Дидактические материалы для проведения урока развития речи
Оценка 4.9

Дидактические материалы для проведения урока развития речи

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русский язык
9 кл
12.02.2017
Дидактические материалы для проведения урока развития речи
Дидактические материалы для проведения урока развития речи «Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему» ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ на лингвистическую тему: 1) Вступление: формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью. 2) Комментарий лингвистического высказывания на теоретическом уровне. 3) Два примера-аргумента из текста, иллюстрирующих языковое явление. 4)Вывод (подтверждение тезиса).
Дидактические материалы для проведения урока развития речи.doc
Дидактические материалы для проведения урока развития речи          «Написание сочинения­рассуждения на лингвистическую тему»                      ПЛАН СОЧИНЕНИЯ­РАССУЖДЕНИЯ на лингвистическую  тему:  1) Вступление: формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной  мыслью. 2) Комментарий лингвистического высказывания на теоретическом уровне. 3) Два примера­аргумента из текста, иллюстрирующих языковое явление. 4)Вывод (подтверждение тезиса). 1.ВАРИАНТЫ НАЧАЛА  сочинения­рассуждения  (ТЕЗИС) 1) фраза учёного­лингвиста, приведённая в экзаменационной работе; 2) собственное высказывание СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ     МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 1) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР: ­назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии.  Что обозначают эти понятия?) ­парного соединения однородных членов (Лексика и грамматика. Как связаны  между собой эти понятия?) ­антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка­ понятия,  противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой) ­вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны) ­риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!) 3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано  пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть  требовательным к письменной речи.) 4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме  текста (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из  признаков хорошего образования является умение грамотно изложить свои  мысли)  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ ­  РАССУЖДЕНИЯ ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: Дать определение языковому явлению, заявленному в высказывании лингвиста (На письме без запятых обойтись невозможно. Это самые употребляемые знаки  препинания. Они находятся внутри предложения и выполняют разделительную и выделительную функции. Например, запятые могут разделять части сложного  предложения друг от друга. Кроме того, запятые могут выделять обособленные  члены предложения. 3. ДЛЯ СВЯЗИ комментария И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ: Для подтверждения данного тезиса приведём пример из предложения №...;  чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №...; в качестве  примера можно привести предложение №...,Справедливость этого вывода можно  доказать на примере … предложения, в котором автор использует ; рассмотрим  предложение из текста №... 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ ­ РАССУЖДЕНИЯ СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С  ПОМОЩЬЮ: ­вводных слов(таким образом, итак) ­синтаксических конструкций: в заключение сделаем вывод, подытожим всё  вышесказанное.                                        Текст для анализа (1) Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик  подмышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2)  Женщина остановилась, минуту поискала еще, а потом подошла к стоящей у  подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести ее  полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали  двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая  собачка, лежащая под этой же скамейкой. (6) В это время из­под скамейки вылезла собака. (7) Она оказалась еще меньше,  чем показалась Марине вначале. (8) Это было щуплое существо размером чуть  больше кошки с когда­то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок  шерстью и слезящимися карими глазами. (9) Женщина достала из сумки  оставшийся от обеда кусок «докторской» и протянула собаке. (10) Животное  недоверчиво посмотрело на Марину, но колбаса слишком хорошо пахла, чтобы  от нее отказаться. (11) Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала: – (12) Плохо стало без Ивана Матвеевича. (13) Он умер три месяца тому назад.  (14) Родственников у Матвеевича не было, а Жулька (она указала морщинистой  рукой на собачку, уже доевшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в  комок под скамейкой) осталась на улице. (15) Он ее любил очень, десять лет  назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки  выкормил. (16) Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у него  кроме нее никого не было и у Жули кроме него – никого. (17) Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать  под скамейкой, где ей и предстояло провести еще одну ночь, которая могла  стать для нее последней. (18) Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она  не умела заботиться о своем пропитании, не умела находить лазейки в теплые  подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у нее не было ни единого шанса пережить эту зиму. (19) Марина спала эту ночь плохо. (20) Ей снились собаки. (21) Много, много собак: белых, рыжих, черных. (22) Они лаяли, скулили, как будто хотели что­то  сказать, и в глазах каждой из них были слезы. (23) Нет, глаза не слезились, это  были настоящие слезы... (24) И почему человек считает, что только он способен  по­настоящему плакать, чувствовать, переживать? (25) Вечером после посещения местного зверинца Марина пошла домой. (26) Но  не своим привычным маршрутом, а через ветеринарный магазин. (27) В магазине  Марина приобрела собачий шампунь, расческу, витамины, лекарства и другую  мелочь, в большом ассортименте предлагаемую для четвероногих питомцев,  которых у Марины не было. (28) «Теперь будет», – подумала она про себя. – (29) Ну, не бойся, заходи, – сказала Марина и легонько подтолкнула живой  комочек шерсти к входной двери. – (30) Теперь ты здесь будешь жить, мы  обязательно подружимся. (31) У меня никогда раньше не было собаки, хотя я о  ней всегда мечтала. (32) Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (33) Вот  колбаса, вот булочка. (34) Ешь. (35) Ты любишь сдобные булочки? (36) Я люблю. (37) А к вечеру я сварю тебе кашки. (38) Специальный корм для собак мне не  понравился. (39) Но, если ты захочешь, я тебе его куплю. (40) Марина  осторожно дотронулась до рыжей, скатавшейся на боках шерсти – собачка  вздрогнула. – (41) Ничего, Жулька, я понимаю, – произнесла Марина и отошла от собаки,  села на пол в другом конце коридора. (42) Этой ночью Марина спала чутко. (43) Нет, не беспокойно, а именно чутко,  прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (44) Ночь больше не казалась  гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и все оттого, что  рядом было живое создание, за которое теперь она несла ответственность. (45)  Жуля спала, удобно распо­ ложившись на подстилке в просторной плетеной корзине. (46) Что ей снилось?  (47) Может быть, Матвеевич? (48) А может, просто добрые люди, которые  накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога. (По С.Сергеевой*) *Светлана Сергеева – экономист, член общества защиты животных «Преданность», председатель   ревизионной   комиссии   благотворительного   фонда   «Помощь бездомным животным». Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл  высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный  облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Аргументируя  свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.                                            Позитивный образец Не секрет, что манера общаться, а также используемые слова позволяют судить о  характере человека .                            Действительно, в речи отражается душа человека, его мысли и  чувства. Марину до глубины души тронули слова незнакомой пожилой  женщины, которая рассказала историю глубокой привязанности  человека и собаки. Эта женщина сумела подобрать слова, идущие из глубины души,  которые растревожили привычный мир Марины и заставили её  позаботиться о бездомной собаке: « Он ее любил очень, десять лет  назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил.» Мы видим, насколько добра пожилая женщина, сравнивающая беспомощную  собаку с младенцем. Автор даёт возможность своему персонажу высказаться  всего в двух репликах, но этого достаточно, чтобы в глазах читателя эта  пожилая женщина из бабульки превратилась в сердечную пожилую женщину,  которая ласково и нежно называет собаку: «Жуля» (предложение№16). Таким образом, очень важно уметь прислушиваться к тому, что говорит  собеседник и как он говорит. Ведь речь человека, как зеркало отражает его  внутренний мир.                                   Негативный образец Прочитав выдержку из небольшого рассказа С.Сергеевой о несчастной Жульке,  потерявшей хозяина, я сначала даже не понял, как согласуется данное  повествование с заданием раскрыть смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный  способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к  тому, как он говорит». С первого взгляда – никак! Однако при более глубоком размышлении, представив себя   на   месте   несчастного   животного,   не   понимающего   человеческой   речи,   но чувствующего   на   уровне   природного   инстинкта   угрозу   или   доброту,   я   смог сформулировать появившиеся мысли. Из уст бабульки с «неожиданно звучным голосом»  мы с Мариной узнаем,  что «щуплое существо размером чуть больше кошки с когда­то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами» три месяца   тому   назад   потеряло   единственного   в   своей   жизни   хозяина   (Иван Матвеевич умер) . Но никому из соседей не пришло в голову приютить обездоленное животное,   да   хоть   той   же   бабульке.   А   вот   «молодая   женщина»,   впервые увидевшая   маленькую   собачку,   тут   же   ее   покормила   «докторской»   колбасой, оставшееся   после   обеда.   Более   того,   приобрела   в   ветеринарном  магазине «шампунь, расческу, витамины, лекарства и другие мелочи». Привела Жульку к себе   в   дом   со   словами:   «Теперь   ты   здесь   будешь   жить,   мы   обязательно подружимся». И хотя от первого прикосновения новой хозяйки собачка вздрогнула, почему­то есть полная уверенность в том, что им вдвоем будет очень хорошо! Ведь   не   случайно   Марина   этой   ночью   спала   особенно   чутко,   «прислушиваясь   к вздохам  и сопению в коридоре».  А  Жульке  наконец возможно снились, «просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

Дидактические материалы для проведения урока развития речи

Дидактические материалы для проведения урока развития речи

Дидактические материалы для проведения урока развития речи

Дидактические материалы для проведения урока развития речи

Дидактические материалы для проведения урока развития речи

Дидактические материалы для проведения урока развития речи

Дидактические материалы для проведения урока развития речи

Дидактические материалы для проведения урока развития речи

Дидактические материалы для проведения урока развития речи

Дидактические материалы для проведения урока развития речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017