Дидактический потенциал креолизованного текста
Оценка 4.7

Дидактический потенциал креолизованного текста

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
21.03.2024
Дидактический потенциал креолизованного текста
Известно, что образовательный процесс неразрывно связан с запросами общества. В век информационно-технологических открытий и высоких скоростей возникает потребность в визуализации информации, а значит, возрастает роль креолизованного текста. В статье рассматривается понятие креолизованного текста, его дидактический потенциал, позволяющий реализовать требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы. Использование КТ и работа над созданием КТ способствуют формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД как основы умения учиться.
кт для выступления для публ.docx

Филиппова Надежда Анатольевна

ГБПОУ «ДХТ им. Красной Армии», преподаватель русского языка и литературы

Российская Федерация,

Нижегородская область, город Дзержинск

Дидактический потенциал креолизованного текста

Известно, что образовательный процесс неразрывно связан с запросами общества и его механизмами развития. Потребности социума и личности напрямую определяют государственный заказ в области образования, точнее определяют цели, содержание и результаты образовательного процесса. А что же требует современное общество и человек?

В век информационно-технологических открытий и высоких скоростей человеческое сообщество находится в состоянии непрерывного поиска и переработки разнообразной информации. Процесс коммуникации усложняется, что проявляется не только в информационной насыщенности, но и в поиске новых способов представления информации.  Линейно построенные тексты предполагают долгое и вдумчивое чтение, в некоторых ситуациях это неоправданная роскошь, поэтому требуются информационно емкие тексты с прагматическим потенциалом. Возникает потребность в визуализации, а значит, возрастает роль креолизованного текста. Что же такое креолизованный текст (КТ)?

КТ – это метафорический термин, принадлежащий отечественным лингвистам Сорокину Ю. А. и Тарасову Е. Ф. По их мнению, КТ – это текст, «фактура которого состоит из двух частей: вербальной(языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам)» [5]. Данный термин происходит от словосочетания креольский язык или креолизованный язык, который образовался в результате взаимодействия коренного населения и англичан в бывших колониях.  В XX и XXI веке это понятие стало активно использоваться в рекламе, журналистике и литературе, хотя, если задуматься, берет свое начало еще с древних времен - наскальная живопись.

Классический пример использования КТ в художественной литературе – это произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Осуществляли попытки креолизировать свои тексты и русские поэты-футуристы: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский. По мнению Евгения Федоровича Ковтуна, исследователя футуризма, «Футуристическая книга являет собой полнейшее слияние литературной и художественной стороны; текст в единстве с иллюстрациями, иллюстрации в единстве и равенстве с текстом» [5]. Иногда игра со шрифтами, размером, расположением есть продолжение текста. В некоторых случаях, например, в «железобетонных» поэмах Каменского, текст без особого набора вообще не существует.

На сегодняшний день в вопросах креолизации художественного текста преуспела легендарная Марта Кетро, которая пишет свои тексты в сотрудничестве с художником Оксаной Мосаловой.

Целесообразность использование КТ подтверждают слова М. Б. Ворошиловой: «Информация, содержащаяся в текстовом сообщении, усваивается лишь на 7%, голосовые характеристики способствуют усвоению 38% информации, тогда как наличие визуального образа заметно повышает восприятие до 55%, <…> при этом использование различных паралингвистических средств автоматически переводит восприятие на подсознательный уровень» [4].

Таким образом, можно утверждать, что главная тенденция ХХI - это тенденция креолизации текста. КТ - это очень востребованная форма передачи информации в СМИ, рекламе и художественной литературе. Причины столь активного использования КТ связаны с его свойствами: 1) отличается информационной ёмкостью, 2) позволяет экономить речевые ресурсы, 3) «привлекательно» воздействует на читателя, 4) позволяет передать чувства, эмоции, авторскую оценку, 5) «играет» с читателем.

КТ давно присутствует и в образовательном процессе, однако данное понятие пока не осмысленно методически как образовательный ресурс. Каким же дидактическим потенциалом обладает КТ? Какие образовательные задачи КТ позволяет решить?

Именно КТ, благодаря органичному соединению слова с изображением, оказывает более глубокое и яркое воздействие на реципиента, раскрывая дополнительные смыслы в обоих компонентах.  С помощью КТ можно представить информацию емко и образно, сократить время объяснения, привязать абстрактные понятия к конкретным образам, сфокусировать внимание студента на важной информации.

На уроках русского языка для систематического повторения правил орфографии и пунктуации целесообразно использовать графические организаторы (ГО), которые помогают упорядочить и организовать восприятие слушающего –  дают зрительную опору. Например, использование диаграммы Венна-Эйлера (или кольца Венна из математики) позволяет провести сравнение двух и более предметом и выявит их сходства и различия. Данный вид диаграммы хорошо раскрывает отношения между понятиями, позволяет наглядно и быстро объяснить тему «Омонимия частей речи». Использование графических организаторов (схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, различная символика) позволяет привязать абстрактные понятия к конкретным образам, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.

С другой стороны, КТ может выступать как форма организации самостоятельной работы обучающихся. Особенно интересной формой работы является преобразование вербального текста, например, статьи учебника или лекции в креолизованный текст. Данный вид деятельности позволяет усовершенствовать навык переработки текста, отработать процесс кодирования и декодирования информации, а также дает возможность проявить индивидуальность и откликнуться на содержание текста через образ, рисунок. Это лучший стимул к запоминанию, при условии, что большая часть современных обучающихся визуалы.

Составление графологической структуры – это очень продуктивный вид самостоятельной работы студента по систематизации информации. Работа по созданию даже самых простых логических структур способствует развитию у студентов приемов системного анализа, выделения общих элементов и фиксирования дополнительных, умения абстрагироваться от них в нужной ситуации.

Такой творческий вид работы был введён в учебную деятельность Виктором Федоровичем Шаталовым, известным педагогом-новатором, и получил название "опорный сигнал". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

Сегодня всё большую популярность в SMM-продвижении набирает такое явление как скрайбинг или срайб-презентация. Именно этот инструмент маркетинга можно удачно использовать и на уроках словесности. Скрайбинг (от англ. scribe - чертить) – это искусство визуализации речи или графический способ привлечь внимание аудитории и обеспечить ее дополнительной информацией. Процесс рисования происходит в реальном времени, параллельно с докладом говорящего. В учебных реалиях скрайбинг можно назвать процессом создания визуального конспекта, визуальной метафоры, где сложный смысл трансформируется в наглядные образы. Скрайбинг оживляет восприятие, развивает воображение, ассоциативное мышление. Результаты скрайбинга можно использовать при проведении опроса и организации контроля. Любая структурно-логическая схема может быть использован в качестве мнемокарточки или мнемосхемы, что помогает учащимся обобщить и систематизировать информацию.

Использование схем, алгоритмов, диаграмм, символики способствует формированию привычки выделять главное, обобщать, сокращать, структурировать речь. Для студентов техникума это особенно важный навык. Как правило, наши абитуриенты не привыкли к лекционной системе, так вот общеобразовательные дисциплины в СПО должны стать так называемым мостиком к профессиональным модулям.

Использовать КТ можно на различных этапах урока. При объяснении нового материала КТ – это информативность, емкость, визуализация; при проведении опроса и контроля КТ выступает мемоопорой; при организации самостоятельной работы обучающегося КТ позволяет раскрыть творческий потенциал учащегося.

Итак, возвращаемся к нашим вопросам. Каким дидактическим потенциалом обладает КТ? Какие образовательные задачи позволяет решить?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к ФГОС. Именно ФГОС СПО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП. В основе ФГОС третьего поколения лежит компетентностный подход, который предполагает развитие личности обучающегося на основе формирования у него универсальных способов учебной деятельности.

Работа с КТ позволяет сформировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм.

Работа с КТ помогает сформировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Обучающийся сможет выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчинённых ему слов; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать; выделять явление из общего ряда других явлений; выделять главную и второстепенную информацию; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; выстраивать последовательность описываемых событий.

Использование КТ в учебной практике помогает сформировать навык смыслового чтения. Обучающийся сможет ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; определять главную тему, общую цель и назначение текста; формулировать тезисы; сопоставлять текстовые и внетекстовые компоненты; преобразовывать текст, используя новы формы представления информации (схемы, таблицы, рисунки); интерпретировать текст (сравнивать и противопоставлять информацию, делать выводы из сформулированных посылов, выражать свое отношение к тексту через образ, рисунок).

Таким образом, КТ – это не просто удобная форма передачи информации, а принципиально новый способ и подход к ее усвоению. Использование КТ на различных этапах на урок способствует формированию УУД как основы умения учиться.

Рост потребности в визуальной информации, ее органическое сочетание с вербальной открывает новые горизонты перед преподавателем.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на примере креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов / Е. Е. Анисимова. М.: Издательский центр «Академия», 2003

2.     Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: кинотекст. - Политическая лингвистика. - Выпуск (2) 22. - Екатеринбург, 2007

3.     Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. - М., 1990

4.     Безрукова В. Конспект и конспектирование // Народное образование. - 2001. - N 5

5.     Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. – М.: ИД «РИП-холдинг», 2014

 

 

Filippova N. A.

Dzerzhinsky Chemical College

Russian Federation, Nizhny Novgorod region, Dzerzhinsk

Didactic potential of creolized text


 

Филиппова Надежда Анатольевна

Филиппова Надежда Анатольевна

Футуристическая книга являет собой полнейшее слияние литературной и художественной стороны; текст в единстве с иллюстрациями, иллюстрации в единстве и равенстве с текстом» [5]

Футуристическая книга являет собой полнейшее слияние литературной и художественной стороны; текст в единстве с иллюстрациями, иллюстрации в единстве и равенстве с текстом» [5]

Например, использование диаграммы

Например, использование диаграммы

Процесс рисования происходит в реальном времени, параллельно с докладом говорящего

Процесс рисования происходит в реальном времени, параллельно с докладом говорящего

Работа с КТ помогает сформировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать…

Работа с КТ помогает сформировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать…

ЛИТЕРАТУРА 1. Анисимова

ЛИТЕРАТУРА 1. Анисимова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2024