Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс
Оценка 4.9

Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
11 кл
28.01.2018
Дидактический проект по биологии  Тема: «Размножение и развитие организмов»  11-12 класс
При поступлении в ВУЗ, готовясь по отдельным темам по биологии, некоторые вопросы не достаточно повторяются, как бы ускользают от внимания уч-ся; либо оказываются трудными, проблемными. Приблизить ваш уровень знаний по теме к уровню, необходимому для сдачи бакалавра по биологии и поступлению в ВУЗ, и призван сегодняшний урок – консультация. Он разбит на несколько этапов, каждый из которых содержит материал для обобщения, систематизации и конкретизации знаний. Работая на этих этапах, выбудете заполнять таблицы, выступать и дополнительной информацией, получаемой из дополнительных источников; отвечать на вопросы, тесты, писать биологич. Диктант. А в конце урока заполните итоговую анкету.все этапы урока и деятельность учителя и учащихся
размн-е и разв-е орг-мов 11 кл.doc
Этапы  урока цели Учебные задания Деятельность учителя При поступлении в ВУЗ,  готовясь  по отдельным темам по биологии, некоторые  вопросы не достаточно  повторяются, как бы  ускользают от внимания уч­ся; либо оказываются трудными,  проблемными. Приблизить ваш уровень  знаний по теме к уровню,  необходимому для сдачи  бакалавра по биологии и  поступлению в ВУЗ, и призван сегодняшний урок –  консультация. Он разбит на  несколько этапов, каждый из  которых содержит материал  для обобщения,  систематизации и  конкретизации знаний.  Работая на этих этапах,  выбудете заполнять таблицы,  выступать и дополнительной  информацией, получаемой из  дополнительных источников;  отвечать на вопросы, тесты,  писать биологич. Диктант. А в конце урока заполните  итоговую анкету. По всем вопросам,  вызывающим затруднения,  можно получить  консультацию либо у учителя,  либо у более осведомленных  одноклассников, либо из  словарей – справочников. Вам необходимо заполнить  таблицу по вариантам Вводное  слово  учителя Заинтерес овать  учащихся Быст рое  вклю чение в  работ у 1 этап «Формы  и  способы  размноже ния» С1 С5 С6 С7 С8 С11 Заполнени е таблицы  (начерчена на доске) Деятельность  учащихся Слушают и отмечают  этапы и цели. Оценивание,  форма  проверки Заполняют таблицу (см. приложение №1) Работа в парах. После  заполнения  таблицы по 1  чел. от варианта Идет к доске  для заполнения  таблицы по  данным уч­ся. С11 С12 Обсужден ие  вопросов. Сообщени е уч­ся. Вопросы: 1.Необходим ли пол? 2.В каких случаях половое  размножение оказывается  благом? (информация 1 – см.  приложение 2). (сообщения уч­ся по  данным вопросам,  приготовленные заранее; или обсуждение  вопросов на имеющемся  запасе знаний). Этап 2  «Типы  деления  клеток». С9 С11 Выводы:  запись в  тетради Программ ированный опрос  (выполняе тся по  двум  вариантам ) Обсужден ие  вопросов С8 С11 С7 С8 С11 С12 Выводы: 1.выделяют две основные  формы размножения:  бесполое и половое. 2.существует разнообразие  форм и способов  размножения, которое  обеспечивает непрерывность и преемственность жизни. 3.различные формы и способы размножения живых  организмов обеспечивают их  приспособление к среде  обитания. 1.этот процесс имеет место  при созревании гамет 2.перед началом деления  удваивается ДНК. 3.ядро клетки делится 1 раз. 4.образуются соматические  клетки. 5.имеет место кроссинговер. 6.в результате процесса  образуются гаметы. 7.гомологичные хроматиды  конъюгируют. 8.ядро делится 2 раза. 9.образующиеся клетки имеют диплоидный набор хромосом. 10.конъюгация гомологичных  хромосом отсутствует. 11.типичное деление клеток. 12.имеет место редукционное  деление. 13.образуются биваленты. 14.создается возможность для  возникновения в гаметах  новых генных комбинаций. 15.на одной из стадий  наблюдается конденсация  хромосом. 1.основная роль в делении  клеток отводится ядру и  хромосомам. А может ли  деление происходить без  хромосом? 2.Какое биологическое  значение имеет мейоз и митоз  в размножении организмов и  сохранении относительного  постоянства видов? (информация 2 – см.  Уч­ся записывают  выводы, делая их  самостоятельно или при  помощи учителя. Выполняется по двум  вариантам: 1­й вариант выписывает  номера, касающиеся  митоза, 2­й вариант –  касающиеся мейоза. Слушают и выбирают  правильные ответы. После  выполнения  программирован ного опроса уч­ ся сверяют свои ответы с  правильными,  написанными на доске или  названными  учителем: 1. 2  3  4  9  10 11  15 1   2   5   6    7  8   12   13 14   15. 2. (самопроверка  по парам). Уч­ся обсуждают в  группах или по парам и  высказывают свои  мнения. Работа в  группах или по  парам. Делают выводы  самостоятельно или с  помощью учителя и  записывают в тетрадь. Уч­ся слушают и  выписывают ответы После  окончания теста взаимопроверка. 1. 2. 3. 4. 5. в б, д б,в а, б, в б С9 С11 Выводы  записываю тся в  тетрадь 3 этап  «Гаметог енез» Тест  (выбрать  правильны е  утвержден я) С2 С3 С8 С11 приложение №3) Выводы: 1.Все новые клетки  образуются путем деления  уже существующих. 2.В основе всех форм  бесполого размножения лежит митотическое деление клеток. 3.Основой комбинативной  изменчивости,  обеспечивающей генетическое разнообразие гамет и  поддерживающей постоянство кариотипа в ряду поколений  организмов, размножающихся  половым путем, является  мейоз. Выберите правильные  утверждения: 1.при гаметогенезе  мейотическое деление клеток  происходит в зоне: а) роста  б) размножения в) созревания  г)  формирования 2.для сперматогенеза  характерно: а) выраженный период роста б) выраженный период  формирования в) образование 1  сперматозоида из одного  сперматоцита 1­го порядка г) обр­е 2­х сперматозоидов из сперматоцита 1­го порядка д) обр­е 4­х сперматозоидов  из сперматоцита 1­го порядка 3.для яйцеклеток характерно: а) акросома  б) желток в) снижение роли ядерно­ плазматических отношений г) интенсификация обменных  процессов 4.отличительными признаками гамет являются: а) гаплоидность  б)  возникновение в результате  митоза  в) изменение ядерно­ плазматических отношений г) диплоидность  д)  возникновение в результате  мейоза Обсужден ие  вопросов выводы С2 С5 С6 С7 С8 С11 С12 С9 4 этап  «Оплодо творение. Онтогене з». С4 С6 С8 С11 Биологиче ский  диктант 5. процессу оплодотворения  способствует: а) желток в ооплазме б) акросома   в) снижение  метаболизма в яйцеклетке г) изменение ядерно­ плазматических отношений д) гаплоидный набор  хромосом 1. Между женскими и  мужскими гаметами  существуют различия. А  есть ли различия между  гаметами одного типа? 2. Докажите, что строение и  функции половых клеток  тесно взаимосвязаны. (информация 3 – см.  приложение №4). 1. Гаметы –  высокоспециализированны е клетки с гаплоидным  набором хромосом. 2. Главным событием  гаметогенеза является  период созревания –  мейоз, в результате  которого образуются  гаплоидные клетки. Работа в  группах или по  парам. Уч­ся обсуждают по  парам или в группах и  дают свои  предположения. Уч­ся записывают  выводы самостоятельно  или с помощью учителя. 3. Гаметы имеют строение,  соответствующее  выполняемым функциям. 1.Что такое сингамия? 2.как называется  оплодотворенная яйцеклетка? 3.какой процесс начинается в  оплодотворенной яйцеклетке? 4.чем этот процесс отличается от мейоза? 5.как называется первая  стадия развития зародыша? 6.что для неё характерно? 7.как называется вторая  стадия развития зародыша? 8.какие слои различаются в  эмбрионе на этой стадии? 9.что развивается из  мезодермы? 10.на какие этапы можно  разделить онтогенез? Уч­ся записывают  термины­определения: 1.слияние ядер гамет. 2.зигота 3.дробление 4.число хромосом в  клетке изменяется 5.бластула 6.один слой клеток 7.гаструла 8.эктодерма и энтодерма 9.кости, хрящи, мышцы 10.эмбриональный и  постэмбриональный. По окончании  диктанта идет  самопроверка  по парам  (учитель читает  ответы или уч­ ся называют  свои ответы и  учитель  комментирует  их). Обсужден ие  вопросов Практичес кая работа 1.что такое оплодотворение? 2.рассмотрите микропрепарат «дробление зиготы» и  расскажите о процессах,  происходящих на стадии  бластулы, гаструлы, нейрулы. С12 С4 С5 С6 С9 С10 С11 Уч­ся рассматривают  препарат, обсуждают и  дают ответ, при этом  пользуясь таблицами.  Всё записывают в  тетради. Работа в  группах и по  парам Самостоятельная работа с учебником Общая  биология для 10­11 кл.  А.О.Рувинского Работа по парам Записывают выводы в  тетради. Уч­ся отвечают на  вопросы анкеты,  которую им раздал  учитель Самостоя тельная  работа с  учебник. выводы 5 этап.  Подведен ие  итогов. С6 Итоговое  анкетиров ание 1.оплодотворение – процесс  слияния сперматозоида и  яйцеклетки,  сопровождающийся  объединением геномов  отцовского и материнского  организмов и завершающийся  образованием зиготы. 2.вся совокупность  преобразований с момента  образования зиготы до  прекращения существования  организма наз. онтогенезом.  Это процесс реализации  наследственной информации  особи в определенных  условиях среды. 1.какие вопросы изучаемой  темы показались вам наиболее интересными и  познавательными? 2.какие вопросы вызвали  затруднение в понимании? 3.какие вопросы были  скучными, не заинтересовали  вас? 4.какие ваши знания по данной теме нуждаются в  дополнительной доработке? 5.по каким вопросам вам  хотелось бы получить  дополнительные сведения,  научную информацию,  расширить круг проблемных  вопросов? 6.какие бы вопросы вы сами  хотели включить в изучение  по данной теме? Проблемн ые  вопросы Дом.  задание С5 С7 С8 С9 С10 С11 С12 Оцениван ие  работы  уч­ся 1.какую роль играют  нуклеиновые кислоты и белки  в размножении организмов? 2.у многих видов  индивидуумы –  гермафродиты. В чём состоит  преимущество  гермафродитизма по  сравнению с  раздельнополостью, и есть ли  оно? 3.почему ни у одного вида  никогда не бывает больше 2­х  полов? Учитель оценивает работу уч­ ся по тестам, за обсуждение  вопросов, за дополнительную  информацию. Записывают в тетради  дом.зад. Ученики называют свои  оценки за тесты. Оценки за тест: Количество  правильных  ответов,  написанных  учеником,  умножается на  10 и делится на  число  правильных  ответов в тесте. 1­й тест: 1вар.­ 7 ответов 2вар.­ 10  ответов 2­й тест: в пяти вопросах 9 правильных  ответах. 3­й тест: 10 вопросов –  каждый  правильный  ответ 1б. Приложение     Приложение №1 Формы  размножени я Способы  размножения Вариант №1 Виды  организмов 1. 2. 3. 4. 5. смороди на пчела дождево й червь подосин овик амёба  обыкнов енная Вариант №2 Виды  организмов Формы  размножени я Способы  размножения 1. 2. 3. улотрик с земляни ка картофе ль 4. морская звезда 5. дафния Приложение №2  (информация 1).     Половое размножение появилось более 3 млрд. лет назад и  встречается во всех группах ныне существующих организмов.  Сущность полового размножения заключается в объединении  генетической информации от двух особей одного вида – родителей –  в наследственном материале потомка.    Наследственный материал каждой дочерней особи представляет  собой уникальную комбинацию генетической информации родителей. Образующиеся в результате полового размножения организмы  отличаются друг от друга по генотипу, признакам, свойствам,  характеру адаптации к условиям обитания. Т.О. биологическое  значение полового размножения заключается не только в  воспроизведении особей, но и в обеспечении биологического  разнообразия видов, их адаптивных возможностей и эволюционных  перспектив. Это позволяет считать половое размножение  биологически более прогрессивным, чем бесполое. Приложение №3  (информация 2)    Клеточное деление обеспечивает у одноклеточных организмов  увеличение их числа, лежит в основе роста тканей и процессов  полового размножения у многоклеточных организмов. Процесс  деления клеток обычно сопровождается глубокими изменениями в  клеточном ядре. Различают непрямое (сложное) деление, или митоз  (кариокинез); редукционное, или мейоз; и прямое (простое), или  амитоз. Амитоз происходит путем деления ядрышка с последующей  перетяжкой всего тела ядра без образования хромосом и  ахроматинового веретена. При амитозе не обеспечивается  равномерного распределения генетического материала каждой  хромосомы между дочерними клетками.    Биологическое значение митоза заключается в поддержании  постоянства числа хромосом в клеточных поколениях, т.е. дочерние  клетки получают такую же генетическую информацию. Какая  содержалась в ядре материнской клетки. Биологическое значение мейоза заключается в создании  уникальных комбинаций наследственного материала и закреплении  возникающих у отдельных особей наследственных изменений. Это  обуславливает генетическое разнообразие особей в пределах вида и  служит основой для воспроизведения вида и дальнейшей его  эволюции. Приложение №4 (информация 3).     Яйцеклетки разных организмов различаются количеством и  характером распределения желтка. Различают несколько типов  яйцеклеток. Изолецитательными называют относительно мелкие  яйцеклетки с  небольшим количеством равномерно распределенного  желтка. Ядро в них располагается ближе к центру. Такие яйцеклетки  у червей, моллюсков, иглокожих, ланцетника. Умеренно  телолецитальные яйцеклетки у осетровых рыб и земноводных. Резко  телолецитальные у некоторых рыб, пресмыкающихся, птиц и  яйцекладущих. Они содержат очень много желтка, занимающего  почти весь объем цитоплазмы яйцеклетки. Алецитальные яйцеклетки  практически лишены желтка, имеют микроскопически малые  размеры и характерны для плацентарных млекопитающих, в том  числе и для человека.    У многих простейших организмов мужские и женские гаметы  одинаковых размеров и формы и обе подвижны (изогамия). Чтобы  произошло оплодотворение, гаметам необходимо найти друг друга.  Необходимо также обеспечить зиготу достаточным запасом  питательных вещ­в и защитными оболочками. Эти функции в  процессе эволюции разделились между мужскими и женскими  гаметами. Поэтому у большинства животных мужские гаметы  маленькие и подвижные, а женские более крупные, содержат много  питательных вещ­в и не способны двигаться (анизогамия, или  оогамия). Дидактический проект по биологии  11 Тема: «Размножение и развитие организмов» Класс:      Цели:            С1 – дать определения и сформулировать сущность  основных типов и форм размножения;               С2 – охарактеризовать особенности строения и функции  гамет;               С3 – объяснить сущность и особенности сперматогенеза и овогенеза;               С4 – сформулировать сущность и описать механизм  оплодотворения;               С5 – продолжить формирование умения работать с  дополнительной литературой;               С6 – научиться выделять главные вопросы,  второстепенные вопросы и вопросы, вызывающие затруднения,  и работать над ними; С7 – уметь связывать пройденный материал с новым;               С8 – уметь применять на практике полученные ранее  знания;               С9 – уметь самостоятельно делать выводы;               С10 – уметь самостоятельно добывать знания;               С11 – знать и понимать термины, процессы, свойства,  связанные с размножением и развитием организмов;               С12 – уметь аргументировать, доказывать при ответах  (особенно на проблемные вопросы) Тип урока:   обобщающий   Форма проведения урока: консультация    Методы и приёмы обучения: самостоятельная работа в группах и по парам, эвристический, проблемный,  практическая работа Оборудование: задания для уч­ся (тесты, карточки),  плакаты, таблицы, дополнительная литература,  микроскоп, микропрепараты                  Учитель биологии (2­я дидактическая  категория)– Князева Т.А.

Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс

Дидактический проект по биологии  Тема: «Размножение и развитие организмов»  11-12 класс

Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс

Дидактический проект по биологии  Тема: «Размножение и развитие организмов»  11-12 класс

Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс

Дидактический проект по биологии  Тема: «Размножение и развитие организмов»  11-12 класс

Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс

Дидактический проект по биологии  Тема: «Размножение и развитие организмов»  11-12 класс

Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс

Дидактический проект по биологии  Тема: «Размножение и развитие организмов»  11-12 класс

Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс

Дидактический проект по биологии  Тема: «Размножение и развитие организмов»  11-12 класс

Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс

Дидактический проект по биологии  Тема: «Размножение и развитие организмов»  11-12 класс

Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс

Дидактический проект по биологии  Тема: «Размножение и развитие организмов»  11-12 класс

Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс

Дидактический проект по биологии  Тема: «Размножение и развитие организмов»  11-12 класс

Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс

Дидактический проект по биологии  Тема: «Размножение и развитие организмов»  11-12 класс

Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс

Дидактический проект по биологии  Тема: «Размножение и развитие организмов»  11-12 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018