Разновидностью удовлетворения потребности в вооруженности знаниями, умениями и навыками, которые понадобятся в дальнейшем, является игра. Она способствует развитию личной инициативы человека. Поэтому у ребенка существует собственно игровая мотивация как мотивация умения.
Игра способствует развитию познавательных процессов умственно отсталых школьников, т.к в ней рационально сочетаются две задачи дидактическая и игровая. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.
Дидактические игры во вспомогательной школе чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала.
МКОУ "Балезинская школаинтернат"
Дидактические игры на уроках в коррекционной
школе.
Разновидностью удовлетворения потребности в вооруженности
знаниями, умениями и навыками, которые понадобятся в
дальнейшем, является игра. Она способствует развитию личной
инициативы человека. Поэтому у ребенка существует собственно
игровая мотивация как мотивация умения.
Игра способствует развитию познавательных процессов
умственно отсталых школьников, т.к в ней рационально
сочетаются две задачи дидактическая и игровая. Если
преобладает обучающая задача, то игра превращается в
упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое
обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры
основано на стремлении ребенка входить в воображаемую
ситуацию и действовать по ее законам.
Дидактические игры во вспомогательной школе чаще всего
применяются для закрепления и повторения пройденного, но
иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению
нового материала.
Игры, предназначенные для повышения эффективности
смысловом и
запоминания базируются на повторении,
ассоциативном связывании материала.
Таким образом, можно сделать вывод, что важно осуществить
подбор игр для развития познавательных процессов у детей с
нарушением интеллекта, которые учитывают следующие условия.
1.Учет индивидуальных возможностей детей.
2.Стимулирование интеллектуальной активности во всех видах
деятельности и во всех формах.
3.Поощрение стремления к принятию любых видов
самостоятельных решений, побуждение к таковым через создание
игровых ситуаций и т.п.
Атмосфера в классе должна быть психологически
комфортной для каждого ребенка, взаимоотношения с учителем –
партнерские.
4.5. Игры должны быть разнообразными и решать комплексные
задачи
6.
Развитие познавательных процессов не может
восприниматься как разовое мероприятие в рамках опытной
работы – это должно стать нормой жизнедеятельности
специального учреждения.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается
привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание,
стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают,
запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас
представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей
включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести
товарищей по игре. Для активизации познавательной деятельности младших
школьников на уроках применяются различные игровые моменты в начале, в
середине, в конце урока. Для проверки домашнего задания необязательно
опрашивать устно детей каждый урок, это можно сделать различными способами с
помощью загадок, ребусов, кроссвордов.
Дидактическая игра — средство активизации познавательной деятельности.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках — одно из
наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения.
Формирование интереса к учению — важное средство повышения качества обучения.
Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и
определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы
формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания необходимо
воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одним из важнейших факторов развития их интереса к учению является
понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для
развития познавательного интереса к изучаемому материалу, большое значение имеет
методика преподавания данного материала.
Дидактическая игра — одно из эффективных средств развития интереса к
учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания,
активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный
материал.
Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует
серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе
игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление
самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно
бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным,
игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний,
понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует
сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и
понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более
2доброжелательными. Но злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на
активность детей, может привести к пробелам в их знаниях.
Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры
используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра — это
вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок
действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке
рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с
учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются
условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной
активности, для возможности появления у каждого ученика чувства
удовлетворённости, успеха.
Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением,
подчиняться требованиям коллектива.
Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло,
при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает
интерес к игре, подбадривает отстающих.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя
оборудование урока. Сюда также относятся различные средства наглядности:
таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми
награждаются командыпобедители.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности
учащихся, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и
представлениями.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в
значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают
друг другу в этом.
В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у
доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли
контролеров, судей, учителя и т.д.
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее
места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке
каждого типа.
При использовании дидактических очень важно следить за сохранением интереса
школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не
следует принудительно навязывать игру детям, т.к игра по обязанности теряет своё
дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности
выпадает самое ценное — эмоциональное начало. При потере интереса к игре
учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки,
этому служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих.
При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно
влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми
сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают
3отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать интерес, сохранять
желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и
тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только
утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям. Учитель сам должен в
определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут
недостаточно естественными. Умение включаться в игру — тоже один из показателей
педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение,
оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При
проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они
не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Математика — трудный предмет. Надо
уметь трудится, быть усидчивым, настойчивым, чтобы знать эту науку. Но в то же
время, учеба должна быть детям радость. Занятия математикой, особенно с
младшими школьниками не должны быть строгими, сухими, скучными,
однообразными и сводится лишь к овладению вычислительными навыками. Уроки
математики могут стать царством смекалки, фантазии, игр, творчества. Изменение
стиля общения — не бояться быть добрым, ласковым с детьми, ориентация на игру
как средство, форму организации учебновоспитательной деятельности маленьких
школьников — все это поможет сделать труд учащихся радостным, поможет
развивать познавательный интерес к математике, а в последствии и познавательную
деятельность…
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться
на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом
развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не
нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и
воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными
занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную
деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивацию к
учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма
занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые
моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и
групповой работы учащихся.
Разумеется, нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы
обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные
приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не
замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления,
разнообразия, которые повышают интерес, речевую культуру, обогащают активный и
пассивный словарь, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких
уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность
урока возрастает.
Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и
социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира,
сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми
людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу
обществу.
4Список использованной литературы
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения. / В.Н. Аванесова. –
М.: Просвещение, 1992. –215 с.
2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. / З.М.
Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
3. Вайнер, М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры // Начальная школа. 2004.
№ 1. С. 914.
4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.
1966. № 6.
5. Запорожец, А.В. Проблемы психологии детской игры. / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение,
1996. – 190 с.
6. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие. / В.М. Кроль. М.: Высшая школа,
2011. – 438 с.
7. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. – 286 с.
8. Смоленцева, А.А. Сюжетнодидактические игры с математическим содержанием. / А.А.
Смоленцева. – М.: Просвещение, 1987. – 97 с.
9. Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1988. – 184 с.
10. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. М.:
Гардарики, 2013. – 416 с.
5