Филиппова Надежда Анатольевна
ГБПОУ «ДХТ им. Красной Армии», преподаватель русского языка и литературы
Российская Федерация,
Нижегородская область, город Дзержинск
Дидактический потенциал креолизованного текста
Известно, что образовательный процесс неразрывно связан с запросами общества и его механизмами развития. Потребности социума и личности напрямую определяют государственный заказ в области образования, точнее определяют цели, содержание и результаты образовательного процесса. А что же требует современное общество и человек?
В век информационно-технологических открытий и высоких скоростей человеческое сообщество находится в состоянии непрерывного поиска и переработки разнообразной информации. Процесс коммуникации усложняется, что проявляется не только в информационной насыщенности, но и в поиске новых способов представления информации. Линейно построенные тексты предполагают долгое и вдумчивое чтение, в некоторых ситуациях это неоправданная роскошь, поэтому требуются информационно емкие тексты с прагматическим потенциалом. Возникает потребность в визуализации, а значит, возрастает роль креолизованного текста. Что же такое креолизованный текст (КТ)?
КТ – это метафорический термин, принадлежащий отечественным лингвистам Сорокину Ю. А. и Тарасову Е. Ф. По их мнению, КТ – это текст, «фактура которого состоит из двух частей: вербальной(языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам)» [5]. Данный термин происходит от словосочетания креольский язык или креолизованный язык, который образовался в результате взаимодействия коренного населения и англичан в бывших колониях. В XX и XXI веке это понятие стало активно использоваться в рекламе, журналистике и литературе, хотя, если задуматься, берет свое начало еще с древних времен - наскальная живопись.
Классический пример использования КТ в художественной литературе – это произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Осуществляли попытки креолизировать свои тексты и русские поэты-футуристы: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский. По мнению Евгения Федоровича Ковтуна, исследователя футуризма, «Футуристическая книга являет собой полнейшее слияние литературной и художественной стороны; текст в единстве с иллюстрациями, иллюстрации в единстве и равенстве с текстом» [5]. Иногда игра со шрифтами, размером, расположением есть продолжение текста. В некоторых случаях, например, в «железобетонных» поэмах Каменского, текст без особого набора вообще не существует.
На сегодняшний день в вопросах креолизации художественного текста преуспела легендарная Марта Кетро, которая пишет свои тексты в сотрудничестве с художником Оксаной Мосаловой.
Целесообразность использование КТ подтверждают слова М. Б. Ворошиловой: «Информация, содержащаяся в текстовом сообщении, усваивается лишь на 7%, голосовые характеристики способствуют усвоению 38% информации, тогда как наличие визуального образа заметно повышает восприятие до 55%, <…> при этом использование различных паралингвистических средств автоматически переводит восприятие на подсознательный уровень» [4].
Таким образом, можно утверждать, что главная тенденция ХХI - это тенденция креолизации текста. КТ - это очень востребованная форма передачи информации в СМИ, рекламе и художественной литературе. Причины столь активного использования КТ связаны с его свойствами: 1) отличается информационной ёмкостью, 2) позволяет экономить речевые ресурсы, 3) «привлекательно» воздействует на читателя, 4) позволяет передать чувства, эмоции, авторскую оценку, 5) «играет» с читателем.
КТ давно присутствует и в образовательном процессе, однако данное понятие пока не осмысленно методически как образовательный ресурс. Каким же дидактическим потенциалом обладает КТ? Какие образовательные задачи КТ позволяет решить?
Именно КТ, благодаря органичному соединению слова с изображением, оказывает более глубокое и яркое воздействие на реципиента, раскрывая дополнительные смыслы в обоих компонентах. С помощью КТ можно представить информацию емко и образно, сократить время объяснения, привязать абстрактные понятия к конкретным образам, сфокусировать внимание студента на важной информации.
На уроках русского языка для систематического повторения правил орфографии и пунктуации целесообразно использовать графические организаторы (ГО), которые помогают упорядочить и организовать восприятие слушающего – дают зрительную опору. Например, использование диаграммы Венна-Эйлера (или кольца Венна из математики) позволяет провести сравнение двух и более предметом и выявит их сходства и различия. Данный вид диаграммы хорошо раскрывает отношения между понятиями, позволяет наглядно и быстро объяснить тему «Омонимия частей речи». Использование графических организаторов (схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, различная символика) позволяет привязать абстрактные понятия к конкретным образам, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.
С другой стороны, КТ может выступать как форма организации самостоятельной работы обучающихся. Особенно интересной формой работы является преобразование вербального текста, например, статьи учебника или лекции в креолизованный текст. Данный вид деятельности позволяет усовершенствовать навык переработки текста, отработать процесс кодирования и декодирования информации, а также дает возможность проявить индивидуальность и откликнуться на содержание текста через образ, рисунок. Это лучший стимул к запоминанию, при условии, что большая часть современных обучающихся визуалы.
Составление графологической структуры – это очень продуктивный вид самостоятельной работы студента по систематизации информации. Работа по созданию даже самых простых логических структур способствует развитию у студентов приемов системного анализа, выделения общих элементов и фиксирования дополнительных, умения абстрагироваться от них в нужной ситуации.
Такой творческий вид работы был введён в учебную деятельность Виктором Федоровичем Шаталовым, известным педагогом-новатором, и получил название "опорный сигнал". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.
Сегодня всё большую популярность в SMM-продвижении набирает такое явление как скрайбинг или срайб-презентация. Именно этот инструмент маркетинга можно удачно использовать и на уроках словесности. Скрайбинг (от англ. scribe - чертить) – это искусство визуализации речи или графический способ привлечь внимание аудитории и обеспечить ее дополнительной информацией. Процесс рисования происходит в реальном времени, параллельно с докладом говорящего. В учебных реалиях скрайбинг можно назвать процессом создания визуального конспекта, визуальной метафоры, где сложный смысл трансформируется в наглядные образы. Скрайбинг оживляет восприятие, развивает воображение, ассоциативное мышление. Результаты скрайбинга можно использовать при проведении опроса и организации контроля. Любая структурно-логическая схема может быть использован в качестве мнемокарточки или мнемосхемы, что помогает учащимся обобщить и систематизировать информацию.
Использование схем, алгоритмов, диаграмм, символики способствует формированию привычки выделять главное, обобщать, сокращать, структурировать речь. Для студентов техникума это особенно важный навык. Как правило, наши абитуриенты не привыкли к лекционной системе, так вот общеобразовательные дисциплины в СПО должны стать так называемым мостиком к профессиональным модулям.
Использовать КТ можно на различных этапах урока. При объяснении нового материала КТ – это информативность, емкость, визуализация; при проведении опроса и контроля КТ выступает мемоопорой; при организации самостоятельной работы обучающегося КТ позволяет раскрыть творческий потенциал учащегося.
Итак, возвращаемся к нашим вопросам. Каким дидактическим потенциалом обладает КТ? Какие образовательные задачи позволяет решить?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к ФГОС. Именно ФГОС СПО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП. В основе ФГОС третьего поколения лежит компетентностный подход, который предполагает развитие личности обучающегося на основе формирования у него универсальных способов учебной деятельности.
Работа с КТ позволяет сформировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм.
Работа с КТ помогает сформировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Обучающийся сможет выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчинённых ему слов; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать; выделять явление из общего ряда других явлений; выделять главную и второстепенную информацию; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; выстраивать последовательность описываемых событий.
Использование КТ в учебной практике помогает сформировать навык смыслового чтения. Обучающийся сможет ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; определять главную тему, общую цель и назначение текста; формулировать тезисы; сопоставлять текстовые и внетекстовые компоненты; преобразовывать текст, используя новы формы представления информации (схемы, таблицы, рисунки); интерпретировать текст (сравнивать и противопоставлять информацию, делать выводы из сформулированных посылов, выражать свое отношение к тексту через образ, рисунок).
Таким образом, КТ – это не просто удобная форма передачи информации, а принципиально новый способ и подход к ее усвоению. Использование КТ на различных этапах на урок способствует формированию УУД как основы умения учиться.
Рост потребности в визуальной информации, ее органическое сочетание с вербальной открывает новые горизонты перед преподавателем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на примере креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов / Е. Е. Анисимова. М.: Издательский центр «Академия», 2003
2. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: кинотекст. - Политическая лингвистика. - Выпуск (2) 22. - Екатеринбург, 2007
3. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. - М., 1990
4. Безрукова В. Конспект и конспектирование // Народное образование. - 2001. - N 5
5. Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. – М.: ИД «РИП-холдинг», 2014
Filippova N. A.
Dzerzhinsky Chemical College
Russian Federation, Nizhny Novgorod region, Dzerzhinsk
Didactic potential of creolized text
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.