Дидактические материалы для проведения урока развития речи «Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему»
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ на лингвистическую тему:
1) Вступление: формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.
2) Комментарий лингвистического высказывания на теоретическом уровне.
3) Два примера-аргумента из текста, иллюстрирующих языковое явление.
4)Вывод (подтверждение тезиса).
Дидактические материалы для проведения урока развития речи
«Написание сочинениярассуждения на лингвистическую тему»
ПЛАН СОЧИНЕНИЯРАССУЖДЕНИЯ на лингвистическую
тему:
1) Вступление: формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной
мыслью.
2) Комментарий лингвистического высказывания на теоретическом уровне.
3) Два примерааргумента из текста, иллюстрирующих языковое явление.
4)Вывод (подтверждение тезиса).
1.ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинениярассуждения (ТЕЗИС)
1) фраза учёноголингвиста, приведённая в экзаменационной работе;
2) собственное высказывание
СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:
1) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:
назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии.
Что обозначают эти понятия?)
парного соединения однородных членов (Лексика и грамматика. Как связаны
между собой эти понятия?)
антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка понятия,
противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)
вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)
риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)
3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано
пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть
требовательным к письменной речи.)
4)
В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме
текста (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из
признаков хорошего образования является умение грамотно изложить свои
мысли)
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ РАССУЖДЕНИЯ
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:
Дать определение языковому явлению, заявленному в высказывании лингвиста
(На письме без запятых обойтись невозможно. Это самые употребляемые знаки
препинания. Они находятся внутри предложения и выполняют разделительную и
выделительную функции. Например, запятые могут разделять части сложного
предложения друг от друга. Кроме того, запятые могут выделять обособленные
члены предложения.3. ДЛЯ СВЯЗИ комментария И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:
Для подтверждения данного тезиса приведём пример из предложения №...;
чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №...; в качестве
примера можно привести предложение №...,Справедливость этого вывода можно
доказать на примере … предложения, в котором автор использует ; рассмотрим
предложение из текста №...
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ РАССУЖДЕНИЯ
СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С
ПОМОЩЬЮ:
вводных слов(таким образом, итак)
синтаксических конструкций: в заключение сделаем вывод, подытожим всё
вышесказанное.
Текст для анализа
(1) Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик
подмышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2)
Женщина остановилась, минуту поискала еще, а потом подошла к стоящей у
подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести ее
полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали
двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая
собачка, лежащая под этой же скамейкой.
(6) В это время изпод скамейки вылезла собака. (7) Она оказалась еще меньше,
чем показалась Марине вначале. (8) Это было щуплое существо размером чуть
больше кошки с когдато густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок
шерстью и слезящимися карими глазами. (9) Женщина достала из сумки
оставшийся от обеда кусок «докторской» и протянула собаке. (10) Животное
недоверчиво посмотрело на Марину, но колбаса слишком хорошо пахла, чтобы
от нее отказаться.
(11) Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала:
– (12) Плохо стало без Ивана Матвеевича. (13) Он умер три месяца тому назад.
(14) Родственников у Матвеевича не было, а Жулька (она указала морщинистой
рукой на собачку, уже доевшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в
комок под скамейкой) осталась на улице. (15) Он ее любил очень, десять лет
назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки
выкормил. (16) Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у него
кроме нее никого не было и у Жули кроме него – никого.
(17) Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать
под скамейкой, где ей и предстояло провести еще одну ночь, которая могла
стать для нее последней. (18) Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она
не умела заботиться о своем пропитании, не умела находить лазейки в теплые
подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у нее не было ни
единого шанса пережить эту зиму.
(19) Марина спала эту ночь плохо. (20) Ей снились собаки. (21) Много, многособак: белых, рыжих, черных. (22) Они лаяли, скулили, как будто хотели чтото
сказать, и в глазах каждой из них были слезы. (23) Нет, глаза не слезились, это
были настоящие слезы... (24) И почему человек считает, что только он способен
понастоящему плакать, чувствовать, переживать?
(25) Вечером после посещения местного зверинца Марина пошла домой. (26) Но
не своим привычным маршрутом, а через ветеринарный магазин. (27) В магазине
Марина приобрела собачий шампунь, расческу, витамины, лекарства и другую
мелочь, в большом ассортименте предлагаемую для четвероногих питомцев,
которых у Марины не было. (28) «Теперь будет», – подумала она про себя.
– (29) Ну, не бойся, заходи, – сказала Марина и легонько подтолкнула живой
комочек шерсти к входной двери. – (30) Теперь ты здесь будешь жить, мы
обязательно подружимся. (31) У меня никогда раньше не было собаки, хотя я о
ней всегда мечтала. (32) Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (33) Вот
колбаса, вот булочка. (34) Ешь. (35) Ты любишь сдобные булочки? (36) Я люблю.
(37) А к вечеру я сварю тебе кашки. (38) Специальный корм для собак мне не
понравился. (39) Но, если ты захочешь, я тебе его куплю. (40) Марина
осторожно дотронулась до рыжей, скатавшейся на боках шерсти – собачка
вздрогнула.
– (41) Ничего, Жулька, я понимаю, – произнесла Марина и отошла от собаки,
села на пол в другом конце коридора.
(42) Этой ночью Марина спала чутко. (43) Нет, не беспокойно, а именно чутко,
прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (44) Ночь больше не казалась
гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и все оттого, что
рядом было живое создание, за которое теперь она несла ответственность. (45)
Жуля спала, удобно распо
ложившись на подстилке в просторной плетеной корзине. (46) Что ей снилось?
(47) Может быть, Матвеевич? (48) А может, просто добрые люди, которые
накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.
(По С.Сергеевой*)
*Светлана Сергеева – экономист, член общества защиты животных «Преданность»,
председатель ревизионной комиссии благотворительного фонда «Помощь
бездомным животным».
Напишите сочинениерассуждение, раскрывая смысл
высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный
облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Аргументируя
свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Позитивный образецНе секрет, что манера общаться, а также используемые слова позволяют судить о
характере человека .
Действительно, в речи отражается душа человека, его мысли и
чувства.
Марину до глубины души тронули слова незнакомой пожилой
женщины, которая рассказала историю глубокой привязанности
человека и собаки. Эта
женщина сумела подобрать слова, идущие из глубины души,
которые растревожили привычный мир Марины и заставили её
позаботиться о бездомной собаке: « Он ее любил очень, десять лет
назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил.»
Мы видим, насколько добра пожилая женщина, сравнивающая беспомощную
собаку с младенцем. Автор даёт возможность своему персонажу высказаться
всего в двух репликах, но этого достаточно, чтобы в глазах читателя эта
пожилая женщина из бабульки превратилась в сердечную пожилую женщину,
которая ласково и нежно называет собаку: «Жуля» (предложение№16).
Таким образом, очень важно уметь прислушиваться к тому, что говорит
собеседник и как он говорит. Ведь речь человека, как зеркало отражает его
внутренний мир.
Негативный образец
Прочитав выдержку из небольшого рассказа С.Сергеевой о несчастной Жульке,
потерявшей хозяина, я сначала даже не понял, как согласуется данное
повествование с заданием раскрыть смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный
способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к
тому, как он говорит».
С первого взгляда – никак! Однако при более глубоком размышлении, представив
себя на месте несчастного животного, не понимающего человеческой речи, но
чувствующего на уровне природного инстинкта угрозу или доброту, я смог
сформулировать появившиеся мысли.
Из уст бабульки с «неожиданно звучным голосом» мы с Мариной узнаем, что
«щуплое существо размером чуть больше кошки с когдато густой и рыжей, а
теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами» три
месяца тому назад потеряло единственного в своей жизни хозяина (Иван
Матвеевич умер) . Но никому из соседей не пришло в голову приютить обездоленное
животное, да хоть той же бабульке. А вот «молодая женщина», впервые
увидевшая маленькую собачку, тут же ее покормила «докторской» колбасой,
оставшееся после обеда. Более того, приобрела в ветеринарном магазине
«шампунь, расческу, витамины, лекарства и другие мелочи». Привела Жульку к
себе в дом со словами: «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно
подружимся». И хотя от первого прикосновения новой хозяйки собачка вздрогнула,почемуто есть полная уверенность в том, что им вдвоем будет очень хорошо!
Ведь не случайно Марина этой ночью спала особенно чутко, «прислушиваясь к
вздохам и сопению в коридоре». А Жульке наконец возможно снились, «просто
добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком
сапога.