Дидактический материал по математике
5 класс
Тема: «Десятичные дроби»
Данный дидактический материал предназначен для организации самостоятельных работ по разделу: «Десятичные дроби» на уроках математики в 5 классе. Методическое пособие разработано к учебнику «Математика, 5 класс» авторов Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. - М., , «Мнемозина»,2006год.
Десятичные дроби – это основа курса 5 класса. Тема «Десятичные дроби» находит широкое применение при изучении последующих тем математики. В школьном курсе десятичные дроби находят применение так же в физике, химии, биологии и многих других предметах.
В школьном курсе математики изучается понятие десятичных дробей и действия над ними. Основная цель раздела: сформировать умения выполнять действия с десятичными дробями, переводить практические задачи на язык математики.
В результате изучения материала по теме «Десятичные дроби» учащиеся должны:
● уметь читать, записывать, сравнивать десятичные дроби, выполнять сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей;
● выполнять задания на все действия с десятичными дробями;
● уметь оперировать десятичными дробями при решении текстовых задач на все действия с десятичными дробями;
● знать понятие «приближенные числа», «среднего арифметического нескольких чисел»;
● уметь округлять десятичные дроби до заданного разряда, находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Дидактический материал представлен в виде: самостоятельных работ, математических диктантов, практических работ, математических эстафет, опорных конспектов. Самостоятельные работы носят как обучающий, так и контролирующий характер.
К некоторым сериям заданий разработаны опорные листы для учащихся с готовыми алгоритмами (пошаговыми инструкциями) и примеры (как образец решения и оформления заданий). Таким образом, учащимся оказывается методическая помощь, особенно эффективной она является для учащихся, имеющих низкий уровень знаний.
Данный дидактический материал позволяет обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, организовать практическую учебную деятельность учащихся на протяжении изучения всей темы. Применение опорных листов на этапе первоначального объяснения материала позволяет учащимся качественно усвоить алгоритм выполнения действий с десятичными дробями.
Использование дидактического материала дает стабильно высокий показатель качества знаний учащихся по данной теме. У учащихся происходит формирование и развитие умений обобщать, систематизировать, проводить аналогии, самостоятельно работать с опорными листами.
Пояснительная записка
Данный дидактический материал предназначен для организации самостоятельных работ по разделу: «Десятичные дроби» на уроках математики в 5 классе. Методическое пособие разработано к учебнику «Математика 5 класс» авторов Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Москва, «Мнемозина»,2003год.
Самостоятельные задания составлены в соответствии приблизительного распределения учебного материала.
№ |
Название темы урока |
Кол-во часов -35; Контрольных работ -3 (3часа). |
Дидактический материал |
П.30 |
Десятичная запись дробных чисел. |
2 |
мат. диктант практич. работа самост. работа |
П.31 |
Сравнение десятичных дробей. |
3 |
мат. диктант самост. работа самост. работа самост. работа |
П.32 |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
5 |
опорный лист самост. работа самост. работа самост. работа мат. диктант практич. работа самост. работа самост. работа |
П33 |
Приближенные значения чисел. Округление чисел. |
2 Контрольная работа № 9 (1 час) |
мат. диктант самост. работа |
П.34 |
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
3 |
опорный лист мат. диктант практич. работа |
П.35 |
Деление десятичных дробей на натуральные числа. |
5
Контрольная работа № 10 (1 час) |
опорный лист мат. диктант самост. работа мат. диктант мат. эстафета |
П.36 |
Умножение десятичных дробей. |
5 |
опорный лист самост. работа мат. диктант мат. эстафета практич. работа |
П.37 |
Деление на десятичную дробь. |
7 |
опорный лист самост. работа мат. диктант практич. работа самост. работа |
П.38 |
Среднее арифметическое. |
3 Контрольная работа №11(1 час)
|
мат. диктант практич. работа самост. работа мат. диктант самост. работа |
Математический диктант.
1.Запишите десятичные дроби: 3,7;2,03;0,147;11,005.
2. Запишите десятичную дробь: 5,3521.
а) Сколько единиц в разряде десятых?
б) Сколько единиц в разряде сотых?
в) Сколько единиц в разряде тысячных?
3. Из чисел: 48;;;70; 0.7;; 0,32; 205;20,5;;8,07;8,04;;804,3
выпишите:
а) натуральные числа;
б) дробные числа;
в) обыкновенные дроби;
г) десятичные дроби.
4.Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной.
Практическая работа.
Заполните таблицу
а |
11 |
43 |
517 |
28 |
3 |
29 |
41 |
b |
1000 |
100 |
1000 |
10000 |
1000000 |
1000 |
100 |
a/b |
|
|
|
|
|
|
|
десятичная запись дроби |
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа.
1.Выразите массу дыни в килограммах: 1кг400г; 3кг250г; 850г.
2.Выразите объем прямоугольного параллелепипеда в дм3 и запишите в виде десятичной дроби:
27см3; 360см3;3дм3560см3; 8000см3.
3. Выразите площадь земельного участка в гектарах и запишите ее в виде десятичной дроби:18м2; 90а; 7га83а; 45га5000м2.
4. Выразите расстояние между двумя населенными пунктами в км:
2км 700м; 10км 510м.
5. Сколько в числе 78,304 десятков, единиц, десятых, сотых, тысячных.
Математический диктант.
1. Сравните числа:
а) 5,894 и 6,1;
б) 2,35 и 2,289;
в) 3,2 и 3,02;
г) 43,24 и 0,340;
д) 0,023 и 0,23.
2. Вставьте вместо многоточия какое-нибудь число так, чтобы было верно двойное
неравенство.
а) 2,2 < … < 2,4
б) 0,864 < … < 0,871
в) 23,465 < … < 24,465
г) 0,19 < … < 0,20.
3. Не восстанавливая пропущенные цифры, поставьте нужные знаки «<» и «>»
между числами в следующих парах
а) 4,3** и 4,7**
б) **,742 и *,9**
в) 0,742 и 0,741**
г) *,*** и **,**
д) 95,0** и *4,*3*
Самостоятельная работа.
1. Расположите в порядке убывания числа: 0.4; 0,41; 0,6; 2,4; 0,041; 2,05; 0,379.
2. Какие из чисел 3,8; 4,2; 4,5; 4; 4,82; 5; 4,99; 5,3 больше 4 и меньше 5?
3. Запишите в порядке возрастания все натуральные числа, которые находятся между десятичными дробями: 0,8 и 9,346.
4. На числовом луче десятичной дроби 0,2 соответствует точка А. Напишите еще пять чисел, соответствующих точке А.
Самостоятельная работа.
1.Сравните дроби и результат сравнения запишите в виде неравенства:
а) 0,3 и 0,31 в) 2.078 и 2,088
б) 0,46 и 0,5 г) 5,0108 и 15,108
2. Вместо звездочки запишите цифры, чтобы получилось верное неравенство:
а) 0,*7 > 0,57 г) 2,3* > 2,3
б) 4,*1 < 4,41 д) 0,07 < 0,07*
в) 0,1*9 < 0,142 е) 5,67* < 5,68
3. Какие цифры можно вставить в разряде, отмеченном звездочкой, чтобы получилось верное неравенство или равенство:
а) 8,9* < 18,9;
б) 76.* = 76,4;
в) 101,* > 100 ?
4. Запишите по четыре значения х, при которых неравенство будет верным:
5 < х < 6.
Самостоятельная работа.
1.Выполните действия.
ВАРИАНТ 1.
а) 3,7 + 1,1= д) 6,9 + 2,3 =
б) 1,42 + 0,33 = е) 0,84 – 0,25 =
в) 3,7 – 1,7 = ж) 3,456 + 1 =
г) 0,92 – 0,02 = з) 0,25 – 0,1 =
2.Решите уравнение.
а) х + 3х = 16
б) 0,7 + х =1
ВАРИАНТ 2.
1. а) 4,1 + 2.8= д) 5,8 + 4,4 =
б) 2,41 + 0,11= е) 0,36 – 0,17 =
в) 8,7 – 4,7 = ж) 4,193 + 2 =
г) 0,63 – 0,03= з) 0,36 – 0,2
2. Решите уравнение.
а) 81 : х = 9 б) ( х + 10) * 2 = 20
Самостоятельная работа.
1. Собственная скорость катера 16,3км/ч. Скорость течения реки 1,9км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
2 Скорость течения реки 1,6км/ч. Скорость катера по течению 18,5км/ч. Найдите собственную скорость катера и скорость катера против течения.
3. Увеличьте 5,9 на 0,7,а 3 уменьшите на 1,9, полученные результаты сложите.
Математический диктант.
1.Выполните сложение.
1,13 + 2,3
2. Найдите сумму.
2,812 + 3,7
3. Выполните вычитание и сделайте проверку сложением.
3,85 – 2,12
4. Выполните вычитание.
1,16 – 0,5
5. Найдите значение выражения.
( 11,2 – 2,13 ) + 4,81
Практическая работа.
а |
15,286 |
0,526 |
13,62 |
1046,98 |
5,29 |
b |
7,921 |
0,203 |
6,599 |
856,13 |
1,79 |
a +b |
|
|
|
|
|
a - b |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа.
1. Найдите значение выражения:
2,308 + а + 0,09, при а=9,91
2. Одна сторона треугольника 6,73дм, и она на 2,07дм больше другой стороны
треугольника. Найдите третью сторону треугольника, если его периметр равен
13,8дм.
Самостоятельная работа.
1. Вычислите значение выражения:
(a+1,34)+(a-0,16), при а=0,16.
2. Решите уравнение.
а) x+7,564=8,24;
б) x-0,57=6;
в) 3,579-x=0,888.
3. Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной
и выполните вычитание и сложение.
а) 52,38 - ; б) + 3,57
4. Ширина прямоугольного участка земли 1,43 км,
а длина на 0,69 км больше ширины. Чему равен
периметр этого участка?
5. Выполните действия и результат сравните с 10:
(10-8,346)+(11,5+16,349)
Математический диктант.
1. Округлите до единиц дробь: 6,26.
2. Округлите до десятых дробь: 3,51.
3. Округлите до сотых дробь: 2,876.
4. Выполните действия и результат округлите до десятых:
а) 87,245+13,97 б) 159,08-58,3
Контрольная работа № 9.
Вариант 1.
1. Сравните.
а) 2,1 и 2,099
б) 0,448 и 0,45
2. Выполните действия.
а) 56,31 – 24,246 – (3,87 +1,03)
б) 100 – (75+0,86+19,34)
3. Скорость катера против течения 11,3 км/ч. Скорость
течения 3,9 км/ч. Найдите собственную скорость катера и его
скорость по течению.
4. Округлите.
а) 6,235; 23,1681; 7,25 до десятых
б) 0, 3864; 7,6231 до сотых
в) 135,24 и 227,72 до единиц
5. Мама купила 4 пирожных. Расплачиваясь за них, она получила
40 руб. сдачи. Если бы мама купила 6 пирожных, то ей
пришлось бы доплатить 40 руб. Сколько стоит 1пироженое?
.
Вариант 2.
1. Сравните.
а) 7,189 и 7,2
б) 0,34 и 0,3377
2. Выполните действия.
а) 61,35 – 49,561 – (269 + 4,01)
б) 1000 – (0,72 +81 – 3,068)
3. Скорость теплохода по течению реки 42,8 км/ч. Скорость
течения реки 2,8 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и
его скорость против течения.
4. Округлите.
а) 3,062; 4137; 6,455 до сотых
б) 5,86; 14,25 и 30,22 до десятых
в) 247,54 и 376,37 до единиц
5. На покупку 6 значков у Кати не хватит 15 руб.
Если она купит 4 значка, то у нее останется 5 руб.
Сколько денег у Кати
Математический диктант.
1. Замените сложение умножением и найдите произведение:
а) 0,2 + 0,2 + 0,2 =
б) 1,5 +1,5 + 1,5 + 1,5 =
2. Найдите произведение и округлите его до десятых:
а) 8,703 * 87 =
б) 3,02 * 15 =
в) 4,019 * 306 =
3. Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной
и выполните умножение.
а) б)
Практическая работа.
1.Запишите и прочитайте числа, больше в 10; 100
и 1000 раз чисел: 4; 1,9; 0,08; 0,0039; 12,006; 1,000007.
2. Работа по таблице. Найдите значение буквенного
выражения a*100 + b*10 при значениях букв, указанных
в таблице.
а |
3,657 |
0, 246 |
0 |
0,6 |
7 |
b |
23,58 |
7,374 |
0,3 |
0 |
8 |
Ответ: |
|
|
|
|
|
Математический диктант.
1. Выполните деление:
106,4 : 14.
2. Найдите частное:
7,218 : 180
3. Найдите частное и округлите до сотых:
а) 0,46 25 в) 33,111 : 3
б) 0,3 : 8 г) 0,202 : 4
Самостоятельная работа.
1. Произведение двух чисел 2,2119, одно из них 73.
Найдите второе число.
2. Число 2,4 нужно уменьшить в k раз. Напишите результат при
k=6; 12; 24;
3.Найдите значение выражения.
5 : 0,25 + 0,6 *(9,275 - 4,275) *10.
Математический диктант.
1. Найдите частное и сравните его с делимым:
а) 35,8 : 10 б)0,1 : 100
2. Уменьшите в 10 раз, а затем увеличьте в 100 раз
числа: 7; 93; 0,42; 0,001. Сравните полученные результаты.
3. Найдите значение выражения: 380,45 : а + 0,27 * b
при а=10, b=100.
Математическая эстафета.
Выполните действия.
Вариант 1
1). 0,3 + 0,7 5). 50,5 : 5
2). 1,71 + 3,52 6). 11,3 * 100
3). 0,8 -1,3 7). 22,3 * 3
4). 1 - 0,3 8). 15,306 : 10
Вариант 2
1).0.6 + 04 5). 60,6 : 6
2). 2,12 + 4,93 6). 41,4 * 100
3). 6,9 – 2.5 7). 17.2 * 4
4). 1 – 0,3 8). 28.311: 10
Вариант 3
1).0.8 + 0.2 5).70.7 : 7
2). 3.15 + 6.61 6). 53,6 * 100
3).8,7 – 1,4 7). 31,4 * 2
4).1 – 0,9 8). 43,209 : 10
Контрольная работа №10.
Вариант 1.
1. Выполните действия
а) 0,308 * 12 в) 3,074 : 53
б) 3,84 * 45 г) 4 : 32
2. Найдите значение выражения.
50 – 27 *(24,2 : 17)
3. Пять упаковок пряников и три торта вместе весят 5,1 кг. Сколько весит одна
упаковка пряников, если один торт весит 0,9кг?
4. Решите уравнение.
а) 8у +5,7 =24,1 б) ( 9,2 –х ): 6 =0,9
5. Если в некоторой десятичной дроби перенести запятую вправо через
один знак, то она увеличится на 23,49. Найдите эту дробь.
Вариант 2.
1. Выполните действия
а) 0,507* 39 в) 3,216 : 67
б) 3,84 * 45 г) 5 : 16
2. Найдите значение выражения.
40 – 26 *(26,6 : 19)
3. Шесть коробок печенья и пять коробок конфет весят 6,2 кг. Сколько весит
одна коробка конфет, если одна коробка печенья весит 0,6 кг ?
4. Решите уравнение.
а) 9у +3,9 =31,8 б) ( х + 4,5 ): 7=1,
5. Если в некоторой десятичной дроби перенести запятую влево через
один знак, то она уменьшится на 2,25. Найдите эту дробь.
Самостоятельная работа.
Упростите выражение и найдите его значение при данном значении буквы:
а) а * 79,6 * 0,01 при а=0; 1; 10; 100; 1000
б) 542,7 * b +0,08 при b = 0; 1; 10; 0,01; 0,001
в) k + k + k при k = 4,6; 0,1; 1000
Математический диктант.
1. Выполните умножение.
а) 3,1 * 4 б) 3 * 5,2
2. Найдите значение выражения.
а) 8,3 * 0,4 б) 6,1 * 0,9
3. Найдите произведение.
а) 0,13 * 10
б) 12,47 * 0,01
в) 1,51 * 0,03
4. Стороны прямоугольника имеют длину 7,05м и 2,3м. Найдите площадь
прямоугольника.
Математическая эстафета.
Вариант 1.
0,3 * 0,6 = 1,3 * 7,4 =
31,3 * 2,7= 19,13 * 2,05 =
0,43 * 0,07= 3,22 =
Вариант 2.
0,7 * 0,4 = 4,3 * 1,7 =
0,91 * 5,8 = 18,42 * 3,06 =
12,6 8 * 0,05 = 4,32=
Вариант 3.
0,9 * 0,2 = 1,2 * 9,6 =
17,9 * 0,8 = 17,24 * 4,03 =
7,41 * 0,03 = 2,92 =
Практическая работа.
Заполните таблицу, вычислив значения буквенного выражения.
а |
1,83 |
6,57 |
0,56 |
11,3 |
10,8 |
1 |
1,34 |
b |
2,01 |
5,69 |
0,56 |
9,4 |
11,3 |
0,63 |
0 |
11,3*a– 9,4*b |
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа.
Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3.
41,58 : 5,4 49,44 : 4,8 85,68 : 0,42
0,2091 : 4,1 54,0204 : 4,2 20,3812 : 4,06
36 : 2,25 24 : 0,625 27 : 3,6
1 : 0,8 1 : 12,5 1 : 1,25
7 : 1,6 7,7 : 0,07 3,3 : 0,66
Математическая эстафета.
1. Найдите значение выражения.
а) 0,804 : (100,5 : 100) в) (0,07 * 10) : 1,6
б) 17,85 : (0,01 * 17) г) 940 * (70,6 * 100)
2. Не вычисляя сравните, что больше:
а) 7,1 или 7,1 : 0,6
б) 78,2 или 78,2 : 1,2
в) 346, 025 : 81,5 или 346,025
1202,3055 : 0,3005 или 1202,3055
Математический диктант.
1. Выполните деление, представив сначала обыкновенную дробь в виде десятичной:
: 2,5.
2. Найдите частное и округлите его до сотых:
1,9448 : 5,2.
3. Вычислите значение выражения.
а : 0,45 при а = 4,086; 408,6; 0,4086.
4. Решите уравнение.
а) х * 1,75 =0,63 б) 19 : х = 9,5
Практическая работа.
1. Найдите длину отрезка СД, если длина 0,25 этого отрезка равна 1,3см. Начертите отрезок СД.
2. Длина радиуса окружности равна 32мм, и она составляет 0,8 длины радиуса другой окружности. Найдите радиус второй окружности. Начертите эти окружности.
3. В магазине продают телевизоры. Цветные телевизоры составляют 0,4 всех телевизоров. Сколько телевизоров в магазине, если черно – белых 54 телевизора?
Самостоятельная работа.
Заполните таблицу (по вариантам).
Найдите значение буквенного выражения
a * b : (c + d), при значениях букв, указанных в таблице.
Вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
a |
7,7 |
9,1 |
24,7 |
14,3 |
b |
2,21 |
20,9 |
11,9 |
3,23 |
c |
3,62 |
7,15 |
16,56 |
5,49 |
d |
3,53 |
7,15 |
38,69 |
5,56 |
Математический диктант.
1. Найдите среднее арифметическое чисел 2,8 и 1,2.
2. Найдите среднее арифметическое чисел 5,3; 7,2; 9,1.
3. Найдите среднее арифметическое чисел 8,7; 8,7; 8,7.
4. Среднее арифметическое двух чисел равно 5,8. Одно из чисел равно 3,6.
Найдите второе число.
Практическая работа.
Заполните пустые клетки таблицы.
Первое число |
Второе число |
Третье число |
Среднее арифметическое |
8,9 |
4,73 |
6,2 |
|
12,25 |
8,05 |
|
11,9 |
|
25,7 |
32,009 |
26,049 |
Самостоятельная работа.
1. Найдите среднее арифметическое чисел: 7,8975; 9,023; 8,5687; 11,4803; 6,9 и округлите его до тысячных.
2. Половину пути автобус шел со скоростью 58км/ч, а другую половину пути со скоростью 49 км/ч. Чему равна средняя скорость движения автобуса на всем пути?
3, Найдите значение выражения.
(8,7 * 2,04 – 17,64) : 4,5 + 0,452.
Математический диктант.
1. Вычислите:
а) 5,3 + 27 * 0,1 – 7,8 =
б) 0,8 * 0,125 * 40 : 0,1 =
в) 63,001 – 6,3 * (0,32 + 9,68) =
2. Найдите число, если известно, что сумма их равна 0,8 и одно из них в 3 раза меньше другого.
3. Найдите среднее арифметическое чисел 27,5 и 22,5.
Самостоятельная работа.
1. Найдите среднее арифметическое чисел: 0,289; 0,32; 0,291; 0,3.
2. Мотоциклист ехал в течении четырех часов. За первый час он проехал 35км, за второй 32км, за третий 38км, за четвертый 36км. Вычислите среднюю скорость мотоциклиста.
3. Для определения всхожести семян посеяли 4 сотни семян. Из первой сотни взошло 87 семян, из второй 89 семян, из третьей 93 и из четвертой 83. Сколько в среднем приходится проросших семян на 100посеянных?
4. Вычислите 0,9 от среднего арифметического чисел 4,5 и 4,3.
Контрольная работа №11.
Вариант 1.
1. Выполните действия.
а) 4,125 * 1,6 в) 29,64 : 7,6
б) 0,042 * 7,3 г) 7,2 : 0,045
2. Найдите значение выражения.
(18 – 16,9) * 3,3 – 3 : 7,5 =
3. С кондитерской фабрики отгрузили 20 коробок конфет по 1,3кг в коробке и 30 коробок конфет по 1.1кг. Сколько весит в среднем одна коробка?
4. С одного улья одновременно вылетели в противоположные стороны две пчелы. Через 0,15ч между ними было 6,3км. Одна пчела летела со скоростью 21,6км/ч. Найдите скорость другой пчелы.
5. Как изменится число, если его умножить на 0,5? Приведите примеры.
Вариант 2.
1. Выполните действия.
а) 3,2 * 5,125 в) 0,084 * 6,9
б) 60,03 : 8,7 г) 36,4 : 0,065
2. Найдите значение выражения.
(12 – 18,3) * 6,6 + 3 : 0,6 =
3. В магазин привезли 10 ящиков яблок по 3,6кг в одном ящике и 40 ящиков яблок по 3,2кг в ящике. Сколько в среднем килограмм яблок в одном ящике?
4. Из одного гнезда одновременно вылетели в противоположных направлениях две вороны. Через 0,12ч между ними было 7,8км. Скорость одной вороны 32,8км/ч. Найдите скорость полета второй вороны.
5. Как изменится число, если его разделить на 0,25? Приведите примеры.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ.
СЛОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.
1. Выберите верную запись сложения чисел 5,41 и 32,6:
а) 38,01 б) 8,67 в) 37,47 г) свой ответ.
2. При сложение чисел 3,571 и 4, 429 получили 8.
а) Да; б) нет, в) не знаю; г) свой ответ.
3. Сумма чисел 1,13 и 2,3 равна:
а)1,36 б) 3,34 в) 3,16 г) свой ответ.
4. Сумма чисел 132 и 23, 85 равна:
а) 25, 17 б) 37, 05 в) 155,85 г) свой ответ.
5. Сумма чисел 18,004 и 219 равна
а) 237, 004 б) 18,223 в) 39,904 г)свой ответ.
6. Если а = 1,09, то значение выражения 12,37 + а равно:
а) 13,46 б) 23,27 в) 22,46 г) свой ответ.
7. При увеличении числа 2495,989 на 58,49 получили:
а) 2554,038 б) 2554,479 г) 2501,838 г) свой ответ.
8.Периметр треугольника со сторонами 10,6 см, 7,23 см, 11,5 см равен:
а) 29,33 см б) 94,4 см в) 29,33 см2 г) свой ответ
9. Корень уравнения х – 15,2 =4,9 равен:
а) 20,1 б) 10,3 в)64,2 г) свой ответ
10. Собственная скорость моторной лодки 10,4 км/ч. Скорость течения реки 2 км/ч. Скорость лодки по течению реки равна:
а)12,4км б)10,6км/ч в) 12,4 км/ч г) свой ответ
11. В первый день было вспахано 14,25 га, что на 3,6 га меньше, чем во второй. За два дня
вспахали:
а)32,1 га б) 24,9 га в) 17,85 га г) свой ответ
12. Сумма чисел 356,29 и 1 равна:
а) 356,30 б) 1 в) 357,29 г) свой ответ
13. Какое число предоставлено в виде суммы разрядных слагаемых 0,8+0,002+0,00004?
а) 0,80024 б) 0,824 в) 0,80204 г) свой ответ
14. Сложите число 5,1723 с его округлением до сотых и полученную сумму увеличьте на 4,295.
а)14,6373 б)10,3423 в)14,6393 г) свой ответ
Тест на проверку качества усвоения знаний и умений по теме
« Действия с десятичными дробями» 5 класс
I вариант
1.Вычислите сумму 7,59 и 15,8.
А) 9,17 Б) 91,7 В) 23,39 Г) 22,39
2. Решите уравнение 3,2 – х = 2,68.
А) 5,88 Б) 1,66 В) 1,52 Г) 0,52
3. Найдите частное 2,1 : 0,75.
А) 0,28 Б) 0,2 В) 11,8 Г) 2,8
4. Округлите до десятых значение выражения 3,74 ∙ 2,6.
А) 9,7 Б) 97,2 В) 96,2 Г) 9,8
5. Выполните действия: 40 – 13,12 : 64.
А) 0,42 Б) 39,795 В) 39,75 Г) 37,95
6. Найдите значение выражения 4,94 : ( 7р – 4 ), если 7 – 4р = 2.
А) 10,4 Б) 1,04 В) 2,47 Г) 1,4
7. Найдите массу оконного стекла, длина которого равна 1,6 м, ширина – 75 см, толщина – 5 мм. Масса 1 м³ стекла равна 2600 кг.
А) 15,6 кг Б) 156 кг В) 12,36 Г) 16,9 кг
8. Из одного пункта вышел пешеход со скоростью 4,2 км/ч, а через 1,2ч в том же направлении выехал велосипедист. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать пешехода за 0,3 ч?
А) 16 км/ч Б) 12,6 км/ч В) 21 км/ч Г) 25,2 км/ч
II вариант
1.Вычислите разность 57,2 и 2,85.
А) 28,7 Б) 54,35 В) 55,45 Г) 29,7
2. Решите уравнение х – 5,63 = 72,5.
А) 66,87 Б) 67,97 В)78,13 Г) 77,13
3. Найдите частное 10,8 : 0,72.
А) 15 Б) 1,5 В) 0,15 Г) 14,1
4. Округлите до сотых значение выражения 37,6 ∙ 0,51.
А) 19,17 Б) 19,18 В) 191,8 Г) 19,2
5. Выполните действия: 9 – 0,168 : 1,6.
А) 5,52 Б) 7,95 В) 8,895 Г) 8,85
6. Найдите значение выражения (6с + 4) : 0,4, если 6 + 4с = 8,8.
А) 22 Б) 20,5 В) 2,05 Г) 65,5
7. Найдите массу стального листа, длина которого 1,25 м, ширина – 60 см, толщина – 4 мм. Масса 1 м³ стали равна 7800 кг.
А) 300 кг Б) 26 кг В) 23,4 кг Г) 234 кг
8. Из одного пункта со скоростью 60 км/ч отправился автобус, а через 0,2ч в том же направлении выехал мотоциклист, который догнал автобус на расстоянии 48 км от пункта отправления. С какой скоростью ехал мотоциклист?
А) 84 км/ч Б) 80 км/ч В) 72 км/ч Г) 64 км/ч
IІІ вариант
1.Вычислите разность 86,4 и 5,07.
А) 35,7 Б) 81,33 В) 91,47 Г) 13,71
2.Решите уравнение 22х + х – 1,6 = 5,3.
А) 6,87 Б) 67,9 В)0,13 Г) 0,3
3.Найдите частное 86,1 : 0,42.
А) 205 Б) 2,05 В) 20,5 Г) 14,1
4.Округлите до сотых значение выражения 3,16 ∙ 0,45.
А) 1,422 Б) 1,42 В) 14,2 Г) 14,22
5.Выполните действия: 9,6 + 3,5 : (3 – 2,3).
А) 10,1 Б) 1,46 В) 14,6 Г) 8,85
6.Ширина прямоугольного параллелепипеда 8 см, длина 6 см, а высота на 3 см больше ширины. Найдите объём прямоугольного параллелепипеда.
А) 528 Б) 52,8 В) 25 Г) 648
7.Вместимость двух сосудов 12,8 л. Первый сосуд вмещает на 3,6 л больше, чем второй. Какова вместимость большего сосуда?
А) 46 Б) 82 В) 4,6 Г) 8,2
8.Найдите значение выражения 8а + 2, если 2а + 8 = 8,4.
А) 3,6 Б) 8,4 В) 4,2 Г) 0,2
IV вариант
1.Вычислите сумму 14,3 и 5,58.
А) 8,72 Б) 70,1 В) 19,88 Г) 4,15
2.Решите уравнение 14у – 2у + 7,6 = 10.
А) 0,2 Б) 1,66 В) 1,52 Г) 0,02
3.Найдите частное 1,04 : 2,6.
А) 0,04 Б) 0,4 В) 11,8 Г) 2,8
4.Округлите до десятых значение выражения 3,8 ∙ 0,15.
А) 0,6 Б) 0,57 В) 0,5 Г) 5,7
5.Выполните действия: 6,9 + 4,5 : (2 – 1,1).
А) 7,4 Б) 3,75 В) 11,9 Г) 1,19
6.Длина прямоугольного участка земли 650 м, а ширина на 50 м меньше. Найдите площадь участка и выразите её в гектарах.
А) 325 Б) 39 В) 3900 Г) 390000
7.В двух пачках 168 тетрадей. В одной пачке в 3 раза меньше тетрадей, чем в другой. Сколько тетрадей в меньшей пачке?
А) 168 Б) 126 В) 56 Г) 42
8.Найдите значение выражения 5х – 1, если 3 – 5х = 2.
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
Историческая справка
Десятичная дробь – дробь, знаменатель которой есть целая степень числа 10. Десятичные дроби пишут без знаменателя, отделяя в числе справа запятой столько цифр, сколько нулей содержится в знаменателе.
В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.
В Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя меры длины чи: цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. Дробь вида 2,135436 выглядела так: 2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок. Так записывались дроби на протяжении двух веков, а в V веке китайский ученый Цзю-Чун-Чжи принял за единицу не чи, а чжан = 10 чи, тогда эта дробь выглядела так: 2 чжана, 1 чи, 3 цуня, 5 долей, 4 порядковых, 3 шерстинки, 6 тончайших, 0 паутинок.
Предшественниками десятичных дробей являлись шестидесятеричные дроби древних вавилонян. Некоторые элементы десятичной дроби встречаются в трудах многих ученых Европы в 12, 13, 14 веках.
Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков попытался записать арабский математик ал-Уклисиди в X веке. Свои мысли по этому поводу он выразил в "Книге разделов об индийской арифметике".
Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья аль – Каши Джемшид Ибн Масуд. Работающий в городе Самарканде в абсерватории Улугбека в начале XV века.
Записывал аль – Каши десятичные дроби так же. Как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно.
Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».
Выполните сложение 7,3 + 0,865
Чтобы сложить десятичные дроби, надо:
1) уравнять количество знаков после запятой;
2) записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;
3) выполнить сложение, не обращая внимания на запятые (как натуральных чисел);
4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Выполните вычитание 88,252 – 4,67
Чтобы вычесть десятичные дроби, надо:
1) уравнять количество знаков после запятой;
2) записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;
3) выполнить вычитание, не обращая внимания на запятые (как натуральных чисел);
4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Выполните умножение 215*6,3
1.Подпишите числа одно под другим, не обращая внимания на запятую. |
21 5 * 6,3 |
2.Умножение,как натуральные числа. |
21 5 * 6,3 + 64 5 1290 1354 5 |
3.Определите количество цифр после запятой в произведении |
21 5 - 0 цифр + 6,3 - 1 цифра - 1 цифра |
4.Определите в произведении запятой справа нужное количество цифр.
|
21 5 * 6,3 + 64 5 1290 1354,5 |
5.Ответ |
215 * 6,3 = 1354,5 |
Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:
1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую;
2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено в десятичной дроби.
Выполните умножение 4,742 * 8 0,31
Найдите частное 41,58 : 5,4
Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько знаков, сколько их после запятой в делителе, а затем выполнить деление полученных чисел.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.