Министерство просвещения Республики Молдова.
Главное управление образования АТО Гагаузия.
Комратский лицей им. Д.Карачобана.
Дидактический проект
урока
по русской литературе
в 12 «б» классе (гуманитарного профиля).
ПО ТЕМЕ:
«Драма Понтия Пилата в отступничестве от нравственного закона, трусость. Сила человеческого духа, сила веры, сила Слова в образе Иешуа»
Подготовила – учитель
русского языка и литературы
Сусан Е.П.
Комрат. 2012 г.
Дидактический проект урока.
Учитель Сусан Е.П.
Предмет русская литература.
Класс 12.
Дата 18,20,21. 11. 2014.
Тема: «Драма Понтия Пилата в отступничестве от нравственного закона, трусость. Сила человеческого духа, сила веры, сила Слова в образе Иешуа».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока – урок изучения художественного произведения.
Форма урока – анализ художественного текста, сравнительный анализ фрагментов текстов художественной и религиозной литературы схожей тематики («ершалаимских» глав романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», повести Л.Андреева «Иуда из Кариота», «Нового Завета», 2 главы романа Ч.Айтматова «Плаха»), сравнительный анализ фрагментов художественного текста картиной Н.Ге «Что есть истина?», анимационного фильма Гарри Бардина «Адажио», фрагментами художественного многосерийного фильма Вл. Бортко «Мастер и Маргарита».
Оборудование:
Субкомпетенции:
- знание художественного текста;
- знание и понимание жанра социального, философского романа, притчи;
- умение самостоятельно анализировать художественный текст и самостоятельно его оценивать с точки зрения современности;
-умения и навыки сравнительного анализа фрагментов худ. произведения разных авторов и разных жанров (романа и притчи);
- умение аналитически осмысливать текст;
- навыки составления собственного текста.
Межпредметные компетенции:
-умение пользоваться методикой литературоведческого и лингвистического анализов в их единстве;
-умения и навыки сравнительного анализа фрагментов художественного текста картиной Н.Ге «Что есть истина?», анимационного фильма Гарри Бардина «Адажио», фрагментами художественного многосерийного фильма Вл. Бортко «Мастер и Маргарита».
Ключевые цели:
- продолжать формировать умения и навыки анализа художественного образа;
- проанализировать «Ершалаимские» главы романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»;
- сравнить фрагменты худ.произведений разных авторов;
- понять, почему писатель обратился к этой теме?
Образовательные:
-показать исторические и евангельские основы романа.
Развивающие:
-углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок;
-показать гуманистическую направленность романа и его «ершалаимских» глав, в которых образ Понтия Пилата имеет основополагающее значение.
Воспитательные:
-воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед богом и совестью за каждый свой шаг.
Операциональные цели:
На творческом уровне:
- Осуществлять микроисследовательскую работу.
-Развивать умения и навыки обобщения.
На когнитивном уровне:
-Наблюдать, описывать, применяя соответствующую терминологию.
-Воспринимать, запоминать, логически и правильно излагать суждения.
На рефлекторном уровне:
- Контролировать себя, управлять собой.
-Уметь объективно оценивать свою работу.
На социальном уровне:
-Работать в коллективе.
На уровне общения:
- Активно слушать учителя, партнёра.
-Уметь строить рассказ, комментировать, отвечать на вопросы.
-Воспитывать в себе культуру монологической и диалогической речи.
Ценностные отношения:
-Толерантность в общении.
-Взаимовыручка и взаимопомощь.
Дидактическое обеспечение урока:
Дидактические стратегии:
формы: фронтальная, индивидуальная работа;
методы: беседа, диспут, конспектирование, работа с текстом, анализ, презентация;
оборудование: учебник, текст художественного произведения, текст глав из Нового Завета, фрагменты из повести Л.Андреева «Иуда из Кариота», 2 глава из романа Ч.Айтматова «Плаха», иллюстрации, слайды, анимационный фильм Гарри Байдина «Адажио», картина Н.Ге «Что есть истина?», фрагменты художественного многосерийного фильма Вл. Бортко «Мастер и Маргарита» ;
техники: спор – диалог, эссе, проблемный вопрос.
Литература (источники) для учителя:
Куррикулум для лицейских классов. Русский язык и литература.
Formarea profesorilor pentru implementarea curriculumului mordernizat de liceu. Русский язык и литература. Suport de kurs. Elaborat de: Olga Brijatiuc. Formarea profesorilor pentru implementarea curriculumului modernizat de liceu-2010.
Литература (источники) для учителя и ученика:
Р.Ф.Горшкова, Л.И.Демченко, Т.Г.Черных. Русская литература. Русский язык. 12 класс. Учебник для лицеев с русским языком обучения. Editura «Lumina» Chişinâu 2007.
М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (любое издание), текст глав из Нового Завета, фрагменты из повести Л.Андреева «Иуда из Кариота», 2 глава из романа Ч.Айтматова «Плаха».
Ресурсы: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к драме.
Стратегии оценивания:
Тип: Методы и формы
традиционные: опрос;
нетрадиционные: само- и взаимооценивания.
№ п/п |
Этапы урока. |
Содержание. |
Виды деятельности учителя. |
Виды деятельности учащихся. |
Дидактические стратегии |
Оценивание. |
||||||||||||||||||||||||||
1. |
Активизация
|
Приветствие, проверка готовности к уроку. Объявление темы, целей урока. Запись эпиграфа.
|
Приветствует, концентрирует внимание учащихся, устанавливает контакт с классом, создаёт рабочую атмосферу. Объявляет тему, цели урока, эпиграф. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Записывают тему урока, ключевые вопросы: Что есть истина? Кто главный герой ершалаимских глав романа? Какую роль играет автор в романе? Как выражается авторская позиция в прозаическом произведении? Каким образом расположены ершалаимские главы? Зачем автор использует такую сложную систему повествования? Какие проблемы затрагивает на страницах своего романа Булгаков? эпиграфы: Правду говорить легко и приятно М.А. Булгаков Многие великие истины были сначала кощунством. Б. Шоу Поиск истины важнее, чем обладание истиной. А. Эйнштейн "Иисус отвечал: Я на то родился и на то пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа моего. Пилат сказал ему: что есть истина:". Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 37, 38. Совесть, Благородство и Достоинство – Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрёшь как человек. Б.Окуджава. |
Беседа. Использование слайдов (1-7). |
Готовность к уроку. |
||||||||||||||||||||||||||
2. |
Актуализация знаний .
|
Проверка домашнего задания.
|
1. Ставит вопросы проблемного характера, выясняет усвоение учащимися пройденного материала. -Как вы определите композицию романа? - В чём проявляется своеобразие композиции романа? - Каков жанр романа? -Назовите основные темы романа. -Где и когда происходит основное действие? Накануне какого великого праздника? -Что стало предметом рассмотрения Булгакова? -Кого, за что и как наказывает Воланд и его свита. |
Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.
|
Ответы уч-ся, аргументация, опора на фактический материал. Фронтальная работа. Слайд №8. |
Умение составлять правильный монологический текст, аргументиро-вать свой ответ. |
||||||||||||||||||||||||||
3. |
Вызов |
Составление кластера на тему «Истина». Комментирование анимационного фильма Гарри Байдина «Адажио» |
Предлагает учащимся составить кластер на тему «Истина». Истина - 1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. 2. То же, что правда. 3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.
|
Вместе с учителем заполняют кластер на тему «Истина», комментируют анимационный фильм.
|
Ответы уч-ся, беседа, обмен мнениями, аргументация. Использование слайдов. Техника «Кластер». Фронтальная работа. (слайд № 9-10). |
Умение работать в коллективе над выполнением общей задачи – составлении кластера на тему «Истина», просмотр анимационного фильма |
||||||||||||||||||||||||||
4. |
Сравни-тельный анализ
|
Сравнительный анализ «ершалаимских глав» и др. текстов. |
Предлагает сравнить тексты «ершалаимских» глав из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с евангельским тесктом, исторической справкой о Понтие Пилате, Иешуа, с повестью Л.Андреева «Иуда из Кариота», 2главы из романа Ч.Айтматова «Плаха». |
Сравнивают тексты, заполняют таблицу. |
Метод сравнительного анализа, письменная работа. Использование слайдов (11-19, 21-28). Фронтальная форма. |
Умение сравнивать худ.тексты разных авторов, худ. текст и религиозный текст (Библия). Оформление ответа учащихся в правильный монологический текст, умение участвовать в диалоге /споре /диспуте. |
||||||||||||||||||||||||||
5. |
Сравнительный анализ худ. текста с произведениями др. видов искусств (ИЗО и кино) |
Анализ фрагмента худ.текста, просмотр и анализ видео-фрагмента. Сопоставительный анализ судеб А.Пушкина и В.Моцарта. Прослушивание музыкального фрагмента, беседа |
1. Декламирует текст. Где ж правота, когда священный дар, Когда бессмертный гений – не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан – А озаряет голову безумца, Гуляки праздного? После прочтения предлагает ответить на вопрос: «Прав ли Сальери в своих претензиях к Богу?» 2. Предлагает просмотреть видео фрагмент (из к-ма «Амадеус»), задаёт вопрос проблемного характера: «Кто «достоин» гениальности?». 3. Предлагает ответить на вопросы: 1. Когда звучат строки: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»? 2. Почему звучат дважды? 3. В чём признаётся Сальери самому себе?
4. Предлагает ответить на вопрос: Сальери признаёт гениальность Моцарта, но совершает преступление. Почему?
5. Предлагает оформить свои выводы в виде сопоставительной таблицы.
6.Предлагает выбрать одно из высказываний и прокомментируйте его. «Немного творилось бы на свете зла, если бы последнее не проходило под фирмою добра» (Мария Эшенбах); «Каждый истинный гений должен быть наивным, иначе это не гений» (ФридрихШиллер). «Пушкин знал, что он гениален, но у него хватило ума этого не показывать» (А.Грин).
7.Предлагает прослушать музыкальный фрагмент, ответить на вопросы к нему. |
1. Прослушивают поэтический текст, после чего отвечают на вопрос учителя.
2. Просматривают видеофрагмент, интерпретируют, отвечают на вопрос учителя, участвуют в дискуссии.
3. Отвечают на вопросы учителя, зачитывают необходимые фрагменты из текста трагедии. Моцарт: Да! Бомарше ведь был тебе приятель; Ты для него «Тарара» сочинил, Вещь славную. Там есть один мотив… Я всё твержу его, когда я счастлив.. Ла,ла,ла,ла… Ах, правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то отравил? Салери: Не думаю: он слишком был смешон Для ремесла такого. Моцарт: Он же гений, Как ты да я. А гений и злодейство- Две вещи несовместные. Не правда ль? ****************** Сальери: До свиданья. (Один.) Ты заснёшь Надолго, Моцарт! Но ужель он прав. И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные. 4. Отвечают на вопрос учителя (Всему виной –зависть).
5. Заполняют вместе с учителем сопоставительную таблицу.
6. Комментируют выбранное высказывание, связывают его с текстом трагедии, с судьбами героев урока, аргументируют свои ответы.
7. Слушают отрывок из «Реквиема» Моцарта. Делятся своими впечатлениями от услышанного. Связывают музыкальный текст со словами А.С.Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?»
|
Метод слухового и зрительного восприятия. Аргументированные ответы уч-ся, беседа, опора на фактический материал. Использование слайдов (7-13). Фронтальная форма.
Метод слухового и зрительного восприятия. Аргументированные ответы уч-ся, беседа. Выразительное чтение. Ответы на вопросы, анализ (выборочный) текста. Фронтальная форма.
Ответы на вопрос, беседа. Фронтальная форма.
Сопоставительная таблица. Фронтальная форма.
Фронтальная работа. Комментирование высказыва-ния, беседа.
Фронтальная и индивидуаль-ная работа. Метод слухового восприятия. Ответ на вопрос, беседа. |
Умение интерпретиро-вать и анализировать текст, составлять правильный монолог, аргументиро-вать свой ответ, участвовать в диалоге.
Умение интерпретиро-вать видеофрагмент, участие в дискуссии. Анализ отрывка.
Умение давать аргументированный ответ.
Умение работать в коллективе над общей целью – составлении таблицы.
Умение оформлять свой ответ в правильный монологичес-кий текст, участие в беседе.
Письменная работа. Умение оформлять свой ответ в правильный монологичес-кий текст, учас-тие в беседе. |
||||||||||||||||||||||||||
6. |
Подведение итогов (3мин.). |
Выявляется степень усвоения нового материала. |
Проводит обобщающую беседу. |
Отвечают, выразительно зачитывают, делают обобщения. Записывают вывод в форме тезисов. «Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием Пушкина самому себе. ЗАВИСТЬ, КЛЕВЕТА, СПЛЕТНИ, МАТЕРИАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ – и сам Пушкин, и его герои «Маленьких трагедий» страдают от этого! «Нет правды на земле…» - приговор «ужасному веку» и «ужасным сердцам». |
Монологичес-кий ответ, рассуждения, работа с текстом. |
Умение составлять правильный монолог, аргумен-тировать свой ответ, участвовать в диалоге. |
||||||||||||||||||||||||||
7. |
Итоговое оценивание урока (3мин.).
|
Подведение итогов. |
Даёт общую оценку работе класса и каждого в отдельности ученика. |
Говорят, о чём узнали на уроке, формулируют свои выводы, высказывают ощущения от данного урока. Дают оценку своей работе и работе своих товарищей, заполняют таблицу оценивания. |
Рассуждение, сопоставление, сравнение. |
Умение составлять монолог, аргумен-тировать свой ответ |
||||||||||||||||||||||||||
8. |
Домашнее задание (3 мин.). |
Объяснение домашнего задания. |
Даёт задание на дом, объясняет его. |
Записывают домашнее задание, слушают объяснения учителя. |
Беседа. |
Степень понимания объяснений учителя. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.