Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
11 кл
28.01.2018
При поступлении в ВУЗ, готовясь по отдельным темам по биологии, некоторые вопросы не достаточно повторяются, как бы ускользают от внимания уч-ся; либо оказываются трудными, проблемными.
Приблизить ваш уровень знаний по теме к уровню, необходимому для сдачи бакалавра по биологии и поступлению в ВУЗ, и призван сегодняшний урок – консультация. Он разбит на несколько этапов, каждый из которых содержит материал для обобщения, систематизации и конкретизации знаний. Работая на этих этапах, выбудете заполнять таблицы, выступать и дополнительной информацией, получаемой из дополнительных источников; отвечать на вопросы, тесты, писать биологич. Диктант. А в конце урока заполните итоговую анкету.все этапы урока и деятельность учителя и учащихся
размн-е и разв-е орг-мов 11 кл.doc
Этапы
урока
цели Учебные
задания
Деятельность учителя
При поступлении в ВУЗ,
готовясь по отдельным темам
по биологии, некоторые
вопросы не достаточно
повторяются, как бы
ускользают от внимания учся;
либо оказываются трудными,
проблемными.
Приблизить ваш уровень
знаний по теме к уровню,
необходимому для сдачи
бакалавра по биологии и
поступлению в ВУЗ, и призван
сегодняшний урок –
консультация. Он разбит на
несколько этапов, каждый из
которых содержит материал
для обобщения,
систематизации и
конкретизации знаний.
Работая на этих этапах,
выбудете заполнять таблицы,
выступать и дополнительной
информацией, получаемой из
дополнительных источников;
отвечать на вопросы, тесты,
писать биологич. Диктант. А в
конце урока заполните
итоговую анкету.
По всем вопросам,
вызывающим затруднения,
можно получить
консультацию либо у учителя,
либо у более осведомленных
одноклассников, либо из
словарей – справочников.
Вам необходимо заполнить
таблицу по вариантам
Вводное
слово
учителя
Заинтерес
овать
учащихся
Быст
рое
вклю
чение
в
работ
у
1 этап
«Формы
и
способы
размноже
ния»
С1
С5
С6
С7
С8
С11
Заполнени
е таблицы
(начерчена
на доске)
Деятельность
учащихся
Слушают и отмечают
этапы и цели.
Оценивание,
форма
проверки
Заполняют таблицу
(см. приложение №1)
Работа в парах.
После
заполнения
таблицы по 1
чел. от варианта
Идет к доске
для заполнения
таблицы по
данным учся.
С11
С12
Обсужден
ие
вопросов.
Сообщени
е учся.
Вопросы:
1.Необходим ли пол?
2.В каких случаях половое
размножение оказывается
благом?
(информация 1 – см.
приложение 2).
(сообщения учся по
данным вопросам,
приготовленные заранее;
или обсуждение
вопросов на имеющемся
запасе знаний). Этап 2
«Типы
деления
клеток».
С9
С11
Выводы:
запись в
тетради
Программ
ированный
опрос
(выполняе
тся по
двум
вариантам
)
Обсужден
ие
вопросов
С8
С11
С7
С8
С11
С12
Выводы:
1.выделяют две основные
формы размножения:
бесполое и половое.
2.существует разнообразие
форм и способов
размножения, которое
обеспечивает непрерывность и
преемственность жизни.
3.различные формы и способы
размножения живых
организмов обеспечивают их
приспособление к среде
обитания.
1.этот процесс имеет место
при созревании гамет
2.перед началом деления
удваивается ДНК.
3.ядро клетки делится 1 раз.
4.образуются соматические
клетки.
5.имеет место кроссинговер.
6.в результате процесса
образуются гаметы.
7.гомологичные хроматиды
конъюгируют.
8.ядро делится 2 раза.
9.образующиеся клетки имеют
диплоидный набор хромосом.
10.конъюгация гомологичных
хромосом отсутствует.
11.типичное деление клеток.
12.имеет место редукционное
деление.
13.образуются биваленты.
14.создается возможность для
возникновения в гаметах
новых генных комбинаций.
15.на одной из стадий
наблюдается конденсация
хромосом.
1.основная роль в делении
клеток отводится ядру и
хромосомам. А может ли
деление происходить без
хромосом?
2.Какое биологическое
значение имеет мейоз и митоз
в размножении организмов и
сохранении относительного
постоянства видов?
(информация 2 – см.
Учся записывают
выводы, делая их
самостоятельно или при
помощи учителя.
Выполняется по двум
вариантам:
1й вариант выписывает
номера, касающиеся
митоза, 2й вариант –
касающиеся мейоза.
Слушают и выбирают
правильные ответы.
После
выполнения
программирован
ного опроса уч
ся сверяют свои
ответы с
правильными,
написанными на
доске или
названными
учителем:
1.
2 3 4 9 10
11 15
1 2 5 6
7 8 12 13
14 15.
2.
(самопроверка
по парам).
Учся обсуждают в
группах или по парам и
высказывают свои
мнения.
Работа в
группах или по
парам. Делают выводы
самостоятельно или с
помощью учителя и
записывают в тетрадь.
Учся слушают и
выписывают ответы
После
окончания теста
взаимопроверка.
1.
2.
3.
4.
5.
в
б, д
б,в
а, б, в
б
С9
С11
Выводы
записываю
тся в
тетрадь
3 этап
«Гаметог
енез»
Тест
(выбрать
правильны
е
утвержден
я)
С2
С3
С8
С11
приложение №3)
Выводы:
1.Все новые клетки
образуются путем деления
уже существующих.
2.В основе всех форм
бесполого размножения лежит
митотическое деление клеток.
3.Основой комбинативной
изменчивости,
обеспечивающей генетическое
разнообразие гамет и
поддерживающей постоянство
кариотипа в ряду поколений
организмов, размножающихся
половым путем, является
мейоз.
Выберите правильные
утверждения:
1.при гаметогенезе
мейотическое деление клеток
происходит в зоне:
а) роста б) размножения
в) созревания г)
формирования
2.для сперматогенеза
характерно:
а) выраженный период роста
б) выраженный период
формирования
в) образование 1
сперматозоида из одного
сперматоцита 1го порядка
г) обре 2х сперматозоидов из
сперматоцита 1го порядка
д) обре 4х сперматозоидов
из сперматоцита 1го порядка
3.для яйцеклеток характерно:
а) акросома б) желток
в) снижение роли ядерно
плазматических отношений
г) интенсификация обменных
процессов
4.отличительными признаками
гамет являются:
а) гаплоидность б)
возникновение в результате
митоза в) изменение ядерно
плазматических отношений
г) диплоидность д)
возникновение в результате
мейоза Обсужден
ие
вопросов
выводы
С2
С5
С6
С7
С8
С11
С12
С9
4 этап
«Оплодо
творение.
Онтогене
з».
С4
С6
С8
С11
Биологиче
ский
диктант
5. процессу оплодотворения
способствует:
а) желток в ооплазме
б) акросома в) снижение
метаболизма в яйцеклетке
г) изменение ядерно
плазматических отношений
д) гаплоидный набор
хромосом
1. Между женскими и
мужскими гаметами
существуют различия. А
есть ли различия между
гаметами одного типа?
2. Докажите, что строение и
функции половых клеток
тесно взаимосвязаны.
(информация 3 – см.
приложение №4).
1. Гаметы –
высокоспециализированны
е клетки с гаплоидным
набором хромосом.
2. Главным событием
гаметогенеза является
период созревания –
мейоз, в результате
которого образуются
гаплоидные клетки.
Работа в
группах или по
парам.
Учся обсуждают по
парам или в группах и
дают свои
предположения.
Учся записывают
выводы самостоятельно
или с помощью учителя.
3. Гаметы имеют строение,
соответствующее
выполняемым функциям.
1.Что такое сингамия?
2.как называется
оплодотворенная яйцеклетка?
3.какой процесс начинается в
оплодотворенной яйцеклетке?
4.чем этот процесс отличается
от мейоза?
5.как называется первая
стадия развития зародыша?
6.что для неё характерно?
7.как называется вторая
стадия развития зародыша?
8.какие слои различаются в
эмбрионе на этой стадии?
9.что развивается из
мезодермы?
10.на какие этапы можно
разделить онтогенез?
Учся записывают
терминыопределения:
1.слияние ядер гамет.
2.зигота
3.дробление
4.число хромосом в
клетке изменяется
5.бластула
6.один слой клеток
7.гаструла
8.эктодерма и энтодерма
9.кости, хрящи, мышцы
10.эмбриональный и
постэмбриональный.
По окончании
диктанта идет
самопроверка
по парам
(учитель читает
ответы или уч
ся называют
свои ответы и
учитель
комментирует
их). Обсужден
ие
вопросов
Практичес
кая работа
1.что такое оплодотворение?
2.рассмотрите микропрепарат
«дробление зиготы» и
расскажите о процессах,
происходящих на стадии
бластулы, гаструлы, нейрулы.
С12
С4
С5
С6
С9
С10
С11
Учся рассматривают
препарат, обсуждают и
дают ответ, при этом
пользуясь таблицами.
Всё записывают в
тетради.
Работа в
группах и по
парам
Самостоятельная работа
с учебником Общая
биология для 1011 кл.
А.О.Рувинского
Работа по парам
Записывают выводы в
тетради.
Учся отвечают на
вопросы анкеты,
которую им раздал
учитель
Самостоя
тельная
работа с
учебник.
выводы
5 этап.
Подведен
ие
итогов.
С6
Итоговое
анкетиров
ание
1.оплодотворение – процесс
слияния сперматозоида и
яйцеклетки,
сопровождающийся
объединением геномов
отцовского и материнского
организмов и завершающийся
образованием зиготы.
2.вся совокупность
преобразований с момента
образования зиготы до
прекращения существования
организма наз. онтогенезом.
Это процесс реализации
наследственной информации
особи в определенных
условиях среды.
1.какие вопросы изучаемой
темы показались вам наиболее
интересными и
познавательными?
2.какие вопросы вызвали
затруднение в понимании?
3.какие вопросы были
скучными, не заинтересовали
вас?
4.какие ваши знания по данной
теме нуждаются в
дополнительной доработке?
5.по каким вопросам вам
хотелось бы получить
дополнительные сведения,
научную информацию,
расширить круг проблемных
вопросов?
6.какие бы вопросы вы сами
хотели включить в изучение
по данной теме? Проблемн
ые
вопросы
Дом.
задание
С5
С7
С8
С9
С10
С11
С12
Оцениван
ие
работы
учся
1.какую роль играют
нуклеиновые кислоты и белки
в размножении организмов?
2.у многих видов
индивидуумы –
гермафродиты. В чём состоит
преимущество
гермафродитизма по
сравнению с
раздельнополостью, и есть ли
оно?
3.почему ни у одного вида
никогда не бывает больше 2х
полов?
Учитель оценивает работу уч
ся по тестам, за обсуждение
вопросов, за дополнительную
информацию.
Записывают в тетради
дом.зад.
Ученики называют свои
оценки за тесты.
Оценки за тест:
Количество
правильных
ответов,
написанных
учеником,
умножается на
10 и делится на
число
правильных
ответов в тесте.
1й тест:
1вар. 7 ответов
2вар. 10
ответов
2й тест:
в пяти вопросах
9 правильных
ответах.
3й тест:
10 вопросов –
каждый
правильный
ответ 1б. Приложение
Приложение №1
Формы
размножени
я
Способы
размножения
Вариант №1
Виды
организмов
1.
2.
3.
4.
5.
смороди
на
пчела
дождево
й червь
подосин
овик
амёба
обыкнов
енная
Вариант №2
Виды
организмов
Формы
размножени
я
Способы
размножения
1.
2.
3.
улотрик
с
земляни
ка
картофе
ль
4. морская
звезда 5.
дафния
Приложение №2 (информация 1).
Половое размножение появилось более 3 млрд. лет назад и
встречается во всех группах ныне существующих организмов.
Сущность полового размножения заключается в объединении
генетической информации от двух особей одного вида – родителей –
в наследственном материале потомка.
Наследственный материал каждой дочерней особи представляет
собой уникальную комбинацию генетической информации родителей.
Образующиеся в результате полового размножения организмы
отличаются друг от друга по генотипу, признакам, свойствам,
характеру адаптации к условиям обитания. Т.О. биологическое
значение полового размножения заключается не только в
воспроизведении особей, но и в обеспечении биологического
разнообразия видов, их адаптивных возможностей и эволюционных
перспектив. Это позволяет считать половое размножение
биологически более прогрессивным, чем бесполое.
Приложение №3 (информация 2)
Клеточное деление обеспечивает у одноклеточных организмов
увеличение их числа, лежит в основе роста тканей и процессов
полового размножения у многоклеточных организмов. Процесс
деления клеток обычно сопровождается глубокими изменениями в
клеточном ядре. Различают непрямое (сложное) деление, или митоз
(кариокинез); редукционное, или мейоз; и прямое (простое), или
амитоз. Амитоз происходит путем деления ядрышка с последующей
перетяжкой всего тела ядра без образования хромосом и
ахроматинового веретена. При амитозе не обеспечивается
равномерного распределения генетического материала каждой
хромосомы между дочерними клетками.
Биологическое значение митоза заключается в поддержании
постоянства числа хромосом в клеточных поколениях, т.е. дочерние
клетки получают такую же генетическую информацию. Какая
содержалась в ядре материнской клетки. Биологическое значение мейоза заключается в создании
уникальных комбинаций наследственного материала и закреплении
возникающих у отдельных особей наследственных изменений. Это
обуславливает генетическое разнообразие особей в пределах вида и
служит основой для воспроизведения вида и дальнейшей его
эволюции.
Приложение №4 (информация 3).
Яйцеклетки разных организмов различаются количеством и
характером распределения желтка. Различают несколько типов
яйцеклеток. Изолецитательными называют относительно мелкие
яйцеклетки с небольшим количеством равномерно распределенного
желтка. Ядро в них располагается ближе к центру. Такие яйцеклетки
у червей, моллюсков, иглокожих, ланцетника. Умеренно
телолецитальные яйцеклетки у осетровых рыб и земноводных. Резко
телолецитальные у некоторых рыб, пресмыкающихся, птиц и
яйцекладущих. Они содержат очень много желтка, занимающего
почти весь объем цитоплазмы яйцеклетки. Алецитальные яйцеклетки
практически лишены желтка, имеют микроскопически малые
размеры и характерны для плацентарных млекопитающих, в том
числе и для человека.
У многих простейших организмов мужские и женские гаметы
одинаковых размеров и формы и обе подвижны (изогамия). Чтобы
произошло оплодотворение, гаметам необходимо найти друг друга.
Необходимо также обеспечить зиготу достаточным запасом
питательных вещв и защитными оболочками. Эти функции в
процессе эволюции разделились между мужскими и женскими
гаметами. Поэтому у большинства животных мужские гаметы
маленькие и подвижные, а женские более крупные, содержат много
питательных вещв и не способны двигаться (анизогамия, или
оогамия). Дидактический проект по биологии
11
Тема: «Размножение и развитие организмов»
Класс:
Цели:
С1 – дать определения и сформулировать сущность
основных типов и форм размножения;
С2 – охарактеризовать особенности строения и функции
гамет;
С3 – объяснить сущность и особенности сперматогенеза и
овогенеза;
С4 – сформулировать сущность и описать механизм
оплодотворения;
С5 – продолжить формирование умения работать с
дополнительной литературой;
С6 – научиться выделять главные вопросы,
второстепенные вопросы и вопросы, вызывающие затруднения,
и работать над ними; С7 – уметь связывать пройденный материал с новым;
С8 – уметь применять на практике полученные ранее
знания;
С9 – уметь самостоятельно делать выводы;
С10 – уметь самостоятельно добывать знания;
С11 – знать и понимать термины, процессы, свойства,
связанные с размножением и развитием организмов;
С12 – уметь аргументировать, доказывать при ответах
(особенно на проблемные вопросы)
Тип урока: обобщающий
Форма проведения урока: консультация
Методы и приёмы обучения: самостоятельная работа
в группах и по парам, эвристический, проблемный,
практическая работа
Оборудование: задания для учся (тесты, карточки),
плакаты, таблицы, дополнительная литература,
микроскоп, микропрепараты
Учитель биологии (2я дидактическая
категория)– Князева Т.А.
Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс
Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс
Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс
Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс
Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс
Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс
Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс
Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс
Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс
Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс
Дидактический проект по биологии Тема: «Размножение и развитие организмов» 11-12 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.