Дидактические материалы для проведения урока развития речи

  • Работа в классе
  • doc
  • 12.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дидактические материалы для проведения урока развития речи «Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему» ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ на лингвистическую тему: 1) Вступление: формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью. 2) Комментарий лингвистического высказывания на теоретическом уровне. 3) Два примера-аргумента из текста, иллюстрирующих языковое явление. 4)Вывод (подтверждение тезиса).
Иконка файла материала Дидактические материалы для проведения урока развития речи.doc
Дидактические материалы для проведения урока развития речи          «Написание сочинения­рассуждения на лингвистическую тему»                      ПЛАН СОЧИНЕНИЯ­РАССУЖДЕНИЯ на лингвистическую  тему:  1) Вступление: формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной  мыслью. 2) Комментарий лингвистического высказывания на теоретическом уровне. 3) Два примера­аргумента из текста, иллюстрирующих языковое явление. 4)Вывод (подтверждение тезиса). 1.ВАРИАНТЫ НАЧАЛА  сочинения­рассуждения  (ТЕЗИС) 1) фраза учёного­лингвиста, приведённая в экзаменационной работе; 2) собственное высказывание СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ     МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 1) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР: ­назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии.  Что обозначают эти понятия?) ­парного соединения однородных членов (Лексика и грамматика. Как связаны  между собой эти понятия?) ­антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка­ понятия,  противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой) ­вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны) ­риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!) 3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано  пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть  требовательным к письменной речи.) 4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме  текста (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из  признаков хорошего образования является умение грамотно изложить свои  мысли)  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ ­  РАССУЖДЕНИЯ ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: Дать определение языковому явлению, заявленному в высказывании лингвиста (На письме без запятых обойтись невозможно. Это самые употребляемые знаки  препинания. Они находятся внутри предложения и выполняют разделительную и выделительную функции. Например, запятые могут разделять части сложного  предложения друг от друга. Кроме того, запятые могут выделять обособленные  члены предложения.3. ДЛЯ СВЯЗИ комментария И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ: Для подтверждения данного тезиса приведём пример из предложения №...;  чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №...; в качестве  примера можно привести предложение №...,Справедливость этого вывода можно  доказать на примере … предложения, в котором автор использует ; рассмотрим  предложение из текста №... 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ ­ РАССУЖДЕНИЯ СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С  ПОМОЩЬЮ: ­вводных слов(таким образом, итак) ­синтаксических конструкций: в заключение сделаем вывод, подытожим всё  вышесказанное.                                        Текст для анализа (1) Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик  подмышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2)  Женщина остановилась, минуту поискала еще, а потом подошла к стоящей у  подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести ее  полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали  двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая  собачка, лежащая под этой же скамейкой. (6) В это время из­под скамейки вылезла собака. (7) Она оказалась еще меньше,  чем показалась Марине вначале. (8) Это было щуплое существо размером чуть  больше кошки с когда­то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок  шерстью и слезящимися карими глазами. (9) Женщина достала из сумки  оставшийся от обеда кусок «докторской» и протянула собаке. (10) Животное  недоверчиво посмотрело на Марину, но колбаса слишком хорошо пахла, чтобы  от нее отказаться. (11) Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала: – (12) Плохо стало без Ивана Матвеевича. (13) Он умер три месяца тому назад.  (14) Родственников у Матвеевича не было, а Жулька (она указала морщинистой  рукой на собачку, уже доевшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в  комок под скамейкой) осталась на улице. (15) Он ее любил очень, десять лет  назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки  выкормил. (16) Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у него  кроме нее никого не было и у Жули кроме него – никого. (17) Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать  под скамейкой, где ей и предстояло провести еще одну ночь, которая могла  стать для нее последней. (18) Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она  не умела заботиться о своем пропитании, не умела находить лазейки в теплые  подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у нее не было ни единого шанса пережить эту зиму. (19) Марина спала эту ночь плохо. (20) Ей снились собаки. (21) Много, многособак: белых, рыжих, черных. (22) Они лаяли, скулили, как будто хотели что­то  сказать, и в глазах каждой из них были слезы. (23) Нет, глаза не слезились, это  были настоящие слезы... (24) И почему человек считает, что только он способен  по­настоящему плакать, чувствовать, переживать? (25) Вечером после посещения местного зверинца Марина пошла домой. (26) Но  не своим привычным маршрутом, а через ветеринарный магазин. (27) В магазине  Марина приобрела собачий шампунь, расческу, витамины, лекарства и другую  мелочь, в большом ассортименте предлагаемую для четвероногих питомцев,  которых у Марины не было. (28) «Теперь будет», – подумала она про себя. – (29) Ну, не бойся, заходи, – сказала Марина и легонько подтолкнула живой  комочек шерсти к входной двери. – (30) Теперь ты здесь будешь жить, мы  обязательно подружимся. (31) У меня никогда раньше не было собаки, хотя я о  ней всегда мечтала. (32) Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (33) Вот  колбаса, вот булочка. (34) Ешь. (35) Ты любишь сдобные булочки? (36) Я люблю. (37) А к вечеру я сварю тебе кашки. (38) Специальный корм для собак мне не  понравился. (39) Но, если ты захочешь, я тебе его куплю. (40) Марина  осторожно дотронулась до рыжей, скатавшейся на боках шерсти – собачка  вздрогнула. – (41) Ничего, Жулька, я понимаю, – произнесла Марина и отошла от собаки,  села на пол в другом конце коридора. (42) Этой ночью Марина спала чутко. (43) Нет, не беспокойно, а именно чутко,  прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (44) Ночь больше не казалась  гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и все оттого, что  рядом было живое создание, за которое теперь она несла ответственность. (45)  Жуля спала, удобно распо­ ложившись на подстилке в просторной плетеной корзине. (46) Что ей снилось?  (47) Может быть, Матвеевич? (48) А может, просто добрые люди, которые  накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога. (По С.Сергеевой*) *Светлана Сергеева – экономист, член общества защиты животных «Преданность», председатель   ревизионной   комиссии   благотворительного   фонда   «Помощь бездомным животным». Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл  высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный  облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Аргументируя  свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.                                            Позитивный образецНе секрет, что манера общаться, а также используемые слова позволяют судить о  характере человека .                            Действительно, в речи отражается душа человека, его мысли и  чувства. Марину до глубины души тронули слова незнакомой пожилой  женщины, которая рассказала историю глубокой привязанности  человека и собаки. Эта женщина сумела подобрать слова, идущие из глубины души,  которые растревожили привычный мир Марины и заставили её  позаботиться о бездомной собаке: « Он ее любил очень, десять лет  назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил.» Мы видим, насколько добра пожилая женщина, сравнивающая беспомощную  собаку с младенцем. Автор даёт возможность своему персонажу высказаться  всего в двух репликах, но этого достаточно, чтобы в глазах читателя эта  пожилая женщина из бабульки превратилась в сердечную пожилую женщину,  которая ласково и нежно называет собаку: «Жуля» (предложение№16). Таким образом, очень важно уметь прислушиваться к тому, что говорит  собеседник и как он говорит. Ведь речь человека, как зеркало отражает его  внутренний мир.                                   Негативный образец Прочитав выдержку из небольшого рассказа С.Сергеевой о несчастной Жульке,  потерявшей хозяина, я сначала даже не понял, как согласуется данное  повествование с заданием раскрыть смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный  способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к  тому, как он говорит». С первого взгляда – никак! Однако при более глубоком размышлении, представив себя   на   месте   несчастного   животного,   не   понимающего   человеческой   речи,   но чувствующего   на   уровне   природного   инстинкта   угрозу   или   доброту,   я   смог сформулировать появившиеся мысли. Из уст бабульки с «неожиданно звучным голосом»  мы с Мариной узнаем,  что «щуплое существо размером чуть больше кошки с когда­то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами» три месяца   тому   назад   потеряло   единственного   в   своей   жизни   хозяина   (Иван Матвеевич умер) . Но никому из соседей не пришло в голову приютить обездоленное животное,   да   хоть   той   же   бабульке.   А   вот   «молодая   женщина»,   впервые увидевшая   маленькую   собачку,   тут   же   ее   покормила   «докторской»   колбасой, оставшееся   после   обеда.   Более   того,   приобрела   в   ветеринарном  магазине «шампунь, расческу, витамины, лекарства и другие мелочи». Привела Жульку к себе   в   дом   со   словами:   «Теперь   ты   здесь   будешь   жить,   мы   обязательно подружимся». И хотя от первого прикосновения новой хозяйки собачка вздрогнула,почему­то есть полная уверенность в том, что им вдвоем будет очень хорошо! Ведь   не   случайно   Марина   этой   ночью   спала   особенно   чутко,   «прислушиваясь   к вздохам  и сопению в коридоре».  А  Жульке  наконец возможно снились, «просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.