Дидактический проект урока по русской литературе в 12 «б» классе (гуманитарного профиля). ПО ТЕМЕ: «Драма Понтия Пилата в отступничестве от нравственного закона, трусость. Сила человеческого духа, сила веры, сила Слова в образе Иешуа»
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Дидактический проект урока по русской литературе в 12 «б» классе (гуманитарного профиля). ПО ТЕМЕ: «Драма Понтия Пилата в отступничестве от нравственного закона, трусость. Сила человеческого духа, сила веры, сила Слова в образе Иешуа»

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Разработки курсов
docx
русская литература
11 кл
05.01.2017
Дидактический проект урока по  русской литературе в 12  «б» классе (гуманитарного профиля).  ПО ТЕМЕ: «Драма Понтия Пилата в отступничестве от нравственного закона, трусость. Сила человеческого духа, сила веры, сила Слова в образе Иешуа»
Форма урока – анализ художественного текста, сравнительный анализ фрагментов текстов художественной и религиозной литературы схожей тематики («ершалаимских» глав романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», повести Л.Андреева «Иуда из Кариота», «Нового Завета», 2 главы романа Ч.Айтматова «Плаха»), сравнительный анализ фрагментов художественного текста картиной Н.Ге «Что есть истина?», анимационного фильма Гарри Бардина «Адажио», фрагментами художественного многосерийного фильма Вл. Бортко «Мастер и Маргарита». Оборудование: Субкомпетенции: - знание художественного текста; - знание и понимание жанра социального, философского романа, притчи; - умение самостоятельно анализировать художественный текст и самостоятельно его оценивать с точки зрения современности; -умения и навыки сравнительного анализа фрагментов худ. произведения разных авторов и разных жанров (романа и притчи); - умение аналитически осмысливать текст; - навыки составления собственного текста. Межпредметные компетенции: -умение пользоваться методикой литературоведческого и лингвистического анализов в их единстве; -умения и навыки сравнительного анализа фрагментов художественного текста картиной Н.Ге «Что есть истина?», анимационного фильма Гарри Бардина «Адажио», фрагментами художественного многосерийного фильма Вл. Бортко «Мастер и Маргарита».
урок по ершалаимским главам.docx

Министерство просвещения Республики Молдова.

Главное управление образования АТО Гагаузия.

Комратский лицей им. Д.Карачобана.

 

 

 

Дидактический проект

урока

по  русской литературе

в 12  «б» классе (гуманитарного профиля).

 

ПО ТЕМЕ:

«Драма Понтия Пилата в отступничестве от нравственного закона, трусость. Сила человеческого духа, сила веры, сила Слова в образе Иешуа»

 

 

                                                                                                                                                      Подготовила – учитель

русского языка и литературы

                                                                                                                                    Сусан Е.П.

 

 

 

Комрат.  2012 г.

 

Дидактический проект урока.

Учитель     Сусан Е.П.

Предмет     русская литература.                                 

Класс   12.                                        

 Дата   18,20,21. 11. 2014.

Тема:  «Драма Понтия Пилата в отступничестве от нравственного закона, трусость. Сила человеческого духа, сила веры, сила Слова в образе Иешуа».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока – урок  изучения художественного произведения.

Форма урока – анализ    художественного текста, сравнительный анализ фрагментов текстов художественной и религиозной литературы схожей тематики («ершалаимских» глав романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», повести Л.Андреева «Иуда из Кариота», «Нового Завета», 2 главы романа Ч.Айтматова «Плаха»), сравнительный анализ фрагментов  художественного текста картиной Н.Ге «Что есть истина?», анимационного фильма Гарри Бардина «Адажио», фрагментами художественного многосерийного фильма Вл. Бортко  «Мастер и Маргарита».

Оборудование:

Субкомпетенции:

           - знание художественного текста;

           - знание и понимание жанра социального, философского романа, притчи;

           - умение самостоятельно анализировать художественный текст и самостоятельно его оценивать с точки зрения современности;

           -умения и навыки сравнительного анализа фрагментов худ. произведения разных авторов и разных жанров (романа и притчи);

           - умение аналитически осмысливать текст;

           - навыки составления собственного текста.

Межпредметные компетенции:

            -умение пользоваться методикой литературоведческого и лингвистического анализов в их единстве;

            -умения и навыки сравнительного анализа  фрагментов  художественного текста картиной Н.Ге «Что есть истина?», анимационного фильма Гарри Бардина «Адажио», фрагментами художественного многосерийного фильма Вл. Бортко  «Мастер и Маргарита».

Ключевые цели:

- продолжать формировать умения и навыки анализа художественного образа;

- проанализировать «Ершалаимские» главы романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

- сравнить фрагменты худ.произведений разных авторов;

- понять, почему писатель обратился к этой теме?

Образовательные:

-показать исторические и евангельские основы романа.

Развивающие:

     -углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок;

   -показать гуманистическую направленность романа и его «ершалаимских» глав, в которых образ Понтия Пилата имеет основополагающее значение.

Воспитательные:

        -воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед богом и совестью за каждый свой шаг.

Операциональные цели:

На творческом уровне:

- Осуществлять микроисследовательскую работу.

-Развивать умения и навыки обобщения.

На когнитивном уровне:

-Наблюдать, описывать, применяя соответствующую терминологию.

-Воспринимать, запоминать, логически и правильно излагать  суждения.

На рефлекторном уровне:

- Контролировать себя, управлять собой.

-Уметь объективно оценивать свою работу.

На социальном уровне:

-Работать в коллективе.

На уровне общения:

- Активно слушать учителя, партнёра.

-Уметь строить рассказ, комментировать, отвечать на вопросы.           

-Воспитывать в себе культуру монологической и диалогической речи.

Ценностные отношения:

-Толерантность в общении.

-Взаимовыручка и взаимопомощь.

Дидактическое обеспечение урока:

Дидактические стратегии: 

     формы: фронтальная, индивидуальная работа;

     методы: беседа, диспут, конспектирование, работа с текстом, анализ, презентация;

оборудование: учебник, текст художественного произведения,  текст глав из Нового Завета, фрагменты из повести Л.Андреева «Иуда из Кариота», 2 глава из романа Ч.Айтматова «Плаха», иллюстрации, слайды, анимационный фильм Гарри Байдина «Адажио», картина Н.Ге «Что есть истина?», фрагменты  художественного многосерийного фильма Вл. Бортко  «Мастер и Маргарита» ;

 техники: спор – диалог, эссе, проблемный вопрос.

Литература (источники) для учителя:

Куррикулум для лицейских классов. Русский язык и литература.

Formarea profesorilor pentru implementarea curriculumului mordernizat de liceu. Русский язык и литература. Suport de kurs. Elaborat de: Olga Brijatiuc. Formarea profesorilor pentru implementarea curriculumului modernizat de liceu-2010. 

 Литература (источники) для учителя и ученика:

Р.Ф.Горшкова, Л.И.Демченко, Т.Г.Черных. Русская литература. Русский язык. 12 класс. Учебник для лицеев с русским языком обучения. Editura «Lumina» Chişinâu 2007.

М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (любое издание), текст глав из Нового Завета, фрагменты из повести Л.Андреева «Иуда из Кариота», 2 глава из романа Ч.Айтматова «Плаха».

Ресурсы:  портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к драме.

Стратегии оценивания:  

  Тип: Методы и формы

    традиционные: опрос;

   нетрадиционные: само- и взаимооценивания.

 

№ п/п

Этапы урока.

Содержание.

Виды деятельности учителя.

Виды деятельности учащихся.

Дидактические стратегии

Оценивание.

1.

Активизация

 

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Объявление темы, целей урока. Запись эпиграфа.

 

Приветствует, концентрирует внимание учащихся, устанавливает контакт с классом, создаёт рабочую атмосферу. Объявляет тему, цели урока, эпиграф.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Записывают тему урока, ключевые вопросы:  

Что есть истина?

Кто главный герой ершалаимских глав романа?

Какую роль играет автор в романе?

Как выражается авторская позиция в прозаическом произведении?

Каким образом расположены ершалаимские главы? Зачем автор использует такую сложную систему повествования?

Какие проблемы затрагивает на страницах своего романа Булгаков?

эпиграфы:

 Правду говорить легко и приятно

                            М.А. Булгаков

Многие великие истины были сначала кощунством.

                                       Б. Шоу

 Поиск истины важнее, чем обладание истиной.

                               А. Эйнштейн

"Иисус отвечал:

Я на то родился и на то пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа моего.

Пилат сказал ему: что есть истина:". Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 37, 38.

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

                             Б.Окуджава.

Беседа. Использование слайдов (1-7).

Готовность к уроку.

2.

           Актуализация знаний

.

 

Проверка домашнего задания.

 

1. Ставит вопросы проблемного характера, выясняет усвоение учащимися пройденного материала.

-Как вы определите композицию романа? 

- В чём проявляется своеобразие композиции романа?

- Каков жанр романа? 

-Назовите основные темы романа.

-Где и когда происходит основное действие? Накануне какого великого праздника?

-Что стало предметом рассмотрения Булгакова?

-Кого, за что и как наказывает Воланд и его свита.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

 

Ответы уч-ся, аргументация, опора на фактический материал.

Фронтальная работа.

Слайд №8.

Умение составлять правильный монологический текст, аргументиро-вать свой ответ.

3.

Вызов

Составление кластера на тему «Истина».

Комментирование анимационного фильма  Гарри Байдина «Адажио»

Предлагает учащимся составить кластер на тему «Истина».

Истина - 1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. 2. То же, что правда. 3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

 

Вместе с учителем заполняют кластер на тему «Истина», комментируют анимационный фильм.

 

Ответы уч-ся, беседа, обмен мнениями, аргументация.

Использование слайдов. Техника «Кластер». Фронтальная работа.

(слайд № 9-10).

Умение работать в коллективе над выполнением общей задачи – составлении кластера на тему «Истина», просмотр анимационного фильма

4.

Сравни-тельный анализ

 

 

Сравнительный анализ «ершалаимских глав» и др. текстов.

Предлагает сравнить тексты «ершалаимских» глав из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с евангельским тесктом, исторической справкой о Понтие Пилате, Иешуа, с повестью Л.Андреева «Иуда из Кариота», 2главы из романа Ч.Айтматова «Плаха».

Сравнивают тексты, заполняют таблицу.

Метод сравнительного анализа, письменная работа.

Использование слайдов  (11-19, 21-28).  Фронтальная форма.

Умение сравнивать худ.тексты разных авторов, худ. текст и религиозный текст (Библия). Оформление ответа учащихся в правильный монологический текст, умение участвовать в диалоге /споре /диспуте.

5.

Сравнительный анализ худ. текста с  произведениями др. видов искусств (ИЗО и кино)

Анализ фрагмента худ.текста, просмотр и анализ видео-фрагмента. Сопоставительный анализ судеб А.Пушкина и В.Моцарта.

Прослушивание музыкального фрагмента, беседа

1. Декламирует текст.

Где ж правота, когда  священный  дар,

Когда бессмертный гений – не в награду

 Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений  послан –

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?

После прочтения предлагает  ответить на вопрос: «Прав ли Сальери в своих претензиях к Богу?»

2. Предлагает просмотреть видео фрагмент (из к-ма «Амадеус»), задаёт вопрос проблемного характера: «Кто «достоин» гениальности?».

3. Предлагает ответить на вопросы:

1. Когда звучат  строки: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?

2. Почему звучат дважды?

3. В чём признаётся Сальери самому себе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предлагает ответить на вопрос: Сальери признаёт гениальность Моцарта, но совершает преступление. Почему?

 

5. Предлагает оформить свои выводы в виде сопоставительной таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Предлагает выбрать одно из  высказываний и    прокомментируйте его.

«Немного творилось бы на свете зла, если бы последнее не проходило под фирмою добра»

            (Мария Эшенбах);

«Каждый истинный гений должен быть наивным, иначе это не гений» (ФридрихШиллер).

«Пушкин знал, что он гениален, но у него хватило ума этого не показывать»

(А.Грин).

 

7.Предлагает прослушать музыкальный фрагмент, ответить на вопросы к нему.

1. Прослушивают поэтический текст, после чего отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Просматривают видеофрагмент, интерпретируют, отвечают на вопрос учителя, участвуют в дискуссии.

 

 

3. Отвечают на вопросы учителя, зачитывают необходимые фрагменты из текста трагедии.

                Моцарт:

Да! Бомарше ведь был тебе   приятель;

Ты для него «Тарара» сочинил,

Вещь славную. Там есть один мотив…

Я всё твержу его, когда я счастлив..

Ла,ла,ла,ла… Ах, правда ли, Сальери,

Что Бомарше кого-то отравил?

                     Салери:

Не думаю: он слишком был смешон

Для ремесла такого.

                Моцарт:

                                Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство-

Две вещи несовместные.

                               Не правда ль?

******************

           Сальери:

              До свиданья.

               (Один.)

               Ты заснёшь

Надолго, Моцарт! Но ужель он прав.

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные.

4. Отвечают на вопрос учителя (Всему виной –зависть).

 

 

 

 

5. Заполняют вместе с учителем сопоставительную таблицу.

 

В.А.Моцарт

А.С.Пушкин

Великий композитор

Великий поэт

Рано начали писать

музыку,

стихи,

музыкальные

Литературные

произведения.

Тернистый жизненный путь:

периоды безденежья,

зависть,

враждебное отношение к себе,

короткий жизненный путь

(36лет)

(37 лет),

Но создано огромное количество шедевров!

 

6. Комментируют выбранное высказывание, связывают его с текстом трагедии, с судьбами героев урока, аргументируют свои ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Слушают отрывок из «Реквиема» Моцарта. Делятся своими впечатлениями от услышанного.

Связывают музыкальный текст со словами А.С.Пушкина:

«Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?»

 

Метод слухового и зрительного восприятия. Аргументированные ответы уч-ся, беседа, опора на фактический материал.

Использование слайдов (7-13). Фронтальная форма.

 

 

Метод слухового и зрительного восприятия. Аргументированные ответы уч-ся, беседа.

Выразительное чтение. Ответы на вопросы, анализ (выборочный) текста.

Фронтальная форма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопрос, беседа. Фронтальная форма.

 

 

Сопоставительная таблица. Фронтальная форма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа. Комментирование высказыва-ния, беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная и индивидуаль-ная работа. Метод слухового восприятия. Ответ на вопрос, беседа.

Умение интерпретиро-вать и анализировать текст, составлять правильный монолог, аргументиро-вать свой ответ, участвовать в диалоге.

 

 

 

Умение интерпретиро-вать видеофрагмент, участие в дискуссии.

Анализ отрывка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение давать аргументированный ответ.

 

 

 

Умение работать в коллективе над общей целью – составлении таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение оформлять свой ответ в правильный монологичес-кий текст, участие в беседе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменная работа. Умение оформлять свой ответ в правильный монологичес-кий текст, учас-тие в беседе.

6.

Подведение итогов

(3мин.).

Выявляется степень усвоения нового материала.

Проводит обобщающую беседу.

Отвечают, выразительно зачитывают, делают обобщения. Записывают вывод в форме тезисов.

«Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием Пушкина самому себе.

ЗАВИСТЬ, КЛЕВЕТА, СПЛЕТНИ,

МАТЕРИАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ – и сам Пушкин, и его герои «Маленьких трагедий» страдают от этого!

«Нет правды на земле…» -

приговор «ужасному веку» и «ужасным сердцам».

Монологичес-кий ответ, рассуждения, работа с текстом.

Умение составлять правильный монолог, аргумен-тировать свой ответ, участвовать в диалоге.

7.

Итоговое оценивание урока (3мин.).

 

Подведение итогов.

Даёт общую оценку работе класса и каждого в отдельности ученика.

Говорят, о чём узнали на уроке, формулируют свои выводы, высказывают ощущения от данного урока. Дают оценку своей работе и работе своих товарищей, заполняют таблицу оценивания.

Рассуждение, сопоставление, сравнение.

Умение составлять монолог, аргумен-тировать свой ответ

8.

Домашнее задание

(3 мин.).

Объяснение домашнего задания.

Даёт задание на дом, объясняет его.

Записывают домашнее задание, слушают объяснения учителя.

Беседа.

Степень понимания объяснений учителя.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство просвещения Республики

Министерство просвещения Республики

Дидактический проект урока.

Дидактический проект урока.

Воспитательные: -воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед богом и совестью за каждый свой шаг

Воспитательные: -воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед богом и совестью за каждый свой шаг

Р.Ф.Горшкова, Л.И.Демченко, Т

Р.Ф.Горшкова, Л.И.Демченко, Т

Поиск истины важнее, чем обладание истиной

Поиск истины важнее, чем обладание истиной

Где и когда происходит основное действие?

Где и когда происходит основное действие?

Плаха».Сравнивают тексты, заполняют таблицу

Плаха».Сравнивают тексты, заполняют таблицу

Предлагает ответить на вопросы: 1

Предлагает ответить на вопросы: 1

Предлагает ответить на вопрос:

Предлагает ответить на вопрос:

Предлагает выбрать одно из высказываний и прокомментируйте его

Предлагает выбрать одно из высказываний и прокомментируйте его

Пушкин знал, что он гениален, но у него хватило ума этого не показывать» (А

Пушкин знал, что он гениален, но у него хватило ума этого не показывать» (А

Моцарта. Делятся своими впечатлениями от услышанного

Моцарта. Делятся своими впечатлениями от услышанного

Подведение итогов. Даёт общую оценку работе класса и каждого в отдельности ученика

Подведение итогов. Даёт общую оценку работе класса и каждого в отдельности ученика
скачать по прямой ссылке
Похожие публикации:
сегодня на курсы переподготовки
для учителей