Дидактические игры на уроках в коррекционной школе

  • Документация
  • Домашнее обучение
  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разновидностью удовлетворения потребности в вооруженности знаниями, умениями и навыками, которые понадобятся в дальнейшем, является игра. Она способствует развитию личной инициативы человека. Поэтому у ребенка существует собственно игровая мотивация как мотивация умения. Игра способствует развитию познавательных процессов умственно отсталых школьников, т.к в ней рационально сочетаются две задачи дидактическая и игровая. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. Дидактические игры во вспомогательной школе чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала.
Иконка файла материала конспект.docx
МКОУ "Балезинская школа­интернат"    Дидактические игры на уроках  в коррекционной  школе. Разновидностью удовлетворения потребности в вооруженности знаниями, умениями и навыками, которые понадобятся в дальнейшем, является игра. Она способствует развитию личной инициативы человека. Поэтому у ребенка существует собственно игровая мотивация как мотивация умения. Игра способствует развитию познавательных процессов умственно отсталых школьников, т.к в ней рационально сочетаются две задачи дидактическая и игровая. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. Дидактические игры во вспомогательной школе чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Игры, предназначенные для повышения эффективности смысловом и запоминания базируются на повторении, ассоциативном связывании материала. Таким образом, можно сделать вывод, что важно осуществить подбор игр для развития познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта, которые учитывают следующие условия. 1.Учет индивидуальных возможностей детей. 2.Стимулирование интеллектуальной активности во всех видах деятельности и во всех формах. 3.Поощрение стремления к принятию любых видов самостоятельных решений, побуждение к таковым через создание игровых ситуаций и т.п. Атмосфера в классе должна быть психологически комфортной для каждого ребенка, взаимоотношения с учителем – партнерские. 4.5. Игры должны быть разнообразными и решать комплексные задачи 6. Развитие познавательных процессов не может восприниматься как разовое мероприятие в рамках опытной работы – это должно стать нормой жизнедеятельности специального учреждения. Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается  привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание,  стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают,  запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас  представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей  включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести  товарищей по игре. Для активизации познавательной деятельности младших  школьников на уроках применяются различные игровые моменты в начале, в  середине, в конце урока. Для проверки домашнего задания необязательно  опрашивать устно детей каждый урок, это можно сделать различными способами с  помощью загадок, ребусов, кроссвордов. Дидактическая игра — средство активизации познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках — одно из  наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения.  Формирование интереса к учению — важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и  определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы  формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одним из важнейших факторов развития их интереса к учению является  понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для  развития познавательного интереса к изучаемому материалу, большое значение имеет методика преподавания данного материала. Дидактическая игра — одно из эффективных средств развития интереса к  учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания,  активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный  материал. Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует  серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе  игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление  самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно  бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний,  понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует  сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и  понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более  2доброжелательными. Но злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на  активность детей, может привести к пробелам в их знаниях. Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры  используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра — это  вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.  Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок  действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке  рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с  учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются  условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной  активности, для возможности появления у каждого ученика чувства  удовлетворённости, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением,  подчиняться требованиям коллектива. Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло,  при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает  интерес к игре, подбадривает отстающих. Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя  оборудование урока. Сюда также относятся различные средства наглядности:  таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды­победители. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности  учащихся, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и  представлениями. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в  значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают  друг другу в этом. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у  доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролеров, судей, учителя и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее  места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке  каждого типа. При использовании дидактических очень важно следить за сохранением интереса  школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не  следует принудительно навязывать игру детям, т.к игра по обязанности теряет своё  дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности  выпадает самое ценное — эмоциональное начало. При потере интереса к игре  учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки,  этому служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно  влияет и на усвоение ими знаний. Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми  сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают  3отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать интерес, сохранять  желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и  тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только  утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям. Учитель сам должен в  определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут  недостаточно естественными. Умение включаться в игру — тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение,  оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При  проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они  не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Математика — трудный предмет. Надо уметь трудится, быть усидчивым, настойчивым, чтобы знать эту науку. Но в то же  время, учеба должна быть детям радость. Занятия математикой, особенно с  младшими школьниками не должны быть строгими, сухими, скучными,  однообразными и сводится лишь к овладению вычислительными навыками. Уроки  математики могут стать царством смекалки, фантазии, игр, творчества. Изменение  стиля общения — не бояться быть добрым, ласковым с детьми, ориентация на игру  как средство, форму организации учебно­воспитательной деятельности маленьких  школьников — все это поможет сделать труд учащихся радостным, поможет  развивать познавательный интерес к математике, а в последствии и познавательную  деятельность… Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться  на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом  развитии детей и воспитании интереса их к математике. Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивацию к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся. Разумеется, нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которые повышают интерес, речевую культуру, обогащают активный и пассивный словарь, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу. 4Список использованной литературы 1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения. / В.Н. Аванесова. –  М.: Просвещение, 1992. –215 с. 2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. / З.М.  Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с. 3. Вайнер, М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры // Начальная школа. ­ 2004. ­ № 1. ­ С. 9­14. 4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. ­  1966. ­ № 6. 5. Запорожец, А.В. Проблемы психологии детской игры. / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение,  1996. – 190 с. 6. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие. / В.М. Кроль. ­ М.: Высшая школа,  2011. – 438 с. 7. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. – 286 с. 8. Смоленцева, А.А. Сюжетно­дидактические игры с математическим содержанием. / А.А.  Смоленцева. – М.: Просвещение, 1987. – 97 с. 9. Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1988. – 184 с. 10. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. ­ М.:  Гардарики, 2013. – 416 с. 5