дидактические игры на уроках русского языка.

Дидактические   игры  на  уроках  русского  языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2018